Музыка Камбоджи имеет многовековую историю. Основу музыкальной культуры страны составляет музыкальное искусство кхмеров, свой вклад вносят музыкальные традиции других народностей — вьетнамцев, китайцев, тямов и горных кхмеров.
Национальные костюмы, танцы и музыка Камбоджи |
Музыка Камбоджи имеет многовековую историю. Основу музыкальной культуры страны составляет музыкальное искусство кхмеров, свой вклад вносят музыкальные традиции других народностей — вьетнамцев, китайцев, тямов и горных кхмеров.
Здесь Вы видите полицейского у древнего храма, играющего для туристов на чапей.
Главную роль среди традиционных музыкальных инструментов играют ударные:
барабаны — сампхо (завезён в ЮВА из арабских стран), чхайям (деревенские танцоры носят его на ремне через плечо, аккомпанируя танцам), литавры — ско-тхом (обязательный инструмент для танцевальных оркестров); гонги, используемые широко во время праздничных шествий; в классическом камбоджийском оркестре есть инструмент конг-тхом, составленный из 16 маленьких гонгов.
Среди духовых инструментов главное место принадлежит гобоям — пей о, пра пей, пей-пок, и флейте — кхлой; у народности пеар имеется инструмент, состоящий из 5–6 флейт, — пхла.
Из народных форм музыки известны «чапей» и «а яй».
Первая из них популярна среди старшего поколения и чаще всего исполняется одним человеком на камбоджийской гитаре (чапей), который в промежутках между музицированием декламирует тексты. Тексты песен, как правило, посвящены моральной или религиозной тематике.
Музыка в жанре «а яй» исполняется соло или дуэтом мужчины и женщины и часто носит комический характер, с широким использованием экспромтов. Жанр «пленг каах» (буквально — «свадебная музыка») представляет собой набор традиционной музыки и песен для сопровождения различных обрядов традиционной кхмерской свадьбы, которая длится много дней.
Традиции кхмерской народной музыки существовали почти неизменными на протяжении веков, включая период французского колониального господства.
После обретения Камбоджей независимости, до прихода к власти красных кхмеров правительство страны уделяло немалое внимание развитию национальной музыки.
Так, в 1966 году в Пномпене был создан Институт изящных искусств, где велась подготовка профессиональных актёров, музыкантов, танцоров, а также построен концертный зал, в котором происходили выступления танцевальных групп института (как правило, для высокопоставленных иностранных дегаций, дипломатического корпуса и т. д.).
В 1960-70-х годах в Камбодже стала практиковаться и поп-музыка.
Но во время пребывания у власти красных кхмеров культурные учреждения были ликвидированы, многие классические и популярные певцы 60-70-х годов убиты или отправлены в лагеря.
В 1980-х годах Кео Сурат (камбоджийский беженец, поселившийся в США) и другие камбоджийские эмигранты выступали с популярными песнями, стилизованными под традиционную камбоджийскую музыку.
В 1980-е и 1990-е годы также росла популярность музыки в стиле кантрум, характерное для северных кхмеров.
Путешествуя в автобусах по Камбожде мы лицезрели, как пассажиры, музыкальные доморещенные клипы (по нашим меркам). Ну типа как у нас «а-ля девяностые».
Два прихлопа, три притопа…
Но попса в этой стране скорее жива, чем мертва.
Камбоджийские танцы — прямые наследники придворных танцев Индии. Самым ярким образцом классического народного танца стал сюжет поэмы Рама.
Танцовщицы Апсара пришли к кхмерам из Индуизма.
Там они были полубогинями, дочерями Вишну.
Сейчас, чтобы познакомиться с кхмерским танцем королей достаточно посетить Ангкор.
На барельефах многих храмов этого древнего города красуются полуобнаженные дамы в различных позах.
В одном из храмов Ангкора сохранилась бальная терраса, где прекрасные танцовщицы выступали перед королем во время полнолуния.
С разгромом Ангкора для танцовщиц Апсара наступили темные времена, танец на некоторое время был утерян вплоть до 19 века.
До того, как Камбоджа перешла в статус французской колонии, танцовщицы Апсара исполняли свое искусство топлесс.
И лишь с наступлением новой эры, связанной с Европой, в истории Камбоджи появились необычные яркие, богато украшенные костюмы со смесью тайских мотивов одежды для жриц древнего искусства танца.
Древние кхмерские танцы — это сочетание плавной пластики и застывших поз.
Каждый танец — это отдельная история, несущая в себе сакральный смысл.
Каждое движение — это завораживающий поток энергии.
Еще в древности женщины, исполнявшие главный кхмерский танец — Апсара, возводились в ранг богинь и почитались всеми, в том числе и королями.
Апсара — это не просто танец, это язык для посвященных.
Кроме древнего танца Апсара в Камбодже существует множество других национальных танцев, в которых участвуют не только девушки, но и мужчины.
В храмах Ангора вот так развлекают туристов.
Часть из этих танцев носят религиозный или мифологический характер, рассказывая истории по средствам движений.
Некоторые танцы пришли из народа, в них рассказывается о простой жизни людей.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.
Следующий рассказ будет посвящён спиртным напиткам Камбоджи и Вьетнама.
Продолжение следует…