Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 11:36
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?
Фотоальбом

По Большой Никитской и Брюсову переулку

4 14
Москва — Россия Май 2017

В подготовке материала использованы сведения из Википедии и других источников, ссылки прилагаю.

Начинаю новый цикл заметок о четырёхдневном путешествии на майский праздник, День Победы.

За эти четыре дня успел посетить два города Москву и Тулу.

В коротком путешествии дорога каждая минута, поэтому чуть только куранты пробили конец рабочего дня 5.05.17 в 16:00, то через десять минут мы уже мчались на попутной машине Бла-Бла-Кар в столицу.

Дорога не прошла без приключений. У водителя что-то случилось с двигателем, но слава Богу это произошло уже в черте Москвы. Посочувствовав водителю воронежцу, поймали такси на всех и доехали до ближайшего метро.

Переночевали "забукав" предварительно комнату в Эр Эн Би, дёшево и сердито.

Посетив 25 стран и штук 150 городов считаю что жильё в столице моей страны неоправданно дорогое. Цены на жилье в столицах мира должно соответствовать заработку жителей страны.

Ну да ладно.....

Итак, утром первого дня небольшого путешествия отправились на бесплатную экскурсию по Большой Никитской, нашли её анонс в интернете и просто стало любопытно.

Как говорил Андрей Бедняков в "Орле и Решке", "где бесплатно - там и я".

Название улицы дано по Никитскому женскому монастырю, располагавшемуся на месте нынешнего сквера перед подстанцией метрополитена (дом 7/10, угол Большого Кисловского переулка). Монастырь в свою очередь назван в честь Никиты Готского (ум.372).  Древнейшая часть улицы (от современной Манежной площади до площади Никитских ворот) сформировалась на рубеже XV—XVI веков по трассе древней Волоцкой (Новгородской) дороги. Первоначально большая часть земельных владений, примыкавших к улице по правой стороне, принадлежала Новгородской чёрной сотне — одному из посадских объединений тяглых жителей Москвы, составлявших приходы самых древних местных церквей: Вознесение Господне «Малое» и Николая Чудотворца в Хлынове. На левой стороне улицы, не доходя церкви великомученика Никиты, в 1536 году располагался Ямской двор — первый центральный орган управления столицей, учреждённый ещё при Иване III.
Название улицы дано по Никитскому женскому монастырю, располагавшемуся на месте нынешнего сквера перед подстанцией метрополитена (дом 7/10, угол Большого Кисловского переулка). Монастырь в свою очередь назван в честь Никиты Готского (ум.372). Древнейшая часть улицы (от современной Манежной площади до площади Никитских ворот) сформировалась на рубеже XV—XVI веков по трассе древней Волоцкой (Новгородской) дороги. Первоначально большая часть земельных владений, примыкавших к улице по правой стороне, принадлежала Новгородской чёрной сотне — одному из посадских объединений тяглых жителей Москвы, составлявших приходы самых древних местных церквей: Вознесение Господне «Малое» и Николая Чудотворца в Хлынове. На левой стороне улицы, не доходя церкви великомученика Никиты, в 1536 году располагался Ямской двор — первый центральный орган управления столицей, учреждённый ещё при Иване III.
А вот и наша экскурсия. Встречаемся в оговоренном месте. В группе одни женщины. "Восемь девок один я, куда девки - туда я....."
В 1565 году, в связи с учреждением особого удела царя Ивана Грозного, левая сторона улицы вошла в состав опричнины, правая — земщины. На опричной стороне улицы была устроена Кисловская слобода (в районе современных Кисловских переулков), жители которой заготавливали на обиход царского Опричного двора различные соленья. За Кисловской слободой лежала обширная Поварская слобода, основанная предположительно ещё на рубеже XV—XVI вв., в которой проживали царские повара, хлебники, калашники, блинники и т. д.
С конца XVI в. улица постепенно начинает застраиваться дворами знати. В 1582 году дед царя Михаила Фёдоровича боярин Никита Романович Захарьев-Юрьев основал при церкви великомученика Никиты Никитский женский монастырь, вобравший в себя бывший боярский двор. Монастырь располагался на месте нынешней подстанции метрополитена (дом 7/10, угол Большого Кисловского переулка).
В 1920 году в связи с 50-летием со дня смерти писателя, революционного демократа А. И. Герцена, была переименована в улицу Герцена. В 1994 году улице возвращено историческое название. В 1997 году основная часть строений улицы от площади Никитских ворот до Садового кольца была включена в состав заповедной территории «Поварская — Большая Никитская»
А вот и наша экскурсия. Встречаемся в оговоренном месте. В группе одни женщины. "Восемь девок один я, куда девки - туда я....." В 1565 году, в связи с учреждением особого удела царя Ивана Грозного, левая сторона улицы вошла в состав опричнины, правая — земщины. На опричной стороне улицы была устроена Кисловская слобода (в районе современных Кисловских переулков), жители которой заготавливали на обиход царского Опричного двора различные соленья. За Кисловской слободой лежала обширная Поварская слобода, основанная предположительно ещё на рубеже XV—XVI вв., в которой проживали царские повара, хлебники, калашники, блинники и т. д. С конца XVI в. улица постепенно начинает застраиваться дворами знати. В 1582 году дед царя Михаила Фёдоровича боярин Никита Романович Захарьев-Юрьев основал при церкви великомученика Никиты Никитский женский монастырь, вобравший в себя бывший боярский двор. Монастырь располагался на месте нынешней подстанции метрополитена (дом 7/10, угол Большого Кисловского переулка). В 1920 году в связи с 50-летием со дня смерти писателя, революционного демократа А. И. Герцена, была переименована в улицу Герцена. В 1994 году улице возвращено историческое название. В 1997 году основная часть строений улицы от площади Никитских ворот до Садового кольца была включена в состав заповедной территории «Поварская — Большая Никитская»
Свой путь начинаем от дома номер 5, который был построен в 1799 году архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым для графа Владимира Григорьевича Орлова, младшего из братьев. В 1830-е гг. после пожара восстановлением и отделкой дома занимались О. Бове и С. Кампиони. Тогда появился третий этаж. Фасад дома со стороны улицы строго симметричен, его центр подчеркнут портиком из четырех пилястр сейчас коринфского ордера, а до пожара 1812 г. – ионического. Между пилястрами в центре расположены барельефы на античные сюжеты – возможно, авторства С. Кампиони.
На втором этаже дома была огромная бальная зала. Со стороны сада она выходила на открытую галерею, где гости прохаживались, охлаждаясь от танцев. Теперь она закрытая, видны только остатки украшавших ее колонн. На третьем этаже в мезонине была домовая церковь Св. Владимира. Отделка ее сохранилась с конца XVIII века. На первом этаже был грот, внутри облицованный кораллом. Второй этаж сохранял отделку Бове, немного переделанную в конце XIX века.
На втором этаже дома была огромная бальная зала. Со стороны сада она выходила на открытую галерею, где гости прохаживались, охлаждаясь от танцев. Теперь она закрытая, видны только остатки украшавших ее колонн. На третьем этаже в мезонине была домовая церковь Св. Владимира. Отделка ее сохранилась с конца XVIII века. На первом этаже был грот, внутри облицованный кораллом. Второй этаж сохранял отделку Бове, немного переделанную в конце XIX века.
С детьми графа Орлова занимался бывший у них домашним учителем В. Кюхельбекер, в доме жил крепостной Орлова, композитор А. Гурилев. Потом дом перешел к дочери Орлова Софье Владимировне Паниной, после нее и до 1917 года им владели князья Мещерские: дочь Софьи Паниной Мария, вышедшая замуж за князя Н. Мещерского, внука Н. Карамзина, и их потомки. В 1860 году тут скончался декабрист С. Трубецкой.

С 1934 по 1970 год в здании размещался исторический факультет Московского университета. Потом издательство Московского университета, которое делит его теперь с престижными ресторанами.

Материал по этому дому взят с сайта:
http://um.mos.ru/houses/dom_orlovykh_meshcherskikh/,
автор Ирина Левина
С детьми графа Орлова занимался бывший у них домашним учителем В. Кюхельбекер, в доме жил крепостной Орлова, композитор А. Гурилев. Потом дом перешел к дочери Орлова Софье Владимировне Паниной, после нее и до 1917 года им владели князья Мещерские: дочь Софьи Паниной Мария, вышедшая замуж за князя Н. Мещерского, внука Н. Карамзина, и их потомки. В 1860 году тут скончался декабрист С. Трубецкой. С 1934 по 1970 год в здании размещался исторический факультет Московского университета. Потом издательство Московского университета, которое делит его теперь с престижными ресторанами. Материал по этому дому взят с сайта: http://um.mos.ru/houses/dom_orlovykh_meshcherskikh/, автор Ирина Левина
А сейчас здесь кафе "Ватрушка". По словам экскурсовода цены в нём не гуманные
А сейчас здесь кафе "Ватрушка". По словам экскурсовода цены в нём не гуманные
Научно-исследовательский зоологический музей Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, ул. Большая Никитская, дом 2. Музей основан в 1791 году как «кабинет натуральной истории» при Императорском Московском университете. Ещё в 1759 году при московском университете был образован естественнонаучный музей, называвшийся тогда Минералогическим кабинетом. После того как среди его экспонатов появились биологические, в 1759 году из них был создан «кабинет натуральной истории».
Научно-исследовательский зоологический музей Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, ул. Большая Никитская, дом 2. Музей основан в 1791 году как «кабинет натуральной истории» при Императорском Московском университете. Ещё в 1759 году при московском университете был образован естественнонаучный музей, называвшийся тогда Минералогическим кабинетом. После того как среди его экспонатов появились биологические, в 1759 году из них был создан «кабинет натуральной истории».
Специально приглашённый в Москву, в 1803 году, Г. И. Фишер фон Вальдгейм, в 1804 году занялся устройством и описанием университетских коллекций и музея П. Г. Демидова. Первая опись коллекций была им выполнена в 1806—1807 годах.
В московском пожаре 1812 года бесценное научное богатство музея почти полностью погибло. Фишеру, остававшемуся в Москве, удалось спасти только часть конхиологической коллекции. Здание на Большой Никитской улице было специально построено для музея по проекту К. М. Быковского (в 1892—1902 годах).
В 1930-е годы музей был введён в состав Биологического факультета МГУ. Сейчас экспозиция посвящена только современным животным.
Специально приглашённый в Москву, в 1803 году, Г. И. Фишер фон Вальдгейм, в 1804 году занялся устройством и описанием университетских коллекций и музея П. Г. Демидова. Первая опись коллекций была им выполнена в 1806—1807 годах. В московском пожаре 1812 года бесценное научное богатство музея почти полностью погибло. Фишеру, остававшемуся в Москве, удалось спасти только часть конхиологической коллекции. Здание на Большой Никитской улице было специально построено для музея по проекту К. М. Быковского (в 1892—1902 годах). В 1930-е годы музей был введён в состав Биологического факультета МГУ. Сейчас экспозиция посвящена только современным животным.
Дом № 7/10 — первая подстанция московского метрополитена (1935, архитектор Даниил Фридман). Построена на месте упразднённого Никитского монастыря, по которому улица получила название. Обратите внимание на барельеф строителям московского метро
Монастырь закрыт в 1920-х годах. Некоторое время после закрытия в его зданиях ещё жили монахини (под началом игуменьи Агнесы и казначеи сестры Серафимы), а на колокольне бывшего монастыря регулярно звонил звонарь-виртуоз К. К. Сараджев. В 1929 году из архива монастыря были изъяты некоторые сохранившиеся документы, ценные в историческом отношении (ныне хранятся в Главархиве Москвы), впрочем, основная часть монастырского архива была утрачена в 1920-е годы
Монастырь закрыт в 1920-х годах. Некоторое время после закрытия в его зданиях ещё жили монахини (под началом игуменьи Агнесы и казначеи сестры Серафимы), а на колокольне бывшего монастыря регулярно звонил звонарь-виртуоз К. К. Сараджев. В 1929 году из архива монастыря были изъяты некоторые сохранившиеся документы, ценные в историческом отношении (ныне хранятся в Главархиве Москвы), впрочем, основная часть монастырского архива была утрачена в 1920-е годы
Ещё один барельеф, второй
В дворики в центре Москвы пройти теперь не так просто
В дворики в центре Москвы пройти теперь не так просто
В этом доме проживала народная артистка СССР Вера Николаевна Пашенная. Исполнительница главной роли в самой первой экранизации "Бесприданницы", в 1912 году.
Из последних её ролей, что Вы могли видеть давным-давно, можно упомянуть фильм 1958 года  "Идиот". Там она играла Генеральшу Епанчину. Может ещё помните?
В этом доме проживала народная артистка СССР Вера Николаевна Пашенная. Исполнительница главной роли в самой первой экранизации "Бесприданницы", в 1912 году. Из последних её ролей, что Вы могли видеть давным-давно, можно упомянуть фильм 1958 года "Идиот". Там она играла Генеральшу Епанчину. Может ещё помните?
Дом Сергея Александровича Меньшикова - внук Александра Даниловича Меншикова, сподвижника царя Петра I. В 1775 году он заселился в дом, построенный предположительно в середине XVIII века. Как и все городские усадьбы того времени, он стоял в глубине участка и первоначально был трехэтажным. Меншиков занялся реконструкцией и перестройкой здания, в результате чего был возведен еще один этаж и к декоративным полукружиям присоединились двухэтажные жилые помещения. На обширном участке построили хозяйственные сооружения, которые не дожили до наших дней. Источник: https://kudago.com/msk/place/dom-s-menshikova/
В 1860-1870 годы на месте парадной ограды построили доходный дом, но это было только началом дальнейших изменений. Уже в начале XX века флигеля дома настолько устарели, что были разобраны. Примечательно, что только в наше время реставраторы под слоем штукатурки обнаружили пилястры и белокаменные карнизы, а в замурованных нишах нашли остатки барельефов.

Источник: <a rel="nofollow noreferrer noopener" onclick="AddGoToLog(this, '');" href="https://kudago.com/msk/place/dom-s-menshikova/" class="ext_link" target="_blank">https://kudago.com/msk/place/dom-s-menshikova/</a>
В 1860-1870 годы на месте парадной ограды построили доходный дом, но это было только началом дальнейших изменений. Уже в начале XX века флигеля дома настолько устарели, что были разобраны. Примечательно, что только в наше время реставраторы под слоем штукатурки обнаружили пилястры и белокаменные карнизы, а в замурованных нишах нашли остатки барельефов. Источник: https://kudago.com/msk/place/dom-s-menshikova/
Как видите сейчас в бывшем доме Меньшикова располагается Департамент городского имущества
Как видите сейчас в бывшем доме Меньшикова располагается Департамент городского имущества
А приводят его в порядок трудолюбивые гости из солнечного Узбекистана
А приводят его в порядок трудолюбивые гости из солнечного Узбекистана
дом 11/4, строение 1.
Дом Колычевых — памятник архитектуры конца XVIII — начала XIX вв., объект культурного наследия федерального значения.  

Первоначальный вариант усадебного комплекса был построен, предположительно, в начале XVIII века. В то время он включал в себя деревянный дом на каменном фундаменте, флигель и хозяйственный корпус. На рубеже XVIII — XIX веков усадьба была реконструирована. Имя автора проекта, вошедшего в один из знаменитых «Альбомов Казакова», не известно. В центре гармоничного и пропорционально выверенного усадебного комплекса — трёхэтажное здание главного дома, соединённое с боковыми флигелями «ложной» (слева) и проходной (справа) аркой — через последнюю осуществлялся въезд во внутренний двор. Дом увенчан фронтоном, поддерживаемом шестиколонным коринфским портиком. Строгий и величественный фасад украшает лепной декор в виде изящных женских головок в медальонах.
дом 11/4, строение 1. Дом Колычевых — памятник архитектуры конца XVIII — начала XIX вв., объект культурного наследия федерального значения. Первоначальный вариант усадебного комплекса был построен, предположительно, в начале XVIII века. В то время он включал в себя деревянный дом на каменном фундаменте, флигель и хозяйственный корпус. На рубеже XVIII — XIX веков усадьба была реконструирована. Имя автора проекта, вошедшего в один из знаменитых «Альбомов Казакова», не известно. В центре гармоничного и пропорционально выверенного усадебного комплекса — трёхэтажное здание главного дома, соединённое с боковыми флигелями «ложной» (слева) и проходной (справа) аркой — через последнюю осуществлялся въезд во внутренний двор. Дом увенчан фронтоном, поддерживаемом шестиколонным коринфским портиком. Строгий и величественный фасад украшает лепной декор в виде изящных женских головок в медальонах.
На протяжении почти столетия (с 1710 по 1809 год) дом принадлежал представителям дворянского рода Колычёвых.
С 1809 года усадьбой владел сподвижник великого русского полководца Александра Васильевича Суворова — Петр Григорьевич Бордаков, а затем племянник А. В. Суворова — генерал Андрей Иванович Горчаков. В 1856 году усадьба перешла к Московской Синодальной конторе Святейшего Правительствующего Синода. В 1923 году в бывшей усадьбе разместился юридический факультет Московского государственного университета.
С 1963 года здание занимает Московская консерватория им.
 П. И. Чайковского.
В 2005 году НИиПИ «Моспроект-4» был разработан план развития Московской консерватории, согласно которому во дворе усадьбы Колычёвых предполагалось построить конференц-зал с подземной автостоянкой, а место «Синодального дома» (Средний Кисловский переулок, 4) использовать под музыкальную библиотеку. В 2008 году здание было признано аварийным и подлежащим переводу в нежилой фонд.
Фактически речь шла об уничтожении исторической планировки, мемориальных квартир, а возможно и полном сносе дома. В результате многочисленных акций протеста жильцов дома, организованных при поддержке движения «Архнадзор», в 2009 году здание было признано выявленным объектом культурного наследия
На протяжении почти столетия (с 1710 по 1809 год) дом принадлежал представителям дворянского рода Колычёвых. С 1809 года усадьбой владел сподвижник великого русского полководца Александра Васильевича Суворова — Петр Григорьевич Бордаков, а затем племянник А. В. Суворова — генерал Андрей Иванович Горчаков. В 1856 году усадьба перешла к Московской Синодальной конторе Святейшего Правительствующего Синода. В 1923 году в бывшей усадьбе разместился юридический факультет Московского государственного университета. С 1963 года здание занимает Московская консерватория им. П. И. Чайковского. В 2005 году НИиПИ «Моспроект-4» был разработан план развития Московской консерватории, согласно которому во дворе усадьбы Колычёвых предполагалось построить конференц-зал с подземной автостоянкой, а место «Синодального дома» (Средний Кисловский переулок, 4) использовать под музыкальную библиотеку. В 2008 году здание было признано аварийным и подлежащим переводу в нежилой фонд. Фактически речь шла об уничтожении исторической планировки, мемориальных квартир, а возможно и полном сносе дома. В результате многочисленных акций протеста жильцов дома, организованных при поддержке движения «Архнадзор», в 2009 году здание было признано выявленным объектом культурного наследия
Памятник Чайковскому — памятник великому русскому композитору и дирижёру Петру Ильичу Чайковскому. Расположен в Москве, по Большой Никитской улице, дом 13, перед зданием Московской государственной консерватории. Творение знаменитой Веры Мухиной, автора "Рабочего и колхозницы". Установлен памятник Чайковкому в 1954 году.
Самой Вере Мухиной не удалось увидеть открытие памятника — она скончалась 6 октября 1953 года. Скульптура памятника Чайковскому выполнена из бронзы, пьедестал сделан из красного гранита. Сам композитор изображён сидящим в кресле перед пюпитром, на котором лежит раскрытая нотная тетрадь. Кажется, что правая рука с карандашом готова записать музыкальную фразу, а левая — отсчитывает ритмы её звучания. На передней стороне постамента написано: «Великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому»
Памятник Чайковскому — памятник великому русскому композитору и дирижёру Петру Ильичу Чайковскому. Расположен в Москве, по Большой Никитской улице, дом 13, перед зданием Московской государственной консерватории. Творение знаменитой Веры Мухиной, автора "Рабочего и колхозницы". Установлен памятник Чайковкому в 1954 году. Самой Вере Мухиной не удалось увидеть открытие памятника — она скончалась 6 октября 1953 года. Скульптура памятника Чайковскому выполнена из бронзы, пьедестал сделан из красного гранита. Сам композитор изображён сидящим в кресле перед пюпитром, на котором лежит раскрытая нотная тетрадь. Кажется, что правая рука с карандашом готова записать музыкальную фразу, а левая — отсчитывает ритмы её звучания. На передней стороне постамента написано: «Великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому»
Рядом с памятником композитору расположена мраморная скамья с бронзовой решёткой в виде нотного стана, на которой размещены фрагменты музыкальных фраз из главных произведений Чайковского (начальные строки мелодий из оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», Шестой («Патетической») симфонии, Первого квартета, Скрипичного концерта и одного из романсов композитора — «День ли царит…»). На решётке также приведены инициалы композитора и даты рождения и смерти Чайковского. По её краям расположены арфы, декорированные драпировкой
Рядом с памятником композитору расположена мраморная скамья с бронзовой решёткой в виде нотного стана, на которой размещены фрагменты музыкальных фраз из главных произведений Чайковского (начальные строки мелодий из оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», Шестой («Патетической») симфонии, Первого квартета, Скрипичного концерта и одного из романсов композитора — «День ли царит…»). На решётке также приведены инициалы композитора и даты рождения и смерти Чайковского. По её краям расположены арфы, декорированные драпировкой
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского. В 1766 году будущий участок Консерватории купила княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1743—1810), впоследствии — президент Академии наук и Российской академии. Строительство дома было окончено в 1790-е годы. Его автором был В. И. Баженов, проект которого корректировала сама хозяйка. В конце жизни она проводила здесь зимы.
В 1810 году здание унаследовал племянник, граф Михаил Семёнович Воронцов, будущий герой войны, участник Бородинского сражения, затем губернатор Новороссии и Бессарабии, наместник Кавказа. Он сдавал дом в аренду. В 1812 году дом горел, восстановлен к 1824 году. Консерватория в Москве была основана в 1866 году, торжественное открытие состоялось 1 сентября.
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского. В 1766 году будущий участок Консерватории купила княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1743—1810), впоследствии — президент Академии наук и Российской академии. Строительство дома было окончено в 1790-е годы. Его автором был В. И. Баженов, проект которого корректировала сама хозяйка. В конце жизни она проводила здесь зимы. В 1810 году здание унаследовал племянник, граф Михаил Семёнович Воронцов, будущий герой войны, участник Бородинского сражения, затем губернатор Новороссии и Бессарабии, наместник Кавказа. Он сдавал дом в аренду. В 1812 году дом горел, восстановлен к 1824 году. Консерватория в Москве была основана в 1866 году, торжественное открытие состоялось 1 сентября.
На 22 июня 1941 года на военном факультете обучалось 30 студентов. В 2000-х годах этот факультет был переведён из подчинения МГК им. П. И. Чайковского в подчинение Академии Генштаба ВС России.
7 мая 1940 года указом Президиума Верховного Совета СССР Московской консерватории присвоено имя П. И. Чайковского и учреждены стипендии имени П. И. Чайковского для особо одарённых студентов композиторского факультета. А в этом доме находилась лавка куда приезжал торговать юный Сергей Есенин
На 22 июня 1941 года на военном факультете обучалось 30 студентов. В 2000-х годах этот факультет был переведён из подчинения МГК им. П. И. Чайковского в подчинение Академии Генштаба ВС России. 7 мая 1940 года указом Президиума Верховного Совета СССР Московской консерватории присвоено имя П. И. Чайковского и учреждены стипендии имени П. И. Чайковского для особо одарённых студентов композиторского факультета. А в этом доме находилась лавка куда приезжал торговать юный Сергей Есенин
Брюсов переулок, дом 1.
Палаты Арасланова — памятник архитектуры XVII века. 
Имеют статус объекта культурного наследия федерального значения. Палаты были построены в XVII веке, затем перестраивались.
В начале XVIII века палатами владел «провинцал-фискал» Григорий Арасланов. Согласно купчей, Арасланов «лета 1729 марта в 4 день… продал лейб-гвардии капитану лейтенанту князь Федору княж Петрова сыну Сонцова Засекина московский свой двор в Белом городе на Никитской Болшой улице на белой земле в приходе церкви Вознесения Господня… а на том дворе ево все каменное строение с сводами железными и з железными затворами и з дверми… А взял Григорий у него князь Федора за тот двор и за всякое строение денег 1300 рублев»
Брюсов переулок, дом 1. Палаты Арасланова — памятник архитектуры XVII века. Имеют статус объекта культурного наследия федерального значения. Палаты были построены в XVII веке, затем перестраивались. В начале XVIII века палатами владел «провинцал-фискал» Григорий Арасланов. Согласно купчей, Арасланов «лета 1729 марта в 4 день… продал лейб-гвардии капитану лейтенанту князь Федору княж Петрова сыну Сонцова Засекина московский свой двор в Белом городе на Никитской Болшой улице на белой земле в приходе церкви Вознесения Господня… а на том дворе ево все каменное строение с сводами железными и з железными затворами и з дверми… А взял Григорий у него князь Федора за тот двор и за всякое строение денег 1300 рублев»
В 1806 году И. П. Шнур перпендикулярно пристроил к палатам новое строение, выходящее на Большую Никитскую. В 1860-х годах большая часть декора палат была утрачена, сохранились только арки первого этажа. Перед 1914 годом здание собирались сломать и разместить на этом месте шестиэтажный жилой дом, спроектированный архитектором И. Г. Кондратенко. Однако началась Первая мировая война, и эти планы не были реализованы.
К концу XX века здание в Брюсовом переулке ничем не выделялось из окружающей застройки. В 1990-х годах к одному из праздников здание решили покрасить. После снятие штукатурки были обнаружены фронтоны наличников палат. Палаты Арасланова расположены в начале Брюсова переулка и несколько отстоят от красной линии Большой Никитской улицы. Портал главного входа расположен на высоте полутора этажей, что является уникальным для архитектуры того времени.
В 1806 году И. П. Шнур перпендикулярно пристроил к палатам новое строение, выходящее на Большую Никитскую. В 1860-х годах большая часть декора палат была утрачена, сохранились только арки первого этажа. Перед 1914 годом здание собирались сломать и разместить на этом месте шестиэтажный жилой дом, спроектированный архитектором И. Г. Кондратенко. Однако началась Первая мировая война, и эти планы не были реализованы. К концу XX века здание в Брюсовом переулке ничем не выделялось из окружающей застройки. В 1990-х годах к одному из праздников здание решили покрасить. После снятие штукатурки были обнаружены фронтоны наличников палат. Палаты Арасланова расположены в начале Брюсова переулка и несколько отстоят от красной линии Большой Никитской улицы. Портал главного входа расположен на высоте полутора этажей, что является уникальным для архитектуры того времени.
А нам с Вами пришла пора свернуть с главной улицы Большая Никитская в небольшой незаметный Брюсов переулок. Дом 2/14, "Дом Брюса". Принадлежал московскому генерал-губернатору Я. А. Брюсу. Объект культурного наследия.  Вероятно уже в царствование Петра I дом принадлежал Брюсам. Владельцем его в 1737 году был А. Р. Брюс, племянник сподвижника Петра Я. Брюса.
А нам с Вами пришла пора свернуть с главной улицы Большая Никитская в небольшой незаметный Брюсов переулок. Дом 2/14, "Дом Брюса". Принадлежал московскому генерал-губернатору Я. А. Брюсу. Объект культурного наследия. Вероятно уже в царствование Петра I дом принадлежал Брюсам. Владельцем его в 1737 году был А. Р. Брюс, племянник сподвижника Петра Я. Брюса.
 После смерти А. Брюса (1752) дом перешёл к его сыну, генерал-аншефу Я. Брюсу. Яков Александрович известен тем, что в 1775 году, в бытность генерал-губернатором Москвы, предложил императрице Екатерине проект перепланировки города, на многие годы определивший облик «второй столицы». В середине 1770-х годов Брюс решил перестроить старый дом и для этой цели приобрёл участки, прилегающие к нему: сначала часть усадьбы капитанши Салтыковой, а в 1776 году — участок по переулку, принадлежавший А. Ф. Белосельской. В 1777 году палаты уже были надстроены двумя этажами.
После смерти А. Брюса (1752) дом перешёл к его сыну, генерал-аншефу Я. Брюсу. Яков Александрович известен тем, что в 1775 году, в бытность генерал-губернатором Москвы, предложил императрице Екатерине проект перепланировки города, на многие годы определивший облик «второй столицы». В середине 1770-х годов Брюс решил перестроить старый дом и для этой цели приобрёл участки, прилегающие к нему: сначала часть усадьбы капитанши Салтыковой, а в 1776 году — участок по переулку, принадлежавший А. Ф. Белосельской. В 1777 году палаты уже были надстроены двумя этажами.
Оконные наличники первого этажа были выложены в то же время, в которое возводились второй и третий этажи. Во время восстановления дома после пожара Москвы 1812 года фасад, выходящий на улицу, получил ампирную отделку и, видимо, сразу был гладко оштукатурен, при этом заштукатурили и небольшие ниши, находившиеся на уровне третьего этажа. В течение всего XIX века на территории усадьбы возводились и сносились различные постройки. Флигель на красной линии Большой Никитской улицы, находящийся справа от главного корпуса, был «вновь выстроен» в 1835 году. В 1872 году слева от него была возведена пристройка. Позднее при надстройке третьего этажа был разобран фронтон, который располагался над средним ризалитом в семь окон. В остальных частях сооружение сохранилось достаточно хорошо и являет собой «типичный образец тяжеловатого позднего ампира». Корпус по Брюсову переулку уже в советское время получил двухэтажную надстройку с сохранением первоначального фасада, включая фриз из белого камня. В 2009 году дом был отреставрирован
 С начала 1880-х годов в зданиях в глубине двора располагались меблированные комнаты Медведева, в которых жили малоимущие студенты, у москвичей они получили название «Медвежьи номера». В разное время на территории усадьбы Брюса жили В. А. Гиляровский, музыкант У. И. Авранек, археограф А. Е. Викторов, художники Николай Чехов и Исаак Левитан.

А сейчас в глубине двора этого "медвьежьего угла" проживает на лавочке вот этот господин без определённого места жительства, (бомж). Видите какой этот "медведь" себе комфортабельный "Медвежий номер" (берлогу) соорудил из подручных средств?
Картина прямо как в Индии, правда там спят прямо на земле, а этот господин устроился покомфортнее на скамье.
С начала 1880-х годов в зданиях в глубине двора располагались меблированные комнаты Медведева, в которых жили малоимущие студенты, у москвичей они получили название «Медвежьи номера». В разное время на территории усадьбы Брюса жили В. А. Гиляровский, музыкант У. И. Авранек, археограф А. Е. Викторов, художники Николай Чехов и Исаак Левитан. А сейчас в глубине двора этого "медвьежьего угла" проживает на лавочке вот этот господин без определённого места жительства, (бомж). Видите какой этот "медведь" себе комфортабельный "Медвежий номер" (берлогу) соорудил из подручных средств? Картина прямо как в Индии, правда там спят прямо на земле, а этот господин устроился покомфортнее на скамье.
Недовольный "Медведь" мрачно удалился вместе с постелью, разбуженный громким голосом гида, рассказывающего нам историю этого дома. 

Наш путь лежит на Вознесенский переулок. Название XVI—XVII веков, дано по церкви «Вознесения Господня на Большой Никитской», называвшейся также «Малым Вознесением» (построена в XVI веке). В 1922 году Большой Чернышёвский переулок был переименован в улицу Станкевича (А. В. Станкевич, брат известного мыслителя Н. В. Станкевича был владельцем дома № 6 в этом переулке). В 1994 году переулку возвращено его название XVIII века
Недовольный "Медведь" мрачно удалился вместе с постелью, разбуженный громким голосом гида, рассказывающего нам историю этого дома. Наш путь лежит на Вознесенский переулок. Название XVI—XVII веков, дано по церкви «Вознесения Господня на Большой Никитской», называвшейся также «Малым Вознесением» (построена в XVI веке). В 1922 году Большой Чернышёвский переулок был переименован в улицу Станкевича (А. В. Станкевич, брат известного мыслителя Н. В. Станкевича был владельцем дома № 6 в этом переулке). В 1994 году переулку возвращено его название XVIII века
Ныряем в какую-то арку и попадаем на соседний параллельный Вознесенский переулок.  И вдруг видим такое.....
Так, я не понял, я в православной Москве или басурманской Европе?

Англика́нская церковь Cвято́го Андре́я в Москве́ — единственная англиканская церковь в Москве. Вознесенский переулок, дом 8/5, строение 2.
Этот интересный храм нас настолько заинтересовал, что по окончании экскурсии мы зашли сюда, чтобы не торопясь познакомиться с этим удивительным местом. Здание церкви построено в викторианском стиле, стилизованном под английскую готику. Это однонефная неоготическая красно-кирпичная базилика с примыкающей вплотную к северо-западной части церкви квадратной в сечении башней.
Ныряем в какую-то арку и попадаем на соседний параллельный Вознесенский переулок. И вдруг видим такое..... Так, я не понял, я в православной Москве или басурманской Европе? Англика́нская церковь Cвято́го Андре́я в Москве́ — единственная англиканская церковь в Москве. Вознесенский переулок, дом 8/5, строение 2. Этот интересный храм нас настолько заинтересовал, что по окончании экскурсии мы зашли сюда, чтобы не торопясь познакомиться с этим удивительным местом. Здание церкви построено в викторианском стиле, стилизованном под английскую готику. Это однонефная неоготическая красно-кирпичная базилика с примыкающей вплотную к северо-западной части церкви квадратной в сечении башней.
История англиканской общины в Москве начинается в 1553 году, когда царь Иван Грозный позволил британским купцам проводить богослужения в соответствии с их вероисповеданием. До пожара Москвы 1812 года богослужения англиканской общины в Москве проходили в здании голландской реформатской церкви на углу Немецкой улицы и Голландского переулка в Немецкой слободе.
После того, как церковь сгорела, для строительства собственной церкви предполагалось купить часть земельного владения генеральши Е. А. Кологривовой в Сретенской полицейской части, близ Сухаревой башни, напротив Спасских казарм, однако сделка не состоялась. Была временно арендована небольшая часть особняка XVIII века, принадлежавшего княгине Анны Голицыной (1782—1863), дочери генерал-фельдмаршала князя А. А. Прозоровского. Особняк выходил красивым классическим фасадом на Тверскую улицу и находился на месте современного дома № 15 на углу Малого Гнездниковского переулка. Первое богослужение состоялось в воскресенье, 8 ноября 1825 года.
История англиканской общины в Москве начинается в 1553 году, когда царь Иван Грозный позволил британским купцам проводить богослужения в соответствии с их вероисповеданием. До пожара Москвы 1812 года богослужения англиканской общины в Москве проходили в здании голландской реформатской церкви на углу Немецкой улицы и Голландского переулка в Немецкой слободе. После того, как церковь сгорела, для строительства собственной церкви предполагалось купить часть земельного владения генеральши Е. А. Кологривовой в Сретенской полицейской части, близ Сухаревой башни, напротив Спасских казарм, однако сделка не состоялась. Была временно арендована небольшая часть особняка XVIII века, принадлежавшего княгине Анны Голицыной (1782—1863), дочери генерал-фельдмаршала князя А. А. Прозоровского. Особняк выходил красивым классическим фасадом на Тверскую улицу и находился на месте современного дома № 15 на углу Малого Гнездниковского переулка. Первое богослужение состоялось в воскресенье, 8 ноября 1825 года.
В 1828 году у наследников гвардейского прапорщика Петра Алексеевича Наумова был приобретён большой каменный дом в Большом Чернышёвском переулке (ныне Вознесенский), построенный предыдущими владельцами Колычевыми, в котором после переоборудования была открыта «британская часовня». В 1870-е годы, когда англиканская община в Москве достаточно разрослась и единственная часовня уже не могла вместить всех прихожан, встал вопрос о строительстве новой церкви. В августе 1878 года было отправлено письмо в Русскую компанию в Лондон; в письме говорилось о плохом состоянии часовни и необходимости постройки новой.
В 1828 году у наследников гвардейского прапорщика Петра Алексеевича Наумова был приобретён большой каменный дом в Большом Чернышёвском переулке (ныне Вознесенский), построенный предыдущими владельцами Колычевыми, в котором после переоборудования была открыта «британская часовня». В 1870-е годы, когда англиканская община в Москве достаточно разрослась и единственная часовня уже не могла вместить всех прихожан, встал вопрос о строительстве новой церкви. В августе 1878 года было отправлено письмо в Русскую компанию в Лондон; в письме говорилось о плохом состоянии часовни и необходимости постройки новой.
Главный вход по бокам украшен изображениями двух архангелов — Гавриила и Михаила. Здание церкви строилось в течение 1882—1884 годов, предположительно, под непосредственным руководством московского архитектора Бориса Фрейденберга, так как по сей день нет никаких свидетельств о том, что Ричард Фримен когда-либо был в Москве.   Первая служба в новой церкви прошла 2 сентября 1884 года. 13 января 1885 года состоялось торжественное богослужение, на котором специально прибывший из Лондона епископ Джонатан Титкомб официально освятил церковь в честь святого апостола Андрея, покровителя Шотландии, так как именно шотландцы составляли подавляющее большинство в английской общине в Москве.
Главный вход по бокам украшен изображениями двух архангелов — Гавриила и Михаила. Здание церкви строилось в течение 1882—1884 годов, предположительно, под непосредственным руководством московского архитектора Бориса Фрейденберга, так как по сей день нет никаких свидетельств о том, что Ричард Фримен когда-либо был в Москве. Первая служба в новой церкви прошла 2 сентября 1884 года. 13 января 1885 года состоялось торжественное богослужение, на котором специально прибывший из Лондона епископ Джонатан Титкомб официально освятил церковь в честь святого апостола Андрея, покровителя Шотландии, так как именно шотландцы составляли подавляющее большинство в английской общине в Москве.
Впоследствии многие английские путешественники, посещавшие Москву, писали о странном впечатлении, которое производила на них эта церковь — они как будто попадали не в Москву, а в обычный провинциальный английский городок, так характерна для него была церковь святого Андрея. Московская англиканская церковь была не только местом молитвы и богослужений, но общественным центром британской колонии. В здании церкви находились библиотека, комната для собраний, архив; наверху башни было устроено хранилище — комната-сейф, в которой члены общины хранили ценности. Во время Первой мировой войны более 85 членов общины служили в действующей армии; в Москве был организован Британский госпиталь, в котором лечились более 1300 раненых русских воинов.
Во время московских боёв в октябре 1917 года, большевики установив пулемёт на самой высокой постройке, башне церкви св. Андрея, пытались остановить продвижение войск Временного правительства к Моссовету через Большой Чернышёвский (ныне Вознесенский) и Брюсов переулки. Содержимое хранилища в башне бесследно пропало в 1917 году: настоятель церкви сообщал в Лондон, что его посетили представители новых властей и увезли 126 запечатанных ящиков и 193 тысячи рублей.
Во время московских боёв в октябре 1917 года, большевики установив пулемёт на самой высокой постройке, башне церкви св. Андрея, пытались остановить продвижение войск Временного правительства к Моссовету через Большой Чернышёвский (ныне Вознесенский) и Брюсов переулки. Содержимое хранилища в башне бесследно пропало в 1917 году: настоятель церкви сообщал в Лондон, что его посетили представители новых властей и увезли 126 запечатанных ящиков и 193 тысячи рублей.
Церковь после Октябрьской революции ещё некоторое время действовала. Последнее упоминание относится к 1920 году, когда 11 апреля состоялось бракосочетание Френка Альберта Уэйла и Елены Балаковой. О времени закрытия церкви информация отсутствует, но известно, что 5 февраля 1921 года она была предоставлена для размещения дипломатического представителя Финляндии в РСФСР Антти Ахонена. Он служил представителем Финляндии в Москве около шести месяцев. В дальнейшем помещения церкви стали использовать как склад, а потом как общежитие. С 1960 года в нём располагалась студия грамзаписи «Мелодия», занимавшаяся записью и выпуском грампластинок — акустика церковного зала была оценена по достоинству, в нем записывались все ведущие музыканты.
В 1993 году в Москву был назначен капеллан и богослужения стали проводиться каждое воскресенье.
19 октября 1994 года, во время визита королевы Великобритании Елизаветы II в Москву, российский президент Борис Ельцин пообещал удовлетворить её просьбу и вернуть здание церкви — англиканской общине, после чего студия грамзаписи «Мелодия» все помещения освободила. 16 июня 2014 года, Москву покинул настоятель англиканской церкви Святого Андрея преподобный каноник отец Саймон Стивенс, который прожил 15 лет в двухэтажном пасторском домике в Вознесенском переулке. Отец Саймон служил англиканским настоятелем России, Украины, Польши и Монголии и выполнял обязанности специального представителя Архиепископа Кентерберийского перед Русской православной церковью. На его место был назначен Клайв Фейрклоу.  В настоящее время, архитектура церкви, нуждающейся в полной реставрации, имеет отличия от своего первоначального варианта.  Потолок проходной состоит из крестового свода, образованного диагональными арками. Внутреннее убранство нефа — лаконичное, однако благодаря этому эффектно смотрится потолок из вековых дубовых стропил и балок, создающих иллюзию средневековья. С четверга по воскресенье в 19:30 в церкви проводятся благотворительные концерты органной музыки с использованием трехмануального электронного цифрового органа фирмы «Viscount», выносные динамики которого установлены на хорах церкви. В них участвуют профессиональные музыканты, лауреаты международных конкурсов, солисты Филармонии и Большого театра, а также Европейских оркестров и оперных театров, известные коллективы. Собранные средства идут также в фонд реставрации церкви святого Андрея.
В 1993 году в Москву был назначен капеллан и богослужения стали проводиться каждое воскресенье. 19 октября 1994 года, во время визита королевы Великобритании Елизаветы II в Москву, российский президент Борис Ельцин пообещал удовлетворить её просьбу и вернуть здание церкви — англиканской общине, после чего студия грамзаписи «Мелодия» все помещения освободила. 16 июня 2014 года, Москву покинул настоятель англиканской церкви Святого Андрея преподобный каноник отец Саймон Стивенс, который прожил 15 лет в двухэтажном пасторском домике в Вознесенском переулке. Отец Саймон служил англиканским настоятелем России, Украины, Польши и Монголии и выполнял обязанности специального представителя Архиепископа Кентерберийского перед Русской православной церковью. На его место был назначен Клайв Фейрклоу. В настоящее время, архитектура церкви, нуждающейся в полной реставрации, имеет отличия от своего первоначального варианта. Потолок проходной состоит из крестового свода, образованного диагональными арками. Внутреннее убранство нефа — лаконичное, однако благодаря этому эффектно смотрится потолок из вековых дубовых стропил и балок, создающих иллюзию средневековья. С четверга по воскресенье в 19:30 в церкви проводятся благотворительные концерты органной музыки с использованием трехмануального электронного цифрового органа фирмы «Viscount», выносные динамики которого установлены на хорах церкви. В них участвуют профессиональные музыканты, лауреаты международных конкурсов, солисты Филармонии и Большого театра, а также Европейских оркестров и оперных театров, известные коллективы. Собранные средства идут также в фонд реставрации церкви святого Андрея.
Но будет об иностранцах, ведь мы в нашей русской столице. Тем более что от обилия известнейших знаменитейших фамилий на памятных досках размещённых на фасадах домов рябит в глазах.

Вообще в Вознесенском переулке куча зданий с интересной историей.
 Например, здание в самом начале переулка Вознесенский было построено в 1879 году,  здание по адресу Вознесенский переулок, 3 было построено в 1917 году, и ранее в нем находился бесплатный родильный приют.
Но будет об иностранцах, ведь мы в нашей русской столице. Тем более что от обилия известнейших знаменитейших фамилий на памятных досках размещённых на фасадах домов рябит в глазах. Вообще в Вознесенском переулке куча зданий с интересной историей. Например, здание в самом начале переулка Вознесенский было построено в 1879 году, здание по адресу Вознесенский переулок, 3 было построено в 1917 году, и ранее в нем находился бесплатный родильный приют.
 Чуть дальше располагается гостиница «Мариотт», где в советские времена находилась редакция и типография газеты «Гудок». Немалый интерес представляет и Дом Вяземского – русского поэта, литературного критика, историка, переводчика, публициста и государственного деятеля. Здесь в 1826 году читал «Бориса Годунова» А.С. Пушкин, а позднее в 1930 году временно проживал в этом доме. Сегодня здание является объектом культурного наследия. А в доме по переулку Вознесенскому, 6/3 родился русский поэт и драматург Сумароков, жил поэт Баратынский, к которому часто приходили Пушкин, Вяземский и Давыдов. Источник:
http://www.101hotels.ru/recreation/russia/moskva/infrastructure/main_streets/voznesensky_pereulok
Чуть дальше располагается гостиница «Мариотт», где в советские времена находилась редакция и типография газеты «Гудок». Немалый интерес представляет и Дом Вяземского – русского поэта, литературного критика, историка, переводчика, публициста и государственного деятеля. Здесь в 1826 году читал «Бориса Годунова» А.С. Пушкин, а позднее в 1930 году временно проживал в этом доме. Сегодня здание является объектом культурного наследия. А в доме по переулку Вознесенскому, 6/3 родился русский поэт и драматург Сумароков, жил поэт Баратынский, к которому часто приходили Пушкин, Вяземский и Давыдов. Источник: http://www.101hotels.ru/recreation/russia/moskva/infrastructure/main_streets/voznesensky_pereulok
Брюсов переулок в советское время был известен как место проживания творческой интеллигенции, в домах по переулку, соседних со сквером, давали квартиры артистам и музыкантам, здесь же находится Московский дом композиторов. Памятник Мстиславу Ростроповичу в Брюсовом переулке. 5-метровая скульптура работы Александра Рукавишникова представляет собой маэстро, играющего на виолончели. Владимир Путин открыл его в дни празднования 85-летия музыканта. Кстати, Путин во время открытия памятника в 2012 году был временно премьером, а "дубликат" Дима-блогер и. о. президента.
Недалеко в так называемом доме "композиторов", проживала семья Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской.
Недалеко в так называемом доме "композиторов", проживала семья Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской.
Этот сквер долгое время не имел названия, но в феврале 2017 года, решением правительства Москвы, ему было присвоено имя выдающегося музыканта, Мстислава Ростроповича.
Этот сквер долгое время не имел названия, но в феврале 2017 года, решением правительства Москвы, ему было присвоено имя выдающегося музыканта, Мстислава Ростроповича.
Вплотную к скверу примыкает церковь Вознесения на Успенском Вражке. Первое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в большой московский пожар 10 апреля 1629 года. На её месте к 1634 году был построен существующий каменный храм. Почти два века храм простоял без изменений, в 1816—1820 годах были перестроены трапезная и колокольня.
Вплотную к скверу примыкает церковь Вознесения на Успенском Вражке. Первое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в большой московский пожар 10 апреля 1629 года. На её месте к 1634 году был построен существующий каменный храм. Почти два века храм простоял без изменений, в 1816—1820 годах были перестроены трапезная и колокольня.
Во второй половине XIX века были растёсаны окна храма, получившие килевидные штукатурные обрамления в русском стиле. В 1897 году по проекту архитектора А. Ф. Мейснера верхние ярусы колокольни были заменены новыми в псевдоклассических формах, после чего здание приобрело современный облик. В 1930-х годах, в безбожную эпоху, храм не закрывали (благодаря многочисленным просьбам известных артистов, живших рядом с ним на улице Неждановой), но колокола были сняты.
В 1963—1964 годах, 1979 году и 1982—1986 годах в храме были проведены реставрационные работы. Здание храма (бесстолпный одноглавый четверик) — типично для «уличанской» церкви и представляет собой характерный образец небольшого бесстолпного посадского храма XVII в. Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками, строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы — вот и все архитектурные детали его убранства. Только хорошо найденные общие пропорции и довольно изящный, хотя и простой, рисунок оконных обрамлений говорит о том, что строил храм незаурядный и опытный московский зодчий.
Во второй половине XIX века были растёсаны окна храма, получившие килевидные штукатурные обрамления в русском стиле. В 1897 году по проекту архитектора А. Ф. Мейснера верхние ярусы колокольни были заменены новыми в псевдоклассических формах, после чего здание приобрело современный облик. В 1930-х годах, в безбожную эпоху, храм не закрывали (благодаря многочисленным просьбам известных артистов, живших рядом с ним на улице Неждановой), но колокола были сняты. В 1963—1964 годах, 1979 году и 1982—1986 годах в храме были проведены реставрационные работы. Здание храма (бесстолпный одноглавый четверик) — типично для «уличанской» церкви и представляет собой характерный образец небольшого бесстолпного посадского храма XVII в. Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками, строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы — вот и все архитектурные детали его убранства. Только хорошо найденные общие пропорции и довольно изящный, хотя и простой, рисунок оконных обрамлений говорит о том, что строил храм незаурядный и опытный московский зодчий.
В XVI веке на месте современного Брюсова переулка, между улицами Никитской и Тверской, проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы.
В XVI веке на месте современного Брюсова переулка, между улицами Никитской и Тверской, проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы.
Здание по адресу Брюсов переулок, 17 было построено в 1927 году по проекту А.В. Щусева как кооперативный дом для артистов Московского художественного театра. Здание возведено в стиле модного в 20-е годы советского конструктивизма и поэтому имеет строгие и рациональные формы, чего не скажешь о внутреннем убранстве дома, где потолки украшены лепниной, а в некоторых квартирах были камины и даже бассейн.
Среди знаменитых жильцов - народные артисты Василий Качалов и его жена, актриса и режиссер Нина Литовцева, Леонид Леонидов, Иван Москвин и его жена Любовь Гельцер, балерина Екатерина Гельцер, артисты балета Василий Тихомиров и Марис Лиепа.
Дом охраняется государством как памятник истории и культуры.
Среди знаменитых жильцов - народные артисты Василий Качалов и его жена, актриса и режиссер Нина Литовцева, Леонид Леонидов, Иван Москвин и его жена Любовь Гельцер, балерина Екатерина Гельцер, артисты балета Василий Тихомиров и Марис Лиепа. Дом охраняется государством как памятник истории и культуры.
Но были в этом доме и другие жильцы, с совсем другими судьбами. Согласно базам «Мемориала», три человека, живших в доме 17 по Брюсову переулку, были репрессированы и вскоре расстреляны в годы сталинского Большого террора.
Но были в этом доме и другие жильцы, с совсем другими судьбами. Согласно базам «Мемориала», три человека, живших в доме 17 по Брюсову переулку, были репрессированы и вскоре расстреляны в годы сталинского Большого террора.
Двое из них – 50-летний Борис Яковлевич Патушинский, химик, преподаватель Академии пищевой промышленности СССР и заведующий химической лабораторией Политехнического музея, и 54-летний Осип Григорьевич Этин, инженер акционерного германского общества «Лурги» – жили в соседних квартирах №3 и №4.

Третий - профессор философии и литературы Густав Густавович Шпет, ученый, получивший известность теперь, в частности, благодаря недавно снятому документальному фильму «Дочь философа Шпета», - занимал квартиру №16.  На момент первого ареста ему было 55 лет.  Все трое посмертно были реабилитированы за отсутствием состава преступления.  Источник: <a rel="nofollow noreferrer noopener" onclick="AddGoToLog(this, '');" href="https://www.poslednyadres.ru/news/news_bryusov17.htm" class="ext_link" target="_blank">https://www.poslednyadres.ru/news/news_bryusov17.htm</a>
Двое из них – 50-летний Борис Яковлевич Патушинский, химик, преподаватель Академии пищевой промышленности СССР и заведующий химической лабораторией Политехнического музея, и 54-летний Осип Григорьевич Этин, инженер акционерного германского общества «Лурги» – жили в соседних квартирах №3 и №4. Третий - профессор философии и литературы Густав Густавович Шпет, ученый, получивший известность теперь, в частности, благодаря недавно снятому документальному фильму «Дочь философа Шпета», - занимал квартиру №16. На момент первого ареста ему было 55 лет. Все трое посмертно были реабилитированы за отсутствием состава преступления. Источник: https://www.poslednyadres.ru/news/news_bryusov17.htm
Памятник Араму Ильичу Хачатуряну был создан на средства мэрии Еревана и передан в дар Москве. Авторами памятника выступили скульптор Георгий Франгулян и архитектор Игорь Воскресенский. Фигура композитора выполнена из бронзы и установлена на небольшой гранитной платформе, на которой двух языках — русском и армянском — выбиты его имя и фамилия. Памятник изображает Хачатуряна в минуту вдохновения рядом с роялем, органом и виолончелью и с нотами на коленях. Место в Брюсовом переулке было выбрано не случайно: оно находится неподалёку от дома в Брюсовом переулке, где жил Хачатурян, а рядом также находятся Московская консерватория и Московский дом композиторов.
Памятник был открыт 31 октября 2006 г. в Год Армении в России. В торжественной церемонии открытия приняли участие президент Армении Роберт Кочарян, мэр Москвы Юрий Лужков и "отставная" супруга президента Российской Федерации Людмила Путина.
Памятник Араму Ильичу Хачатуряну был создан на средства мэрии Еревана и передан в дар Москве. Авторами памятника выступили скульптор Георгий Франгулян и архитектор Игорь Воскресенский. Фигура композитора выполнена из бронзы и установлена на небольшой гранитной платформе, на которой двух языках — русском и армянском — выбиты его имя и фамилия. Памятник изображает Хачатуряна в минуту вдохновения рядом с роялем, органом и виолончелью и с нотами на коленях. Место в Брюсовом переулке было выбрано не случайно: оно находится неподалёку от дома в Брюсовом переулке, где жил Хачатурян, а рядом также находятся Московская консерватория и Московский дом композиторов. Памятник был открыт 31 октября 2006 г. в Год Армении в России. В торжественной церемонии открытия приняли участие президент Армении Роберт Кочарян, мэр Москвы Юрий Лужков и "отставная" супруга президента Российской Федерации Людмила Путина.
Брюсов переулок, 21. "Дом Гудовичей". Генерал-фельдмаршал, кавалер ордена Андрея Первозванного, отличившийся в русско-турецких войнах, граф Иван Васильевич Гудович, занимавший на протяжении своей жизни должности наместника Рязанской и Тамбовской губерний, губернатора Киева и Подольска, был в 1809 г. назначен военным губернатором Москвы. В 1810 г. новый губернатор приобрел усадьбу вблизи своей официальной резиденции – губернаторского дома на Тверской улице (ныне здание московской мэрии).
Женат Иван Васильевич был на дочери последнего гетмана Украины К.Г. Разумовского Прасковье Кирилловне, получив за ней богатое приданое.
Брюсов переулок, 21. "Дом Гудовичей". Генерал-фельдмаршал, кавалер ордена Андрея Первозванного, отличившийся в русско-турецких войнах, граф Иван Васильевич Гудович, занимавший на протяжении своей жизни должности наместника Рязанской и Тамбовской губерний, губернатора Киева и Подольска, был в 1809 г. назначен военным губернатором Москвы. В 1810 г. новый губернатор приобрел усадьбу вблизи своей официальной резиденции – губернаторского дома на Тверской улице (ныне здание московской мэрии). Женат Иван Васильевич был на дочери последнего гетмана Украины К.Г. Разумовского Прасковье Кирилловне, получив за ней богатое приданое.
В конце позапрошлого столетия по проекту архитектора Родионова дом заново отделали по фасаду. И тогда на угловой полуротонде поместили герб с девизом: In Deo Spes Mea. Что означает – «В Боге надежда моя». Герб и инициалы на нем – АМ – принадлежат не Гудовичу, а Андрею Миклашевскому. Это он выкупил особняк у Гудовичей и заказал Родионову реконструкцию.
Источник:
https://izi.travel/ru/f363-dom-gudovichey/ru
В конце позапрошлого столетия по проекту архитектора Родионова дом заново отделали по фасаду. И тогда на угловой полуротонде поместили герб с девизом: In Deo Spes Mea. Что означает – «В Боге надежда моя». Герб и инициалы на нем – АМ – принадлежат не Гудовичу, а Андрею Миклашевскому. Это он выкупил особняк у Гудовичей и заказал Родионову реконструкцию. Источник: https://izi.travel/ru/f363-dom-gudovichey/ru
В 1826 – 1829 годах в доме Гудовичей нанимала квартиру Е. Ф. Муравьева – мать декабристов Никиты и Александра Муравьевых. Здесь собирались и получали сведения о ссыльных друзья и близкие родственники декабристов. 
В 1847-1849 гг. в доме на половине графа А.И. Гудовича жил представитель древнего дворянского рода, будущий известный писатель Александр Васильевич Сухово-Кобылин (1817-1903). Одну квартиру занимал он сам, другую – его возлюбленная, бывшая французская модистка, Луиза Симон-Деманш. В 1850 г. в доме было совершено преступление, ставшее центральным в судьбе Сухово-Кобылина - убийство Луизы. Помните фильм "Дело Сухово-Кобылина"? В 1900 году дом унаследовала дочь Миклашевского - графиня А. А. Олсуфьева. В 1910-е годы в ее доме размещалась квартира и скорняжная мастерская М.А. Пилихина – дяди Г.К. Жукова (будущий маршал несколько лет служил у него подмастерьем). 
Источник: http://um.mos.ru/houses/dom_gudovichey/
В 1826 – 1829 годах в доме Гудовичей нанимала квартиру Е. Ф. Муравьева – мать декабристов Никиты и Александра Муравьевых. Здесь собирались и получали сведения о ссыльных друзья и близкие родственники декабристов. В 1847-1849 гг. в доме на половине графа А.И. Гудовича жил представитель древнего дворянского рода, будущий известный писатель Александр Васильевич Сухово-Кобылин (1817-1903). Одну квартиру занимал он сам, другую – его возлюбленная, бывшая французская модистка, Луиза Симон-Деманш. В 1850 г. в доме было совершено преступление, ставшее центральным в судьбе Сухово-Кобылина - убийство Луизы. Помните фильм "Дело Сухово-Кобылина"? В 1900 году дом унаследовала дочь Миклашевского - графиня А. А. Олсуфьева. В 1910-е годы в ее доме размещалась квартира и скорняжная мастерская М.А. Пилихина – дяди Г.К. Жукова (будущий маршал несколько лет служил у него подмастерьем). Источник: http://um.mos.ru/houses/dom_gudovichey/
За этой аркой уже знаменитая Тверская, поэтому наша экскурсия заканчивается.
За этой аркой уже знаменитая Тверская, поэтому наша экскурсия заканчивается.
И в заключение экскурсии нам показали дом где жил Все́волод Эми́льевич Мейерхольд (Карл Казимир Теодор Майергольд). Так называемый "Дом артистов", Брюсов переулок, 12. В этом же доме находится и музей, русского советского театрального режиссёра, актёра и педагога Мейерхольда. Он был восьмым ребёнком в лютеранской немецкой семье винозаводчика Эмилия Фёдоровича Майергольда (ум. 1892) и его жены Альвины Даниловны (урождённой Неезе). В 1918 году Мейерхольд вступил в РКП(б). После Октябрьской революции поставил в Петрограде «Мистерию-буфф» В. Маяковского (1918 год). С мая 1919 по август 1920 года находился в Крыму и на Кавказе, где пережил несколько смен власти, арестовывался белой контрразведкой. По приглашению наркома просвещения А. С. Луначарского с сентября 1920 по февраль 1921 года заведовал Театральным отделом (ТЕО) Наркомпроса.
В 1930 году ГосТиМ с успехом гастролировал за рубежом, — Михаил Чехов, встречавшийся с Мейерхольдом в Берлине, в своих воспоминаниях рассказывал: «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, об его страшном конце, если он вернётся в Советский Союз. Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так (точных слов я не помню): с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских её формах. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой — зачем? — он ответил: из честности». В 1934 году спектакль «Дама с камелиями», главную роль в котором играла Зинаида Райх, посмотрел Сталин, и спектакль ему не понравился. Критика обрушилась на Мейерхольда с обвинениями в эстетстве. Зинаида Райх написала Сталину письмо о том, что он не разбирается в искусстве. 8 января 1938 года театр был закрыт. В мае 1938 года К. С. Станиславский предложил оставшемуся без работы Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им самим оперном театре. После наступившей вскоре смерти К. С. Станиславского Мейерхольд стал главным режиссёром театра.
20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде; одновременно в его квартире в данном доме в Брюсовском в Москве был произведён обыск. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх, протестовавшей против методов одного из агентов НКВД. В ночь с 14 на 15 июля 1939 года Зинаида Райх была зверски убита неизвестными, проникшими ночью в её квартиру в этом доме. Нападавшие нанесли ей семнадцать ножевых ранений и скрылись. Наверняка дело рук НКВД. После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками, Мейерхольд подписал нужные следствию показания: его обвиняли по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР. В январе 1940 года Мейерхольд писал В. М. Молотову: "…Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам .............боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток…...". Заседание Военной коллегии Верховного суда СССР состоялось 1 февраля 1940 года. Коллегия приговорила режиссёра к расстрелу. 2 февраля 1940 года приговор был приведён в исполнение. Его кремированный прах был перемешан в общей могиле среди других 346 расстрелянных по решению Политбюро, подписанному Сталиным. В 1955 году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда.
Мы расстаемся с гидом. Экскурсия по центральным улицам столицы нам понравилась. Хоть она и бесплатная, но гид просит денег на какой-то благотворительный проект, кто сколько может. Дали и мы, на благое дело не жалко. Возвращаемся на Большую Никитскую. Какие-то шотландцы в юбках бегут по моей столице. Кого и чего только теперь не увидишь в белокаменной!
Мы расстаемся с гидом. Экскурсия по центральным улицам столицы нам понравилась. Хоть она и бесплатная, но гид просит денег на какой-то благотворительный проект, кто сколько может. Дали и мы, на благое дело не жалко. Возвращаемся на Большую Никитскую. Какие-то шотландцы в юбках бегут по моей столице. Кого и чего только теперь не увидишь в белокаменной!
По Большой Никитской решили вернуться к Кремлю. Там я уже был месяц назад в апреле и альбом тут уже выкладывал:
<a rel="nofollow noreferrer noopener" onclick="AddGoToLog(this, '');" href="https://acvazul-v2010.tourister.ru/photoalbum/31973" class="ext_link" target="_blank">https://acvazul-v2010.tourister.ru/photoalbum/31973</a>
Однако не попал в один из интересный объектов - Мавзолей. 
Хотел успеть пока не зарыли, освежить воспоминания 25-летней давности. Забегая вперед скажу что и в этот день не попал, вновь закрыт. Раньше при Союзе невозможно было попасть туда из-за очереди, а теперь из-за постоянной реставрации объекта. Ну что же, Бог любит троицу. Столетие опять же в этом году.
Между тем мы проходим здание одного из корпусов МГУ имени Ломоносова.
По Большой Никитской решили вернуться к Кремлю. Там я уже был месяц назад в апреле и альбом тут уже выкладывал: https://acvazul-v2010.tourister.ru/photoalbum/31973 Однако не попал в один из интересный объектов - Мавзолей. Хотел успеть пока не зарыли, освежить воспоминания 25-летней давности. Забегая вперед скажу что и в этот день не попал, вновь закрыт. Раньше при Союзе невозможно было попасть туда из-за очереди, а теперь из-за постоянной реставрации объекта. Ну что же, Бог любит троицу. Столетие опять же в этом году. Между тем мы проходим здание одного из корпусов МГУ имени Ломоносова.
24 января (4 февраля) 1755 года императрица Елизавета Петровна подписала указ «Объ учрежденiи Московскаго Университета и двухъ Гимназiй». Учились в помещении Земского приказа на Красной площади у Воскресенских ворот. Однако уже в 1757 году университету стало не хватать помещений, и в последующие годы университет приобрел ряд частных и церковных владений на Моховой и Тверской улицах. В 1785 году владение приобрела императрица Екатерина II на собственные деньги и профинансировала строительство, выделив 125 тысяч рублей. Строительство поручено архитектору М. Ф. Казакову, по его проекту сооружён главный корпус Московского университета. 23 августа 1786 года начато строительство. 23 августа 1793 года здание торжественно открыто.
В 1812 году во время пожара Москвы, здание почти полностью сгорело. Все перекрытия, которые были сделаны из дерева — утрачены. Библиотека, включавшая в себя множество эксклюзивных материалов, уничтожена. Коллекция музеев, архивы исчезли. До 1879 года Д.Жилярди активно работал над воссозданием старого здания, и в итоге восстановил его.
24 января (4 февраля) 1755 года императрица Елизавета Петровна подписала указ «Объ учрежденiи Московскаго Университета и двухъ Гимназiй». Учились в помещении Земского приказа на Красной площади у Воскресенских ворот. Однако уже в 1757 году университету стало не хватать помещений, и в последующие годы университет приобрел ряд частных и церковных владений на Моховой и Тверской улицах. В 1785 году владение приобрела императрица Екатерина II на собственные деньги и профинансировала строительство, выделив 125 тысяч рублей. Строительство поручено архитектору М. Ф. Казакову, по его проекту сооружён главный корпус Московского университета. 23 августа 1786 года начато строительство. 23 августа 1793 года здание торжественно открыто. В 1812 году во время пожара Москвы, здание почти полностью сгорело. Все перекрытия, которые были сделаны из дерева — утрачены. Библиотека, включавшая в себя множество эксклюзивных материалов, уничтожена. Коллекция музеев, архивы исчезли. До 1879 года Д.Жилярди активно работал над воссозданием старого здания, и в итоге восстановил его.
В XXI веке здесь находятся: помещения и фонды Музея истории Московского университета, мемориальный кабинет-библиотека ректора И. Г. Петровского, уникальные книжные собрания университетской библиотеки, коллекции Антропологического музея. Также здесь располагается институт стран Азии и Африки при МГУ.
А мы с Вами на Манежной площади. Месяц назад в апреле, когда я тут гулял фонтаны ещё не работали: <a rel="nofollow noreferrer noopener" onclick="AddGoToLog(this, '');" href="https://acvazul-v2010.tourister.ru/photoalbum/31969" class="ext_link" target="_blank">https://acvazul-v2010.tourister.ru/photoalbum/31969</a>
А мы с Вами на Манежной площади. Месяц назад в апреле, когда я тут гулял фонтаны ещё не работали: https://acvazul-v2010.tourister.ru/photoalbum/31969
Предлагаю теперь полюбоваться на майскую площадь с фонтанами
Предлагаю теперь полюбоваться на майскую площадь с фонтанами
Смуглые "мАсквичи"
Смуглые "мАсквичи"
Персонажи сказок....
Персонажи сказок....
Не хотите сфотографироваться с Иваном Васильевичем Грозным?
Не хотите сфотографироваться с Иваном Васильевичем Грозным?
Монументальное творение Церетели. Наш дальнейший путь лежит в Парк имени Горького. Но это уже совсем другая история.....
Монументальное творение Церетели. Наш дальнейший путь лежит в Парк имени Горького. Но это уже совсем другая история.....

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому