Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — сейчас на сайте
https://www.gazeta.ru/social/2020/03/07/12994039.shtml?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_refe
Фотоальбом

Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Часть 1

Часть 1. Русская народная игрушка, западноевропейская и русская игрушка позапрошлого века…

Игрушка "Иван Никифорович и Иван Иванович". Почти как по Гоголю
Художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрама — учреждение, располагающееся в г. Сергиев Посад (до 1991 г. — Загорск) с 1931 г.
Художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрама — учреждение, располагающееся в г. Сергиев Посад (до 1991 г. — Загорск) с 1931 г.
Основатель музея Николай Дмитриевич Бартрам начал собирать свою коллекцию игрушек в начале 1910-х. Сам же музей был основан в 1918 году и располагался на Смоленском бульваре, в доме № 8. В настоящее время в Музее игрушки открыты следующие экспозиции: Русская народная игрушка, Русская и западноевропейская игрушка XIX - начала XX века, Советская промышленная игрушка
Основатель музея Николай Дмитриевич Бартрам начал собирать свою коллекцию игрушек в начале 1910-х. Сам же музей был основан в 1918 году и располагался на Смоленском бульваре, в доме № 8. В настоящее время в Музее игрушки открыты следующие экспозиции: Русская народная игрушка, Русская и западноевропейская игрушка XIX - начала XX века, Советская промышленная игрушка
Одноэтажный с мезонином особняк, благодаря идее размещения в нём музея, был сохранён. До революции он принадлежал вдове крупнейшего химика-технолога, управляющего несколькими российскими текстильными мануфактурами, почётного гражданина Москвы, члена Государственного Совета Михаила Лосева, Евдокии Ивановне Лосевой, урождённой Чижовой, ставшей второй супругой художника.

Площади в 250 квадратных метров, из которых 200 метров отводилось под экспозицию, было вполне достаточно, чтобы представить первоначальные музейные коллекции, постоянно пополняемые благодаря энергии и определённой предприимчивости его основателя. Официально основанный 17 октября 1918 года музей всё же был открыт для посетителей только в 1921 году, а через три года, в 1925 году переехал в новое помещение на Кропоткинской улице (ныне Пречистенка) — усадьбу Хрущёвых-Селезнёвых, дом 12/2. Сегодня это здание занимает Литературный музей А. С. Пушкина. Здесь Музей игрушки был открыт 5 января и расширил свои площади до 5 залов и 600 квадратных метров, занятых под экспозиции. В 1931 году Музей игрушки был переведён из Москвы в подмосковный Загорск (Сергиев посад). С 1980 года по сегодняшний день Музей игрушки располагается в старинном особняке бывшего коммерческого училища над Келарским прудом. Располагается музей в одном из красивейших уголков Сергиева Посада, напротив — Троице-Сергиева лавра. Этот краснокирпичный дом, выстроенный в стиле историзма, и сегодня является важной городской достопримечательностью.
Одноэтажный с мезонином особняк, благодаря идее размещения в нём музея, был сохранён. До революции он принадлежал вдове крупнейшего химика-технолога, управляющего несколькими российскими текстильными мануфактурами, почётного гражданина Москвы, члена Государственного Совета Михаила Лосева, Евдокии Ивановне Лосевой, урождённой Чижовой, ставшей второй супругой художника. Площади в 250 квадратных метров, из которых 200 метров отводилось под экспозицию, было вполне достаточно, чтобы представить первоначальные музейные коллекции, постоянно пополняемые благодаря энергии и определённой предприимчивости его основателя. Официально основанный 17 октября 1918 года музей всё же был открыт для посетителей только в 1921 году, а через три года, в 1925 году переехал в новое помещение на Кропоткинской улице (ныне Пречистенка) — усадьбу Хрущёвых-Селезнёвых, дом 12/2. Сегодня это здание занимает Литературный музей А. С. Пушкина. Здесь Музей игрушки был открыт 5 января и расширил свои площади до 5 залов и 600 квадратных метров, занятых под экспозиции. В 1931 году Музей игрушки был переведён из Москвы в подмосковный Загорск (Сергиев посад). С 1980 года по сегодняшний день Музей игрушки располагается в старинном особняке бывшего коммерческого училища над Келарским прудом. Располагается музей в одном из красивейших уголков Сергиева Посада, напротив — Троице-Сергиева лавра. Этот краснокирпичный дом, выстроенный в стиле историзма, и сегодня является важной городской достопримечательностью.
Средневековые игрушки найденные на территории коломенского Кремля
Средневековые игрушки найденные на территории коломенского Кремля
Из раскопок древнего Радонежа. Кости в качестве игрушек
Из раскопок древнего Радонежа. Кости в качестве игрушек
Игрушки - свистульки. Начало 20 века
Игрушки - свистульки. Начало 20 века
Глиняные игрушки русского Севера. 1930 г.
Глиняные игрушки русского Севера. 1930 г.
Свистульки - медведи
Свистульки - медведи
Дымковская игрушка - один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково
Дымковская игрушка - один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково
Дымковская игрушка — изделие ручной работы.Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 °C игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.
Дымковская игрушка — изделие ручной работы.Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 °C игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.
Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.

Благодаря своей пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Наряды дымковских «барынь» нашли отражение в коллекциях современных модельеров одежды.
Народный «дымковский» стиль неоднократно использовался в художественных (прежде всего детских) произведениях (например, мультфильм «Вернулся служивый домой», режиссёр Владимир Дегтярёв, СССР, 1959).

В 2010 году в центре города Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки.

Мотивы дымковского орнамента были использованы на церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи
Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю. Благодаря своей пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Наряды дымковских «барынь» нашли отражение в коллекциях современных модельеров одежды. Народный «дымковский» стиль неоднократно использовался в художественных (прежде всего детских) произведениях (например, мультфильм «Вернулся служивый домой», режиссёр Владимир Дегтярёв, СССР, 1959). В 2010 году в центре города Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. Мотивы дымковского орнамента были использованы на церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи
Филимо́новская игру́шка — древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново, Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.

Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки». По сравнению со многими глинами соседних областей филимоновская глина не жирная и именно это позволяет вытягивать длинные формы,не отвлекаясь на трещины. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки. Обжиг происходит при температуре 970-1000 градусов в специальных муфельных печах. Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками. Несмотря на относительную ограниченность применяемых характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент, который выражает искренние языческие мотивы, людей, живущих в гармонии с природой. Помимо вытянутых форм фигурок, стиль их росписи: солнышки, растительный орнамент, «детский» стиль, старинные деревенские сюжеты — это элементы, которые характеризуют древнюю филимоновскую игрушку и по сей день.

Филимоновские барышни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.
Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века, но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева, А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960-х годах усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен.
Филимо́новская игру́шка — древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново, Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет. Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки». По сравнению со многими глинами соседних областей филимоновская глина не жирная и именно это позволяет вытягивать длинные формы,не отвлекаясь на трещины. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки. Обжиг происходит при температуре 970-1000 градусов в специальных муфельных печах. Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками. Несмотря на относительную ограниченность применяемых характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент, который выражает искренние языческие мотивы, людей, живущих в гармонии с природой. Помимо вытянутых форм фигурок, стиль их росписи: солнышки, растительный орнамент, «детский» стиль, старинные деревенские сюжеты — это элементы, которые характеризуют древнюю филимоновскую игрушку и по сей день. Филимоновские барышни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор. Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века, но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева, А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960-х годах усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен.
Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» — сценка свидания влюбленных. Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки.
"Лесовики". Начало 20 века, Вологодская губерния. Материал - мох, шишки, дерево
"Лесовики". Начало 20 века, Вологодская губерния. Материал - мох, шишки, дерево
"Стригушки". Начало 20 века. Центральный регион. Материал - солома
"Стригушки". Начало 20 века. Центральный регион. Материал - солома
Городецкие (горьковские) тряпичные куклы. 1920 - 1930 г.г.
Гороховецкая игрушка – явление не только самобытное, но и оригинальное. Игрушка является порождением плотницкого дела, поскольку вытесывалась, а затем дорезалась руками гороховецких плотников-«якушей». В целом, плотничество было главным промыслом мужского населения, так как  Гороховецкий уезд стоял на первом месте во Владимирской губернии по площади, занимаемой лесами
Гороховецкая игрушка – явление не только самобытное, но и оригинальное. Игрушка является порождением плотницкого дела, поскольку вытесывалась, а затем дорезалась руками гороховецких плотников-«якушей». В целом, плотничество было главным промыслом мужского населения, так как Гороховецкий уезд стоял на первом месте во Владимирской губернии по площади, занимаемой лесами
Это Лысковская игрушка. Изготавливалась из отходов ложкарного ремесла (щепы)
Нижегородская (полховская и семёновская) токарная игрушка
Сергиево-посадская игрушка. Уже на протяжении более 300 лет город Сергиев Посад считается «игрушечной столицей» России. Из исторических данных известно, что промысел возник в XVII в., а своего расцвета достиг в XVIII – XIX вв. Посадские мастера делали игрушки из дерева, папье-маше, использовали привозные фарфоровые головки для кукол. Тематика сергиевской ручной игрушки была достаточно разнообразной. Это объясняется выгодным географическим положением промысла: близость Москвы и соседство Троице-Сергиевой Лавры, привлекающей огромное количество богомольцев.
Сергиево-посадская игрушка. Уже на протяжении более 300 лет город Сергиев Посад считается «игрушечной столицей» России. Из исторических данных известно, что промысел возник в XVII в., а своего расцвета достиг в XVIII – XIX вв. Посадские мастера делали игрушки из дерева, папье-маше, использовали привозные фарфоровые головки для кукол. Тематика сергиевской ручной игрушки была достаточно разнообразной. Это объясняется выгодным географическим положением промысла: близость Москвы и соседство Троице-Сергиевой Лавры, привлекающей огромное количество богомольцев.
 Игрушка Сергиева Посада отражает многие стороны русской жизни, события прошлого времени, особенности быта различных слоёв населения.  Когда в городе впервые создали первую игрушку, точных данных нет. Одновременно с резьбой по дереву осуществлялось мастерство лепки, росписи, оформления игрушек, изготовления двигательных и звуковых механизмов. Со временем сформировались темы кукол, которые стали своеобразным сергиевским каноном.

К концу XVIII в. изготовление игрушек в Сергиевом Посаде от кустарей стало переходить к владельцам мастерских. Подобных мастерских в Посаде к середине XIX столетия насчитывалось более трехсот!
Игрушка Сергиева Посада отражает многие стороны русской жизни, события прошлого времени, особенности быта различных слоёв населения. Когда в городе впервые создали первую игрушку, точных данных нет. Одновременно с резьбой по дереву осуществлялось мастерство лепки, росписи, оформления игрушек, изготовления двигательных и звуковых механизмов. Со временем сформировались темы кукол, которые стали своеобразным сергиевским каноном. К концу XVIII в. изготовление игрушек в Сергиевом Посаде от кустарей стало переходить к владельцам мастерских. Подобных мастерских в Посаде к середине XIX столетия насчитывалось более трехсот!
Рост товарного значения игрушки привёл к выделению наиболее ходовых видов, среди которых первое место заняли игрушечные кони.
С начала 80-х гг. XIX в. промысел постепенно начал приходить в упадок. Московское губернское земство в 1890-х гг. оказало помощь в сохранении стабильного развития кустарного производства (в том числе и игрушечного).
Рост товарного значения игрушки привёл к выделению наиболее ходовых видов, среди которых первое место заняли игрушечные кони. С начала 80-х гг. XIX в. промысел постепенно начал приходить в упадок. Московское губернское земство в 1890-х гг. оказало помощь в сохранении стабильного развития кустарного производства (в том числе и игрушечного).
Куклы из папье-маше. Самая интересная отрасль изготовления игрушек в Сергиев Посаде – куклы. В зависимости от стоимости кукол делили на 3 группы. У самых дешёвых одежда рисовалась и делалась на клею. Более дорогие имели прочные, дорогие костюмы.
Куклы из папье-маше. Самая интересная отрасль изготовления игрушек в Сергиев Посаде – куклы. В зависимости от стоимости кукол делили на 3 группы. У самых дешёвых одежда рисовалась и делалась на клею. Более дорогие имели прочные, дорогие костюмы.
Самых дорогих искусные мастерицы одевали в батист и кружева. По ярким характерным чертам каждая кукла получила название – пеленашка, матрёшки. Одевание кукол в Сергиевом Посаде было новым видом исключительного женского ремесла. Скоро эта профессия стала распространённой.

К 1900 г. в Сергиевом Посаде насчитывалось 144 наименований кукол в национальной одежде. Они представляли собой целые этнографические коллекции, знакомящие с русской историей и бытом.
Самых дорогих искусные мастерицы одевали в батист и кружева. По ярким характерным чертам каждая кукла получила название – пеленашка, матрёшки. Одевание кукол в Сергиевом Посаде было новым видом исключительного женского ремесла. Скоро эта профессия стала распространённой. К 1900 г. в Сергиевом Посаде насчитывалось 144 наименований кукол в национальной одежде. Они представляли собой целые этнографические коллекции, знакомящие с русской историей и бытом.
В трудные годы революции, гражданской войны и НЭПа ввоз в Россию заграничной игрушки прекратился, что дало возможность кустарям увеличить выработку простых и дешёвых изделий.

В 1929 г. на базе кустарных артелей города была создана единая «Сергиевская кустарная промышленная артель» как символ коллективного труда (в 1930 г. город был переименован в Загорск, и артель получила название «Загорской», а немного позднее добавилось: «имени Рабоче-Крестьянской Красной Армии». 

В годы Великой отечественной войны артель продолжала работать, но количество мастеров сократилось до 12 – 17 человек. В 1945 г. по постановлению СНК СССР, «для сохранения и развития традиций местных художественных промыслов» на базе артели была создана экспериментальная группа из ведущих мастеров «для создания творческих образцов и уникальных изделий».

В 1940 – 1950-х гг. выпускаются куклы из глины, папье-маше, мастики, шкатулки с выжиганием и росписью, токарные игрушки.

В 1960 на основе постановления Совета Министров РСФСР артель им. РККА становится государственным предприятием и с этого момента называется «Загорская фабрика игрушек №1».

Постановление Московского областного совета народных депутатов от 05.09.1990 г. Загорская фабрика игрушек №1 отнесена к предприятиям народных художественных промыслов и переименована в фабрику «Художественных изделий и игрушек».
В трудные годы революции, гражданской войны и НЭПа ввоз в Россию заграничной игрушки прекратился, что дало возможность кустарям увеличить выработку простых и дешёвых изделий. В 1929 г. на базе кустарных артелей города была создана единая «Сергиевская кустарная промышленная артель» как символ коллективного труда (в 1930 г. город был переименован в Загорск, и артель получила название «Загорской», а немного позднее добавилось: «имени Рабоче-Крестьянской Красной Армии». В годы Великой отечественной войны артель продолжала работать, но количество мастеров сократилось до 12 – 17 человек. В 1945 г. по постановлению СНК СССР, «для сохранения и развития традиций местных художественных промыслов» на базе артели была создана экспериментальная группа из ведущих мастеров «для создания творческих образцов и уникальных изделий». В 1940 – 1950-х гг. выпускаются куклы из глины, папье-маше, мастики, шкатулки с выжиганием и росписью, токарные игрушки. В 1960 на основе постановления Совета Министров РСФСР артель им. РККА становится государственным предприятием и с этого момента называется «Загорская фабрика игрушек №1». Постановление Московского областного совета народных депутатов от 05.09.1990 г. Загорская фабрика игрушек №1 отнесена к предприятиям народных художественных промыслов и переименована в фабрику «Художественных изделий и игрушек».
Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё, то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами. Но, главное, эта куколка - с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички. По сравнению с другими игрушками, деревянная молодая куколка молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст.
Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё, то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами. Но, главное, эта куколка - с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички. По сравнению с другими игрушками, деревянная молодая куколка молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст.
История русской Матрешки
История русской Матрешки
В мастерской при музее продолжили свою деятельность курсы художественной игрушки, ежегодно готовившие 300 мастеров-специалистов этого вида художественного творчества.
А сейчас тут проходят мастер-классы для детей
Реновация куклы в народном костюме. Вот такими игрушками владели царские дети. И это ещё не самые интересные экземпляры игрушек царской семьи. Сравните с ними тряпичных кукол, игрушки из шишек и простенькие свистульки, которыми играли крестьянские дети. Какое разное детство. Жизнь не ровна...
Реновация куклы в народном костюме. Вот такими игрушками владели царские дети. И это ещё не самые интересные экземпляры игрушек царской семьи. Сравните с ними тряпичных кукол, игрушки из шишек и простенькие свистульки, которыми играли крестьянские дети. Какое разное детство. Жизнь не ровна...
Реновация кукол в костюмах различных губерний
Реновация кукол в костюмах различных губерний
Царские дочки одевали кукол
Царские дочки одевали кукол
Этнографические игрушки
Этнографические игрушки
Представительное собрание предметов детского быта позволило музею участвовать на многих выставках. В марте-апреле 1922 года он открыл свою выставочную деятельность, приняв участие на Всероссийской Художественно-промышленной выставке, устроенной Академией художественных наук в её Научно-показательном отделе. Осенью 1925 года и зимой 1926 года в стенах музея были организованы просмотры всех кукольных театров Москвы, а в марте-апреле следующего 1927 года работала выставка кукольных театров, во время которой проходили кукольные спектакли. Превосходная коллекция, занимательная экспозиция, новаторские приёмы работы с детьми — всё это послужило причиной неслыханной популярности музея. По посещаемости Музей игрушки превосходила лишь Третьяковская галерея. Н. Д. Бартрам оставался во главе музея до самой своей смерти в 1931 году.
Красные ворота
Красные ворота
Инородцы, игрушки
"В школе". Игрушка с балансом
"В школе". Игрушка с балансом
Персонажи повести Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". 
Чуб, Солоха, дьяк. 1966 - 1984 г.г.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии. Продолжение о музее игрушки в Сергиевом посаде следует...
Персонажи повести Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". Чуб, Солоха, дьяк. 1966 - 1984 г.г. В подготовке материала использованы сведения из Википедии. Продолжение о музее игрушки в Сергиевом посаде следует...
Комментарии к альбому