Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — сейчас на сайте
https://www.gazeta.ru/social/2020/03/07/12994039.shtml?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_refe

Потому что среди слухов пустых есть Арбат и есть Донской монастырь…

/А. Розенбаум/

Утром 5.05.2019 перед отбытием домой выдался свободный час и я его решил потратить на осмотр Донского монастыря в Москве. Осмотрел всё почти бегом
Утром 5.05.2019 перед отбытием домой выдался свободный час и я его решил потратить на осмотр Донского монастыря в Москве. Осмотрел всё почти бегом
Вот на таких автомобилях выезжают священнослужители после службы. Да....посмотришь на таких бессеребренников и не хочется после этого идти в Храм к Богу. Нескромно разъезжать на таких вот "тачках"
Вот на таких автомобилях выезжают священнослужители после службы. Да....посмотришь на таких бессеребренников и не хочется после этого идти в Храм к Богу. Нескромно разъезжать на таких вот "тачках"
Первое упоминание об устройстве колокольни относится к марту 1730 года, когда настоятель монастыря архимандрит Илларион (Рогалевский) обратился к императрице Анне Иоанновне с прошением выделить средств на строительство. К 1753-му были завершены основные работы по отделке проездных ворот, собора и колокольни. В 1755 году в нижнем ярусе колокольни освятили храм во имя праведных Захария и Елизаветы. После разорения монастыря французскими войсками в 1812 году он был упразднён, а в его помещении расположился архив монастыря.

В 1980-е годы Музеем архитектуры была проведена комплексная реставрация западных ворот с церковью-колокольней. Фасады здания получили первоначальный барочный облик XVIII века. В середине 1990-х храм восстановили.
Первое упоминание об устройстве колокольни относится к марту 1730 года, когда настоятель монастыря архимандрит Илларион (Рогалевский) обратился к императрице Анне Иоанновне с прошением выделить средств на строительство. К 1753-му были завершены основные работы по отделке проездных ворот, собора и колокольни. В 1755 году в нижнем ярусе колокольни освятили храм во имя праведных Захария и Елизаветы. После разорения монастыря французскими войсками в 1812 году он был упразднён, а в его помещении расположился архив монастыря. В 1980-е годы Музеем архитектуры была проведена комплексная реставрация западных ворот с церковью-колокольней. Фасады здания получили первоначальный барочный облик XVIII века. В середине 1990-х храм восстановили.
Поразило обилие охраны при входе в монастырь и внутри оного. Но об этом чуть ниже напишу более подробно
Тогда же в проездной арке ворот художница Н. П. Ермакова выполнила росписи с сюжетами из истории монастыря
На рамках металлоискателя меня, слава Богу не проверяли
На рамках металлоискателя меня, слава Богу не проверяли
Монастырь был основан в 1591 году на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея. Монастырь закрыли в 1918-м в связи с изменением государственного строя. Возрождён в 1991 году.
Постройка завершала создание оборонительного полукольца на подступах к Москве со стороны южных степей, в которое также входили ранее построенные монастыри-крепости: Андроников, Новоспасский, Симонов, Данилов и Новодевичий. Название обитель получила в честь Донской иконы Божией Матери, написанной, предположительно, в XIV веке Феофаном Греком. По преданию, этим образом преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его воинов на Куликовскую битву
Монастырь был основан в 1591 году на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея. Монастырь закрыли в 1918-м в связи с изменением государственного строя. Возрождён в 1991 году. Постройка завершала создание оборонительного полукольца на подступах к Москве со стороны южных степей, в которое также входили ранее построенные монастыри-крепости: Андроников, Новоспасский, Симонов, Данилов и Новодевичий. Название обитель получила в честь Донской иконы Божией Матери, написанной, предположительно, в XIV веке Феофаном Греком. По преданию, этим образом преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его воинов на Куликовскую битву
В Смутное время Малый собор был разграблен. С восхождением на царствование Михаила Фёдоровича обитель отремонтировали и частично восстановили. В 1771-м во время Чумного бунта в монастыре погиб архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский). Опасаясь эпидемии, он приказал убрать от Варварских ворот Китай-города Боголюбскую икону Божией Матери, что привело толпу в ярость, и скрывшегося в монастыре архиепископа убили. Его погребли в Старом Донском соборе
В Смутное время Малый собор был разграблен. С восхождением на царствование Михаила Фёдоровича обитель отремонтировали и частично восстановили. В 1771-м во время Чумного бунта в монастыре погиб архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский). Опасаясь эпидемии, он приказал убрать от Варварских ворот Китай-города Боголюбскую икону Божией Матери, что привело толпу в ярость, и скрывшегося в монастыре архиепископа убили. Его погребли в Старом Донском соборе
Во время вторжении французов в Москву в Донском монастыре расположилась часть полка второй конной гвардии. В братских кельях поселились рядовые, с некоторыми стояли лошади. Обитель была разграблена: украли венцы с икон, оклады, ризы и все драгоценные украшения. Во многих помещениях были выломаны полы, двери, рамы, перегородки. На пожертвования атамана Донского казачьего войска графа Матвея Платова восстановили обитель и изготовили новые ризы на иконы иконостаса Большого собора
Во время вторжении французов в Москву в Донском монастыре расположилась часть полка второй конной гвардии. В братских кельях поселились рядовые, с некоторыми стояли лошади. Обитель была разграблена: украли венцы с икон, оклады, ризы и все драгоценные украшения. Во многих помещениях были выломаны полы, двери, рамы, перегородки. На пожертвования атамана Донского казачьего войска графа Матвея Платова восстановили обитель и изготовили новые ризы на иконы иконостаса Большого собора
Посмотрите на красноармейца с левой стороны росписи. После Октябрьской революции, в 1918 году, в связи с изменением государственного строя Донской монастырь, как и многие другие религиозные учреждения, закрыли. С 1922-го в бывших казначейских покоях у северных врат монастыря содержался под арестом Патриарх Московский и всея Руси Тихон. В декабре 1924 года на него было совершено покушение, во время которого убили его келейника Якова Полозова. Тихон скончался через год, 25 марта, в клинике Бакуниных на Остоженке и был погребён в Малом соборе. Вскоре после ареста Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра, в 1925 году, в монастыре под председательством архиепископа Екатеринбургского Григория состоялось совещание десятерых архиереев, образовавшее «Временный высший церковный совет», что положило начало григорианскому расколу
Посмотрите на красноармейца с левой стороны росписи. После Октябрьской революции, в 1918 году, в связи с изменением государственного строя Донской монастырь, как и многие другие религиозные учреждения, закрыли. С 1922-го в бывших казначейских покоях у северных врат монастыря содержался под арестом Патриарх Московский и всея Руси Тихон. В декабре 1924 года на него было совершено покушение, во время которого убили его келейника Якова Полозова. Тихон скончался через год, 25 марта, в клинике Бакуниных на Остоженке и был погребён в Малом соборе. Вскоре после ареста Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра, в 1925 году, в монастыре под председательством архиепископа Екатеринбургского Григория состоялось совещание десятерых архиереев, образовавшее «Временный высший церковный совет», что положило начало григорианскому расколу
В церкви Архангела Михаила, в которой находилась усыпальница Голицыных, устроили музей скульптуры. В 1936-м в обитель привезли разобранные Триумфальные ворота, стоявшие на площади Белорусского вокзала. Их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967-м.

С 1946 по 1960 год проводились богослужения в Малом соборе. Во время хрущевских гонений храм было предложено закрыть, однако митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену удалось его сохранить, объединив с храмом Ризположения на Донской. После этого он стал действовать по праздникам и в дни Великого поста
В церкви Архангела Михаила, в которой находилась усыпальница Голицыных, устроили музей скульптуры. В 1936-м в обитель привезли разобранные Триумфальные ворота, стоявшие на площади Белорусского вокзала. Их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967-м. С 1946 по 1960 год проводились богослужения в Малом соборе. Во время хрущевских гонений храм было предложено закрыть, однако митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену удалось его сохранить, объединив с храмом Ризположения на Донской. После этого он стал действовать по праздникам и в дни Великого поста
Обратите внимание на мозаичную икону Спасителя, 2010 год. В феврале 1992-го во время ремонта Малого собора был обнаружен гроб с мощами патриарха Тихона. Его причислили к лику святых, а останки перенесли в раку в Большой собор
План монастыря
План монастыря
Братские кельи
Братские кельи
Канцелярия наместника Донского монастыря
Церковь Михаила Архангела. Построена на средства княгини Анны Голицыной в 1806—1809 годах на месте обветшавшей церкви во имя Евфимия Великого, возведённой в 1714-м. Выполнена в стиле русский ампир по проекту Ивана Евготова и представляет собой кубический объём, увенчанный главой на широком барабане. С запада прежнего храма была больница, обращённая при перестройке в трапезную. В 1894 году по проекту архитектора М. П. Иванова к храму пристроили каменные тамбуры для входа в усыпальницу с северного и южного фасадов. В ней похоронены участники Отечественной войны 1812-го — князья Дмитрий и Николай Голицыны, Алексей Щербатов. В 1990-х годах была проведена реставрация: раскрыли росписи, в центральном барабане восстановили изображение Христа Пантократора, в простенках окон — изображения ангелов, а на парусах — образы евангелистов
Церковь Михаила Архангела. Построена на средства княгини Анны Голицыной в 1806—1809 годах на месте обветшавшей церкви во имя Евфимия Великого, возведённой в 1714-м. Выполнена в стиле русский ампир по проекту Ивана Евготова и представляет собой кубический объём, увенчанный главой на широком барабане. С запада прежнего храма была больница, обращённая при перестройке в трапезную. В 1894 году по проекту архитектора М. П. Иванова к храму пристроили каменные тамбуры для входа в усыпальницу с северного и южного фасадов. В ней похоронены участники Отечественной войны 1812-го — князья Дмитрий и Николай Голицыны, Алексей Щербатов. В 1990-х годах была проведена реставрация: раскрыли росписи, в центральном барабане восстановили изображение Христа Пантократора, в простенках окон — изображения ангелов, а на парусах — образы евангелистов
Здесь же усыпальница князей Голицыных
Здесь же усыпальница князей Голицыных
Большой собор монастыря. Является архитектурной доминантой монастыря. Был возведён в 1698 году и освящён митрополитом Сарским и Подонским Тихоном (Воиновым). Собор лепестковой формы венчают вызолоченные пять глав — большая в центре и четыре вокруг, ориентированные по сторонам света.
Большой собор монастыря. Является архитектурной доминантой монастыря. Был возведён в 1698 году и освящён митрополитом Сарским и Подонским Тихоном (Воиновым). Собор лепестковой формы венчают вызолоченные пять глав — большая в центре и четыре вокруг, ориентированные по сторонам света.
В 1752-м на вклады купца Кузьмы Замятина в храме были устроены чугунные полы из литых плит с шаблонным орнаментом, которые сохранились до настоящего времени
В 1752-м на вклады купца Кузьмы Замятина в храме были устроены чугунные полы из литых плит с шаблонным орнаментом, которые сохранились до настоящего времени
Восьмиярусный иконостас Большого собора был создан в несколько этапов. В 1695 году Карп Золотарёв создал два нижних ряда, через год Абросим Андреев и Григорий Алексеев воздвигли «апостольский» ярус с резными декорами. В 1699-м иконостас был завершён этими же мастерами. Бо́льшая часть икон относится к XVII веку, за исключением Донской иконы Богоматери — конца XV столетия
Восьмиярусный иконостас Большого собора был создан в несколько этапов. В 1695 году Карп Золотарёв создал два нижних ряда, через год Абросим Андреев и Григорий Алексеев воздвигли «апостольский» ярус с резными декорами. В 1699-м иконостас был завершён этими же мастерами. Бо́льшая часть икон относится к XVII веку, за исключением Донской иконы Богоматери — конца XV столетия
Прямо в храме вот такая информация о священнослужителях репрессированных в советские времена гонения на церковь. А современные священнослужители ездят на крутых автомобилях, ну Вы видели на верхнем фото
Под алтарём собора в 1712-м имеретинским царём Арчилом был создан придельный храм Сретения Господня — усыпальница царей Имеретинских, царевичей и князей грузинских Дадианов и Багратионов
Под алтарём собора в 1712-м имеретинским царём Арчилом был создан придельный храм Сретения Господня — усыпальница царей Имеретинских, царевичей и князей грузинских Дадианов и Багратионов
Храм преподобного Иоанна Лествичника. Построен в 1898 году в стиле русский историзм на средства генерал-майора И. Ф. Терещенко. Первоначально это была часовня-усыпальница для его семьи, позже переоборудованная в церковь. С западной части к храму примыкает закрытое крыльцо-паперть. Стены украшены декоративными орнаментами из формового кирпича и лепными деталями. Фасады были отреставрированы в 1989-м, через год восстановили росписи интерьера. В середине 1990-х годов в храме установили новый иконостас
Часовня-усыпальница Простяковых
Малый собор Донской иконы Божией Матери.
Древнейший храм-памятник русскому воинству в монастыре, возведённый в формах московской архитектуры XVI века. В первоначальном виде в плане он был почти квадратным, с тремя округлыми апсидами. Его объём завершался тремя ярусами кокошников, световым барабаном и шлемовидным куполом. Позднее к собору, по распоряжению царя Фёдора Алексеевича, пристроили с севера и юга два придела — великомученика Феодора Стратилата и преподобного Сергия. В том же году с запада возвели трапезную, в 1679-м была сооружена шатровая колокольня, а шлемовидный купол заменили существующей главой
Малый собор Донской иконы Божией Матери. Древнейший храм-памятник русскому воинству в монастыре, возведённый в формах московской архитектуры XVI века. В первоначальном виде в плане он был почти квадратным, с тремя округлыми апсидами. Его объём завершался тремя ярусами кокошников, световым барабаном и шлемовидным куполом. Позднее к собору, по распоряжению царя Фёдора Алексеевича, пристроили с севера и юга два придела — великомученика Феодора Стратилата и преподобного Сергия. В том же году с запада возвели трапезную, в 1679-м была сооружена шатровая колокольня, а шлемовидный купол заменили существующей главой
 В конце XVII века собор и приделы расписывали мастера Оружейной палаты живописцы Леонтий Чулков и Фёдор Евтиев. Под храмом находятся ряд захоронений, среди них — чугунная плита над прахом фельдмаршала Николая Репнина. Основной объём постройки перекрыт трёхступенчатой пирамидой кокошников, завершающейся куполом на стройном барабане. Реставрационные работы, проведённые в 1950—1952 годах по проекту искусствоведа Николая Соболева, вернули храму первоначальные формы обрамления порталов и окон
В конце XVII века собор и приделы расписывали мастера Оружейной палаты живописцы Леонтий Чулков и Фёдор Евтиев. Под храмом находятся ряд захоронений, среди них — чугунная плита над прахом фельдмаршала Николая Репнина. Основной объём постройки перекрыт трёхступенчатой пирамидой кокошников, завершающейся куполом на стройном барабане. Реставрационные работы, проведённые в 1950—1952 годах по проекту искусствоведа Николая Соболева, вернули храму первоначальные формы обрамления порталов и окон
Некрополь русского дворянства и богатого купечества на территории монастыря — единственный в Москве, переживший без существенных потерь советское время.
В нём похоронены писатели, поэты, архитекторы, учёные: Александр Сумароков, Михаил Херасков, Василий Пушкин, Пётр Чаадаев, Владимир Одоевский, Василий Майков, Осип Бове, Николай и Дмитрий Бантыш-Каменские, Василий Ключевский, Николай Жуковский и другие известные деятели.
Отец русской авиации Жуковский
Уникальным надгробием барочного типа является саркофаг генерал-поручика Александра Брюса.
Образцом надгробия позднего классицизма является памятник на могиле княжны Анны Петровны Кожуховой — «Скорбящий гений», выполненный из меди скульптором Иваном Мартосом
Образцом надгробия позднего классицизма является памятник на могиле княжны Анны Петровны Кожуховой — «Скорбящий гений», выполненный из меди скульптором Иваном Мартосом
Здесь похоронена мама писателя Тургенева. Та самая Варвара Петровна, что была прототипом взбалмошной барыни из произведения "Му-Му"
К началу XX века монастырский некрополь был переполнен. Московские власти приняли решение отвести территорию к югу от монастыря под Новое Донское кладбище, захоронения на котором продолжались на протяжении почти всего XX столетия. На старом кладбище новые захоронения разрешены лишь в порядке исключения
В 2000-х годах в монастырском некрополе был перезахоронен прах выдающихся деятелей белой эмиграции: Ивана Шмелёва, Антона Деникина с супругой
В 2000-х годах в монастырском некрополе был перезахоронен прах выдающихся деятелей белой эмиграции: Ивана Шмелёва, Антона Деникина с супругой
....Владимира Каппеля... Смотрели фильм "Адмирал"? Там Каппеля сыграл неподражаемый Сергей Безруков. Можно по разному относиться к белогвардейцам. Но я думаю что хорошо когда такие бессеребренники как Деникин (не воровал будучи руководителем Добровольческой Армии и терпя нужду не пошел на сотрудничество с гитлеровцами) упокоились на Родине
Философ Ильин с супругой
Философ Ильин с супругой
А это кто?  Дело в том что наружной охраны монастыря, видимо, маловато. Внутри дежурят ДНД! Да, добровольная народная дружина! Как в старые советские времена!  Помните фильм "Самая обаятельная и привлекательная"? Там героиня Муравьевой тоже дежурила в ДНД. Дежурить можно по разному. Можно отбывать читая газету
А это кто? Дело в том что наружной охраны монастыря, видимо, маловато. Внутри дежурят ДНД! Да, добровольная народная дружина! Как в старые советские времена! Помните фильм "Самая обаятельная и привлекательная"? Там героиня Муравьевой тоже дежурила в ДНД. Дежурить можно по разному. Можно отбывать читая газету
А можно бдить вот как этот молодой человек. Я с ним разговорился и он рассказал что дежурит таким образом по 4 часа в выходные и по праздникам. За это он имеет бесплатный проезд в общественном транспорте. Да, есть бюджетные москвичи и таким вот образом по выходным они подрабатывают.
В 2008-м за алтарём храма Иоанна Лествичника похоронили писателя и общественного деятеля Александра Солженицына.  Молодой человек ДНД-шник мне заявил что его супруга дышит ядом в сторону Александра Исаевича. И тогда я понял зачем в Донском монастыре такая серьезная охрана. Не секрет что за последние пять лет благосостояние россиян упало (в отличие от олигархов и чиновников). И в этом россияне винят в том числе и таких вот диссидентов как Солженицын, и тоскуя по Сталину и СССР винят всех похороненных тут белогвардейцев. Так что если оставить некрополь без охраны, то обозлённые россияне вполне могут осквернить могилы (навалить кучу)
В 2008-м за алтарём храма Иоанна Лествичника похоронили писателя и общественного деятеля Александра Солженицына. Молодой человек ДНД-шник мне заявил что его супруга дышит ядом в сторону Александра Исаевича. И тогда я понял зачем в Донском монастыре такая серьезная охрана. Не секрет что за последние пять лет благосостояние россиян упало (в отличие от олигархов и чиновников). И в этом россияне винят в том числе и таких вот диссидентов как Солженицын, и тоскуя по Сталину и СССР винят всех похороненных тут белогвардейцев. Так что если оставить некрополь без охраны, то обозлённые россияне вполне могут осквернить могилы (навалить кучу)
Пора было убегать в метро, время поджимало. Но блюститель порядка любезно обратил моё внимание на вот эти подлинные барельефы оставшиеся от старого взорванного Храма Христа Спасителя
Пора было убегать в метро, время поджимало. Но блюститель порядка любезно обратил моё внимание на вот эти подлинные барельефы оставшиеся от старого взорванного Храма Христа Спасителя
На выходе из стен монастыря "гости" из солнечного Таджикистана ведут работы по благоустройству
На выходе из стен монастыря "гости" из солнечного Таджикистана ведут работы по благоустройству
Недалеко находится церковь Ризоположения на Донской (не путать с Кремлёвской церковью Ризоположения). Деревянный храм сооружён в 1690 году на месте торжественной встречи московским духовенством в 1625 году посольства персидского шаха Аббаса, передавшего в дар царю Михаилу Федоровичу и патриарху Филарету одну из наиболее почитаемых святынь христианского мира — Ризу Господню, частицу одежды, в которой Христа вели на Голгофу. Риза была возложена на особый престол под сенью в Успенском соборе Кремля, на месте встречи сооружён деревянный храм, позже — обелиск, сохранившийся поныне. С тех пор в российском церковном календаре появилась новая запись: «Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625)». Праздник этот отмечается лишь одной православной церковью — Русской.

Каменная церковь построена на месте деревянной в 1701—1716 годах в стиле московского барокко. Среди московских храмов XVII—XVIII веков она выделяется стройными пропорциями четверика, завершённого аттиком и выразительным пятиглавием. В 1886—1889 годах был сооружён придел апостола Иакова Алфеева, а около 1894 года перестроен верх колокольни. Интерьер церкви сохранил барочное лепное убранство середины XVIII века, к этому же времени относится замечательный барочный иконостас.

В XX веке храм не закрывался. В 1930-х годах его настоятелем был священномученик Александр Хотовицкий. В 1944—1960 годах в храме находилась кафедра архиепископа Можайского Макария (Даева)
Недалеко находится церковь Ризоположения на Донской (не путать с Кремлёвской церковью Ризоположения). Деревянный храм сооружён в 1690 году на месте торжественной встречи московским духовенством в 1625 году посольства персидского шаха Аббаса, передавшего в дар царю Михаилу Федоровичу и патриарху Филарету одну из наиболее почитаемых святынь христианского мира — Ризу Господню, частицу одежды, в которой Христа вели на Голгофу. Риза была возложена на особый престол под сенью в Успенском соборе Кремля, на месте встречи сооружён деревянный храм, позже — обелиск, сохранившийся поныне. С тех пор в российском церковном календаре появилась новая запись: «Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625)». Праздник этот отмечается лишь одной православной церковью — Русской. Каменная церковь построена на месте деревянной в 1701—1716 годах в стиле московского барокко. Среди московских храмов XVII—XVIII веков она выделяется стройными пропорциями четверика, завершённого аттиком и выразительным пятиглавием. В 1886—1889 годах был сооружён придел апостола Иакова Алфеева, а около 1894 года перестроен верх колокольни. Интерьер церкви сохранил барочное лепное убранство середины XVIII века, к этому же времени относится замечательный барочный иконостас. В XX веке храм не закрывался. В 1930-х годах его настоятелем был священномученик Александр Хотовицкий. В 1944—1960 годах в храме находилась кафедра архиепископа Можайского Макария (Даева)
Недалеко улица Шаболовка, дорогая сердцу любого мальчишки, выросшего в СССР. Помните: "Шаболовка, 37. Передача "БУДИЛЬНИК""?  Это был мой завершающий материал о первомайском путешествии в Москву. В подготовке материала использованы сведения из Википедии
Недалеко улица Шаболовка, дорогая сердцу любого мальчишки, выросшего в СССР. Помните: "Шаболовка, 37. Передача "БУДИЛЬНИК""? Это был мой завершающий материал о первомайском путешествии в Москву. В подготовке материала использованы сведения из Википедии
Комментарии к альбому