Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 11:42
Вчера букинг прекратил работу в РФ? А что теперь с незавершённым кешбеком ?
Фотоальбом

Тропой Паустовского...

Где начинается Мещёра? 27 июня 2019 года в Солотче были завершены работы по обустройству экологической «Тропы Паустовского».

Не зайти ли нам выпить рюмочку в "Лесной бункер"? Не прокатиться ли из Солотчи в Рязань на деревянном мотоцикле? А может лучше пройти по тропе Паустовского?
Не зайти ли нам выпить рюмочку в "Лесной бункер"? Не прокатиться ли из Солотчи в Рязань на деревянном мотоцикле? А может лучше пройти по тропе Паустовского?
Инициаторы проекта «Экологическая тропа Паустовского» приглашают Вас пройти по знаменитому маршруту писателя от гостиницы «Лесной бункер» (поселок Солотча, Монастырская площадь, 16) до озера Чёрного. На этом пути можно увидеть несколько мест, попавших в произведения Константина Георгиевича.
Инициаторы проекта «Экологическая тропа Паустовского» приглашают Вас пройти по знаменитому маршруту писателя от гостиницы «Лесной бункер» (поселок Солотча, Монастырская площадь, 16) до озера Чёрного. На этом пути можно увидеть несколько мест, попавших в произведения Константина Георгиевича.
Слабо в Рязань или по тропе на таком транспорте деревянном?
Слабо в Рязань или по тропе на таком транспорте деревянном?
Прямо за кафе "Лесной бункер" начинается таинственная тропа.
27 июня 2019 года в Солотче были завершены работы по обустройству экологической «Тропы Паустовского». Так что я в каком-то роде первооткрыватель. Итак, встречайте...
Прямо за кафе "Лесной бункер" начинается таинственная тропа. 27 июня 2019 года в Солотче были завершены работы по обустройству экологической «Тропы Паустовского». Так что я в каком-то роде первооткрыватель. Итак, встречайте...
Имеется пять вариантов туристических маршрутов протяжённостью от семи до тридцати с небольшим километров. Все маршруты промаркированы и оборудованы информационными стендами
Имеется пять вариантов туристических маршрутов протяжённостью от семи до тридцати с небольшим километров. Все маршруты промаркированы и оборудованы информационными стендами
Река “с водой цвета крепкого чая” - главная водная артерия национального парка. С моста удобно сделать несколько видовых фотографий. Далее около километра маршрут идёт через сосново-березовый лес. Рядом со стендом о писателе, следует повернуть налево. Отсюда начинается сосновый бор.
Он вырос на песчаных буграх, которые принёс сюда последний ледник. Песчаная дорога, в старину называемая «волоком», приведет Вас к таинственному лесному озеру Шуя. Вот каким его увидел Паустовский: «круглое как чаша, с прозрачной и совершенно спокойной водой, оно отражало весь этот синий и мглистый струящийся день, всю его глубину и свежесть…».
Река “с водой цвета крепкого чая” - главная водная артерия национального парка. С моста удобно сделать несколько видовых фотографий. Далее около километра маршрут идёт через сосново-березовый лес. Рядом со стендом о писателе, следует повернуть налево. Отсюда начинается сосновый бор. Он вырос на песчаных буграх, которые принёс сюда последний ледник. Песчаная дорога, в старину называемая «волоком», приведет Вас к таинственному лесному озеру Шуя. Вот каким его увидел Паустовский: «круглое как чаша, с прозрачной и совершенно спокойной водой, оно отражало весь этот синий и мглистый струящийся день, всю его глубину и свежесть…».
Чтобы путешественники не сбились с пути к деревьям прибиты вот такие указатели тропинок. Здесь Вы видите желтый и красный маршруты тропы
Чтобы путешественники не сбились с пути к деревьям прибиты вот такие указатели тропинок. Здесь Вы видите желтый и красный маршруты тропы
 Проект реализуется при поддержке ООО «Газпром трансгаз Москва» силами Рязанского областного отделения Русского географического общества. Экологического рязанского альянса, Государственного архива рязанской области, Рязанского музея путешественников, РГУ им. С. А. Есенина, Рязанской областной библиотеки имени Горького, фирмы «Нашъ Даръ»
Проект реализуется при поддержке ООО «Газпром трансгаз Москва» силами Рязанского областного отделения Русского географического общества. Экологического рязанского альянса, Государственного архива рязанской области, Рязанского музея путешественников, РГУ им. С. А. Есенина, Рязанской областной библиотеки имени Горького, фирмы «Нашъ Даръ»
Самый короткий маршрут начинается от бывшего пионерского лагеря "Орленок".
Самый короткий маршрут начинается от бывшего пионерского лагеря "Орленок".
Как видите сейчас бывший пионерлагерь кто-то прихватизировал и отстроил
Как видите сейчас бывший пионерлагерь кто-то прихватизировал и отстроил
Мещера занимала особое место в творчестве Константина Паустовского. С 1930 по 1954 годы Паустовский регулярно жил в Солотче
Мещера занимала особое место в творчестве Константина Паустовского. С 1930 по 1954 годы Паустовский регулярно жил в Солотче
Прогулки по окрестностям вдохновляли Константина Георгиевича. Здесь написаны произведения знаменитого «мещерского цикла»
Прямо на окраине Солотчи один военный пенсионер устроил в лесу рядом с домом вот такую зону отдыха
Прямо на окраине Солотчи один военный пенсионер устроил в лесу рядом с домом вот такую зону отдыха
Избушка на курьих ножках и моё отражение в зеркале
Избушка на курьих ножках и моё отражение в зеркале
Зону отдыха пенсионер окрестил как "МАЛЕНЬКАЯ"
Зону отдыха пенсионер окрестил как "МАЛЕНЬКАЯ"
Голь на выдумки хитра
Голь на выдумки хитра
"Я тебя слепила из того что было"
"Я тебя слепила из того что было"
Даже пустые металлические бочки в ход пошли
Даже пустые металлические бочки в ход пошли
Микроволновка, старый таз, старые плюшевые игрушки. Всё пошло в дело, с фантазией
А вот и сам военный пенсионер с плугом на металлических колёсах
А вот и сам военный пенсионер с плугом на металлических колёсах
Как настоящий украинец пенсионер не пьёт горькую, а трудится как маленький муравей над устройством придомовой территории
Как настоящий украинец пенсионер не пьёт горькую, а трудится как маленький муравей над устройством придомовой территории
Одна дочь пенсионера не работает, сдавая в Москве квартиру и проживает здесь с отцом, вторая - подрабатывает в Рязани и тоже тут частый гость. Зять работает удалённо проживая здесь в лесу в Солотче. Хороша работа?
Одна дочь пенсионера не работает, сдавая в Москве квартиру и проживает здесь с отцом, вторая - подрабатывает в Рязани и тоже тут частый гость. Зять работает удалённо проживая здесь в лесу в Солотче. Хороша работа?
Вот такие забавные композиции можно встретить на тропе...
Вот такие забавные композиции можно встретить на тропе...
Иногда маршруты обозначены краской на деревьях
Иногда маршруты обозначены краской на деревьях
Скворечник без крыши
Скворечник без крыши
Я сбился с пути и прошёл взад - вперёд, туда - сюда вдоль окраины посёлка. Всё - таки без проводника тяжело не сойти с маршрута
Я сбился с пути и прошёл взад - вперёд, туда - сюда вдоль окраины посёлка. Всё - таки без проводника тяжело не сойти с маршрута
Наконец снова нашёл тропку
Наконец снова нашёл тропку
Как известно, особое место в творчестве Константина Георгиевича Паустовского занимал Мещёрский край. Не обошёл он вниманием и лесную узкоколейку, которая стала одним из символов этого края:

"За Гусем-Хрустальным, на тихой станции Тума, я пересел на поезд узкоколейки. Это был поезд времён Стефенсона. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом. У паровоза было обидное прозвище: «мерин». Он и вправду был похож на старого мерина. На закруглениях он кряхтел и останавливался. Пассажиры выходили покурить. Лесное безмолвие стояло вокруг задыхавшегося «мерина». Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны.

Пассажиры с вещами сидели на площадках — вещи в вагон не влезали. Изредка в пути с площадки на полотно начинали вылетать мешки, корзины, плотничьи пилы, а за вещами выскакивал и их обладатель, нередко довольно древняя старуха. Неопытные пассажиры пугались, а опытные, скручивая козьи ножки и поплёвывая, объясняли, что это самый удобный способ высаживаться из поезда поближе к своей деревне.

Узкоколейка в Мещёрских лесах — самая неторопливая железная дорога в Союзе. Станции завалены смолистыми брёвнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами".
— К. Г. Паустовский, Мещёрская сторона
Как известно, особое место в творчестве Константина Георгиевича Паустовского занимал Мещёрский край. Не обошёл он вниманием и лесную узкоколейку, которая стала одним из символов этого края: "За Гусем-Хрустальным, на тихой станции Тума, я пересел на поезд узкоколейки. Это был поезд времён Стефенсона. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом. У паровоза было обидное прозвище: «мерин». Он и вправду был похож на старого мерина. На закруглениях он кряхтел и останавливался. Пассажиры выходили покурить. Лесное безмолвие стояло вокруг задыхавшегося «мерина». Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны. Пассажиры с вещами сидели на площадках — вещи в вагон не влезали. Изредка в пути с площадки на полотно начинали вылетать мешки, корзины, плотничьи пилы, а за вещами выскакивал и их обладатель, нередко довольно древняя старуха. Неопытные пассажиры пугались, а опытные, скручивая козьи ножки и поплёвывая, объясняли, что это самый удобный способ высаживаться из поезда поближе к своей деревне. Узкоколейка в Мещёрских лесах — самая неторопливая железная дорога в Союзе. Станции завалены смолистыми брёвнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами". — К. Г. Паустовский, Мещёрская сторона
В 1893 году к востоку от Криуши произошёл крупный низовой пожар, после которого было решено заготовить погибший лес на дрова. Для вывоза древесины была построена узкоколейная Ока-Пенкинская линия, начинающаяся от берега Оки, и за два года был вывезен весь лес.

На волне железнодорожного бума конца XIX века (строительство Транссибирской магистрали и многих других линий) было решено соединить Владимир с Рязанью узкоколейной железной дорогой общего пользования, частично использовав временную лесовозную трассу Ока-Пенкинской линии. Строительство началось в 1897 году, причём изначальный проект был переработан по просьбе купцов, и основная ветка прошла через город Спас-Клепики. Это удлинило ветку на 20 км и потребовало сооружения 200-метрового деревянного моста через пойму реки Пра, однако впоследствии затраты окупились увеличением грузо- и пассажиропотока. В районе Спас-Клепиков открылись ватные фабрики, снабжавшие своим сырьём почти всю Россию. В 1898 году ветка была достроена до Тумы, а в 1900 — до Владимира. В 1901 году было открыто сквозное движение от станции Рязань-Пристань до Владимира (протяжённость линии — 211 километров).
В 1893 году к востоку от Криуши произошёл крупный низовой пожар, после которого было решено заготовить погибший лес на дрова. Для вывоза древесины была построена узкоколейная Ока-Пенкинская линия, начинающаяся от берега Оки, и за два года был вывезен весь лес. На волне железнодорожного бума конца XIX века (строительство Транссибирской магистрали и многих других линий) было решено соединить Владимир с Рязанью узкоколейной железной дорогой общего пользования, частично использовав временную лесовозную трассу Ока-Пенкинской линии. Строительство началось в 1897 году, причём изначальный проект был переработан по просьбе купцов, и основная ветка прошла через город Спас-Клепики. Это удлинило ветку на 20 км и потребовало сооружения 200-метрового деревянного моста через пойму реки Пра, однако впоследствии затраты окупились увеличением грузо- и пассажиропотока. В районе Спас-Клепиков открылись ватные фабрики, снабжавшие своим сырьём почти всю Россию. В 1898 году ветка была достроена до Тумы, а в 1900 — до Владимира. В 1901 году было открыто сквозное движение от станции Рязань-Пристань до Владимира (протяжённость линии — 211 километров).
При строительстве был предусмотрен тот факт, что каждую весну часть железной дороги затапливалась во время разлива Оки. Мещерская магистраль уходила под воду на протяжении примерно 6 км. Начальная станция Рязань-Пристань также называлась Рязань-затопляемая, в паводок поезда ходили от станции Шумашь (Рязань-незатопляемая), однако в сильный паводок затопляло и её.
При строительстве был предусмотрен тот факт, что каждую весну часть железной дороги затапливалась во время разлива Оки. Мещерская магистраль уходила под воду на протяжении примерно 6 км. Начальная станция Рязань-Пристань также называлась Рязань-затопляемая, в паводок поезда ходили от станции Шумашь (Рязань-незатопляемая), однако в сильный паводок затопляло и её.
Примерно в 1924 году отрезок Тума — Владимир был переделан на колею 1520 мм и функционирует до настоящего времени. В период гражданской войны магистраль практически не пострадала, и в ходе индустриализации 1920-30-х годов обросла многочисленными боковыми ветками на лесозаготовки. Крупнейшей из них являлось ответвление на юг от разъезда Гуреевский до станций Голованова Дача и Чарусский лесозавод. На станции Курша-2, находившейся на этой ветке, летом 1936 года произошёл пожар, в результате которого по некоторым данным погибло более 1000 человек. В Великую Отечественную войну немцы подошли к Рязани на 30 км (и это учитывая что находяшиеся много западнее Рязани Тулу и Москву фашисты не взяли!), и по узкоколейке во Владимир и далее вглубь страны эвакуировалось оборудование заводов и фабрик.
После строительства автомобильного моста через Оку в 1972 году и прокладки шоссе Рязань — Спас-Клепики — Тума — Касимов — Сасово грузо- и пассажиропоток Мещёрской магистрали стал уменьшаться, поскольку автомобильный транспорт обладает конкурентными преимуществами перед узкоколейной линией общего пользования. Весной 1971 года на станцию Рязань-Пристань пришёл последний поезд, а затем шестикилометровый затопляемый участок от неё до Шумаши был разобран. Ответвления в районе станции Курша-2 и Чарусского лесозавода просуществовали до 50-х годов.

В 1976 году станция Пилево Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги была соединена с железнодорожной веткой Кривандино — Рязановка Московской железной дороги широкой колеи.

Основной участок Шумашь — Солотча — Спас-Клепики — Тума работал до 90-х годов. После окончания движения рельсы были сначала сняты с перегонов Шумашь — Солотча и Солотча — Ласково, а затем в 2000 году закончили разбирать оставшуюся часть линии. Мост в Спас-Клепиках сгорел зимой 2003 года.
После строительства автомобильного моста через Оку в 1972 году и прокладки шоссе Рязань — Спас-Клепики — Тума — Касимов — Сасово грузо- и пассажиропоток Мещёрской магистрали стал уменьшаться, поскольку автомобильный транспорт обладает конкурентными преимуществами перед узкоколейной линией общего пользования. Весной 1971 года на станцию Рязань-Пристань пришёл последний поезд, а затем шестикилометровый затопляемый участок от неё до Шумаши был разобран. Ответвления в районе станции Курша-2 и Чарусского лесозавода просуществовали до 50-х годов. В 1976 году станция Пилево Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги была соединена с железнодорожной веткой Кривандино — Рязановка Московской железной дороги широкой колеи. Основной участок Шумашь — Солотча — Спас-Клепики — Тума работал до 90-х годов. После окончания движения рельсы были сначала сняты с перегонов Шумашь — Солотча и Солотча — Ласково, а затем в 2000 году закончили разбирать оставшуюся часть линии. Мост в Спас-Клепиках сгорел зимой 2003 года.
Прямо по курсу грунтовая дорога пересекает большак (асфальтированную трассу)
Прямо по курсу грунтовая дорога пересекает большак (асфальтированную трассу)
Прямо после трассы я обнаружил лесозаготовительное производство. К сожалению, у меня было свободного времени для прогулки по тропе. Всего-то пару часов. А самая короткая из троп около 7 км. Учитывая что я долго плутал, то даже эту короткую тропу я не успел пройти. Не говоря уже о том чтобы дойти до дальнего Чёрного озера. Жаль, но пора возвращаться ведь сегодня в воскресенье и мы с мамой отбываем в Липецк домой из санатория "СОЛОТЧА".
Прямо после трассы я обнаружил лесозаготовительное производство. К сожалению, у меня было свободного времени для прогулки по тропе. Всего-то пару часов. А самая короткая из троп около 7 км. Учитывая что я долго плутал, то даже эту короткую тропу я не успел пройти. Не говоря уже о том чтобы дойти до дальнего Чёрного озера. Жаль, но пора возвращаться ведь сегодня в воскресенье и мы с мамой отбываем в Липецк домой из санатория "СОЛОТЧА".
Возвращался я немного другим путём и, конечно, вновь заблудился. Всё-таки нелегко найти правильный путь даже по указателям. Пришлось спрашивать дорогу у местных жителей. Если Вы окажетесь здесь в мещерских лесах под Солотчей ночью, то уйдёте вдаль от жилых мест и плутать будете неделями как поляки под Костромой с Иваном Сусаниным
А Вы слышали как трещат сосны от покачивания сильным ветром? Звук жуткий
А Вы слышали как трещат сосны от покачивания сильным ветром? Звук жуткий
Кое-где лес неживой, сухой и страшный
Вновь набрел на метку. Правда я шёл по красной тропе, а оказался на синей. И непонятного в какую строну идти. Надо ставить организаторам не просто метки, а стрелки-указатели
Вновь набрел на метку. Правда я шёл по красной тропе, а оказался на синей. И непонятного в какую строну идти. Надо ставить организаторам не просто метки, а стрелки-указатели
По тропе встречаются знаки жизнедеятельности человека. Настилы, треноги
По тропе встречаются знаки жизнедеятельности человека. Настилы, треноги
Мухомор кем-то сбитый. Пошёл грибной сентябрьский дождь, но грибников не видно в лесу
Мухомор кем-то сбитый. Пошёл грибной сентябрьский дождь, но грибников не видно в лесу
Сухих поваленных деревьев куча
Упавший с дерева дом скворца
Упавший с дерева дом скворца
Встречается и мусор в лесу
Встречается и мусор в лесу
Интересный, непонятно откуда взявшийся камень
Интересный, непонятно откуда взявшийся камень
Прямо посреди леса скамеечки
Прямо посреди леса скамеечки
Как видите танцующие деревья есть и на рязанщине
Как видите танцующие деревья есть и на рязанщине
«Представь себе огромный лесной рай, дремучие сосновые боры на холмах, озера, душистые заросли, бездну цветов, реку, подмывающую вековые деревья, ночи, когда трубят в лесах лоси… - видеть все это одним и несправедливо и обидно». К. Паустовский.
«Представь себе огромный лесной рай, дремучие сосновые боры на холмах, озера, душистые заросли, бездну цветов, реку, подмывающую вековые деревья, ночи, когда трубят в лесах лоси… - видеть все это одним и несправедливо и обидно». К. Паустовский.
По прогнозу погоды в воскресенье 22 сентября 2019 года в Московской области ожидался мокрый снег и шквалистый ветер. А здесь, под Рязанью, несколько раз падал град и я попал тут "под раздачу".   Но всё закончилось хорошо и после обеда мы прощаемся с Солотчей. Впереди по маршруту на авто Рязань, Скопин, Чаплыгин и Липецк. В подготовке материала использованы сведения из википедии и официального сайта "Тропы Паустовского"
По прогнозу погоды в воскресенье 22 сентября 2019 года в Московской области ожидался мокрый снег и шквалистый ветер. А здесь, под Рязанью, несколько раз падал град и я попал тут "под раздачу". Но всё закончилось хорошо и после обеда мы прощаемся с Солотчей. Впереди по маршруту на авто Рязань, Скопин, Чаплыгин и Липецк. В подготовке материала использованы сведения из википедии и официального сайта "Тропы Паустовского"

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании Туров на Travelata.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому