Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был 24 марта 8:50
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?
Фотоальбом

Могила отцов под Бишкеком...

Из Википедии:

«Мемориальный комплекс "Ата-Бейит" в селе Чон-Таш в 30 км от Бишкека был построен по инициативе первого президента Киргизии Аскара Акаева в 2000 году, в память о жертвах репрессий 30-х годов».

Доехать бюджетно сюда можно на маршрутке 295 до села Таш-Добо (прежнее название Воронцовка). Далее пройти по асфальту 3-4 км пешком. Вместо того чтобы идти по асфальтированной дороге 3-4 км и обогнуть холм, я решил идти напрямик. Поэтому не зная дороги я попал вначале на вершину этого холма
Доехать бюджетно сюда можно на маршрутке 295 до села Таш-Добо (прежнее название Воронцовка). Далее пройти по асфальту 3-4 км пешком. Вместо того чтобы идти по асфальтированной дороге 3-4 км и обогнуть холм, я решил идти напрямик. Поэтому не зная дороги я попал вначале на вершину этого холма
Подъём на холм был труден не из-за крутизны оного, а от того что он весь порос колючками. Вредные колючки цеплялись за брюки, путали мои ноги. Как будто сама природа не пускала меня наверх, противилась чтобы я там тревожил покой мёртвых.
Подъём на холм был труден не из-за крутизны оного, а от того что он весь порос колючками. Вредные колючки цеплялись за брюки, путали мои ноги. Как будто сама природа не пускала меня наверх, противилась чтобы я там тревожил покой мёртвых.
Ведь наверху оказались не захоронения репрессированных, а просто русское кладбище жителей Воронцовки
Ведь наверху оказались не захоронения репрессированных, а просто русское кладбище жителей Воронцовки
С вершины холма вид на Воронцовку (Таш Добо).
С вершины холма вид на Воронцовку (Таш Добо).
Теперь близ этого страшного места пасут скот, которому нет дела до людских разборок. Тем более что тем событиям уже 80 лет. Пройдя мимо отары и пройдя через лог за отарой я, наконец, добрался до Ата-Бейит (могилы отцов)
Теперь близ этого страшного места пасут скот, которому нет дела до людских разборок. Тем более что тем событиям уже 80 лет. Пройдя мимо отары и пройдя через лог за отарой я, наконец, добрался до Ата-Бейит (могилы отцов)
Вот и это место. Я попал в него не как все нормальные путешественники по дороге, а с черного хода напрямки
Вот и это место. Я попал в него не как все нормальные путешественники по дороге, а с черного хода напрямки
14 июня 2008 года в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» был похоронен великий киргизский писатель — Чингиз Айтматов.
14 июня 2008 года в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» был похоронен великий киргизский писатель — Чингиз Айтматов.
Из Википедии: "Здесь захоронены тела 137 кыргызстанцев 19 национальностей, расстрелянных без суда и следствия во время сталинских репрессий почти весь цвет кыргызской интеллигенции — это председатели СНК Ю. Абдрахманов и Б. Исакеев, секретарь Киробкома Т. Айтматов, нарком земледелия Э. Эсенаманов, нарком просвещения К. Тыныстанов, и многие руководители партии. Чон-Таш — единственное в Кыргызстане документально установленное место преступлений государства против собственного народа. МК «Ата-Бейит» является структурным подразделением мэрии г. Бишкек. В составе мемориального комплекса (общая площадь — 2 га) входят: скульптурная композиция и музей, печь по обжигу кирпича — место, где были расстреляны и первоначально захоронены 137 человек; памятник-мемориал. В Музее «Ата-Бейит» (площадь — 400 м²) который с киргизского переводится, как «Могила отцов», представлены документы и фотографии политического развития Кыргызстана 1920 — 30-х гг., материалы о жертвах Чон-Ташского захоронения. Авторы экспозиции музея — научные сотрудники Государственного исторического музея А. Исраилова, О. Ильинская, К. Кималаев".
Из Википедии: "Здесь захоронены тела 137 кыргызстанцев 19 национальностей, расстрелянных без суда и следствия во время сталинских репрессий почти весь цвет кыргызской интеллигенции — это председатели СНК Ю. Абдрахманов и Б. Исакеев, секретарь Киробкома Т. Айтматов, нарком земледелия Э. Эсенаманов, нарком просвещения К. Тыныстанов, и многие руководители партии. Чон-Таш — единственное в Кыргызстане документально установленное место преступлений государства против собственного народа. МК «Ата-Бейит» является структурным подразделением мэрии г. Бишкек. В составе мемориального комплекса (общая площадь — 2 га) входят: скульптурная композиция и музей, печь по обжигу кирпича — место, где были расстреляны и первоначально захоронены 137 человек; памятник-мемориал. В Музее «Ата-Бейит» (площадь — 400 м²) который с киргизского переводится, как «Могила отцов», представлены документы и фотографии политического развития Кыргызстана 1920 — 30-х гг., материалы о жертвах Чон-Ташского захоронения. Авторы экспозиции музея — научные сотрудники Государственного исторического музея А. Исраилова, О. Ильинская, К. Кималаев".
Из Википедии: Тела погибших были найдены благодаря признанию одного из бывших сотрудников НКВД Киргизии. Отец Бубуры Кыдыралиевой, находясь при смерти в 1980 году, рассказал дочери тайну расстрела во время сталинских репрессий.



После своего совершеннолетия она предала эту тайну огласке. Тела были сброшены в печь для обжига кирпича на Чон-Таше: мусульман, христиан, буддистов, иудеев. Среди них — основатели киргизского советского государства, первые наркомы.

Специалисты, ведущие раскопки обнаружили пространство размером 4×4 м на глубине 40 см, в котором находилось 137 скелетов людей, причем у некоторых при себе были личные документы. После эксгумации тела перевезли на кладбище «Ата-Бейит» («Кладбище отцов») в 100 м от раскопок"
Из Википедии: Тела погибших были найдены благодаря признанию одного из бывших сотрудников НКВД Киргизии. Отец Бубуры Кыдыралиевой, находясь при смерти в 1980 году, рассказал дочери тайну расстрела во время сталинских репрессий. После своего совершеннолетия она предала эту тайну огласке. Тела были сброшены в печь для обжига кирпича на Чон-Таше: мусульман, христиан, буддистов, иудеев. Среди них — основатели киргизского советского государства, первые наркомы. Специалисты, ведущие раскопки обнаружили пространство размером 4×4 м на глубине 40 см, в котором находилось 137 скелетов людей, причем у некоторых при себе были личные документы. После эксгумации тела перевезли на кладбище «Ата-Бейит» («Кладбище отцов») в 100 м от раскопок"
Из Википедии: "Согласно архивным данным в 30-е годы XX столетия в Киргизии было репрессировано и расстреляно несколько десятков тысяч человек. По официальным данным, жертвами сталинских репрессий стали 12,5 миллионов граждан СССР. 30 августа 1991 года состоялась государственная траурная церемония перезахоронения останков жертв сталинских репрессий, найденных на Чон-Таше. А на следующий день, 31 августа 1991 года была провозглашена независимость суверенного Кыргызстана"
Из Википедии: "Согласно архивным данным в 30-е годы XX столетия в Киргизии было репрессировано и расстреляно несколько десятков тысяч человек. По официальным данным, жертвами сталинских репрессий стали 12,5 миллионов граждан СССР. 30 августа 1991 года состоялась государственная траурная церемония перезахоронения останков жертв сталинских репрессий, найденных на Чон-Таше. А на следующий день, 31 августа 1991 года была провозглашена независимость суверенного Кыргызстана"
Давайте оставим на совести Википедии количество жертв в годы репрессий. Меньше всего мне хочестся дискутировать именно на эту тему. Сколько на самом деле было расстреляно? Миллионы, сотни или десятки тысяч? Какая разница? Считайте меня кем угодно, но мне не просто жаль всех этих людей. И я просто не верю что ВСЕ они виновны согласно статьи приговора (шпион, вредитель...). Тем боле что подавляющее большинство из них было реабилитировано в последующие десятилетия. А действительно ли виновен человек, которого сначала расстреляло государство, а потом тоже самое государство признало свою ошибку и заявило что человек невиновен?
Давайте оставим на совести Википедии количество жертв в годы репрессий. Меньше всего мне хочестся дискутировать именно на эту тему. Сколько на самом деле было расстреляно? Миллионы, сотни или десятки тысяч? Какая разница? Считайте меня кем угодно, но мне не просто жаль всех этих людей. И я просто не верю что ВСЕ они виновны согласно статьи приговора (шпион, вредитель...). Тем боле что подавляющее большинство из них было реабилитировано в последующие десятилетия. А действительно ли виновен человек, которого сначала расстреляло государство, а потом тоже самое государство признало свою ошибку и заявило что человек невиновен?
С правой стороны музея мемориальная доска, на которой выгравированы имена погибших. 8 ноября отмечается как день памяти жертв репрессий 1937—1938 годов
С правой стороны музея мемориальная доска, на которой выгравированы имена погибших. 8 ноября отмечается как день памяти жертв репрессий 1937—1938 годов
Это место было задумано как напоминание о репрессиях сталинского времени.
Это место было задумано как напоминание о репрессиях сталинского времени.
Это, видимо, раскулачивание и высылка?
Это, видимо, раскулачивание и высылка?
А это труд в ГУЛАГЕ за пайку?
А это труд в ГУЛАГЕ за пайку?
Приведение приговора в исполнение?
Приведение приговора в исполнение?
Но лукавая Википедия рассказывая об этом месте обходит стыдливым молчанием другую страницу киргизской истории. Я никак не ожидал увидеть здесь то что увидел. Что это за дата 1916 год? Кажется благодаря гласности и демократии сегодня не осталось белых пятен в нашей истории? Ещё как осталось! Современная российская идеология и пропаганда смакует все подробности сталинских репрессий. Все уши прожужжала обывателю с экранов тв о "проклятом тоталитарном сталинизме". Поэтому обыватель в моём лице стоит у этой даты 1916 и ничего понять не может. Что это? Почему? Зачем? Современная пропаганда стыдливо замалчивает многочисленные случаи  межнациональной резни в царской России, да и в современности тоже. Ибо история нашей страны сделала круг и мы снова оказались в начале 20 века, когда вернулось средневековье и бывшие советские люди сегодня уничтожают друг друга по национальному принципу. Что там преславутые "страшные" сталинские репрессии? Тут сто лет назад творилось такое! Но Вы не услышите об этом ни из Википедии, ни из современных "демократических" СМИ. Ибо не к месту это, не ко времени, неудобные факты. Итак...
Но лукавая Википедия рассказывая об этом месте обходит стыдливым молчанием другую страницу киргизской истории. Я никак не ожидал увидеть здесь то что увидел. Что это за дата 1916 год? Кажется благодаря гласности и демократии сегодня не осталось белых пятен в нашей истории? Ещё как осталось! Современная российская идеология и пропаганда смакует все подробности сталинских репрессий. Все уши прожужжала обывателю с экранов тв о "проклятом тоталитарном сталинизме". Поэтому обыватель в моём лице стоит у этой даты 1916 и ничего понять не может. Что это? Почему? Зачем? Современная пропаганда стыдливо замалчивает многочисленные случаи межнациональной резни в царской России, да и в современности тоже. Ибо история нашей страны сделала круг и мы снова оказались в начале 20 века, когда вернулось средневековье и бывшие советские люди сегодня уничтожают друг друга по национальному принципу. Что там преславутые "страшные" сталинские репрессии? Тут сто лет назад творилось такое! Но Вы не услышите об этом ни из Википедии, ни из современных "демократических" СМИ. Ибо не к месту это, не ко времени, неудобные факты. Итак...
В мире уже два года бушевала Первая Мировая война (Империалистическая война, как нас учили в советской истории).   Славянский Ваня воевал, умирал также как европейский Ганс, Франсуа и Гарри. . В российских сёлах бедовали без мужиков бабы, пухли от голода в городах, мерзли беспризорные дети...
А многочисленных инородцев населявших Закаказье, Средннюю Азию, Казахстан, Сибирь не мобилизовали на фронт. Ибо были они ненадежны и царская администрация боялась волнений и восстаний в своем глубоком тылу. Пришлось бы тогда убирать с фронта войска и воевать на два, три фронта. Эти земли всего полстолетия назад стали российскими и вошли они в состав Рос. Империи совсем не добровольно. Страна воевала уже два года, а эти комфортно отсиживались в тылу.
В мире уже два года бушевала Первая Мировая война (Империалистическая война, как нас учили в советской истории). Славянский Ваня воевал, умирал также как европейский Ганс, Франсуа и Гарри. . В российских сёлах бедовали без мужиков бабы, пухли от голода в городах, мерзли беспризорные дети... А многочисленных инородцев населявших Закаказье, Средннюю Азию, Казахстан, Сибирь не мобилизовали на фронт. Ибо были они ненадежны и царская администрация боялась волнений и восстаний в своем глубоком тылу. Пришлось бы тогда убирать с фронта войска и воевать на два, три фронта. Эти земли всего полстолетия назад стали российскими и вошли они в состав Рос. Империи совсем не добровольно. Страна воевала уже два года, а эти комфортно отсиживались в тылу.
В конце-концов рабочих рук в стране стало не хватать и среднеазиатских мужчин решили мобилизовать хоть окопы копать в прифронтовых областях. Но даже этого не пожелали сделать для страны гордые дехкане и кочевники.  Коррупционную составляющую в царской России (да и современной РФ) никто не отменял. Это в проклятое сталинское время сыновья отца народа и членов Политбюро воевали и гибли на фронтах Великой Отечественной. А много ли сыновей сегодняшних властьпридержащих Вы знаете что воевали и погибли в Чечне, Осетии, Донецке или Сирии? Вот и в царской России странным образом в списках на трудовые работы оказались только беднейшие скотоводы. А как же родственники баев, чиновников и они сами? Старанным образом они оказались все сплошь больны и в списках не значились. Непосредственным толчком к началу восстания стал указ о привлечении на тыловые работы в прифронтовых районах мужского населения в возрасте от 19 до 43 лет включительно. Недовольство восставших также было обусловлено отъёмом правительством земель и передачей её в собственность славянским переселенцам, нищетой, стычками с вооружёнными отрядами казаков и новыми переселенцами, насильственной реквизицей скота у коренного населения. Местное духовенство в своих проповедях также возбуждало в населении недовольство политикой центральных властей. Славянские поселенцы появились здесь в рамках столыпинской аграрной реформы, так как крестьян в 1961 г. освободили без земли, оставив ту у помещиков.  Более 500 000 крестьянских хозяйств переселили сюда из центральной России
В конце-концов рабочих рук в стране стало не хватать и среднеазиатских мужчин решили мобилизовать хоть окопы копать в прифронтовых областях. Но даже этого не пожелали сделать для страны гордые дехкане и кочевники. Коррупционную составляющую в царской России (да и современной РФ) никто не отменял. Это в проклятое сталинское время сыновья отца народа и членов Политбюро воевали и гибли на фронтах Великой Отечественной. А много ли сыновей сегодняшних властьпридержащих Вы знаете что воевали и погибли в Чечне, Осетии, Донецке или Сирии? Вот и в царской России странным образом в списках на трудовые работы оказались только беднейшие скотоводы. А как же родственники баев, чиновников и они сами? Старанным образом они оказались все сплошь больны и в списках не значились. Непосредственным толчком к началу восстания стал указ о привлечении на тыловые работы в прифронтовых районах мужского населения в возрасте от 19 до 43 лет включительно. Недовольство восставших также было обусловлено отъёмом правительством земель и передачей её в собственность славянским переселенцам, нищетой, стычками с вооружёнными отрядами казаков и новыми переселенцами, насильственной реквизицей скота у коренного населения. Местное духовенство в своих проповедях также возбуждало в населении недовольство политикой центральных властей. Славянские поселенцы появились здесь в рамках столыпинской аграрной реформы, так как крестьян в 1961 г. освободили без земли, оставив ту у помещиков. Более 500 000 крестьянских хозяйств переселили сюда из центральной России
Также в 1914—1916 годах проводилась принудительная массовая реквизиция скота (вьючно-грузового и мясо-молочного) у коренного населения на нужды фронта. Скот реквизировался фактически за бесценок (за 1/10 часть от рыночной стоимости). Акция по реквизиции скота проводимой царским режимом сравнима с большевистской политикой продразвёрстки в годы Гражданской войны. Волнения начались 4 июля 1916 года в Ходженте, где произошло столкновение полиции и толпы таджиков, требовавшей уничтожения списков мобилизованных. Их требование не было принято, и тогда произошли стычки между протестующими и силами полиции, в результате которых, десятки людей были убиты и получили ранения. Вслед за худжандским мятежом жители и других городов российских губерний в Средней Азии поднялись на бунты. К 11 августа конные отряды киргизских мятежников нарушили телеграфную связь между Верным (Алма-Ата), Бишкеком, Ташкентом и европейской Россией. Волна межэтнического насилия захлестнула Семиречье (Северную Киргизию). Имннно здесь происходили самые кровавые события. Отряды дунган вырезали русские села Иваницкое и Кольцовка в окрестностях Пржевальска (Каракола).

Восставшие жгли деревни русских переселенцев, казаков, рабочих. В телеграмме военному министру от 16 августа туркестанский генерал-губернатор и командующий войсками Туркестанского военного округа Алексей Куропаткин сообщал: «В одном Пржевальском уезде в имущественном отношении пострадало 6024 семейства русских поселенцев, из коих большинство потеряло всю движимость. Пропало без вести и убито 3478 человек».

В ряде мест, особенно в Ферганской долине, восстанием руководили дервиши-проповедники, призывающие к газавату.Одним из первых объявил о начале «священной войны» против «неверных» Касым-Ходжа, имам главной мечети селения Заамин, провозглашённый «Зааминским беком». Он организовал убийство местного пристава Соболева, после чего назначил «министров» и объявил поход на станции Обручево и Урсатьевскую. По дороге его отряд убивал всех попадавшихся на пути русских (славян). Украинских фамилий я видел тут едва ли не больше чем русских. И что поразительно русскоязычные не делят тут себя на украинцев, белорусов, русских. Все они тут между собой единый русскоязычный народ
Также в 1914—1916 годах проводилась принудительная массовая реквизиция скота (вьючно-грузового и мясо-молочного) у коренного населения на нужды фронта. Скот реквизировался фактически за бесценок (за 1/10 часть от рыночной стоимости). Акция по реквизиции скота проводимой царским режимом сравнима с большевистской политикой продразвёрстки в годы Гражданской войны. Волнения начались 4 июля 1916 года в Ходженте, где произошло столкновение полиции и толпы таджиков, требовавшей уничтожения списков мобилизованных. Их требование не было принято, и тогда произошли стычки между протестующими и силами полиции, в результате которых, десятки людей были убиты и получили ранения. Вслед за худжандским мятежом жители и других городов российских губерний в Средней Азии поднялись на бунты. К 11 августа конные отряды киргизских мятежников нарушили телеграфную связь между Верным (Алма-Ата), Бишкеком, Ташкентом и европейской Россией. Волна межэтнического насилия захлестнула Семиречье (Северную Киргизию). Имннно здесь происходили самые кровавые события. Отряды дунган вырезали русские села Иваницкое и Кольцовка в окрестностях Пржевальска (Каракола). Восставшие жгли деревни русских переселенцев, казаков, рабочих. В телеграмме военному министру от 16 августа туркестанский генерал-губернатор и командующий войсками Туркестанского военного округа Алексей Куропаткин сообщал: «В одном Пржевальском уезде в имущественном отношении пострадало 6024 семейства русских поселенцев, из коих большинство потеряло всю движимость. Пропало без вести и убито 3478 человек». В ряде мест, особенно в Ферганской долине, восстанием руководили дервиши-проповедники, призывающие к газавату.Одним из первых объявил о начале «священной войны» против «неверных» Касым-Ходжа, имам главной мечети селения Заамин, провозглашённый «Зааминским беком». Он организовал убийство местного пристава Соболева, после чего назначил «министров» и объявил поход на станции Обручево и Урсатьевскую. По дороге его отряд убивал всех попадавшихся на пути русских (славян). Украинских фамилий я видел тут едва ли не больше чем русских. И что поразительно русскоязычные не делят тут себя на украинцев, белорусов, русских. Все они тут между собой единый русскоязычный народ
Согласно современным российским историкам, определённую роль в восстании сыграла Турция. После вступления в Первую мировую войну Османской империи (октябрь 1914 года) на территориях Туркестана и Степного края распространились воззвания к свержению «русского ига».  В ряде мест, например, в Мариинской волости Пржевальского уезда, именно подданные Китая стали главными организаторами восстания. В Семиречье и Кашгарии ходили упорные слухи, что в подготовке восстания участвовал даже бывший губернатор Кашгара Ю Нома. Из Синьцзяна в Семиречье якобы тайно доставлялось оружие.  Кстати, сейчас через сто лет также именно Китай с Турцией проявляет интерес к этим краям, но наши базы уже стоят в Киргизии. 23 июля 1916 года повстанцы, силами до 5 тыс. чел., захватили почтовую станцию Самсы (Верненский уезд, 80 вёрст от г. Верный), прервав сообщение на почтовом тракте Верный — Пишпек. К 10 августа к восстанию подключились банды дунган, которые вырезали ряд мирных русских поселений в окрестностях Иссык-Куля. 11 августа дунгане перебили большинство крестьян села Иваницкого. Перебито было население деревни Кольцовка. Но уже 12 августа из Верного был выслан казачий отряд (42 человека) для борьбы с шайками мятежников, который уничтожил одну из банд в районе города Токмак. Однако насилия продолжались. Мятежники разорили Иссык-Кульский монастырь, убив находившихся там православных монахов и послушников, разорению подверглись села Белоцарское, Столыпинское, Григорьевка, Высокое и Беловодское на реке Нарын. Кроме крестьян, от рук бандитов гибли служащие почтовых станций, обслуга железной дороги, врачи. Число жертв резни большей частью гражданского населения достигало 3 тыс. человек. Пржевальск с 11 августа находился в ожидании нападения. Ввиду ожесточения 12 августа там расстреляли 80 заключенных киргизов. Местные русские дружинники жестко мстили мятежникам, устраивая самосуд над киргизами.
Согласно современным российским историкам, определённую роль в восстании сыграла Турция. После вступления в Первую мировую войну Османской империи (октябрь 1914 года) на территориях Туркестана и Степного края распространились воззвания к свержению «русского ига». В ряде мест, например, в Мариинской волости Пржевальского уезда, именно подданные Китая стали главными организаторами восстания. В Семиречье и Кашгарии ходили упорные слухи, что в подготовке восстания участвовал даже бывший губернатор Кашгара Ю Нома. Из Синьцзяна в Семиречье якобы тайно доставлялось оружие. Кстати, сейчас через сто лет также именно Китай с Турцией проявляет интерес к этим краям, но наши базы уже стоят в Киргизии. 23 июля 1916 года повстанцы, силами до 5 тыс. чел., захватили почтовую станцию Самсы (Верненский уезд, 80 вёрст от г. Верный), прервав сообщение на почтовом тракте Верный — Пишпек. К 10 августа к восстанию подключились банды дунган, которые вырезали ряд мирных русских поселений в окрестностях Иссык-Куля. 11 августа дунгане перебили большинство крестьян села Иваницкого. Перебито было население деревни Кольцовка. Но уже 12 августа из Верного был выслан казачий отряд (42 человека) для борьбы с шайками мятежников, который уничтожил одну из банд в районе города Токмак. Однако насилия продолжались. Мятежники разорили Иссык-Кульский монастырь, убив находившихся там православных монахов и послушников, разорению подверглись села Белоцарское, Столыпинское, Григорьевка, Высокое и Беловодское на реке Нарын. Кроме крестьян, от рук бандитов гибли служащие почтовых станций, обслуга железной дороги, врачи. Число жертв резни большей частью гражданского населения достигало 3 тыс. человек. Пржевальск с 11 августа находился в ожидании нападения. Ввиду ожесточения 12 августа там расстреляли 80 заключенных киргизов. Местные русские дружинники жестко мстили мятежникам, устраивая самосуд над киргизами.
Но помощь из Верного в лице казаков уже спешила. Что должен был почувствовать казак увидев в селе на кольях головы славянских женщин и детей?  "Башню" от увиденного станичникам срывало и они на перевалах не брали восставших киргизов в плен, вырезая их всех. Восстание вскоре было подавлено. Уничтожены десятки аулов, убито большое количество восставших, более 30 тыс. казахов и киргизов бежали в Китай, приговорены к смертной казни 347 человек, каторжным работам — 168, тюремному заключению — 129 человек. При подавлении восстания нередки были случаи самосуда, в том числе совершённые населением, которое жестоко пострадало от восставших. За убийство своих родителей, жён и детей ополченцы порой мстили невиновным в тех зверствах людям или уже пленным. Приказом туркестанского генерал-губернатора при всех армейских отрядах и во всех уездных городах были созданы военно-полевые суды, которые выносили смертные приговоры.  В Казахстане бои продолжались вплоть до Февральской революции 1917 г. и даже позже. При подавлении восстания нередки были случаи самосуда, в том числе совершённые населением, которое жестоко пострадало от восставших. За убийство своих родителей, жён и детей ополченцы порой мстили невиновным в тех зверствах людям или уже пленным. Приказом туркестанского генерал-губернатора при всех армейских отрядах и во всех уездных городах были созданы военно-полевые суды, которые выносили смертные приговоры.
Но помощь из Верного в лице казаков уже спешила. Что должен был почувствовать казак увидев в селе на кольях головы славянских женщин и детей? "Башню" от увиденного станичникам срывало и они на перевалах не брали восставших киргизов в плен, вырезая их всех. Восстание вскоре было подавлено. Уничтожены десятки аулов, убито большое количество восставших, более 30 тыс. казахов и киргизов бежали в Китай, приговорены к смертной казни 347 человек, каторжным работам — 168, тюремному заключению — 129 человек. При подавлении восстания нередки были случаи самосуда, в том числе совершённые населением, которое жестоко пострадало от восставших. За убийство своих родителей, жён и детей ополченцы порой мстили невиновным в тех зверствах людям или уже пленным. Приказом туркестанского генерал-губернатора при всех армейских отрядах и во всех уездных городах были созданы военно-полевые суды, которые выносили смертные приговоры. В Казахстане бои продолжались вплоть до Февральской революции 1917 г. и даже позже. При подавлении восстания нередки были случаи самосуда, в том числе совершённые населением, которое жестоко пострадало от восставших. За убийство своих родителей, жён и детей ополченцы порой мстили невиновным в тех зверствах людям или уже пленным. Приказом туркестанского генерал-губернатора при всех армейских отрядах и во всех уездных городах были созданы военно-полевые суды, которые выносили смертные приговоры.
Точное количество жертв событий — от нескольких тысяч жертв среди местного населения до 60 тысяч, погибших на горных перевалах вследствие бегства потерпевших поражения восставших, и около 7-8 тысяч русских переселенцев, в том числе очень много стариков, женщин и детей (большинство местных русских мужчин, казаков воевали на фронтах Первой мировой войны, в то время как на киргиз-казахов мобилизация не распространялась). Призыв не распространялся на крестьян-переселенцев. Также были уничтожены около 9 тыс. хозяйств русских переселенцев, а также несколько храмов и объектов инфраструктуры. В ходе подавления восстания губернатор А. Н. Куропаткин распорядился для нужд русской армии, конфисковать у коренного населения земли, где произошли безжалостные убийства русских переселенцев. В сентябре 1917 года Временное правительство выплатило семьям пострадавших 11 млн 150 тыс. рублей.

Число жертв подавления восстания среди местных мирных жителей колеблется в обширных пределах от 100 000  до 500 000 по данным Рудольфа Руммеля. Только в одном эпизоде у Шамсинского перевала отрядом казаков было расстреляно 1,5 тысячи киргизов, в основном женщин, стариков, детей.

Вместо запланированных 480 тысяч, к февралю 1917 года удалось мобилизовать на тыловые работы лишь около 123 000 человек.  Боязнь подвергнуться репрессиям и мести за участие в восстании стала одной из причин «чоң үркүн» («большого исхода») — массового бегства казахов и киргизов (от 100 тыс. до 250 тыс.) в Китай.  Многие из них погибли на горных перевалах. В Китае их местные племена тоже приняли неласково.

Как указывал депутат Государственной думы кадет Василий Степанов, восстание и его подавление создали «глубокую рытвину между местным населением и властью, превратив их в два враждебных лагеря, и в то же время привела к интенсивному росту национального самосознания народов края».

Генерал-губернатор А. Н. Куропаткин предлагал установить на вверенной ему территории особые условия для исключения недовольства, в частности, земельным вопросом: планировалось создание уезда с исключительно русским (включая казачье) населением вокруг озера Иссык-Куль и особого киргизского горного уезда с центром в Нарыне. Этим планам помешала Февральская революция.
Точное количество жертв событий — от нескольких тысяч жертв среди местного населения до 60 тысяч, погибших на горных перевалах вследствие бегства потерпевших поражения восставших, и около 7-8 тысяч русских переселенцев, в том числе очень много стариков, женщин и детей (большинство местных русских мужчин, казаков воевали на фронтах Первой мировой войны, в то время как на киргиз-казахов мобилизация не распространялась). Призыв не распространялся на крестьян-переселенцев. Также были уничтожены около 9 тыс. хозяйств русских переселенцев, а также несколько храмов и объектов инфраструктуры. В ходе подавления восстания губернатор А. Н. Куропаткин распорядился для нужд русской армии, конфисковать у коренного населения земли, где произошли безжалостные убийства русских переселенцев. В сентябре 1917 года Временное правительство выплатило семьям пострадавших 11 млн 150 тыс. рублей. Число жертв подавления восстания среди местных мирных жителей колеблется в обширных пределах от 100 000 до 500 000 по данным Рудольфа Руммеля. Только в одном эпизоде у Шамсинского перевала отрядом казаков было расстреляно 1,5 тысячи киргизов, в основном женщин, стариков, детей. Вместо запланированных 480 тысяч, к февралю 1917 года удалось мобилизовать на тыловые работы лишь около 123 000 человек. Боязнь подвергнуться репрессиям и мести за участие в восстании стала одной из причин «чоң үркүн» («большого исхода») — массового бегства казахов и киргизов (от 100 тыс. до 250 тыс.) в Китай. Многие из них погибли на горных перевалах. В Китае их местные племена тоже приняли неласково. Как указывал депутат Государственной думы кадет Василий Степанов, восстание и его подавление создали «глубокую рытвину между местным населением и властью, превратив их в два враждебных лагеря, и в то же время привела к интенсивному росту национального самосознания народов края». Генерал-губернатор А. Н. Куропаткин предлагал установить на вверенной ему территории особые условия для исключения недовольства, в частности, земельным вопросом: планировалось создание уезда с исключительно русским (включая казачье) населением вокруг озера Иссык-Куль и особого киргизского горного уезда с центром в Нарыне. Этим планам помешала Февральская революция.
Перед великим исходом киргизов в Китай царское правительство предлагало им выдать зачинщиков и остаться на своей земле. Но киргизы не поверили и ушли
Перед великим исходом киргизов в Китай царское правительство предлагало им выдать зачинщиков и остаться на своей земле. Но киргизы не поверили и ушли
Любопытно что временное правительство осудило действия царской администрации и охарактеризовало эту резню как борьбу местного населения с преступным царским правительством. Киргизов Керенский уговаривал вернуться и даже посылали им продовольствие в Китай (это в воюющей разоренной стране!). Большевики придя к власти также продолжили политику временного правительства помощи киргизам, призывали их вернуться. Вернулись, однако, далеко не все.
Любопытно что временное правительство осудило действия царской администрации и охарактеризовало эту резню как борьбу местного населения с преступным царским правительством. Киргизов Керенский уговаривал вернуться и даже посылали им продовольствие в Китай (это в воюющей разоренной стране!). Большевики придя к власти также продолжили политику временного правительства помощи киргизам, призывали их вернуться. Вернулись, однако, далеко не все.
Мне повезло. В этом музее я познакомился с кассиром этого музея (не гидом). Эта женщина из Воронцовки была единственной русскоязычной работницей во всех посещённых мною музеях Киргизии и Казахстана! Это она мне рассказала о том как и за что убивали "героических бедных киргизов" на перевалах. А если Вы иностранец или киргизский школьник в составе организованной группы, то Вы услышите тут из уст киргиского гида о кровожадных русских военных, которые жестоко подавляли восстание гордых киргизов что хотели независимости.  И расскажете приехав в Европу какие русские кровожадные и как правильно что в отношении их применены санкции
Мне повезло. В этом музее я познакомился с кассиром этого музея (не гидом). Эта женщина из Воронцовки была единственной русскоязычной работницей во всех посещённых мною музеях Киргизии и Казахстана! Это она мне рассказала о том как и за что убивали "героических бедных киргизов" на перевалах. А если Вы иностранец или киргизский школьник в составе организованной группы, то Вы услышите тут из уст киргиского гида о кровожадных русских военных, которые жестоко подавляли восстание гордых киргизов что хотели независимости. И расскажете приехав в Европу какие русские кровожадные и как правильно что в отношении их применены санкции
Вход в этот музей стоит всего 10 рублей, но фотографировать запрещено. Но всё же я сделал несколько фото, а русская женщина кассир сделала вид что не заметила как я снимаю на смартфон
Вход в этот музей стоит всего 10 рублей, но фотографировать запрещено. Но всё же я сделал несколько фото, а русская женщина кассир сделала вид что не заметила как я снимаю на смартфон
Из Википедии: "В музее МК «Ата-Бейит» хранятся личные вещи и архивные материалы репрессированных. В годы большого террора 1937—1938 годов в СССР было арестовано свыше полутора миллионов человек и почти половина из них расстреляны. Согласно архивным данным в 30-е годы XX столетия в Кыргызстане было репрессировано и расстреляно несколько десятков тысяч человек"
Из Википедии: "В музее МК «Ата-Бейит» хранятся личные вещи и архивные материалы репрессированных. В годы большого террора 1937—1938 годов в СССР было арестовано свыше полутора миллионов человек и почти половина из них расстреляны. Согласно архивным данным в 30-е годы XX столетия в Кыргызстане было репрессировано и расстреляно несколько десятков тысяч человек"
Здесь документы репрессированных, приговоры
Здесь документы репрессированных, приговоры
Ещё одно дело расстрелянного
Ещё одно дело расстрелянного
Крик души арестованного с просьбой разобраться в его деле
Крик души арестованного с просьбой разобраться в его деле
Вещи расстрелянных. Ещё одним посетителем музея был байкер моих лет, путешественник из Казахстана. Он уроженец этих мест и рассказал что костей вокруг Воронцовки всегда находили немеряно. И что тут точно не одна сотня погибших
Вещи расстрелянных. Ещё одним посетителем музея был байкер моих лет, путешественник из Казахстана. Он уроженец этих мест и рассказал что костей вокруг Воронцовки всегда находили немеряно. И что тут точно не одна сотня погибших
Расстрелянный, а затем реабилитированный
Расстрелянный, а затем реабилитированный
Отец Чингиза Айтматова. Чингиз Айтматов родился в 1928 году в селе Шекер Таласского кантона Киргизской АССР (ныне Таласской области Киргизии). Его отец, Торекул Айтматов (1903—1938), был вначале крестьянским активистом, затем советским и партийным работником, видным государственным деятелем Киргизской ССР; в 1937 году был арестован, в 1938 году расстрелян.
Отец Чингиза Айтматова. Чингиз Айтматов родился в 1928 году в селе Шекер Таласского кантона Киргизской АССР (ныне Таласской области Киргизии). Его отец, Торекул Айтматов (1903—1938), был вначале крестьянским активистом, затем советским и партийным работником, видным государственным деятелем Киргизской ССР; в 1937 году был арестован, в 1938 году расстрелян.
Айтматов со своим отцом
Айтматов со своим отцом
Приговор отцу Чингиза Айтматова
Приговор отцу Чингиза Айтматова
Жертвы "революции" 2010 года. Тогда революция закончилась этнической резней, грабежами, мародерством, захватом земель
Жертвы "революции" 2010 года. Тогда революция закончилась этнической резней, грабежами, мародерством, захватом земель
Погибшие в 2010 году
Погибшие в 2010 году
Наш липецкий трактор пашет киргизскую землю. Тракора ещё трудятся,а самого завода ЛТЗ нет уже лет 20
Наш липецкий трактор пашет киргизскую землю. Тракора ещё трудятся,а самого завода ЛТЗ нет уже лет 20
Из всей этой истории я вынес мысль как бездарно царское правительство проводило аграрную и национальную политику. Как бездарно и преступно проводило мобилизацию! За два десятилетия советскому государству удалось вырастить из молодых киргизов настоящих патриотов и они воевали плечом к плечу с другими народами Союза на фронтах Великой Отечественной войны. И никаких бунтов  и резни здесь в те годы уже не было. Cоветы смогли распутать сложный клубок национальных проблем. Это была уже другая, единая страна. Не заслуга ли это тех самых преславутых репрессий? Не хочется так думать
Из всей этой истории я вынес мысль как бездарно царское правительство проводило аграрную и национальную политику. Как бездарно и преступно проводило мобилизацию! За два десятилетия советскому государству удалось вырастить из молодых киргизов настоящих патриотов и они воевали плечом к плечу с другими народами Союза на фронтах Великой Отечественной войны. И никаких бунтов и резни здесь в те годы уже не было. Cоветы смогли распутать сложный клубок национальных проблем. Это была уже другая, единая страна. Не заслуга ли это тех самых преславутых репрессий? Не хочется так думать
На выходе из "могилы отцов"
На выходе из "могилы отцов"
Слышна киргизская речь. При этом всадник, пастух ругается на великом и могучем русском языке (мат). Смешно...
Слышна киргизская речь. При этом всадник, пастух ругается на великом и могучем русском языке (мат). Смешно...
Этим же вечером я посетил музей Фрунзе. Но это уже совсем другая история...
Этим же вечером я посетил музей Фрунзе. Но это уже совсем другая история...

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курортах: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому