Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 12:57
https://www.gazeta.ru/social/2020/03/07/12994039.shtml?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_refe
Фотоальбом

Петроглифы под открытым небом в Чолпон-Ата

Петроглифы урочища Чолпон-Ата расположены между северной, западной и северо-западной окраинами города Чолпон-Ата и южным подножием хребта Кунгей Ала-Тоо, распространяясь зачастую и по склонам отрогов этого хребта. На площади длиной с востока на запад 4 километра и шириной 0,6–2 км лежат десятки тысяч камней (валунов), вынесенных селевыми потоками из горных ущелий хребта Кунгей Ала-Тоо.

Как всегда в Киргизии на кассе никого. Но охранник меня таки "обилетил"
Как всегда в Киргизии на кассе никого. Но охранник меня таки "обилетил"
Схема парка
Схема парка
Охота с прирученными барсами. 8 век до н. э. - 5 век н. э
Охота с прирученными барсами. 8 век до н. э. - 5 век н. э
Многие рисунки высокохудожественны, реалистичны и отличаются тщательностью проработки фигур животных и людей
Многие рисунки высокохудожественны, реалистичны и отличаются тщательностью проработки фигур животных и людей
Таш Короо. Круглое ритуальное сооружение. 8 век до н. э - 10 век н. э
Таш Короо. Круглое ритуальное сооружение. 8 век до н. э - 10 век н. э
Очень вкусная черная спелая ягода
Очень вкусная черная спелая ягода
Наскальные надписи. Но не древние
Наскальные надписи. Но не древние
Петроглифами называют все изображения на камне древнейших времён, с палеолита вплоть до Средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система письменных знаков. Абсолютно однозначного определения не существует.
Петроглифами называют все изображения на камне древнейших времён, с палеолита вплоть до Средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система письменных знаков. Абсолютно однозначного определения не существует.
Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные живописные рисунки, так и более поздние рисунки и гравировки, например, на специально установленных камнях, мегалитах или на скалах.

Существуют наскальные изображения, которые были выполнены краской, гравировкой, либо высеченные в виде рельефа. По мнению ученых, они изначально выполняли обрядовые функции. Некоторые из обрядов были связаны с умилостивлением духа убитого животного. По этой причине возле наскальных изображений часто находят останки различных хищников
Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные живописные рисунки, так и более поздние рисунки и гравировки, например, на специально установленных камнях, мегалитах или на скалах. Существуют наскальные изображения, которые были выполнены краской, гравировкой, либо высеченные в виде рельефа. По мнению ученых, они изначально выполняли обрядовые функции. Некоторые из обрядов были связаны с умилостивлением духа убитого животного. По этой причине возле наскальных изображений часто находят останки различных хищников
Изображения животных характерны для древнейших петроглифов, которые известны только в пещерах. Это олени, бизоны или зубры, кабаны, дикие лошади. Также запечатлены и уже вымершие виды животных: мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются эскизы человеческих фигур и голов, возможно, в ритуальных масках. Только позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и обряды, содержание которых часто трудно интерпретировать. Такие композиции приблизительно датируются VI—IV тысячелетиями до н. э.. А самые ранние изображения, где преобладают изображения зверей, относятся к верхнему палеолиту, то есть были созданы сорок — двадцать тысяч лет тому назад.
Изображения животных характерны для древнейших петроглифов, которые известны только в пещерах. Это олени, бизоны или зубры, кабаны, дикие лошади. Также запечатлены и уже вымершие виды животных: мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются эскизы человеческих фигур и голов, возможно, в ритуальных масках. Только позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и обряды, содержание которых часто трудно интерпретировать. Такие композиции приблизительно датируются VI—IV тысячелетиями до н. э.. А самые ранние изображения, где преобладают изображения зверей, относятся к верхнему палеолиту, то есть были созданы сорок — двадцать тысяч лет тому назад.
К числу особенностей петроглифов Чолпон-Ата, как и всей Иссык-Кульской котловины, следует отнести то, что на месте их нахождения или вблизи расположены древние захоронения. Материалы из раскопок этих захоронений могут помочь в уточнении датировок наскальных изображений и определении их этно-культурной принадлежности
К числу особенностей петроглифов Чолпон-Ата, как и всей Иссык-Кульской котловины, следует отнести то, что на месте их нахождения или вблизи расположены древние захоронения. Материалы из раскопок этих захоронений могут помочь в уточнении датировок наскальных изображений и определении их этно-культурной принадлежности
Балба́л — тип каменной бабы
Балба́л — тип каменной бабы
Балбалы обычно устанавливались цепочкой у курганного надгробия в Казахстане, Тыве, Монголии. В Тюркском каганате балбалы устанавливались перед каменным изваянием с изображением лица человека.
Балбалы обычно устанавливались цепочкой у курганного надгробия в Казахстане, Тыве, Монголии. В Тюркском каганате балбалы устанавливались перед каменным изваянием с изображением лица человека.
Этимология термина неясна, но слово встречается уже в орхоно-енисейских надписях.

Балбалы, поставленные древними тюркскими племенами (огузы и пр.), исследователи связывают с поминанием убитых врагов: «их витязей убив, я приготовил [себе] балбалов». Ритуал дарения души убитого врага погибшему товарищу также сопровождался установкой балбала.

На балбалах иногда указывались имена побеждённых вождей
Этимология термина неясна, но слово встречается уже в орхоно-енисейских надписях. Балбалы, поставленные древними тюркскими племенами (огузы и пр.), исследователи связывают с поминанием убитых врагов: «их витязей убив, я приготовил [себе] балбалов». Ритуал дарения души убитого врага погибшему товарищу также сопровождался установкой балбала. На балбалах иногда указывались имена побеждённых вождей
Вид на Иссык-Куль
Вид на Иссык-Куль
Поверхность валунов под воздействием солнечных лучей за многие тысячелетия покрылась «пустынным загаром» – патиной блестяще-черного и коричневого цветов с различными оттенками. Загарные камни служили своего рода «полотном» для древних художников. Рисунки выбивались орудиями из металла или твердых пород камня на загарной поверхности валунов
Поверхность валунов под воздействием солнечных лучей за многие тысячелетия покрылась «пустынным загаром» – патиной блестяще-черного и коричневого цветов с различными оттенками. Загарные камни служили своего рода «полотном» для древних художников. Рисунки выбивались орудиями из металла или твердых пород камня на загарной поверхности валунов
На камнях редко выбит один, а большей частью два-три и более двадцати рисунков. Не редкость, когда встречаются два-три слоя рисунков различных эпох, перекрывающих друг друга (палимсесты)
На камнях редко выбит один, а большей частью два-три и более двадцати рисунков. Не редкость, когда встречаются два-три слоя рисунков различных эпох, перекрывающих друг друга (палимсесты)
В целом петроглифы Чолпон-Ата датируются в пределах II тысячелетия до нашей эры – VIII в. нашей эры. Однако большая часть относится к периоду VII-III в.в. до н.э. По общему мнению исследователей – это время расцвета скифо-сакского звериного стиля, который получил особо широкое отражение в наскальном изобразительном искусстве.
В целом петроглифы Чолпон-Ата датируются в пределах II тысячелетия до нашей эры – VIII в. нашей эры. Однако большая часть относится к периоду VII-III в.в. до н.э. По общему мнению исследователей – это время расцвета скифо-сакского звериного стиля, который получил особо широкое отражение в наскальном изобразительном искусстве.
Козел, собака, охотник
Козел, собака, охотник
Козел с солнечным знаком. 8 век до н. э. - 5 век н. э
Козел с солнечным знаком. 8 век до н. э. - 5 век н. э
Могильник сако-усуньского периода. 8 век до н. э. - 5 век н. э
Могильник сако-усуньского периода. 8 век до н. э. - 5 век н. э
Эчки козел. 8 век до н. э. - 5 век н. э
Эчки козел. 8 век до н. э. - 5 век н. э
Эчки козел
Эчки козел
Процессия животных и тюркских наездников. 8 век до н. э. - 5 век н. э
Процессия животных и тюркских наездников. 8 век до н. э. - 5 век н. э
Прямо по петроглифам ходят местные жители, вокруг них пасут скот
Прямо по петроглифам ходят местные жители, вокруг них пасут скот
Пасут скот прямо на петроглифах
Пасут скот прямо на петроглифах
Расколотый камень. Лань, козел
Расколотый камень. Лань, козел
Козлики, собаки, всадник
Козлики, собаки, всадник
Дорога от долины петроглифов назад в Чолпон-Ата. Источник: https://www.issykkul.biz/issyyk-kul6/ekskursii/petroglifyy-v-cholpon-ate.aspx
Дорога от долины петроглифов назад в Чолпон-Ата. Источник: https://www.issykkul.biz/issyyk-kul6/ekskursii/petroglifyy-v-cholpon-ate.aspx
Комментарии к альбому