Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 19:04
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?
Фотоальбом

Архитектурный комплекс «Тектурмас»

Архитектурный комплекс Тектурмас в Таразе — древнее культовое место, расположенное в юго-восточной части города на правом берегу реки Талас, на месте древнейшего зороастрийского кладбища (VII—XI вв.).

Сюда я добрался на маршрутке из города. Мост через реку Талас
Сюда я добрался на маршрутке из города. Мост через реку Талас
На холм Тектурмас можно пройти пройдя по мосту
На холм Тектурмас можно пройти пройдя по мосту
Видимо здесь хотят создать что-то мега грандиозное в стиле "культурного наследия казахского народа".  Айша-Биби  — мавзолей XII века постройки, расположенный в селе Айша-Биби Жамбылского района Жамбылской области в 18 км от города Тараза. Как видите здесь, у холма Тектурмас также есть упоминание об Айша Биби
Видимо здесь хотят создать что-то мега грандиозное в стиле "культурного наследия казахского народа". Айша-Биби — мавзолей XII века постройки, расположенный в селе Айша-Биби Жамбылского района Жамбылской области в 18 км от города Тараза. Как видите здесь, у холма Тектурмас также есть упоминание об Айша Биби
О строительстве мавзолея не осталось каких-либо достоверных сведений. Однако существует казахская легенда о любви Айша-Биби к своему жениху. Существуют 28 различных версий этой легенды. Согласно самой распространённой — Айша-Биби была дочерью известного учёного и поэта XI века хакима Сулеймана Бакыргани. После его смерти она воспитывалась у шейха Айходжы. Однажды правитель Тараза Карахан Мухаммед (в честь которого возведён мавзолей Карахана в Таразе) попросил её руки, однако её воспитатель не дал согласие.
О строительстве мавзолея не осталось каких-либо достоверных сведений. Однако существует казахская легенда о любви Айша-Биби к своему жениху. Существуют 28 различных версий этой легенды. Согласно самой распространённой — Айша-Биби была дочерью известного учёного и поэта XI века хакима Сулеймана Бакыргани. После его смерти она воспитывалась у шейха Айходжы. Однажды правитель Тараза Карахан Мухаммед (в честь которого возведён мавзолей Карахана в Таразе) попросил её руки, однако её воспитатель не дал согласие.
Тогда она обманным путём поехала в Тараз. К несчастью, её жених никогда больше не смог её увидеть, так как она погибла на берегу реки Аса от укуса змеи, спрятавшейся в головном уборе. Скорбя по смерти девушки, Карахан воздвиг мавзолей сказочной красоты на месте её гибели. Попутчица Айша-Биби Бабаджи-хатун стала хранительницей мавзолея и после смерти была похоронена в 20 шагах от Айша-биби в мавзолее Бабаджи-хатун.

По другой версии, чувствуя действие яда змеи, Айша распорядилась немедленно передать весть об этом Карахану. Тот не мешкая прибыл к ней со своими лекарями и муллами. Видя бессилие лекарей, Карахан попросил муллу совершить обряд бракосочетания с погибающей невестой. После обряда, взяв руку девушки, он трижды громко закричал ей: «Айша, ты теперь стала биби», то есть его женой, замужней.

Жозеф-Антуан Кастанье записал легенду, что один из самаркандских ханов был женат на христианке китайской княжне, отождествляя ее с именем Ханым-Биби, сестра которой Айша-Биби приезжала к ней в Самарканд в гости. На обратном пути Айша-Биби умерла вблизи реки Асы, где и сооружен настоящий памятник.

По данным Баян Туякбаевой: «Интересными становятся сообщения о смерти в 1034 году дочери Таласского правителя Богра-хана, умершей в дороге по пути в Газну к своему жениху Маудуду — наследнику Масуда. С этой историей согласуется местная легенда, повествующая о захоронении здесь госпожи по имени Айша-Биби, отправившейся со служанкой к своему жениху в далёкую землю и погибшей в пути»
Тогда она обманным путём поехала в Тараз. К несчастью, её жених никогда больше не смог её увидеть, так как она погибла на берегу реки Аса от укуса змеи, спрятавшейся в головном уборе. Скорбя по смерти девушки, Карахан воздвиг мавзолей сказочной красоты на месте её гибели. Попутчица Айша-Биби Бабаджи-хатун стала хранительницей мавзолея и после смерти была похоронена в 20 шагах от Айша-биби в мавзолее Бабаджи-хатун. По другой версии, чувствуя действие яда змеи, Айша распорядилась немедленно передать весть об этом Карахану. Тот не мешкая прибыл к ней со своими лекарями и муллами. Видя бессилие лекарей, Карахан попросил муллу совершить обряд бракосочетания с погибающей невестой. После обряда, взяв руку девушки, он трижды громко закричал ей: «Айша, ты теперь стала биби», то есть его женой, замужней. Жозеф-Антуан Кастанье записал легенду, что один из самаркандских ханов был женат на христианке китайской княжне, отождествляя ее с именем Ханым-Биби, сестра которой Айша-Биби приезжала к ней в Самарканд в гости. На обратном пути Айша-Биби умерла вблизи реки Асы, где и сооружен настоящий памятник. По данным Баян Туякбаевой: «Интересными становятся сообщения о смерти в 1034 году дочери Таласского правителя Богра-хана, умершей в дороге по пути в Газну к своему жениху Маудуду — наследнику Масуда. С этой историей согласуется местная легенда, повествующая о захоронении здесь госпожи по имени Айша-Биби, отправившейся со служанкой к своему жениху в далёкую землю и погибшей в пути»
Как видите состояние льва просит реставрации
И даже здесь "назарбаевщина"
И даже здесь "назарбаевщина"
Работы идут полным ходом...
Работы идут полным ходом...
Балбалы, поставленные древними тюркскими племенами (огузы и пр.), исследователи связывают с поминанием убитых врагов: «их витязей убив, я приготовил [себе] балбалов». Ритуал дарения души убитого врага погибшему товарищу также сопровождался установкой балбала.
Балбалы, поставленные древними тюркскими племенами (огузы и пр.), исследователи связывают с поминанием убитых врагов: «их витязей убив, я приготовил [себе] балбалов». Ритуал дарения души убитого врага погибшему товарищу также сопровождался установкой балбала.
Впрочем, с балбалами я Вас уже знакомил в музее петроглифов под открытым небом на Иссык-Куле
Впрочем, с балбалами я Вас уже знакомил в музее петроглифов под открытым небом на Иссык-Куле
Дорога на холм
Дорога на холм
У входа к дороге на мавзолей
У входа к дороге на мавзолей
А вот и сам Мавзолей (кумбез) Тектурмас
А вот и сам Мавзолей (кумбез) Тектурмас
Оригинальное здание было значительно разрушено
Оригинальное здание было значительно разрушено
Вход в виде арки обращён на запад к городу Тараз
Вход в виде арки обращён на запад к городу Тараз
один из организаторов освободительной войны казахского народа с джунгарами, командовал крупным подразделением ополченцев во многих сражениях в XVIII веке.
один из организаторов освободительной войны казахского народа с джунгарами, командовал крупным подразделением ополченцев во многих сражениях в XVIII веке.
По фотографиям 1890-х годов мавзолей представлял собой купольное, четырёхугольное в плане сооружение из жжёного кирпича. Углы мавзолея завершались пилястрами, на стенах имелись следы штукатурки. Из декоративной отделки мавзолея была найдена лишь одна орнаментированная терракотовая плитка, судя по которой археолог Михаил Массон предположил, что мавзолей был воздвигнут в XV веке. Сейчас мы видим, понятно, новодел
По фотографиям 1890-х годов мавзолей представлял собой купольное, четырёхугольное в плане сооружение из жжёного кирпича. Углы мавзолея завершались пилястрами, на стенах имелись следы штукатурки. Из декоративной отделки мавзолея была найдена лишь одна орнаментированная терракотовая плитка, судя по которой археолог Михаил Массон предположил, что мавзолей был воздвигнут в XV веке. Сейчас мы видим, понятно, новодел
Вид с холма - мавзолея на реку Талас текущую с киргизских гор
Вид с холма - мавзолея на реку Талас текущую с киргизских гор
За рекой раскинулся пригород Тараза
За рекой раскинулся пригород Тараза
Город получил название по наименованию реки, но в силу специфики арабского языка название Талас приобрело форму Тараз
Город получил название по наименованию реки, но в силу специфики арабского языка название Талас приобрело форму Тараз
В конце XIX века мавзолей был изучен В. А. Каллауром, в 1939-1940 годах обследован Г. И. Пацевичем
В конце XIX века мавзолей был изучен В. А. Каллауром, в 1939-1940 годах обследован Г. И. Пацевичем
Вид на холм и мавзолей со стороны реки
Вид на холм и мавзолей со стороны реки
В 1982 году мавзолей был включен в список памятников истории и культуры Казахской ССР республиканского значения и взят под охрану государства
В 1982 году мавзолей был включен в список памятников истории и культуры Казахской ССР республиканского значения и взят под охрану государства
 В разновремённом некрополе, окружающем мавзолей, были выявлены оссуарные захоронения зороастрийцев для хранения скелетированных останков, средневековые погребения христиан и мусульман
В разновремённом некрополе, окружающем мавзолей, были выявлены оссуарные захоронения зороастрийцев для хранения скелетированных останков, средневековые погребения христиан и мусульман
Золотая осень. Октябрь...
Золотая осень. Октябрь...
Недалеко расположено несколько "островков" кладбищ
Недалеко расположено несколько "островков" кладбищ
Одно из них я посетил
Одно из них я посетил
Тут есть и христианское кладбище, но я до него не добрался
Тут есть и христианское кладбище, но я до него не добрался
Казахи часто посещают могилы родственников. На авто приехала целая семья на кладбище. Когда они засобирались назад я попросился в их машину и они любезно подкинули меня до центра Тараза. Дальше я целый день гулял по городу, но это уже совсем другая история...
Казахи часто посещают могилы родственников. На авто приехала целая семья на кладбище. Когда они засобирались назад я попросился в их машину и они любезно подкинули меня до центра Тараза. Дальше я целый день гулял по городу, но это уже совсем другая история...

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому