Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 17:28
https://www.gazeta.ru/social/2020/03/07/12994039.shtml?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_refe
Фотоальбом

Наследие Великого княжества Литовского и не только его. Через века, войны и страны...

Мирский замок, переживший все войны в восточной Европе…

Ми́рский за́мок, за́мково-па́рковый ко́мплекс «Мир»  — оборонительное укрепление и резиденция в городском посёлке  Мир Кореличского района Гродненской области Белоруссии. Памятник архитектуры, внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (с 2000 года). Архитектурный комплекс включает в себя замок XVI—XX веков, валы XVII—XVIII веков, пруд 1896—1898 годов, часовню-усыпальницу Святополк-Мирских с домом сторожа и воротами, пейзажный и регулярный парки, дом управляющего. Построенный в начале XVI в. магнатом Ю. И. Ильиничем замок стал первым частнособственническим замком на землях Белоруссии. С 1568 г. замком владели Радзивиллы (до 1828), потом Витгенштейны (до 1891). Последними владельцами замка были князья Святополк-Мирские (до 1939), после чего с приходом советской власти замок стал государственной собственностью. Мирский замок является самым восточным готическим сооружением, а также самым крупным и единственным не культовым объектом из сохранившихся немногих образцов самобытной белорусской готики. Кстати, каждый час возле замка стреляют из пушек
Ми́рский за́мок, за́мково-па́рковый ко́мплекс «Мир» — оборонительное укрепление и резиденция в городском посёлке Мир Кореличского района Гродненской области Белоруссии. Памятник архитектуры, внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (с 2000 года). Архитектурный комплекс включает в себя замок XVI—XX веков, валы XVII—XVIII веков, пруд 1896—1898 годов, часовню-усыпальницу Святополк-Мирских с домом сторожа и воротами, пейзажный и регулярный парки, дом управляющего. Построенный в начале XVI в. магнатом Ю. И. Ильиничем замок стал первым частнособственническим замком на землях Белоруссии. С 1568 г. замком владели Радзивиллы (до 1828), потом Витгенштейны (до 1891). Последними владельцами замка были князья Святополк-Мирские (до 1939), после чего с приходом советской власти замок стал государственной собственностью. Мирский замок является самым восточным готическим сооружением, а также самым крупным и единственным не культовым объектом из сохранившихся немногих образцов самобытной белорусской готики. Кстати, каждый час возле замка стреляют из пушек
Существовала интересная система блокирования входа: проезд на въездную башню был поднят на 1,5 м выше окружающей территории. Единственный проезд в замок прорезал весь первый этаж башни, он имел двое дубовых ворот. Для предотвращения попыток уничтожения системы замыкания над въездом был сделан машикуль — отверстие, через которое на нападавших сливался кипяток, смола либо сбрасывались камни.  Тут также была боевая галерея — помост для стрелков. В середине барбакана выкопали котлован глубиной 2 м, закрывавшийся специальным подъёмным мостом. Барбакан существовал до конца XIX в.
Существовала интересная система блокирования входа: проезд на въездную башню был поднят на 1,5 м выше окружающей территории. Единственный проезд в замок прорезал весь первый этаж башни, он имел двое дубовых ворот. Для предотвращения попыток уничтожения системы замыкания над въездом был сделан машикуль — отверстие, через которое на нападавших сливался кипяток, смола либо сбрасывались камни. Тут также была боевая галерея — помост для стрелков. В середине барбакана выкопали котлован глубиной 2 м, закрывавшийся специальным подъёмным мостом. Барбакан существовал до конца XIX в.
Архитектура въездной башни. Из всех башен Мирского замка въездная является наиболее интересной, яркой и совершенной. Она имеет высоту 25 метров, стоит на фундаменте размерами 12×12 м. Башня украшена орнаментальными поясами и декоративными нишами разного размера и формы, соединяющими в себе традиционные приёмы и средства оформления местного каменного зодчества: древнерусский поребрик и аркатурные фризы, а также ниши. На втором этаже размещалась часовня. Снизу начинались каменные лестницы, шедшие в толще стены до четвёртого этажа, открывая выход на каждый ярус боя. Завершалась башня поясом «варовых окон».
Архитектура въездной башни. Из всех башен Мирского замка въездная является наиболее интересной, яркой и совершенной. Она имеет высоту 25 метров, стоит на фундаменте размерами 12×12 м. Башня украшена орнаментальными поясами и декоративными нишами разного размера и формы, соединяющими в себе традиционные приёмы и средства оформления местного каменного зодчества: древнерусский поребрик и аркатурные фризы, а также ниши. На втором этаже размещалась часовня. Снизу начинались каменные лестницы, шедшие в толще стены до четвёртого этажа, открывая выход на каждый ярус боя. Завершалась башня поясом «варовых окон».
Все башни имеют одинаковую объёмную композицию — нижняя четырёхгранная часть, на которой размещается восьмигранное завершение. Башни замка конструктивно и стилистично близки между собой и в то же время каждая из них имеет свой индивидуальный архитектурный облик. Художественное совершенство фасада замка особенно подчёркивается продуманностью и слитностью орнаментальных поясов башен. Они возведены с таким расчётом, чтобы было удобно вести фланговый огонь вдоль прясел стен. В башнях для целей фортификации имелись камины. Большинство башенных бойниц предназначались для стрельбы из пушек. Все башни спланированы как самостоятельные узлы обороны.

Фундаменты башен сложены из камней, дальше идёт смешанная каменно-кирпичная и кирпичная кладка. Толщина стен около основы составляет около 3 м, вверху 2,2 м. Завершались башни машикулями. Большая насыщенность огневых средств при взаимном перекрывании секторов обстрела, постановка башен с расчётом ведения флангового огня вдоль стен, высокие, крутые валы с бастионами по углам делали Мирский замок первоклассным оборонительным сооружением своего времени. В башне согласно описания инвентарей 1681 и 1688 годов находилась тюрьма, она состояла из двух помещений: первое при входе называлось Верхняя тюрьма, второе — «подвал под воротами» (Нижняя тюрьма). Такое разделение соответствовало нормам наказания Статута 1588 года. Нижняя тюрьма считалась значительно более тяжёлым наказанием и находилась в погребе размерами 6×4,5 м и 2,7 м высотой на глубине 4 м от уровня проезда
Все башни имеют одинаковую объёмную композицию — нижняя четырёхгранная часть, на которой размещается восьмигранное завершение. Башни замка конструктивно и стилистично близки между собой и в то же время каждая из них имеет свой индивидуальный архитектурный облик. Художественное совершенство фасада замка особенно подчёркивается продуманностью и слитностью орнаментальных поясов башен. Они возведены с таким расчётом, чтобы было удобно вести фланговый огонь вдоль прясел стен. В башнях для целей фортификации имелись камины. Большинство башенных бойниц предназначались для стрельбы из пушек. Все башни спланированы как самостоятельные узлы обороны. Фундаменты башен сложены из камней, дальше идёт смешанная каменно-кирпичная и кирпичная кладка. Толщина стен около основы составляет около 3 м, вверху 2,2 м. Завершались башни машикулями. Большая насыщенность огневых средств при взаимном перекрывании секторов обстрела, постановка башен с расчётом ведения флангового огня вдоль стен, высокие, крутые валы с бастионами по углам делали Мирский замок первоклассным оборонительным сооружением своего времени. В башне согласно описания инвентарей 1681 и 1688 годов находилась тюрьма, она состояла из двух помещений: первое при входе называлось Верхняя тюрьма, второе — «подвал под воротами» (Нижняя тюрьма). Такое разделение соответствовало нормам наказания Статута 1588 года. Нижняя тюрьма считалась значительно более тяжёлым наказанием и находилась в погребе размерами 6×4,5 м и 2,7 м высотой на глубине 4 м от уровня проезда
На протяжении своего существования замковый комплекс в Мире не однократно проходил восстановление и перестройку, однако данные процессы не внесли значительных изменений в его объёмно-плановую и композиционную системы. Вместе с тем, Мирский замок сохранил свои первоначальные стилистические элементы готики и Ренессанса, приобретя при этом новые уникальные напластования, характерные стилистике барокко и романтизма. Вместе с первоначальными стилевыми чертами они сформировали неповторимый облик замка, благодаря которому комплекс стал в один ряд с архитектурными памятниками Всемирного наследия. Мирский замок как один из самых узнаваемых замков Белоруссии размещён на купюре в 50 белорусских рублей.
На протяжении своего существования замковый комплекс в Мире не однократно проходил восстановление и перестройку, однако данные процессы не внесли значительных изменений в его объёмно-плановую и композиционную системы. Вместе с тем, Мирский замок сохранил свои первоначальные стилистические элементы готики и Ренессанса, приобретя при этом новые уникальные напластования, характерные стилистике барокко и романтизма. Вместе с первоначальными стилевыми чертами они сформировали неповторимый облик замка, благодаря которому комплекс стал в один ряд с архитектурными памятниками Всемирного наследия. Мирский замок как один из самых узнаваемых замков Белоруссии размещён на купюре в 50 белорусских рублей.
Средневековый колодец как произведение искусства
Средневековый колодец как произведение искусства
Теперь тяжело определить, какими мотивами руководствовался магнат, принимая решение о создании укреплённой резиденции. Почти все исследователи истории Мирского замка постоянно ставят вопрос, что заставило далеко не самого богатого и не самого влиятельного урядника Великого княжества Литовского взяться за масштабное строительство. Интригует и тот факт, что Ильинич затеял грандиозное строительство на склоне своей жизни. Кроме того, до XVI века в Великом княжестве Литовском совсем не строились частные каменные замки, и даже очень зажиточные паны обычно обходились деревянными укреплёнными дворами. Среди учёных до сих пор продолжаются споры и про назначение Мирского замка. Предлогом для строительства замка могли послужить войны с Великим княжеством Московским, набеги крымских татар, сложные отношения с соседями, собственная агрессивность или желание прославиться, получить титул графа Священной Римской империи или просто положение Маршалка надворного литовского. Однако, в основе строительства могла лежать и экономическая составляющая — замок расположен на стыке трех дорог, которые существовали здесь уже в те времена, и такое расположение давало большую выгоду.
Теперь тяжело определить, какими мотивами руководствовался магнат, принимая решение о создании укреплённой резиденции. Почти все исследователи истории Мирского замка постоянно ставят вопрос, что заставило далеко не самого богатого и не самого влиятельного урядника Великого княжества Литовского взяться за масштабное строительство. Интригует и тот факт, что Ильинич затеял грандиозное строительство на склоне своей жизни. Кроме того, до XVI века в Великом княжестве Литовском совсем не строились частные каменные замки, и даже очень зажиточные паны обычно обходились деревянными укреплёнными дворами. Среди учёных до сих пор продолжаются споры и про назначение Мирского замка. Предлогом для строительства замка могли послужить войны с Великим княжеством Московским, набеги крымских татар, сложные отношения с соседями, собственная агрессивность или желание прославиться, получить титул графа Священной Римской империи или просто положение Маршалка надворного литовского. Однако, в основе строительства могла лежать и экономическая составляющая — замок расположен на стыке трех дорог, которые существовали здесь уже в те времена, и такое расположение давало большую выгоду.
Многие исследователи связывают постройку замка с соображениями престижа и желанием Ильинича самоутвердиться. Он на протяжении более чем двух десятилетий вёл судебные тяжбы за право владения Мирскими имениями, которые завершились в пользу Ильиничей только в 1522 году, когда, вероятно и началось возведение Мирского замка. К этому времени Ильинич стал зажиточным магнатом и получал прибыли от управления Берестейским и Ковенским староствами и замками, а также воспользовался большой суммой денег в 10 000 золотых дукатов от земского подскарбия Абрама Езафовича Рабичковича. Вызывает споры и дата строительства замка. Замок впервые упоминается в 1527 году в Литовской метрике, однако особенности архитектуры Мирского замка показывают на то, что он был заложен не ранее 1510 года. По мнению исследователей, в то время на всей территории Белоруссии как по размерам, так и по величию не было ничего, что могло сравниться с Мирским замком
Многие исследователи связывают постройку замка с соображениями престижа и желанием Ильинича самоутвердиться. Он на протяжении более чем двух десятилетий вёл судебные тяжбы за право владения Мирскими имениями, которые завершились в пользу Ильиничей только в 1522 году, когда, вероятно и началось возведение Мирского замка. К этому времени Ильинич стал зажиточным магнатом и получал прибыли от управления Берестейским и Ковенским староствами и замками, а также воспользовался большой суммой денег в 10 000 золотых дукатов от земского подскарбия Абрама Езафовича Рабичковича. Вызывает споры и дата строительства замка. Замок впервые упоминается в 1527 году в Литовской метрике, однако особенности архитектуры Мирского замка показывают на то, что он был заложен не ранее 1510 года. По мнению исследователей, в то время на всей территории Белоруссии как по размерам, так и по величию не было ничего, что могло сравниться с Мирским замком
Строительство замка осуществлялось в несколько этапов. В первом десятилетии XVI в. были возведены стены и башни, а в юго-западном участке двора построили кирпичное одноэтажное жилое помещение. От него к настоящему времени остались только отдельные участки фундаментов, следы перевязки кладки стен этой постройки со стенами замка, а также гнёзда от закладки концов балок перекрытия на южной замковой стене
Строительство замка осуществлялось в несколько этапов. В первом десятилетии XVI в. были возведены стены и башни, а в юго-западном участке двора построили кирпичное одноэтажное жилое помещение. От него к настоящему времени остались только отдельные участки фундаментов, следы перевязки кладки стен этой постройки со стенами замка, а также гнёзда от закладки концов балок перекрытия на южной замковой стене
По состоянию на 2019 год замке имеется гостиница, где могут остановиться туристы, ресторан и кафе. Билет в музей позволяет кроме посещения залов внутри замка обойти галереи и подняться в башни, где размещена своя часть экспозиции. При этом, чтобы увеличить количество мест для проживания, третий ярус был разделён на два уровня. Таким образом получилось 10 гостиничных номеров, из которых 4 — двухместные, 1 — апартаменты. Помещения гостиницы оборудованы системами интеллектуального дома, при этом уровень оборудования памятника интеллектуальными системами максимальный в Республике Беларусь и сравним только с аналогичными показателями гостиницы Европа в Минске. Это позволяет проводить на базе Мирского замка мероприятия на высшем уровне.
По состоянию на 2019 год замке имеется гостиница, где могут остановиться туристы, ресторан и кафе. Билет в музей позволяет кроме посещения залов внутри замка обойти галереи и подняться в башни, где размещена своя часть экспозиции. При этом, чтобы увеличить количество мест для проживания, третий ярус был разделён на два уровня. Таким образом получилось 10 гостиничных номеров, из которых 4 — двухместные, 1 — апартаменты. Помещения гостиницы оборудованы системами интеллектуального дома, при этом уровень оборудования памятника интеллектуальными системами максимальный в Республике Беларусь и сравним только с аналогичными показателями гостиницы Европа в Минске. Это позволяет проводить на базе Мирского замка мероприятия на высшем уровне.
Замок представляет собой квадратную в плане постройку с выступающими по углам могучими башнями высотой около 25 метров. Пятая, западная башня, является брамной, и некогда имела подъёмный мост через широкий ров. Толщина стен достигала 3 метров при высоте около 13 м.

В пластическом оформлении замка использованы характерные для белорусской готики выразительные средства: готическая кладка (чередование тычка и ложка) с вмурованными камнями и использованием клинкерного кирпича, раздел стен разнообразными по форме оштукатуренными нишами, орнаментальные кирпичные пояса. Внутренние плоскости ниш, тяг и поясов были оштукатурены в белый цвет, что в сочетании с тёмно-красной фактурой основного поля кирпичных стен и тёмными пятнами амбразур, в значительной мере способствовало выразительности его архитектуры. Некоторые исследователи считают, что орнаментальное оформление Мирского замка, так же, как и орнамент народной одежды, предназначалось для отпугивания злых духов и охраны хозяев от злого рока, могучие оборонительные приспособления не подчёркиваются, а наоборот, как бы отводятся на второй план.

Несмотря на оригинальность обличья Мирского замка, по своей схеме он в определённой степени напоминает кирпичные замки-монастыри Северной Польши и Прибалтики и монастырские крепости Молдавии и Румынии
Замок представляет собой квадратную в плане постройку с выступающими по углам могучими башнями высотой около 25 метров. Пятая, западная башня, является брамной, и некогда имела подъёмный мост через широкий ров. Толщина стен достигала 3 метров при высоте около 13 м. В пластическом оформлении замка использованы характерные для белорусской готики выразительные средства: готическая кладка (чередование тычка и ложка) с вмурованными камнями и использованием клинкерного кирпича, раздел стен разнообразными по форме оштукатуренными нишами, орнаментальные кирпичные пояса. Внутренние плоскости ниш, тяг и поясов были оштукатурены в белый цвет, что в сочетании с тёмно-красной фактурой основного поля кирпичных стен и тёмными пятнами амбразур, в значительной мере способствовало выразительности его архитектуры. Некоторые исследователи считают, что орнаментальное оформление Мирского замка, так же, как и орнамент народной одежды, предназначалось для отпугивания злых духов и охраны хозяев от злого рока, могучие оборонительные приспособления не подчёркиваются, а наоборот, как бы отводятся на второй план. Несмотря на оригинальность обличья Мирского замка, по своей схеме он в определённой степени напоминает кирпичные замки-монастыри Северной Польши и Прибалтики и монастырские крепости Молдавии и Румынии
Из всех угловых башен, построенных в XVI в., почти целиком сохранилась юго-западная, позволяющая изучить систему планировки и организацию боя всех этажей. Высота башни 23 м. В середине башня разделена на пять ярусов. На первом этаже размещались семь пушечных бойниц, фланкировавших огнём замковые ворота, западную и южную стены.
Из всех угловых башен, построенных в XVI в., почти целиком сохранилась юго-западная, позволяющая изучить систему планировки и организацию боя всех этажей. Высота башни 23 м. В середине башня разделена на пять ярусов. На первом этаже размещались семь пушечных бойниц, фланкировавших огнём замковые ворота, западную и южную стены.
 В XX веке на месте некоторых бойниц сделали большие окна.
В XX веке на месте некоторых бойниц сделали большие окна.
Декоративное оформление замка было основано на контрасте красного кирпича и розовой штукатурки. Внешние стены орнаментированы поребриками, гирьками, нишами, поясками, полуколоннами.

Во время строительства стен была использована трёхслойная кладка: внешнюю часть стен выкладывали из кирпича с вкраплениями камня-валуна, а внутреннюю — складывали из мелкого камня и кирпичных осколков, залитых известковым раствором. Однако дальновидность Юрия Ильинича не позволила «сделать из замка просто игрушку» — в случае необходимости замок мог оказать ощутимый отпор захватчикам. Все четыре башни были возведены с таким расчётом, чтобы было удобно вести фланговый огонь вдоль стен и уничтожать врага на подступах к ним. Каждая башня имела по пять боевых ярусов с бойницами и сложную систему внутренних переходов. Со времени первого этапа строительства сохранились два камина. Первый находится на первом ярусе въездной башни, им пользовались для обогрева караульные, нёсшие круглосуточное дежурство. В одном канале с ним находился второй камин — в помещении часовни на втором ярусе въездной башни
Декоративное оформление замка было основано на контрасте красного кирпича и розовой штукатурки. Внешние стены орнаментированы поребриками, гирьками, нишами, поясками, полуколоннами. Во время строительства стен была использована трёхслойная кладка: внешнюю часть стен выкладывали из кирпича с вкраплениями камня-валуна, а внутреннюю — складывали из мелкого камня и кирпичных осколков, залитых известковым раствором. Однако дальновидность Юрия Ильинича не позволила «сделать из замка просто игрушку» — в случае необходимости замок мог оказать ощутимый отпор захватчикам. Все четыре башни были возведены с таким расчётом, чтобы было удобно вести фланговый огонь вдоль стен и уничтожать врага на подступах к ним. Каждая башня имела по пять боевых ярусов с бойницами и сложную систему внутренних переходов. Со времени первого этапа строительства сохранились два камина. Первый находится на первом ярусе въездной башни, им пользовались для обогрева караульные, нёсшие круглосуточное дежурство. В одном канале с ним находился второй камин — в помещении часовни на втором ярусе въездной башни
Стены Мирского замка примечательны тем, что имели три яруса боя. Нижнюю часть стен прорезали пушечные бойницы подошвенного боя; средний ярус на высоте 8 м от земли имел вид коридора-галереи высотой около 2 м, соединявшего между собой все башни; верхний ярус представлял собой боевую площадку на самом верху стены. Завершались стены прямоугольными зубцами; на одной из стен сохранились машикули
Стены Мирского замка примечательны тем, что имели три яруса боя. Нижнюю часть стен прорезали пушечные бойницы подошвенного боя; средний ярус на высоте 8 м от земли имел вид коридора-галереи высотой около 2 м, соединявшего между собой все башни; верхний ярус представлял собой боевую площадку на самом верху стены. Завершались стены прямоугольными зубцами; на одной из стен сохранились машикули
Перекрытие второго этажа башни сводчатое, а остальных трёх — на балках.
Перекрытие второго этажа башни сводчатое, а остальных трёх — на балках.
На второй этаж юго-западной башни, где стояли шесть пушек, вела крутая узкая каменная лестница.
На второй этаж юго-западной башни, где стояли шесть пушек, вела крутая узкая каменная лестница.
На верхних этажах были бойницы, рассчитанные на огонь, ведущийся из пушек и ручного огнестрельного оружия.
На верхних этажах были бойницы, рассчитанные на огонь, ведущийся из пушек и ручного огнестрельного оружия.
Комплекс участвовал практически во всех войнах, которые проносились в своё время на белорусской земле: начиная с русско-польской войны 1654—1667 гг. и до Отечественной войны 1812 года, замок не раз брали в осаду и штурмовали его. Был повреждён в 1665 и 1706 годах, после восстановлен в начале восемнадцатого века. Потом снова был сильно повреждён в 1794 году. В 1812 под стенами замка состоялся бой между польской кавалерией генерала Рожнецкого, входившей в состав французской армии, и арьергардом 2-й русской армии — казачьей конницей М. И. Платова
Комплекс участвовал практически во всех войнах, которые проносились в своё время на белорусской земле: начиная с русско-польской войны 1654—1667 гг. и до Отечественной войны 1812 года, замок не раз брали в осаду и штурмовали его. Был повреждён в 1665 и 1706 годах, после восстановлен в начале восемнадцатого века. Потом снова был сильно повреждён в 1794 году. В 1812 под стенами замка состоялся бой между польской кавалерией генерала Рожнецкого, входившей в состав французской армии, и арьергардом 2-й русской армии — казачьей конницей М. И. Платова
Мирский замок для своего времени был мощным военным сооружением, где были применены почти все известные элементы средневековой фортификации и были воплощены местные традиции замкового зодчества. Строили его по проекту талантливого архитектора, который, скорее всего, был мастером из народа и владел художественным вкусом. Отсутствие хороших приспособлений не помешало зодчему создать первоклассное для того времени военно-инженерное сооружение и украсить его разнообразными архитектурными деталями. Сведения про пушки в Мире очень скупые. Исследователи считают, что пушки могли находится в бойницах, а в брамной башне имелись «3 железные пушки, неоправленные». В «Описании предметов в мирском скарбце» 1636 года упоминается небольшая пушка «спижовое делко» с 30 ядрами, находившаяся в юго-западной башне. Известно, что в арсенале имелось 56 гаковниц, 20 «меньших» гаковниц, 8 гаковничных и 15 полугаковничных стволов, 15 «кобыл», или «старосветских пулгаков» (полугаковниц). Большая часть оружия попала в замок ещё при Николае Радзивилле Сиротке, но часть оружия могла храниться в замке ещё с первой половины XVI в. Гаковницы оставались основным оборонительным оружием замка ещё в первой половине XVII в.

В 1660 году в замке оставалось 11 гаковниц, 12 неоправленных фитильных мушкетов, 4 самопала с 55 мушкетами. В скором времени значительная часть оружия была отправлена в Несвиж, а в Мирском замке остались 35 мушкетов и 1 гаковница. Согласно реестра 1681 года упоминаются только 16 ружей 3 мушкетные ствола
Мирский замок для своего времени был мощным военным сооружением, где были применены почти все известные элементы средневековой фортификации и были воплощены местные традиции замкового зодчества. Строили его по проекту талантливого архитектора, который, скорее всего, был мастером из народа и владел художественным вкусом. Отсутствие хороших приспособлений не помешало зодчему создать первоклассное для того времени военно-инженерное сооружение и украсить его разнообразными архитектурными деталями. Сведения про пушки в Мире очень скупые. Исследователи считают, что пушки могли находится в бойницах, а в брамной башне имелись «3 железные пушки, неоправленные». В «Описании предметов в мирском скарбце» 1636 года упоминается небольшая пушка «спижовое делко» с 30 ядрами, находившаяся в юго-западной башне. Известно, что в арсенале имелось 56 гаковниц, 20 «меньших» гаковниц, 8 гаковничных и 15 полугаковничных стволов, 15 «кобыл», или «старосветских пулгаков» (полугаковниц). Большая часть оружия попала в замок ещё при Николае Радзивилле Сиротке, но часть оружия могла храниться в замке ещё с первой половины XVI в. Гаковницы оставались основным оборонительным оружием замка ещё в первой половине XVII в. В 1660 году в замке оставалось 11 гаковниц, 12 неоправленных фитильных мушкетов, 4 самопала с 55 мушкетами. В скором времени значительная часть оружия была отправлена в Несвиж, а в Мирском замке остались 35 мушкетов и 1 гаковница. Согласно реестра 1681 года упоминаются только 16 ружей 3 мушкетные ствола
Архитектура Мирского замка XVI века имела черты белорусской поздней готики. Замок был выполнен в виде квадратной в плане постройки с выступающими по краям мощными башнями высотой около 25 метров. Все башни были спланированы как самостоятельные узлы обороны. Толщина стен достигала 3 м при высоте около 13 м. Многочисленные подземелья замка создавали сложную систему вспомогательных помещений, которые в целом по площади превосходили в несколько раз надземную часть постройки. Все башни замка сделаны одинаково: 4-гранная основа, 8-гранный купол, сужающийся кверху.

Квадратный план башен и размещение их за внешней линией стен создавали возможность вести обстрел врага не только прямо, но и вдоль стен. По тем временам это была самая прогрессивная система обороны и только несовершенство огнестрельного оружия заставляло ещё использовать традиционные способы ведения обороны с помощью луков, арбалетов, камней, смолы и вара. В начале XVII в. вокруг Мирского замка были насыпаны бастионные укрепления из глины, крупного песка и земли. Они имели вид мощного четырёхугольника размерами 170×150 м так называемого голландского типа, и стали первой линией обороны замка. Существует мнение, что по углам были не классические бастионы, а своеобразные платформы, на которые ставились деревянные башни.
Архитектура Мирского замка XVI века имела черты белорусской поздней готики. Замок был выполнен в виде квадратной в плане постройки с выступающими по краям мощными башнями высотой около 25 метров. Все башни были спланированы как самостоятельные узлы обороны. Толщина стен достигала 3 м при высоте около 13 м. Многочисленные подземелья замка создавали сложную систему вспомогательных помещений, которые в целом по площади превосходили в несколько раз надземную часть постройки. Все башни замка сделаны одинаково: 4-гранная основа, 8-гранный купол, сужающийся кверху. Квадратный план башен и размещение их за внешней линией стен создавали возможность вести обстрел врага не только прямо, но и вдоль стен. По тем временам это была самая прогрессивная система обороны и только несовершенство огнестрельного оружия заставляло ещё использовать традиционные способы ведения обороны с помощью луков, арбалетов, камней, смолы и вара. В начале XVII в. вокруг Мирского замка были насыпаны бастионные укрепления из глины, крупного песка и земли. Они имели вид мощного четырёхугольника размерами 170×150 м так называемого голландского типа, и стали первой линией обороны замка. Существует мнение, что по углам были не классические бастионы, а своеобразные платформы, на которые ставились деревянные башни.
До нашего времени сохранились северо-восточный бастион, северная и частично восточная куртины высотой 4 м. Раньше земляные валы были до 9 м, перед ними имелся ров, наполняемый водой при помощи системы прудов. Одним из основных недостатков бастионных укреплений Мирского замка была небольшая высота вала, что не позволяло закрыть замок от вражеского обстрела.

На верху вала не сохранилось остатков земляного бруствера. Его роль мог исполнять деревянный палисад или ряды корзин-габионов с бойницами для стрелков и амбразурами для пушек
До нашего времени сохранились северо-восточный бастион, северная и частично восточная куртины высотой 4 м. Раньше земляные валы были до 9 м, перед ними имелся ров, наполняемый водой при помощи системы прудов. Одним из основных недостатков бастионных укреплений Мирского замка была небольшая высота вала, что не позволяло закрыть замок от вражеского обстрела. На верху вала не сохранилось остатков земляного бруствера. Его роль мог исполнять деревянный палисад или ряды корзин-габионов с бойницами для стрелков и амбразурами для пушек
Перекрытие второго этажа башни сводчатое, а остальных трёх — на балках.
Перекрытие второго этажа башни сводчатое, а остальных трёх — на балках.
"Кафель" (кафля) средневековый
"Кафель" (кафля) средневековый
Израсцы
Израсцы
Мирский замок был построен на небольшом возвышении у слияния речек Миранки и Замковой. Равнинный характер местности обусловил заложение укрепления правильной формы: прясла оборонительных стен длиной 55-60 метров создают близкий к квадрату двор-детинец. По углам замка полностью выступают за периметр стен четыре фланкирующие башни, пятая башня-брама построена посередине западной стены. Правильная конфигурация кладки создавала наилучшие условия для обороны стен с угловых башен. Общий рисунок фортификации первоначального замка имел следующий вид. На дальних подступах врага сдерживала артиллерия, размещённая на трёх угловых башнях; подходы к стенам прикрывали частоколы и сухой или заполненный водой ров. Около самих замковых стен огонь вёлся из ручниц и гаковниц с угловых башен, машикулей и с бойничного пояса в пряслах стен. Оборона замка была сконцентрирована в башнях, бывших настоящими центрами обороны замка. Первый, четвёртый и пятый этажи были предназначены для стрелков из ручного огнестрельного оружия, второй для установки тяжёлых гаковниц и пушек-фоглеров, а третий — для ведения огня на далёкое расстояние. Для размещения пушек на третьем этаже были нужны большие бойницы, поэтому до этого уровня башни сохраняют четырёхгранную форму.
Мирский замок был построен на небольшом возвышении у слияния речек Миранки и Замковой. Равнинный характер местности обусловил заложение укрепления правильной формы: прясла оборонительных стен длиной 55-60 метров создают близкий к квадрату двор-детинец. По углам замка полностью выступают за периметр стен четыре фланкирующие башни, пятая башня-брама построена посередине западной стены. Правильная конфигурация кладки создавала наилучшие условия для обороны стен с угловых башен. Общий рисунок фортификации первоначального замка имел следующий вид. На дальних подступах врага сдерживала артиллерия, размещённая на трёх угловых башнях; подходы к стенам прикрывали частоколы и сухой или заполненный водой ров. Около самих замковых стен огонь вёлся из ручниц и гаковниц с угловых башен, машикулей и с бойничного пояса в пряслах стен. Оборона замка была сконцентрирована в башнях, бывших настоящими центрами обороны замка. Первый, четвёртый и пятый этажи были предназначены для стрелков из ручного огнестрельного оружия, второй для установки тяжёлых гаковниц и пушек-фоглеров, а третий — для ведения огня на далёкое расстояние. Для размещения пушек на третьем этаже были нужны большие бойницы, поэтому до этого уровня башни сохраняют четырёхгранную форму.
На уровне четвёртого этажа стены башни переходят в «восьмерик», что создавало возможность расширить область обстрела вокруг башни, покрывая «мёртвые зоны» перед углами четырёхгранника.
На уровне четвёртого этажа стены башни переходят в «восьмерик», что создавало возможность расширить область обстрела вокруг башни, покрывая «мёртвые зоны» перед углами четырёхгранника.
Поднимаемся на следующий этаж...
Поднимаемся на следующий этаж...
На самом верху башенной стены местами сохранились полузаложенные кирпичом «варовые окна»
На самом верху башенной стены местами сохранились полузаложенные кирпичом «варовые окна»
Итальянский сад был заложен в XVII в. к югу от замковых валов как регулярный парк итальянского типа с системой аллей и баскетов, оранжереями и водоёмами. Согласно с Инвентарём за 1722 год Итальянский сад был «огорожен от ворот замка до фигарни», и начал выполнять больше экономическое, чем декоративное значение. Детальное описание парка известно по инвентарю 1746 г. Парк состоял из 25 квадратов, в которых находились единичные плодовые деревья, росли прищепы и овощи, один квадрат служил огородом для лекарственных трав, а некоторые квадраты вообще пустовали. За парком размещались: дом садовника с оранжереей, хозяйственне постройки, теплицы, а за ними — огород. Считается, что до 1746 г. парк утратил своё барочное предназначение.  В 1805 году Итальянский сад занимал площадь около 4,62 га. Улицы-аллеи были оформлены с двух сторо рядами лип, отдельные из которых сохранились до нашего времени. В 1830 размеры сада уменьшились из-за проложения дороги на Столбцы, в связи с чем парк был осуждён на медленное угасание.
Итальянский сад был заложен в XVII в. к югу от замковых валов как регулярный парк итальянского типа с системой аллей и баскетов, оранжереями и водоёмами. Согласно с Инвентарём за 1722 год Итальянский сад был «огорожен от ворот замка до фигарни», и начал выполнять больше экономическое, чем декоративное значение. Детальное описание парка известно по инвентарю 1746 г. Парк состоял из 25 квадратов, в которых находились единичные плодовые деревья, росли прищепы и овощи, один квадрат служил огородом для лекарственных трав, а некоторые квадраты вообще пустовали. За парком размещались: дом садовника с оранжереей, хозяйственне постройки, теплицы, а за ними — огород. Считается, что до 1746 г. парк утратил своё барочное предназначение. В 1805 году Итальянский сад занимал площадь около 4,62 га. Улицы-аллеи были оформлены с двух сторо рядами лип, отдельные из которых сохранились до нашего времени. В 1830 размеры сада уменьшились из-за проложения дороги на Столбцы, в связи с чем парк был осуждён на медленное угасание.
В конце XIX в. был создан пейзажный парк площадью около 25 га, в композицию которого вошли остатки регулярного парка в западной части. В парке находился искусственный водоём на месте сада, заложенного бывшим арендатором имения Антоном Путятой, ораниченный с юга сосновыми посадками; а также много экзотических растений: лиственница (сибирская, европейская), сосна чёрная, псевдотсуга сизая, черёмуха виргинская, клён пенсильванский, яблоня ягодная, дуб черешчатый.
В конце XIX в. был создан пейзажный парк площадью около 25 га, в композицию которого вошли остатки регулярного парка в западной части. В парке находился искусственный водоём на месте сада, заложенного бывшим арендатором имения Антоном Путятой, ораниченный с юга сосновыми посадками; а также много экзотических растений: лиственница (сибирская, европейская), сосна чёрная, псевдотсуга сизая, черёмуха виргинская, клён пенсильванский, яблоня ягодная, дуб черешчатый.
После возвращения князя Николая Ивановича Святополк-Мирского в Мир в 1930-е годы закладывается новый пейзажный парк на месте плоя, между фольварком и замком. Сам парк создавался в духе пейзажных натуралистических парков того времени в стиле эклектики. Основу насаждений составляли местные виды:клён остролистый, липа сердцевидная, вяз гладкий, дуб обыкновенный. Из видов экзотической флоры наиболее часто использовался ясень пенсильванский. В группах в виде солитеров росли сосна веймутова, лиственница европейская, ель сизая, пихта одноцветная, клён белый, липа крупнолистная. Имелось много цветочных кустов: разные сорта сирени обыкновенной, спиреи, жасмина, снежноягодника белого. До нашего времени сохранилось мало растений: часть из них вымерзла в суровую зиму 1939—1940 годов, часть была вырублена в годы войны или была утеряна в послевоенное время.

В годы Второй мировой войны в глуби Итальянского сада было расстреляно несколько тысяч евреев. В послевоенное время на этом месте был установлен мемориальный знак
После возвращения князя Николая Ивановича Святополк-Мирского в Мир в 1930-е годы закладывается новый пейзажный парк на месте плоя, между фольварком и замком. Сам парк создавался в духе пейзажных натуралистических парков того времени в стиле эклектики. Основу насаждений составляли местные виды:клён остролистый, липа сердцевидная, вяз гладкий, дуб обыкновенный. Из видов экзотической флоры наиболее часто использовался ясень пенсильванский. В группах в виде солитеров росли сосна веймутова, лиственница европейская, ель сизая, пихта одноцветная, клён белый, липа крупнолистная. Имелось много цветочных кустов: разные сорта сирени обыкновенной, спиреи, жасмина, снежноягодника белого. До нашего времени сохранилось мало растений: часть из них вымерзла в суровую зиму 1939—1940 годов, часть была вырублена в годы войны или была утеряна в послевоенное время. В годы Второй мировой войны в глуби Итальянского сада было расстреляно несколько тысяч евреев. В послевоенное время на этом месте был установлен мемориальный знак
Для удобства подъёма наверх военных припасов и амуниции в башне был спроектирован так называемый «замковый лифт». С самого верха башни из центра вниз к каменному перекрытию третьего яруса опускался переброшенный через балку или железный каток шнур-верёвка. В деревянных перекрытиях были сделаны отверстия, закрывавшиеся откидными дверцами. Из замкового двора в свою очередь имелось приспособление для доставки грузов на третий ярус. «Замковый лифт» сохранился до нашего времени и экспонируется в башне
Для удобства подъёма наверх военных припасов и амуниции в башне был спроектирован так называемый «замковый лифт». С самого верха башни из центра вниз к каменному перекрытию третьего яруса опускался переброшенный через балку или железный каток шнур-верёвка. В деревянных перекрытиях были сделаны отверстия, закрывавшиеся откидными дверцами. Из замкового двора в свою очередь имелось приспособление для доставки грузов на третий ярус. «Замковый лифт» сохранился до нашего времени и экспонируется в башне
Сетка металлическая на окнах чтобы туристы не выпали
Сетка металлическая на окнах чтобы туристы не выпали
На участке северной стены сохранились две ниши и сквозное отверстие для стока воды, также в замке имелась уборная (туалет), представлявшая собой обычный эркер, нависавший над внешней ганью северного участка западной стены. В замке сохранилась и действует система сброса ливневых стоков с территории двора
На участке северной стены сохранились две ниши и сквозное отверстие для стока воды, также в замке имелась уборная (туалет), представлявшая собой обычный эркер, нависавший над внешней ганью северного участка западной стены. В замке сохранилась и действует система сброса ливневых стоков с территории двора
Наблюдаем за битвой ряженых швейцарских наёмников
Наблюдаем за битвой ряженых швейцарских наёмников
Трое на одного! Не по пацански это!  Но один воин с тяжелым двуручным мечом мог отражать нападение троих с мечами поменьше
Трое на одного! Не по пацански это! Но один воин с тяжелым двуручным мечом мог отражать нападение троих с мечами поменьше
Из числа посетителей швейцарцы выхватывают "жертву" и начинают наглядно демонстрировать как в средневековье пытали и казнили воров, преступников
Из числа посетителей швейцарцы выхватывают "жертву" и начинают наглядно демонстрировать как в средневековье пытали и казнили воров, преступников
Даже вот такая экзекуция!
Даже вот такая экзекуция!
Голову с плеч на плахе!
Голову с плеч на плахе!
Здесь целое представление. Швейцарец рассказывает что в средневековой Европе женщины часто подвергались насилию со стороны преступников и наёмников. Подойти поближе приглашают девушек из числа зрителей. Типа, эти девушки подверглись насилию со стороны подозреваемого, которого держат за руки. Швейцарец спрашивает у девушек:
- Он?
Жертвы насилия утвердительно отвечают:
-Да, он.

Вжик ножом и в руках у швейцарского наёмнико отрезанный оргАн преступника, с помощью которого тот совершал насилие. Теперь нечем этому бедолаге будет бесчестить женщин
Здесь целое представление. Швейцарец рассказывает что в средневековой Европе женщины часто подвергались насилию со стороны преступников и наёмников. Подойти поближе приглашают девушек из числа зрителей. Типа, эти девушки подверглись насилию со стороны подозреваемого, которого держат за руки. Швейцарец спрашивает у девушек: - Он? Жертвы насилия утвердительно отвечают: -Да, он. Вжик ножом и в руках у швейцарского наёмнико отрезанный оргАн преступника, с помощью которого тот совершал насилие. Теперь нечем этому бедолаге будет бесчестить женщин
После каждого сеанса представления швейцарцы обходят зрителей с шапкой и те кидают им деньги за зрелище
После каждого сеанса представления швейцарцы обходят зрителей с шапкой и те кидают им деньги за зрелище
На протяжении первого периода строительства возведение Мирского замка не было завершено. Недостроенными оставались верхние ярусы северо-западной башни, замковые стены, а также капитальные постройки в южной и западной частях замкового двора, которые могли быть предназначены для жилья гарнизона и челяди. Согласно старой традиции, под жильё феодала отводилась одна из башен, скорее всего юго-западная. Об этом свидетельствует оригинальный декор башни: в нишах на её фасадах выявлены декоративные многоцветные композиции, так называемые «оказийные» росписи, которые могли быть созданы в честь получения в 1555 году последним владельцем из рода Илиничей титула графа Священной Римской империи
На протяжении первого периода строительства возведение Мирского замка не было завершено. Недостроенными оставались верхние ярусы северо-западной башни, замковые стены, а также капитальные постройки в южной и западной частях замкового двора, которые могли быть предназначены для жилья гарнизона и челяди. Согласно старой традиции, под жильё феодала отводилась одна из башен, скорее всего юго-западная. Об этом свидетельствует оригинальный декор башни: в нишах на её фасадах выявлены декоративные многоцветные композиции, так называемые «оказийные» росписи, которые могли быть созданы в честь получения в 1555 году последним владельцем из рода Илиничей титула графа Священной Римской империи
Знаете зачем такая странная форма трубы? А чтобы дым из неё выходил красиво по спирали. Каково?
Знаете зачем такая странная форма трубы? А чтобы дым из неё выходил красиво по спирали. Каково?
Это отверстия от балок, что торчали из кладки раньше. Это балки - леса для удобства потенциальных реставраторов стены. Всё тут заране предусмотрено средневековыми строителями
Это отверстия от балок, что торчали из кладки раньше. Это балки - леса для удобства потенциальных реставраторов стены. Всё тут заране предусмотрено средневековыми строителями
Теперь в здании башни в музее даже лифт есть. Поэтому имеются вопросы к реставраторам, что техническими новшествами 20 века вторглись в средневековье
Теперь в здании башни в музее даже лифт есть. Поэтому имеются вопросы к реставраторам, что техническими новшествами 20 века вторглись в средневековье
Реализованная в Мирском замке музейная экспозиция также вызвала множество вопросов среди специалистов. Одна из проблем в том, что залы были заполнены случайным предметами и новоделами (копиями, репродукциями, макетами других замков), что не создаёт исторической атмосферы памятника. Роскошные залы заполнены большим количеством случайных и ненужных вещей, стилистически не связаных ни с интерьерами, ни с историей самого замка.

В ответ музейные работники заявляют, что оригиналы тех эпох можно получить только в очень редких случаях, и что объём финансирования, почти целиком ушедший на реставрацию памятника, не позволяет закупать дорогие и редкие экспонаты. О нескольких музейных экспозициях в замке я расскажу в последующих материалах
Реализованная в Мирском замке музейная экспозиция также вызвала множество вопросов среди специалистов. Одна из проблем в том, что залы были заполнены случайным предметами и новоделами (копиями, репродукциями, макетами других замков), что не создаёт исторической атмосферы памятника. Роскошные залы заполнены большим количеством случайных и ненужных вещей, стилистически не связаных ни с интерьерами, ни с историей самого замка. В ответ музейные работники заявляют, что оригиналы тех эпох можно получить только в очень редких случаях, и что объём финансирования, почти целиком ушедший на реставрацию памятника, не позволяет закупать дорогие и редкие экспонаты. О нескольких музейных экспозициях в замке я расскажу в последующих материалах
Часовня-усыпальница была построена как родовая усыпальница князей Святополк-Мирских в стиле ампир. Находится в полукилометре на восток от Мирского Замка в английском парке, хорошо просматривалась из усадебного дома.

Проект церкви-усыпальницы был разработан петербургским архитектором Робертом Робертовичем Марфельдом по заказу Клеопатры Михайловны Святополк-Мирской. Строительство могильного склепа началось в 1904 году и продолжалось до 1910 года (по другим сведениям до 1911 года), была освящена в честь Святого Николая — в память о муже княгини Клеопатры — Николая Ивановича.
Часовня-усыпальница была построена как родовая усыпальница князей Святополк-Мирских в стиле ампир. Находится в полукилометре на восток от Мирского Замка в английском парке, хорошо просматривалась из усадебного дома. Проект церкви-усыпальницы был разработан петербургским архитектором Робертом Робертовичем Марфельдом по заказу Клеопатры Михайловны Святополк-Мирской. Строительство могильного склепа началось в 1904 году и продолжалось до 1910 года (по другим сведениям до 1911 года), была освящена в честь Святого Николая — в память о муже княгини Клеопатры — Николая Ивановича.
Церковь состояла из нартекса, храма и алтарной части. Крипта храма была рассчитана на двадцать захоронений
Церковь состояла из нартекса, храма и алтарной части. Крипта храма была рассчитана на двадцать захоронений
В могильном склепе пять захоронений: могилы князя Николая Святополк-Мирского, первоначально похороненного у стен Свято-Троицкой церкви, княгини Клеопатры Михайловны, их внучки Сонечки (дочери сына Ивана), двух сыновей Ивана и Михаила. В 1939 году церковь была разграблена, оставшееся церковное имущество было вывезено в Свято-Георгиевскую церковь, а помещения церкви были передадены под зернохранилище спиртового завода. 1 декабря 2008 года церковь-усыпальница открыла свои двери для посетителей
В могильном склепе пять захоронений: могилы князя Николая Святополк-Мирского, первоначально похороненного у стен Свято-Троицкой церкви, княгини Клеопатры Михайловны, их внучки Сонечки (дочери сына Ивана), двух сыновей Ивана и Михаила. В 1939 году церковь была разграблена, оставшееся церковное имущество было вывезено в Свято-Георгиевскую церковь, а помещения церкви были передадены под зернохранилище спиртового завода. 1 декабря 2008 года церковь-усыпальница открыла свои двери для посетителей
Реализованный проект реставрации вызвал критику среди специалистов. Одним из критических замечаний было утверждение, что замок стал выглядеть новеньким, почти сувенирным изделием; а вместо первоначальной поверхности оштукатуренных частей появилась акриловая поверхность, окрашенная в розовый цвет. Другой пункт критики относился к окружающей среде памятника: элементы благоустройства (тротуарная плитка, ограда, входной павильон, дорожки) не соответствуют духу памятника. Вызвала нарекания и реставрация часовни-усыпальницы Святополк-Мирских. По утверждениям специалистов, памятник угас под слоем акрила, и таким образом был сделан почти коммерческий объект
Реализованный проект реставрации вызвал критику среди специалистов. Одним из критических замечаний было утверждение, что замок стал выглядеть новеньким, почти сувенирным изделием; а вместо первоначальной поверхности оштукатуренных частей появилась акриловая поверхность, окрашенная в розовый цвет. Другой пункт критики относился к окружающей среде памятника: элементы благоустройства (тротуарная плитка, ограда, входной павильон, дорожки) не соответствуют духу памятника. Вызвала нарекания и реставрация часовни-усыпальницы Святополк-Мирских. По утверждениям специалистов, памятник угас под слоем акрила, и таким образом был сделан почти коммерческий объект
После осмотра усыпальницы и церкви я вернулся назад в замок и осмотрел бегом экспозицию центральной башни
После осмотра усыпальницы и церкви я вернулся назад в замок и осмотрел бегом экспозицию центральной башни
Католическая часовня Святого Христофора в центральной башне
Католическая часовня Святого Христофора в центральной башне
Шестопер и кистень
Шестопер и кистень
Это изображение войска Великого Княжества литовского
Это изображение войска Великого Княжества литовского
Татарская конница
Татарская конница
Русское войско
Русское войско
Вокруг Мирского замка распространено несколько легенд, служащих для привлечения туристов. Но об этих легендах я расскажу в последующих материалах...
Вокруг Мирского замка распространено несколько легенд, служащих для привлечения туристов. Но об этих легендах я расскажу в последующих материалах...
Домик сторожа был построен в начале XX века в одном стиле с часовней-усыпальницей Святополк-Мирских. Стены сторожки разделены горизонтальными тяжами и рустом. Въездные ворота созданы лучковой аркой, переброшенной от сторожки на квадратный столб. В арке расположены кованые ворота. Над въездными воротами размещена икона Богородицы.

В первой половине XX века через ворота проходила дорога из местечка Мир к княжеской церкви. Впервые домик сторожа упомянут в 30-е годы XX века. После прихода Красной Армии и установления Советской власти в домике продолжал жить княжеский сторож, до этого бывший звонарём в церкви. Наследники звонаря продолжали жить в этом домике до 1990 года.  На фото кафе "Рагнеда", что в городе Мир. Но об городке я расскажу отдельно. В подготовке материала использованы сведения из Википедии
Домик сторожа был построен в начале XX века в одном стиле с часовней-усыпальницей Святополк-Мирских. Стены сторожки разделены горизонтальными тяжами и рустом. Въездные ворота созданы лучковой аркой, переброшенной от сторожки на квадратный столб. В арке расположены кованые ворота. Над въездными воротами размещена икона Богородицы. В первой половине XX века через ворота проходила дорога из местечка Мир к княжеской церкви. Впервые домик сторожа упомянут в 30-е годы XX века. После прихода Красной Армии и установления Советской власти в домике продолжал жить княжеский сторож, до этого бывший звонарём в церкви. Наследники звонаря продолжали жить в этом домике до 1990 года. На фото кафе "Рагнеда", что в городе Мир. Но об городке я расскажу отдельно. В подготовке материала использованы сведения из Википедии
Комментарии к альбому