Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 19:04
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?
Фотоальбом

С Новой Басманной на Старую Басманную улицу...

9 27
Москва — Россия Июль 2020

По одной версии здесь жили дворцовые пекари-басманники, выпекавшие басманы - определённого веса хлебы, которые поставлялись во дворец, а также раздавались государственным служащим, послам и другим лицам, которым полагалось казённое хлебное довольствие. По другой — ремесленники которые «басмили», то есть делали широко распространённые узорные украшения на металле или коже. Существуют и третья версия происхождения названия этой улицы: исходя из сведений, изложенных в "Новом путеводителе по Москве" (1883 г.), улица названа в честь "любимца и наперсника царя Иоанна Грозного (Федора Басманова) - здесь была слобода его, здесь имел он дом свой"

Посмотрите на наглядную агитацию в московском метро!
Посмотрите на наглядную агитацию в московском метро!
Я вышел на станции метро "Красные ворота"
Я вышел на станции метро "Красные ворота"
Расположена на границе Басманного и Красносельского районов (ЦАО). Названа по одноимённым памятнику архитектуры и площади. Открыта 15 мая 1935 года в составе первого участка метрополитена.
Расположена на границе Басманного и Красносельского районов (ЦАО). Названа по одноимённым памятнику архитектуры и площади. Открыта 15 мая 1935 года в составе первого участка метрополитена.
Высотка у "Красных ворот"
Высотка у "Красных ворот"
Здесь родился М. Ю. Лермонтов
Навевает воспоминание о "Мцыри"
Навевает воспоминание о "Мцыри"
Здание РЖД
Здание РЖД
Скульптура "Сезонник", 1929 год. Вот так выглядели тогда гастарбайтеры. Вовсе не таджики обустраивали тогда Москву как сейчас
Скульптура "Сезонник", 1929 год. Вот так выглядели тогда гастарбайтеры. Вовсе не таджики обустраивали тогда Москву как сейчас
Здание Басманного суда. Помните выражение "Басманное правосудие"?
Здание Басманного суда. Помните выражение "Басманное правосудие"?
Куракинская богадельня (шпиталь) — инвалидный дом, устроенный в эпоху Русского Просвещения князьями Куракиными на территории их московской усадьбы. Одно из первых богоугодных заведений в Российской империи. В 1820 г. переименована в Странноприимный дом.
Куракинская богадельня (шпиталь) — инвалидный дом, устроенный в эпоху Русского Просвещения князьями Куракиными на территории их московской усадьбы. Одно из первых богоугодных заведений в Российской империи. В 1820 г. переименована в Странноприимный дом.
Князь Борис Иванович Куракин (1676—1727), занимавший с 1724 года пост русского посла в Париже, был настолько впечатлён Домом инвалидов, что задумал создать аналогичное богоугодное заведение в Москве. Воплотить свою задумку при жизни ему не удалось. Построить «шпиталь для призрения заслуженных воинов, не имевших средств к существованию» и церковь в честь иконы Николая Угодника, он завещал своему сыну Александру.

В 1731 г. императрица Анна Иоанновна своим указом безвозмездно выделила князю Александру Куракину землевладение в Басманной слободе длиной в 50, шириной в 40 саженей для строительства шпиталя (госпиталя). Щедрый подарок императрицы был обусловлен не только уважением к заслугам Бориса Ивановича Куракина и его благим намерениям, но и заинтересованностью в развитии территории Басманной слободы.

Строительство длилось более 10 лет. В 1742 году состоялось торжественное открытие храма и шпиталя, на котором присутствовала уже новая императрица Елизавета Петровна. Шпиталь стал первым частным благотворительным учреждением в России.
Князь Борис Иванович Куракин (1676—1727), занимавший с 1724 года пост русского посла в Париже, был настолько впечатлён Домом инвалидов, что задумал создать аналогичное богоугодное заведение в Москве. Воплотить свою задумку при жизни ему не удалось. Построить «шпиталь для призрения заслуженных воинов, не имевших средств к существованию» и церковь в честь иконы Николая Угодника, он завещал своему сыну Александру. В 1731 г. императрица Анна Иоанновна своим указом безвозмездно выделила князю Александру Куракину землевладение в Басманной слободе длиной в 50, шириной в 40 саженей для строительства шпиталя (госпиталя). Щедрый подарок императрицы был обусловлен не только уважением к заслугам Бориса Ивановича Куракина и его благим намерениям, но и заинтересованностью в развитии территории Басманной слободы. Строительство длилось более 10 лет. В 1742 году состоялось торжественное открытие храма и шпиталя, на котором присутствовала уже новая императрица Елизавета Петровна. Шпиталь стал первым частным благотворительным учреждением в России.
Имя автора архитектурного проекта до наших дней не дошло. Как и завещал Б. И. Куракин, комплекс был построен «с доброю архитектурою», «со всякою прекрасностью» и «по чужестранному обычаю». Существует предположение, что проект разрабатывался парижскими архитекторами. Имя автора архитектурного проекта до наших дней не дошло. Как и завещал Б. И. Куракин, комплекс был построен «с доброю архитектурою», «со всякою прекрасностью» и «по чужестранному обычаю». Существует предположение, что проект разрабатывался парижскими архитекторами. Госпиталь вмещал всего лишь двенадцать пациентов и предназначался для бывших офицеров, получивших увечья. Каждому из них была выделена меблированная комната. В шкафах висела одежда на все времена года. К столу подавали мясо и птицу в скоромные дни и рыбу в постные. Бывшим воинам полагалось вино каждый день и мёд по праздникам. За домом был разбит сад для прогулок. Проживающие должны были придерживаться всего двух основных правил — ночевать в госпитале и посещать службы в храме.
Имя автора архитектурного проекта до наших дней не дошло. Как и завещал Б. И. Куракин, комплекс был построен «с доброю архитектурою», «со всякою прекрасностью» и «по чужестранному обычаю». Существует предположение, что проект разрабатывался парижскими архитекторами. Имя автора архитектурного проекта до наших дней не дошло. Как и завещал Б. И. Куракин, комплекс был построен «с доброю архитектурою», «со всякою прекрасностью» и «по чужестранному обычаю». Существует предположение, что проект разрабатывался парижскими архитекторами. Госпиталь вмещал всего лишь двенадцать пациентов и предназначался для бывших офицеров, получивших увечья. Каждому из них была выделена меблированная комната. В шкафах висела одежда на все времена года. К столу подавали мясо и птицу в скоромные дни и рыбу в постные. Бывшим воинам полагалось вино каждый день и мёд по праздникам. За домом был разбит сад для прогулок. Проживающие должны были придерживаться всего двух основных правил — ночевать в госпитале и посещать службы в храме.
В 1820 году «шпиталь» переименовали в Странноприимный дом. В дни праздников в честь Николая Угодника здесь бесплатно кормили до пятисот нищих. Позднее кормление при храме стали заменять выдачей бесплатных билетов в народные столовые. Во время Отечественной войны 1812 г. в Странноприимном доме Наполеон устроил лазарет для французских раненых, а в церкви Николая Угодника обосновал конюшню. После революции 1917 г. богадельня была закрыта.

В 1935 году была снесена церковь Николая Угодника, прочие помещения Странноприимного дома вплоть до 1980-х годов использовались под жильё.

После расселения коммунальных квартир здание почти 20 лет простояло заброшенным. В 1999—2003 г. была проведена реконструкция бывшего Странноприимного дома, благодаря которой удалось воссоздать облик здания, который оно имело в XVIII веке.
В 1820 году «шпиталь» переименовали в Странноприимный дом. В дни праздников в честь Николая Угодника здесь бесплатно кормили до пятисот нищих. Позднее кормление при храме стали заменять выдачей бесплатных билетов в народные столовые. Во время Отечественной войны 1812 г. в Странноприимном доме Наполеон устроил лазарет для французских раненых, а в церкви Николая Угодника обосновал конюшню. После революции 1917 г. богадельня была закрыта. В 1935 году была снесена церковь Николая Угодника, прочие помещения Странноприимного дома вплоть до 1980-х годов использовались под жильё. После расселения коммунальных квартир здание почти 20 лет простояло заброшенным. В 1999—2003 г. была проведена реконструкция бывшего Странноприимного дома, благодаря которой удалось воссоздать облик здания, который оно имело в XVIII веке.
Вечная московская реконструкция, стройка...
Вечная московская реконструкция, стройка...
Доходный дом Басманного товарищества, 1915 год
Доходный дом Басманного товарищества, 1915 год
Архитектор А. Н. Зелигсон
Рассказ о церкви Петра и Павла в Басманной слободе будет ещё отдельный, более подробный. Сейчас вида тут нет. Реставрация...
Рассказ о церкви Петра и Павла в Басманной слободе будет ещё отдельный, более подробный. Сейчас вида тут нет. Реставрация...
Городская усадьба (Дом Стахеева). 1898 - 1912 г.г. Объект культурного наследия народов России федерального значения. В настоящее время в усадьбе находится Центральный дом детей железнодорожников. Большое владение вместе с располагавшейся здесь усадьбой второй половины XVIII века приобрёл в 1890-е годы купец 1-й гильдии, золотопромышленник Николай Дмитриевич Стахеев. Старые постройки были снесены, на их месте в 1898 году архитектором М. Ф. Бугровским был построен богатый особняк в стиле неогрек, на возведение была потрачена сумма в 1 миллион рублей. Бугровский до этого часто работал на Стахеева, построив в Москве по его заказам несколько доходных домов. Дом имеет ярко выраженные черты эклектики. Фасады особняка относятся к «греческому стилю». Залы выполнены в разных стилях: классицизма, барокко, «рокайльная» гостиная, «готическая» столовая, «мавританская» курительная.  в 1940 году особняк превратился в Центральный дом детей железнодорожников. В нём начинали свой творческий путь Олег Даль, Майя Кристалинская, Людмила Чурсина и другие артисты, а в настоящее время находится множество детских студий и кружков.  в 1940 году особняк превратился в Центральный дом детей железнодорожников. В нём начинали свой творческий путь Олег Даль, Майя Кристалинская, Людмила Чурсина и другие артисты, а в настоящее время находится множество детских студий и кружков. В художественном телефильме «Семнадцать мгновений весны» особняк выполнял роль представительского имения Германа Геринга «Каринхалл»
Городская усадьба (Дом Стахеева). 1898 - 1912 г.г. Объект культурного наследия народов России федерального значения. В настоящее время в усадьбе находится Центральный дом детей железнодорожников. Большое владение вместе с располагавшейся здесь усадьбой второй половины XVIII века приобрёл в 1890-е годы купец 1-й гильдии, золотопромышленник Николай Дмитриевич Стахеев. Старые постройки были снесены, на их месте в 1898 году архитектором М. Ф. Бугровским был построен богатый особняк в стиле неогрек, на возведение была потрачена сумма в 1 миллион рублей. Бугровский до этого часто работал на Стахеева, построив в Москве по его заказам несколько доходных домов. Дом имеет ярко выраженные черты эклектики. Фасады особняка относятся к «греческому стилю». Залы выполнены в разных стилях: классицизма, барокко, «рокайльная» гостиная, «готическая» столовая, «мавританская» курительная. в 1940 году особняк превратился в Центральный дом детей железнодорожников. В нём начинали свой творческий путь Олег Даль, Майя Кристалинская, Людмила Чурсина и другие артисты, а в настоящее время находится множество детских студий и кружков. в 1940 году особняк превратился в Центральный дом детей железнодорожников. В нём начинали свой творческий путь Олег Даль, Майя Кристалинская, Людмила Чурсина и другие артисты, а в настоящее время находится множество детских студий и кружков. В художественном телефильме «Семнадцать мгновений весны» особняк выполнял роль представительского имения Германа Геринга «Каринхалл»
Городская усадьба Е. Г. Левашевой. Объект культурного наследия регионального значения. В 1782 году хозяйкой владения являлась графиня Е. И. Шувалова. С 1831 году усадьба принадлежала дворянам Левашёвым, Николаю Васильевичу и его жене Екатерине Гавриловне. При новых владельцах усадьба была перестроена, два одноэтажных флигеля (стр. 3 и стр. 5) сохранились с того времени. В одном из флигелей с 1833 по 1856 годы проживал писатель Пётр Яковлевич Чаадаев, по названию улицы в Москве его называли «басманный философ». Квартира писателя состояла из трёх комнат, в ней по понедельникам устраивался литературный салон. Здесь же Чаадаев скончался в 1856 году
Городская усадьба Е. Г. Левашевой. Объект культурного наследия регионального значения. В 1782 году хозяйкой владения являлась графиня Е. И. Шувалова. С 1831 году усадьба принадлежала дворянам Левашёвым, Николаю Васильевичу и его жене Екатерине Гавриловне. При новых владельцах усадьба была перестроена, два одноэтажных флигеля (стр. 3 и стр. 5) сохранились с того времени. В одном из флигелей с 1833 по 1856 годы проживал писатель Пётр Яковлевич Чаадаев, по названию улицы в Москве его называли «басманный философ». Квартира писателя состояла из трёх комнат, в ней по понедельникам устраивался литературный салон. Здесь же Чаадаев скончался в 1856 году
В 1904 году усадьба была выкуплена для Александровского коммерческого училища. Большая часть главного дома была разобрана, оставшаяся легла в основу нового трёхэтажного здания с минимальным украшением фасада. Новый дом был предназначен для размещения женского отделения училища, работу выполнил архитектор С. У. Соловьёв.

В 1920-х годах к дому были добавлены ещё три этажа, в таком виде он дошёл до настоящего времени. Окна первого этажа с полукруглыми завершениями, круглые ниши и неброский декор окон второго и третьего этажей относятся к периоду до революции.

После революции здание продолжало использоваться для учебных целей, в нём разместилась Промышленная академия. Затем оно перешло к Всесоюзному научно-исследовательскому институту радиолокации (современный ЦНИРТИ), институт занимает его и в настоящее время
В 1904 году усадьба была выкуплена для Александровского коммерческого училища. Большая часть главного дома была разобрана, оставшаяся легла в основу нового трёхэтажного здания с минимальным украшением фасада. Новый дом был предназначен для размещения женского отделения училища, работу выполнил архитектор С. У. Соловьёв. В 1920-х годах к дому были добавлены ещё три этажа, в таком виде он дошёл до настоящего времени. Окна первого этажа с полукруглыми завершениями, круглые ниши и неброский декор окон второго и третьего этажей относятся к периоду до революции. После революции здание продолжало использоваться для учебных целей, в нём разместилась Промышленная академия. Затем оно перешло к Всесоюзному научно-исследовательскому институту радиолокации (современный ЦНИРТИ), институт занимает его и в настоящее время
Городска́я уса́дьба Спири́дова. В самом начале XIX века земельный участок между Яузским бульваром и Николоворобинским переулком купил сенатор Матвей Спиридов. Предположительно, по его приказу в 1812—1819 годах были возведены первые усадебные постройки — особняк в стиле ампир, служебный корпус с конюшней и сараем, сторожка-дворницкая. Семья Спиридова прожила в усадьбе длительное время — известно, что в ней прошло детство будущего декабриста Михаила Спиридова. Эти улицы являются частью Воронцова поля — исторической местности, где с середины XIX обосновались представители немецкой диаспоры. Её основу составляла династия предпринимателей Вогау — на тот момент одна из богатейших семей в России. Родственники вели общие дела и предпочитали селиться по соседству. Прусский подданный Георг Рюхардт женился на дочери Карла Вогау Фанни и так стал частью влиятельного клана. Чтобы жить поблизости от остальной семьи, в конце XIX века супруги Рюхардт приобрели усадьбу Спиридова.
Городска́я уса́дьба Спири́дова. В самом начале XIX века земельный участок между Яузским бульваром и Николоворобинским переулком купил сенатор Матвей Спиридов. Предположительно, по его приказу в 1812—1819 годах были возведены первые усадебные постройки — особняк в стиле ампир, служебный корпус с конюшней и сараем, сторожка-дворницкая. Семья Спиридова прожила в усадьбе длительное время — известно, что в ней прошло детство будущего декабриста Михаила Спиридова. Эти улицы являются частью Воронцова поля — исторической местности, где с середины XIX обосновались представители немецкой диаспоры. Её основу составляла династия предпринимателей Вогау — на тот момент одна из богатейших семей в России. Родственники вели общие дела и предпочитали селиться по соседству. Прусский подданный Георг Рюхардт женился на дочери Карла Вогау Фанни и так стал частью влиятельного клана. Чтобы жить поблизости от остальной семьи, в конце XIX века супруги Рюхардт приобрели усадьбу Спиридова.
Фанни Карловна и Георг Рюхардт имели значительное состояние. О муже известно, что ещё до свадьбы он пострадал от русских мошенников: под видом золотоносного купил в Сибири участок бедной земли. Однако даже подобная невыгодная сделка не повлияла на общие дела семьи, супруги жили в достатке и часто путешествовали. Например, в Баден-Бадене Рюхардты встречали соседа по Воронцову полю — отца княгини Киры Алексеевны Козловской. По мнению литературоведа Владимира Колгана, Кира Алексеевна была возлюбленной Михаила Булгакова и послужила прототипом Маргариты.В 1867—1876 годах в непосредственной близости от усадьбы проходили работы по бурению первой московской артезианской скважины. Проектом руководил инженер В. А. Бабин. Предполагаемая глубина должна была составить 532 метра, однако уже в 1871-м на 454 метре сломался главный бур. До 1876 года строители занимались извлечением снаряда, но в конце концов колодец был засыпан. Проблему местного водоснабжения решили, построив Серебряническую водокачку у Яузских ворот. С её помощью откачивали до двухсот тысяч вёдер грунтовых вод с уровня 23 метров бывшей скважины. Рассказ о встрече с Бабиным и посещении подземной штольни оставил бытописатель Москвы Владимир Гиляровский
Фанни Карловна и Георг Рюхардт имели значительное состояние. О муже известно, что ещё до свадьбы он пострадал от русских мошенников: под видом золотоносного купил в Сибири участок бедной земли. Однако даже подобная невыгодная сделка не повлияла на общие дела семьи, супруги жили в достатке и часто путешествовали. Например, в Баден-Бадене Рюхардты встречали соседа по Воронцову полю — отца княгини Киры Алексеевны Козловской. По мнению литературоведа Владимира Колгана, Кира Алексеевна была возлюбленной Михаила Булгакова и послужила прототипом Маргариты.В 1867—1876 годах в непосредственной близости от усадьбы проходили работы по бурению первой московской артезианской скважины. Проектом руководил инженер В. А. Бабин. Предполагаемая глубина должна была составить 532 метра, однако уже в 1871-м на 454 метре сломался главный бур. До 1876 года строители занимались извлечением снаряда, но в конце концов колодец был засыпан. Проблему местного водоснабжения решили, построив Серебряническую водокачку у Яузских ворот. С её помощью откачивали до двухсот тысяч вёдер грунтовых вод с уровня 23 метров бывшей скважины. Рассказ о встрече с Бабиным и посещении подземной штольни оставил бытописатель Москвы Владимир Гиляровский
Усадьба Шибаевых. Дом известен с XVIII века, в XIX принадлежал Марфе Кротковой, владелице села Молоди, известного места ратной славы Древней Руси, потом перешел к купцам Шибаевым, старообрядцам. В 1870-х годах усадьбу купил богородский купец первой гильдии Сидор Мартынович Шибаев – известный фабрикант и нефтепромышленник. Он происходил из старообрядческого купеческого рода Шибаевых, был членом общины Рогожского кладбища. Свое дело начал вместе с Морозовыми, когда в 1844 году основал в местечке Светлое озеро близ Богородска (нынешнего Ногинска) отбельную фабрику. Позже, рядом, в селе Истомкино он выстроил ткацкую, ситценабивную и красильную фабрики. Шибаев также был одним из основателей Тверской мануфактуры Морозовых, правда, свою долю вскоре продал Тимофею Саввичу Морозову. В конце 1870-х годов Шибаев взялся за освоение новой для него сферы – нефтепромышленной. Купил в Баку несколько нефтяных месторождений и основал нефтяное товарищество «С.М. Шибаев и К», одно из первых русских предприятий, занимавшихся переработкой и продажей нефтепродуктов; позже открыл в Баку завод по производству серной кислоты.


Состоял в родстве с еще одним известным фабрикантом – фарфоровым королем Матвеем Сидоровичем Кузнецовым, они оба были женаты на сестрах Митюшиных – Шибаев на Евдокии Викуловне, а Кузнецов на Надежде Викуловне.Дом на Басманной при Шибаеве был перестроен, его главный фасад получил новое декоративное оформление – с элементами псевдорусского стиля. Окна второго этажа украсили наличники с изысканным завершением, вместо пилястр появились сдвоенные полуколонки, ими же были оформлены углы здания. Главный фасад венчал аттик сложной формы и две стилизованные башенки по углам дома. Все декоративные элементы фасада были выполнены из терракоты – неглазурованной керамики, и раскрашены в разные цвета. Нарядный полихромный фасад выделял этот дом среди всех прочих на Новой Басманной улице.
Усадьба Шибаевых. Дом известен с XVIII века, в XIX принадлежал Марфе Кротковой, владелице села Молоди, известного места ратной славы Древней Руси, потом перешел к купцам Шибаевым, старообрядцам. В 1870-х годах усадьбу купил богородский купец первой гильдии Сидор Мартынович Шибаев – известный фабрикант и нефтепромышленник. Он происходил из старообрядческого купеческого рода Шибаевых, был членом общины Рогожского кладбища. Свое дело начал вместе с Морозовыми, когда в 1844 году основал в местечке Светлое озеро близ Богородска (нынешнего Ногинска) отбельную фабрику. Позже, рядом, в селе Истомкино он выстроил ткацкую, ситценабивную и красильную фабрики. Шибаев также был одним из основателей Тверской мануфактуры Морозовых, правда, свою долю вскоре продал Тимофею Саввичу Морозову. В конце 1870-х годов Шибаев взялся за освоение новой для него сферы – нефтепромышленной. Купил в Баку несколько нефтяных месторождений и основал нефтяное товарищество «С.М. Шибаев и К», одно из первых русских предприятий, занимавшихся переработкой и продажей нефтепродуктов; позже открыл в Баку завод по производству серной кислоты. Состоял в родстве с еще одним известным фабрикантом – фарфоровым королем Матвеем Сидоровичем Кузнецовым, они оба были женаты на сестрах Митюшиных – Шибаев на Евдокии Викуловне, а Кузнецов на Надежде Викуловне.Дом на Басманной при Шибаеве был перестроен, его главный фасад получил новое декоративное оформление – с элементами псевдорусского стиля. Окна второго этажа украсили наличники с изысканным завершением, вместо пилястр появились сдвоенные полуколонки, ими же были оформлены углы здания. Главный фасад венчал аттик сложной формы и две стилизованные башенки по углам дома. Все декоративные элементы фасада были выполнены из терракоты – неглазурованной керамики, и раскрашены в разные цвета. Нарядный полихромный фасад выделял этот дом среди всех прочих на Новой Басманной улице.
Мы с Вами приблизились к площади "Разгуляй", что на пересечении Новой и Старой Басманной улиц.
Мы с Вами приблизились к площади "Разгуляй", что на пересечении Новой и Старой Басманной улиц.
Памятник бауманскому народному ополчению 1941 года от благодарных москвичей
Памятник бауманскому народному ополчению 1941 года от благодарных москвичей
"Есть такая профессия - Родину защищать!"
Московский государственный строительный университет. Одно из его зданий
Московский государственный строительный университет. Одно из его зданий
Прежде чем повернуть на Старую Басманную я решил немного пройти дальше на восток, по Спартаковской улице.Дом Савиных. Старинная московская усадьба известна на этом месте с конца XVIII в. Скорее всего, ее построили Савины. Дворянский род Савиных известен с начала XVIII в. Участок принадлежал премьер-майору Г.Н. Савину. Фронтон главного усадебного дома украшал герб рода Савиных.

Герб имеет форму щита, правую сторону занимает стропило с тремя горящими гранатами и звездами, по левой стороне наискось изображены яблоки. Над щитом – дворянский шлем, который украшает наложенная на него гренадерская шапка со страусовыми перьями. Внизу щита надпись: «За верность и ревность».

По обеим сторонам от главного дома располагались флигели, сохранившиеся до наших дней в удручающем состоянии. Усадьба была построена в стиле классицизма, каким его хотел видеть великий зодчий М.Ф. Казаков: каменный, строгий, без излишних украшений. Двухэтажный дом построен на полуподвале. Фронтон украшают простые пилястры. Углы дома скруглены, что придает ему некоторое изящество. Можно предположить, что дом не пострадал от пожара 1812 г. В 1817 г. усадьбой владел гвардии прапорщик П.Г. Савин.

В середине XIX в. усадьбу приобрел бывший московский генерал-губернатор А.А. Закревский. Дом сдавали внаем, сам Закревский жил в Италии.

После Закревского усадьбу на Разгуляе купил инженер Н.П. Зимин. Дом куплен на имя жены Зимина – Веры Никифоровны, которая и владела им до революции 1917 г.  С 1910-х вдова Зимина Вера Никифоровна жила в доходном доме на Садовой-Черногрязской, а усадьбу сдавала внаем.

В 1980-х гг. дом предполагалось передвинуть вглубь участка. С 1996 г. дом значится нежилым. Источник: <a rel="nofollow noreferrer noopener" onclick="AddGoToLog(this, '');" href="https://um.mos.ru/houses/dom-savinykh/" class="ext_link" target="_blank">https://um.mos.ru/houses/dom-savinykh/</a>
Прежде чем повернуть на Старую Басманную я решил немного пройти дальше на восток, по Спартаковской улице.Дом Савиных. Старинная московская усадьба известна на этом месте с конца XVIII в. Скорее всего, ее построили Савины. Дворянский род Савиных известен с начала XVIII в. Участок принадлежал премьер-майору Г.Н. Савину. Фронтон главного усадебного дома украшал герб рода Савиных. Герб имеет форму щита, правую сторону занимает стропило с тремя горящими гранатами и звездами, по левой стороне наискось изображены яблоки. Над щитом – дворянский шлем, который украшает наложенная на него гренадерская шапка со страусовыми перьями. Внизу щита надпись: «За верность и ревность». По обеим сторонам от главного дома располагались флигели, сохранившиеся до наших дней в удручающем состоянии. Усадьба была построена в стиле классицизма, каким его хотел видеть великий зодчий М.Ф. Казаков: каменный, строгий, без излишних украшений. Двухэтажный дом построен на полуподвале. Фронтон украшают простые пилястры. Углы дома скруглены, что придает ему некоторое изящество. Можно предположить, что дом не пострадал от пожара 1812 г. В 1817 г. усадьбой владел гвардии прапорщик П.Г. Савин. В середине XIX в. усадьбу приобрел бывший московский генерал-губернатор А.А. Закревский. Дом сдавали внаем, сам Закревский жил в Италии. После Закревского усадьбу на Разгуляе купил инженер Н.П. Зимин. Дом куплен на имя жены Зимина – Веры Никифоровны, которая и владела им до революции 1917 г. С 1910-х вдова Зимина Вера Никифоровна жила в доходном доме на Садовой-Черногрязской, а усадьбу сдавала внаем. В 1980-х гг. дом предполагалось передвинуть вглубь участка. С 1996 г. дом значится нежилым. Источник: https://um.mos.ru/houses/dom-savinykh/
Богоявле́нский кафедра́льный собо́р в Ело́хове — православный храм, расположенный в Басманном районе Москвы. Был построен в 1845 году по проекту архитектора Евграфа Тюрина. На месте, где расположен собор, находилось село Елохово, вошедшее в состав города в XVIII веке. В 1938—1991 годах был патриаршим собором Русской православной церкви. С 1991-го является кафедральным храмом Московской городской епархии.
Богоявле́нский кафедра́льный собо́р в Ело́хове — православный храм, расположенный в Басманном районе Москвы. Был построен в 1845 году по проекту архитектора Евграфа Тюрина. На месте, где расположен собор, находилось село Елохово, вошедшее в состав города в XVIII веке. В 1938—1991 годах был патриаршим собором Русской православной церкви. С 1991-го является кафедральным храмом Московской городской епархии.
В XIV—XVII веках на месте нынешнего района станции метро «Бауманская» располагалось село Елохово. Впервые Богоявленский собор в этой местности упоминается в 1689 году в книгах Патриаршего Казённого приказа. В результате московского пожара 1812 года, произошедшего во время оккупации Москвы французами, был уничтожен почти весь Богоявленский приход: из 210 дворов уцелело только шесть. Собор не пострадал от огня, но был разграблен. Дома и храм восстановили к середине 1830-х годов.
В XIV—XVII веках на месте нынешнего района станции метро «Бауманская» располагалось село Елохово. Впервые Богоявленский собор в этой местности упоминается в 1689 году в книгах Патриаршего Казённого приказа. В результате московского пожара 1812 года, произошедшего во время оккупации Москвы французами, был уничтожен почти весь Богоявленский приход: из 210 дворов уцелело только шесть. Собор не пострадал от огня, но был разграблен. Дома и храм восстановили к середине 1830-х годов.
Здесь крестили А. С. Пушкина
Здесь крестили А. С. Пушкина
В 1922 году, во время Гражданской войны, из храма в фонд помощи голодающим изъяли церковные ценности. Во время конфискации собралось около двухсот прихожан, возмущённых действиями комиссии. Их разогнал отряд конной милиции
В 1922 году, во время Гражданской войны, из храма в фонд помощи голодающим изъяли церковные ценности. Во время конфискации собралось около двухсот прихожан, возмущённых действиями комиссии. Их разогнал отряд конной милиции
В 1927 году храму был присвоен статус памятника церковной архитектуры первой категории и поставили на учёт музейного департамента Московского отдела народного образования. Через год под руководством Ивана Кузнецова в храме провели реставрационные работы живописи главного купола. В 1929 году военком Первого конвойного полка Павел Иванович Горячев отправил письмо в Моссовет с просьбой закрыть церковь и передать помещения казарме на 350 военнослужащих. По решению секретаря президиума Моссовета В. Ф. Козлова храм не закрыли. Однако в 1930 году вышло постановление о передаче комплекса Государственному музею керамики. Это вызвало протесты верующих: было собрано более 4800 подписей с требованием отменить распоряжение, что и произошло на заседании Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета 30 июня 1930 года.

Храм приобрёл де-факто особое значение с начала 1930-х годов в связи с размещением недалеко от него (Бауманский пер., д. 6 — ныне северный отрезок Бауманской улицы) канцелярии и резиденции заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).
В 1927 году храму был присвоен статус памятника церковной архитектуры первой категории и поставили на учёт музейного департамента Московского отдела народного образования. Через год под руководством Ивана Кузнецова в храме провели реставрационные работы живописи главного купола. В 1929 году военком Первого конвойного полка Павел Иванович Горячев отправил письмо в Моссовет с просьбой закрыть церковь и передать помещения казарме на 350 военнослужащих. По решению секретаря президиума Моссовета В. Ф. Козлова храм не закрыли. Однако в 1930 году вышло постановление о передаче комплекса Государственному музею керамики. Это вызвало протесты верующих: было собрано более 4800 подписей с требованием отменить распоряжение, что и произошло на заседании Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета 30 июня 1930 года. Храм приобрёл де-факто особое значение с начала 1930-х годов в связи с размещением недалеко от него (Бауманский пер., д. 6 — ныне северный отрезок Бауманской улицы) канцелярии и резиденции заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).
Из разрушенной в 1938 году Богоявленской церкви в Дорогомилове в храм в Елохове перенесли кафедру Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). 22 июня 1941 года после проведения литургии правительство планировало закрыть собор, но решение не было исполнено. Предположительно, это связано с начавшейся в тот день войны с Германией. Шестиярусный иконостас главного престола является образцом неовизантийского стиля середины XIX века. Он покрыт позолоченным растительным орнаментом и вмещает 65 икон. Два нижних яруса разделены четырьмя парами колонн. Царские врата украшены медальонами с изображениями Божией Матери, архангела Гавриила и евангелистов. В местном ряду иконостаса находятся образы: «Спас Нерукотворный», «Похвала Пресвятой Богородицы», «Богоматерь Мирожская», «Спаситель», «Святое Богоявление Крещение Господне».

В алтаре на стенах размещены иконы рубежа XVII и XVIII веков: «Страстная икона Божией Матери», «Спас Великий Архиерей», «Спас Смоленский» в серебряном окладе и другие
Из разрушенной в 1938 году Богоявленской церкви в Дорогомилове в храм в Елохове перенесли кафедру Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). 22 июня 1941 года после проведения литургии правительство планировало закрыть собор, но решение не было исполнено. Предположительно, это связано с начавшейся в тот день войны с Германией. Шестиярусный иконостас главного престола является образцом неовизантийского стиля середины XIX века. Он покрыт позолоченным растительным орнаментом и вмещает 65 икон. Два нижних яруса разделены четырьмя парами колонн. Царские врата украшены медальонами с изображениями Божией Матери, архангела Гавриила и евангелистов. В местном ряду иконостаса находятся образы: «Спас Нерукотворный», «Похвала Пресвятой Богородицы», «Богоматерь Мирожская», «Спаситель», «Святое Богоявление Крещение Господне». В алтаре на стенах размещены иконы рубежа XVII и XVIII веков: «Страстная икона Божией Матери», «Спас Великий Архиерей», «Спас Смоленский» в серебряном окладе и другие
Собор является усыпальницей патриархов Московских Сергия и Алексия II.  В 1992-м, после того как Успенский храм получил статус Патриаршего, Богоявленский стал кафедральным. Значение собора ещё более снизилось после освящения в 2000 году воссозданного кафедрального Храма Христа Спасителя. В марте 2013 года настоятелем храма был назначен протоиерей Александр Агейкин, скончавшийся 21 апреля 2020 года от последствий заболевания коронавирусом
Собор является усыпальницей патриархов Московских Сергия и Алексия II. В 1992-м, после того как Успенский храм получил статус Патриаршего, Богоявленский стал кафедральным. Значение собора ещё более снизилось после освящения в 2000 году воссозданного кафедрального Храма Христа Спасителя. В марте 2013 года настоятелем храма был назначен протоиерей Александр Агейкин, скончавшийся 21 апреля 2020 года от последствий заболевания коронавирусом
Рядом с парком имени Баумана. Именно на этом месте его убили. Об обстоятельствах этого я расскажу в другом материале
Рядом с парком имени Баумана. Именно на этом месте его убили. Об обстоятельствах этого я расскажу в другом материале
Убийство черносотенцем Баумана всколыхнуло всю столицу. Его похороны превратились в манифестацию
Убийство черносотенцем Баумана всколыхнуло всю столицу. Его похороны превратились в манифестацию
Библиотека имени Пушкина. Открыта на столетие рождения поэта в 1900 году. Спартаковская, 9. Расположена в бывшей усадьбе Мухиных, построенной в начале XIX века. Правила пользования библиотекой открывали доступ к книгам всем слоям населения, среди читателей библиотеки было много рабочих. В октябре 1901 года появляется отделение для выдачи книг на дом (абонемент). Это был первый опыт создания абонемента среди московских библиотек. Опыт оказался удачным: если в 1902 году читальню посещало в 4,6 раза большее число людей, чем абонемент, то с 1910 года посещаемость абонемента в 2 раза превосходила посещаемость читальни. После революции фонд библиотеки пополнился книгами с реквизированного склада А. Д. Ступина и других книжных складов, конфискованными собраниями личных библиотек. Даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны библиотека под руководством С. Г. Шарабандовой не прекращала работу. Были организованы три читательских конференции. На одной из них, посвященной советскому патриотизму, выступал И. Эренбург. Дополнительно работал читальный зал на перроне станции метро «Бауманская». У библиотеки было свое бомбоубежище, куда во время налетов спускались сотрудники и читатели. На площадке лестницы были размещены две большие карты, где ежедневно красными флажками отмечали ход боевых действий
Библиотека имени Пушкина. Открыта на столетие рождения поэта в 1900 году. Спартаковская, 9. Расположена в бывшей усадьбе Мухиных, построенной в начале XIX века. Правила пользования библиотекой открывали доступ к книгам всем слоям населения, среди читателей библиотеки было много рабочих. В октябре 1901 года появляется отделение для выдачи книг на дом (абонемент). Это был первый опыт создания абонемента среди московских библиотек. Опыт оказался удачным: если в 1902 году читальню посещало в 4,6 раза большее число людей, чем абонемент, то с 1910 года посещаемость абонемента в 2 раза превосходила посещаемость читальни. После революции фонд библиотеки пополнился книгами с реквизированного склада А. Д. Ступина и других книжных складов, конфискованными собраниями личных библиотек. Даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны библиотека под руководством С. Г. Шарабандовой не прекращала работу. Были организованы три читательских конференции. На одной из них, посвященной советскому патриотизму, выступал И. Эренбург. Дополнительно работал читальный зал на перроне станции метро «Бауманская». У библиотеки было свое бомбоубежище, куда во время налетов спускались сотрудники и читатели. На площадке лестницы были размещены две большие карты, где ежедневно красными флажками отмечали ход боевых действий
Любопытное граффити. Только в октябре я был в музее путешественника в Киргизии
Дворец графа Мусина-Пушкина на Разгуляе — один из самых роскошных особняков допожарной Москвы, принадлежавший графу А. И. Мусину-Пушкину, одному из крупнейших деятелей Русского Просвещения. С 1835 года его занимали учебные заведения: до революции 2-я Московская гимназия, а ныне Московский государственный строительный университет. Обширный двор в Капитанской слободе в петровское время принадлежал Якову Брюсу. В 1753 году он числился во владении обер-гофмейстера и генерал-аншефа Д. А. Шепелева, от которого перешёл к родственнице, фрейлине Марии Кошелевой (1725—1782). Её племянница Екатерина Волконская в 1781 году вышла замуж за Алексея Ивановича Мусина-Пушкина и через год получила участок в наследство от умершей тётки.
Дворец графа Мусина-Пушкина на Разгуляе — один из самых роскошных особняков допожарной Москвы, принадлежавший графу А. И. Мусину-Пушкину, одному из крупнейших деятелей Русского Просвещения. С 1835 года его занимали учебные заведения: до революции 2-я Московская гимназия, а ныне Московский государственный строительный университет. Обширный двор в Капитанской слободе в петровское время принадлежал Якову Брюсу. В 1753 году он числился во владении обер-гофмейстера и генерал-аншефа Д. А. Шепелева, от которого перешёл к родственнице, фрейлине Марии Кошелевой (1725—1782). Её племянница Екатерина Волконская в 1781 году вышла замуж за Алексея Ивановича Мусина-Пушкина и через год получила участок в наследство от умершей тётки.
Проектирование дворца Мусина-Пушкина, как и других крупных особняков рубежа XVIII и XIX веков, москвоведы связывают с именем М. Ф. Казаков. Торжественный классицистический ансамбль усадьбы был создан в 1790—1800-х годах. В гостях у Мусина-Пушкина бывали В. А. Жуковский и Н. М. Карамзин. В 1812 году дом горел; именно тогда погибла библиотека Мусина-Пушкина, где находились бесценные средневековые рукописи, включая единственный список «Слова о полку Игореве». В советское время дом был надстроен четвёртым этажом, исказившим его архитектурный облик. Занимали его военный госпиталь, Дом Красной Армии, Московский индустриально-педагогический институт имени Карла Либкнехта.
Проектирование дворца Мусина-Пушкина, как и других крупных особняков рубежа XVIII и XIX веков, москвоведы связывают с именем М. Ф. Казаков. Торжественный классицистический ансамбль усадьбы был создан в 1790—1800-х годах. В гостях у Мусина-Пушкина бывали В. А. Жуковский и Н. М. Карамзин. В 1812 году дом горел; именно тогда погибла библиотека Мусина-Пушкина, где находились бесценные средневековые рукописи, включая единственный список «Слова о полку Игореве». В советское время дом был надстроен четвёртым этажом, исказившим его архитектурный облик. Занимали его военный госпиталь, Дом Красной Армии, Московский индустриально-педагогический институт имени Карла Либкнехта.
Доходный дом Мараева — историческое здание в Москве, построенное в конце XIX века. Объект культурного наследия федерального значения. Дом построен в 1878 году для серпуховского купца Мефодия Мараева архитектором М. А. Арсеньевым. Ранее участок, где расположился дом, в XVIII — первой половине XIX века входил в состав усадьбы купцов Ануфриевых. После смерти первого хозяина дом перешёл к его вдове А. В. Мараевой. В настоящее время здание занято офисами. Фасад эклектичен, использует элементы барокко, родственные оформлению соседней церкви Никиты Мученика.
Доходный дом Мараева — историческое здание в Москве, построенное в конце XIX века. Объект культурного наследия федерального значения. Дом построен в 1878 году для серпуховского купца Мефодия Мараева архитектором М. А. Арсеньевым. Ранее участок, где расположился дом, в XVIII — первой половине XIX века входил в состав усадьбы купцов Ануфриевых. После смерти первого хозяина дом перешёл к его вдове А. В. Мараевой. В настоящее время здание занято офисами. Фасад эклектичен, использует элементы барокко, родственные оформлению соседней церкви Никиты Мученика.
Храм Никиты Мученика в Старой Басманной слободе — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии, приписан к Богоявленскому собору в Елохове. История основания Никитского храма связана с именем Василия III. Согласно летописи, в 1518 году в Москву из Владимира, для обновления и украшения серебром и золотом, были доставлены две местные святыни — образ Спасителя и Владимирская икона Божией Матери. Через год, в праздник святого Никиты Мученика, торжественным крестным ходом иконы провожали обратно. За посадом Великий князь и митрополит Варлаам простились со святынями и передали их владимирской делегации. Чтобы отметить это событие, Василий III повелел поставить на этом месте деревянную церковь и освятить её в честь Владимирской иконы. Согласно другой версии, ко времени возвращения обновлённых икон во Владимир, было закончено строительство нового храма на Басманной, и было принято решение совместить два события — прощание со святынями и освящение нового храма
Храм Никиты Мученика в Старой Басманной слободе — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии, приписан к Богоявленскому собору в Елохове. История основания Никитского храма связана с именем Василия III. Согласно летописи, в 1518 году в Москву из Владимира, для обновления и украшения серебром и золотом, были доставлены две местные святыни — образ Спасителя и Владимирская икона Божией Матери. Через год, в праздник святого Никиты Мученика, торжественным крестным ходом иконы провожали обратно. За посадом Великий князь и митрополит Варлаам простились со святынями и передали их владимирской делегации. Чтобы отметить это событие, Василий III повелел поставить на этом месте деревянную церковь и освятить её в честь Владимирской иконы. Согласно другой версии, ко времени возвращения обновлённых икон во Владимир, было закончено строительство нового храма на Басманной, и было принято решение совместить два события — прощание со святынями и освящение нового храма
В 1685 году на месте деревянного был построен первый каменный храм, уже с приделом Никиты Мученика. Существует интересная версия, связывающая строительство дошедшего до наших дней храма с именем Петра Великого. В 1728 году по чертежам и на средства Петра I в соседней Капитановой слободе (современная Новая Басманная улица) было завершено строительство храма Петра и Павла. Новый, построенный в стиле барокко Петропавловский храм резко контрастировал с обветшавшим и пострадавшим от пожара 1737 года Никитским храмом. Считается, что жившие на Старой Басманной знатные дворяне и богатые купцы решили построить себе новый храм, больше и лучше, чем у соседей. Новый храм Никиты Мученика был освящён в 1751 году. Он дошёл до наших дней без серьёзных перестроек. В настоящее время Никитский храм окружён стоящими рядом домами и деревьями, но на фотографии из альбома, изданного московским купцом Найдёновым в 1883 году, здание храма можно рассмотреть полностью.
В 1685 году на месте деревянного был построен первый каменный храм, уже с приделом Никиты Мученика. Существует интересная версия, связывающая строительство дошедшего до наших дней храма с именем Петра Великого. В 1728 году по чертежам и на средства Петра I в соседней Капитановой слободе (современная Новая Басманная улица) было завершено строительство храма Петра и Павла. Новый, построенный в стиле барокко Петропавловский храм резко контрастировал с обветшавшим и пострадавшим от пожара 1737 года Никитским храмом. Считается, что жившие на Старой Басманной знатные дворяне и богатые купцы решили построить себе новый храм, больше и лучше, чем у соседей. Новый храм Никиты Мученика был освящён в 1751 году. Он дошёл до наших дней без серьёзных перестроек. В настоящее время Никитский храм окружён стоящими рядом домами и деревьями, но на фотографии из альбома, изданного московским купцом Найдёновым в 1883 году, здание храма можно рассмотреть полностью.
Во время московского пожара 1812 года ни храм, ни соседние строения не пострадали. Басманная улица постепенно становится одним из аристократических уголков Москвы. Здесь строятся многочисленные особняки и селятся многие знаменитости. На протяжении всего XIX века Никитский храм процветает, благодаря своему приходу. Александр Пушкин побывал в храме 23 августа 1830 г. на отпевании своего дяди Василия Львовича Пушкина. Поэт присутствовал и при последних минутах дяди, жившего неподалеку, на Старой Басманной. Вместе с Пушкиным в храм пришли Вяземский, Языков, братья Полевые и многие другие. После похорон вся процессия отправилась в Донской монастырь. В отличие от благополучного XIX века, новый XX век принес Никитскому храму много испытаний. Всё началось с пожара летом 1905 года. Во время пожара, возникшего в трапезной из-за непогашенного кадила, был безвозвратно потерян чтимый образ святого Василия Блаженного. В марте 1933 года было принято решение президиума Моссовета о закрытии и сносе «церкви так называемого Никиты». После закрытия храм был разграблен и разорён. Летом 1933 года решение о сносе было отменено, здание храма было передано Лесотехническому институту.
Дом (усадьба, дворец) Демидова — яркий памятник московского классицизма, построенный в 1789-1791 гг. по проекту М. Ф. Казакова. С XIX века внутри находится Московский государственный университет геодезии и картографии, музей которого открыт для посещения. Один из немногих дворцов московской аристократии XVIII века, внутренняя отделка которого сохранилась в относительно первозданном виде. Основная территория крупного владения сложилось во второй половине XVIII века. Первым Демидовым в этих владениях был отец И. И. Демидова, богатый заводчик Иван Никитич Демидов, который приобрел усадьбу в 70-х гг. XVIII в. у секунд-майора лейб-гвардии Семеновского полка А. Г. Гурьева. В конце 1780-х гг при жизни Ивана Никитича усадьба, вместе с заводами, перешла к его сыну — младшему представителю известной фамилии уральских горнозаводчиков Ивану Ивановичу Демидову. О хозяине усадьбы Иване Ивановиче Демидове известно, что начал он свою службу в 1763 год в Киевском кирасирском полку, а ушел в отставку в 1783 год в чине бригадира. В 1798 год был пожалован из бригадиров в чин действительного статского советника. Принимал участие в войне 1812 г., «за преданность и любовь к Царю и Отечеству, наипаче же ныне изъяснившее беспримерную ревность щедрым пожертвованием не токмо имуществ, но и самой крови и жизни своей», пожалован бронзовой медалью на владимирской ленте. Став владельцем усадьбы, Иван Иванович Демидов не захотел быть продолжателем семейного дела и уже в 1789 году продал демидовские заводы, чтобы выстроить на вырученные деньги в отцовской усадьбе роскошную резиденцию.
Дом (усадьба, дворец) Демидова — яркий памятник московского классицизма, построенный в 1789-1791 гг. по проекту М. Ф. Казакова. С XIX века внутри находится Московский государственный университет геодезии и картографии, музей которого открыт для посещения. Один из немногих дворцов московской аристократии XVIII века, внутренняя отделка которого сохранилась в относительно первозданном виде. Основная территория крупного владения сложилось во второй половине XVIII века. Первым Демидовым в этих владениях был отец И. И. Демидова, богатый заводчик Иван Никитич Демидов, который приобрел усадьбу в 70-х гг. XVIII в. у секунд-майора лейб-гвардии Семеновского полка А. Г. Гурьева. В конце 1780-х гг при жизни Ивана Никитича усадьба, вместе с заводами, перешла к его сыну — младшему представителю известной фамилии уральских горнозаводчиков Ивану Ивановичу Демидову. О хозяине усадьбы Иване Ивановиче Демидове известно, что начал он свою службу в 1763 год в Киевском кирасирском полку, а ушел в отставку в 1783 год в чине бригадира. В 1798 год был пожалован из бригадиров в чин действительного статского советника. Принимал участие в войне 1812 г., «за преданность и любовь к Царю и Отечеству, наипаче же ныне изъяснившее беспримерную ревность щедрым пожертвованием не токмо имуществ, но и самой крови и жизни своей», пожалован бронзовой медалью на владимирской ленте. Став владельцем усадьбы, Иван Иванович Демидов не захотел быть продолжателем семейного дела и уже в 1789 году продал демидовские заводы, чтобы выстроить на вырученные деньги в отцовской усадьбе роскошную резиденцию.
О хозяине усадьбы Иване Ивановиче Демидове известно, что начал он свою службу в 1763 год в Киевском кирасирском полку, а ушел в отставку в 1783 год в чине бригадира. В 1798 год был пожалован из бригадиров в чин действительного статского советника. Принимал участие в войне 1812 г., «за преданность и любовь к Царю и Отечеству, наипаче же ныне изъяснившее беспримерную ревность щедрым пожертвованием не токмо имуществ, но и самой крови и жизни своей», пожалован бронзовой медалью на владимирской ленте. Став владельцем усадьбы, Иван Иванович Демидов не захотел быть продолжателем семейного дела и уже в 1789 году продал демидовские заводы, чтобы выстроить на вырученные деньги в отцовской усадьбе роскошную резиденцию. От Ивана Ивановича Демидова дом перешел к его сыну Николаю. Совсем уже порвавший с предпринимательством - он стал военным, и при императоре Николае I получил чин генерала от инфантерии. После его смерти в 1833 году усадьба была выставлена на продажу
О хозяине усадьбы Иване Ивановиче Демидове известно, что начал он свою службу в 1763 год в Киевском кирасирском полку, а ушел в отставку в 1783 год в чине бригадира. В 1798 год был пожалован из бригадиров в чин действительного статского советника. Принимал участие в войне 1812 г., «за преданность и любовь к Царю и Отечеству, наипаче же ныне изъяснившее беспримерную ревность щедрым пожертвованием не токмо имуществ, но и самой крови и жизни своей», пожалован бронзовой медалью на владимирской ленте. Став владельцем усадьбы, Иван Иванович Демидов не захотел быть продолжателем семейного дела и уже в 1789 году продал демидовские заводы, чтобы выстроить на вырученные деньги в отцовской усадьбе роскошную резиденцию. От Ивана Ивановича Демидова дом перешел к его сыну Николаю. Совсем уже порвавший с предпринимательством - он стал военным, и при императоре Николае I получил чин генерала от инфантерии. После его смерти в 1833 году усадьба была выставлена на продажу
Новым владельцем усадьбы Демидовых стал богач-раскольник И.А. Быков, отличавшийся скупостью и прославившийся в летописях московского быта человеком весьма оригинальным. Его чудачество заключалась в том, что выкупив владение Демидова, он запер дворец, а сам перебрался в каморку привратника у въездных ворот. Жил купец совершенным затворником. Как рассказывал один из московских бытописателей, так Быков прожил, много лет

"...совершенным затворником, выходя на свет божий только для прогулки в лавочку да для того, чтобы собственноручно подмести двор и обширный роскошный сад своего демидовского дворца. И только раз в году, в светлое воскресение после обедни, устраивал он сам себе редкое угощенье: брал ключ, отпирал парадные двери, поднимался по мраморной лестнице, молча обходил анфилады роскошных, богато убранных зал и, кончив обход, запирал их снова до будущего года". После его смерти дворец перешел к его сыну, а от него некоему "тифлисскому гражданину" Г. С. Тамамшеву.
В 1858 году демидовской усадьбой уже владел купец М.А. Степанов, который и продал всю территорию с главным домом за 100 тысяч рублей Межевому ведомству для школы межевых топографов. А сейчас в здании находится наследник Межевого института — Московский государственный университет геодезии и картографии, созданный в 1930 году на базе его геодезического факульте
Новым владельцем усадьбы Демидовых стал богач-раскольник И.А. Быков, отличавшийся скупостью и прославившийся в летописях московского быта человеком весьма оригинальным. Его чудачество заключалась в том, что выкупив владение Демидова, он запер дворец, а сам перебрался в каморку привратника у въездных ворот. Жил купец совершенным затворником. Как рассказывал один из московских бытописателей, так Быков прожил, много лет "...совершенным затворником, выходя на свет божий только для прогулки в лавочку да для того, чтобы собственноручно подмести двор и обширный роскошный сад своего демидовского дворца. И только раз в году, в светлое воскресение после обедни, устраивал он сам себе редкое угощенье: брал ключ, отпирал парадные двери, поднимался по мраморной лестнице, молча обходил анфилады роскошных, богато убранных зал и, кончив обход, запирал их снова до будущего года". После его смерти дворец перешел к его сыну, а от него некоему "тифлисскому гражданину" Г. С. Тамамшеву. В 1858 году демидовской усадьбой уже владел купец М.А. Степанов, который и продал всю территорию с главным домом за 100 тысяч рублей Межевому ведомству для школы межевых топографов. А сейчас в здании находится наследник Межевого института — Московский государственный университет геодезии и картографии, созданный в 1930 году на базе его геодезического факульте
Парадные комнаты демидовского дома носят название «золотых», поскольку их карнизы, мебель, камины, двери украшены искусно выполненной,тончайшей деревянной резьбой, покрытой тонким слоем сусального золота по собственным рисункам Казакова. Они поистине отличались дворцовой пышностью.

Несмотря на то, что дом Демидова несколько раз перестраивался и снаружи и внутри, архитектура здания сохранилась почти без изменений. Лишь исчезла балюстрада, завершающая фасад, да превращена в вестибюль арка в его центре, которая вела с улицы к прудам и оранжереям. Золотые комнаты и многие другие из великолепных залов (Голубая, Малиновая, Изумрудная гостиные) отреставрированы и доступны для осмотра.
Парадные комнаты демидовского дома носят название «золотых», поскольку их карнизы, мебель, камины, двери украшены искусно выполненной,тончайшей деревянной резьбой, покрытой тонким слоем сусального золота по собственным рисункам Казакова. Они поистине отличались дворцовой пышностью. Несмотря на то, что дом Демидова несколько раз перестраивался и снаружи и внутри, архитектура здания сохранилась почти без изменений. Лишь исчезла балюстрада, завершающая фасад, да превращена в вестибюль арка в его центре, которая вела с улицы к прудам и оранжереям. Золотые комнаты и многие другие из великолепных залов (Голубая, Малиновая, Изумрудная гостиные) отреставрированы и доступны для осмотра.
Усадьба Демидова состоит из главного трехэтажного корпуса и двух расположенных по его сторонам небольших служебных флигелей. Боковой флигель. Подойти ближе мне не позволила охрана.
Усадьба Демидова состоит из главного трехэтажного корпуса и двух расположенных по его сторонам небольших служебных флигелей. Боковой флигель. Подойти ближе мне не позволила охрана.
Вся усадьба Демидовых, и в частности главный дом, являются типичными для застройки Москвы последней четверти XVIII в. и позволяют представить, как выглядели парадные залы и жилые комнаты богатых москвичей того времени. В нижнем этаже находились главным образом хозяйственные помещения и «людские покои». Почти все помещения этого этажа были со сводами и отделаны предельно просто. Помещения верхнего, третьего этажа, использовали для повседневных целей: личные комнаты на случай приезда гостей и комнаты, где размещалась господская прислуга. А вот второй этаж занимал Большой парадный зал, от которого начиналась анфилада парадных комнат, где проводились торжественные приемы и званные обеды. Парадные комнаты зажиточных москвичей того времени были призваны показать богатство, достоинство и звание именитого дворянина.
Вся усадьба Демидовых, и в частности главный дом, являются типичными для застройки Москвы последней четверти XVIII в. и позволяют представить, как выглядели парадные залы и жилые комнаты богатых москвичей того времени. В нижнем этаже находились главным образом хозяйственные помещения и «людские покои». Почти все помещения этого этажа были со сводами и отделаны предельно просто. Помещения верхнего, третьего этажа, использовали для повседневных целей: личные комнаты на случай приезда гостей и комнаты, где размещалась господская прислуга. А вот второй этаж занимал Большой парадный зал, от которого начиналась анфилада парадных комнат, где проводились торжественные приемы и званные обеды. Парадные комнаты зажиточных москвичей того времени были призваны показать богатство, достоинство и звание именитого дворянина.
Послеобеденный отдых строителей из жаркого юга
Послеобеденный отдых строителей из жаркого юга
Доходный дом О.О.Вильнера. 
Улица Старая Басманная, д. 12, стр. 1. Здесь жил Николай Озеров, знаменитый советский комментатор.   Помните ещё? "Такой хоккей нам не нужен...".

Доходный дом для состоятельных жильцов был построен в 1904 году по проекту архитектора Николая Ивановича Жерихова для московского застройщика - инженера Осипа Осиповича Вильнера. Николай Иванович Жерихов, яркий мастер эпохи модерна, в 1902—1915 годах был одним из самых востребованных московских архитекторов, построив за 12 лет 46 доходных домов в престижных районах города.

До 1872 года тут был дом провизора Ф.Ф. Штокфиша. Он продал владение котельному заводу Раузера. В 1902 году завод закрыли и продали инженеру Осипу Осиповичу Вильнеру. А он выстроил пятиэтажный доходный дом в стиле венского модерна. Центр фасада акцентирован двумя эркерами, располагающимися на уровне второго-четвертого этажей и украшенными витринными окнами, с аттиками, утопленными в мансардный этаж. По всей ширине второго этажа устроен балкон, огражденный ажурным кованым металлическим ограждением. Лицевая часть здания богато украшена лепниной, и это своеобразная энциклопедия популярной лепнины московского модерна. Наличники каждого жилого этажа решены по-разному. В декоре использованы женские маски нескольких типов, болотные кувшинки, листья каштана, ветвей лавра, рокайльных рамок и луковичных растений. В советское время на первом этаже дома располагался знаменитый «финский магазин» - магазин продуктов, оборудованный финнами по технологиям западного супермаркета. Источник: <a rel="nofollow noreferrer noopener" onclick="AddGoToLog(this, '');" href="https://um.mos.ru/houses/dokhodnyy-dom-o-o-vilnera/" class="ext_link" target="_blank">https://um.mos.ru/houses/dokhodnyy-dom-o-o-vilnera/</a>
Доходный дом О.О.Вильнера. Улица Старая Басманная, д. 12, стр. 1. Здесь жил Николай Озеров, знаменитый советский комментатор. Помните ещё? "Такой хоккей нам не нужен...". Доходный дом для состоятельных жильцов был построен в 1904 году по проекту архитектора Николая Ивановича Жерихова для московского застройщика - инженера Осипа Осиповича Вильнера. Николай Иванович Жерихов, яркий мастер эпохи модерна, в 1902—1915 годах был одним из самых востребованных московских архитекторов, построив за 12 лет 46 доходных домов в престижных районах города. До 1872 года тут был дом провизора Ф.Ф. Штокфиша. Он продал владение котельному заводу Раузера. В 1902 году завод закрыли и продали инженеру Осипу Осиповичу Вильнеру. А он выстроил пятиэтажный доходный дом в стиле венского модерна. Центр фасада акцентирован двумя эркерами, располагающимися на уровне второго-четвертого этажей и украшенными витринными окнами, с аттиками, утопленными в мансардный этаж. По всей ширине второго этажа устроен балкон, огражденный ажурным кованым металлическим ограждением. Лицевая часть здания богато украшена лепниной, и это своеобразная энциклопедия популярной лепнины московского модерна. Наличники каждого жилого этажа решены по-разному. В декоре использованы женские маски нескольких типов, болотные кувшинки, листья каштана, ветвей лавра, рокайльных рамок и луковичных растений. В советское время на первом этаже дома располагался знаменитый «финский магазин» - магазин продуктов, оборудованный финнами по технологиям западного супермаркета. Источник: https://um.mos.ru/houses/dokhodnyy-dom-o-o-vilnera/
Басма́нный тупик — тупик в центре Москвы. Расположен между Новой и Старой Басманными улицами. Назван в 1922 году при переименовании советскими властями Москвы названий, связанных с церковной тематикой, по существовавшей здесь дворцовой Басманной слободе. Ранее назывался Вознесенский тупик по бывшим владениям кремлёвского Вознесенского монастыря, находившимся здесь с 1654 года. Тупик возник в связи с прокладкой в 1870 году соединительной ветки между Николаевской и Курской железными дорогами, прошедшей здесь по владениям кремлёвского Вознесенского монастыря. С чётной стороны тупик застроен, а с нечётной к нему примыкает выемка, где проходит железная дорога, через которую перекинут пешеходный мост в Хомутовский тупик. В 1895—1897 годах в одном из домов жил учёный С. А. Чаплыгин, мой земляк из одноименного города
Басма́нный тупик — тупик в центре Москвы. Расположен между Новой и Старой Басманными улицами. Назван в 1922 году при переименовании советскими властями Москвы названий, связанных с церковной тематикой, по существовавшей здесь дворцовой Басманной слободе. Ранее назывался Вознесенский тупик по бывшим владениям кремлёвского Вознесенского монастыря, находившимся здесь с 1654 года. Тупик возник в связи с прокладкой в 1870 году соединительной ветки между Николаевской и Курской железными дорогами, прошедшей здесь по владениям кремлёвского Вознесенского монастыря. С чётной стороны тупик застроен, а с нечётной к нему примыкает выемка, где проходит железная дорога, через которую перекинут пешеходный мост в Хомутовский тупик. В 1895—1897 годах в одном из домов жил учёный С. А. Чаплыгин, мой земляк из одноименного города
Басманный тупик д. 10/12 — жилой дом (1931). В рамках гражданской инициативы «Последний адрес» на доме установлены таблички в память о его репрессированных жильцах: инженере П. Г. Кринкине, стороже Н. Е. Крылове (10 декабря 2014), товароведе Г. Д. Неверовиче (8 марта 2015) и военном И. Я. Строде (20 августа 2017)
Басманный тупик д. 10/12 — жилой дом (1931). В рамках гражданской инициативы «Последний адрес» на доме установлены таблички в память о его репрессированных жильцах: инженере П. Г. Кринкине, стороже Н. Е. Крылове (10 декабря 2014), товароведе Г. Д. Неверовиче (8 марта 2015) и военном И. Я. Строде (20 августа 2017)
Мы закончили путь по Новой, а затем Старой Басманной улице и находимся здесь.
Далее - У́лица Покро́вка (в 1940—1992 годах — у́лица Черныше́вского). Продолжением Покровки является Старая Басманная улица, что идёт на восток от центра и откуда мы с Вами пришли. Улица Покровка названа по церкви Покрова Божией Матери, или Покрова в Садех (у великокняжеских садов), впервые упомянутой в 1488 году и находившейся в начале Маросейки. Вплоть до XVI века на месте Покровки был лес, через который проходила дорога; у начала дороги был построен Покровский великокняжеский монастырь. В XVI веке Покровка застроилась слободами, но медленнее, чем западная часть Москвы, и за Покровскими воротами ещё простиралась полусельская местность с дорогой Хомутовкой. В XVII веке по Покровке стала проходить «царская дорога», по которой царь ездил в свои сёла Покровское-Рубцово, Преображенское и Измайловское: на Покровке появились дома знати. В 1633 году указом царя Михаила Фёдоровича был замощён брёвнами отрезок улицы в Земляном городе (в Белом городе были деревянные мостовые уже в предыдущем столетии). Деньги на устройство мостовых взимали с дворов и лавок, расположенных на улице.
Мы закончили путь по Новой, а затем Старой Басманной улице и находимся здесь. Далее - У́лица Покро́вка (в 1940—1992 годах — у́лица Черныше́вского). Продолжением Покровки является Старая Басманная улица, что идёт на восток от центра и откуда мы с Вами пришли. Улица Покровка названа по церкви Покрова Божией Матери, или Покрова в Садех (у великокняжеских садов), впервые упомянутой в 1488 году и находившейся в начале Маросейки. Вплоть до XVI века на месте Покровки был лес, через который проходила дорога; у начала дороги был построен Покровский великокняжеский монастырь. В XVI веке Покровка застроилась слободами, но медленнее, чем западная часть Москвы, и за Покровскими воротами ещё простиралась полусельская местность с дорогой Хомутовкой. В XVII веке по Покровке стала проходить «царская дорога», по которой царь ездил в свои сёла Покровское-Рубцово, Преображенское и Измайловское: на Покровке появились дома знати. В 1633 году указом царя Михаила Фёдоровича был замощён брёвнами отрезок улицы в Земляном городе (в Белом городе были деревянные мостовые уже в предыдущем столетии). Деньги на устройство мостовых взимали с дворов и лавок, расположенных на улице.
В XVII веке в пределах Белого города по левой стороне Покровки была слобода котельников (ремесленников, производивших котлы), по правой же — колпачников (ремесленников, шивших колпаки), о чём до сих пор напоминает Колпачный переулок.
В XVII веке в пределах Белого города по левой стороне Покровки была слобода котельников (ремесленников, производивших котлы), по правой же — колпачников (ремесленников, шивших колпаки), о чём до сих пор напоминает Колпачный переулок.
Площадь Цезаря Куникова находится у внутренней стороны Садового кольца на углу Садовой-Черногрязской и Покровки рядом с площадью Земляной Вал. Названа в честь Героя Советского Союза Цезаря Львовича Куникова — участника Второй мировой войны, командира десантного отряда, захватившего плацдарм «Малая земля».
Площадь Цезаря Куникова находится у внутренней стороны Садового кольца на углу Садовой-Черногрязской и Покровки рядом с площадью Земляной Вал. Названа в честь Героя Советского Союза Цезаря Львовича Куникова — участника Второй мировой войны, командира десантного отряда, захватившего плацдарм «Малая земля».
Родился в Ростове-на-Дону в еврейской семье. В 1918 году семья, вслед за отступающей Красной армией, переехала из Ростова-на-Дону в Ессентуки, а в 1920 году в — Баку. Вместе с отцом юный Цезарь побывал в Персии. В 1924 году отец с сыном поехал восстанавливать доменное производство в Макеевку. Здесь юноша начал трудиться на металлургическом заводе «Унион»-«Югосталь»: учеником лаборанта, лаборантом, слесарем, токарем.

Весной 1925 года вступил в комсомол. В конце 1925 года вся семья Куниковых переехала в Москву. Здесь он работал слесарем на фабрике «Союз», затем токарем на тормозном заводе. В 1928 году поступил в Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе в Ленинграде. После 5 месяцев учёбы тяжело заболел и был отчислен из училища. После выздоровления служил срочную воинскую службу механиком на флоте. В 1930 году вернулся в Москву.  Получив два диплома: инженера-организатора машиностроительного производства и технолога-механика, 26-летний Цезарь Львович пришёл на Московский завод шлифовальных станков. Начав с самой нижней руководящей ступеньки — мастером токарного отделения, уже в марте 1938 года Цезарь был назначен главным технологом завода. С октября того же года — начальник технического управления Наркомата машиностроения, Наркомата тяжёлого машиностроения, директор ЦНИИ технологии машиностроения, ответственный редактор всесоюзной газеты «Машиностроение». Награждён медалью «За трудовое отличие».
Родился в Ростове-на-Дону в еврейской семье. В 1918 году семья, вслед за отступающей Красной армией, переехала из Ростова-на-Дону в Ессентуки, а в 1920 году в — Баку. Вместе с отцом юный Цезарь побывал в Персии. В 1924 году отец с сыном поехал восстанавливать доменное производство в Макеевку. Здесь юноша начал трудиться на металлургическом заводе «Унион»-«Югосталь»: учеником лаборанта, лаборантом, слесарем, токарем. Весной 1925 года вступил в комсомол. В конце 1925 года вся семья Куниковых переехала в Москву. Здесь он работал слесарем на фабрике «Союз», затем токарем на тормозном заводе. В 1928 году поступил в Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе в Ленинграде. После 5 месяцев учёбы тяжело заболел и был отчислен из училища. После выздоровления служил срочную воинскую службу механиком на флоте. В 1930 году вернулся в Москву. Получив два диплома: инженера-организатора машиностроительного производства и технолога-механика, 26-летний Цезарь Львович пришёл на Московский завод шлифовальных станков. Начав с самой нижней руководящей ступеньки — мастером токарного отделения, уже в марте 1938 года Цезарь был назначен главным технологом завода. С октября того же года — начальник технического управления Наркомата машиностроения, Наркомата тяжёлого машиностроения, директор ЦНИИ технологии машиностроения, ответственный редактор всесоюзной газеты «Машиностроение». Награждён медалью «За трудовое отличие».
По плану проведения операции «Море», для отвлечения сил противника, в ночь с 3 на 4 февраля 1943 года десантный отряд моряков-добровольцев (275 человек) под командованием майора Ц. Л. Куникова с минимальными потерями (трое раненых, один убитый) высадился на занятом врагом, хорошо укреплённом побережье в районе Новороссийска, у пос. Станичка (м. Мысхако «Малая земля»). Стремительным ударом десантный отряд выбил немцев из опорного пункта и прочно закрепился на захваченном плацдарме. На рассвете разгорелся ожесточённый бой. Десантники в течение суток отразили 18 атак противника. К концу дня боеприпасы были на исходе. Положение казалось безвыходным. Тогда отряд майора Куникова совершил внезапный налёт на артиллерийскую батарею противника. Истребив орудийный расчёт и захватив орудия, они открыли из них огонь по атакующим вражеским солдатам. Ввиду неудачной высадки главных сил десанта, плацдарм, занятый подразделением Ц. Л. Куникова, стал из отвлекающего основным. Семь дней десантники отбивали яростные атаки врага. Удерживая освобожденную территорию до подхода основных сил, моряки выбивали (зачищали) противника из многоэтажных зданий. Впервые в практике подразделений советской морской пехоты Ц. Л. Куников провел практическое обучение личного состава технике высадки на берег в ночное время в зимних условиях, овладения холодным оружием, стрелковым и артиллерийским вооружением противника. В ночь на 12 февраля 1943 года Куников был смертельно ранен взрывом «шальной» мины на Малой земле, эвакуирован в Геленджик, и там 14 февраля 1943 года скончался от ран. Похоронен в Геленджике на городском кладбище, по окончании войны прах перезахоронен на площади Героев в Новороссийске.

За мужество и отвагу Куникову Цезарю Львовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 апреля 1943 года посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.  После войны, вдова Цезаря Куникова — Наталья Васильевна, вышла замуж за командира Куникова — командующего Новороссийской ВМБ, вице-адмирала Георгия Никитича Холостякова. В 1983 году, вместе с супругом, погибла от рук грабителей в собственной квартире в Москве (см. Дело Калининых). В подготовке материала использованы сведения из Википедии. Продолжение о дневной прогулке по Москве следует...
По плану проведения операции «Море», для отвлечения сил противника, в ночь с 3 на 4 февраля 1943 года десантный отряд моряков-добровольцев (275 человек) под командованием майора Ц. Л. Куникова с минимальными потерями (трое раненых, один убитый) высадился на занятом врагом, хорошо укреплённом побережье в районе Новороссийска, у пос. Станичка (м. Мысхако «Малая земля»). Стремительным ударом десантный отряд выбил немцев из опорного пункта и прочно закрепился на захваченном плацдарме. На рассвете разгорелся ожесточённый бой. Десантники в течение суток отразили 18 атак противника. К концу дня боеприпасы были на исходе. Положение казалось безвыходным. Тогда отряд майора Куникова совершил внезапный налёт на артиллерийскую батарею противника. Истребив орудийный расчёт и захватив орудия, они открыли из них огонь по атакующим вражеским солдатам. Ввиду неудачной высадки главных сил десанта, плацдарм, занятый подразделением Ц. Л. Куникова, стал из отвлекающего основным. Семь дней десантники отбивали яростные атаки врага. Удерживая освобожденную территорию до подхода основных сил, моряки выбивали (зачищали) противника из многоэтажных зданий. Впервые в практике подразделений советской морской пехоты Ц. Л. Куников провел практическое обучение личного состава технике высадки на берег в ночное время в зимних условиях, овладения холодным оружием, стрелковым и артиллерийским вооружением противника. В ночь на 12 февраля 1943 года Куников был смертельно ранен взрывом «шальной» мины на Малой земле, эвакуирован в Геленджик, и там 14 февраля 1943 года скончался от ран. Похоронен в Геленджике на городском кладбище, по окончании войны прах перезахоронен на площади Героев в Новороссийске. За мужество и отвагу Куникову Цезарю Львовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 апреля 1943 года посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. После войны, вдова Цезаря Куникова — Наталья Васильевна, вышла замуж за командира Куникова — командующего Новороссийской ВМБ, вице-адмирала Георгия Никитича Холостякова. В 1983 году, вместе с супругом, погибла от рук грабителей в собственной квартире в Москве (см. Дело Калининых). В подготовке материала использованы сведения из Википедии. Продолжение о дневной прогулке по Москве следует...

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому