Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 21:45
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?
Фотоальбом

Продолжение прогулки по Басманному району (в Таганский район и обратно)...

7 24
Москва — Россия Июль 2020

Прогулявшись по Новой и Старой Басманной улице я углубился в дебри Басманного района. И направился я в сторону центра города, по Покровке и далее куда глаза глядят. Без плана...

Массивное восьмиэтажное здание построили в 1950 году по индивидуальному проекту.
Массивное восьмиэтажное здание построили в 1950 году по индивидуальному проекту.
Я свернул чуть в сторону к дому (театру Юсуповых)
Я свернул чуть в сторону к дому (театру Юсуповых)
Юсуповский дворец — одна из самых старых гражданских построек Москвы. Возведение здания относят к XVII веку или началу XVIII, хотя есть подвергаемые сомнению датировки, относящие к концу XV века или 1555 году. Согласно легенде, хозяином этих палат был царь Иван IV Васильевич, и они выполняли роль охотничьего дворца. Однако никаких источников, подтверждающих это, не имеется
Юсуповский дворец — одна из самых старых гражданских построек Москвы. Возведение здания относят к XVII веку или началу XVIII, хотя есть подвергаемые сомнению датировки, относящие к концу XV века или 1555 году. Согласно легенде, хозяином этих палат был царь Иван IV Васильевич, и они выполняли роль охотничьего дворца. Однако никаких источников, подтверждающих это, не имеется
В конце XVII века Пётр I пожалован дворец второму по рангу после Гаврилы Головкина дипломату петровского времени, вице-канцлеру и кавалеру ордена св. Андрея Первозванного (1719) П. П. Шафирову. В 1723 году император гостил здесь у Шафирова в усадьбе, об этом свидетельствует походный журнал государя.

Следующим владельцем особняка был государственный деятель и дипломат, сподвижник Петра Великого, один из руководителей его секретной службы (Преображенского приказа и Тайной канцелярии), действительный тайный советник граф Толстой. В 1727 году, при правлении Петра II, Толстого отправили в ссылку в Соловецкий монастырь, а здание было изъято.

Участок же достался Алексею Волкову, помощнику Меншикова и обер-секретарю Военной коллегии. Благодаря этому здание имеет название «Палаты боярина Волкова», при том что Волков не имеет никакого отношения к боярам. Но хозяином дворца он оставался меньше года. Меншиков потерял должность, и у Волкова взяли усадьбу. Её хозяином стал князь и генерал-аншеф Григорий Юсупов-Княжев, подполковник Преображенского полка. В начале XIX века здесь проводились светские встречи. С 1801 года по 1803 год здесь, во втором этаже левого флигеля, нанимал квартиру Сергей Львович Пушкин, а вместе с отцом тут жил и будущий великий русский поэт А. С. Пушкин.

Род Юсуповых владел дворцом на протяжении 190 лет, вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Затем здесь находились анархисты.
В конце XVII века Пётр I пожалован дворец второму по рангу после Гаврилы Головкина дипломату петровского времени, вице-канцлеру и кавалеру ордена св. Андрея Первозванного (1719) П. П. Шафирову. В 1723 году император гостил здесь у Шафирова в усадьбе, об этом свидетельствует походный журнал государя. Следующим владельцем особняка был государственный деятель и дипломат, сподвижник Петра Великого, один из руководителей его секретной службы (Преображенского приказа и Тайной канцелярии), действительный тайный советник граф Толстой. В 1727 году, при правлении Петра II, Толстого отправили в ссылку в Соловецкий монастырь, а здание было изъято. Участок же достался Алексею Волкову, помощнику Меншикова и обер-секретарю Военной коллегии. Благодаря этому здание имеет название «Палаты боярина Волкова», при том что Волков не имеет никакого отношения к боярам. Но хозяином дворца он оставался меньше года. Меншиков потерял должность, и у Волкова взяли усадьбу. Её хозяином стал князь и генерал-аншеф Григорий Юсупов-Княжев, подполковник Преображенского полка. В начале XIX века здесь проводились светские встречи. С 1801 года по 1803 год здесь, во втором этаже левого флигеля, нанимал квартиру Сергей Львович Пушкин, а вместе с отцом тут жил и будущий великий русский поэт А. С. Пушкин. Род Юсуповых владел дворцом на протяжении 190 лет, вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Затем здесь находились анархисты.
Палаты представляют собой несколько зданий на подклетах с сенями и наружными крыльцами вдоль торцов.

В сени второго этажа восточных палат дворца вело Красное крыльцо. Над входом размещались образы святых князей Бориса и Глеба. В конце XVII — начале XVIII века построена Столовая палата. С южной и западной сторон к западной части дворца примыкали одноэтажные хозяйственные строения.

В XVIII при Юсуповых на участке создан фруктовый сад и создана оранжерея, Юсуповский театр. Увеличилась территория, так как к владениям присоединились новые участки и здания.
Палаты представляют собой несколько зданий на подклетах с сенями и наружными крыльцами вдоль торцов. В сени второго этажа восточных палат дворца вело Красное крыльцо. Над входом размещались образы святых князей Бориса и Глеба. В конце XVII — начале XVIII века построена Столовая палата. С южной и западной сторон к западной части дворца примыкали одноэтажные хозяйственные строения. В XVIII при Юсуповых на участке создан фруктовый сад и создана оранжерея, Юсуповский театр. Увеличилась территория, так как к владениям присоединились новые участки и здания.
С 1929 года в здании находился президиум ВАСХНИЛ. Академия сельскохозяйственных наук, здесь были рабочие места Николая Вавилова и Александра Чаянова. Впоследствии в доме размещался музей дворянского быта и военно-исторический музей, некоторое время размещался музей «Палаты Волковых — Юсуповых», проводились экскурсии.

В 1987 году во дворце снимались несколько эпизодов из фильма «Гардемари́ны, вперёд!».

В 2004 году Академия как собственник сдала памятник в аренду ООО “Межрегион НИИ проект”, а в 2005 году продала его тому же владельцу. Новый хозяин и инвестор-подрядчик — ООО “Бамо” — начали в интерьерах “реставрационные” работы, повлёкшие утраты и остановленные органами охраны памятников по сигналу общественности. В 2007 году Арбитражный суд признал сделку купли-продажи недействительной. Памятник вернулся в собственность Сельскохозяйственной академии, которая в 2015 году объединена с Российской Академией Наук (РАН). С того же года памятник физически пустует и вымораживается, намерения РАН неизвестны. Росписи первого этажа страдают от увлажнения. Разрушается наружное крыльцо дворового фасада, построенное по проекту Султанова. Палаты внесены в Красную книгу Архнадзора (электронный каталог объектов недвижимого культурного наследия Москвы, находящихся под угрозой), номинация — запустение
С 1929 года в здании находился президиум ВАСХНИЛ. Академия сельскохозяйственных наук, здесь были рабочие места Николая Вавилова и Александра Чаянова. Впоследствии в доме размещался музей дворянского быта и военно-исторический музей, некоторое время размещался музей «Палаты Волковых — Юсуповых», проводились экскурсии. В 1987 году во дворце снимались несколько эпизодов из фильма «Гардемари́ны, вперёд!». В 2004 году Академия как собственник сдала памятник в аренду ООО “Межрегион НИИ проект”, а в 2005 году продала его тому же владельцу. Новый хозяин и инвестор-подрядчик — ООО “Бамо” — начали в интерьерах “реставрационные” работы, повлёкшие утраты и остановленные органами охраны памятников по сигналу общественности. В 2007 году Арбитражный суд признал сделку купли-продажи недействительной. Памятник вернулся в собственность Сельскохозяйственной академии, которая в 2015 году объединена с Российской Академией Наук (РАН). С того же года памятник физически пустует и вымораживается, намерения РАН неизвестны. Росписи первого этажа страдают от увлажнения. Разрушается наружное крыльцо дворового фасада, построенное по проекту Султанова. Палаты внесены в Красную книгу Архнадзора (электронный каталог объектов недвижимого культурного наследия Москвы, находящихся под угрозой), номинация — запустение
Большой Козловский переулок. Прошёл мимо жилого дома Сухово-Кобылина. Того самого!  Это литературный дом старой Москвы. Здесь же ранее располагались Палаты дьяка Андеяна Ратманова. Построены в конце XVII века, перестроены во второй половине XVIII века. Имеют статус объекта культурного наследия федерального значения.  В конце XVIII века особняк принадлежал И. Б. Козловскому, в честь которого были названы соседние Большой и Малый Козловские переулки.

В 1800—1830-х годах особняк принадлежал Василию Александровичу Сухово-Кобылину, герою Отечественной войны 1812 года. В особняке выросли его дети: драматург Александр Васильевич Сухово-Кобылин, художница Софья Васильевна Сухово-Кобылина и писательница Елизавета Васильевна Сухово-Кобылина (Евгения Тур). Жил там и учитель детей Сухово-Кобылиных, профессор Московского университета Фёдор Морошкин. С другим учителем, профессором Николаем Надеждиным, у Елизаветы Сухово-Кобылиной сложились романтические отношения, но её родители помешали свадьбе
Большой Козловский переулок. Прошёл мимо жилого дома Сухово-Кобылина. Того самого! Это литературный дом старой Москвы. Здесь же ранее располагались Палаты дьяка Андеяна Ратманова. Построены в конце XVII века, перестроены во второй половине XVIII века. Имеют статус объекта культурного наследия федерального значения. В конце XVIII века особняк принадлежал И. Б. Козловскому, в честь которого были названы соседние Большой и Малый Козловские переулки. В 1800—1830-х годах особняк принадлежал Василию Александровичу Сухово-Кобылину, герою Отечественной войны 1812 года. В особняке выросли его дети: драматург Александр Васильевич Сухово-Кобылин, художница Софья Васильевна Сухово-Кобылина и писательница Елизавета Васильевна Сухово-Кобылина (Евгения Тур). Жил там и учитель детей Сухово-Кобылиных, профессор Московского университета Фёдор Морошкин. С другим учителем, профессором Николаем Надеждиным, у Елизаветы Сухово-Кобылиной сложились романтические отношения, но её родители помешали свадьбе
В 1960-х годах было обнаружено, что фасад особняка скрывает палаты XVII века. После этого началось восстановление первоначального облика палат, было пристроено крыльцо. Сейчас палаты отличаются от более поздних частей особняка как архитектурой, так и более светлым цветом. В советские годы палаты занимало общежитие, затем - некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека». Памятник является собственностью Российской Федерации, передан в оперативное управление федеральному Агентству по использованию памятников (АУИПИК). В мае 2016 года арендатором стала ”Тульская региональная молодежная военно-патриотическая спортивная общественная организация “Призвание””. Несколько ранее утверждено охранное обязательство. Палаты внесены в Красную книгу Архнадзора (электронный каталог объектов недвижимого культурного наследия Москвы, находящихся под угрозой), номинация - запустение
В 1960-х годах было обнаружено, что фасад особняка скрывает палаты XVII века. После этого началось восстановление первоначального облика палат, было пристроено крыльцо. Сейчас палаты отличаются от более поздних частей особняка как архитектурой, так и более светлым цветом. В советские годы палаты занимало общежитие, затем - некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека». Памятник является собственностью Российской Федерации, передан в оперативное управление федеральному Агентству по использованию памятников (АУИПИК). В мае 2016 года арендатором стала ”Тульская региональная молодежная военно-патриотическая спортивная общественная организация “Призвание””. Несколько ранее утверждено охранное обязательство. Палаты внесены в Красную книгу Архнадзора (электронный каталог объектов недвижимого культурного наследия Москвы, находящихся под угрозой), номинация - запустение
Итальянский институт культуры в Москве. Некоммерческая организация правительства Италии, находится в ведении Министерства иностранных дел Италии. Основными задачами института являются распространение итальянской культуры и обучение итальянскому языку в других странах. Институт занимает бывший особняк А. И. Обуховой. Здание построено в 1891 году по переработанному проекту архитектора Л. Н. Кекушева, позднее перестроено
Итальянский институт культуры в Москве. Некоммерческая организация правительства Италии, находится в ведении Министерства иностранных дел Италии. Основными задачами института являются распространение итальянской культуры и обучение итальянскому языку в других странах. Институт занимает бывший особняк А. И. Обуховой. Здание построено в 1891 году по переработанному проекту архитектора Л. Н. Кекушева, позднее перестроено
Дом-музей Васнецова
Дом-музей Васнецова
Несмотря на объявление оказался закрыт даже в воскресение
Несмотря на объявление оказался закрыт даже в воскресение
Здание посольства Латвии
Здание посольства Латвии
Здесь с 1920 по 1941 г.г.  жил академик Чаплыгин, уроженец Раненбурга (ныне город Чаплыгин Липецкой области)
Здесь с 1920 по 1941 г.г. жил академик Чаплыгин, уроженец Раненбурга (ныне город Чаплыгин Липецкой области)
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии, представительство Православной церкви Молдовы Московского патриархата.

Храм расположен в Басманном районе Центрального административного округа города Москвы (Барашевский переулок, дом 8 / Подсосенский переулок, дом 2). Главный престол освящён в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы; приделы в честь мученика Лонгина Сотника, в честь Пророка Илии.

Настоятель храма — митрополит Кишинёвский и всея Молдовы Владимир (Кантарян).
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии, представительство Православной церкви Молдовы Московского патриархата. Храм расположен в Басманном районе Центрального административного округа города Москвы (Барашевский переулок, дом 8 / Подсосенский переулок, дом 2). Главный престол освящён в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы; приделы в честь мученика Лонгина Сотника, в честь Пророка Илии. Настоятель храма — митрополит Кишинёвский и всея Молдовы Владимир (Кантарян).
Храм Введения в Барашах расположен на углу Барашевского и Подсосенского переулков рядом с Покровкой. В XV веке эти земли принадлежали Спасо-Андроникову монастырю. В 1476 году они отошли Ивану III, предложившему за них монастырю землю за Яузой. С этого же времени на этом месте известна церковь, освященная во имя Ильи Пророка — Ильи под Сосною. Рядом с ней была расположена царская Ильинская слободка.

В XVI веке здесь формируется Барашевская слобода. «Бараши», от слова «бара» — мягкая рухлядь. Барашами назывались царские слуги, возившие за государем в походах шатры и занимающиеся их установкой
Храм Введения в Барашах расположен на углу Барашевского и Подсосенского переулков рядом с Покровкой. В XV веке эти земли принадлежали Спасо-Андроникову монастырю. В 1476 году они отошли Ивану III, предложившему за них монастырю землю за Яузой. С этого же времени на этом месте известна церковь, освященная во имя Ильи Пророка — Ильи под Сосною. Рядом с ней была расположена царская Ильинская слободка. В XVI веке здесь формируется Барашевская слобода. «Бараши», от слова «бара» — мягкая рухлядь. Барашами назывались царские слуги, возившие за государем в походах шатры и занимающиеся их установкой
Первая каменная церковь Введения в Барашах была освящена в 1647 году, а в 1653 году был освящён придел Пророка Илии. Позднее, в 1668 году был освящён придел Лонгина Сотника, считавшегося покровителем московского царского рода.

Подготовка к строительству нового храма, дошедшего до наших дней, началась в 1688 году с заготовки 100 тысяч кирпичей. В новом Введенском храме первым был освящён северный придел Лонгина Сотника (1698), вслед за ним придел Пророка Ильи (1699). При строительстве нового храма были частично использованы стены и детали предыдущего храма, постройки 1668 года. Строительство было закончено к 1701 году,
Первая каменная церковь Введения в Барашах была освящена в 1647 году, а в 1653 году был освящён придел Пророка Илии. Позднее, в 1668 году был освящён придел Лонгина Сотника, считавшегося покровителем московского царского рода. Подготовка к строительству нового храма, дошедшего до наших дней, началась в 1688 году с заготовки 100 тысяч кирпичей. В новом Введенском храме первым был освящён северный придел Лонгина Сотника (1698), вслед за ним придел Пророка Ильи (1699). При строительстве нового храма были частично использованы стены и детали предыдущего храма, постройки 1668 года. Строительство было закончено к 1701 году,
Введенский храм представляет собой образец постройки в стиле московского барокко — с большим количеством украшений во внешней отделке: пышными с колонками наличниками окон, поставленными ярусами друг на друга группами колонок на углах четверика и венчающими стены кокошниками. Поражает большое обилие мелких деталей — карнизов, тяг, архивольтов, а также кронштейнов, поддерживающих снизу наличники окон. Согласно исследованиям реставраторов, первоначально кровля храма имела комбинированное покрытие, состоявшее из белого камня и цветной поливной черепицы. Предположительно, это было связано с запретом Петра I на использование железа при устройстве кровель, на момент строительства. Эта кровля просуществовала до 1770 года, когда во время ремонта она была заменена на обычную, из листового железа.
Введенский храм представляет собой образец постройки в стиле московского барокко — с большим количеством украшений во внешней отделке: пышными с колонками наличниками окон, поставленными ярусами друг на друга группами колонок на углах четверика и венчающими стены кокошниками. Поражает большое обилие мелких деталей — карнизов, тяг, архивольтов, а также кронштейнов, поддерживающих снизу наличники окон. Согласно исследованиям реставраторов, первоначально кровля храма имела комбинированное покрытие, состоявшее из белого камня и цветной поливной черепицы. Предположительно, это было связано с запретом Петра I на использование железа при устройстве кровель, на момент строительства. Эта кровля просуществовала до 1770 года, когда во время ремонта она была заменена на обычную, из листового железа.
В 1737 году здание храма пострадало от пожара. Очевидно, что во время восстановительных работ была построена сохранившаяся до настоящего времени ярусная колокольня. Своей формой и декором она аналогична колокольне храма Рождества Иоанна Предтечи на Варварке, построенной в 1741 году, и некоторым другим постройкам этого периода.
В 1737 году здание храма пострадало от пожара. Очевидно, что во время восстановительных работ была построена сохранившаяся до настоящего времени ярусная колокольня. Своей формой и декором она аналогична колокольне храма Рождества Иоанна Предтечи на Варварке, построенной в 1741 году, и некоторым другим постройкам этого периода.
Очередная реконструкция храма проводилась в 1815 году. Для увеличения освещённости в четвериках приделов были прорублены дополнительные полукруглые окна. По проекту П. М. Казакова (сын архитектора Матвея Казакова) были сделаны новые иконостасы. Реконструкция продолжилась в 1837 году, когда был значительно расширен придел Лонгина Сотника. В это же время внутри трапезной два тяжёлых четырёхугольных столба были искусно переделаны каждый в четыре круглые колонны с просветом между ними. Была переложена северная часть западного свода трапезной и проведены некоторые другие работы
Очередная реконструкция храма проводилась в 1815 году. Для увеличения освещённости в четвериках приделов были прорублены дополнительные полукруглые окна. По проекту П. М. Казакова (сын архитектора Матвея Казакова) были сделаны новые иконостасы. Реконструкция продолжилась в 1837 году, когда был значительно расширен придел Лонгина Сотника. В это же время внутри трапезной два тяжёлых четырёхугольных столба были искусно переделаны каждый в четыре круглые колонны с просветом между ними. Была переложена северная часть западного свода трапезной и проведены некоторые другие работы
9 февраля 1932 года вышло постановление президиума Московского областного исполнительного комитета, в котором было указано, что храм Введения в Барашах необходимо закрыть, а затем снести, освободив таким образом место под строительство многоэтажного дома. Перед закрытием храма часть икон его иконостаса была передана в Третьяковскую галерею. Несмотря на это постановление, храм не был снесён. В его здании, после частичной перестройки, было размещено общежитие строительных рабочих, затем завод электроизделий. В 1948 году во время пробития стены для нужд завода в специально устроенных нишах были найдены три скелета. По рассказам рабочих, на месте захоронения они нашли также золотые кресты и золотые короны. В 1977 году завод начал переезжать на новое место и к 1979 году переехал полностью, оставив после себя полуразрушенное и сильно перестроенное здание храма
Дом Апра́ксина — Трубецки́х (Апра́ксинский дворе́ц, «Дом-комод») — дворцовое здание в стиле редкого для Москвы растреллиевского барокко, построенное в 1766 г. для графа Матвея Фёдоровича Апраксина (возможно, по случаю его брака с троюродной сестрой Петра III). Находится в центре Москвы, по адресу: ул. Покровка, д. 22. Заказчиком строительства дворца выступил граф Матвей Фёдорович Апраксин (1744—1803). Автор проекта неизвестен. Историки архитектуры приписывали его ученикам Растрелли, также называлось имя Д. В. Ухтомского. По своему решению дом М. Ф. Апраксина ближе к петербургским постройкам того времени, чем к московским. Немногочисленные особняки растреллиевского стиля в «первопрестольной» были уничтожены пожаром 1812 года.

Стиль барокко, в котором строился дворец, стремительно выходил из моды. Возможно, именно по этой причине всего через 6 лет после постройки новой резиденции Апраксин продаёт усадьбу князю Д. Ю. Трубецкому. В течение последующих 89 лет участок принадлежит его потомкам — младшей ветви рода Трубецких.
Дом Апра́ксина — Трубецки́х (Апра́ксинский дворе́ц, «Дом-комод») — дворцовое здание в стиле редкого для Москвы растреллиевского барокко, построенное в 1766 г. для графа Матвея Фёдоровича Апраксина (возможно, по случаю его брака с троюродной сестрой Петра III). Находится в центре Москвы, по адресу: ул. Покровка, д. 22. Заказчиком строительства дворца выступил граф Матвей Фёдорович Апраксин (1744—1803). Автор проекта неизвестен. Историки архитектуры приписывали его ученикам Растрелли, также называлось имя Д. В. Ухтомского. По своему решению дом М. Ф. Апраксина ближе к петербургским постройкам того времени, чем к московским. Немногочисленные особняки растреллиевского стиля в «первопрестольной» были уничтожены пожаром 1812 года. Стиль барокко, в котором строился дворец, стремительно выходил из моды. Возможно, именно по этой причине всего через 6 лет после постройки новой резиденции Апраксин продаёт усадьбу князю Д. Ю. Трубецкому. В течение последующих 89 лет участок принадлежит его потомкам — младшей ветви рода Трубецких.
О. С. Павлищева вспоминала, что в детстве её с братом Сашей Пушкиным возили учиться танцам к Трубецким на Покровку. Считается, что именно здесь, в «доме-комоде» князя И. Д. Трубецкого, состоялся сговор о свадьбе его племянницы М. Н. Волконской с графом Николаем Ильичем Толстым; в этом браке родился Лев Толстой. На лето владельцы уезжали в свою «подмосковную» Знаменское-Садки и сдавали дворец внаём. В 1849-50 годах в доме Трубецких квартировал Дмитрий Менделеев.

В 1861 г. вдова князя Юрия Ивановича Трубецкого продала дом за 125 тысяч рублей под размещение 4-й мужской гимназии, в которой учились создатель аэродинамики Николай Жуковский, философ Владимир Соловьев, театральный режиссёр и критик Константин Станиславский, филолог Алексей Шахматов, писатель Алексей Ремизов и политический деятель Николай Астров. После Октябрьской революции гимназия была закрыта, домашняя церковь упразднена, а находившиеся в ней церковная утварь и убранство были переданы в сельский храм Коломенского уезда. Помещения дома по решению революционных властей были обращены в коммунальные квартиры и заселены рабочими и служащими. В тяжёлые годы гражданской войны все деревянные элементы убранства дома — декор, паркет, лестницы, перила, двери, мебель были полностью уничтожены или использованы для отопления и обогрева помещений в зимнее время. Кроме коммуналок в здании также размещались, сменяя друг друга, различные учреждения и организации. С 1924 года до 1930-х годов в помещениях дворца располагалось общежитие студентов Московского института инженеров транспорта.

После окончания Великой Отечественной войны, коммуналки начали постепенно расселяться. На втором этаже здания расположился Дом пионеров и школьников Красногвардейского района г. Москвы.
О. С. Павлищева вспоминала, что в детстве её с братом Сашей Пушкиным возили учиться танцам к Трубецким на Покровку. Считается, что именно здесь, в «доме-комоде» князя И. Д. Трубецкого, состоялся сговор о свадьбе его племянницы М. Н. Волконской с графом Николаем Ильичем Толстым; в этом браке родился Лев Толстой. На лето владельцы уезжали в свою «подмосковную» Знаменское-Садки и сдавали дворец внаём. В 1849-50 годах в доме Трубецких квартировал Дмитрий Менделеев. В 1861 г. вдова князя Юрия Ивановича Трубецкого продала дом за 125 тысяч рублей под размещение 4-й мужской гимназии, в которой учились создатель аэродинамики Николай Жуковский, философ Владимир Соловьев, театральный режиссёр и критик Константин Станиславский, филолог Алексей Шахматов, писатель Алексей Ремизов и политический деятель Николай Астров. После Октябрьской революции гимназия была закрыта, домашняя церковь упразднена, а находившиеся в ней церковная утварь и убранство были переданы в сельский храм Коломенского уезда. Помещения дома по решению революционных властей были обращены в коммунальные квартиры и заселены рабочими и служащими. В тяжёлые годы гражданской войны все деревянные элементы убранства дома — декор, паркет, лестницы, перила, двери, мебель были полностью уничтожены или использованы для отопления и обогрева помещений в зимнее время. Кроме коммуналок в здании также размещались, сменяя друг друга, различные учреждения и организации. С 1924 года до 1930-х годов в помещениях дворца располагалось общежитие студентов Московского института инженеров транспорта. После окончания Великой Отечественной войны, коммуналки начали постепенно расселяться. На втором этаже здания расположился Дом пионеров и школьников Красногвардейского района г. Москвы.
Памятник Николаю Гавриловичу Чернышевскому установлен в 1988 году в Москве в сквере у площади Покровские Ворота. Авторы монумента — скульптор Ю. Г. Нерода и архитектор В. А. Петербуржцев. Он входит в список выявленных городских памятников, подлежащих учёту и охране и нуждающихся в первоочередном поддержании в экспозиционном виде. Место установки памятника связано с тем, что проходящая здесь улица Покровка на тот момент носила имя Чернышевского
Памятник Николаю Гавриловичу Чернышевскому установлен в 1988 году в Москве в сквере у площади Покровские Ворота. Авторы монумента — скульптор Ю. Г. Нерода и архитектор В. А. Петербуржцев. Он входит в список выявленных городских памятников, подлежащих учёту и охране и нуждающихся в первоочередном поддержании в экспозиционном виде. Место установки памятника связано с тем, что проходящая здесь улица Покровка на тот момент носила имя Чернышевского
Примета времени эпохи коронавируса - множество Яндекс-курьеров. Любопытно что почти все они среднеазиаты
Примета времени эпохи коронавируса - множество Яндекс-курьеров. Любопытно что почти все они среднеазиаты
И только один из них славянин. Любопытно что он сидел отдельно от гостей из Средней Азии. Даже в этом трудовом коллективе разделение по нац. признаку! По его словам работы сейчас не так много как хотелось бы. Но работа ему нравится. Катаешься по Москве на велосипеде, так еще и каких-то денег можно заработать. Для студента самое то
И только один из них славянин. Любопытно что он сидел отдельно от гостей из Средней Азии. Даже в этом трудовом коллективе разделение по нац. признаку! По его словам работы сейчас не так много как хотелось бы. Но работа ему нравится. Катаешься по Москве на велосипеде, так еще и каких-то денег можно заработать. Для студента самое то
Не так давно строители обнаружили  фундамент основания стен "Белого города". Белый город — историческая местность Москвы внутри несохранившихся стен Белого города (а ныне бульваров), но вне Китай-города и Кремля. Включала в себя такие районы, как Занеглименье, Кучково поле и Кулишки.

В летописных источниках Белым городом называлась и сама крепостная стена. Это третья (после стен Кремля и Китай-города) крепостная стена Москвы.
Не так давно строители обнаружили фундамент основания стен "Белого города". Белый город — историческая местность Москвы внутри несохранившихся стен Белого города (а ныне бульваров), но вне Китай-города и Кремля. Включала в себя такие районы, как Занеглименье, Кучково поле и Кулишки. В летописных источниках Белым городом называлась и сама крепостная стена. Это третья (после стен Кремля и Китай-города) крепостная стена Москвы.
Бытуют разные объяснения названия Белый город. П. В. Сытин в своей книге «Из истории московских улиц» объясняет происхождение названия тем,

что в XVI—XVII вв. здесь жили главным образом бояре и дворяне, находившиеся на постоянной царской службе, почему земля, занятая их дворами называлась «белой» — то есть была освобождена от земельных налогов, которыми облагались «чёрные» земли ремесленников, торговцев и землепашцев.

Название Белый город может происходить и от того, что кирпичные стены крепости были выкрашены белой известью.

В этой первой деревянной стене лежит другой город, обнесённый каменной стеной, бело-набело выштукатуренною и украшенною множеством башен и зубцов; жители зовут эту часть города «Царь-Град». Встречаемое в летописях наименование Царёв город могло объясняться тем, что здесь жили в основном царёвы, государевы люди. На левом берегу реки Неглинной при Иване III был выстроен Пушечный двор. С западной стороны от кремля Иван Грозный поселил своих опричников (т.н. Опричный двор).
Бытуют разные объяснения названия Белый город. П. В. Сытин в своей книге «Из истории московских улиц» объясняет происхождение названия тем, что в XVI—XVII вв. здесь жили главным образом бояре и дворяне, находившиеся на постоянной царской службе, почему земля, занятая их дворами называлась «белой» — то есть была освобождена от земельных налогов, которыми облагались «чёрные» земли ремесленников, торговцев и землепашцев. Название Белый город может происходить и от того, что кирпичные стены крепости были выкрашены белой известью. В этой первой деревянной стене лежит другой город, обнесённый каменной стеной, бело-набело выштукатуренною и украшенною множеством башен и зубцов; жители зовут эту часть города «Царь-Град». Встречаемое в летописях наименование Царёв город могло объясняться тем, что здесь жили в основном царёвы, государевы люди. На левом берегу реки Неглинной при Иване III был выстроен Пушечный двор. С западной стороны от кремля Иван Грозный поселил своих опричников (т.н. Опричный двор).
Белый город стал застраиваться в XIV веке. Ближе к концу века вокруг него был прорыт ров и насыпан вал. В пределах этой местности находился загородный двор великого князя, а также усадьбы ряда бояр. Название Старосадского переулка указывает на наличие садов в округе. Территория Белого города была защищена крепостной стеной по решению правительства, возглавляемого боярином Борисом Годуновым, после того, как прежние деревянные укрепления на земляном валу сгорели при набеге крымских татар в 1571 году. Строительство велось в начале 1590-х годов, точные даты начала и окончания строительства дискуссионны. Строительство возглавил известный зодчий Фёдор Конь.

Современники, в том числе многие иностранцы, исключительно высоко оценивали архитектурно–художественные достоинства творения Федора Коня, придававшего старой Москве большую красоту, стройность, величие. Что же касается военно–инженерных достоинств Белого города, то еще до окончания строительства они, по–видимому, произвели такое впечатление на подошедшего летом 1591 года к Москве со своим войском крымского хана Казы–Гирея, что тот не решился на штурм города и поспешил отступить от русской столицы.  При Екатерине II было принято решение об окончательном сносе стены и башен Белого города. На их месте высаживались деревья, и эти зелёные насаждения образовали современное Бульварное кольцо.
Белый город стал застраиваться в XIV веке. Ближе к концу века вокруг него был прорыт ров и насыпан вал. В пределах этой местности находился загородный двор великого князя, а также усадьбы ряда бояр. Название Старосадского переулка указывает на наличие садов в округе. Территория Белого города была защищена крепостной стеной по решению правительства, возглавляемого боярином Борисом Годуновым, после того, как прежние деревянные укрепления на земляном валу сгорели при набеге крымских татар в 1571 году. Строительство велось в начале 1590-х годов, точные даты начала и окончания строительства дискуссионны. Строительство возглавил известный зодчий Фёдор Конь. Современники, в том числе многие иностранцы, исключительно высоко оценивали архитектурно–художественные достоинства творения Федора Коня, придававшего старой Москве большую красоту, стройность, величие. Что же касается военно–инженерных достоинств Белого города, то еще до окончания строительства они, по–видимому, произвели такое впечатление на подошедшего летом 1591 года к Москве со своим войском крымского хана Казы–Гирея, что тот не решился на штурм города и поспешил отступить от русской столицы. При Екатерине II было принято решение об окончательном сносе стены и башен Белого города. На их месте высаживались деревья, и эти зелёные насаждения образовали современное Бульварное кольцо.
Покро́вские каза́рмы (Па́вловские, Дзéржинские)— исторические казармы в Басманном районе.

Первое здание казарменного назначения, построенное в нынешней столице государства. Расположены по почтовому адресу Покровский бульвар, дом № 3.

Строительство Покровских казарм было начато в 1798 году по указу императора Павла I, из-за чего они также иногда назывались Павловскими. Здание возводилось на средства горожан, за что те освобождались от постойной повинности.   Изначально в Покровских казармах размещались мушкетёрские части. С 1904 года в здании были расквартированы 3-й и 4-й батальоны лейб-гренадерского Екатеринославского полка и 7-й гренадерский Самогитский полк. С началом Первой мировой войны казармы занял 56-й пехотный запасный полк. Теперь в здании "Лукойл"
Покро́вские каза́рмы (Па́вловские, Дзéржинские)— исторические казармы в Басманном районе. Первое здание казарменного назначения, построенное в нынешней столице государства. Расположены по почтовому адресу Покровский бульвар, дом № 3. Строительство Покровских казарм было начато в 1798 году по указу императора Павла I, из-за чего они также иногда назывались Павловскими. Здание возводилось на средства горожан, за что те освобождались от постойной повинности. Изначально в Покровских казармах размещались мушкетёрские части. С 1904 года в здании были расквартированы 3-й и 4-й батальоны лейб-гренадерского Екатеринославского полка и 7-й гренадерский Самогитский полк. С началом Первой мировой войны казармы занял 56-й пехотный запасный полк. Теперь в здании "Лукойл"
Прогуляемся по Покровскому бульвару (элементу Бульварного кольца) на юг в сторону Яузы и Таганского района. Местности вдоль стены Белого города активно заселялись в XVII века — украинскими выходцами в районе Хохловской площади, царскими шатерничими (барашами) к югу от неё. В XVIII веке земли перешли в руки высшей знати — Кантемиров, Ромодановских, Щербатовых, Дурново и других. Стена Белого города была снесена ещё в 1760 году, а бульвар устроен только в 1820-х годах, когда пожар 1812 года расчистил пространство бульваров от стихийной застройки.
Прогуляемся по Покровскому бульвару (элементу Бульварного кольца) на юг в сторону Яузы и Таганского района. Местности вдоль стены Белого города активно заселялись в XVII века — украинскими выходцами в районе Хохловской площади, царскими шатерничими (барашами) к югу от неё. В XVIII веке земли перешли в руки высшей знати — Кантемиров, Ромодановских, Щербатовых, Дурново и других. Стена Белого города была снесена ещё в 1760 году, а бульвар устроен только в 1820-х годах, когда пожар 1812 года расчистил пространство бульваров от стихийной застройки.
Храм Трёх Святителей на Кулишках — православный храм Богоявленского благочиния. Храм Трёх Святителей расположен в историческом районе Москвы, который раньше называли Кулишки. «Кулишки» (правильнее кулижки) — старинное русское слово, трактуемое различными источниками по-разному. Среди вариантов значений можно найти и топкое, болотистое место и лес после порубки. Старинный район Кулишки был расположен в месте слияния Москвы-реки и Яузы. В настоящее время это район Солянки с прилегающими переулками до Яузского бульвара и набережной Яузы и вся территория бывшего Воспитательного дома. Рельеф местности здесь был очень живописный. В центре района возвышался холм, который пересекала речка Рачка (в XVIII веке она была спрятана в трубу). В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домо́вой церковью, освящённой во имя Святого князя Владимира, известный в настоящее время как Храм Святого Владимира в Старых Садех. На склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями. Рядом с садами были расположены государевы конюшни. На конном дворе была построена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра, которых в народе почитали, как покровителей лошадей
Храм Трёх Святителей на Кулишках — православный храм Богоявленского благочиния. Храм Трёх Святителей расположен в историческом районе Москвы, который раньше называли Кулишки. «Кулишки» (правильнее кулижки) — старинное русское слово, трактуемое различными источниками по-разному. Среди вариантов значений можно найти и топкое, болотистое место и лес после порубки. Старинный район Кулишки был расположен в месте слияния Москвы-реки и Яузы. В настоящее время это район Солянки с прилегающими переулками до Яузского бульвара и набережной Яузы и вся территория бывшего Воспитательного дома. Рельеф местности здесь был очень живописный. В центре района возвышался холм, который пересекала речка Рачка (в XVIII веке она была спрятана в трубу). В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домо́вой церковью, освящённой во имя Святого князя Владимира, известный в настоящее время как Храм Святого Владимира в Старых Садех. На склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями. Рядом с садами были расположены государевы конюшни. На конном дворе была построена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра, которых в народе почитали, как покровителей лошадей
В XVI веке великокняжеская усадьба была перенесена в село Рубцово-Покровское, в связи с тем, что юго-восточная часть Белого города стала активно заселяться. Церкви, располагавшиеся ранее в резиденциях, стали приходскими, при них образовались погосты. Сложившаяся в то время сеть улиц и переулков сохранилась до настоящего времени. Весь холм был назван «Ивановской горкой» в честь основанного здесь монастыря во имя Рождества Иоанна Предтечи.
В XVI веке великокняжеская усадьба была перенесена в село Рубцово-Покровское, в связи с тем, что юго-восточная часть Белого города стала активно заселяться. Церкви, располагавшиеся ранее в резиденциях, стали приходскими, при них образовались погосты. Сложившаяся в то время сеть улиц и переулков сохранилась до настоящего времени. Весь холм был назван «Ивановской горкой» в честь основанного здесь монастыря во имя Рождества Иоанна Предтечи.
В 1674 году на средства прихожан был выстроен новый каменный храм. Здание храма сделали двухэтажным, разместив колокольню на углу. На нижнем этаже расположили теплые приделы — Трехсвятительский с юга и Флоролаврский с севера. Верхняя неотапливаемая часть храма была освящена в честь Святой Живоначальной Троицы.


Главы церкви покрыты лемехом
Расположение церкви было очень удачным — на вершине Ивановской горки. Фасады храма украсили узорными наличниками и порталами, на верхний этаж вели высокие крыльца, расположенные в ряд апсиды тёплых приделов завершались крытыми лемехом главами.

Впоследствии в XVIII—XIX веках здание храма несколько раз перестраивалось.
В 1674 году на средства прихожан был выстроен новый каменный храм. Здание храма сделали двухэтажным, разместив колокольню на углу. На нижнем этаже расположили теплые приделы — Трехсвятительский с юга и Флоролаврский с севера. Верхняя неотапливаемая часть храма была освящена в честь Святой Живоначальной Троицы. Главы церкви покрыты лемехом Расположение церкви было очень удачным — на вершине Ивановской горки. Фасады храма украсили узорными наличниками и порталами, на верхний этаж вели высокие крыльца, расположенные в ряд апсиды тёплых приделов завершались крытыми лемехом главами. Впоследствии в XVIII—XIX веках здание храма несколько раз перестраивалось.
В 1927 году храм был закрыт, его здание передали Мясницкой тюрьме. Церковные ценности были вывезены, исчезла местночтимая икона Богоматери «Прозрение очес». Здание храма обезглавили, снесли также и шатёр колокольни.

В 1930-е годы здание было передано НКВД. После надстройки 4-го этажа здание храма было превращено в коммуналку.

В 1950-е годы была разрушена ограда.

В 1960-е годы здание использовалось под нужды различных контор. В это же время ВООПИиК начало его реставрацию. Архитектор-реставратор А. И. Окунев решил воссоздать первоначальный облик храма. Была восстановлена колокольня на углу, главы, декор фасадов XVII века. Сохранившаяся часть второй колокольни напоминает о поздних перестройках.

Начиная с 1987 года, в здании храма разместилась мультипликационная студия «Пилот». Помните смешные мультики от "Пилота"?
В 1927 году храм был закрыт, его здание передали Мясницкой тюрьме. Церковные ценности были вывезены, исчезла местночтимая икона Богоматери «Прозрение очес». Здание храма обезглавили, снесли также и шатёр колокольни. В 1930-е годы здание было передано НКВД. После надстройки 4-го этажа здание храма было превращено в коммуналку. В 1950-е годы была разрушена ограда. В 1960-е годы здание использовалось под нужды различных контор. В это же время ВООПИиК начало его реставрацию. Архитектор-реставратор А. И. Окунев решил воссоздать первоначальный облик храма. Была восстановлена колокольня на углу, главы, декор фасадов XVII века. Сохранившаяся часть второй колокольни напоминает о поздних перестройках. Начиная с 1987 года, в здании храма разместилась мультипликационная студия «Пилот». Помните смешные мультики от "Пилота"?
В 1991 году была сформирована православная община храма, её возглавил протоиерей Владислав Свешников.


Иконостас «верхнего» придела
30 июня 1992 года здание храма было возвращено Русской православной церкви. Мультипликаторы освободили здание через 4 года, когда для них было найдено новое помещение.

6 июля 1996 года в день празднования Владимирской иконы Божией Матери в верхнем приделе во имя Живоначальной Троицы была отслужена первая литургия.

В 1996 году для служения в храме рукоположён иерей Александр Прокопчук.
В 1991 году была сформирована православная община храма, её возглавил протоиерей Владислав Свешников. Иконостас «верхнего» придела 30 июня 1992 года здание храма было возвращено Русской православной церкви. Мультипликаторы освободили здание через 4 года, когда для них было найдено новое помещение. 6 июля 1996 года в день празднования Владимирской иконы Божией Матери в верхнем приделе во имя Живоначальной Троицы была отслужена первая литургия. В 1996 году для служения в храме рукоположён иерей Александр Прокопчук.
Мы на знаменитой "Хитровке". Хитров рынок конца 19 века воспел в своих произведениях Гиляровский. Находясь на коронавирусе я прослушал все его аудиокниги о старой Москве. Поэтому мне было любопытно очень
Мы на знаменитой "Хитровке". Хитров рынок конца 19 века воспел в своих произведениях Гиляровский. Находясь на коронавирусе я прослушал все его аудиокниги о старой Москве. Поэтому мне было любопытно очень
Прошло150 лет, но глядя на этот трешь в центре Москвы кажется что со времён трактира "Каторга" ничего не изменилось. Впрочем знаменитая Хитровская площадь заслуживает отдельного последующего рассказа
Прошло150 лет, но глядя на этот трешь в центре Москвы кажется что со времён трактира "Каторга" ничего не изменилось. Впрочем знаменитая Хитровская площадь заслуживает отдельного последующего рассказа
Вновь возвращаюсь на бульвар где обнаружил памятник Расулу Гамзатову. Здесь Покровский бульвар плавно перетекает в Яузский
Вновь возвращаюсь на бульвар где обнаружил памятник Расулу Гамзатову. Здесь Покровский бульвар плавно перетекает в Яузский
Храм Троицы Живоначальной в Серебряниках. Церковь получила своё название от места жительства мастеров находившегося здесь Денежного (Серебряного) двора, которых в Москве называли «серебряники». Точной даты возникновения храма на этом месте не известно, но по некоторым данным она существовала ещё до восшествия на престол Романовых. В письменных источниках за 1620 год церковь числится деревянной, а за 1657 уже каменной. В данных за 1722 год упоминается придел во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1750 году строится второй придел во имя Василия Великого.
Храм Троицы Живоначальной в Серебряниках. Церковь получила своё название от места жительства мастеров находившегося здесь Денежного (Серебряного) двора, которых в Москве называли «серебряники». Точной даты возникновения храма на этом месте не известно, но по некоторым данным она существовала ещё до восшествия на престол Романовых. В письменных источниках за 1620 год церковь числится деревянной, а за 1657 уже каменной. В данных за 1722 год упоминается придел во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1750 году строится второй придел во имя Василия Великого.
С 1764 по 1768 годы Афанасий Гончаров, усадьба которого находилась рядом с храмом, возводит колокольню. Некоторые исследователи полагают, что проект колокольни принадлежит Карлу Бланку. В 1781 году храм полностью перестраивается, от старого каменного храма остается только подклет и частично стены, колокольня переносится ближе к Яузской улице. Деньги на перестройку церкви пожертвовала купчиха Татьяна Суровщикова. В 1890 году трапезная расширена архитектором В. Ф. Жигардловичем. Храм закрыт в 1917 году, сначала в здании располагают жилые помещения, а потом переоборудуют его под склад. В 1959 году здание начали ремонтировать, в связи с ожидаемым визитом в Москву президента США Эйзенхауэра. Но поскольку визит не состоялся, работы свернули в 1960 году, при этом леса вокруг здания простояли до 1965 года. Ещё одну попытку ремонта предприняли в 1977—1978 годах, без существенных результатов. В 1990 году в здании храма располагают склад студии «Диафильм». Возвращён Русской православной церкви в 1993 году. Постоянные богослужения проводятся с 2001 года.
Примета времени. Куча московских подростках (и великовозрастных недорослей) гоняют на таких самокатах
Примета времени. Куча московских подростках (и великовозрастных недорослей) гоняют на таких самокатах
Жило́й дом на Котельническо́й на́бережной — одна из семи реализованных сталинских высоток в Москве. Здание расположено близ места слияния Яузы с Москвой-рекой таким образом, что два боковых корпуса стоят вдоль Котельнической и Подгорской набережных. Высотка строилась как «город в городе» в 1938—1940 и 1948—1952 годах. Авторы проекта — архитекторы Дмитрий Чечулин и Андрей Ростковский, а главный инженер — Л. М. Гохман.

Центральный высотный корпус насчитывает 32 этажа, его высота вместе со шпилем составляет 176 м, этажность боковых корпусов — от 8 до 10. Изначально в доме было 540 квартир. Сопоставляя воспоминания свидетелей и анализируя косвенные данные, современные историки приходят к заключению, что непосредственным куратором всех работ был лично Сталин. Так, в 1949 году Ростковский написал:

«	Рассматривая первые эскизы дома, выполненные ещё два года назад, и сравнивая их с окончательным проектом здания, вновь и вновь убеждаешься в том, что только в результате огромной помощи, оказанной авторам проектов, только в результате неоценимых по значению руководящих указаний партии и правительства оказалось возможным успешно справиться со сложнейшими творческими задачами, которые были выдвинуты перед советскими архитекторами в связи с проектированием многоэтажных зданий столицы.	»
Историки полагают, что в рамках сталинской модели управления под словом «правительство» подразумевался непосредственно Секретарь ЦК ВКП(б)
Жило́й дом на Котельническо́й на́бережной — одна из семи реализованных сталинских высоток в Москве. Здание расположено близ места слияния Яузы с Москвой-рекой таким образом, что два боковых корпуса стоят вдоль Котельнической и Подгорской набережных. Высотка строилась как «город в городе» в 1938—1940 и 1948—1952 годах. Авторы проекта — архитекторы Дмитрий Чечулин и Андрей Ростковский, а главный инженер — Л. М. Гохман. Центральный высотный корпус насчитывает 32 этажа, его высота вместе со шпилем составляет 176 м, этажность боковых корпусов — от 8 до 10. Изначально в доме было 540 квартир. Сопоставляя воспоминания свидетелей и анализируя косвенные данные, современные историки приходят к заключению, что непосредственным куратором всех работ был лично Сталин. Так, в 1949 году Ростковский написал: « Рассматривая первые эскизы дома, выполненные ещё два года назад, и сравнивая их с окончательным проектом здания, вновь и вновь убеждаешься в том, что только в результате огромной помощи, оказанной авторам проектов, только в результате неоценимых по значению руководящих указаний партии и правительства оказалось возможным успешно справиться со сложнейшими творческими задачами, которые были выдвинуты перед советскими архитекторами в связи с проектированием многоэтажных зданий столицы. » Историки полагают, что в рамках сталинской модели управления под словом «правительство» подразумевался непосредственно Секретарь ЦК ВКП(б)
В ходе строительства всех сталинских высоток инженеры столкнулись с многочисленными проблемами. Во-первых, слабые московские грунты — супеси, пески, суглинки — не подходят для строительства высоких тяжелых зданий. Чтобы решить эту задачу, пришлось создавать массивные дорогостоящие фундаменты. Во-вторых, у отечественных специалистов отсутствовал соответствующий опыт, поэтому учиться им приходилось непосредственно на строительной площадке. В-третьих, в стране отсутствовала необходимая техника. Скорость работ обеспечивалась в том числе использованием труда заключённых, что было не исключением (подобный пример был при строительстве высотки МГУ). Согласно данным, опубликованным организацией «Мемориал», в строительстве дома на Котельнической набережной в 1948—1954 годах принимали участие заключённые ГУЛАГа. Вплоть до 1953-го тюремный лагерь находился непосредственно на строительной площадке, а последний год заключённых возили из лагеря, расположенном в Заморинском переулке.
В ходе строительства всех сталинских высоток инженеры столкнулись с многочисленными проблемами. Во-первых, слабые московские грунты — супеси, пески, суглинки — не подходят для строительства высоких тяжелых зданий. Чтобы решить эту задачу, пришлось создавать массивные дорогостоящие фундаменты. Во-вторых, у отечественных специалистов отсутствовал соответствующий опыт, поэтому учиться им приходилось непосредственно на строительной площадке. В-третьих, в стране отсутствовала необходимая техника. Скорость работ обеспечивалась в том числе использованием труда заключённых, что было не исключением (подобный пример был при строительстве высотки МГУ). Согласно данным, опубликованным организацией «Мемориал», в строительстве дома на Котельнической набережной в 1948—1954 годах принимали участие заключённые ГУЛАГа. Вплоть до 1953-го тюремный лагерь находился непосредственно на строительной площадке, а последний год заключённых возили из лагеря, расположенном в Заморинском переулке.
20 августа 2014 года, во время конфликта на востоке Украины, на шпиле высотки был замечен украинский флаг, который провисел там около трёх часов. Тогда же половина звезды, венчающей шпиль высотки, была покрашена в голубой цвет, из-за чего она приобрела расцветку украинского флага. По данному случаю, охарактеризованному как вандализм, было возбуждено уголовное дело, позже переквалифицированное в хулиганство.
20 августа 2014 года, во время конфликта на востоке Украины, на шпиле высотки был замечен украинский флаг, который провисел там около трёх часов. Тогда же половина звезды, венчающей шпиль высотки, была покрашена в голубой цвет, из-за чего она приобрела расцветку украинского флага. По данному случаю, охарактеризованному как вандализм, было возбуждено уголовное дело, позже переквалифицированное в хулиганство.
В Устинском сквере памятник пограничникам
 В этом месте его установили не случайно.
В этом месте его установили не случайно.
Именно здесь когда-то проходила одна из границ Москвы (так называемого Белого города).
Именно здесь когда-то проходила одна из границ Москвы (так называемого Белого города).
Дом с атлантами закрыт сеткой на реставрацию — обиходное название бывшего доходного дома с чайным магазином Торгового дома «Д. и А. Расторгуевы» на улице Солянка.  Дом построен в 1882 г. по проекту архитектора В. Н. Карнеева. Выявленный объект культурного наследия; входит в состав пяти кварталов достопримечательного места «Хитровка». 12 марта 2016 года в доме был проведён общественный субботник с целью предотвращения вандализма, в котором участвовало более 70 человек. Были забиты окна первого этажа, вставлены замки. К «Ночи музеев» была приурочена акция «Художественные сокровища „Дома с атлантами“», проведённая градозащитниками при поддержке Третьяковской галереи
Дом с атлантами закрыт сеткой на реставрацию — обиходное название бывшего доходного дома с чайным магазином Торгового дома «Д. и А. Расторгуевы» на улице Солянка. Дом построен в 1882 г. по проекту архитектора В. Н. Карнеева. Выявленный объект культурного наследия; входит в состав пяти кварталов достопримечательного места «Хитровка». 12 марта 2016 года в доме был проведён общественный субботник с целью предотвращения вандализма, в котором участвовало более 70 человек. Были забиты окна первого этажа, вставлены замки. К «Ночи музеев» была приурочена акция «Художественные сокровища „Дома с атлантами“», проведённая градозащитниками при поддержке Третьяковской галереи
Храм Рождества́ Пресвятой Богородицы на Кули́шках (на Стре́лке). В 1547 году на этом месте упоминается деревянная церковь Рождества Богородицы на Кулишках (на Стрелке) — на развилке двух древних дорог — в Заяузье (Улица Солянка; бывшая Большая Коломенская дорога, доходящая до Коломны на Оке и далее идущая в Рязанское княжество), и в великокняжеское село Воронцово на Воронцовом поле (Подколокольный переулок).

В связи с расположением здания церкви у места сбора общерусского войска на Васильевском лугу перед походом на Куликово поле и посвящением главного престола Рождеству Пресвятой Богородицы, известный историк и архивист начала XIX века А. Ф. Малиновский в своём фундаментальном рукописном труде «Обозрение Москвы» связывал первоначальную постройку деревянного храма на этом месте с увековечиванием памяти русских воинов, павших на Донском побоище 8 сентября 1380 года. Поскольку его труд впервые был опубликован лишь в 1992 году, эта важная информация оставалась совершенно не замеченной почти 170 лет.
Храм Рождества́ Пресвятой Богородицы на Кули́шках (на Стре́лке). В 1547 году на этом месте упоминается деревянная церковь Рождества Богородицы на Кулишках (на Стрелке) — на развилке двух древних дорог — в Заяузье (Улица Солянка; бывшая Большая Коломенская дорога, доходящая до Коломны на Оке и далее идущая в Рязанское княжество), и в великокняжеское село Воронцово на Воронцовом поле (Подколокольный переулок). В связи с расположением здания церкви у места сбора общерусского войска на Васильевском лугу перед походом на Куликово поле и посвящением главного престола Рождеству Пресвятой Богородицы, известный историк и архивист начала XIX века А. Ф. Малиновский в своём фундаментальном рукописном труде «Обозрение Москвы» связывал первоначальную постройку деревянного храма на этом месте с увековечиванием памяти русских воинов, павших на Донском побоище 8 сентября 1380 года. Поскольку его труд впервые был опубликован лишь в 1992 году, эта важная информация оставалась совершенно не замеченной почти 170 лет.
Нынешнее здание Рождественского храма в стиле зрелого классицизма построено по проекту архитектора Д. Балашова (по другим сведениям — братом В. И. Баженова — Дмитрием Баженовым) в 1803—1804 годах на месте старого, при колокольне и трапезной, отстроенных в 1801—1802 годы.

Храм сильно пострадал во время пожара 1812 года: огонь уничтожил ротонду, были похищены серебряные оклады икон, венцы, лампады, одежды, антиминсы.Храм был закрыт в 1935 году, обезглавлен, но устоял. В советское время в здании церкви размещались: скульптурная мастерская, «Леспроект», рентгено-радиологический институт, медицинские учреждения, салон красоты.
Нынешнее здание Рождественского храма в стиле зрелого классицизма построено по проекту архитектора Д. Балашова (по другим сведениям — братом В. И. Баженова — Дмитрием Баженовым) в 1803—1804 годах на месте старого, при колокольне и трапезной, отстроенных в 1801—1802 годы. Храм сильно пострадал во время пожара 1812 года: огонь уничтожил ротонду, были похищены серебряные оклады икон, венцы, лампады, одежды, антиминсы.Храм был закрыт в 1935 году, обезглавлен, но устоял. В советское время в здании церкви размещались: скульптурная мастерская, «Леспроект», рентгено-радиологический институт, медицинские учреждения, салон красоты.
С 1996 года является Патриаршим Аланским подворьем. Служба в храме совершается на церковнославянском и осетинском языках. В 2010 году перед церковью был установлен памятник «В память о жертвах трагедии в Беслане», автор — Зураб Церетели.
Здание московской хоральной синагоги.  Старейшая синагога Москвы. Расположена в Большом Спасоглинищевском переулке. Здание представляет собой купольную базилику. Интерьеры синагоги украшены растительными и геометрическими орнаментами. На южной стене расположена мозаика с изображением ливанского кедра, являющегося напоминанием о разрушенном храме Соломона. Синагога имеет четыре молельных зала с балконами-галереями для женщин. Также в здании находится Главный раввинат, Раввинский суд СНГ и Балтии, работает духовное училище. При синагоге открыт ресторан еврейской кухни и книжный магазин. 1 октября 2016 года на Хоральную синагогу было совершено нападение. Неизвестный ранил охранника из травматического пистолета. При себе у мужчины была канистра с горючей жидкостью, и, по его словам, он планировал поджечь себя на глазах у главного раввина России Адольфа Соломоновича Шаевича. Видите полицию на фото? Что-то только что тут случилось. Здесь всегда неспокойно
Здание московской хоральной синагоги. Старейшая синагога Москвы. Расположена в Большом Спасоглинищевском переулке. Здание представляет собой купольную базилику. Интерьеры синагоги украшены растительными и геометрическими орнаментами. На южной стене расположена мозаика с изображением ливанского кедра, являющегося напоминанием о разрушенном храме Соломона. Синагога имеет четыре молельных зала с балконами-галереями для женщин. Также в здании находится Главный раввинат, Раввинский суд СНГ и Балтии, работает духовное училище. При синагоге открыт ресторан еврейской кухни и книжный магазин. 1 октября 2016 года на Хоральную синагогу было совершено нападение. Неизвестный ранил охранника из травматического пистолета. При себе у мужчины была канистра с горючей жидкостью, и, по его словам, он планировал поджечь себя на глазах у главного раввина России Адольфа Соломоновича Шаевича. Видите полицию на фото? Что-то только что тут случилось. Здесь всегда неспокойно
В 1859 году царём Александром II был издан указ, благодаря которому строительство синагоги стало возможным. Указ позволял евреям, состоявшим в высшем купеческом звании, жить за пределами черты оседлости, в том числе и в столичных городах. Вскоре указ распространился и на евреев-учёных, выпускников университетов и ремесленников. Таким образом к 1890 году в Москве стало проживать около 35 тысяч евреев. Глава Московского еврейского общества Лазарь Поляков обратился к генерал-губернатору Москвы князю Владимиру Долгорукову с просьбой о строительстве молельного дома. В 1886 году община смогла выкупить землю в бывшей гончарной слободе. Территория была выбрана неслучайно: в соседнем Зарядье с 1830-х годов образовалось «еврейское гетто», где селились отбывшие рекрутскую повинность евреи. Таким образом можно было добраться до синагоги пешком в шаббат
В 1859 году царём Александром II был издан указ, благодаря которому строительство синагоги стало возможным. Указ позволял евреям, состоявшим в высшем купеческом звании, жить за пределами черты оседлости, в том числе и в столичных городах. Вскоре указ распространился и на евреев-учёных, выпускников университетов и ремесленников. Таким образом к 1890 году в Москве стало проживать около 35 тысяч евреев. Глава Московского еврейского общества Лазарь Поляков обратился к генерал-губернатору Москвы князю Владимиру Долгорукову с просьбой о строительстве молельного дома. В 1886 году община смогла выкупить землю в бывшей гончарной слободе. Территория была выбрана неслучайно: в соседнем Зарядье с 1830-х годов образовалось «еврейское гетто», где селились отбывшие рекрутскую повинность евреи. Таким образом можно было добраться до синагоги пешком в шаббат
строительство синагоги было приостановлено из-за жалобы прокурора Синода Константина Победоносцева. В своей жалобе он указал, что синагога с куполом оскорбляет чувства православных. По предписанию купол был разобран, а с фронтона здания убрали изображения Скрижалей Завета.

В 1891 году строительные работы были завершены, однако московские городские власти запретили открытие молельного дома. В 1892-м Московское еврейское общество получило предписание продать здание или обратить его в благотворительное заведение. Синагога была переоформлена в училище-приют, и такой статус сохранялся до 1897 года.

После революции 1905 года появился царский манифест о свободе вероисповедания. Восстановлением интерьеров занимался приглашённый общиной архитектор Роман Иванович Клейн. 1 июня 1906 года здание синагоги было открыто для верующих
строительство синагоги было приостановлено из-за жалобы прокурора Синода Константина Победоносцева. В своей жалобе он указал, что синагога с куполом оскорбляет чувства православных. По предписанию купол был разобран, а с фронтона здания убрали изображения Скрижалей Завета. В 1891 году строительные работы были завершены, однако московские городские власти запретили открытие молельного дома. В 1892-м Московское еврейское общество получило предписание продать здание или обратить его в благотворительное заведение. Синагога была переоформлена в училище-приют, и такой статус сохранялся до 1897 года. После революции 1905 года появился царский манифест о свободе вероисповедания. Восстановлением интерьеров занимался приглашённый общиной архитектор Роман Иванович Клейн. 1 июня 1906 года здание синагоги было открыто для верующих
напротив молельного дома была установлена композиция «Птица счастья» работы скульптора Игоря Бурганова, олицетворяющая дружбу народов и открыта символическая Стена Плача. Хоральная синагога продолжала свою работу и при СССР, несмотря на существовавшие гонения на верующих. В 1923 году Еврейский комиссариат издал постановление о закрытии синагог и передаче зданий под школы. Однако благодаря протестам верующих решение о закрытии было отменено. В том же году ВЦИК Совета народных комиссаров постановил передать находящуюся в здании библиотеку Белорусскому государственному университету. Спустя три года часть помещений была передана «Текстильстрою», в 1960-х ещё часть отдана под резервную шахту Метрополитена.

11 сентября 1948 года синагогу посетила Голда Меир — первый посол Израиля в СССР. В торжественной обстановке были переданы свиток Торы, привезённый из Израиля, и благотворительное пожертвование
напротив молельного дома была установлена композиция «Птица счастья» работы скульптора Игоря Бурганова, олицетворяющая дружбу народов и открыта символическая Стена Плача. Хоральная синагога продолжала свою работу и при СССР, несмотря на существовавшие гонения на верующих. В 1923 году Еврейский комиссариат издал постановление о закрытии синагог и передаче зданий под школы. Однако благодаря протестам верующих решение о закрытии было отменено. В том же году ВЦИК Совета народных комиссаров постановил передать находящуюся в здании библиотеку Белорусскому государственному университету. Спустя три года часть помещений была передана «Текстильстрою», в 1960-х ещё часть отдана под резервную шахту Метрополитена. 11 сентября 1948 года синагогу посетила Голда Меир — первый посол Израиля в СССР. В торжественной обстановке были переданы свиток Торы, привезённый из Израиля, и благотворительное пожертвование
Храм Никола́я Чудотво́рца в Клённиках (или в Бли́нниках). Храм расположен в Белом городе в Басманном районе Центрального административного округа города Москвы (улица Маросейка, дом 5). Сигизмунд Кржижановский так описывал эволюцию наименования храма:
На Маросейке и сейчас есть зажатая меж высоких домов церковка Николая Чудотворца. Церковка очень давней стройки: когда-то, когда вместо кирпича домов вокруг неё росли клёны, называлась Никола в Клённиках; но клёны срубили (1504) и стали строить по соседству оружейные мастерские для изготовления и прокалки клинков, тогда церковь стала называться Никола в Клинниках; и наконец, когда на месте разрушенных оружейных построили блинное заведение, Никола, чуть шевельнув буквами, стал называть себя Никола в Блинниках.
Храм Никола́я Чудотво́рца в Клённиках (или в Бли́нниках). Храм расположен в Белом городе в Басманном районе Центрального административного округа города Москвы (улица Маросейка, дом 5). Сигизмунд Кржижановский так описывал эволюцию наименования храма: На Маросейке и сейчас есть зажатая меж высоких домов церковка Николая Чудотворца. Церковка очень давней стройки: когда-то, когда вместо кирпича домов вокруг неё росли клёны, называлась Никола в Клённиках; но клёны срубили (1504) и стали строить по соседству оружейные мастерские для изготовления и прокалки клинков, тогда церковь стала называться Никола в Клинниках; и наконец, когда на месте разрушенных оружейных построили блинное заведение, Никола, чуть шевельнув буквами, стал называть себя Никола в Блинниках.
Об этом памятнике героям Плевны я Вам уже рассказывал три года назад, когда прогуливался с "Москва-ход" от него по Лубянке и Мясницкой. Всё чаще гуляя по Москве я натыкаюсь на места где уже побывал. Всё меньше для меня столичных белых пятен
Об этом памятнике героям Плевны я Вам уже рассказывал три года назад, когда прогуливался с "Москва-ход" от него по Лубянке и Мясницкой. Всё чаще гуляя по Москве я натыкаюсь на места где уже побывал. Всё меньше для меня столичных белых пятен
Мы на Лубянке, но я Вам уже о ней рассказывал в 2017 году. В подготовке материала использованы сведения из Википедии. Продолжение об этом воскресном дне следует....
Мы на Лубянке, но я Вам уже о ней рассказывал в 2017 году. В подготовке материала использованы сведения из Википедии. Продолжение об этом воскресном дне следует....

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому