Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 12:57
https://www.gazeta.ru/social/2020/03/07/12994039.shtml?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_refe
Фотоальбом

Завершение прогулки по Басманному району

20
Москва — Россия Июль 2020

Пройдя по Басманному и Таганскому району к вечеру этого бесконечного дня я доплёлся до Армянского переулка.

В этом доме в Армянском переулке родился Юрий Нагибин
В этом доме в Армянском переулке родился Юрий Нагибин
Армя́нский переу́лок (название с конца XVIII века, ранее также Артамонов переулок, Никольский переулок, Столповский переулок) — переулок в Басманном районе Центрального административного округа города Москвы. Армянский переулок — по армянской диаспоре, существовавшей здесь с конца XVI века. Центром общины была купеческая семья Лазаревых, обосновавшаяся в переулке в середине XVIII века. Строения Армянского переулка сохранились во время страшного пожара 1812 года во многом благодаря слаженным действиям формирующейся армянской диаспоры, так, в книге о Фёдоре Тютчеве, а судьба поэта была неразрывно связана с Армянским переулком и его обитателями, литературный критик Вадим Кожинов, ссылаясь на «Материалы для истории Лазаревского института», пишет о том, что «некоторые пребывающие в Москве армяне» имели возможность предстать перед оккупантами в качестве иноземцев, оберегающих своё особенное достояние», цитируя «усердие и бдительность некоторых пребывающих в Москве тогда армян и еще соседей (по-видимому, и тютчевских людей, остававшихся в доме) отвратили бедствия пожара, и тем единственно спасена была эта часть древней столицы»
Армя́нский переу́лок (название с конца XVIII века, ранее также Артамонов переулок, Никольский переулок, Столповский переулок) — переулок в Басманном районе Центрального административного округа города Москвы. Армянский переулок — по армянской диаспоре, существовавшей здесь с конца XVI века. Центром общины была купеческая семья Лазаревых, обосновавшаяся в переулке в середине XVIII века. Строения Армянского переулка сохранились во время страшного пожара 1812 года во многом благодаря слаженным действиям формирующейся армянской диаспоры, так, в книге о Фёдоре Тютчеве, а судьба поэта была неразрывно связана с Армянским переулком и его обитателями, литературный критик Вадим Кожинов, ссылаясь на «Материалы для истории Лазаревского института», пишет о том, что «некоторые пребывающие в Москве армяне» имели возможность предстать перед оккупантами в качестве иноземцев, оберегающих своё особенное достояние», цитируя «усердие и бдительность некоторых пребывающих в Москве тогда армян и еще соседей (по-видимому, и тютчевских людей, остававшихся в доме) отвратили бедствия пожара, и тем единственно спасена была эта часть древней столицы»
Посольство Республики Беларусь. Не так давно проходили очередные выборы президента РБ. Упрямые молодые белорусы, работающие в Москве, стояли в многочасовой очереди чтобы проголосовать. А нам, россиянам, даже без очереди лень попу поднять и выполнить свой гражданский долг.
Посольство Республики Беларусь. Не так давно проходили очередные выборы президента РБ. Упрямые молодые белорусы, работающие в Москве, стояли в многочасовой очереди чтобы проголосовать. А нам, россиянам, даже без очереди лень попу поднять и выполнить свой гражданский долг.
У́лица Маросе́йка (в 1954—1990 годах — у́лица Богда́на Хмельни́цкого) — улица в Центральном административном округе Москвы (Басманный район).  Маросейка является частью древней Покровской улицы и получила своё название в XVII веке по Малороссийскому подворью (с искажением Малоросейка — Маросейка), которое находилось на углу Маросейки и Большого Златоустинского переулков, на месте нынешних домов 9 и 11. В подворье останавливались приезжавшие из Малороссии купцы, дипломаты, духовные деятели и другие.

В XVII веке Маросейка простиралась до Покровских ворот. Деление старой Покровки на Покровку и Маросейку установилось в первой половине XIX века (на атласе 1853 года улицы показаны в их нынешних границах).  В XV—XVI веках на Покровке располагались царские сады; «царская дорога» по Маросейке в Преображенское и Измайлово привлекала знать. В 1638 году из 83 домов на Маросейке 62 занимали представители боярских семей. В то же время на улице селились иностранцы. Сокращение православной паствы побудило духовенство искать защиты у Михаила Фёдоровича, и в 1643 году вышел указ, запрещавший скупку дворов иностранцами и закрывший т. н. ропаты — лютеранские молитвенные дома. Алексей Михайлович в 1652 году и вовсе выселил всех европейцев из города — в Немецкую слободу. В конце XVII — начале XVIII века на Маросейке жили Артамон Матвеев, Иван Милославский, Иван Мазепа.

После петровских реформ иностранцы вновь вернулись на Маросейку. В нынешнем Армянском переулке обосновалась купеческая династия армян Лазаревых, ставшая ядром московской армянской общины. На Маросейке жил полководец П. А. Румянцев-Задунайский, князья Барятинские, Салтыковы. Однако после пожара 1812 года, уничтожившего южную сторону улицы, все дома перешли в руки купечества.
У́лица Маросе́йка (в 1954—1990 годах — у́лица Богда́на Хмельни́цкого) — улица в Центральном административном округе Москвы (Басманный район). Маросейка является частью древней Покровской улицы и получила своё название в XVII веке по Малороссийскому подворью (с искажением Малоросейка — Маросейка), которое находилось на углу Маросейки и Большого Златоустинского переулков, на месте нынешних домов 9 и 11. В подворье останавливались приезжавшие из Малороссии купцы, дипломаты, духовные деятели и другие. В XVII веке Маросейка простиралась до Покровских ворот. Деление старой Покровки на Покровку и Маросейку установилось в первой половине XIX века (на атласе 1853 года улицы показаны в их нынешних границах). В XV—XVI веках на Покровке располагались царские сады; «царская дорога» по Маросейке в Преображенское и Измайлово привлекала знать. В 1638 году из 83 домов на Маросейке 62 занимали представители боярских семей. В то же время на улице селились иностранцы. Сокращение православной паствы побудило духовенство искать защиты у Михаила Фёдоровича, и в 1643 году вышел указ, запрещавший скупку дворов иностранцами и закрывший т. н. ропаты — лютеранские молитвенные дома. Алексей Михайлович в 1652 году и вовсе выселил всех европейцев из города — в Немецкую слободу. В конце XVII — начале XVIII века на Маросейке жили Артамон Матвеев, Иван Милославский, Иван Мазепа. После петровских реформ иностранцы вновь вернулись на Маросейку. В нынешнем Армянском переулке обосновалась купеческая династия армян Лазаревых, ставшая ядром московской армянской общины. На Маросейке жил полководец П. А. Румянцев-Задунайский, князья Барятинские, Салтыковы. Однако после пожара 1812 года, уничтожившего южную сторону улицы, все дома перешли в руки купечества.
Церковь бессребреников Космы и Дамиана Ассийских на Маросейке . До 1922 года отходящий от Маросейки у апсиды церкви переулок назывался по ней Козьмодемьянским (Космодамианским). Несмотря на относительно небольшой размер, церковь до сих пор является выразительной доминантой района.
Церковь бессребреников Космы и Дамиана Ассийских на Маросейке . До 1922 года отходящий от Маросейки у апсиды церкви переулок назывался по ней Козьмодемьянским (Космодамианским). Несмотря на относительно небольшой размер, церковь до сих пор является выразительной доминантой района.
Существующая церковь выстроена по проекту Матвея Казакова в 1791—1793 годах на месте древней обветшавшей церкви. Отделка закончена к 1803 году. Строительство велось на средства М. Р. Хлебникова, владельца дома, стоявшего по другую сторону улицы (Маросейка, 17).

Церковь Космы и Дамиана, основательно отремонтированная прихожанами в 1893 году, была закрыта в конце 1920-х годов. В ноябре 1929 года вышло постановление снести ограду под предлогом расширения движения. В начале 1930 годов планировалось снести церковь полностью. Власти разрешили перед сносом провести реставрационную фотофиксацию и обмеры.

Внутри церкви был устроен склад, а перед ним — пивная. В 1950-е годы пивную сломали. В 1950—1960-х годах внутри размещалась макетная мастерская; в 1965 году — клуб автомототуристов. В 1958 году на фасадах церкви была проведена научная реставрация, восстановлены золочёные главы и кресты. Интерьер храма тогда так и остался перестроенным.

В 1972 году вокруг церкви была возведена новая ограда — по образцу прежней, но не вполне её повторяющая. Тогда же позади храма выстроили высокое административное здание-коробку из стекла и пластика чёрного цвета. В публикациях того времени строительство этого административного здания подавалось как удачное сочетание нового и старого.

В 1992 году церковь временно передали для размещения библиотеки Академии живописи, ваяния и зодчества, однако уже через год она была возвращена Русской православной церкви. Композиция церкви необычна. В её основе находятся четыре цилиндрических объема: основная часть церкви, её апсида и приделы, равные по высоте апсиде. С западной стороны примыкают кубическая трапезная и колокольня, поставленные по продольной оси сооружения. По бокам приделов симметрично поставлены двухколонные портики. Трудная задача объединения группы цилиндрических объемов решена зодчим с удивительным мастерством.

Церковь Космы и Дамиана считается одним из наиболее ярких программных памятников зрелого московского классицизма. Развитие классицизма в направлении всё большего лаконизма выдвигало на первый план пластику основных масс здания, а здесь эта тенденция была выражена с наибольшей полнотой.
Существующая церковь выстроена по проекту Матвея Казакова в 1791—1793 годах на месте древней обветшавшей церкви. Отделка закончена к 1803 году. Строительство велось на средства М. Р. Хлебникова, владельца дома, стоявшего по другую сторону улицы (Маросейка, 17). Церковь Космы и Дамиана, основательно отремонтированная прихожанами в 1893 году, была закрыта в конце 1920-х годов. В ноябре 1929 года вышло постановление снести ограду под предлогом расширения движения. В начале 1930 годов планировалось снести церковь полностью. Власти разрешили перед сносом провести реставрационную фотофиксацию и обмеры. Внутри церкви был устроен склад, а перед ним — пивная. В 1950-е годы пивную сломали. В 1950—1960-х годах внутри размещалась макетная мастерская; в 1965 году — клуб автомототуристов. В 1958 году на фасадах церкви была проведена научная реставрация, восстановлены золочёные главы и кресты. Интерьер храма тогда так и остался перестроенным. В 1972 году вокруг церкви была возведена новая ограда — по образцу прежней, но не вполне её повторяющая. Тогда же позади храма выстроили высокое административное здание-коробку из стекла и пластика чёрного цвета. В публикациях того времени строительство этого административного здания подавалось как удачное сочетание нового и старого. В 1992 году церковь временно передали для размещения библиотеки Академии живописи, ваяния и зодчества, однако уже через год она была возвращена Русской православной церкви. Композиция церкви необычна. В её основе находятся четыре цилиндрических объема: основная часть церкви, её апсида и приделы, равные по высоте апсиде. С западной стороны примыкают кубическая трапезная и колокольня, поставленные по продольной оси сооружения. По бокам приделов симметрично поставлены двухколонные портики. Трудная задача объединения группы цилиндрических объемов решена зодчим с удивительным мастерством. Церковь Космы и Дамиана считается одним из наиболее ярких программных памятников зрелого московского классицизма. Развитие классицизма в направлении всё большего лаконизма выдвигало на первый план пластику основных масс здания, а здесь эта тенденция была выражена с наибольшей полнотой.
Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла — лютеранский собор в Москве, главный собор региональной Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России (ЕЛЦЕР) с кафедрой епископa Дитриха Брауэра, в составе Союза Евангелическо-лютеранских церквей на территории СНГ.

Приход церкви святых Петра и Павла в Москве — один из старейших лютеранских приходов в России. Собор является одной из двух действующих официальных лютеранских церквей в Москве, наряду с церковью Святой Троицы на Введенском кладбище.

Расположен по адресу: Старосадский переулок, 7/10, строение 10.
Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла — лютеранский собор в Москве, главный собор региональной Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России (ЕЛЦЕР) с кафедрой епископa Дитриха Брауэра, в составе Союза Евангелическо-лютеранских церквей на территории СНГ. Приход церкви святых Петра и Павла в Москве — один из старейших лютеранских приходов в России. Собор является одной из двух действующих официальных лютеранских церквей в Москве, наряду с церковью Святой Троицы на Введенском кладбище. Расположен по адресу: Старосадский переулок, 7/10, строение 10.
Община церкви была образована в 1626 году, когда от старой московской лютеранской общины святого Михаила отделилась новая община под руководством пастора Якоба Нойенбурга. В 1632 году была снесена первая церковь общины близ Чистых прудов. Вторая церковь простояла чуть более 10 лет. По инициативе генерала Николая Баумана в 1647 году недалеко от моста на реке Яуза было возведена «Офицерская церковь», но и это место у общины было отнято. В 1649 году Соборным уложением европейцам вообще запретили покупать недвижимость в столице.

Генерал Бауман купил вместе с художником Петром Инглисом новую строительную площадку в Немецкой слободе. Там был вторично основан лютеранский молитвенный дом, на месте которого в 1664 году появилась маленькая деревянная церковь. В 1667 году эту церковь снесли и на том же месте построили большую деревянную церковь, а также дом пастора и школьное здание. Освящение церкви состоялось в 1669 году. В 1670 году земельный участок, на котором находились эти три строения, перешёл в официальное владение общины по дарственной царя Алексея Михайловича.

В 1694 году в присутствии Петра Великого был заложен фундамент для строительства новой каменной церкви с колокольней, а в 1695 году её освятили во имя святых апостолов Петра и Павла. Эта «Новая церковь» трижды горела (в 1711, 1737 и 1748 году), но её всегда восстанавливали. Однако после сильнейшего пожара 1812 года, когда сгорела большая часть Москвы, восстановление не удалось. Община во главе с пастором церкви Фридрихом Гёрингом нашла временное убежище в построенном молитвенном доме, который был освящен 13 декабря 1814 года
Община церкви была образована в 1626 году, когда от старой московской лютеранской общины святого Михаила отделилась новая община под руководством пастора Якоба Нойенбурга. В 1632 году была снесена первая церковь общины близ Чистых прудов. Вторая церковь простояла чуть более 10 лет. По инициативе генерала Николая Баумана в 1647 году недалеко от моста на реке Яуза было возведена «Офицерская церковь», но и это место у общины было отнято. В 1649 году Соборным уложением европейцам вообще запретили покупать недвижимость в столице. Генерал Бауман купил вместе с художником Петром Инглисом новую строительную площадку в Немецкой слободе. Там был вторично основан лютеранский молитвенный дом, на месте которого в 1664 году появилась маленькая деревянная церковь. В 1667 году эту церковь снесли и на том же месте построили большую деревянную церковь, а также дом пастора и школьное здание. Освящение церкви состоялось в 1669 году. В 1670 году земельный участок, на котором находились эти три строения, перешёл в официальное владение общины по дарственной царя Алексея Михайловича. В 1694 году в присутствии Петра Великого был заложен фундамент для строительства новой каменной церкви с колокольней, а в 1695 году её освятили во имя святых апостолов Петра и Павла. Эта «Новая церковь» трижды горела (в 1711, 1737 и 1748 году), но её всегда восстанавливали. Однако после сильнейшего пожара 1812 года, когда сгорела большая часть Москвы, восстановление не удалось. Община во главе с пастором церкви Фридрихом Гёрингом нашла временное убежище в построенном молитвенном доме, который был освящен 13 декабря 1814 года
15 июня 1818 года в присутствии короля Пруссии Фридриха Вильгельма III была заложена церковь свв. Петра и Павла. На деньги короля Пруссии, а также императора Александра I, предоставившего ссуду в размере 40 000 рублей, из которых общине нужно было погасить только 33 000 рублей, началась перестройка купленного дома под церковь, возведения купола и креста. 18 (30) августа 1819 года эта новая постройка была освящена. Петропавловский приход стал крупнейшим среди протестантских приходов Москвы. В числе общины было немало богатых промышленников, финансистов, представителей дворянского рода. В феврале 1837 года в церкви впервые зазвучал орган, а 4 мая 1843 года в церкви состоялся органный концерт Ференца Листа. Когда в середине XIX века число прихожан превысило 6 тысяч, было принято решение о реконструкции храма по плану архитектора А. А. Мейнгарда в неоготическом стиле, которое завершилось в январе 1862 года. В 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I. В этой церкви в 1896 году дал органный концерт органист церкви Сен-Сюльпис, профессор Парижской консерватории Шарль-Мари Видор
К концу XIX века община насчитывала 17 тысяч человек (14 тысяч немцев, 2 тысячи латышей, 600 эстонцев, 150 финнов и шведов). Богослужения совершались не только на немецком, но также на латышском и эстонском языках. В связи с увеличением численности прихожан встал вопрос о перестройке церкви с целью её расширения. В 1898 году последовало решение о строительстве церкви, рассчитанной на 1700 мест, которое в 1903—1905 годах было выполнено по проекту Уильяма Валькота архитектором В. А. Коссовым. После отказа В. А. Коссова, вызванного конфликтом со строителями, игнорировавшими заявление автора проекта о прогибе в своде здания, строительством церкви руководил инженер А. Ф. Лолейт. В мае 1915 года по Москве прокатилась волна антинемецких погромов, которые нанесли собору материальный ущерб.В связи c декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Совета народных комиссаров РСФСР от 23 января 1918 года, всё имущество было национализировано, несмотря на то, что прихожанами церкви были в основном подданные Германии и других иностранных государств, а церковная утварь большей частью была приобретена на добровольные пожертвования и иностранные средства. Кроме того, прекратили своё существование учебные заведения при церкви. Моссовет потребовал от прихода св. Петра и Павла сдать в трёхдневный срок в банк все ценные бумаги и наличные деньги, а летом 1918 года все члены церковного совета были оштрафованы на 100 рублей каждый за отказ признать имущество церкви государственной собственностью, что трактовалось как «неисполнение распоряжений юридического отдела Моссовета». Дальнейшее пользование зданием собора было по заключённому договору
К концу XIX века община насчитывала 17 тысяч человек (14 тысяч немцев, 2 тысячи латышей, 600 эстонцев, 150 финнов и шведов). Богослужения совершались не только на немецком, но также на латышском и эстонском языках. В связи с увеличением численности прихожан встал вопрос о перестройке церкви с целью её расширения. В 1898 году последовало решение о строительстве церкви, рассчитанной на 1700 мест, которое в 1903—1905 годах было выполнено по проекту Уильяма Валькота архитектором В. А. Коссовым. После отказа В. А. Коссова, вызванного конфликтом со строителями, игнорировавшими заявление автора проекта о прогибе в своде здания, строительством церкви руководил инженер А. Ф. Лолейт. В мае 1915 года по Москве прокатилась волна антинемецких погромов, которые нанесли собору материальный ущерб.В связи c декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Совета народных комиссаров РСФСР от 23 января 1918 года, всё имущество было национализировано, несмотря на то, что прихожанами церкви были в основном подданные Германии и других иностранных государств, а церковная утварь большей частью была приобретена на добровольные пожертвования и иностранные средства. Кроме того, прекратили своё существование учебные заведения при церкви. Моссовет потребовал от прихода св. Петра и Павла сдать в трёхдневный срок в банк все ценные бумаги и наличные деньги, а летом 1918 года все члены церковного совета были оштрафованы на 100 рублей каждый за отказ признать имущество церкви государственной собственностью, что трактовалось как «неисполнение распоряжений юридического отдела Моссовета». Дальнейшее пользование зданием собора было по заключённому договору
В 1924 году, после переноса столицы России из Петрограда в Москву, лютеранская церковь святых Петра и Павла получила статус кафедрального собора, главного лютеранского собора в СССР. В Москву был перенесен церковный центр — резиденция епископа и Высший церковный совет. В первые годы советской власти из богатейшего собора свв. Петра и Павла были изъяты ценности, уменьшалось количество прихожан.

Несмотря на протесты членов общины, в 1928 году была закрыта и разрушена лютеранская церковь св. Михаила в Немецкой слободе, от которой сохранились алтарная Библия 1665 года, алтарь в стиле барокко 1764 года, орган «Вильгельм Зауэр»1898 года, а также крест епископа Майера  — все эти реликвии в настоящее время находятся в Петропавловском соборе. В ноябре 1936 года пастор Александр Штрек вместе с членами церковного совета были арестованы и расстреляны, а службы прекращены. На этом существование общины прекратилось.  Спустя три месяца райсовету было выделены средства на работы по переоборудованию церкви под кинотеатр, который тресту Москино было поручено открыть к очередной годовщине Октябрьской революции. Открытие кинотеатра, которое состоялось в мае 1939 года, подверглось осуждению в немецком журнале «Христианский мир» (нем. Die christliche Welt), который отмечал, что там, где раньше был крест, «теперь развевается красное знамя».  Спустя 50 лет, в 1988 году церковь вновь конституировалась во главе с епископом Харальдом Калныньшем. В 1990—1991 годах новая страница открылась также в жизни общины свв. Петра и Павла.
В 1924 году, после переноса столицы России из Петрограда в Москву, лютеранская церковь святых Петра и Павла получила статус кафедрального собора, главного лютеранского собора в СССР. В Москву был перенесен церковный центр — резиденция епископа и Высший церковный совет. В первые годы советской власти из богатейшего собора свв. Петра и Павла были изъяты ценности, уменьшалось количество прихожан. Несмотря на протесты членов общины, в 1928 году была закрыта и разрушена лютеранская церковь св. Михаила в Немецкой слободе, от которой сохранились алтарная Библия 1665 года, алтарь в стиле барокко 1764 года, орган «Вильгельм Зауэр»1898 года, а также крест епископа Майера — все эти реликвии в настоящее время находятся в Петропавловском соборе. В ноябре 1936 года пастор Александр Штрек вместе с членами церковного совета были арестованы и расстреляны, а службы прекращены. На этом существование общины прекратилось. Спустя три месяца райсовету было выделены средства на работы по переоборудованию церкви под кинотеатр, который тресту Москино было поручено открыть к очередной годовщине Октябрьской революции. Открытие кинотеатра, которое состоялось в мае 1939 года, подверглось осуждению в немецком журнале «Христианский мир» (нем. Die christliche Welt), который отмечал, что там, где раньше был крест, «теперь развевается красное знамя». Спустя 50 лет, в 1988 году церковь вновь конституировалась во главе с епископом Харальдом Калныньшем. В 1990—1991 годах новая страница открылась также в жизни общины свв. Петра и Павла.
В 1892 году приход приобрёл новый 42-регистровый трехмануальный орган у известной немецкой фирмы «Э. Ф. Валькер» из Людвигсбурга (нем. E.F. Walcker, Ludwigsburg), ставший лучшим концертным инструментом Москвы. При скромных размерах он не уступал ни по красоте, ни по техническим показателям органу Большого зала Московской консерватории. Будучи вдвое компактнее, немецкий инструмент «отставал» всего на 8 регистров. Во время войны, в 1941 году церковный орган был вывезен в Новосибирский театр оперы и балета, где был уничтожен (частично пущен на металлолом, частично — на декорации).  
В 1996 году возрожденной общине свв. Петра и Павла был передан исторический романтический орган фирмы «Вильгельм Зауэр». История этого органа начинается в лютеранской церкви св. Михаила в Немецкой слободе, в которой в 1898 году он был изначально установлен. В 1928 году, после закрытия церкви, орган был перенесён в 1-й Московский крематорий. В 2005 году фирмой «Рейнхард Хюфкен» (нем. Reinhard Hüfken) из Хальберштадта был произведен капитальный ремонт органа, после чего 2 декабря того же года, установленный в Кафедральном соборе орган вновь зазвучал. Кафедральный собор всегда играл важную роль не только в религиозной, но и в культурной жизни Москвы — в нём выступали выдающиеся российские и иностранные музыканты. В настоящее время орган сопровождает богослужения каждое воскресенье и праздники.
В 1892 году приход приобрёл новый 42-регистровый трехмануальный орган у известной немецкой фирмы «Э. Ф. Валькер» из Людвигсбурга (нем. E.F. Walcker, Ludwigsburg), ставший лучшим концертным инструментом Москвы. При скромных размерах он не уступал ни по красоте, ни по техническим показателям органу Большого зала Московской консерватории. Будучи вдвое компактнее, немецкий инструмент «отставал» всего на 8 регистров. Во время войны, в 1941 году церковный орган был вывезен в Новосибирский театр оперы и балета, где был уничтожен (частично пущен на металлолом, частично — на декорации). В 1996 году возрожденной общине свв. Петра и Павла был передан исторический романтический орган фирмы «Вильгельм Зауэр». История этого органа начинается в лютеранской церкви св. Михаила в Немецкой слободе, в которой в 1898 году он был изначально установлен. В 1928 году, после закрытия церкви, орган был перенесён в 1-й Московский крематорий. В 2005 году фирмой «Рейнхард Хюфкен» (нем. Reinhard Hüfken) из Хальберштадта был произведен капитальный ремонт органа, после чего 2 декабря того же года, установленный в Кафедральном соборе орган вновь зазвучал. Кафедральный собор всегда играл важную роль не только в религиозной, но и в культурной жизни Москвы — в нём выступали выдающиеся российские и иностранные музыканты. В настоящее время орган сопровождает богослужения каждое воскресенье и праздники.
Храм Живонача́льной Тро́ицы в Хохлах (в Хохловке, в Старых Садех), в Хохловском переулке. Храм находится в старинном урочище «Хохловка», где первоначально (с XVII века) селились днепровские казаки после вступления Войска Запорожского в русское подданство в 1654 году. Здесь в XVIII веке стоял двор гетмана Войска Запорожского обеих сторон Днепра — Ивана Мазепы. Местность здесь была очень живописная. В центре района возвышался холм, который пересекала речка Рачка (в XVIII веке она была спрятана в трубу). В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домо́вой церковью, освящённой во имя святого князя Владимира. На склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями (отсюда второе прозвище храма — «в Старых Садех»). Рядом с садами были расположены государевы конюшни. На конном дворе был построен деревянный храм во имя святых мучеников Флора и Лавра. После строительства по соседству с конюшнями загородного дома митрополита Московского (в Трёхсвятительском переулке) к храму Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трёх Святителей Вселенских, известный в настоящее время как храм Трёх Святителей на Кулишках
Храм Живонача́льной Тро́ицы в Хохлах (в Хохловке, в Старых Садех), в Хохловском переулке. Храм находится в старинном урочище «Хохловка», где первоначально (с XVII века) селились днепровские казаки после вступления Войска Запорожского в русское подданство в 1654 году. Здесь в XVIII веке стоял двор гетмана Войска Запорожского обеих сторон Днепра — Ивана Мазепы. Местность здесь была очень живописная. В центре района возвышался холм, который пересекала речка Рачка (в XVIII веке она была спрятана в трубу). В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домо́вой церковью, освящённой во имя святого князя Владимира. На склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями (отсюда второе прозвище храма — «в Старых Садех»). Рядом с садами были расположены государевы конюшни. На конном дворе был построен деревянный храм во имя святых мучеников Флора и Лавра. После строительства по соседству с конюшнями загородного дома митрополита Московского (в Трёхсвятительском переулке) к храму Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трёх Святителей Вселенских, известный в настоящее время как храм Трёх Святителей на Кулишках
Первое упоминание — в «Сигизмундовом плане» в 1610 году. Храм известен с 1625 года. Каменный храм значится в 1657 году.

В 1696 году жена окольничего Евдокия Чирикова (дочь Абрама Лопухина) построила существующий храм — по обету в память дочери Неонилы. В середине XVIII века в храме был устроен необычный, покрытый серебром иконостас с резьбой, изображающей складки тканей, спускающихся книзу. К тому же времени относились иконы и паникадило.

В 1890 году храм был обновлён. В начале XIX века была заново выстроена апсида.
Первое упоминание — в «Сигизмундовом плане» в 1610 году. Храм известен с 1625 года. Каменный храм значится в 1657 году. В 1696 году жена окольничего Евдокия Чирикова (дочь Абрама Лопухина) построила существующий храм — по обету в память дочери Неонилы. В середине XVIII века в храме был устроен необычный, покрытый серебром иконостас с резьбой, изображающей складки тканей, спускающихся книзу. К тому же времени относились иконы и паникадило. В 1890 году храм был обновлён. В начале XIX века была заново выстроена апсида.
После закрытия храм долго стоял разорённый и обезглавленный. В середине 1970-х годов началась реставрация. Основной объём здания, наличники и ажурный крест были восстановлены в 1983 году. В 1980 году перестроенные помещения храма были заняты Институтом геофизики, в 1990 году — Инженерно-информационный центр ВНИИПК техоргнефтегазстроя. В 1992 году храм был возвращён Русской православной церкви и передан Братству святого Владимира. Устроен новый иконостас, идут постоянные богослужения.
В антиминс Троицкого алтаря вложена частица мощей сщмч. Иоанна Рижского (Поммера). В антиминс Владимирского алтаря вложена частица мощей прп. Иоанна Грека. Чтимые храмовые образа: икона Божией Матери «Взыскание погибших», икона Собора Оптинских старцев с частицами мощей, икона прп. Сергия Радонежского, иконы с частицами мощей, расположенные в алтаре храма
В антиминс Троицкого алтаря вложена частица мощей сщмч. Иоанна Рижского (Поммера). В антиминс Владимирского алтаря вложена частица мощей прп. Иоанна Грека. Чтимые храмовые образа: икона Божией Матери «Взыскание погибших», икона Собора Оптинских старцев с частицами мощей, икона прп. Сергия Радонежского, иконы с частицами мощей, расположенные в алтаре храма
Палаты Украинцева — палаты 1665 года постройки, принадлежавшие видному дипломату, думному дьяку Емельяну Украинцеву. Расположены в Белом городе, на Ивановской горке, в Хохловском переулке, д. 7. Здание выстроено в форме буквы «Г», «глаголем», это объясняется разделением дома на мужскую и женскую половины. Главный фасад выходит в большой двор с различными хозяйственными службами и садом. Задняя стена дома смотрит в Хохловский переулок. Хозяева жили на верхнем этаже, а внизу жили слуги, размещалась кухня, погреба и прочее.

После смерти Украинцева, в 1709 году, палаты были переданы генерал-фельдмаршалу князю М. М. Голицыну

М. М. Голицын был в числе прочих, сопровождавших чрезвычайного посла Украинцева в Турцию . В награду за участие в победном бою под Полтавой царь Пётр I пожаловал князю палаты думного дьяка Украинцева. Это случилось после смерти Украинцевых, не имевших прямых наследников, когда дом поступил в распоряжение казны. Когда при Петре II двор вернулся из Петербурга в Москву, князь Голицын поселился в своём доме на Хохловке. За счет приобретения соседних усадеб Беклемишева и Полтева, Голицын увеличил размеры своего владения, и теперь усадьба стояла обособленно от соседей
Палаты Украинцева — палаты 1665 года постройки, принадлежавшие видному дипломату, думному дьяку Емельяну Украинцеву. Расположены в Белом городе, на Ивановской горке, в Хохловском переулке, д. 7. Здание выстроено в форме буквы «Г», «глаголем», это объясняется разделением дома на мужскую и женскую половины. Главный фасад выходит в большой двор с различными хозяйственными службами и садом. Задняя стена дома смотрит в Хохловский переулок. Хозяева жили на верхнем этаже, а внизу жили слуги, размещалась кухня, погреба и прочее. После смерти Украинцева, в 1709 году, палаты были переданы генерал-фельдмаршалу князю М. М. Голицыну М. М. Голицын был в числе прочих, сопровождавших чрезвычайного посла Украинцева в Турцию . В награду за участие в победном бою под Полтавой царь Пётр I пожаловал князю палаты думного дьяка Украинцева. Это случилось после смерти Украинцевых, не имевших прямых наследников, когда дом поступил в распоряжение казны. Когда при Петре II двор вернулся из Петербурга в Москву, князь Голицын поселился в своём доме на Хохловке. За счет приобретения соседних усадеб Беклемишева и Полтева, Голицын увеличил размеры своего владения, и теперь усадьба стояла обособленно от соседей
После смерти князя перешли его сыну Александру, после выкуплены у него вместе с участком казной для размещения (с 1770 года) Московского главного архива.

В соответствии с требованиями к подобным учреждениям, дом переоборудовали: установили железные двери, решетки и ставни на окнах, деревянные полы на верхнем этаже заменили на чугунные. Здание стояло вдали от других домов, поэтому угрозы пожара для него почти не существовало. Все старинные грамоты и свитки были упорядочены, им не угрожала сырость, они были в безопасности от крыс и мышей. Один из служителей архива писал: «Здесь уже не нужны были кошки, которые в 18 столетии положены были по штату во французском Королевском архиве». После проделанной работы по упорядочиванию документов, архив стал доступен для учёных. После революции 1917 года типография была национализирована и преобразована в Издательство «Музыка». В настоящее время палаты превратились в оживленный культурный центр: здесь располагаются книжный магазин, модные бутики, типография, проходят занятия по фотоделу и танцам, читаются лекции.

В 2007 году на территории усадьбы прошел первый большой фестиваль граффити, в котором приняли участие ведущие мастера стрит-арта, среди них Олег Баскет, Стас Добрый и 310.

Памятник архитектуры федерального значения нуждается в реставрации.
После смерти князя перешли его сыну Александру, после выкуплены у него вместе с участком казной для размещения (с 1770 года) Московского главного архива. В соответствии с требованиями к подобным учреждениям, дом переоборудовали: установили железные двери, решетки и ставни на окнах, деревянные полы на верхнем этаже заменили на чугунные. Здание стояло вдали от других домов, поэтому угрозы пожара для него почти не существовало. Все старинные грамоты и свитки были упорядочены, им не угрожала сырость, они были в безопасности от крыс и мышей. Один из служителей архива писал: «Здесь уже не нужны были кошки, которые в 18 столетии положены были по штату во французском Королевском архиве». После проделанной работы по упорядочиванию документов, архив стал доступен для учёных. После революции 1917 года типография была национализирована и преобразована в Издательство «Музыка». В настоящее время палаты превратились в оживленный культурный центр: здесь располагаются книжный магазин, модные бутики, типография, проходят занятия по фотоделу и танцам, читаются лекции. В 2007 году на территории усадьбы прошел первый большой фестиваль граффити, в котором приняли участие ведущие мастера стрит-арта, среди них Олег Баскет, Стас Добрый и 310. Памятник архитектуры федерального значения нуждается в реставрации.
Мы на Чистых прудах...
Мы на Чистых прудах...
Не существует единого мнения о происхождении названия «Чистых прудов». По самой широко распространенной версии на месте нынешнего Чистого пруда в XVII веке находились «Поганые болота» или «Поганая лужа». Происхождение названия «Поганые болота» также доподлинно неизвестно. Основная версия гласит о том, что «поганым» пруд стали называть за то, что в него сбрасывали нечистоты и отходы из располагавшихся рядом на Мясницкой улице мясных лавок. По другой версии рядом с этим местом в XII веке располагалось село, принадлежащее Степану Кучке. Однажды в этом селе остановился на ночлег владимиро-суздальский князь Юрий Долгорукий, которому не понравилось, как Кучко его принял: не почте великого князя подобающею честию, яко же довлеет великим княземь, но и поносив ему к тому жь. Он приказал казнить боярина, а его тело бросить в пруд, который и стал называться Поганым
Не существует единого мнения о происхождении названия «Чистых прудов». По самой широко распространенной версии на месте нынешнего Чистого пруда в XVII веке находились «Поганые болота» или «Поганая лужа». Происхождение названия «Поганые болота» также доподлинно неизвестно. Основная версия гласит о том, что «поганым» пруд стали называть за то, что в него сбрасывали нечистоты и отходы из располагавшихся рядом на Мясницкой улице мясных лавок. По другой версии рядом с этим местом в XII веке располагалось село, принадлежащее Степану Кучке. Однажды в этом селе остановился на ночлег владимиро-суздальский князь Юрий Долгорукий, которому не понравилось, как Кучко его принял: не почте великого князя подобающею честию, яко же довлеет великим княземь, но и поносив ему к тому жь. Он приказал казнить боярина, а его тело бросить в пруд, который и стал называться Поганым
Также есть версия, что в этом месте балты-язычники поклонялись своим богам. На Руси язычников (от латинского «paganus») называли «погаными», и это же название закрепилось за прудом. В книге путешественника и дипломата Якова Рейтенфельса «О Московитских делах» есть упоминание, что иноверцы поклоняются своим богам в Москве на Поганом пруде. Свое современное название «Чистые пруды» получили после того, как в конце XVII века Александр Меншиков велел очистить «Поганые пруды» и запретил впредь сбрасывать туда нечистоты. Иную версию истории «Чистых прудов» предложил москвовед Сергей Романюк: согласно его теории Поганые пруды, которые в начале XVIII века Меншиков приказал очистить, — совсем не те пруды, которые сейчас принято называть Чистыми. Те пруды находились не за стеной Белого города, а ближе к центру квартала. Известные же сейчас Чистые пруды впервые упоминаются в плане разрушения белогородской стены екатерининского времени
Также есть версия, что в этом месте балты-язычники поклонялись своим богам. На Руси язычников (от латинского «paganus») называли «погаными», и это же название закрепилось за прудом. В книге путешественника и дипломата Якова Рейтенфельса «О Московитских делах» есть упоминание, что иноверцы поклоняются своим богам в Москве на Поганом пруде. Свое современное название «Чистые пруды» получили после того, как в конце XVII века Александр Меншиков велел очистить «Поганые пруды» и запретил впредь сбрасывать туда нечистоты. Иную версию истории «Чистых прудов» предложил москвовед Сергей Романюк: согласно его теории Поганые пруды, которые в начале XVIII века Меншиков приказал очистить, — совсем не те пруды, которые сейчас принято называть Чистыми. Те пруды находились не за стеной Белого города, а ближе к центру квартала. Известные же сейчас Чистые пруды впервые упоминаются в плане разрушения белогородской стены екатерининского времени
С той поры, как пруды зовутся «чистыми», они стали одним из любимейших мест москвичей для прогулок и отдыха. Летом там можно было кататься на лодках, а зимой — на коньках. Известно, что на льду Чистого пруда тренировались конькобежцы: Николай Струнников, Василий Ипполитов и Яков Мельников. В 1958 году была закрыта лодочная станция на Чистых прудах, а в 1999 открылась новая. В 1960 году берега пруда укрепили камнями, а ещё через шесть лет — и бетоном.
С той поры, как пруды зовутся «чистыми», они стали одним из любимейших мест москвичей для прогулок и отдыха. Летом там можно было кататься на лодках, а зимой — на коньках. Известно, что на льду Чистого пруда тренировались конькобежцы: Николай Струнников, Василий Ипполитов и Яков Мельников. В 1958 году была закрыта лодочная станция на Чистых прудах, а в 1999 открылась новая. В 1960 году берега пруда укрепили камнями, а ещё через шесть лет — и бетоном.
Упомининие в кинематографе:
1939 — «Подкидыш» — потерявшаяся девочка начинает своё путешествие с Чистых прудов.
1963 — «Я шагаю по Москве» — прогуливаясь по Чистым прудам, молодой писатель из Сибири рассказывает персонажу Никиты Михалкова о том, что раньше они назывались грязными. Здесь его кусает собака и рвёт штаны. Также именно на Чистых прудах под дождём идёт босая девушка, а за ней едет велосипедист с зонтом.
1965 — «Чистые пруды» — фильм по произведениям Юрия Нагибина.
1968 — «Зигзаг удачи» — две пары главных героев встречаются на зимних Чистых прудах.
1970 — «Белорусский вокзал» — главные герои пытаются помянуть однополчанина в ресторане у Чистых прудов.
1971 — «Джентльмены удачи» — Василий Алибабаевич, глядя в окно, видит детей, катающихся на замёрзших Чистых прудах.
1977 — «Мимино» — Валико, направляющийся в гостиницу «Россия», падает на замёрзших Чистых прудах.
1979 — «Место встречи изменить нельзя» — в первой серии телефильма на лавке около Чистых прудов бандиты убивают оперативника Василия Векшина (в исполнении Евгения Леонова-Гладышева).
1982 — «Покровские ворота» — Хоботов и Людмила садятся в трамвай на остановке у Чистых прудов. Также именно на Чистых прудах Костик впервые видит Риту, мчась мимо на мотоцикле со своим другом — байкером Савранским.
1993 — «Настя» — Настя едет в трамвае, который тащит БТР, мимо Чистых прудов.
1994 — «Мастер и Маргарита» — сцена встречи у Патриарших прудов снималась у Чистых.
2001 — «Яды, или Всемирная история отравлений» — Олег Волков и пенсионер Прохоров гуляют на Чистых прудах.
Упомининие в кинематографе: 1939 — «Подкидыш» — потерявшаяся девочка начинает своё путешествие с Чистых прудов. 1963 — «Я шагаю по Москве» — прогуливаясь по Чистым прудам, молодой писатель из Сибири рассказывает персонажу Никиты Михалкова о том, что раньше они назывались грязными. Здесь его кусает собака и рвёт штаны. Также именно на Чистых прудах под дождём идёт босая девушка, а за ней едет велосипедист с зонтом. 1965 — «Чистые пруды» — фильм по произведениям Юрия Нагибина. 1968 — «Зигзаг удачи» — две пары главных героев встречаются на зимних Чистых прудах. 1970 — «Белорусский вокзал» — главные герои пытаются помянуть однополчанина в ресторане у Чистых прудов. 1971 — «Джентльмены удачи» — Василий Алибабаевич, глядя в окно, видит детей, катающихся на замёрзших Чистых прудах. 1977 — «Мимино» — Валико, направляющийся в гостиницу «Россия», падает на замёрзших Чистых прудах. 1979 — «Место встречи изменить нельзя» — в первой серии телефильма на лавке около Чистых прудов бандиты убивают оперативника Василия Векшина (в исполнении Евгения Леонова-Гладышева). 1982 — «Покровские ворота» — Хоботов и Людмила садятся в трамвай на остановке у Чистых прудов. Также именно на Чистых прудах Костик впервые видит Риту, мчась мимо на мотоцикле со своим другом — байкером Савранским. 1993 — «Настя» — Настя едет в трамвае, который тащит БТР, мимо Чистых прудов. 1994 — «Мастер и Маргарита» — сцена встречи у Патриарших прудов снималась у Чистых. 2001 — «Яды, или Всемирная история отравлений» — Олег Волков и пенсионер Прохоров гуляют на Чистых прудах.
Начиная с 1990-х Чистые пруды стали знаменитым на всю Россию культовым «тусовочным» местом столицы, где собирается богема и неформальные группы, любители альтернативной музыки, в том числе неформалы, металлисты, панки, готы, иногда скинхеды.
Начиная с 1990-х Чистые пруды стали знаменитым на всю Россию культовым «тусовочным» местом столицы, где собирается богема и неформальные группы, любители альтернативной музыки, в том числе неформалы, металлисты, панки, готы, иногда скинхеды.
Обычно отдыхающие люди встречаются у памятника Александру Грибоедову, лавочках и у фонтана в западной части Чистопрудного бульвара и называют это место «ЧП», «Чистаки» или просто «Чистые». В 1918 году по плану монументальной пропаганды на месте, где сейчас расположен памятник Грибоедову, был установлен памятник идеологу русского анархизма Михаилу Бакунину, построенный по проекту скульптора М. Ковалева. Памятник был исполнен в абстрактно-футуристической манере, но вышел крайне неудачным. Говорят, что когда с памятника сняли только часть лесов, от него уже начали шарахаться лошади московских извозчиков. Анархисты устроили акцию протеста с требованием убрать памятник, а рабочие написали в газету гневную статью с заголовком «Уберите чучело!». В результате памятник очень быстро убрали. Нынешний памятник установлен в 1959 году, к 130-летней годовщине трагической гибели писателя. Место было выбрано не случайно, так как Александр Сергеевич Грибоедов жил некоторое время в нескольких минутах ходьбы от этого места — в доме № 42 по Мясницкой улице.
Внизу круглого постамента с полуоткрытым занавесом изображены герои пьесы Грибоедова «Горе от ума».
Внизу круглого постамента с полуоткрытым занавесом изображены герои пьесы Грибоедова «Горе от ума».
На станции метро Чистые Пруды я закончил экскурсию этого бесконечного июльского воскресения. Рассказ о нем едва уместился в три альбома. Я поехал ночевать в район Измайлово
На станции метро Чистые Пруды я закончил экскурсию этого бесконечного июльского воскресения. Рассказ о нем едва уместился в три альбома. Я поехал ночевать в район Измайлово
После обеда следующего дня, в понедельник 13.07.20 я приехал на автобусе во Внуково. Теперь здесь рядом с аэропортом аллея Славы
После обеда следующего дня, в понедельник 13.07.20 я приехал на автобусе во Внуково. Теперь здесь рядом с аэропортом аллея Славы
Рейс в 16:00 авиакомпанией Победа в Петрозаводск. У меня только ручная кладь. Работник авиакомпании сказал что мой рюкзак должен помещаться в калибратор свободно, без нажатия сверху. Как видите это невозможно. Тогда я заявил что легко надену все что лежит в рюкзаке на себя и рюкзак свободно войдет. После таких моих слов меня ожидаемо пропустили тут же на посадку. Конечно напяливать на себя сапоги и две куртки я не стал
Рейс в 16:00 авиакомпанией Победа в Петрозаводск. У меня только ручная кладь. Работник авиакомпании сказал что мой рюкзак должен помещаться в калибратор свободно, без нажатия сверху. Как видите это невозможно. Тогда я заявил что легко надену все что лежит в рюкзаке на себя и рюкзак свободно войдет. После таких моих слов меня ожидаемо пропустили тут же на посадку. Конечно напяливать на себя сапоги и две куртки я не стал
Всего час полета и я в Карелии. Но это уже совсем другая история...
Всего час полета и я в Карелии. Но это уже совсем другая история...
Комментарии к альбому