Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 19:04
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?
Фотоальбом

На Хитровке...

«Москва и москвичи» глазами Гиляровского…

Находясь на карантине от коронавируса я прослушал кучу художественной литературы из аудиокниг. Нет худа без добра. За пару месяцев "ничегонеделания" (апрель и май 2020 г) я прослушал столько всего, сколько не прочел за 20 последних лет. Одним из тех писателей, произведения которых я слушал, был Гиляровский. И кажется я прослушал все что есть из его произведений. Больше всего мне понравилось про Хитров рынок...
Находясь на карантине от коронавируса я прослушал кучу художественной литературы из аудиокниг. Нет худа без добра. За пару месяцев "ничегонеделания" (апрель и май 2020 г) я прослушал столько всего, сколько не прочел за 20 последних лет. Одним из тех писателей, произведения которых я слушал, был Гиляровский. И кажется я прослушал все что есть из его произведений. Больше всего мне понравилось про Хитров рынок...
Хитровская площадь является композиционным и смысловым центром выявленного объекта культурного наследия — Достопримечательное место «Хитровка» и находится на месте одного из древнейших поселений вятичей — Подкопаево, являющемся памятником археологии с региональной категорией охраны
Хитровская площадь является композиционным и смысловым центром выявленного объекта культурного наследия — Достопримечательное место «Хитровка» и находится на месте одного из древнейших поселений вятичей — Подкопаево, являющемся памятником археологии с региональной категорией охраны
На месте Хитровской площади находились два владения, выгоревшие в Московском пожаре 1812 года. Усадьбы почти десятилетие не восстанавливались, а их хозяева не в состоянии были платить налоги.
На месте Хитровской площади находились два владения, выгоревшие в Московском пожаре 1812 года. Усадьбы почти десятилетие не восстанавливались, а их хозяева не в состоянии были платить налоги.

В 1824 году генерал-майор Николай Хитрово, особняк которого сохранился во дворе нынешнего «сталинского» дома (архитектор И. А. Голосов) на углу Яузского бульвара и Подколокольного переулка, выкупил владения погорельцев с аукционного торга, обустроил на их месте новую площадь и подарил её городу. Работы по созданию новой площади проводились на средства Хитрово военно-рабочими с дозволения тогдашнего Московского генерал-губернатора Д. В. Голицына. На территории своего владения, простиравшегося от Яузского бульвара до Петропавловского переулка, он построил торговые ряды с подворьем для торговцев мясного и зеленного рынка (южная сторона Хитровской площади).
В 1824 году генерал-майор Николай Хитрово, особняк которого сохранился во дворе нынешнего «сталинского» дома (архитектор И. А. Голосов) на углу Яузского бульвара и Подколокольного переулка, выкупил владения погорельцев с аукционного торга, обустроил на их месте новую площадь и подарил её городу. Работы по созданию новой площади проводились на средства Хитрово военно-рабочими с дозволения тогдашнего Московского генерал-губернатора Д. В. Голицына. На территории своего владения, простиравшегося от Яузского бульвара до Петропавловского переулка, он построил торговые ряды с подворьем для торговцев мясного и зеленного рынка (южная сторона Хитровской площади).
Детали этого дела подтверждаются сохранившейся перепиской Н. З. Хитрово и Д. В. Голицына:
"Милостивый Государь, князь Дмитрий Владимирович!

Я имею честь представить, что земля… мною куплена для площади и дом мой устроен под сие назначение, осмеливаюсь возобновить мою просьбу о решительном Вашего Сиятельства повелении, тем более, что оно точно сходно с волею, объяснённую мне Вашим Сиятельством 13-го Декабря прошедшего года, где именно по снисхождению Вашего Сиятельства, изволили написать сии строки: «что… я готов дозволить на месте Вами предполагаемом устроить новую площадь, на коей можно будет выставить и флаг, для торговли по желанию торгующих, с тем однако ж, если Ваше превосходительство на сие будете согласны и пожертвуете для спланирования места тысячу рублей».

Основываясь на сём благосклонном отзыве, я приобрёл сие место и сделал значительные издержки … единственно покорнейше прошу, согласно с волею Вашею устроить новую площадь … и потому жертвую сие приобретённое мною место, на правилах в вышеописанной моей докладной записке…"

— Хитрово. Сентября 25 дня 1824-го года. Москва.
Детали этого дела подтверждаются сохранившейся перепиской Н. З. Хитрово и Д. В. Голицына: "Милостивый Государь, князь Дмитрий Владимирович! Я имею честь представить, что земля… мною куплена для площади и дом мой устроен под сие назначение, осмеливаюсь возобновить мою просьбу о решительном Вашего Сиятельства повелении, тем более, что оно точно сходно с волею, объяснённую мне Вашим Сиятельством 13-го Декабря прошедшего года, где именно по снисхождению Вашего Сиятельства, изволили написать сии строки: «что… я готов дозволить на месте Вами предполагаемом устроить новую площадь, на коей можно будет выставить и флаг, для торговли по желанию торгующих, с тем однако ж, если Ваше превосходительство на сие будете согласны и пожертвуете для спланирования места тысячу рублей». Основываясь на сём благосклонном отзыве, я приобрёл сие место и сделал значительные издержки … единственно покорнейше прошу, согласно с волею Вашею устроить новую площадь … и потому жертвую сие приобретённое мною место, на правилах в вышеописанной моей докладной записке…" — Хитрово. Сентября 25 дня 1824-го года. Москва.
Н. З. Хитрово возвёл на «южной стороне» площади торговые ряды с жилыми подворьями. В состав построек вошли два здания XVII века Певческого подворья Крутицкого Митрополита. После смерти Хитрово в 1827 году торговые ряды перешли к другим владельцам и в перестроенном виде сохранились до нашего времени.

Но дело Хитрово было продолжено, и вместо «палисадов», посаженных им «для благовидимости» вокруг незастроенных трёх сторон, были построены торговые ряды.

В 1837 году известный масон и мистик А. П. Протасов построил торговые ряды с «восточной стороны» Хитровской площади. Здания были разобраны Почётными гражданами Москвы Карзинкиными и Телешовыми для устройства сада незадолго до революции.
Н. З. Хитрово возвёл на «южной стороне» площади торговые ряды с жилыми подворьями. В состав построек вошли два здания XVII века Певческого подворья Крутицкого Митрополита. После смерти Хитрово в 1827 году торговые ряды перешли к другим владельцам и в перестроенном виде сохранились до нашего времени. Но дело Хитрово было продолжено, и вместо «палисадов», посаженных им «для благовидимости» вокруг незастроенных трёх сторон, были построены торговые ряды. В 1837 году известный масон и мистик А. П. Протасов построил торговые ряды с «восточной стороны» Хитровской площади. Здания были разобраны Почётными гражданами Москвы Карзинкиными и Телешовыми для устройства сада незадолго до революции.
В 1860-е годы торговые ряды построены на «западной стороне» Хитровской площади во владении П. В. Степанова (с 1872 года, после его смерти, принадлежавшем его дочери Е. П. Ярошенко). В то же время был построен доходный дом Александрийского подворья и «дом-Утюг» (9). Во дворе торговых рядов сохранились палаты стольника и воеводы Е. И. Бутурлина, построенные в 1650-е годы.

Последней сформировалась «северная сторона» площади — в 1880-е годы. Угловой дом этой стороны существует с XVIII века — это сохранившийся флигель усадьбы Лопухиных-Волконских-Кирьяковых (3), в котором на втором этаже родился русский композитор и пианист А. Н. Скрябин.

Перед крупными церковными праздниками и в воскресные дни торговали и на самой площади с переносных лотков.
В 1860-е годы торговые ряды построены на «западной стороне» Хитровской площади во владении П. В. Степанова (с 1872 года, после его смерти, принадлежавшем его дочери Е. П. Ярошенко). В то же время был построен доходный дом Александрийского подворья и «дом-Утюг» (9). Во дворе торговых рядов сохранились палаты стольника и воеводы Е. И. Бутурлина, построенные в 1650-е годы. Последней сформировалась «северная сторона» площади — в 1880-е годы. Угловой дом этой стороны существует с XVIII века — это сохранившийся флигель усадьбы Лопухиных-Волконских-Кирьяковых (3), в котором на втором этаже родился русский композитор и пианист А. Н. Скрябин. Перед крупными церковными праздниками и в воскресные дни торговали и на самой площади с переносных лотков.
Отмена крепостного права способствовала притоку населения в города. Рынок в это время характеризовался недостатком квалифицированных рабочих кадров при одновременном избыточном предложении неквалифицированной рабочей силы. Закономерным явлением любого экономического кризиса является безработица
При практически полном отсутствии социальной политики и трудового законодательства (в особенности это касается работавших не в промышленности) огромная масса рабочего люда Российской империи с трудом сводила концы с концами. Большое скопление безработных в ночлежных домах на Хитровской площади, которая выполняла функцию биржи труда, неизбежно привело к обострению криминогенной и антисанитарной обстановки
При практически полном отсутствии социальной политики и трудового законодательства (в особенности это касается работавших не в промышленности) огромная масса рабочего люда Российской империи с трудом сводила концы с концами. Большое скопление безработных в ночлежных домах на Хитровской площади, которая выполняла функцию биржи труда, неизбежно привело к обострению криминогенной и антисанитарной обстановки
В книге «Москва и москвичи» В. Гиляровский художественно описал эти места, хорошо зная нравы и уклад улиц тогдашней Москвы:
"...Полицейские протоколы подтверждали, что большинство беглых из Сибири уголовных арестовывалось в Москве именно на Хитровке. Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии. В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдёт, а чужому незачем сюда соваться!..."
В книге «Москва и москвичи» В. Гиляровский художественно описал эти места, хорошо зная нравы и уклад улиц тогдашней Москвы: "...Полицейские протоколы подтверждали, что большинство беглых из Сибири уголовных арестовывалось в Москве именно на Хитровке. Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии. В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдёт, а чужому незачем сюда соваться!..."
В апреле 1873 года московский обер-полицмейстер Николай Устинович Арапов (1825—1884) подал рапорт генерал-губернатору В. А. Долгорукову, изложив положение на Хитровом рынке и предложив перенести его на Конную площадь. Перенос рынка сделал бы центральную часть города более безопасной как в криминальном, так и в санитарном отношении, полагал обер-полицмейстер. Доклад Арапова был направлен на рассмотрение Московской городской думы. «Комиссия о пользе и нуждах общественных» провела расследование и решила, что перенос Хитрова рынка на Конную площадь «невозможен в связи с недостаточностью причин». «По мнению членов Комиссии и гласных Думы, перенос рынка не решил бы проблему, а только изменил бы её локализацию. В то же время большое скопление полицейских в центральной части Москвы позволяло поддерживать порядок на Хитровской площади лучше, чем на окраинах города. Ознакомившись с доводами Думы, генерал-губернатор отклонил предложение московского обер-полицмейстера»
В апреле 1873 года московский обер-полицмейстер Николай Устинович Арапов (1825—1884) подал рапорт генерал-губернатору В. А. Долгорукову, изложив положение на Хитровом рынке и предложив перенести его на Конную площадь. Перенос рынка сделал бы центральную часть города более безопасной как в криминальном, так и в санитарном отношении, полагал обер-полицмейстер. Доклад Арапова был направлен на рассмотрение Московской городской думы. «Комиссия о пользе и нуждах общественных» провела расследование и решила, что перенос Хитрова рынка на Конную площадь «невозможен в связи с недостаточностью причин». «По мнению членов Комиссии и гласных Думы, перенос рынка не решил бы проблему, а только изменил бы её локализацию. В то же время большое скопление полицейских в центральной части Москвы позволяло поддерживать порядок на Хитровской площади лучше, чем на окраинах города. Ознакомившись с доводами Думы, генерал-губернатор отклонил предложение московского обер-полицмейстера»
В 1880-х годах в углу Хитровской площади был построен металлический навес для биржи труда. Здесь искали свою работу освобождённые от крепостной зависимости крестьяне. Люди нанимались как сезонные рабочие по строительным специальностям. Московские здания того времени построены их руками. Документы, газеты доносят до нас сведения, что на Хитровской площади собиралась и безработная интеллигенция. На месте торговых рядов открылись недорогие трактиры, харчевни и питейные заведения. В целях благотворительности устраивалось бесплатное питание для неимущих. Окружающие площадь дома были перестроены в ночлежные, построены также доходные дома с дешёвыми квартирами. Непосредственно на площадь выходили ночлежные дома во владениях: Ярошенко, Бунина, Кулакова, Румянцева. В доме Н. З. Хитрово была устроена Орловская лечебница для оказания медицинской помощи обитателям Хитровки. При Орловской лечебнице находилась несохранившаяся Смоленская домовая церковь, священник которой духовно окормлял хитрованцев.
В 1880-х годах в углу Хитровской площади был построен металлический навес для биржи труда. Здесь искали свою работу освобождённые от крепостной зависимости крестьяне. Люди нанимались как сезонные рабочие по строительным специальностям. Московские здания того времени построены их руками. Документы, газеты доносят до нас сведения, что на Хитровской площади собиралась и безработная интеллигенция. На месте торговых рядов открылись недорогие трактиры, харчевни и питейные заведения. В целях благотворительности устраивалось бесплатное питание для неимущих. Окружающие площадь дома были перестроены в ночлежные, построены также доходные дома с дешёвыми квартирами. Непосредственно на площадь выходили ночлежные дома во владениях: Ярошенко, Бунина, Кулакова, Румянцева. В доме Н. З. Хитрово была устроена Орловская лечебница для оказания медицинской помощи обитателям Хитровки. При Орловской лечебнице находилась несохранившаяся Смоленская домовая церковь, священник которой духовно окормлял хитрованцев.
"...Ранние годы дали мне много впечатлений. Получил я их «на дворе». Во дворе стояла постоянная толчея. Работали плотники, каменщики, маляры, сооружая и раскрашивая щиты для иллюминации. Приходили получать расчёт и галдели тьма народу. Заливались стаканчики, плошки, кубастики. Пестрели вензеля. В амбарах было напихано много чудесных декораций с балаганов. Художники с Хитрова рынка храбро мазали огромные полотнища, создавали чудесный мир чудовищ и пёстрых боев. Здесь были моря с плавающими китами и крокодилами, и корабли, и диковинные цветы, и люди с зверскими лицами, крылатые змеи, арабы, скелеты — все, что могла дать голова людей в опорках, с сизыми носами, все эти «мастаки и архимеды», как называл их отец. Эти «архимеды и мастаки» пели смешные песенки и не лазили в карман за словом. Слов было много на нашем дворе — всяких. Это была первая прочитанная мною книга — книга живого, бойкого и красочного слова. Здесь, во дворе, я увидел народ. Я здесь привык к нему и не боялся ни ругани, ни диких криков, ни лохматых голов, ни дюжих рук. Эти лохматые головы смотрели на меня очень любовно. Мозолистые руки давали мне с добродушным подмигиваньем и рубанки, и пилу, и топорик, и молотки и учили, как «притрафляться» на досках, среди смолистого запаха стружек, я ел кислый хлеб, круто посоленный, головки лука и чёрные, из деревни привезенные лепешки. Здесь я слушал летними вечерами, после работы, рассказы о деревне, сказки и ждал балагурство. Дюжие руки ломовых таскали меня в конюшни к лошадям, сажали на изъеденные лошадиные спины, гладили ласково по голове. Здесь я узнал запах рабочего пота, дёгтя, крепкой махорки. Здесь я впервые почувствовал тоску русской души в песне, которую пел рыжий маляр. И-эх и темы-най лес… да эх и темы-на-ай… Я любил украдкой забраться в обедающую артель, робко взять ложку, только что начисто вылизанную и вытертую большим корявым пальцем с сизо-желтым ногтем, и глотать обжигающие щи, крепко сдобренные перчиком. Многое повидал я на нашем дворе и весёлого и грустного. Я видел, как теряют на работе пальцы, как течёт кровь из-под сорванных мозолей и ногтей, как натирают мертвецки пьяным уши, как бьются на стенках, как метким и острым словом поражают противника, как пишут письма в деревню и как их читают. Здесь я получил первое и важное знание жизни. Здесь я почувствовал любовь и уважение к этому народу, который всё мог. Он делал то, чего не могли делать такие, как я, как мои родные..."

У многих это место ассоциируется именно с «дном» (пьеса Максима Горького, имеющая в контексте иной смысл, также послужила тому причиной).
"...Ранние годы дали мне много впечатлений. Получил я их «на дворе». Во дворе стояла постоянная толчея. Работали плотники, каменщики, маляры, сооружая и раскрашивая щиты для иллюминации. Приходили получать расчёт и галдели тьма народу. Заливались стаканчики, плошки, кубастики. Пестрели вензеля. В амбарах было напихано много чудесных декораций с балаганов. Художники с Хитрова рынка храбро мазали огромные полотнища, создавали чудесный мир чудовищ и пёстрых боев. Здесь были моря с плавающими китами и крокодилами, и корабли, и диковинные цветы, и люди с зверскими лицами, крылатые змеи, арабы, скелеты — все, что могла дать голова людей в опорках, с сизыми носами, все эти «мастаки и архимеды», как называл их отец. Эти «архимеды и мастаки» пели смешные песенки и не лазили в карман за словом. Слов было много на нашем дворе — всяких. Это была первая прочитанная мною книга — книга живого, бойкого и красочного слова. Здесь, во дворе, я увидел народ. Я здесь привык к нему и не боялся ни ругани, ни диких криков, ни лохматых голов, ни дюжих рук. Эти лохматые головы смотрели на меня очень любовно. Мозолистые руки давали мне с добродушным подмигиваньем и рубанки, и пилу, и топорик, и молотки и учили, как «притрафляться» на досках, среди смолистого запаха стружек, я ел кислый хлеб, круто посоленный, головки лука и чёрные, из деревни привезенные лепешки. Здесь я слушал летними вечерами, после работы, рассказы о деревне, сказки и ждал балагурство. Дюжие руки ломовых таскали меня в конюшни к лошадям, сажали на изъеденные лошадиные спины, гладили ласково по голове. Здесь я узнал запах рабочего пота, дёгтя, крепкой махорки. Здесь я впервые почувствовал тоску русской души в песне, которую пел рыжий маляр. И-эх и темы-най лес… да эх и темы-на-ай… Я любил украдкой забраться в обедающую артель, робко взять ложку, только что начисто вылизанную и вытертую большим корявым пальцем с сизо-желтым ногтем, и глотать обжигающие щи, крепко сдобренные перчиком. Многое повидал я на нашем дворе и весёлого и грустного. Я видел, как теряют на работе пальцы, как течёт кровь из-под сорванных мозолей и ногтей, как натирают мертвецки пьяным уши, как бьются на стенках, как метким и острым словом поражают противника, как пишут письма в деревню и как их читают. Здесь я получил первое и важное знание жизни. Здесь я почувствовал любовь и уважение к этому народу, который всё мог. Он делал то, чего не могли делать такие, как я, как мои родные..." У многих это место ассоциируется именно с «дном» (пьеса Максима Горького, имеющая в контексте иной смысл, также послужила тому причиной).
В 1902 году Станиславский, Немирович-Данченко и художник Симов приходили изучать быт «низов» на Хитровку для постановки этой пьесы в Московском художественном театре. Станиславский вспоминал: "...В самом центре большой ночлежки находился тамошний университет с босяцкой интеллигенцией. Это был мозг Хитрова рынка, состоявший из грамотных людей, занимавшихся перепиской ролей для актёров и для театра. Они ютились в небольшой комнате и показались нам милыми, приветливыми и гостеприимными людьми. Особенно один из них пленил нас своей красотой, образованием, воспитанностью, даже светскостью, изящными руками и тонким профилем. Он прекрасно говорил почти на всех языках, так как прежде был конногвардейцем. Прокутив своё состояние, он попал на дно, откуда ему, однако, удалось на время выбраться и вновь стать человеком. Потом он женился, получил хорошее место, носил мундир, который к нему очень шел.

«Пройтись бы в таком мундире по Хитрову рынку!» — мелькнула у него как-то мысль.

Но он скоро забыл об этой глупой мечте… А она снова вернулась… ещё… ещё… И вот, во время одной из служебных командировок в Москву он прошелся по Хитрову рынку, поразил всех и… навсегда остался там, без всякой надежды когда-нибудь выбраться оттуда.

Все эти милые ночлежники приняли нас, как старых друзей, так как хорошо знали нас по театру и ролям, которые переписывали для нас. Мы выставили на стол закуску, то есть водку с колбасой, и начался пир. Когда мы объяснили им цель нашего прихода, заключающуюся в изучении жизни бывших людей для пьесы Горького, босяки растрогались до слёз. «Какой чести удостоились!» — воскликнул один из них..."
В 1902 году Станиславский, Немирович-Данченко и художник Симов приходили изучать быт «низов» на Хитровку для постановки этой пьесы в Московском художественном театре. Станиславский вспоминал: "...В самом центре большой ночлежки находился тамошний университет с босяцкой интеллигенцией. Это был мозг Хитрова рынка, состоявший из грамотных людей, занимавшихся перепиской ролей для актёров и для театра. Они ютились в небольшой комнате и показались нам милыми, приветливыми и гостеприимными людьми. Особенно один из них пленил нас своей красотой, образованием, воспитанностью, даже светскостью, изящными руками и тонким профилем. Он прекрасно говорил почти на всех языках, так как прежде был конногвардейцем. Прокутив своё состояние, он попал на дно, откуда ему, однако, удалось на время выбраться и вновь стать человеком. Потом он женился, получил хорошее место, носил мундир, который к нему очень шел. «Пройтись бы в таком мундире по Хитрову рынку!» — мелькнула у него как-то мысль. Но он скоро забыл об этой глупой мечте… А она снова вернулась… ещё… ещё… И вот, во время одной из служебных командировок в Москву он прошелся по Хитрову рынку, поразил всех и… навсегда остался там, без всякой надежды когда-нибудь выбраться оттуда. Все эти милые ночлежники приняли нас, как старых друзей, так как хорошо знали нас по театру и ролям, которые переписывали для нас. Мы выставили на стол закуску, то есть водку с колбасой, и начался пир. Когда мы объяснили им цель нашего прихода, заключающуюся в изучении жизни бывших людей для пьесы Горького, босяки растрогались до слёз. «Какой чести удостоились!» — воскликнул один из них..."
В советское время Хитровский переулок назывался переулком Максима Горького, пока ему не возвратили историческое название.

Персонажи, образы и события, описанные Гиляровским, перенесены частично из Нижнего Новгорода и Вологды в бытность проживания там писателя.

Книги Гиляровского помогли сохранить в памяти москвичей Хитровку рубежа XIX—XX веков. Но он посещал её не в лучшие времена, когда здесь находились ночлежные дома, и Москва была полна стекавшимся в поисках работы народа.

 Известный москвовед В. Б. Муравьёв в детстве жил в этих краях: "...Интересно, что у нас в семье очень не любили Гиляровского. Тетка моя прямо говорила: «Врёт он, все врёт, никаких убийств, никаких бандитов на Хитровке не было. Были нормальные люди». Потом я стал встречать похожие отзывы и в московских мемуарах. Таково уж влияние журналистов, в частности, Гиляровского, который, надобно сказать, по его собственному признанию, писал о «страшных» местах — о Трубе, о Хитровке, о преступлениях и тому подобном потому, что вместо пяти копеек за обычную корреспонденцию за такую платили по пятнадцать копеек. А на читателя это производило очень большое впечатление, гораздо большее, чем, скажем, описание той же самой Хитровки в рассказе Антона Павловича Чехова «Попрыгунья» — совсем другими красками и в связи с другими персонажами, которые тоже там жили..."
В советское время Хитровский переулок назывался переулком Максима Горького, пока ему не возвратили историческое название. Персонажи, образы и события, описанные Гиляровским, перенесены частично из Нижнего Новгорода и Вологды в бытность проживания там писателя. Книги Гиляровского помогли сохранить в памяти москвичей Хитровку рубежа XIX—XX веков. Но он посещал её не в лучшие времена, когда здесь находились ночлежные дома, и Москва была полна стекавшимся в поисках работы народа. Известный москвовед В. Б. Муравьёв в детстве жил в этих краях: "...Интересно, что у нас в семье очень не любили Гиляровского. Тетка моя прямо говорила: «Врёт он, все врёт, никаких убийств, никаких бандитов на Хитровке не было. Были нормальные люди». Потом я стал встречать похожие отзывы и в московских мемуарах. Таково уж влияние журналистов, в частности, Гиляровского, который, надобно сказать, по его собственному признанию, писал о «страшных» местах — о Трубе, о Хитровке, о преступлениях и тому подобном потому, что вместо пяти копеек за обычную корреспонденцию за такую платили по пятнадцать копеек. А на читателя это производило очень большое впечатление, гораздо большее, чем, скажем, описание той же самой Хитровки в рассказе Антона Павловича Чехова «Попрыгунья» — совсем другими красками и в связи с другими персонажами, которые тоже там жили..."
Трактир "Каторга" - страшное место, стало знаменита благодаря перу Гиляровского. Дом Ярошенко — жилое здание в центре Москвы, в Подколокольном переулке. Объект культурного наследия регионального значения, внесён в реестр под названием: «Торговые ряды П. В. Степанова — ночлежный дом Е. П. Ярошенко. 1860-е — 1880-е гг., палаты стольника Е. И. Бутурлина. 1660-е гг.»
Трактир "Каторга" - страшное место, стало знаменита благодаря перу Гиляровского. Дом Ярошенко — жилое здание в центре Москвы, в Подколокольном переулке. Объект культурного наследия регионального значения, внесён в реестр под названием: «Торговые ряды П. В. Степанова — ночлежный дом Е. П. Ярошенко. 1860-е — 1880-е гг., палаты стольника Е. И. Бутурлина. 1660-е гг.»
Гиляровский писал:
"К. С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко, кое-кто из артистов и художник Симов совершают поход на Хитровку вдохнуть трущобного духу. Веду их в дом Степанова… Половину ночлежки, за перегородкой, занимают нищие, другую, просторную, с большим столом под висячей лампой, — переписчики пьес и ролей для театральной библиотеки Рассохина. Все эти люди так или иначе с прошлым, видавшие и лучшие дни. Босые и полураздетые, они за этим столом и днем и ночью пишут, а, получив деньги, в день их пропивают… Это самая тихая ночлежка из всей Хитровки… По установленному обычаю, гости здесь угощали хозяев… У стола две самые высокие фигуры, оба прекрасно держатся, как равный с равным — один К. С. Станиславский в хорошем пальто, в мягкой шляпе, а другой одного роста с ним, сложенный хоть Аполлона лепи, но в одном нижнем белье… За столом, под лампой, Симов рисовал с кого-то карандашом портрет"
Гиляровский писал: "К. С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко, кое-кто из артистов и художник Симов совершают поход на Хитровку вдохнуть трущобного духу. Веду их в дом Степанова… Половину ночлежки, за перегородкой, занимают нищие, другую, просторную, с большим столом под висячей лампой, — переписчики пьес и ролей для театральной библиотеки Рассохина. Все эти люди так или иначе с прошлым, видавшие и лучшие дни. Босые и полураздетые, они за этим столом и днем и ночью пишут, а, получив деньги, в день их пропивают… Это самая тихая ночлежка из всей Хитровки… По установленному обычаю, гости здесь угощали хозяев… У стола две самые высокие фигуры, оба прекрасно держатся, как равный с равным — один К. С. Станиславский в хорошем пальто, в мягкой шляпе, а другой одного роста с ним, сложенный хоть Аполлона лепи, но в одном нижнем белье… За столом, под лампой, Симов рисовал с кого-то карандашом портрет"
Вы только почитайте этот текст на фото!
Вы только почитайте этот текст на фото!
Вот та самая владелица знаменитого дома - Е. П. Ярошенко. В 1872 году по духовному завещанию дом перешел  дочери прежнего владельца той самой  — Елизавете Платоновне Степановой (в 1-м браке Шлиттер, во 2-м браке Ярошенко; 1850—после 1915), супруге талантливого химика, инженера Василия Александровича Ярошенко (1848—после 1915). В 1888—1890 годах в реконструкции дома принимал участие архитектор А. А. Никифоров (были построены галереи и хозяйственные постройки).

Дом во владении Е. П. Ярошенко посетили в 1902 году К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко и художник В. А. Симов: они приходили на Хитровку изучать быт «низов» перед постановкой в Московском художественном театре пьесы Горького «На дне»
Вот та самая владелица знаменитого дома - Е. П. Ярошенко. В 1872 году по духовному завещанию дом перешел дочери прежнего владельца той самой — Елизавете Платоновне Степановой (в 1-м браке Шлиттер, во 2-м браке Ярошенко; 1850—после 1915), супруге талантливого химика, инженера Василия Александровича Ярошенко (1848—после 1915). В 1888—1890 годах в реконструкции дома принимал участие архитектор А. А. Никифоров (были построены галереи и хозяйственные постройки). Дом во владении Е. П. Ярошенко посетили в 1902 году К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко и художник В. А. Симов: они приходили на Хитровку изучать быт «низов» перед постановкой в Московском художественном театре пьесы Горького «На дне»
Почитайте на фото воспоминания Щепкиной-Куперник о Хитровке
И вот из ее воспоминаний, полюбопытсвуйте...
Шарманщик на Хитровке, начало 20 века
И вот ещё любопытно
Кулинарные "изыски" Хитровки...
Гиляровский жжёт!
Власть старалась сюда без нужды не соваться!
Вот так тут опускаются бывшие баре на дно жизни!
Вот так давали тут покушать и опохмелиться...
Бывшие крестьяне коротали тут в этой клоаке дни...
Дети вступали тут во взрослую "жизнь"...
О "котах" (сутенерах) и их несчастных подругах...
А это была ночлежка (дом) Буниных. И тут было чуть чище чем в Каторге Ярошенко...
А это была ночлежка (дом) Буниных. И тут было чуть чище чем в Каторге Ярошенко...
В "доме" Буниных была целая швейная мастерская...
Дом графа Фёдора Остерма́на (Главный дом городской усадьбы Ф. А. Остермана — частный дом Мясницкой Полицейской части, сер. XVIII в. — 1-я четв. XIX в.). Ценный объект культурного наследия регионального значения. Главный дом городской усадьбы находится на исторической территории Белого города урочища Кулишки. Входит в состав пяти кварталов Достопримечательного места «Хитровка». Пострадавшую в пожар 1812 года Остермановскую усадьбу д’Изарн продал дворянке Сусанне Григорьевне Калустовой (1770—1818), которая уступила её городским властям для устройства Мясницкой полицейской части.

Полицейские части следили за порядком, боролись с пожарами, в их обязанности входили осмотр мертвых, призрение подкидышей, надзор за трактирами, гостиницами и ресторанами; при частях находились и повивальные бабки.


Д. П. Кувшинников на картине В. Перова «Охотники на привале». 1871.
Над домом Мясницкой части была выстроена деревянная пожарная каланча, которая являлась доминантой, формирующей облик Хитровской площади.
Дом графа Фёдора Остерма́на (Главный дом городской усадьбы Ф. А. Остермана — частный дом Мясницкой Полицейской части, сер. XVIII в. — 1-я четв. XIX в.). Ценный объект культурного наследия регионального значения. Главный дом городской усадьбы находится на исторической территории Белого города урочища Кулишки. Входит в состав пяти кварталов Достопримечательного места «Хитровка». Пострадавшую в пожар 1812 года Остермановскую усадьбу д’Изарн продал дворянке Сусанне Григорьевне Калустовой (1770—1818), которая уступила её городским властям для устройства Мясницкой полицейской части. Полицейские части следили за порядком, боролись с пожарами, в их обязанности входили осмотр мертвых, призрение подкидышей, надзор за трактирами, гостиницами и ресторанами; при частях находились и повивальные бабки. Д. П. Кувшинников на картине В. Перова «Охотники на привале». 1871. Над домом Мясницкой части была выстроена деревянная пожарная каланча, которая являлась доминантой, формирующей облик Хитровской площади.
Каждая пожарная часть обслуживала 10 квадратных верст территории Москвы. Наблюдение велось с 16 каланчей. В. А. Гиляровский в «Москве и москвичах» рассказал, что Москва была видна с каланчи как на ладони
Каждая пожарная часть обслуживала 10 квадратных верст территории Москвы. Наблюдение велось с 16 каланчей. В. А. Гиляровский в «Москве и москвичах» рассказал, что Москва была видна с каланчи как на ладони
На каланче под шарами ходил день и ночь часовой. Вдруг облачко дыма, и часовой уже поднимает два шара на коромысле каланчи — знак Тверской части. Городская — один шар, Пятницкая — четыре, Мясницкая — три шара, а остальные — где шар и крест, где два шара и крест — знаки, по которым обыватель узнавал, в какой части города пожар. А то вдруг к одиночному шару, означающему Городскую часть, привешивает с другой стороны коромысла красный флаг: сбор всех частей, пожар угрожающий. Ночью вывешивались вместо шаров фонари: шар — белый фонарь, крест — красный.
На каланче под шарами ходил день и ночь часовой. Вдруг облачко дыма, и часовой уже поднимает два шара на коромысле каланчи — знак Тверской части. Городская — один шар, Пятницкая — четыре, Мясницкая — три шара, а остальные — где шар и крест, где два шара и крест — знаки, по которым обыватель узнавал, в какой части города пожар. А то вдруг к одиночному шару, означающему Городскую часть, привешивает с другой стороны коромысла красный флаг: сбор всех частей, пожар угрожающий. Ночью вывешивались вместо шаров фонари: шар — белый фонарь, крест — красный.
 Пожарные лошади — воронежские и тамбовские битюги — были гордостью москвичей. Каждая часть получала лошадей одной масти, по ней узнавали, какая часть мчится на пожар. Тверская — все желто-пегие, Рогожская — вороно-пегие, Хамовническая — соловые с черными хвостами и огромными косматыми черными гривами, Сретенская — соловые с белыми хвостами и гривами, Пятницкая — вороные в белых чулках и с лысиной во весь лоб, Городская — белые без отметин, Якиманская — серые в яблоках…, Мясницкая — рыжие, — писал В. А. Гиляровский. Первый пожарный автомобиль (Даймлер-Лист) появился в Мясницкой пожарной части в 1908 году.
Пожарные лошади — воронежские и тамбовские битюги — были гордостью москвичей. Каждая часть получала лошадей одной масти, по ней узнавали, какая часть мчится на пожар. Тверская — все желто-пегие, Рогожская — вороно-пегие, Хамовническая — соловые с черными хвостами и огромными косматыми черными гривами, Сретенская — соловые с белыми хвостами и гривами, Пятницкая — вороные в белых чулках и с лысиной во весь лоб, Городская — белые без отметин, Якиманская — серые в яблоках…, Мясницкая — рыжие, — писал В. А. Гиляровский. Первый пожарный автомобиль (Даймлер-Лист) появился в Мясницкой пожарной части в 1908 году.
О буднях полицейского дома...
О буднях полицейского дома...
Здесь наказывали воров розгами...
Здесь наказывали воров розгами...
Здесь же, под самой каланчой, находилась квартира доктора части Д. П. Кувшинникова. Дмитрия Петровича изобразил на своей знаменитой картине «Охотники на привале» художник В. Г. Перов.  После того, как в 1871 году картина была написана и экспонировалась на первой передвижной выставке, имя Дмитрия Павловича Кувшинникова стало популярным в литературных, художественных и театральных кругах. Его квартира в Малом Трёхсвятительском переулке стала местом, где собирались писатели, художники, артисты. Здесь часто бывали В. Г. Перов, А. П. Чехов, И. И. Левитан.
Здесь же, под самой каланчой, находилась квартира доктора части Д. П. Кувшинникова. Дмитрия Петровича изобразил на своей знаменитой картине «Охотники на привале» художник В. Г. Перов. После того, как в 1871 году картина была написана и экспонировалась на первой передвижной выставке, имя Дмитрия Павловича Кувшинникова стало популярным в литературных, художественных и театральных кругах. Его квартира в Малом Трёхсвятительском переулке стала местом, где собирались писатели, художники, артисты. Здесь часто бывали В. Г. Перов, А. П. Чехов, И. И. Левитан.
Софья Петровна Кувшинникова (урождённая Сафонова, 1847—1907), помогала Исааку Левитану. И была его ученицей. Их отношения были сложными, яркими и описаны во множестве мемуаров. Исааку Ильичу, обожавшему музыку, особенно полюбились часы, когда Кувшинникова играла на фортепиано; иногда он писал картины при таком музыкальном сопровождении. А она… Несмотря на разницу в возрасте и положении (Левитану в то время было двадцать восемь), Софья Петровна открыто бросала вызов всему обществу, связывая себя с художником. «Знаешь, в твоих пейзажах появилась улыбка!» — говорил Чехов Левитану, привезшему много картин и этюдов, написанных на Волге. Поначалу отношения между Софьей Петровной и Антоном Павловичем складывались самые дружеские. Правда, Чехов относился к Софье Петровне несколько насмешливо, называя её «Сафо». Они часто встречались. А 21 апреля 1890 года Чехова, уезжавшего на Сахалин, до Троице-Сергиевой лавры провожали его, надо полагать, лучшие друзья — Левитан и Кувшинникова.
Софья Петровна Кувшинникова (урождённая Сафонова, 1847—1907), помогала Исааку Левитану. И была его ученицей. Их отношения были сложными, яркими и описаны во множестве мемуаров. Исааку Ильичу, обожавшему музыку, особенно полюбились часы, когда Кувшинникова играла на фортепиано; иногда он писал картины при таком музыкальном сопровождении. А она… Несмотря на разницу в возрасте и положении (Левитану в то время было двадцать восемь), Софья Петровна открыто бросала вызов всему обществу, связывая себя с художником. «Знаешь, в твоих пейзажах появилась улыбка!» — говорил Чехов Левитану, привезшему много картин и этюдов, написанных на Волге. Поначалу отношения между Софьей Петровной и Антоном Павловичем складывались самые дружеские. Правда, Чехов относился к Софье Петровне несколько насмешливо, называя её «Сафо». Они часто встречались. А 21 апреля 1890 года Чехова, уезжавшего на Сахалин, до Троице-Сергиевой лавры провожали его, надо полагать, лучшие друзья — Левитан и Кувшинникова.
Но уже тогда отношения между ними изменились, повеяло явным холодком. Поводом для разрыва послужил скандал.

Кувшинников, Софья Петровна и Левитан стали прототипами известного рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья». Рассказ воспринялся совершенно справедливо, как пасквиль или ревнивая месть, и бурно обсуждался в обществе. Московскія вѣсти писали "...3 сентября 1907 года: Вчера похоронили художницу С. П. Кувшинникову. Покойная была чрезвычайно богато одаренная натура, и в течение долгого периода времени вокруг неё собиралось огромное общество, состоявшее из художников, артистов, литераторов, певцов, — вообще деятелей всякого рода художественного творчества. 
Покойная скончалась лет 50-ти. Смерть её явилась неожиданностью для окружающих: покойная гостила у своих знакомых в имении по моск.-каз. жел. д. и там заболел а дизентерией, отчего и умерла. Отпевание и погребение совершено в Скорбященском монастыре. На гроб возложено много венков.."
Но уже тогда отношения между ними изменились, повеяло явным холодком. Поводом для разрыва послужил скандал. Кувшинников, Софья Петровна и Левитан стали прототипами известного рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья». Рассказ воспринялся совершенно справедливо, как пасквиль или ревнивая месть, и бурно обсуждался в обществе. Московскія вѣсти писали "...3 сентября 1907 года: Вчера похоронили художницу С. П. Кувшинникову. Покойная была чрезвычайно богато одаренная натура, и в течение долгого периода времени вокруг неё собиралось огромное общество, состоявшее из художников, артистов, литераторов, певцов, — вообще деятелей всякого рода художественного творчества. Покойная скончалась лет 50-ти. Смерть её явилась неожиданностью для окружающих: покойная гостила у своих знакомых в имении по моск.-каз. жел. д. и там заболел а дизентерией, отчего и умерла. Отпевание и погребение совершено в Скорбященском монастыре. На гроб возложено много венков.."
В 1908—1909 годах в Мясницком полицейском доме находились под стражей юные Владимир Маяковский, Илья Эренбург и позже оставили об этом свои воспоминания:

Маяковский о своих приключениях в 15-летнем возрасте:
"...ТРЕТИЙ АРЕСТ

Живущие у нас (Коридзе (нелегальн. Морчадзе), Герулайтис и др.) ведут подкоп под Таганку. Освобождать женщин-каторжан. Удалось устроить побег из Новинской тюрьмы. Меня забрали. Сидеть не хотел. Скандалил. Переводили из части в часть — Басманная, Мещанская, Мясницкая и т. д.— и наконец — Бутырки. Одиночка N% 103..."
В 1908—1909 годах в Мясницком полицейском доме находились под стражей юные Владимир Маяковский, Илья Эренбург и позже оставили об этом свои воспоминания: Маяковский о своих приключениях в 15-летнем возрасте: "...ТРЕТИЙ АРЕСТ Живущие у нас (Коридзе (нелегальн. Морчадзе), Герулайтис и др.) ведут подкоп под Таганку. Освобождать женщин-каторжан. Удалось устроить побег из Новинской тюрьмы. Меня забрали. Сидеть не хотел. Скандалил. Переводили из части в часть — Басманная, Мещанская, Мясницкая и т. д.— и наконец — Бутырки. Одиночка N% 103..."
Эренбург о себе, 17-летнем: "...За полгода я успел ознакомиться с различными тюрьмами: Мясницкой полицейской частью, Сущевской, Басманной, наконец, с Бутырками. Повсюду были свои нравы. <…> Меня отвезли в Мясницкую часть. Режим там был сносный. В крохотных камерах стояло по две койки. Некоторые надзиратели были добродушными, позволяли походить по коридору, другие ругались. Помню одного — когда я просил выпустить меня в отхожее место, он неизменна отвечал: «Ничего, подождешь…» Смотритель был человеком малограмотным; когда заключённым приносили книги для передачи, он сердился — не мог отличить, какие из них крамольные. В Государственном архиве я увидел его донесение, он сообщал в охранку, что отобрал принесенные мне книги — альманах «Земля» и сочиненияИбсена. Один раз он вышел из себя: «Черт знает что! Книгу для вас принесли про кнут. Не полагается! Не получите!» (Как я потом узнал, книга, его испугавшая, была романом Кнута Гамсуна.)..." "...В Мясницкой части сидел большевик В. Радус-Зенькович; мне он казался ветераном — ему было тридцать лет; сидел он не впервые, побывал в эмиграции. Моим соседом был тоже «старик» — человек с проседью. Разговаривая с ним, я старался не выдать, что мне семнадцать лет. Однажды начальник принес мне литературный альманах; я его дал соседу, который час спустя сказал: «А здесь для вас письмо». Под некоторыми буквами стояли едва заметные точки: книгу передала Ася. Я покраснел от счастья и от позора; в течение нескольких дней я боялся поглядеть соседу в глаза — чувства мне казались недопустимой слабостью. Гуляли мы в крохотном дворике, среди огромных сугробов. Потом неожиданно снег посерел, стал оседать — близилась весна. Иногда нас водили в баню, это были чудесные дни. Вели нас по мостовой; прохожие глядели на преступников — кто с удивлением, кто с жалостью.
Одна старушка перекрестилась и сунула мне пятачок: я шёл крайним. В бане мы долго мылись, парились и чувствовали себя как на воле. Наружную охрану несли солдаты жандармского корпуса; они заговаривали с нами, говорили, что они нас уважают — мы ведь не воры, а «политики». Некоторые соглашались передавать письма на волю. Тридцатого марта я послал письмо Асе. Мое письмо было найдено у Аси при обыске и приобщено к делу. После того как у Аси нашли это письмо, меня перевели из Мясницкой части в Сущевскую..."
О советском периоде Хитровки
О советском периоде Хитровки
После Октябрьской революции преступность на Хитровке достигла небывалых размеров. По решению Моссовета в 1920-x годах Хитров рынок «был зачищен», а к столетию площади на ней был разбит зелёный сквер. В старых ночлежных домах в это время образуются жилищные товарищества, просуществовавшие относительно недолго.
После Октябрьской революции преступность на Хитровке достигла небывалых размеров. По решению Моссовета в 1920-x годах Хитров рынок «был зачищен», а к столетию площади на ней был разбит зелёный сквер. В старых ночлежных домах в это время образуются жилищные товарищества, просуществовавшие относительно недолго.
Здесь получил квартиру мой земляк (из Усмани) лауреат нобелевской премии по физике Н. Г. Басов. Я вас знакомил с ним в материале про Усмань в мае этого года.
Здесь получил квартиру мой земляк (из Усмани) лауреат нобелевской премии по физике Н. Г. Басов. Я вас знакомил с ним в материале про Усмань в мае этого года.
В 1930-х годах на площади построено типовое здание школы, которое после перестройки стало Электромеханическим техникумом, а потом и колледжем. В 1930 году открыто трамвайное движение по Подколокольному переулку, а в 1938 году — временная ветка по Певческому переулку (в связи с закрытием движения по Яузскому бульвару); линии по переулкам окончательно сняты в 1963 году.
В 1930-х годах на площади построено типовое здание школы, которое после перестройки стало Электромеханическим техникумом, а потом и колледжем. В 1930 году открыто трамвайное движение по Подколокольному переулку, а в 1938 году — временная ветка по Певческому переулку (в связи с закрытием движения по Яузскому бульвару); линии по переулкам окончательно сняты в 1963 году.
20 марта 2008 года строительная компания «Дон-Строй» предъявила местным жителям свой проект застройки бывшей Хитровской площади. На месте Электромеханического колледжа, расположенного по адресу: Подколокольный переулок, д. 11а, планировалось возвести восьмиэтажный офисный центр на 2500 сотрудников с парковкой на 250 машиномест. Обнародование планов по строительству современного высотного здания из стекла и бетона в самом сердце знаменитой Хитровки вызвало серьёзный протест как со стороны краеведческих организаций, так и со стороны простых москвичей и деятелей искусств. Было собрано более 12 тыс. подписей граждан России и зарубежных стран
20 марта 2008 года строительная компания «Дон-Строй» предъявила местным жителям свой проект застройки бывшей Хитровской площади. На месте Электромеханического колледжа, расположенного по адресу: Подколокольный переулок, д. 11а, планировалось возвести восьмиэтажный офисный центр на 2500 сотрудников с парковкой на 250 машиномест. Обнародование планов по строительству современного высотного здания из стекла и бетона в самом сердце знаменитой Хитровки вызвало серьёзный протест как со стороны краеведческих организаций, так и со стороны простых москвичей и деятелей искусств. Было собрано более 12 тыс. подписей граждан России и зарубежных стран
27 декабря 2009 года начался снос здания школы (электромеханического колледжа) 1937 года постройки. 5 февраля мэр столицы Юрий Лужков поддержал предложение Москомнаследия о приостановке возведения ООО «ДС Девелопмент» многофункционального комплекса на Хитровке и поручил Москомархитектуре проработать вопрос о воссоздании Хитровской площади с окружающей исторической застройкой. Общественным советом по градостроительной деятельности и формирования архитектурно-художественного облика при мэре Москвы от 01.10.2011 № 1 принято решение об отмене строительства офисного здания на Хитровской площади.

1 ноября 2010 года мэр Москвы С. С. Собянин заявил, что на Хитровской площади, где планировалось возведение многофункционального комплекса, должен быть разбит сквер, а под площадью построена подземная парковка. Жители района категорически не одобрили данное заявление, входящее в противоречие с первоначальным распоряжением от 5 февраля 2010 года и «Рекомендациями по режиму реконструкции», подписанными специалистами Управления Моспроекта-2
27 декабря 2009 года начался снос здания школы (электромеханического колледжа) 1937 года постройки. 5 февраля мэр столицы Юрий Лужков поддержал предложение Москомнаследия о приостановке возведения ООО «ДС Девелопмент» многофункционального комплекса на Хитровке и поручил Москомархитектуре проработать вопрос о воссоздании Хитровской площади с окружающей исторической застройкой. Общественным советом по градостроительной деятельности и формирования архитектурно-художественного облика при мэре Москвы от 01.10.2011 № 1 принято решение об отмене строительства офисного здания на Хитровской площади. 1 ноября 2010 года мэр Москвы С. С. Собянин заявил, что на Хитровской площади, где планировалось возведение многофункционального комплекса, должен быть разбит сквер, а под площадью построена подземная парковка. Жители района категорически не одобрили данное заявление, входящее в противоречие с первоначальным распоряжением от 5 февраля 2010 года и «Рекомендациями по режиму реконструкции», подписанными специалистами Управления Моспроекта-2
Хитровская площадь сегодня
Хитровская площадь сегодня
 

Объект культурного наследия регионального значения — Жилой дом на Яузском бульваре, расположен уже в окрестностях Хитровки, 1936—1941. "Дом с фигурами". Арх. И. А. Голосов. Во дворе этого дома находится Дом Хитрово.
Объект культурного наследия регионального значения — Жилой дом на Яузском бульваре, расположен уже в окрестностях Хитровки, 1936—1941. "Дом с фигурами". Арх. И. А. Голосов. Во дворе этого дома находится Дом Хитрово.
"Дом с фигурами"
"Дом с фигурами"
Дом с фигурами. Описание
Дом с фигурами. Описание
Дом с фигурами. Описание
Дом с фигурами. Описание
Дом с фигурами. Описание
Дом с фигурами. Описание
Архитектор...
Архитектор...
В подготовке материала использованы сведения из Википедии
В подготовке материала использованы сведения из Википедии

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому