Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 18:45
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?
Фотоальбом

Кижи — чудо деревянного зодчества России...

Архитектурный ансамбль «Кижи», расположенный на одноименном острове на Онежском озере, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII–XIX веков, окружённых единой оградой — реконструкцией традиционных оград погостов.

Обьект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Маяк по пути на остров Кижи. Комета стоила 3 000 рублей за место. Название «Кижи», по одной версии, происходит от вепсского слова kiz (kidz) — «мох (растущий на дне водоёмов)», по другой версии, название восходит к вепсскому слову kiši — «игрище, место для игр, праздников».

Широко распространено название с ударением на второй слог, однако в Заонежье традиционно используется ударение на первый слог (и это произношение правильное)
Маяк по пути на остров Кижи. Комета стоила 3 000 рублей за место. Название «Кижи», по одной версии, происходит от вепсского слова kiz (kidz) — «мох (растущий на дне водоёмов)», по другой версии, название восходит к вепсскому слову kiši — «игрище, место для игр, праздников». Широко распространено название с ударением на второй слог, однако в Заонежье традиционно используется ударение на первый слог (и это произношение правильное)
2 октября 1945 года Постановлением ЦИК Карело-Финской ССР территория Кижского погоста была объявлена государственным заповедником. 1 января 1966 года на базе архитектурного ансамбля Кижского погоста был основан Государственный историко-архитектурный музей «Кижи», куда помимо существующих на своих первоначальных местах построек было свезено большое количество часовен, домов и хозяйственных построек из Заонежья и других регионов Карелии.
2 октября 1945 года Постановлением ЦИК Карело-Финской ССР территория Кижского погоста была объявлена государственным заповедником. 1 января 1966 года на базе архитектурного ансамбля Кижского погоста был основан Государственный историко-архитектурный музей «Кижи», куда помимо существующих на своих первоначальных местах построек было свезено большое количество часовен, домов и хозяйственных построек из Заонежья и других регионов Карелии.
В 1990 году Кижский погост вошёл в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1993 году указом Президента Российской Федерации архитектурное собрание музея под открытым небом включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
В 1990 году Кижский погост вошёл в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1993 году указом Президента Российской Федерации архитектурное собрание музея под открытым небом включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Первыми письменными источниками, с описанием Спасского Кижского православного прихода в составе Заонежских погостов, являются писцовые книги Обонежской пятины XVI века. В «Переписной и отказной книге крестьянских и бобыльских дворов Спасского Кижского погоста с деревнями и починками Олонецкого уезда» составленной стольником А. Б. Бренчаниновым и подьячим П. Курбатовым в 1696 год записано:
« … Погост Спасский в Кижах на Онего озере на Кижском острову, а на погосте строет церковь новую, теплую, клетцки, во имя Покрова Богородицы. Да в той же церкви построен предел во имя Николая Чудотворца, настоящая церковь Преображения Господне и прежняя Покрова Богородицы в прошлом 7202 году сгорели от молнии…»
Первыми письменными источниками, с описанием Спасского Кижского православного прихода в составе Заонежских погостов, являются писцовые книги Обонежской пятины XVI века. В «Переписной и отказной книге крестьянских и бобыльских дворов Спасского Кижского погоста с деревнями и починками Олонецкого уезда» составленной стольником А. Б. Бренчаниновым и подьячим П. Курбатовым в 1696 год записано: « … Погост Спасский в Кижах на Онего озере на Кижском острову, а на погосте строет церковь новую, теплую, клетцки, во имя Покрова Богородицы. Да в той же церкви построен предел во имя Николая Чудотворца, настоящая церковь Преображения Господне и прежняя Покрова Богородицы в прошлом 7202 году сгорели от молнии…»
Главными храмами прихода являлись церковь Преображения Господня и церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Кижах, кроме этого к Кижскому приходу в XVI веке относились: церковь Святых апостолов Петра и Павла на озере Сандал, церковь Святого Ильи Пророка в Великой губе, церковь Троицы Живоначальной и Николы Чудотворца Клименецкого Свято-Троицкого монастыря.

К концу XVII века в Кижском погосте-округе были образованы ещё семь самостоятельных приходов с новыми главными храмами: церковь Николая Чудотворца в Чеболакше, церковь Успения Богородицы в Космозере, церковь Преображения Господня в Мелой Губе, церковь Святого Ильи Пророка в Типиницах, церковь Николая Чудотворца в Сенной Губе, церковь Великомученицы Варвары в Яндомозере, церковь Николая Чудотворца в Лижме. Храмы на острове Кижи оставались главными храмами всего Кижского погоста-округа.
Главными храмами прихода являлись церковь Преображения Господня и церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Кижах, кроме этого к Кижскому приходу в XVI веке относились: церковь Святых апостолов Петра и Павла на озере Сандал, церковь Святого Ильи Пророка в Великой губе, церковь Троицы Живоначальной и Николы Чудотворца Клименецкого Свято-Троицкого монастыря. К концу XVII века в Кижском погосте-округе были образованы ещё семь самостоятельных приходов с новыми главными храмами: церковь Николая Чудотворца в Чеболакше, церковь Успения Богородицы в Космозере, церковь Преображения Господня в Мелой Губе, церковь Святого Ильи Пророка в Типиницах, церковь Николая Чудотворца в Сенной Губе, церковь Великомученицы Варвары в Яндомозере, церковь Николая Чудотворца в Лижме. Храмы на острове Кижи оставались главными храмами всего Кижского погоста-округа.
В XVII веке новгородский купец Семён Гаврилов начал создавать металлургическое производство в заводском масштабе. Обнаружив медную руду, он начал в 1669 году строить меде-плавильный завод в Кижском погосте-округе. Его начинание воплотили в жизнь датские горнозаводчики Бутенант и Марселис. В 1696 году у них было уже три завода (два в Шуньге и один в Кижах). К концу XVII века в Кижском погосте-округе открылись ещё 2 новых завода. Заводы строились первоначально как медноплавильные, затем, вследствие убыточности, их переводили на производство железа.
В XVII веке новгородский купец Семён Гаврилов начал создавать металлургическое производство в заводском масштабе. Обнаружив медную руду, он начал в 1669 году строить меде-плавильный завод в Кижском погосте-округе. Его начинание воплотили в жизнь датские горнозаводчики Бутенант и Марселис. В 1696 году у них было уже три завода (два в Шуньге и один в Кижах). К концу XVII века в Кижском погосте-округе открылись ещё 2 новых завода. Заводы строились первоначально как медноплавильные, затем, вследствие убыточности, их переводили на производство железа.
Солнечные батареи. Крестьянское население относилось к строительству заводов враждебно, ввиду масштабного отвода заводчикам земельных участков и лесных угодий под разработку богатых рудами недр, введения для крестьян обязательной работы на заводах, подрыва кустарной добычи и обработки железа. Когда нежелавших работать на заводах крестьян Кижского погоста хотели принудить к этому силой, они под предводительством своего старосты напали на возчиков руды и на заводский посёлок с «пищальми, бердыши, и с рогатинами и с кистенями». Этот вооружённый протест был подавлен присланным отрядом стрельцов.

Самым крупным явилось восстание приписных крестьян в 1769—1771 годах. Руководители восстания крестьяне Климент Алексеевич Соболев из деревни Романовская Толвуйского погоста, Семён Костин, Андрей Сальников были «наказаны кнутом с вырезанием ноздрей и с поставлением знаков» и сосланы на вечную каторгу в Сибирь, на Нерчинские рудники. Десятки крестьян были отправлены на каторжные работы, отданы в рекруты, приговорены к телесным наказаниям. Здешние кижские старообрядческие храмы строились на деньги местных не крепостных государственных крестьян, а не монастыря. Соответственно, и принадлежали церкви не монастырю, а крестьянам. Крестьяне в складчину собирали деньги и нанимали мастеров на постройку и потом на поновление храмов
Солнечные батареи. Крестьянское население относилось к строительству заводов враждебно, ввиду масштабного отвода заводчикам земельных участков и лесных угодий под разработку богатых рудами недр, введения для крестьян обязательной работы на заводах, подрыва кустарной добычи и обработки железа. Когда нежелавших работать на заводах крестьян Кижского погоста хотели принудить к этому силой, они под предводительством своего старосты напали на возчиков руды и на заводский посёлок с «пищальми, бердыши, и с рогатинами и с кистенями». Этот вооружённый протест был подавлен присланным отрядом стрельцов. Самым крупным явилось восстание приписных крестьян в 1769—1771 годах. Руководители восстания крестьяне Климент Алексеевич Соболев из деревни Романовская Толвуйского погоста, Семён Костин, Андрей Сальников были «наказаны кнутом с вырезанием ноздрей и с поставлением знаков» и сосланы на вечную каторгу в Сибирь, на Нерчинские рудники. Десятки крестьян были отправлены на каторжные работы, отданы в рекруты, приговорены к телесным наказаниям. Здешние кижские старообрядческие храмы строились на деньги местных не крепостных государственных крестьян, а не монастыря. Соответственно, и принадлежали церкви не монастырю, а крестьянам. Крестьяне в складчину собирали деньги и нанимали мастеров на постройку и потом на поновление храмов
Из справки «Историческое сведение о приходе Кижском Петрозаводского уезда», составленной в 1850-х годах исправляющим должность благочинного священника прихода Стефаном Ржановским:
«Селений или деревень в сем приходе 41. Отдаленнейшие из них деревни: Когда в 29, Усть-куома, Сибова, Ваев-наволок, Лариков остров в 10 верстах и прочие все близ церкви. В тех деревнях душ мужеска пола 1072, женска 1250. Они всегда были государственными и ни к какому иному месту или лицу не принадлежали. В царствование блаженныя памяти императора Петра Великого определены под ведомство Олонецких заводов и с того времени сверх государственных податей и земских повинностей исправляют заводскую работу, которая от заводского начальства в каждый год возлагается на них именем уроков. Работа сия состоит или в рубке дров или перевозке угля из лесу в завод же…».
Из справки «Историческое сведение о приходе Кижском Петрозаводского уезда», составленной в 1850-х годах исправляющим должность благочинного священника прихода Стефаном Ржановским: «Селений или деревень в сем приходе 41. Отдаленнейшие из них деревни: Когда в 29, Усть-куома, Сибова, Ваев-наволок, Лариков остров в 10 верстах и прочие все близ церкви. В тех деревнях душ мужеска пола 1072, женска 1250. Они всегда были государственными и ни к какому иному месту или лицу не принадлежали. В царствование блаженныя памяти императора Петра Великого определены под ведомство Олонецких заводов и с того времени сверх государственных податей и земских повинностей исправляют заводскую работу, которая от заводского начальства в каждый год возлагается на них именем уроков. Работа сия состоит или в рубке дров или перевозке угля из лесу в завод же…».
В 1867 году в ходе своей поездки по северным губерниям России остров Кижи Олонецкой губернии посетил академик архитектуры Л. В. Даль.

В 1885 году на кладбище Кижского погоста был похоронен сказитель былин Трофим Рябинин.

На острове Кижи побывали Иван Билибин (в 1904), Игорь Грабарь (в 1909) и Михаил Красовский (в 1916). Билибин писал: «… нигде мне не приходилось видеть такого размаха строительной фантазии, как в Кижах. … Что за зодчий был, который строил такие церкви!».

Постепенно Кижи становятся известными в Российской империи: издаются почтовые открытки с видами Кижского погоста, а в 1911 году картина художника Шлуглейта «На далёком Севере» с изображением Кижского погоста была приобретена императором Николаем II.

В 1920 году, после Октябрьской революции, церкви Кижского погоста были поставлены на государственный учёт как памятники архитектуры, но отправление религиозных обрядов продолжалось.
В 1867 году в ходе своей поездки по северным губерниям России остров Кижи Олонецкой губернии посетил академик архитектуры Л. В. Даль. В 1885 году на кладбище Кижского погоста был похоронен сказитель былин Трофим Рябинин. На острове Кижи побывали Иван Билибин (в 1904), Игорь Грабарь (в 1909) и Михаил Красовский (в 1916). Билибин писал: «… нигде мне не приходилось видеть такого размаха строительной фантазии, как в Кижах. … Что за зодчий был, который строил такие церкви!». Постепенно Кижи становятся известными в Российской империи: издаются почтовые открытки с видами Кижского погоста, а в 1911 году картина художника Шлуглейта «На далёком Севере» с изображением Кижского погоста была приобретена императором Николаем II. В 1920 году, после Октябрьской революции, церкви Кижского погоста были поставлены на государственный учёт как памятники архитектуры, но отправление религиозных обрядов продолжалось.
А Вы знаете что на этом острове до недавних пор передавали древнерусские былины из уст в уста? Это когда на материковой России о былинах уже забыли.  Трофи́м Григо́рьевич Ряби́нин (Ря́бов; 1801 — 1885) — олонецкий крестьянин, один из выдающихся сказителей русских былин, родоначальник династии былинных сказителей Рябининых. Родился в крестьянской семье, рано осиротел и воспитывался крестьянским миром.

Былинам про «Илью и Калина-царя» и «Молодца и худую жену» Трофим Рябинин научился, работая вместе со сказителем Ильёю Елустафьевым из деревни Шляминская. Много былин Т. Г. Рябинин «понял» от своего дяди Игнатия Иванова, у которого служил работником, а также от его зятя, Василия Сафронова (или Сарафанова). От дяди Т. Г. Рябинин также научился былинам про «Вольгу», «Илью и Соловья-разбойника», «Илью, узнающего свою дочь», «Дуная», «Потыка», «Королевичей из Кракова и Скопина». Былины про «Добрыню в борьбе со змеем» и про «Добрыню с Василием Казимировым» он узнал ещё в детстве, от крестьянина Ивана Агапитова Завьялова. Про «Дюка» — от старика Ивана Кокойкина, про «Ивана Годиновича» — от крестьянина Фёдора Трепанина. 23 былины из репертуара сказителя (считая, в том числе и отрывки) записаны Павлом Николаевичем Рыбниковым. Сын Трофима Григориевича — Иван (родился в 1844 году), также стал сказателем былин, восприняв от отца песенный материал, заключавшийся в 14 былинах и трёх духовных стихах. В 1892 году он пел былины в Петербурге. Иван Трофимович пел некоторые из былин иначе и подробнее, чем отец, знал наизусть более 6000 стихов.
А Вы знаете что на этом острове до недавних пор передавали древнерусские былины из уст в уста? Это когда на материковой России о былинах уже забыли. Трофи́м Григо́рьевич Ряби́нин (Ря́бов; 1801 — 1885) — олонецкий крестьянин, один из выдающихся сказителей русских былин, родоначальник династии былинных сказителей Рябининых. Родился в крестьянской семье, рано осиротел и воспитывался крестьянским миром. Былинам про «Илью и Калина-царя» и «Молодца и худую жену» Трофим Рябинин научился, работая вместе со сказителем Ильёю Елустафьевым из деревни Шляминская. Много былин Т. Г. Рябинин «понял» от своего дяди Игнатия Иванова, у которого служил работником, а также от его зятя, Василия Сафронова (или Сарафанова). От дяди Т. Г. Рябинин также научился былинам про «Вольгу», «Илью и Соловья-разбойника», «Илью, узнающего свою дочь», «Дуная», «Потыка», «Королевичей из Кракова и Скопина». Былины про «Добрыню в борьбе со змеем» и про «Добрыню с Василием Казимировым» он узнал ещё в детстве, от крестьянина Ивана Агапитова Завьялова. Про «Дюка» — от старика Ивана Кокойкина, про «Ивана Годиновича» — от крестьянина Фёдора Трепанина. 23 былины из репертуара сказителя (считая, в том числе и отрывки) записаны Павлом Николаевичем Рыбниковым. Сын Трофима Григориевича — Иван (родился в 1844 году), также стал сказателем былин, восприняв от отца песенный материал, заключавшийся в 14 былинах и трёх духовных стихах. В 1892 году он пел былины в Петербурге. Иван Трофимович пел некоторые из былин иначе и подробнее, чем отец, знал наизусть более 6000 стихов.
В августе 1926 года комиссия, под руководством реставратора, профессора Игоря Грабаря провела обследование главных храмов погоста.

Осенью 1937 года службы в Преображенской церкви и церкви Покрова Богородицы были полностью прекращены решением Комиссии по вопросам культа при Президиуме ЦИК СССР. Священник Алексей Степанович Петухов (1875—1937), назначенный в Кижский приход в 1933 году, был арестован 24 октября 1937 года сотрудниками Заонежского райотдела НКВД Карельской АССР, обвинён как участник «контрреволюционной повстанческой группы» и расстрелян в ноябре 1937 года.



В 1949—1966 годах проводились реставрационные работы храмов погоста. В январе 1966 года на базе главных храмов погоста был основан Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник.
В августе 1926 года комиссия, под руководством реставратора, профессора Игоря Грабаря провела обследование главных храмов погоста. Осенью 1937 года службы в Преображенской церкви и церкви Покрова Богородицы были полностью прекращены решением Комиссии по вопросам культа при Президиуме ЦИК СССР. Священник Алексей Степанович Петухов (1875—1937), назначенный в Кижский приход в 1933 году, был арестован 24 октября 1937 года сотрудниками Заонежского райотдела НКВД Карельской АССР, обвинён как участник «контрреволюционной повстанческой группы» и расстрелян в ноябре 1937 года. В 1949—1966 годах проводились реставрационные работы храмов погоста. В январе 1966 года на базе главных храмов погоста был основан Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник.
За билет с экскурсией мы заплатили по 600 рублей
За билет с экскурсией мы заплатили по 600 рублей
Дополнительные услуги и объекты комплекса
Дополнительные услуги и объекты комплекса
Церковь Преображения Господня (1714) — самое известное сооружение ансамбля. 6 июня 1714 года произошла закладка алтаря церкви: «Обложися сей олтарь Господа Бога и Спаса нашего Iисуса Христа Боголепного Преображения Господня по плоти от Рождества Христова АΨДI года июня 6 дня…» гласила надпись на кресте, который находился в алтаре церкви, (Метрика по получению верных сведений о древне-православных храмах Божиих…Олонецкой губернии, 23 марта 1887 года). Данная церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви — 37 м. Сруб церкви рублен в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей. По одной из легенд, церковь Преображения Господня якобы была построена одним топором (изначально без гвоздей) плотником Нестором. Плотник выбросил топор в озеро, чтобы никто не смог повторить такую же величественную постройку. Когда говорят, что церковь построена без гвоздей, ошибаются. На самом деле, гвозди есть, только не в самом здании, а в куполах.
Вот видите на пеньке справа лежат плашки (лемехи)? Лемехи шли на оформление куполов, маковок. Делали их из осины. Они быстро гнили и менялись каждые 25 лет. Понятно что крепить их без гвоздей - слишком трудоемкая задача
Вот видите на пеньке справа лежат плашки (лемехи)? Лемехи шли на оформление куполов, маковок. Делали их из осины. Они быстро гнили и менялись каждые 25 лет. Понятно что крепить их без гвоздей - слишком трудоемкая задача
Вот на макете видно как маковки куполов оформлялись осиновыми плашками (лемехами)
Вот на макете видно как маковки куполов оформлялись осиновыми плашками (лемехами)
А крепили их вот такими деревянными гвоздями. Так как металлические гвозди тогда были слишком дороги и шли, например, на подковы коням дружины князя. С 16-17 века металлургия и кузнечное дело стали более технологичными и металлические гвозди стали производить из проволоки. Тогда же эти гвозди пошли на оформление маковок плашками и деревянные гвозди ушли в небытие
А крепили их вот такими деревянными гвоздями. Так как металлические гвозди тогда были слишком дороги и шли, например, на подковы коням дружины князя. С 16-17 века металлургия и кузнечное дело стали более технологичными и металлические гвозди стали производить из проволоки. Тогда же эти гвозди пошли на оформление маковок плашками и деревянные гвозди ушли в небытие
По своему типу храм — «летний» неотапливаемый, зимой в нём богослужения не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены ещё два восьмигранных сруба меньших размеров. Храм имеет простой крестовый план.

Церковь увенчана 23 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трёхскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Церковь была обшита тёсом в начале XIX века, главки покрыты лужёным железом. Обшивка была разобрана и восстановлены тесовые и лемеховые кровли во время реставрации 1950-х годов под руководством архитектора Александра Ополовникова.
По своему типу храм — «летний» неотапливаемый, зимой в нём богослужения не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены ещё два восьмигранных сруба меньших размеров. Храм имеет простой крестовый план. Церковь увенчана 23 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трёхскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Церковь была обшита тёсом в начале XIX века, главки покрыты лужёным железом. Обшивка была разобрана и восстановлены тесовые и лемеховые кровли во время реставрации 1950-х годов под руководством архитектора Александра Ополовникова.
Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный придел церкви подведён бутовый фундамент на известковом растворе (1870). Углы церкви рублены «в обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены «в лапу». Материал рубки — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по берёсте. Лемех главок и «бочек» — осиновый.
Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный придел церкви подведён бутовый фундамент на известковом растворе (1870). Углы церкви рублены «в обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены «в лапу». Материал рубки — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по берёсте. Лемех главок и «бочек» — осиновый.
 Такая кладка бревен называется "в охряпку"
Такая кладка бревен называется "в охряпку"
Иконостас — четырёхъярусный, составлен из 102 икон. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: вторая половина XVIII века — начало XIX века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение Господне» и «Покров Пресвятой Богородицы» — датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко второй половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные.
Иконостас — четырёхъярусный, составлен из 102 икон. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: вторая половина XVIII века — начало XIX века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение Господне» и «Покров Пресвятой Богородицы» — датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко второй половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные.
"Царские врата", первая половина 16 века. Привезена сюда из церкви Воскрешения Лазаря Успенского Муромского монастыря
"Страшный суд", вторая половина 18 века. Привезена из часовни во имя апостолов Петра и Павла на Волкоострове
А это уже церковь Покрова Пресвятой Богородицы представляет вытянутый прямоугольник с пятигранной алтарной частью на востоке. Построена в 1694 году, сгорела (перестроена в 1764 году). Высота церкви — 26 м, общая длина — 32 м, ширина — 8 м, материал — сосна, осина. Реставрирована по проекту А. В. Ополовникова в 1949—1959 годах.

Этот храм — «зимний» (то есть отапливаемый), службу в нём ведут с 1 октября и до Пасхи.
А это уже церковь Покрова Пресвятой Богородицы представляет вытянутый прямоугольник с пятигранной алтарной частью на востоке. Построена в 1694 году, сгорела (перестроена в 1764 году). Высота церкви — 26 м, общая длина — 32 м, ширина — 8 м, материал — сосна, осина. Реставрирована по проекту А. В. Ополовникова в 1949—1959 годах. Этот храм — «зимний» (то есть отапливаемый), службу в нём ведут с 1 октября и до Пасхи.
Кладбище Кижского погоста
Кладбище Кижского погоста
Посмотрите как причудливо вписала история древние славянские символы в оформление храма. Я такого нигде не видел. Эти места стали активно заселяться в 14 веке выходцами с новгородчины
Здесь были бои! В период оккупации Карело-Финской ССР во время Великой Отечественной войны часть икон из храмов погоста была вывезена в Финляндию. Впоследствии иконы были возвращены СССР.
Здесь были бои! В период оккупации Карело-Финской ССР во время Великой Отечественной войны часть икон из храмов погоста была вывезена в Финляндию. Впоследствии иконы были возвращены СССР.
Типичная изба зажиточного крестьянина. Привезена сюда на остров из другого места как музейный экспонат
Типичная изба зажиточного крестьянина. Привезена сюда на остров из другого места как музейный экспонат
"Замок" бревенчатой кладки
"Замок" бревенчатой кладки
Оформление дома, 1876 год
Оформление дома, 1876 год
Поднимемся на второй этаж
Поднимемся на второй этаж
Женская крестьянская комната
Женская крестьянская комната
Лодки у хорошего хозяина стояли в сарае до весны
Лодки у хорошего хозяина стояли в сарае до весны
Как и сани до зимы
Как и сани до зимы
Мастерская
Мастерская
Парадное крыльцо
Парадное крыльцо
Часть дома доложена к основному срубу справа. Посмотрите
Часть дома доложена к основному срубу справа. Посмотрите
Здесь ряженые крестьяне "косят" под крестьян. Косят для Вас, туристы. Я это понял увидев что не все из них работают правильно. Косить надо двигая торсом, а не руками. Иначе руки быстро устанут. Я сам из родом из деревни и что такое правильная косьба знаю не по наслышке
Здесь ряженые крестьяне "косят" под крестьян. Косят для Вас, туристы. Я это понял увидев что не все из них работают правильно. Косить надо двигая торсом, а не руками. Иначе руки быстро устанут. Я сам из родом из деревни и что такое правильная косьба знаю не по наслышке
Эта баня приехала в кижский музей из деревни Мижостров. Это не просто баня, а обьект культурного наследия регионального значения начала 20 века
Эта баня приехала в кижский музей из деревни Мижостров. Это не просто баня, а обьект культурного наследия регионального значения начала 20 века
Трехпольная система земледелия. Озимые, яровые и третье поле под паром отдыхает
Трехпольная система земледелия. Озимые, яровые и третье поле под паром отдыхает
Посмотрите на форму жердей на изгороди слева. Видите, жерди закреплены под углом? Это фирменный карельский местный стиль. Я так нигде не видел. Под углом жерди уложены чтобы скоту было трудно перепрыгнуть через изгородь
Посмотрите на форму жердей на изгороди слева. Видите, жерди закреплены под углом? Это фирменный карельский местный стиль. Я так нигде не видел. Под углом жерди уложены чтобы скоту было трудно перепрыгнуть через изгородь
Стена сарая. Бревна быстро гнили из-за сырости внутри, так как в сарае содержался скот. И стену крепили вот таким образом
Стена сарая. Бревна быстро гнили из-за сырости внутри, так как в сарае содержался скот. И стену крепили вот таким образом
На этих жердях сушили сено. Неплохо придумано. Быстро и ворочать туда-сюда по земле граблями не надо
На этих жердях сушили сено. Неплохо придумано. Быстро и ворочать туда-сюда по земле граблями не надо
Ряженые крестьяне на отдыхе. Я немного подискутировал с ними почему на мужчине шляпа? Я заявил что шляпы в России начали крестьяне (колхозники) носить только в 50-60 - х годах 20 века. И то не на поле надевали, а по большим праздникам когда шли в клуб или ехали в райцентр. На что мне парировали что на фотографиях музейных здешних многие крестьяне в 19 веке в шляпах на поле работают. Я засомневался. И действительно, я потом в музеях Петрозаводска видел на фото мужчин на полевых работах, не только в шляпах, но и в сапогах и пиджаках! Финны, вепсы, карелы в шляпах.  Определенно, на окраинах России люди жили тогда богаче и не знали крепостного гнета.
Ряженые крестьяне на отдыхе. Я немного подискутировал с ними почему на мужчине шляпа? Я заявил что шляпы в России начали крестьяне (колхозники) носить только в 50-60 - х годах 20 века. И то не на поле надевали, а по большим праздникам когда шли в клуб или ехали в райцентр. На что мне парировали что на фотографиях музейных здешних многие крестьяне в 19 веке в шляпах на поле работают. Я засомневался. И действительно, я потом в музеях Петрозаводска видел на фото мужчин на полевых работах, не только в шляпах, но и в сапогах и пиджаках! Финны, вепсы, карелы в шляпах. Определенно, на окраинах России люди жили тогда богаче и не знали крепостного гнета.
Я спросил у экскурсовода как отличить стиль иконы дониконовского, старообрядческого письма. Та не знала что ответить. Я уже был в старообрядческом храме в Боровске. И честно говоря сам в иконописи не понял в чем разница. Но здесь в Кижах мне один из туристов молодой человек в очках, "ботаник" пояснил что на иконах старого письма Святые изображены с двуперстием. В Русской церкви двуперстие отменено в 1653 году патриархом Никоном, Это решение было утверждено в 1654 году Собором епископов (кроме Павла Коломенского). Двуперстие было официально осуждено в Русской церкви на Московском соборе в 1656 году. 24 февраля 1656 года, в Неделю Православия, патриарх Антиохийский Макарий, патриарх Сербский Гавриил и митрополит Григорий торжественно в Успенском соборе прокляли тех, кто знаменовался двумя перстами
Я спросил у экскурсовода как отличить стиль иконы дониконовского, старообрядческого письма. Та не знала что ответить. Я уже был в старообрядческом храме в Боровске. И честно говоря сам в иконописи не понял в чем разница. Но здесь в Кижах мне один из туристов молодой человек в очках, "ботаник" пояснил что на иконах старого письма Святые изображены с двуперстием. В Русской церкви двуперстие отменено в 1653 году патриархом Никоном, Это решение было утверждено в 1654 году Собором епископов (кроме Павла Коломенского). Двуперстие было официально осуждено в Русской церкви на Московском соборе в 1656 году. 24 февраля 1656 года, в Неделю Православия, патриарх Антиохийский Макарий, патриарх Сербский Гавриил и митрополит Григорий торжественно в Успенском соборе прокляли тех, кто знаменовался двумя перстами
("Преображение", 18 - 19 век. Из Ильинской церкви Водлозерского погоста). И тут тоже двуперстие. А икона нового письма. Получается молодой человек порол мне чушь? Я долго гуглил но ответа так и не нашёл. Я надеюсь что известный всем нам блогер Максим Ершов не просто ставит лайки моим материалам, а внимательно их изучает. И почитав этот мой пруд он пояснит нам ситуацию. Поскольку он гуру в вопросах старообрядчества
("Преображение", 18 - 19 век. Из Ильинской церкви Водлозерского погоста). И тут тоже двуперстие. А икона нового письма. Получается молодой человек порол мне чушь? Я долго гуглил но ответа так и не нашёл. Я надеюсь что известный всем нам блогер Максим Ершов не просто ставит лайки моим материалам, а внимательно их изучает. И почитав этот мой пруд он пояснит нам ситуацию. Поскольку он гуру в вопросах старообрядчества
Двоеперстие было допущено к употреблению в конце XVIII века в Российской церкви как икономия, когда было введено единоверие. На Поместном соборе Русской православной церкви 1971 года все дониконовские русские обряды, включая двоеперстное крестное знамение, были признаны «равночестными и равноспасительными».
Двоеперстие было допущено к употреблению в конце XVIII века в Российской церкви как икономия, когда было введено единоверие. На Поместном соборе Русской православной церкви 1971 года все дониконовские русские обряды, включая двоеперстное крестное знамение, были признаны «равночестными и равноспасительными».
"Спас на престоле". И тут тоже двуперстие. А икона написана в 18-19 веке. Хотя то что это икона позднего времени письма не говорит о том, что она написана в новом никоновском стиле. Просто иконописец мог писать в дониконовском стиле (старообрядческом). И поэтому изобразил на иконе двуперстие.  Но вот что я нагуглил: "Характерной чертой икон старообрядцев считается изобилие надписей по краям, на полях. Славятся данные образы и так зваными темными ликами, с едва различимыми контурами, что сливаются с цветом деревянных досок. Также, нельзя не отметить, что в XVIII веке официальная церковь запретила старообрядческие литые иконы, кои были еще одной отличительной чертой староверческих образов, которые отливались из меди или олова, неким образом напоминая современное штампование.

Школы старообрядческой иконы:

Ветковская икона.
Невьянская икона.
Поморская икона (с тундровым позёмом).
Сызранская икона.
Сибирская икона.

Но и этим вопрос не исчерпывается. Есть и ещё одна важная особенность, по которой можно без труда узнать старообрядческие иконы. Отличие их от официальных часто выражается в том, что святые изображаются держащими руку в двуперстном сложении.
"Спас на престоле". И тут тоже двуперстие. А икона написана в 18-19 веке. Хотя то что это икона позднего времени письма не говорит о том, что она написана в новом никоновском стиле. Просто иконописец мог писать в дониконовском стиле (старообрядческом). И поэтому изобразил на иконе двуперстие. Но вот что я нагуглил: "Характерной чертой икон старообрядцев считается изобилие надписей по краям, на полях. Славятся данные образы и так зваными темными ликами, с едва различимыми контурами, что сливаются с цветом деревянных досок. Также, нельзя не отметить, что в XVIII веке официальная церковь запретила старообрядческие литые иконы, кои были еще одной отличительной чертой староверческих образов, которые отливались из меди или олова, неким образом напоминая современное штампование. Школы старообрядческой иконы: Ветковская икона. Невьянская икона. Поморская икона (с тундровым позёмом). Сызранская икона. Сибирская икона. Но и этим вопрос не исчерпывается. Есть и ещё одна важная особенность, по которой можно без труда узнать старообрядческие иконы. Отличие их от официальных часто выражается в том, что святые изображаются держащими руку в двуперстном сложении.
Кроме того, коренное отличие состоит и в написании аббревиатуры имени Иисуса Христа. Дело в том, что среди прочих требований реформа установила правило написания в нём двух букв “И” – Иисус. Соответственно, такой стала и аббревиатура. На старообрядческих же иконах имя Спасителя всегда пишется по-старому – Исус, а в аббревиатуре ставится одно “И”. Наконец, нельзя не упомянуть ещё один вид икон, бытующий лишь среди раскольников. Это литые оловянные и медные врезные старообрядческие иконы и кресты, производство которых в официальном православии запрещено.". Источник: <a rel="nofollow noreferrer noopener" onclick="AddGoToLog(this, '');" href="https://iconopisanie.ru/ikony/staroobryadcheskie" class="ext_link" target="_blank">https://iconopisanie.ru/ikony/staroobryadcheskie</a>
Кроме того, коренное отличие состоит и в написании аббревиатуры имени Иисуса Христа. Дело в том, что среди прочих требований реформа установила правило написания в нём двух букв “И” – Иисус. Соответственно, такой стала и аббревиатура. На старообрядческих же иконах имя Спасителя всегда пишется по-старому – Исус, а в аббревиатуре ставится одно “И”. Наконец, нельзя не упомянуть ещё один вид икон, бытующий лишь среди раскольников. Это литые оловянные и медные врезные старообрядческие иконы и кресты, производство которых в официальном православии запрещено.". Источник: https://iconopisanie.ru/ikony/staroobryadcheskie
Но судя по тому что на вышеприведенных мною иконах "ИИСУС" написано через одно " I ", то это таки иконы дониконовской (старообрядческой) школы письма. Короче я запутался и Вас запутал. Без эксперта нам тут не разобраться. Вот такие круизные лайнеры заходят на кИжи
Но судя по тому что на вышеприведенных мною иконах "ИИСУС" написано через одно " I ", то это таки иконы дониконовской (старообрядческой) школы письма. Короче я запутался и Вас запутал. Без эксперта нам тут не разобраться. Вот такие круизные лайнеры заходят на кИжи
В заключение немного о ресторане на Кижах. Он тут единственный, больше покушать тут негда
В заключение немного о ресторане на Кижах. Он тут единственный, больше покушать тут негда
В подготовке материала использованы сведения из Википедии
В подготовке материала использованы сведения из Википедии

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому