Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 19:04
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?
Фотоальбом

Соловецкий монастырь — наше всё...

С 14 декабря 1992 года Соловецкий историко-культурный комплекс внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под номером 632 по критерию IV («Объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории»).

Соловецкий монастырь мы посетили с обзорной экскурсией трехчасовой за 600 рублей. Это случилось в тот же первый день по прибытию на остров. Гида из местного соловецкого турбюро звали Павел. Он родом с Соловков. На лето приезжает подработать на родину экскурсоводом
Соловецкий монастырь мы посетили с обзорной экскурсией трехчасовой за 600 рублей. Это случилось в тот же первый день по прибытию на остров. Гида из местного соловецкого турбюро звали Павел. Он родом с Соловков. На лето приезжает подработать на родину экскурсоводом
Согласно житию, во времена митрополита Фотия Савватий уже подвизался в Кирилло-Белозерском монастыре. Узнав, что на острове Валааме есть монастырь, где иноки ведут жизнь более строгую, Савватий перебрался туда. Удивляя братию своим терпением и смирением, он искал место для совершенного уединения и безмолвной молитвы. Савватий узнал, что в двух днях плавания от берега в Белом море стоит большой остров, никем не населённый, и ушёл из Валаамского монастыря.
Согласно житию, во времена митрополита Фотия Савватий уже подвизался в Кирилло-Белозерском монастыре. Узнав, что на острове Валааме есть монастырь, где иноки ведут жизнь более строгую, Савватий перебрался туда. Удивляя братию своим терпением и смирением, он искал место для совершенного уединения и безмолвной молитвы. Савватий узнал, что в двух днях плавания от берега в Белом море стоит большой остров, никем не населённый, и ушёл из Валаамского монастыря.
Сначала он поселился у часовни на реке Выг, где встретил инока Германа, одиноко жившего в лесу. Герман согласился сопровождать Савватия на остров и остаться с ним там. Оба старца в 1429 году благополучно прибыли на остров и, не доходя 13 км до места современного монастыря, они близ озера водрузили крест и поставили келью. Постепенно, уже после смерти Савватия, на острове поселились другие отшельники и возник монастырь, получивший название Соловецкого.

Соловецкий монастырь расположен на перешейке между Святым озером и бухтой Благополучия на Большом Соловецком острове. Датой основания монастыря принято считать 1436 год — время появления на Соловках преподобного Зосимы. До того, как был построен современный каменный монастырь, существовали деревянные постройки XV — начала XVI вв. Архитектурный ансамбль монастыря включает в себя: Соловецкий Спасо-Преображенский собор, Благовещенскую Надвратную церковь, монастырскую крепость, сооружения монастырского поселка и скитов, уникальную систему гидротехнических сооружений и некоторые другие постройки.
Сначала он поселился у часовни на реке Выг, где встретил инока Германа, одиноко жившего в лесу. Герман согласился сопровождать Савватия на остров и остаться с ним там. Оба старца в 1429 году благополучно прибыли на остров и, не доходя 13 км до места современного монастыря, они близ озера водрузили крест и поставили келью. Постепенно, уже после смерти Савватия, на острове поселились другие отшельники и возник монастырь, получивший название Соловецкого. Соловецкий монастырь расположен на перешейке между Святым озером и бухтой Благополучия на Большом Соловецком острове. Датой основания монастыря принято считать 1436 год — время появления на Соловках преподобного Зосимы. До того, как был построен современный каменный монастырь, существовали деревянные постройки XV — начала XVI вв. Архитектурный ансамбль монастыря включает в себя: Соловецкий Спасо-Преображенский собор, Благовещенскую Надвратную церковь, монастырскую крепость, сооружения монастырского поселка и скитов, уникальную систему гидротехнических сооружений и некоторые другие постройки.
В 1485 и 1538 годах здесь были сильные пожары, в результате, в 1552 году было начато каменное строительство церквей, а в 1590—1594 годах отстроена оборонительная гранитная стена.
В 1485 и 1538 годах здесь были сильные пожары, в результате, в 1552 году было начато каменное строительство церквей, а в 1590—1594 годах отстроена оборонительная гранитная стена.
Расцвет обители в XVI веке связан с деятельностью игумена Филиппа, избранного в 1548 году монастырским собором и возведённым в сан игумена новгородским архиепископом Феодосием. Игумен Филипп положил много труда по внутреннему и внешнему благоустройству обители. Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность выстроить два больших храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня. В последний были перенесены мощи основателей монастыря — святых Зосимы и Савватия. Благодаря данному царём праву беспошлинной торговли солью и образцовой хозяйственной деятельности игумена Филиппа монастырь сделался богатейшим промышленным и культурным центром северного Поморья. Филипп устроил сеть каналов между многочисленными озёрами на Соловецком острове, поставил на них мельницы, соорудил ряд новых хозяйственных построек, увеличил хозяйственный инвентарь; на поморских землях увеличилось число соляных варниц, был организован первый в Корельском уезде железоделательный оружейный завод на берегу реки Пялы.


Своей праведной жизнью соловецкий игумен стяжал всеобщее уважение, и слава о нём и о его жизни распространилась так далеко, что достигла царя Ивана Грозного, который вызвал Филиппа из Соловецкой обители и предложил занять кафедру митрополита Московского.
Расцвет обители в XVI веке связан с деятельностью игумена Филиппа, избранного в 1548 году монастырским собором и возведённым в сан игумена новгородским архиепископом Феодосием. Игумен Филипп положил много труда по внутреннему и внешнему благоустройству обители. Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность выстроить два больших храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня. В последний были перенесены мощи основателей монастыря — святых Зосимы и Савватия. Благодаря данному царём праву беспошлинной торговли солью и образцовой хозяйственной деятельности игумена Филиппа монастырь сделался богатейшим промышленным и культурным центром северного Поморья. Филипп устроил сеть каналов между многочисленными озёрами на Соловецком острове, поставил на них мельницы, соорудил ряд новых хозяйственных построек, увеличил хозяйственный инвентарь; на поморских землях увеличилось число соляных варниц, был организован первый в Корельском уезде железоделательный оружейный завод на берегу реки Пялы. Своей праведной жизнью соловецкий игумен стяжал всеобщее уважение, и слава о нём и о его жизни распространилась так далеко, что достигла царя Ивана Грозного, который вызвал Филиппа из Соловецкой обители и предложил занять кафедру митрополита Московского.
Посмотрите, здесь представлено какая кладка стен была 500 лет назад. Территория монастыря окружена массивными стенами (высота — от 8 до 11 метров, толщина — от 4 до 6 метров) с 7 воротами и 8 башнями, построенными в 1584—1594 годах под руководством архитектора Трифона. Стены сооружены из огромных камней размером до 5 метров. На территории монастыря расположены религиозные сооружения, соединённые крытыми переходами, окружённые жилыми и хозяйственными помещениями.
Посмотрите, здесь представлено какая кладка стен была 500 лет назад. Территория монастыря окружена массивными стенами (высота — от 8 до 11 метров, толщина — от 4 до 6 метров) с 7 воротами и 8 башнями, построенными в 1584—1594 годах под руководством архитектора Трифона. Стены сооружены из огромных камней размером до 5 метров. На территории монастыря расположены религиозные сооружения, соединённые крытыми переходами, окружённые жилыми и хозяйственными помещениями.
Печь с дымоходами
Печь с дымоходами
Через дымоходы поднималось тепло по комнатам монастыря
Через дымоходы поднималось тепло по комнатам монастыря
В этом зале монахи трапезничали. Они сидели не напротив друг-друга, а рядышком на лавке. Чтобы не переговаривались без толку во время трапезы
В этом зале монахи трапезничали. Они сидели не напротив друг-друга, а рядышком на лавке. Чтобы не переговаривались без толку во время трапезы
На окнах решетки. Во времена ГУЛАГа здесь размещали заключенных
На окнах решетки. Во времена ГУЛАГа здесь размещали заключенных
Дымоходы для обогрева
Дымоходы для обогрева


Будущий патриарх Никон в возрасте 30 лет принял постриг в 1635 году со своим именем в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря. Через какое-то время преподобным Елеазаром Анзерским, начальным старцем скита, в число обязанностей Никона было включено совершение литургий и заведование хозяйственной частью. Но в 1639 году, вступив в конфликт с Елеазаром, Никон бежал из скита и был позже принят в Кожеозерский монастырь
Будущий патриарх Никон в возрасте 30 лет принял постриг в 1635 году со своим именем в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря. Через какое-то время преподобным Елеазаром Анзерским, начальным старцем скита, в число обязанностей Никона было включено совершение литургий и заведование хозяйственной частью. Но в 1639 году, вступив в конфликт с Елеазаром, Никон бежал из скита и был позже принят в Кожеозерский монастырь
Посмотрите на современную кривую кладку плит и старую идеальную. Церковную реформу патриарха Никона монастырь осудил как ересь. Противостояние приняло форму осады (т. н. Соловецкое сидение), которая продлилась с 1668 по 1676 год. В 1676 году крепость была взята в результате предательства одного из монахов. Почти все мятежные монахи были убиты полсе зверских пыток, трупы выбрашены в воду. Бальтазар Койэтт, приехавший в Архангельск в 1675 году в составе голландского посольства, в воспоминаниях записал рассказ лоцмана, что монастырь осаждали 10 тысяч стрельцов и что монахи, имея 300 орудий и припасов на 30 лет, храбро защищались. Однако впоследствии голландцы узнали, что монастырь был захвачен, так как большая часть монахов разбежалась
Посмотрите на современную кривую кладку плит и старую идеальную. Церковную реформу патриарха Никона монастырь осудил как ересь. Противостояние приняло форму осады (т. н. Соловецкое сидение), которая продлилась с 1668 по 1676 год. В 1676 году крепость была взята в результате предательства одного из монахов. Почти все мятежные монахи были убиты полсе зверских пыток, трупы выбрашены в воду. Бальтазар Койэтт, приехавший в Архангельск в 1675 году в составе голландского посольства, в воспоминаниях записал рассказ лоцмана, что монастырь осаждали 10 тысяч стрельцов и что монахи, имея 300 орудий и припасов на 30 лет, храбро защищались. Однако впоследствии голландцы узнали, что монастырь был захвачен, так как большая часть монахов разбежалась
Я теперь расскажу более подробно о "Соловецком сидении". 3 мая 1668 года царским указом для приведения обители в повиновение на Соловки было послано стрелецкое войско. Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня. На увещания отправленного Волоховым в монастырь посланца монахи ответили заявлением, что они «по новым книгам петь и служить отнюдь не хотят», а когда Волохов хотел силой войти в монастырь, его встретили пушечными выстрелами, и он, имея в своём распоряжении лишь незначительные силы, должен был отступить и удовольствоваться осадой монастыря, которая затянулась на несколько лет.

Первые годы осада Соловецкого монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. В летние месяцы правительственные войска высаживались на Соловецких островах, пытались окружить их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог, причём двинских и холмогорских стрельцов распускали на это время по домам. Летом 1672 года Игнатия Волохова сменил воевода К. А. Иевлев (помните фильм Россия Молодая?), войско было увеличено до 725 стрельцов.
Я теперь расскажу более подробно о "Соловецком сидении". 3 мая 1668 года царским указом для приведения обители в повиновение на Соловки было послано стрелецкое войско. Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня. На увещания отправленного Волоховым в монастырь посланца монахи ответили заявлением, что они «по новым книгам петь и служить отнюдь не хотят», а когда Волохов хотел силой войти в монастырь, его встретили пушечными выстрелами, и он, имея в своём распоряжении лишь незначительные силы, должен был отступить и удовольствоваться осадой монастыря, которая затянулась на несколько лет. Первые годы осада Соловецкого монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. В летние месяцы правительственные войска высаживались на Соловецких островах, пытались окружить их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог, причём двинских и холмогорских стрельцов распускали на это время по домам. Летом 1672 года Игнатия Волохова сменил воевода К. А. Иевлев (помните фильм Россия Молодая?), войско было увеличено до 725 стрельцов.
Такое положение сохранялось вплоть до 1673 года. В сентябре 1673 года на Белое море прибыл воевода Иван Мещеринов (страшный человек)  с указаниями начать активные военные действия против защитников Соловецкого монастыря, включая обстрел стен монастыря из пушек. До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря. Царь обещал прощение всем участникам восстания, добровольно явившемся с повинной.

Рано наступивший в октябре 1674 года холод вынудил Ивана Мещеринова отступить. Осада снова была снята, и войска отправлены на зимовку в Сумский острог. В 1674—1675 годах стрелецкое войско было удвоено.

До конца 1674 года монахи, оставшиеся в монастыре, продолжали молиться за царя Алексея Михайловича. 7 января 1675 года на сходке участников восстания было принято решение не молиться за царя — «ирода». Первый и последний раз в истории в монастыре не молились за помазанника Божьего. В том же году Алексей Михайлович Тишайший скончался!
Такое положение сохранялось вплоть до 1673 года. В сентябре 1673 года на Белое море прибыл воевода Иван Мещеринов (страшный человек) с указаниями начать активные военные действия против защитников Соловецкого монастыря, включая обстрел стен монастыря из пушек. До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря. Царь обещал прощение всем участникам восстания, добровольно явившемся с повинной. Рано наступивший в октябре 1674 года холод вынудил Ивана Мещеринова отступить. Осада снова была снята, и войска отправлены на зимовку в Сумский острог. В 1674—1675 годах стрелецкое войско было удвоено. До конца 1674 года монахи, оставшиеся в монастыре, продолжали молиться за царя Алексея Михайловича. 7 января 1675 года на сходке участников восстания было принято решение не молиться за царя — «ирода». Первый и последний раз в истории в монастыре не молились за помазанника Божьего. В том же году Алексей Михайлович Тишайший скончался!
В конце мая 1675 года Мещеринов явился под монастырём с 185 стрельцами для разведки. Летом 1675 года военные действия ужесточились, и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными. Мещеринов окружил монастырь 13 земляными городками (батареями) вокруг стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. На этот раз Мещеринов решил не уходить с островов на зиму, а продолжать осаду и зимой. Однако защитники монастыря отстреливались и наносили правительственным силам большие потери. Подкопы были завалены при вылазке отряда защитников монастыря. 2 января 1676 года отчаявшийся Мещеринов сделал неудачный приступ к монастырю; штурм был отбит, погибли 36 стрельцов во главе с ротмистром Степаном Потаповым.
В конце мая 1675 года Мещеринов явился под монастырём с 185 стрельцами для разведки. Летом 1675 года военные действия ужесточились, и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными. Мещеринов окружил монастырь 13 земляными городками (батареями) вокруг стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. На этот раз Мещеринов решил не уходить с островов на зиму, а продолжать осаду и зимой. Однако защитники монастыря отстреливались и наносили правительственным силам большие потери. Подкопы были завалены при вылазке отряда защитников монастыря. 2 января 1676 года отчаявшийся Мещеринов сделал неудачный приступ к монастырю; штурм был отбит, погибли 36 стрельцов во главе с ротмистром Степаном Потаповым.
18 января 1676 года один из перебежчиков — чернец Феоктист — сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенное под сушилом у Белой башни и заложенное кирпичами, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остаётся только по одному человеку на башне и стене. Тёмной снежной ночью 1 февраля 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четверых человек.

После короткого разбирательства на месте предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены, другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги.
18 января 1676 года один из перебежчиков — чернец Феоктист — сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенное под сушилом у Белой башни и заложенное кирпичами, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остаётся только по одному человеку на башне и стене. Тёмной снежной ночью 1 февраля 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четверых человек. После короткого разбирательства на месте предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены, другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги.
В первой серии советского многосерийного фильма «Михайло Ломоносов» рыбак-помор рассказывает юному Ломоносову историю восстания. Соловецкое восстание получило широкое освещение в старообрядческой литературе. Наиболее известным произведением является труд А. Денисова «История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша», созданный в XVIII веке. В этом произведении описываются многочисленные жестокие убийства участников Соловецкого восстания. Сообщается о большом количество убитых (несколько сотен). Почти все защитники монастыря погибли в короткой, но жаркой схватке. В живых осталось только 60 человек. 28 из них были казнены сразу, в том числе Сашко Васильев и Никанор, остальные — позднее. Иноков жгли огнём, топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили во льду. Из 500 защитников в живых осталось лишь четырнадцать.

29 января (11 февраля) в РПСЦ совершается память святых мучеников и исповедников: архимандрита Никанора, инока Макария, сотника Самуила и иже с ними в Соловецкой обители за древлее благочестие пострадавших.
В первой серии советского многосерийного фильма «Михайло Ломоносов» рыбак-помор рассказывает юному Ломоносову историю восстания. Соловецкое восстание получило широкое освещение в старообрядческой литературе. Наиболее известным произведением является труд А. Денисова «История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша», созданный в XVIII веке. В этом произведении описываются многочисленные жестокие убийства участников Соловецкого восстания. Сообщается о большом количество убитых (несколько сотен). Почти все защитники монастыря погибли в короткой, но жаркой схватке. В живых осталось только 60 человек. 28 из них были казнены сразу, в том числе Сашко Васильев и Никанор, остальные — позднее. Иноков жгли огнём, топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили во льду. Из 500 защитников в живых осталось лишь четырнадцать. 29 января (11 февраля) в РПСЦ совершается память святых мучеников и исповедников: архимандрита Никанора, инока Макария, сотника Самуила и иже с ними в Соловецкой обители за древлее благочестие пострадавших.
Фот из интернета. "Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание".
Лубок XIX века. В центре с саблей изображён воевода Мещеринов. Пример того как бывает опасно и вредно чрезмерное усердие. Слева в углу больной, умирающий Алексей Михайлович вручает гонцу письмо о прощении монахов Соловков и снятии осады. 30 января (9 февраля) от сердечного приступа умер царь. Патриарх Никон низложен ещё раньше, в 1666 году. Внизу показано как встречаются два гонца. Первый везет в Москву весть что монастырь взят и раскольники монахи казнены. А второй везёт прощание монахам и приказ воеводе  снять осаду с монастыря. Эх, опоздал второй гонец! Справа в углу обнаруженные трупы монахов в подтаявшем весеннем льду в 1776 году в заливе
Фот из интернета. "Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание". Лубок XIX века. В центре с саблей изображён воевода Мещеринов. Пример того как бывает опасно и вредно чрезмерное усердие. Слева в углу больной, умирающий Алексей Михайлович вручает гонцу письмо о прощении монахов Соловков и снятии осады. 30 января (9 февраля) от сердечного приступа умер царь. Патриарх Никон низложен ещё раньше, в 1666 году. Внизу показано как встречаются два гонца. Первый везет в Москву весть что монастырь взят и раскольники монахи казнены. А второй везёт прощание монахам и приказ воеводе снять осаду с монастыря. Эх, опоздал второй гонец! Справа в углу обнаруженные трупы монахов в подтаявшем весеннем льду в 1776 году в заливе
Поднимаемся в главный храм монастыря. Собор Преображения Господня — деревянный с 1438 года, каменный в 1558—1566 годах.
Поднимаемся в главный храм монастыря. Собор Преображения Господня — деревянный с 1438 года, каменный в 1558—1566 годах.
Иконостас шестиярусный. Иконопись северной школы, краски строгие, не яркие. Первоначальный трёхрядный иконостас Преображенского собора, как предполагается, состоял из 20 досок и был вывезен из обители старообрядцами после «соловецкого сидения». В 2001 году житель Вильнюса объявил, что является обладателем семи досок иконостаса и назначил за них цену 1700 тыс. евро; тогда же иконы были выставлены на обозрение в Гронингене. В 2005 году министр культуры России Александр Соколов, рассмотрев вопрос о приобретении иконостаса, объявил, что государство в покупке реликвии не заинтересовано, так как памятник, по заключению реставраторов, «не подлинный». В 2007 году сообщалось, что подлинность иконостаса была подтверждена неназванными экспертами
Иконостас шестиярусный. Иконопись северной школы, краски строгие, не яркие. Первоначальный трёхрядный иконостас Преображенского собора, как предполагается, состоял из 20 досок и был вывезен из обители старообрядцами после «соловецкого сидения». В 2001 году житель Вильнюса объявил, что является обладателем семи досок иконостаса и назначил за них цену 1700 тыс. евро; тогда же иконы были выставлены на обозрение в Гронингене. В 2005 году министр культуры России Александр Соколов, рассмотрев вопрос о приобретении иконостаса, объявил, что государство в покупке реликвии не заинтересовано, так как памятник, по заключению реставраторов, «не подлинный». В 2007 году сообщалось, что подлинность иконостаса была подтверждена неназванными экспертами
Посмотрите на это современное вычурно-аляповатое оформление. Не напоминает исламское влияние? Так и есть
Посмотрите на это современное вычурно-аляповатое оформление. Не напоминает исламское влияние? Так и есть
Музейное собрание в 2015 году пополнилось 877 предметами, в основной фонд музея поступили 64 единицы, 37 из которых — предметы коллекции печной рельефной полихромной керамики, с изображением лошадей и растительных орнаментов. В 2016 году музейное собрание пополнилось 1783 предметами, из которых в основной фонд музея поступили 63 единицы. Сейчас основной фонд передан в Коломенское. И я там был и видел эти экспонаты
Музейное собрание в 2015 году пополнилось 877 предметами, в основной фонд музея поступили 64 единицы, 37 из которых — предметы коллекции печной рельефной полихромной керамики, с изображением лошадей и растительных орнаментов. В 2016 году музейное собрание пополнилось 1783 предметами, из которых в основной фонд музея поступили 63 единицы. Сейчас основной фонд передан в Коломенское. И я там был и видел эти экспонаты
В монастыре процветали ремёсла: он владел солеварнями, кузницами; монахи и послушники ловили и разводили рыбу, добывали зверя, выращивали овощи. Особого расцвета хозяйство монастыря достигло при игумене Иринархе (1613—1626).

В те же времена монастырь боролся за природные ресурсы. В середине XVII века монастырь получил во владение деревню Удор около Серёговского соляного промысла (в 770 км от Соловков) на реке Выми (ныне Республика Коми). Для основания промысла соли руководство монастыря направило в Серёгово троих полномочных представителей. Вместе с ними прибыли 170 человек, включая 50 стрельцов. Между Соловецким монастырём и купцом Филатьевым (в 1678 году открыл небольшой промысел соли), с одной стороны, и местным солеваром Панкратьевым, с другой стороны, началась «война», описанная в челобитной второй стороны так: «… из луков стреляли и бердышами рубили, и рогатинами кололи и человека его Ивашка Якимова застрелили до смерти, четырёх человек ранили и рабочих 5 дворов сожгли». Панкратьев в Москве сумел возбудить судебное дело против конкурентов, добился смены яренского воеводы (покровителя Филатьева), нанял и отправил в Серёгово 20 «своих» устюжских стрельцов. После этого промысел Филатьева пришёл в упадок, а Соловецкий монастырь отказался от своих притязаний на добычу соли. В честь этой победы в «войне» владельца завода Панкратьева со стрельцами Соловецкого монастыря и людьми Филатьева в 1684 году был поставлен крест на берегу реки.
В монастыре процветали ремёсла: он владел солеварнями, кузницами; монахи и послушники ловили и разводили рыбу, добывали зверя, выращивали овощи. Особого расцвета хозяйство монастыря достигло при игумене Иринархе (1613—1626). В те же времена монастырь боролся за природные ресурсы. В середине XVII века монастырь получил во владение деревню Удор около Серёговского соляного промысла (в 770 км от Соловков) на реке Выми (ныне Республика Коми). Для основания промысла соли руководство монастыря направило в Серёгово троих полномочных представителей. Вместе с ними прибыли 170 человек, включая 50 стрельцов. Между Соловецким монастырём и купцом Филатьевым (в 1678 году открыл небольшой промысел соли), с одной стороны, и местным солеваром Панкратьевым, с другой стороны, началась «война», описанная в челобитной второй стороны так: «… из луков стреляли и бердышами рубили, и рогатинами кололи и человека его Ивашка Якимова застрелили до смерти, четырёх человек ранили и рабочих 5 дворов сожгли». Панкратьев в Москве сумел возбудить судебное дело против конкурентов, добился смены яренского воеводы (покровителя Филатьева), нанял и отправил в Серёгово 20 «своих» устюжских стрельцов. После этого промысел Филатьева пришёл в упадок, а Соловецкий монастырь отказался от своих притязаний на добычу соли. В честь этой победы в «войне» владельца завода Панкратьева со стрельцами Соловецкого монастыря и людьми Филатьева в 1684 году был поставлен крест на берегу реки.
Наряду с Кемью Соловецкий монастырь представлял собой важную приграничную крепость с гарнизоном и артиллерией. К XVII веку в монастыре было около 350 монахов, 600—700 послушников и крестьян. Дважды, 7 июля 1694 года и 10 августа 1702 года, монастырь посещал царь Пётр Алексеевич, а в июне 1844 — князь Константин Николаевич. После посещения монастыря Пётром I к Соловецкому было приписано ещё несколько монастырей, включая Краснохолмскую пустынь в Подмосковье. В 1765 году монастырь стал ставропигиальным, то есть перешёл под непосредственное подчинение Синоду. В монастыре имелась обширная библиотека, а к XX веку появилась и собственная гидроэлектростанция.

В XVI—XVII веках монастырь выдержал несколько нападений шведов (в 1571, 1582 и 1611 годах).
Наряду с Кемью Соловецкий монастырь представлял собой важную приграничную крепость с гарнизоном и артиллерией. К XVII веку в монастыре было около 350 монахов, 600—700 послушников и крестьян. Дважды, 7 июля 1694 года и 10 августа 1702 года, монастырь посещал царь Пётр Алексеевич, а в июне 1844 — князь Константин Николаевич. После посещения монастыря Пётром I к Соловецкому было приписано ещё несколько монастырей, включая Краснохолмскую пустынь в Подмосковье. В 1765 году монастырь стал ставропигиальным, то есть перешёл под непосредственное подчинение Синоду. В монастыре имелась обширная библиотека, а к XX веку появилась и собственная гидроэлектростанция. В XVI—XVII веках монастырь выдержал несколько нападений шведов (в 1571, 1582 и 1611 годах).
Посмотрите на проглядывающую кладку кирпичную. Это не огрехи реставрации. Специально реставраторы оставили так стену чтобы паломники имели представление как в разные столетия выглядели стены монастыря
Посмотрите на проглядывающую кладку кирпичную. Это не огрехи реставрации. Специально реставраторы оставили так стену чтобы паломники имели представление как в разные столетия выглядели стены монастыря
В 1997—2003 годах на территории монастыря были произведены археологические раскопки с целью обнаружения могил святых Савватия, Германа и архиепископа Вологодского Маркелла — его белокаменное надгробие было случайно обнаружено у крепостной стены к северу от Архангельской башни. В 2002 году было обнаружено разбитое захоронение и часть мощей преподобного Германа, в следующем году было найдено нетронутое захоронение Маркелла. Было установлено, что деревянная гробница 1545 года преподобного Савватия с 1622 года стала именоваться гробницей Германа. 22 августа 1992 года Патриарх освятил надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где были поставлены мощи Соловецких чудотворцев.
В 1997—2003 годах на территории монастыря были произведены археологические раскопки с целью обнаружения могил святых Савватия, Германа и архиепископа Вологодского Маркелла — его белокаменное надгробие было случайно обнаружено у крепостной стены к северу от Архангельской башни. В 2002 году было обнаружено разбитое захоронение и часть мощей преподобного Германа, в следующем году было найдено нетронутое захоронение Маркелла. Было установлено, что деревянная гробница 1545 года преподобного Савватия с 1622 года стала именоваться гробницей Германа. 22 августа 1992 года Патриарх освятил надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где были поставлены мощи Соловецких чудотворцев.
Поднимаемся в Надвратную Благовещенскую церковь. Заложена в 1596—1601 годах. В 1745 году восстанавливалась после пожара.
Поднимаемся в Надвратную Благовещенскую церковь. Заложена в 1596—1601 годах. В 1745 году восстанавливалась после пожара.
Здесь была чудесным образом обретена эта икона. Во времена Советской власти из иконы была сделана деревянная дверь и впоследствии она была закрашена. Таким образом ее не выкинули и не пустили на дрова заключенные и икона в виде двери дожила до наших дней. Впоследствии на двери под краской была обнаружена иконопись
Здесь была чудесным образом обретена эта икона. Во времена Советской власти из иконы была сделана деревянная дверь и впоследствии она была закрашена. Таким образом ее не выкинули и не пустили на дрова заключенные и икона в виде двери дожила до наших дней. Впоследствии на двери под краской была обнаружена иконопись
Поднимаемся на башню. Здесь несколько этажей ярусов для обороны стен монастыря
Поднимаемся на башню. Здесь несколько этажей ярусов для обороны стен монастыря
Вот через такие проемы в полу этажей-ярусов поднимали боеприпасы к пушкам
Вот через такие проемы в полу этажей-ярусов поднимали боеприпасы к пушкам
Вид на Белое море
Вид на Белое море
На поселок Соловецкий
На поселок Соловецкий
На Святое озеро. Вода в нем прохладная из-за ключей
На Святое озеро. Вода в нем прохладная из-за ключей
Рукотворные каналы соединяют систему озер. Все это сделано руками монахов
Рукотворные каналы соединяют систему озер. Все это сделано руками монахов
Помещение портомойни (бани)
Помещение портомойни (бани)
Сушильня
Сушильня
"Трубы" деревянного водопровода
"Трубы" деревянного водопровода
"Трубы" деревянного водопровода
"Трубы" деревянного водопровода
С XVI и до начала XX века монастырь также служил политической и церковной тюрьмой. Камеры в монастырских башнях и стенах этого монастыря имели форму усечённого конуса длиной около трёх метров, шириной и высотой по два метра, в узком конце — один метр. По разным подсчётам, со времён Иоанна Грозного до 1883 года через тюрьму Соловецкого монастыря прошли от 500 до 550 узников, среди которых такие заметные личности, как П. А. Толстой, В. Л. Долгоруков, П. И. Калнышевский, Ф. П. Шаховской.
С XVI и до начала XX века монастырь также служил политической и церковной тюрьмой. Камеры в монастырских башнях и стенах этого монастыря имели форму усечённого конуса длиной около трёх метров, шириной и высотой по два метра, в узком конце — один метр. По разным подсчётам, со времён Иоанна Грозного до 1883 года через тюрьму Соловецкого монастыря прошли от 500 до 550 узников, среди которых такие заметные личности, как П. А. Толстой, В. Л. Долгоруков, П. И. Калнышевский, Ф. П. Шаховской.
Пётр Ива́нович Калныше́вский (1691, село Пустовойтовка, Роменский уезд, Полтавская губерния — 31 октября 1803, Соловецкий монастырь) — последний кошевой атаман Запорожской Сечи, происходил из шляхты Лубенского полка. В 1750-е годы в должности есаула руководил подавлением выступлений гайдамаков на Буге. Затем стал генеральным судьёй Запорожской Сечи. В составе русской армии принимал активное участие в русско-турецкой войне.

В 1756 году принял участие в депутации от запорожцев в Санкт-Петербург к императрице Елизавете Петровне. Делегация эта, во главе которой стоял Данила Стефанов Гладкий, была уполномочена ходатайствовать об удовлетворении целого ряда нужд Запорожского войска
Пётр Ива́нович Калныше́вский (1691, село Пустовойтовка, Роменский уезд, Полтавская губерния — 31 октября 1803, Соловецкий монастырь) — последний кошевой атаман Запорожской Сечи, происходил из шляхты Лубенского полка. В 1750-е годы в должности есаула руководил подавлением выступлений гайдамаков на Буге. Затем стал генеральным судьёй Запорожской Сечи. В составе русской армии принимал активное участие в русско-турецкой войне. В 1756 году принял участие в депутации от запорожцев в Санкт-Петербург к императрице Елизавете Петровне. Делегация эта, во главе которой стоял Данила Стефанов Гладкий, была уполномочена ходатайствовать об удовлетворении целого ряда нужд Запорожского войска
В январе 1767 года полковой старшина Войска Запорожского низового Павел Савицкий донёс в столицу о делах кошевого атамана Петра Калнышевского, что тот, приехав из Петербурга на Сечь, имел разговор с войсковым писарем Павлом Головатым, в ходе которого было решено, что если в ближайшее время приграничные споры между Запорожьем и Новороссийской губернией правительство не разрешит в пользу Сечи, то они выберут в Войске двадцать «добрых молодцев» и пошлют их к турецкому султану с прошением, чтобы он принял Войско Запорожское низовое под свою протекцию, а казачье сообщество оповестят, чтобы все были готовы к походу, не впускали в свои границы российские регулярные команды, а с турками и татарами жили «смирно и дружно». Далее Павел Савицкий писал, что войсковой есаул после этого разговора отсутствовал в Сечи более двух недель (вероятно, объезжая Запорожье для обсуждения ситуации с паланковой старшиной).
В январе 1767 года полковой старшина Войска Запорожского низового Павел Савицкий донёс в столицу о делах кошевого атамана Петра Калнышевского, что тот, приехав из Петербурга на Сечь, имел разговор с войсковым писарем Павлом Головатым, в ходе которого было решено, что если в ближайшее время приграничные споры между Запорожьем и Новороссийской губернией правительство не разрешит в пользу Сечи, то они выберут в Войске двадцать «добрых молодцев» и пошлют их к турецкому султану с прошением, чтобы он принял Войско Запорожское низовое под свою протекцию, а казачье сообщество оповестят, чтобы все были готовы к походу, не впускали в свои границы российские регулярные команды, а с турками и татарами жили «смирно и дружно». Далее Павел Савицкий писал, что войсковой есаул после этого разговора отсутствовал в Сечи более двух недель (вероятно, объезжая Запорожье для обсуждения ситуации с паланковой старшиной).
В начале июня 1775 года российское войско под командованием Петра Текели пятью колоннами с разных сторон скрытно приблизилось к Сечи. 85-летний Калнышевский был арестован и сначала содержался в Москве, в конторе Военной коллегии, а потом был отправлен в Соловецкий монастырь, где провёл около 28 лет. В начале он был помещён в каземате, устроенном в бойнице крепостной стены рядом с сушилом, а в 1792 году был переведён в одиночную камеру возле поварни. Калнышевскому в монастыре выдавалось «указноположенное жалование» в размере 1 рубль в день (в 40 раз больше чем для других узников) и по его ходатайству за счет выделяемых средств 1780 году был произведен ремонт каземата. Историк П. С. Ефименко сообщает, что по рассказу ворзогорских крестьян Калнышевского выпускали из камеры на свежий воздух три раза в год: в дни праздников Рождества, Пасхи и Преображения
В начале июня 1775 года российское войско под командованием Петра Текели пятью колоннами с разных сторон скрытно приблизилось к Сечи. 85-летний Калнышевский был арестован и сначала содержался в Москве, в конторе Военной коллегии, а потом был отправлен в Соловецкий монастырь, где провёл около 28 лет. В начале он был помещён в каземате, устроенном в бойнице крепостной стены рядом с сушилом, а в 1792 году был переведён в одиночную камеру возле поварни. Калнышевскому в монастыре выдавалось «указноположенное жалование» в размере 1 рубль в день (в 40 раз больше чем для других узников) и по его ходатайству за счет выделяемых средств 1780 году был произведен ремонт каземата. Историк П. С. Ефименко сообщает, что по рассказу ворзогорских крестьян Калнышевского выпускали из камеры на свежий воздух три раза в год: в дни праздников Рождества, Пасхи и Преображения
Спускаемся в монастырскую тюрьму. Здесь даже в июле сыро и холодно. Мне захотелось кашлять
Спускаемся в монастырскую тюрьму. Здесь даже в июле сыро и холодно. Мне захотелось кашлять
Император Александр I своим указом от 2 апреля 1801 года помиловал Петра Калнышевского, которому было на тот момент 110 лет. Будучи практически слепым он, несмотря на дарованное императором право выбрать место жительства по своему желанию, не захотел возвращаться на родину и остался в монастыре к которому с его слов за годы заключения он «привык совершено», а свободой «и здесь наслаждается в полной мере».



Пётр Калнышевский после освобождения прожил в Соловецком монастыре ещё три года и скончался в нём 31 октября 1803 года. Был похоронен на монастырском дворе рядом со Спасо-Преображенским собором, могила не сохранилась
Император Александр I своим указом от 2 апреля 1801 года помиловал Петра Калнышевского, которому было на тот момент 110 лет. Будучи практически слепым он, несмотря на дарованное императором право выбрать место жительства по своему желанию, не захотел возвращаться на родину и остался в монастыре к которому с его слов за годы заключения он «привык совершено», а свободой «и здесь наслаждается в полной мере». Пётр Калнышевский после освобождения прожил в Соловецком монастыре ещё три года и скончался в нём 31 октября 1803 года. Был похоронен на монастырском дворе рядом со Спасо-Преображенским собором, могила не сохранилась
Неполный список узников монастырской тюрьмы
Неполный список узников монастырской тюрьмы
Отбывали заключение тут по разному. Существовали разные виды содержания: "под начало", "под надзор" и "тайный узник".
Отбывали заключение тут по разному. Существовали разные виды содержания: "под начало", "под надзор" и "тайный узник".
Нам поведали ещё об одном знаменитом здешним "сидельце". Он через вот это окошечко протягивал руки и просил у монахов милостыню не хлебом, а разной одеждой. Затем полученные рубахи он связал и сделал веревку. Распилил прутья решетки и с помощью самодельной веревки совершил побег. Отплыл с острова на самодельном плоте, но плот течением прибило назад к острову. Он был схвачен. Второй побег он совершил зимой. Зимой по льду с острова тоже не уйдешь, в Белом море лед не крепок. Он укрылся в зимовье где и был найден стражей. После этого узника заковали в кандалы и колодки, в которых он через несколько лет и умер.



Соловецкая тюрьма существовала до 1883 года, когда из неё были выведены последние узники, но караульные солдаты содержались в ней до 1886 года. После официального закрытия тюрьмы Соловецкий монастырь продолжал служить местом ссылки для провинившихся служителей церкви.
Нам поведали ещё об одном знаменитом здешним "сидельце". Он через вот это окошечко протягивал руки и просил у монахов милостыню не хлебом, а разной одеждой. Затем полученные рубахи он связал и сделал веревку. Распилил прутья решетки и с помощью самодельной веревки совершил побег. Отплыл с острова на самодельном плоте, но плот течением прибило назад к острову. Он был схвачен. Второй побег он совершил зимой. Зимой по льду с острова тоже не уйдешь, в Белом море лед не крепок. Он укрылся в зимовье где и был найден стражей. После этого узника заковали в кандалы и колодки, в которых он через несколько лет и умер. Соловецкая тюрьма существовала до 1883 года, когда из неё были выведены последние узники, но караульные солдаты содержались в ней до 1886 года. После официального закрытия тюрьмы Соловецкий монастырь продолжал служить местом ссылки для провинившихся служителей церкви.
Вот тут сидели узники тюрьмы и смотрели через оконце на свет Божий. Монастырь был принудительно закрыт советской властью в 1920 году, а в его корпусах разместился Соловецкий лагерь особого назначения. По словам гида тогда с 1923 по 1939 г.г. тут погибло от 12 000 до 40 000 заключенных.

Но 25 октября 1990 года часть строений монастыря была возвращена Русской Православной Церкви. В подготовке материала использованы сведения из Википедии
Вот тут сидели узники тюрьмы и смотрели через оконце на свет Божий. Монастырь был принудительно закрыт советской властью в 1920 году, а в его корпусах разместился Соловецкий лагерь особого назначения. По словам гида тогда с 1923 по 1939 г.г. тут погибло от 12 000 до 40 000 заключенных. Но 25 октября 1990 года часть строений монастыря была возвращена Русской Православной Церкви. В подготовке материала использованы сведения из Википедии

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому