Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 17:28
https://www.gazeta.ru/social/2020/03/07/12994039.shtml?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_refe
Фотоальбом

В гости к Андрею Рублёву в музей Спасо-Андроников монастырь

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва…

Основан в 1947 году учёными. Официальное открытие музея состоялось 21 сентября 1960 года и было приурочено к 600-летию со дня рождения Андрея Рублева. Коллекция состоит из более чем тринадцати тысяч икон XII–XX веков, фресок, деревянных скульптур, рукописных и старопечатных книг, предметов медного художественного литья, шитья, изразцов, а также археологических находок.

Спас Нерукотворный, XIV век. Москва? Поступила в музей икона из церкви Илии Пророка Тверской старообрядческой общины в Москве
Спас Нерукотворный, XIV век. Москва? Поступила в музей икона из церкви Илии Пророка Тверской старообрядческой общины в Москве
Деисусный ряд иконостаса, 15 век. Ростов
Деисусный ряд иконостаса, 15 век. Ростов
Распятие. 14-15 век. Москва? Из старообрядческой церкви Успения на Апухтинке в Москве
Распятие. 14-15 век. Москва? Из старообрядческой церкви Успения на Апухтинке в Москве
Распятие (из праздничного ряда иконостаса). Последняя четверть 15 века. Ростов. Из Покровской церкви села Чернокулова Брьев-польского района Владимирской области
Распятие (из праздничного ряда иконостаса). Последняя четверть 15 века. Ростов. Из Покровской церкви села Чернокулова Брьев-польского района Владимирской области
Святой Иоанн Предтеча. 1420-е годы. Москва. Из Николо-Песношского монастыря
Святой Иоанн Предтеча. 1420-е годы. Москва. Из Николо-Песношского монастыря
Господь Вседержитель. Первая половина 13-го века. Ростов? Из церки Спаса села Гавшинка Ярославского района. Дар В. Я. Ситникова
Господь Вседержитель. Первая половина 13-го века. Ростов? Из церки Спаса села Гавшинка Ярославского района. Дар В. Я. Ситникова
Деисусный ряд иконостаса. Первая половина 15-го века. Тверь
Деисусный ряд иконостаса. Первая половина 15-го века. Тверь
Святитель Николай Чудотворец. 15-век. Тверь?
Святитель Николай Чудотворец. 15-век. Тверь?
Святитель Николай Чудотворец, с избранными святыми на полях. 14 век. Новгород?
Святитель Николай Чудотворец, с избранными святыми на полях. 14 век. Новгород?
Вход в Иерусалим. 15-й век. Москва?
Вход в Иерусалим. 15-й век. Москва?
Приведение к Пилату. Около 1497 г. Ростов. Из Кирилло-Белозерского монастыря
Приведение к Пилату. Около 1497 г. Ростов. Из Кирилло-Белозерского монастыря
Шествие на Голгофу. Около 1497 г.  Ростов. Из того же монастыря
Шествие на Голгофу. Около 1497 г. Ростов. Из того же монастыря
Святая Троица. Конец 15-го века. Из Троицкой церкви села Дивная Гора Угличского района Ярославской области
Святая Троица. Конец 15-го века. Из Троицкой церкви села Дивная Гора Угличского района Ярославской области
Великомученик Георгий с житием. Первая четверть 16-века. Ростов
Великомученик Георгий с житием. Первая четверть 16-века. Ростов
Богоматерь Одигитрия. 1520-е годы. Из Успенкого собора г. Дмитров
Богоматерь Одигитрия. 1520-е годы. Из Успенкого собора г. Дмитров
Проходим в следующий зал. 10 декабря 1947 года Совет министров СССР выпустил директиву «О мероприятиях по сохранению памятников архитектуры Андроникова монастыря в г. Москве». Согласно документу, на территории были образованы два учреждения: реставрационные мастерские и Музей имени Андрея Рублёва.

До 1949 года в музее не было директора — из-за проводимой религиозной политики советских властей многие кандидаты отказывались занимать пост. Однако благодаря инициативе начальника главного управления по охране памятников министерства культуры СССР Шалвы Ратия, на должность был приглашён грузинский учёный Давид Арсенишвили
Проходим в следующий зал. 10 декабря 1947 года Совет министров СССР выпустил директиву «О мероприятиях по сохранению памятников архитектуры Андроникова монастыря в г. Москве». Согласно документу, на территории были образованы два учреждения: реставрационные мастерские и Музей имени Андрея Рублёва. До 1949 года в музее не было директора — из-за проводимой религиозной политики советских властей многие кандидаты отказывались занимать пост. Однако благодаря инициативе начальника главного управления по охране памятников министерства культуры СССР Шалвы Ратия, на должность был приглашён грузинский учёный Давид Арсенишвили
Святитель Николай Чудотворец (Зарайский) ,с житием. Первая треть 16-века. Дмитров
Святитель Николай Чудотворец (Зарайский) ,с житием. Первая треть 16-века. Дмитров
Великомученик Георгий с житием. Первая треть 16 - го века. Москва. Из Пятницкой церкви г. Дмитрова
Великомученик Георгий с житием. Первая треть 16 - го века. Москва. Из Пятницкой церкви г. Дмитрова
Царские врата. Первая половина 16-го века. Новгород
Царские врата. Первая половина 16-го века. Новгород
Святитель Николай Чудотворец, с житием. 1551-1552 годы. Новгород
Святитель Николай Чудотворец, с житием. 1551-1552 годы. Новгород
Богоматерь Тихвинская и Святитель Николай Чудотворец. 1550-е годы. Москва
Богоматерь Тихвинская и Святитель Николай Чудотворец. 1550-е годы. Москва
Богоматерь Умиление. 1560-е годы. Москва. Из Александровской слободы Владимирской области
Богоматерь Умиление. 1560-е годы. Москва. Из Александровской слободы Владимирской области
Складень-кузов с иконой "Богоматерь Владимирская". Конец 16-го - начало 17-го века. Москва
Складень-кузов с иконой "Богоматерь Владимирская". Конец 16-го - начало 17-го века. Москва
Святитель Иоанн Златоуст. Фрагменты створок царских врат. Начало 16-го века. Ростов? Из Вознесенской церкви села Маркова Борисоглебского района Ярославской области
Святитель Иоанн Златоуст. Фрагменты створок царских врат. Начало 16-го века. Ростов? Из Вознесенской церкви села Маркова Борисоглебского района Ярославской области
Воскресение (Сошествие во ад). Третья четверть 16-го века. Псков.
Воскресение (Сошествие во ад). Третья четверть 16-го века. Псков.
Части киота с житием Николая Чудотворца. Середина 16 века. Псков
Части киота с житием Николая Чудотворца. Середина 16 века. Псков
Описание в следующем фото, ниже
Описание в следующем фото, ниже
Описание в следующем фото, ниже
Описание в следующем фото, ниже
Пророческий чин Богородичные праздники. 1555 год. Псков. Собрание Г. Татинцяна
Пророческий чин Богородичные праздники. 1555 год. Псков. Собрание Г. Татинцяна
Описание в следующем фото, ниже
Описание в следующем фото, ниже
Богоматерь Владимирская Волоколамская. Около 1572 г. Москва. Из Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря
Богоматерь Владимирская Волоколамская. Около 1572 г. Москва. Из Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря
Святой Иоанн Предтеча. 1560-е годы. Москва. из Успенского собора г. Дмитрова
Святой Иоанн Предтеча. 1560-е годы. Москва. из Успенского собора г. Дмитрова
Крест напрестольный. 16-й век.
Крест напрестольный. 16-й век.
В музее хранятся около двух тысяч предметов рукописных и старопечатных книг, таких как работа о постничестве святителя Василия Великого XV века, «Лествица» Иоанна Синайского XVI века, старообрядческий сборник первой трети XIX века, книги кириллического шрифта из Москвы, Киева, Вильно, Львова, Острога.
В музее хранятся около двух тысяч предметов рукописных и старопечатных книг, таких как работа о постничестве святителя Василия Великого XV века, «Лествица» Иоанна Синайского XVI века, старообрядческий сборник первой трети XIX века, книги кириллического шрифта из Москвы, Киева, Вильно, Львова, Острога.
Поднимаемся этажом выше. В 1950-м штат сотрудников пополнила исследователь Наталья Дёмина, ранее работавшая в Третьяковской галерее. Будучи специалистом по древнерусской живописи, она стала автором первой неофициальной экспозиции в монастыре, открытой в 1950-м, где выставке были представлены фотографии, копии и оригиналы художественных произведений Древней Руси. Первая экспозиция просуществовала до 1959-го и была программной, то есть говорила о направленности музея и заявленных подходах к изучению древнерусского искусства. Уникальность первой выставки состояла в том, что она акцентировала внимание на образ человека Древней Руси, запечатлённый в работах средневековых мастеров, через фотографии ликов с памятников живописи.

В 1951 году Совет министров СССР рассматривал вопрос об упразднении музея, поступивший от председателя Совета министров РСФСР Бориса Черноусова. Согласно официальной повестке встречи, помещения предлагалось отдать под нужды научно-реставрационной мастерской Управления по делам архитектуры РСФСР. Однако председатель комиссии Михаил Суслов (тот самый!) принял сторону Давида Арсенашвили и оставил здание Андроникова монастыря музею.
Поднимаемся этажом выше. В 1950-м штат сотрудников пополнила исследователь Наталья Дёмина, ранее работавшая в Третьяковской галерее. Будучи специалистом по древнерусской живописи, она стала автором первой неофициальной экспозиции в монастыре, открытой в 1950-м, где выставке были представлены фотографии, копии и оригиналы художественных произведений Древней Руси. Первая экспозиция просуществовала до 1959-го и была программной, то есть говорила о направленности музея и заявленных подходах к изучению древнерусского искусства. Уникальность первой выставки состояла в том, что она акцентировала внимание на образ человека Древней Руси, запечатлённый в работах средневековых мастеров, через фотографии ликов с памятников живописи. В 1951 году Совет министров СССР рассматривал вопрос об упразднении музея, поступивший от председателя Совета министров РСФСР Бориса Черноусова. Согласно официальной повестке встречи, помещения предлагалось отдать под нужды научно-реставрационной мастерской Управления по делам архитектуры РСФСР. Однако председатель комиссии Михаил Суслов (тот самый!) принял сторону Давида Арсенашвили и оставил здание Андроникова монастыря музею.
Начатая в 1947-м реставрация монастыря завершилась к 1960 году. Её окончание было приурочено к 600-летию со дня рождения Андрея Рублёва. В 1968 году музей перешёл из подчинения Главного управления Мосгорисполкома Министерству культуры СССР и стал называться Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Также благодаря поддержке Раисы Горбачёвой музею была передана вся территория и здания Спасо-Андроникова монастыря.

В 1971 году в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях открылся филиал музея. В 2015 году филиал был ликвидирован, а помещения музея перешли в ведомство Русской православной церкви. В 1991-м музей вошёл в список объектов культурного наследия России. После реставрации 1998 года значительно расширилась экспозиции — новые выставочные пространства открылись в церкви Архангела Михаила XVII века и Трапезной палате XVI века. Начиная с 2004-го музей провёл ряд крупных выставок и мероприятий: «Иконы из частных собраний», «Искусство Поморья XVIII век—XIX веков», ежегодная конференция «Россия-Грузия. Диалог культур». В музее демонстрировали старинные отреставрированные работы, например, рукопись писца Ферапонта «Лествица» 1510 года создания. Сотрудники музея изучают комплекс и древнерусскую живопись и регулярно издают научные работы
Начатая в 1947-м реставрация монастыря завершилась к 1960 году. Её окончание было приурочено к 600-летию со дня рождения Андрея Рублёва. В 1968 году музей перешёл из подчинения Главного управления Мосгорисполкома Министерству культуры СССР и стал называться Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Также благодаря поддержке Раисы Горбачёвой музею была передана вся территория и здания Спасо-Андроникова монастыря. В 1971 году в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях открылся филиал музея. В 2015 году филиал был ликвидирован, а помещения музея перешли в ведомство Русской православной церкви. В 1991-м музей вошёл в список объектов культурного наследия России. После реставрации 1998 года значительно расширилась экспозиции — новые выставочные пространства открылись в церкви Архангела Михаила XVII века и Трапезной палате XVI века. Начиная с 2004-го музей провёл ряд крупных выставок и мероприятий: «Иконы из частных собраний», «Искусство Поморья XVIII век—XIX веков», ежегодная конференция «Россия-Грузия. Диалог культур». В музее демонстрировали старинные отреставрированные работы, например, рукопись писца Ферапонта «Лествица» 1510 года создания. Сотрудники музея изучают комплекс и древнерусскую живопись и регулярно издают научные работы
Описание иконостаса на следующем фото, ниже
Описание иконостаса на следующем фото, ниже
Назначенный 27 мая 2016 года директором Музея имени Андрея Рублёва Михаил Миндлин в 2017 году стал фигурантом резонансного уголовного «дела реставраторов» в составе ОПГ из 8 человек, получив в итоге по приговору Дорогомиловского районного суда г. Москвы 1 год условно, с испытательным сроком в 1 год 8 месяцев, и сохранив при этом должность директора музея.

В 2017-м музей отметил 70-летие со дня основания музея. В обновлённую экспозицию вошло более трёхсот предметов из фондохранилища, ранее находившихся на реставрации. Также у входа в Спасский собор была поставлена редкая надгробная плита инока Вассиана Ракова 1543 года. В качестве подарка на юбилей, правительство Москвы объявило о передаче музею близлежащей территории площадью 4 тыс. м²
Назначенный 27 мая 2016 года директором Музея имени Андрея Рублёва Михаил Миндлин в 2017 году стал фигурантом резонансного уголовного «дела реставраторов» в составе ОПГ из 8 человек, получив в итоге по приговору Дорогомиловского районного суда г. Москвы 1 год условно, с испытательным сроком в 1 год 8 месяцев, и сохранив при этом должность директора музея. В 2017-м музей отметил 70-летие со дня основания музея. В обновлённую экспозицию вошло более трёхсот предметов из фондохранилища, ранее находившихся на реставрации. Также у входа в Спасский собор была поставлена редкая надгробная плита инока Вассиана Ракова 1543 года. В качестве подарка на юбилей, правительство Москвы объявило о передаче музею близлежащей территории площадью 4 тыс. м²
Коллекция музея начала формироваться в 1954 году с первыми научными экспедициями работников музея, которые были направлены на составления описи монастырей России и списка пострадавших икон. Первые пять работ перешли из Краеведческого музея города Владимира и были отобраны из тех произведений, которые, по мнению местного руководства, подлежали уничтожению. Второй ценный привоз произошёл в 1955-м, когда были переданы произведения из Евфимиева монастыря в Суздале. На момент официального открытия музея в 1960 году, коллекция состояла из 317 памятников искусства. В последующие годы музейное пространство активно пополнялось: с 1970 по 2000-е года хранилище значительно увеличилось за счёт даров частных лиц и государственных организаций. Ценными приобретениями стали иконы «Богоматерь с младенцем» XII века, «Апостол Тимофей и Иоанн Предтеча», «Преподобный Иоанн Рыльский», «Святитель Леонтий Ростовский», «Великомученица Анастасия», «Преподобный Кирилл Белозерский», а также миниатюра XVI века «Великомученик Мина с клеймами жития», привезённая из деревни недалеко от Николо-Пешношского монастыря.

По состоянию на 2018 год, экспозиция содержит более 13 тысяч предметов: иконы, археологические находки, рукописные и старопечатные книги, а также оригиналы и копии фресок
Коллекция музея начала формироваться в 1954 году с первыми научными экспедициями работников музея, которые были направлены на составления описи монастырей России и списка пострадавших икон. Первые пять работ перешли из Краеведческого музея города Владимира и были отобраны из тех произведений, которые, по мнению местного руководства, подлежали уничтожению. Второй ценный привоз произошёл в 1955-м, когда были переданы произведения из Евфимиева монастыря в Суздале. На момент официального открытия музея в 1960 году, коллекция состояла из 317 памятников искусства. В последующие годы музейное пространство активно пополнялось: с 1970 по 2000-е года хранилище значительно увеличилось за счёт даров частных лиц и государственных организаций. Ценными приобретениями стали иконы «Богоматерь с младенцем» XII века, «Апостол Тимофей и Иоанн Предтеча», «Преподобный Иоанн Рыльский», «Святитель Леонтий Ростовский», «Великомученица Анастасия», «Преподобный Кирилл Белозерский», а также миниатюра XVI века «Великомученик Мина с клеймами жития», привезённая из деревни недалеко от Николо-Пешношского монастыря. По состоянию на 2018 год, экспозиция содержит более 13 тысяч предметов: иконы, археологические находки, рукописные и старопечатные книги, а также оригиналы и копии фресок
Преподобный Алексий человек божий и Мария Египетская. Середина 17-го века. Москва. Из Сретенского монастыря г. Москвы
Преподобный Алексий человек божий и Мария Египетская. Середина 17-го века. Москва. Из Сретенского монастыря г. Москвы
Благоразумный разбойник (дверь в жертвенник). Первая половина 17-го века. Центральная Россия. Из Гороховецкого района Владимирской области. Дар И. И. Петухова
Благоразумный разбойник (дверь в жертвенник). Первая половина 17-го века. Центральная Россия. Из Гороховецкого района Владимирской области. Дар И. И. Петухова
Рождество Христово. Последняя четверть 17-го века. Поволжье. Из церкви Рождества Христова в Подмонастырской слободе г. Калязин Тверской области
Рождество Христово. Последняя четверть 17-го века. Поволжье. Из церкви Рождества Христова в Подмонастырской слободе г. Калязин Тверской области
Богоматерь Звезда Пресветлая. Последняя четверть 17-го века. Поволжье. Из церкви в Балахне Нижегородской области
Богоматерь Звезда Пресветлая. Последняя четверть 17-го века. Поволжье. Из церкви в Балахне Нижегородской области
Богоматерь Тихвинская, со сказанием об иконе 1679-1680 годы. Тихвин. Традиция Оружейной палаты. Из церкви в г. Калуга
Богоматерь Тихвинская, со сказанием об иконе 1679-1680 годы. Тихвин. Традиция Оружейной палаты. Из церкви в г. Калуга
Символы веры. Последняя четверть 17-го века. Поволжье. Из церкви Рождества Христова в Балахне Нижегородской области
Символы веры. Последняя четверть 17-го века. Поволжье. Из церкви Рождества Христова в Балахне Нижегородской области
Рождество Богородицы. 1688 год. Федор Евтихеев Зубов. Москва. ОЛружейная палата.
Рождество Богородицы. 1688 год. Федор Евтихеев Зубов. Москва. ОЛружейная палата.
Описание в следующем фото, ниже
Описание в следующем фото, ниже
Описание в следующем фото, ниже
Описание в следующем фото, ниже
Преображение. Конец 18-го - начало 19-го века. Ярославль
Преображение. Конец 18-го - начало 19-го века. Ярославль
Описание в следующем фото, ниже
Описание в следующем фото, ниже
Проходим в следующий зал. Основное выставочное пространство музея расположено в церкви Михаила Архангела, возведённой в XVII веке по заказу первой жены Петра I Евдокии Лопухиной.
Проходим в следующий зал. Основное выставочное пространство музея расположено в церкви Михаила Архангела, возведённой в XVII веке по заказу первой жены Петра I Евдокии Лопухиной.
Русский север. Архангельск. Святитель Николай Чудотворец Можайский. Дерево, резьба, темпера. 18-й век.
Русский север. Архангельск. Святитель Николай Чудотворец Можайский. Дерево, резьба, темпера. 18-й век.
Конец 17-го - начало 18-го века. Из Архангельска
Конец 17-го - начало 18-го века. Из Архангельска
Описание в следующем фото, ниже
Описание в следующем фото, ниже
Описание в следующем фото, ниже
Описание в следующем фото, ниже
Христос в темнице. Конец 18-го - начало 19-го века.
Христос в темнице. Конец 18-го - начало 19-го века.
Проходим в следующий зал. Иконостас первой трети 18-го века. Ярославль. Известковая штукатурка, темпера. Из Благовещенской церкви в Юрьеве-Повольском (Поволжском) или "Юрьевеце" Ивановской области
Проходим в следующий зал. Иконостас первой трети 18-го века. Ярославль. Известковая штукатурка, темпера. Из Благовещенской церкви в Юрьеве-Повольском (Поволжском) или "Юрьевеце" Ивановской области
Описание иконостаса
Описание иконостаса
Археологическая коллекция была сформирована во время реставрации Спасского собора в середине XX века. В неё вошли печные изразцы, плитки пола, посуда, колокола, венцы и надгробные плиты, а также образцы изделий, выполненных с помощью техники «эмаль по скани», популярной в Византии. Склоненная фигура (из композиции "Апокалипсис"). 1654 год. Москва. Известковый грунт, темпера. Из Троицкого собора Макариева монастыря в . Калязин
Археологическая коллекция была сформирована во время реставрации Спасского собора в середине XX века. В неё вошли печные изразцы, плитки пола, посуда, колокола, венцы и надгробные плиты, а также образцы изделий, выполненных с помощью техники «эмаль по скани», популярной в Византии. Склоненная фигура (из композиции "Апокалипсис"). 1654 год. Москва. Известковый грунт, темпера. Из Троицкого собора Макариева монастыря в . Калязин
Преподобный Антоний Великий. 16-й век. Афон. Известковый грунт, темпера, золочение
Преподобный Антоний Великий. 16-й век. Афон. Известковый грунт, темпера, золочение
Сохранившийся фрагмент. Священномученик Ипатий Гангрский. 1199 год. Новгород. Из церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Дар гр. Костаки. В подготовке материала использованы сведения из Википедии
Сохранившийся фрагмент. Священномученик Ипатий Гангрский. 1199 год. Новгород. Из церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Дар гр. Костаки. В подготовке материала использованы сведения из Википедии
Комментарии к альбому