Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 11:42
Вчера букинг прекратил работу в РФ? А что теперь с незавершённым кешбеком ?
Фотоальбом

Кладбище Коммунаров в Севастополе

Минувшая эпоха...

Кла́дбище Коммуна́ров — мемориальное кладбище в центральной части Севастополя (Ленинский район). Кладбище расположено на месте Пятого бастиона (люнет Белкина) времён первой обороны Севастополя. Защитникам Пятого бастиона установлен обелиск. Люнет назван по имени своего первого командира лейтенанта (впоследствии контр-адмирала) — Михаила Фёдоровича Белкина. Памятный знак открыли в 1905 году во время празднования 50-летия обороны Севастополя. Автор проекта памятного знака — инженер-полковник О. И. Энберг
Кла́дбище Коммуна́ров — мемориальное кладбище в центральной части Севастополя (Ленинский район). Кладбище расположено на месте Пятого бастиона (люнет Белкина) времён первой обороны Севастополя. Защитникам Пятого бастиона установлен обелиск. Люнет назван по имени своего первого командира лейтенанта (впоследствии контр-адмирала) — Михаила Фёдоровича Белкина. Памятный знак открыли в 1905 году во время празднования 50-летия обороны Севастополя. Автор проекта памятного знака — инженер-полковник О. И. Энберг
Недалеко от кладбища в 1937 году установлен памятник 49 большевикам-подпольщикам и участникам революционного движения представляет собой четырехгранный обелиск из балаклавского розового мраморовидного известняка высотой 6,5 метров на трехступенчатом гранитном основании. На фронтальной (северной) стороне памятника — надпись: «Памяти 49 большевиков подпольщиков и участников революционного движения в Севастополе. Жертвам белогвардейского террора». На южной мраморной грани перечислены имена 49 коммунаров, расстрелянных в борьбе за власть Советов в Крыму в 1919-1920 гг.
Недалеко от кладбища в 1937 году установлен памятник 49 большевикам-подпольщикам и участникам революционного движения представляет собой четырехгранный обелиск из балаклавского розового мраморовидного известняка высотой 6,5 метров на трехступенчатом гранитном основании. На фронтальной (северной) стороне памятника — надпись: «Памяти 49 большевиков подпольщиков и участников революционного движения в Севастополе. Жертвам белогвардейского террора». На южной мраморной грани перечислены имена 49 коммунаров, расстрелянных в борьбе за власть Советов в Крыму в 1919-1920 гг.
Восточная грань памятника отображает революционную композицию: вверху — наступающая «красная» конница, внизу — работа севастопольского подполья. На западной грани памятника — схема Крымского полуострова и силуминовый барельеф В.И. Ленина на фоне знамени с лозунгом: «За власть Советов». В 1920 г. центром революционной борьбы в Севастополе была сильная подпольная организация большевиков подпольного комитета РКП(б) под руководством коммуниста В.В. Макарова. В жестоких условиях «белого террора» и репрессий подпольный большевистский комитет печатал и распространял агитационные листовки, создавал партийные ячейки на предприятиях города, боевые рабочие отряды, складировали боеприпасы и оружие. Подпольщики готовили в городе вооруженное восстание. Во время заседания, на котором разрабатывался план восстания, неожиданно налетели белогвардейцы контрразведки. После зверских пыток руководители подполья В.В. Макаров, А.Н. Бунаков, М.С. Киянченко и другие были расстреляны, многие арестованы. Захоронение расстрелянных коммунаров-подпольщиков в 1919-1920 гг. положило начало кладбищу Коммунаров в Севастополе. Памятник до 2014 г. часто становился жертвой актов вандализма со стороны украинских националистов.
На противоположной от кладбища стороне улицы расположен памятник медицинским работникам участникам обороны Севастополя
На противоположной от кладбища стороне улицы расположен памятник медицинским работникам участникам обороны Севастополя
Памятник и могилы подпольщиков 1942-1944 г.г.
Памятник и могилы подпольщиков 1942-1944 г.г.
Братская могила 1941-1944 г.г.
Братская могила 1941-1944 г.г.
Главная аллея ведёт к памятнику лейтенанту П. Шмидту и казнённым морякам крейсера «Очаков» С. Частнику, Н. Антоненко и А. Гладкову, которые руководили восстанием на императорском Черноморском флоте в ноябре 1905 года и были казнены на острове Березань; их останки захоронены в Покровском соборе Севастополя в мае 1917 года. В начале Революции 1905 года организовал в Севастополе «Союз офицеров — друзей народа», в который входил лишь сам Шмидт. Участвовал в создании «Одесского общества взаимопомощи моряков торгового флота». Ведя пропаганду среди матросов и офицеров, Шмидт называл себя внепартийным социалистом. Имел связи с «Бундом», и с неустановленными тайными политическими организациями Одессы, выступал за автономию Юга от Российской Империи с созданием президентской республики под своим руководством.

18 (31) октября Шмидт призвал толпу освободить политических заключенных из городской тюрьмы. Тюрьма находилась под охраной гарнизона, поэтому данный призыв по сути был провокацией. По прибытии к тюрьме Шмидт потребовал от начальника тюрьмы освобождения не только политических, но и уголовных заключенных, на что получил законный отказ. Тогда Шмидт призвал толпу на штурм тюрьмы, после чего устремившихся к воротам людей встретил залп солдат гарнизона, в результате 8 человек из толпы погибли.
Главная аллея ведёт к памятнику лейтенанту П. Шмидту и казнённым морякам крейсера «Очаков» С. Частнику, Н. Антоненко и А. Гладкову, которые руководили восстанием на императорском Черноморском флоте в ноябре 1905 года и были казнены на острове Березань; их останки захоронены в Покровском соборе Севастополя в мае 1917 года. В начале Революции 1905 года организовал в Севастополе «Союз офицеров — друзей народа», в который входил лишь сам Шмидт. Участвовал в создании «Одесского общества взаимопомощи моряков торгового флота». Ведя пропаганду среди матросов и офицеров, Шмидт называл себя внепартийным социалистом. Имел связи с «Бундом», и с неустановленными тайными политическими организациями Одессы, выступал за автономию Юга от Российской Империи с созданием президентской республики под своим руководством. 18 (31) октября Шмидт призвал толпу освободить политических заключенных из городской тюрьмы. Тюрьма находилась под охраной гарнизона, поэтому данный призыв по сути был провокацией. По прибытии к тюрьме Шмидт потребовал от начальника тюрьмы освобождения не только политических, но и уголовных заключенных, на что получил законный отказ. Тогда Шмидт призвал толпу на штурм тюрьмы, после чего устремившихся к воротам людей встретил залп солдат гарнизона, в результате 8 человек из толпы погибли.
14 (27) ноября возглавил мятеж на крейсере «Очаков» и других судах Черноморского флота. Шмидт объявил себя командующим Черноморским флотом, дав сигнал: «Командую флотом. Шмидт». Выбросив на «Очакове» адмиральский флаг и дав сигнал: «командую флотом, Шмидт», с расчетом сразу привлечь этим к восстанию всю эскадру, он направил свой крейсер к «Пруту», чтобы освободить потемкинцев. Сопротивления никакого не было оказано. «Очаков» принял матросов-каторжан на борт и обошел с ними всю эскадру. Со всех судов раздавалось приветственное «ура».  Против восставшего крейсера правительство немедленно начало военные действия. В 3 часа дня начался морской бой, а в 4 часа 45 мин. царский флот уже одержал полную победу. Шмидт вместе с другими руководителями восстания был арестован. 20 февраля был вынесен приговор, по которому Шмидт и 3 матроса приговаривались к смертной казни.
14 (27) ноября возглавил мятеж на крейсере «Очаков» и других судах Черноморского флота. Шмидт объявил себя командующим Черноморским флотом, дав сигнал: «Командую флотом. Шмидт». Выбросив на «Очакове» адмиральский флаг и дав сигнал: «командую флотом, Шмидт», с расчетом сразу привлечь этим к восстанию всю эскадру, он направил свой крейсер к «Пруту», чтобы освободить потемкинцев. Сопротивления никакого не было оказано. «Очаков» принял матросов-каторжан на борт и обошел с ними всю эскадру. Со всех судов раздавалось приветственное «ура». Против восставшего крейсера правительство немедленно начало военные действия. В 3 часа дня начался морской бой, а в 4 часа 45 мин. царский флот уже одержал полную победу. Шмидт вместе с другими руководителями восстания был арестован. 20 февраля был вынесен приговор, по которому Шмидт и 3 матроса приговаривались к смертной казни.
братская могила моряков линкора «Новороссийск», затонувшего в Севастопольской бухте в 1955 году
братская могила моряков линкора «Новороссийск», затонувшего в Севастопольской бухте в 1955 году
«Джулио Чезаре» (итал. Giulio Cesare) — итальянский линкор типа «Конте ди Кавур». После окончания Второй мировой войны передан по репарациям СССР и вошел в состав Черноморского флота ВМФ СССР под названием «Новороссийск». Советский Союз претендовал на новые линкоры типа «Литторио», однако ему достался лишь устаревший «Джулио Чезаре». В мае 1955 года «Новороссийск» вошёл в строй Черноморского флота и до конца октября несколько раз выходил в море, отрабатывая задачи по боевой подготовке. На тот момент, несмотря на преклонный возраст, это был самый сильный боевой корабль в СССР.
«Джулио Чезаре» (итал. Giulio Cesare) — итальянский линкор типа «Конте ди Кавур». После окончания Второй мировой войны передан по репарациям СССР и вошел в состав Черноморского флота ВМФ СССР под названием «Новороссийск». Советский Союз претендовал на новые линкоры типа «Литторио», однако ему достался лишь устаревший «Джулио Чезаре». В мае 1955 года «Новороссийск» вошёл в строй Черноморского флота и до конца октября несколько раз выходил в море, отрабатывая задачи по боевой подготовке. На тот момент, несмотря на преклонный возраст, это был самый сильный боевой корабль в СССР.
29 октября 1955 г. в 1 час 31 минуту под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв, эквивалентный 1000—1200 кг тротила, насквозь пробивший корпус линкора, вырвавший часть палубы полубака и пробивший в подводной части дыру в 150 м². Поскольку в месте взрыва находились носовые кубрики, сразу погибло от 150 до 175 человек. Взрыв произошёл возле Госпитальной стенки Севастопольской бухты. Кроме того, через 30 секунд раздался второй взрыв по левому борту, в результате которого образовалась вмятина в 190 м².

Линкор пытались отбуксировать на мелководье, но прибывший на корабль командующий Черноморским флотом вице-адмирал В. А. Пархоменко приостановил начатую буксировку. Запоздалое приказание о возобновлении буксировки оказалось бессмысленным: носовая часть уже села на грунт. Не сразу адмирал позволил и эвакуировать незанятых в спасательных работах моряков, которых на юте скопилось до 1000 человек. Когда решение об эвакуации было принято, крен корабля начал стремительно нарастать. В 4 часа 14 минут линкор лёг на левый борт и через мгновение уткнулся мачтами в грунт. В 22 часа корпус полностью исчез под водой. В катастрофе погибли 829 человек, включая аварийные партии с других кораблей эскадры. Многие были заперты в отсеках опрокинувшегося корабля — из них удалось спасти лишь 9 человек (семерых через прорезанное в кормовой части днища отверстие и двоих из-под палубы юта, неплотно прилегавшей к грунту). Водолазы перестали слышать стук запертых в корпусе линкора моряков только 1 ноября.
29 октября 1955 г. в 1 час 31 минуту под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв, эквивалентный 1000—1200 кг тротила, насквозь пробивший корпус линкора, вырвавший часть палубы полубака и пробивший в подводной части дыру в 150 м². Поскольку в месте взрыва находились носовые кубрики, сразу погибло от 150 до 175 человек. Взрыв произошёл возле Госпитальной стенки Севастопольской бухты. Кроме того, через 30 секунд раздался второй взрыв по левому борту, в результате которого образовалась вмятина в 190 м². Линкор пытались отбуксировать на мелководье, но прибывший на корабль командующий Черноморским флотом вице-адмирал В. А. Пархоменко приостановил начатую буксировку. Запоздалое приказание о возобновлении буксировки оказалось бессмысленным: носовая часть уже села на грунт. Не сразу адмирал позволил и эвакуировать незанятых в спасательных работах моряков, которых на юте скопилось до 1000 человек. Когда решение об эвакуации было принято, крен корабля начал стремительно нарастать. В 4 часа 14 минут линкор лёг на левый борт и через мгновение уткнулся мачтами в грунт. В 22 часа корпус полностью исчез под водой. В катастрофе погибли 829 человек, включая аварийные партии с других кораблей эскадры. Многие были заперты в отсеках опрокинувшегося корабля — из них удалось спасти лишь 9 человек (семерых через прорезанное в кормовой части днища отверстие и двоих из-под палубы юта, неплотно прилегавшей к грунту). Водолазы перестали слышать стук запертых в корпусе линкора моряков только 1 ноября.
Расследованием катастрофы занималась правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Совета министров СССР Вячеславом Малышевым. Согласно докладу комиссии, «наиболее вероятно, что 29 октября 1955 года под кораблём имел место взрыв немецкой мины типа RMH или LMB с взрывателем М-1, поставленной в период Великой Отечественной войны».

Однако источники электропитания вытраленных в 1950-х годах донных мин оказывались разряженными, а взрыватели — неработоспособными.  Рассматривались и другие версии: намеренный подрыв, диверсия итальянских спецслужб, взрывчатка на корабле
Расследованием катастрофы занималась правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Совета министров СССР Вячеславом Малышевым. Согласно докладу комиссии, «наиболее вероятно, что 29 октября 1955 года под кораблём имел место взрыв немецкой мины типа RMH или LMB с взрывателем М-1, поставленной в период Великой Отечественной войны». Однако источники электропитания вытраленных в 1950-х годах донных мин оказывались разряженными, а взрыватели — неработоспособными. Рассматривались и другие версии: намеренный подрыв, диверсия итальянских спецслужб, взрывчатка на корабле
«Прут» («Москва») — минный заградитель Российского Императорского флота, бывший почтово-пассажирский пароход Добровольного флота и учебное судно. 19 июля 1905 года на «Пруте» вспыхнуло восстание матросов во главе с матросом-большевиком А. И. Петровым. «Прут» пошел в Одессу, чтобы присоединиться к броненосцу «Потёмкин», но его там не застал. Под красным флагом судно направилось в Севастополь, чтобы попытаться поднять восстание на других кораблях эскадры. Корабль был встречен двумя миноносцами и отконвоирован в базу, где 42 члена экипажа были арестованы. После подавления восстания «Прут» некоторое время использовался в качестве плавучей тюрьмы в Севастополе. Участники восстания были расстреляны и это памятник им
«Прут» («Москва») — минный заградитель Российского Императорского флота, бывший почтово-пассажирский пароход Добровольного флота и учебное судно. 19 июля 1905 года на «Пруте» вспыхнуло восстание матросов во главе с матросом-большевиком А. И. Петровым. «Прут» пошел в Одессу, чтобы присоединиться к броненосцу «Потёмкин», но его там не застал. Под красным флагом судно направилось в Севастополь, чтобы попытаться поднять восстание на других кораблях эскадры. Корабль был встречен двумя миноносцами и отконвоирован в базу, где 42 члена экипажа были арестованы. После подавления восстания «Прут» некоторое время использовался в качестве плавучей тюрьмы в Севастополе. Участники восстания были расстреляны и это памятник им
Памятник подводникам атомной лодки "Курск", затонувшей в 2000 г.
Памятник подводникам атомной лодки "Курск", затонувшей в 2000 г.
Революционеры погибшие в декабре 1917 г. при установлении Советской власти
Николай Алексеевич Музыка (1927—1963) — советский строитель, бригадир строительной бригады, Герой Социалистического Труда. В 1963 году Николай Алексеевич трагически погиб на строительстве.
Николай Алексеевич Музыка (1927—1963) — советский строитель, бригадир строительной бригады, Герой Социалистического Труда. В 1963 году Николай Алексеевич трагически погиб на строительстве.
«Отва́жный» — большой противолодочный корабль проекта 61, погибший в результате катастрофы в 1974 году на Чёрном море. Из 266 человек экипажа в катастрофе погибло 24 человека — 19 членов экипажа и пять курсантов Высшего военно-морского училища, находившихся на борту.
«Отва́жный» — большой противолодочный корабль проекта 61, погибший в результате катастрофы в 1974 году на Чёрном море. Из 266 человек экипажа в катастрофе погибло 24 человека — 19 членов экипажа и пять курсантов Высшего военно-морского училища, находившихся на борту.

Лодка класса АГ (Американ Голланд) дизельная торпедная, разработчик - Джон Филип Голланд. Построена в 1916 г. для ВМС Великобритании по проекту фирмы «Elektrik Boat С°» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада), но 19 сентября 1916 г. приобретена заводом «Ноблесснер» по заказу Морского ведомства России и 21 августа 1917 г. зачислена в списки кораблей ЧФ. В том же году в разобранном виде доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге на завод «Наваль» в Николаеве для достройки, перезаложена 28 марта 1917 г., спущена на воду осенью 1917 г., вступила в строй в 1918 г. и вошла в состав морских сил Юга России Добровольческой белой армии. 24 ноября 1918 г. захвачена в Севастополе англо-французскими интервентами и 26 апреля 1919 г. по приказу английского командования затоплена в районе Севастополя.


В 1926 г. во время тренировочных спусков курсанты Водолазной школы обнаружили подводную лодку, но удалось ее поднять только весной 1928 г. из-за сложных погодных условий.


19 мая 1928 г. лодка была поднята Черноморской партией ЭПРОН на поверхность и введена в Севастопольскую бухту. Корпус лодки оказался в лучшем состоянии по сравнению с однотипными лодками, остававшимися в строю. Было принято решение о восстановлении лодки. 30 декабря 1930 г. после восстановительного ремонта в Севастополе вновь введена в строй и включена в состав МСЧМ.

8 июня 1931 г. во время учебных торпедных стрельб, в результате неправильных действий командира лодки Бильбешина (Бебешина), она была протаранена эсминцем "Фрунзе". После столкновения I и II отсеки оказались затопленными. Легла на грунт на глубине 28 метров.
Командир Михаил Иванович Бильбешин (Бебешин) и еще два члена экипажа первыми покинули гибнущее судно и пропали без вести, вероятно, погибли при всплытии на поверхность.
Интересно, что в числе начальствующего состава «Фрунзе» в тот момент находились будущие адмиралы: штурман С. Горшков, минер Л. Курников и артиллерист Н. Харламов.
На братской могиле ошибочно указана и дата гибели лодки - не 8 июня, а 8 июля 1931 г. В ходе следствия установлено, что причинами гибели подводной лодки явились допущенные командиром ошибки при маневрировании, самоустранение командования и команды от борьбы за живучесть при поступлении воды в прочные корпуса и допущение на борту паники и её обострение после того, как командир одним из первых покинул аварийный корабль.
Среди погибших: штурман Николай Изумрудов, штурман Иван Орєхов, всего 24 человека.

Шесть человек из кормового отсека выбросились с пузырём воздуха и спаслись.

Нижний Василий Семёнович - моторист, организовал спасение личного состава кормового отсека. 10 июня 1931 г. лодка поднята, из лодки извлечено 3 живых моряков, таким образом всего спасённых девять человек.
Лодка класса АГ (Американ Голланд) дизельная торпедная, разработчик - Джон Филип Голланд. Построена в 1916 г. для ВМС Великобритании по проекту фирмы «Elektrik Boat С°» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада), но 19 сентября 1916 г. приобретена заводом «Ноблесснер» по заказу Морского ведомства России и 21 августа 1917 г. зачислена в списки кораблей ЧФ. В том же году в разобранном виде доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге на завод «Наваль» в Николаеве для достройки, перезаложена 28 марта 1917 г., спущена на воду осенью 1917 г., вступила в строй в 1918 г. и вошла в состав морских сил Юга России Добровольческой белой армии. 24 ноября 1918 г. захвачена в Севастополе англо-французскими интервентами и 26 апреля 1919 г. по приказу английского командования затоплена в районе Севастополя. В 1926 г. во время тренировочных спусков курсанты Водолазной школы обнаружили подводную лодку, но удалось ее поднять только весной 1928 г. из-за сложных погодных условий. 19 мая 1928 г. лодка была поднята Черноморской партией ЭПРОН на поверхность и введена в Севастопольскую бухту. Корпус лодки оказался в лучшем состоянии по сравнению с однотипными лодками, остававшимися в строю. Было принято решение о восстановлении лодки. 30 декабря 1930 г. после восстановительного ремонта в Севастополе вновь введена в строй и включена в состав МСЧМ. 8 июня 1931 г. во время учебных торпедных стрельб, в результате неправильных действий командира лодки Бильбешина (Бебешина), она была протаранена эсминцем "Фрунзе". После столкновения I и II отсеки оказались затопленными. Легла на грунт на глубине 28 метров. Командир Михаил Иванович Бильбешин (Бебешин) и еще два члена экипажа первыми покинули гибнущее судно и пропали без вести, вероятно, погибли при всплытии на поверхность. Интересно, что в числе начальствующего состава «Фрунзе» в тот момент находились будущие адмиралы: штурман С. Горшков, минер Л. Курников и артиллерист Н. Харламов. На братской могиле ошибочно указана и дата гибели лодки - не 8 июня, а 8 июля 1931 г. В ходе следствия установлено, что причинами гибели подводной лодки явились допущенные командиром ошибки при маневрировании, самоустранение командования и команды от борьбы за живучесть при поступлении воды в прочные корпуса и допущение на борту паники и её обострение после того, как командир одним из первых покинул аварийный корабль. Среди погибших: штурман Николай Изумрудов, штурман Иван Орєхов, всего 24 человека. Шесть человек из кормового отсека выбросились с пузырём воздуха и спаслись. Нижний Василий Семёнович - моторист, организовал спасение личного состава кормового отсека. 10 июня 1931 г. лодка поднята, из лодки извлечено 3 живых моряков, таким образом всего спасённых девять человек.
Военный комиссар. Умер в 1922 г
Военный комиссар. Умер в 1922 г
Парашютистка. Погибла при освобождении Севастополя
Парашютистка. Погибла при освобождении Севастополя
В подготовке материала использованы сведения из Википедии
В подготовке материала использованы сведения из Википедии

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании Туров на Travelata.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому