Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 17:00
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?
Фотоальбом

Музей дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана в Алупке

Музей, посвящённый жизни, боевому пути и лётно-испытательной деятельности советского военного летчика, испытателя дважды Героя Советского Союза. Представителя крымско-татарского народа

Амет-хан Султа́н ( 20 октября 1920 года — 1 февраля 1971 года) — советский военный лётчик-ас крымскотатарского происхождения, участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза (1943, 1945). Член ВКП(б) с 1942 года.

Выпускник 1-й Качинской военной авиационной школы в годы Великой Отечественной войны прошёл путь от лётчика до командира эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка. 31 мая 1942 года совершил под Ярославлем свой первый воздушный таран немецкого бомбардировщика «Юнкерс-88». Участвовал в Сталинградской битве, в ходе которой зарекомендовал себя асом. Последний свой воздушный бой провёл 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом «Темпельхоф», сбив «Фокке-Вульф 190» (30-я одиночная воздушная победа, 49-я вместе с групповыми).

После войны — лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института в Жуковском, подполковник (1946), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1961), лауреат Государственной премии СССР (1953). За время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов. Погиб при испытании самолёта 1 февраля 1971 года.
Амет-хан Султа́н ( 20 октября 1920 года — 1 февраля 1971 года) — советский военный лётчик-ас крымскотатарского происхождения, участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза (1943, 1945). Член ВКП(б) с 1942 года. Выпускник 1-й Качинской военной авиационной школы в годы Великой Отечественной войны прошёл путь от лётчика до командира эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка. 31 мая 1942 года совершил под Ярославлем свой первый воздушный таран немецкого бомбардировщика «Юнкерс-88». Участвовал в Сталинградской битве, в ходе которой зарекомендовал себя асом. Последний свой воздушный бой провёл 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом «Темпельхоф», сбив «Фокке-Вульф 190» (30-я одиночная воздушная победа, 49-я вместе с групповыми). После войны — лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института в Жуковском, подполковник (1946), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1961), лауреат Государственной премии СССР (1953). За время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов. Погиб при испытании самолёта 1 февраля 1971 года.
Первый этаж музея посвящён Качинской авиашколе под Севастополем. Качинское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков имени А. Ф. Мясникова — военное лётное училище, бывшее одним из ведущих поставщиков военных лётчиков для воздушного флота Российской Империи, ВВС СССР и РФ с 1910 по 1998 год.
Первый этаж музея посвящён Качинской авиашколе под Севастополем. Качинское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков имени А. Ф. Мясникова — военное лётное училище, бывшее одним из ведущих поставщиков военных лётчиков для воздушного флота Российской Империи, ВВС СССР и РФ с 1910 по 1998 год.
При содействии Великого князя Александра Михайловича, шефа Российского императорского военно-воздушного флота, в дополнение к готовившей пилотов воздушных шаров Воздухоплавательного парка, были созданы 2 авиашколы: Офицерская воздухоплавательная школа в Гатчине и Севастопольская офицерская школа авиации — будущее Качинское лётное училище. Причем школа в Гатчине готовила и военных и гражданских пилотов, а в Севастополе — только военных. После Великой Октябрьской социалистической революции персонал школы, как и все общество России, оказался разделен. Выпускники школы 1910—1917 годов стали воевать друг с другом на фронтах Гражданской войны. Комиссаром революционного Севастопольского совета стал матрос Филипп Задорожный, служивший в Качинской авиашколе, командиром авиации Красного Крыма стал Василий Ремезюк, выпускник школы 1916 года, первый авиатор России Михаил Ефимов стал большевиком и красным военным лётчиком в Севастополе. Огромный авторитет в среде военных лётчиков, возможно, спас жизнь основателю школы Великому князю Александру Михайловичу — его и других Романовых, находившихся в Крыму в 1917 году арестовали и держали в имении Дюльбер, охраной арестованных командовал большевик Задорожный, который вступил в вооружённый конфликт с Ялтинский революционным советом, в котором преобладали анархисты, руководил обороной Дюльбера и не дал расстрелять арестованных.
При содействии Великого князя Александра Михайловича, шефа Российского императорского военно-воздушного флота, в дополнение к готовившей пилотов воздушных шаров Воздухоплавательного парка, были созданы 2 авиашколы: Офицерская воздухоплавательная школа в Гатчине и Севастопольская офицерская школа авиации — будущее Качинское лётное училище. Причем школа в Гатчине готовила и военных и гражданских пилотов, а в Севастополе — только военных. После Великой Октябрьской социалистической революции персонал школы, как и все общество России, оказался разделен. Выпускники школы 1910—1917 годов стали воевать друг с другом на фронтах Гражданской войны. Комиссаром революционного Севастопольского совета стал матрос Филипп Задорожный, служивший в Качинской авиашколе, командиром авиации Красного Крыма стал Василий Ремезюк, выпускник школы 1916 года, первый авиатор России Михаил Ефимов стал большевиком и красным военным лётчиком в Севастополе. Огромный авторитет в среде военных лётчиков, возможно, спас жизнь основателю школы Великому князю Александру Михайловичу — его и других Романовых, находившихся в Крыму в 1917 году арестовали и держали в имении Дюльбер, охраной арестованных командовал большевик Задорожный, который вступил в вооружённый конфликт с Ялтинский революционным советом, в котором преобладали анархисты, руководил обороной Дюльбера и не дал расстрелять арестованных.
Тимур Михайлович Фрунзе (сын знаменитого командарма). Выпускник Качинского училища. Погиб в 1942 г. Его могилу на Новодевичьем кладбище я видел. За советский период училище подготовило 16 574 лётчика, среди которых было 352 Героя Советского Союза, 17 Героев Российской Федерации, 119 заслуженных военных лётчиков СССР и Российской Федерации и заслуженных лётчиков-испытателей СССР и Российской Федерации, 12 маршалов авиации и свыше 200 генералов.
Тимур Михайлович Фрунзе (сын знаменитого командарма). Выпускник Качинского училища. Погиб в 1942 г. Его могилу на Новодевичьем кладбище я видел. За советский период училище подготовило 16 574 лётчика, среди которых было 352 Героя Советского Союза, 17 Героев Российской Федерации, 119 заслуженных военных лётчиков СССР и Российской Федерации и заслуженных лётчиков-испытателей СССР и Российской Федерации, 12 маршалов авиации и свыше 200 генералов.
Выпускники авиашколы представители крымско-татарского народа
Выпускники авиашколы представители крымско-татарского народа
Другие знаменитые выпускники авиашколы
Другие знаменитые выпускники авиашколы
Сын Сталина Василий тоже учился здесь
Сын Сталина Василий тоже учился здесь
В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны и стремительного приближения фронта Качинская авиашкола была переведена в город Красный Кут Саратовской области и начала усиленно готовить лётчиков для фронта.Также, филиал школы располагался в поселке Палласовка Сталинградской области, где помимо учебы курсантов, занималась ПВО станции Палласовка.
В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны и стремительного приближения фронта Качинская авиашкола была переведена в город Красный Кут Саратовской области и начала усиленно готовить лётчиков для фронта.Также, филиал школы располагался в поселке Палласовка Сталинградской области, где помимо учебы курсантов, занималась ПВО станции Палласовка.
В 1947-1954 гг. училище базируется в г. Мичуринске Тамбовской области.

В 1954 году училище перебазировано в Сталинград, ему досталась инфраструктура Сталинградского авиаучилища (которое после эвакуации а 1942 году в Кустанай не вернулось в Сталинград, а было перебазировано в Новосибирск в 1946 году), основным аэродромом училища стал Бекетовка, а на оставшейся в Красном Куте лётной инфраструктуре было создано Краснокутское лётное училище гражданской авиации. Кроме Сталинграда отдельные учебные корпусы и аэродромы были созданы по всей области: в Камышине, Котельниково, Морозовске.
В 1947-1954 гг. училище базируется в г. Мичуринске Тамбовской области. В 1954 году училище перебазировано в Сталинград, ему досталась инфраструктура Сталинградского авиаучилища (которое после эвакуации а 1942 году в Кустанай не вернулось в Сталинград, а было перебазировано в Новосибирск в 1946 году), основным аэродромом училища стал Бекетовка, а на оставшейся в Красном Куте лётной инфраструктуре было создано Краснокутское лётное училище гражданской авиации. Кроме Сталинграда отдельные учебные корпусы и аэродромы были созданы по всей области: в Камышине, Котельниково, Морозовске.
В 1990-х годах было принято решение о сокращении количества необходимых стране военных лётчиков, и соответственно, военных лётных училищ.  Качинское лётное училище было расформировано в соответствии с приказом Министра обороны РФ Игоря Сергеева № 397 от 6 ноября 1997 года. Во время празднования 100-летия российской авиации и Качинского училища в ноябре 2010 года Министр обороны РФ Анатолий Сердюков подписал приказ о присвоении Краснодарскому авиаучилищу имени Качинского, но переименования не произошло.
В 1990-х годах было принято решение о сокращении количества необходимых стране военных лётчиков, и соответственно, военных лётных училищ. Качинское лётное училище было расформировано в соответствии с приказом Министра обороны РФ Игоря Сергеева № 397 от 6 ноября 1997 года. Во время празднования 100-летия российской авиации и Качинского училища в ноябре 2010 года Министр обороны РФ Анатолий Сердюков подписал приказ о присвоении Краснодарскому авиаучилищу имени Качинского, но переименования не произошло.
Теперь поднимемся на второй этаж музея. Там основная экспозиция
Теперь поднимемся на второй этаж музея. Там основная экспозиция
Родился будущий знаменитый летчик 20 октября 1920 года в городе Алупка в семье рабочего. Отец — лакец (родом из аула Цовкра-1 в Дагестане) Султан Амет-хан, мать — крымская татарка Насибе. По родителям Амет-Хана считают своим национальным героем как в Дагестане, так и крымские татары. В советском паспорте и во всех прочих документах, несмотря на давление НКВД, обозначал себя крымским татарином
Родился будущий знаменитый летчик 20 октября 1920 года в городе Алупка в семье рабочего. Отец — лакец (родом из аула Цовкра-1 в Дагестане) Султан Амет-хан, мать — крымская татарка Насибе. По родителям Амет-Хана считают своим национальным героем как в Дагестане, так и крымские татары. В советском паспорте и во всех прочих документах, несмотря на давление НКВД, обозначал себя крымским татарином
При рождении получил имя Амет в честь деда. По утверждению историка А. Симонова, правильное написание имени и отчества Героя должно быть таким: Амет Султанович Амет-хан. При поступлении в лётное училище данные на курсанта были записаны по крымскотатарскому обычаю — вначале собственное имя, а затем имя отца. В результате возникла путаница, и имя отца стали считать именем Героя. В итоге сыновья Амет-хана Султана по паспортам значатся как Арслан Султанович Амет-хан и Станислав Султанович Амет-хан (хотя правильно должно быть Арслан Аметович Амет-хан и Станислав Аметович Амет-хан). Амет часто шутил над созвучностью своего имени: «Я сам и хан и султан!»
При рождении получил имя Амет в честь деда. По утверждению историка А. Симонова, правильное написание имени и отчества Героя должно быть таким: Амет Султанович Амет-хан. При поступлении в лётное училище данные на курсанта были записаны по крымскотатарскому обычаю — вначале собственное имя, а затем имя отца. В результате возникла путаница, и имя отца стали считать именем Героя. В итоге сыновья Амет-хана Султана по паспортам значатся как Арслан Султанович Амет-хан и Станислав Султанович Амет-хан (хотя правильно должно быть Арслан Аметович Амет-хан и Станислав Аметович Амет-хан). Амет часто шутил над созвучностью своего имени: «Я сам и хан и султан!»
Посмотрите как проходил урок в крымско-татарской школе до войны
Посмотрите как проходил урок в крымско-татарской школе до войны
В 1937 году окончил 7 классов и поступил в железнодорожное фабрично-заводское училище (ФЗУ) в Симферополе.
В 1937 году окончил 7 классов и поступил в железнодорожное фабрично-заводское училище (ФЗУ) в Симферополе.
После окончания учёбы в ФЗУ в 1938 году работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе. Одновременно учился в симферопольском аэроклубе, который успешно окончил в 1938 году
После окончания учёбы в ФЗУ в 1938 году работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе. Одновременно учился в симферопольском аэроклубе, который успешно окончил в 1938 году
В РККА с февраля 1939 года. В 1940 году, по окончании 1-й Качинской Краснознамённой военной авиационной школы имени А. Ф. Мясникова, в звании младшего лейтенанта, направлен в 122-й иап пилотом. Из 122-го иап направлен младшим лётчиком в 4-й истребительный авиационный полк (Одесский военный округ), дислоцировавшийся под Кишинёвом. Занимал должность командира звена, замкомандира и командира авиаэскадрильи. Летал на самолётах И-15 и И-153. Встретил войну в Молдавии
В РККА с февраля 1939 года. В 1940 году, по окончании 1-й Качинской Краснознамённой военной авиационной школы имени А. Ф. Мясникова, в звании младшего лейтенанта, направлен в 122-й иап пилотом. Из 122-го иап направлен младшим лётчиком в 4-й истребительный авиационный полк (Одесский военный округ), дислоцировавшийся под Кишинёвом. Занимал должность командира звена, замкомандира и командира авиаэскадрильи. Летал на самолётах И-15 и И-153. Встретил войну в Молдавии
Мне включили небольшой фильм на проекторе. Я единственный посетитель музея. Уже 22 июня 1941 года младший лётчик 4-го истребительного авиационного полка Амет-Хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего врага. Осенью 1941 года прикрывает небо Ростова-на-Дону. Зимой 1942 года полк переучивается на «харрикейны»
Мне включили небольшой фильм на проекторе. Я единственный посетитель музея. Уже 22 июня 1941 года младший лётчик 4-го истребительного авиационного полка Амет-Хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего врага. Осенью 1941 года прикрывает небо Ростова-на-Дону. Зимой 1942 года полк переучивается на «харрикейны»
С марта 1942 года 4-й истребительный авиационный полк находится в составе ПВО города Ярославля. Здесь Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу. 31 мая 1942 года, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил на «Харрикейне» вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88», ударив его левой плоскостью снизу. При ударе «харрикейн» Амет-Хана застрял в загоревшемся «юнкерсе». Лётчику удалось выбраться из кабины своего самолёта и воспользоваться парашютом.
С марта 1942 года 4-й истребительный авиационный полк находится в составе ПВО города Ярославля. Здесь Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу. 31 мая 1942 года, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил на «Харрикейне» вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88», ударив его левой плоскостью снизу. При ударе «харрикейн» Амет-Хана застрял в загоревшемся «юнкерсе». Лётчику удалось выбраться из кабины своего самолёта и воспользоваться парашютом.
 Спустя несколько дней Амет-Хана пригласили в Ярославль, где городской комитет обороны наградил его именными часами и почётной грамотой при большом стечении народа на Советской площади, на которой был выставлен для всеобщего обозрения «юнкерс». Позже за подвиг, совершённый в небе над Ярославлем, лётчик был награждён орденом Ленина. В 2010 году в Ярославле установлен памятник этим событиям. По словам самого Амет-Хана, он считал, что совершил в атаке ошибку пилотирования, потеряв свой самолёт, хотя многие лётчики выполняли «таран», сажая свой истребитель сверху на вражеский самолёт и разрушая его с помощью шасси: «Амет-Хан отчётливо понял свою ошибку: если бы таранил сверху, как делают другие, то, глядишь, приземлился бы на своём самолёте»
Спустя несколько дней Амет-Хана пригласили в Ярославль, где городской комитет обороны наградил его именными часами и почётной грамотой при большом стечении народа на Советской площади, на которой был выставлен для всеобщего обозрения «юнкерс». Позже за подвиг, совершённый в небе над Ярославлем, лётчик был награждён орденом Ленина. В 2010 году в Ярославле установлен памятник этим событиям. По словам самого Амет-Хана, он считал, что совершил в атаке ошибку пилотирования, потеряв свой самолёт, хотя многие лётчики выполняли «таран», сажая свой истребитель сверху на вражеский самолёт и разрушая его с помощью шасси: «Амет-Хан отчётливо понял свою ошибку: если бы таранил сверху, как делают другие, то, глядишь, приземлился бы на своём самолёте»
Летом 1942 года Амет-Хан воюет под Воронежем на самолёте Як-1, а с августа 1942 года на самолёте Як-7Б участвует в Сталинградской битве. Здесь он зарекомендовал себя как признанный ас и был включён в состав 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, своеобразной сборной советских лётчиков, созданной для противодействия немецким асам. В состав этой группы, кроме него, вошли признанные асы: будущие дважды Герои Советского Союза Владимир Лавриненков, Алексей Рязанов, Иван Степаненко и будущие Герои Советского Союза Иван Борисов и Борис Ерёмин. Под Сталинградом Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта
Летом 1942 года Амет-Хан воюет под Воронежем на самолёте Як-1, а с августа 1942 года на самолёте Як-7Б участвует в Сталинградской битве. Здесь он зарекомендовал себя как признанный ас и был включён в состав 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, своеобразной сборной советских лётчиков, созданной для противодействия немецким асам. В состав этой группы, кроме него, вошли признанные асы: будущие дважды Герои Советского Союза Владимир Лавриненков, Алексей Рязанов, Иван Степаненко и будущие Герои Советского Союза Иван Борисов и Борис Ерёмин. Под Сталинградом Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта
В октябре 1942 года Амет-Хан Султан становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, в составе которого он воевал до конца войны. За тактику атаки противника с высоты командующий 8-й воздушной армией генерал Т. Т. Хрюкин разрешил Амет-Хану Султану нарисовать на фюзеляже своего самолёта орла
В октябре 1942 года Амет-Хан Султан становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, в составе которого он воевал до конца войны. За тактику атаки противника с высоты командующий 8-й воздушной армией генерал Т. Т. Хрюкин разрешил Амет-Хану Султану нарисовать на фюзеляже своего самолёта орла
После переучивания на «Аэрокобру» он участвует в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточённых воздушных боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма. В январе 1944 года в паре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, Амет-Хан принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолёт «Шторх». После краткого знакомства с кабиной незнакомой для него машины он совершил на ней самостоятельный полёт
После переучивания на «Аэрокобру» он участвует в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточённых воздушных боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма. В январе 1944 года в паре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, Амет-Хан принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолёт «Шторх». После краткого знакомства с кабиной незнакомой для него машины он совершил на ней самостоятельный полёт
Во время отпуска в городе Алупка стал свидетелем депортации крымскотатарского народа 18-20 мая 1944 года. При депортации в присутствии Амет-Хана сотрудниками НКВД был арестован его младший брат Имран, которому вменили обвинение и затем судили военным трибуналом за то, что он являлся членом вспомогательной охранной полиции Schutzmannschaft («Шума»), вовлечённой в военные преступления в концлагере «Красном». Известен также рассказ командира партизанского отряда Николая Дементьева, который был послан для эвакуации семьи Амет-Хана, но семья лётчика отказалась покинуть Крым, после чего партизанский отряд попал в засаду шуцманшафт. Литературная версия драматической встречи Амет-Хана с семьёй в период депортации и известие об аресте Имрана изложены в книге Буты Бутаева, который написал её по личным беседам с самим Амет-Ханом. Литературная версия Буты Бутаева послужила основанием для рассказов, что Амет-Хан смог защитить своих родителей от депортации, что не подтверждается какими-либо документами. На самом деле при депортации не считались семьями крымских татар семьи, где крымская татарка была замужем за представителем другой национальности. Отец Амет-Хана был дагестанцем (лакцем), поэтому семью не депортировали — только Имран ответил за свои действия.
Во время отпуска в городе Алупка стал свидетелем депортации крымскотатарского народа 18-20 мая 1944 года. При депортации в присутствии Амет-Хана сотрудниками НКВД был арестован его младший брат Имран, которому вменили обвинение и затем судили военным трибуналом за то, что он являлся членом вспомогательной охранной полиции Schutzmannschaft («Шума»), вовлечённой в военные преступления в концлагере «Красном». Известен также рассказ командира партизанского отряда Николая Дементьева, который был послан для эвакуации семьи Амет-Хана, но семья лётчика отказалась покинуть Крым, после чего партизанский отряд попал в засаду шуцманшафт. Литературная версия драматической встречи Амет-Хана с семьёй в период депортации и известие об аресте Имрана изложены в книге Буты Бутаева, который написал её по личным беседам с самим Амет-Ханом. Литературная версия Буты Бутаева послужила основанием для рассказов, что Амет-Хан смог защитить своих родителей от депортации, что не подтверждается какими-либо документами. На самом деле при депортации не считались семьями крымских татар семьи, где крымская татарка была замужем за представителем другой национальности. Отец Амет-Хана был дагестанцем (лакцем), поэтому семью не депортировали — только Имран ответил за свои действия.
После отдыха летом 1944 года и перехода на новый истребитель Ла-7, Амет-Хан воюет в Восточной Пруссии, участвует во взятии Берлина
После отдыха летом 1944 года и перехода на новый истребитель Ла-7, Амет-Хан воюет в Восточной Пруссии, участвует во взятии Берлина
Последний свой воздушный бой гвардии майор Амет-Хан Султан провёл 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом «Темпельхоф», сбив «Фокке-Вульф 190». Всего за время войны Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета (из них 70 — на штурмовку живой силы и техники противника), провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1136) командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану присвоено 24 августа 1943 года. Второй медалью «Золотая Звезда» помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Султан награждён 29 июня 1945 года
После окончания войны, по распоряжению Верховного главнокомандующего, все лётчики-асы были направлены на учёбу в академии. С августа 1945 года Амет-Хан — слушатель Военно-воздушной академии в Монино. Но в начале 1946 года лётчик подаёт рапорт, в котором пишет: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учёбы в академии». Его рапорт был удовлетворён, и в апреле 1946 года майор Амет-Хан Султан был уволен в запас
После окончания войны, по распоряжению Верховного главнокомандующего, все лётчики-асы были направлены на учёбу в академии. С августа 1945 года Амет-Хан — слушатель Военно-воздушной академии в Монино. Но в начале 1946 года лётчик подаёт рапорт, в котором пишет: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учёбы в академии». Его рапорт был удовлетворён, и в апреле 1946 года майор Амет-Хан Султан был уволен в запас
Однако лётчик не мог жить без неба и поэтому всеми силами стремился вернуться к лётной профессии. Долгое время это ему не удавалось, Амет-Хан впал в депрессию, злоупотреблял спиртным, начал опускаться. Но благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском
Однако лётчик не мог жить без неба и поэтому всеми силами стремился вернуться к лётной профессии. Долгое время это ему не удавалось, Амет-Хан впал в депрессию, злоупотреблял спиртным, начал опускаться. Но благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском
В июне 1949 года совместно с И. Шелестом на самолёте Ту-2 проводит первую в стране полностью автоматическую дозаправку в воздухе
В июне 1949 года совместно с И. Шелестом на самолёте Ту-2 проводит первую в стране полностью автоматическую дозаправку в воздухе
В конце 1949 года Я. И. Верников и Амет-Хан Султан выполняют первый полёт на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А. И. Микояна И-320 («Р-2») и в 1949—1950 годах проводят его заводские испытания
В конце 1949 года Я. И. Верников и Амет-Хан Султан выполняют первый полёт на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А. И. Микояна И-320 («Р-2») и в 1949—1950 годах проводят его заводские испытания
В 1951—1953 годах Амет-Ханом совместно с С. Н. Анохиным, Ф. И. Бурцевым и В. Г. Павловым были проведены полные испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда КС («Комета»). Самолёт-аналог (его называли К) был предназначен для отработки самолёта-снаряда КС типа «воздух-корабль» в пилотируемом режиме. Аналог подвешивался под самолёт Ту-4КС, самолёт-носитель набирал 3000 метров, после чего отцеплял самолёт-аналог. Уже в свободном падении автоматика включала двигатель, и самолёт-снаряд летел на цель. В ходе испытаний по этой теме Амет-Хан выполнил первый полёт К с земли (4 января 1951 года), первый старт с самолёта-носителя (в мае 1951 года) и большое количество полётов с отцепкой от самолёта-носителя. После одной отцепки двигатель самолёта-снаряда сразу не запустился, и только благодаря выдержке Амет-Хана, не покинувшего машину, а продолжавшего попытки запуска двигателя (которые увенчались успехом лишь у самой земли), опытная машина была спасена
В 1951—1953 годах Амет-Ханом совместно с С. Н. Анохиным, Ф. И. Бурцевым и В. Г. Павловым были проведены полные испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда КС («Комета»). Самолёт-аналог (его называли К) был предназначен для отработки самолёта-снаряда КС типа «воздух-корабль» в пилотируемом режиме. Аналог подвешивался под самолёт Ту-4КС, самолёт-носитель набирал 3000 метров, после чего отцеплял самолёт-аналог. Уже в свободном падении автоматика включала двигатель, и самолёт-снаряд летел на цель. В ходе испытаний по этой теме Амет-Хан выполнил первый полёт К с земли (4 января 1951 года), первый старт с самолёта-носителя (в мае 1951 года) и большое количество полётов с отцепкой от самолёта-носителя. После одной отцепки двигатель самолёта-снаряда сразу не запустился, и только благодаря выдержке Амет-Хана, не покинувшего машину, а продолжавшего попытки запуска двигателя (которые увенчались успехом лишь у самой земли), опытная машина была спасена
За проведение этих испытаний Амет-Хану Султану в 1953 году была присуждена Сталинская премия 2-й степени
За проведение этих испытаний Амет-Хану Султану в 1953 году была присуждена Сталинская премия 2-й степени
Множество полётов были выполнены Амет-Ханом для отработки систем катапультирования из различных самолётов. 12 ноября 1958 года, во время испытаний катапультного кресла для самолётов Су-7 и Су-9 парашютистом-испытателем В. И. Головиным, на самолёте МиГ-15УТИ произошёл взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты. Был пробит топливный бак самолёта, обе кабины были залиты горючим, возникла угроза пожара. В. И. Головин не мог покинуть самолёт из-за деформации катапультного кресла. В этой ситуации Амет-Хан Султан принял решение сажать самолёт. Посадка была выполнена безукоризненно, и жизнь товарища была спасена
Множество полётов были выполнены Амет-Ханом для отработки систем катапультирования из различных самолётов. 12 ноября 1958 года, во время испытаний катапультного кресла для самолётов Су-7 и Су-9 парашютистом-испытателем В. И. Головиным, на самолёте МиГ-15УТИ произошёл взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты. Был пробит топливный бак самолёта, обе кабины были залиты горючим, возникла угроза пожара. В. И. Головин не мог покинуть самолёт из-за деформации катапультного кресла. В этой ситуации Амет-Хан Султан принял решение сажать самолёт. Посадка была выполнена безукоризненно, и жизнь товарища была спасена
В 1956 году вместе с рядом бывших партийных и советских работников Крымской АССР Амет-Хан Султан подписал письмо с просьбой о реабилитации крымских татар, направленное в ЦК КПУ
В 1956 году вместе с рядом бывших партийных и советских работников Крымской АССР Амет-Хан Султан подписал письмо с просьбой о реабилитации крымских татар, направленное в ЦК КПУ
23 сентября 1961 года Амет-Хану Султану было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» (номер знака — 38). За время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов
23 сентября 1961 года Амет-Хану Султану было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» (номер знака — 38). За время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов
В аваицентре в Жуковском летчик пользовался непререкаемым авторитетом
В аваицентре в Жуковском летчик пользовался непререкаемым авторитетом
Жил в городе Жуковский Московской области
Жил в городе Жуковский Московской области
Представители крымских татар в Москве, 1967 г.
Представители крымских татар в Москве, 1967 г.
Встреча прославленного летчика Героя Советского Союза с соотечественниками, находящимися в депортации в Средней Азии, 1968 год. Возможность вернуться в Крым (в отличие от других депортированных народов СССР) крымско-татарский народ получил только в конце 80-х годов
Встреча прославленного летчика Героя Советского Союза с соотечественниками, находящимися в депортации в Средней Азии, 1968 год. Возможность вернуться в Крым (в отличие от других депортированных народов СССР) крымско-татарский народ получил только в конце 80-х годов
Юбилей летчика, 1970 год
Юбилей летчика, 1970 год
Сыновья летчика - Станислав, Арслан.
Сыновья летчика - Станислав, Арслан.
Погиб прославленный летчик как и подобает орлу не на земле, а в небе 1 февраля 1971 года при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя
Погиб прославленный летчик как и подобает орлу не на земле, а в небе 1 февраля 1971 года при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя
Экипаж самолета что погиб вместе с Ахмет-Ханом Султаном
Экипаж самолета что погиб вместе с Ахмет-Ханом Султаном
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище и я видел его могилу на Новодевичьем
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище и я видел его могилу на Новодевичьем
Внучка знаменитого деда Вероника (дочь Станислава).
Внучка знаменитого деда Вероника (дочь Станислава).
Бронзовые бюсты лётчика установлены в его родном городе Алупка, в Махачкале (на проспекте, носящем его имя и напротив здания аэровокзала) и в ауле Цовкра.
В 2007 году в Феодосии на Аллее Героев установлен бюст лётчика.

В 2010 году в Ярославле на проспекте Авиаторов был установлен памятник лётчику.

В 2013 году открыт памятник в Киеве на Аллее Воинской Славы.

В 2015 году памятный знак Амет-хану Султану был открыт в деревне Дымокурцы под Ярославлем на месте его приземления.

8 мая 2015 года открыт памятник в районном центре Кулинского района Дагестана — селе Вачи
Бронзовые бюсты лётчика установлены в его родном городе Алупка, в Махачкале (на проспекте, носящем его имя и напротив здания аэровокзала) и в ауле Цовкра. В 2007 году в Феодосии на Аллее Героев установлен бюст лётчика. В 2010 году в Ярославле на проспекте Авиаторов был установлен памятник лётчику. В 2013 году открыт памятник в Киеве на Аллее Воинской Славы. В 2015 году памятный знак Амет-хану Султану был открыт в деревне Дымокурцы под Ярославлем на месте его приземления. 8 мая 2015 года открыт памятник в районном центре Кулинского района Дагестана — селе Вачи
С 1993 года в Алупке существует этот Музей дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана (с 2001 года — отдел Крымскотатарского музея искусств). Среди экспонатов представлены макеты самолётов времён Великой Отечественной войны, а также послевоенного периода как военной, так и гражданской авиации. На открытой площадке рядом с музеем размещены макет самолёта Ла-5, подаренный после съёмок художественного фильма «Хайтарма», и КС-1
С 1993 года в Алупке существует этот Музей дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана (с 2001 года — отдел Крымскотатарского музея искусств). Среди экспонатов представлены макеты самолётов времён Великой Отечественной войны, а также послевоенного периода как военной, так и гражданской авиации. На открытой площадке рядом с музеем размещены макет самолёта Ла-5, подаренный после съёмок художественного фильма «Хайтарма», и КС-1
В заключение добавлю что охранник в музее - молодой украинец, заведующая  музея и серьезная девушка смотритель в зале - татарки, а экскурсовод - русская. Все это мне рассказал охранник, когда я его спросил. Полный "интернационал".  Однако экскурсии тут не проводятся из-за пандемии и я прошелся по музею один, без экскурсовода. Билет стоит около 100 рублей. Будете в Алупке, посетите музей обязательно. В подготовке материала использованы сведения из Википедии
В заключение добавлю что охранник в музее - молодой украинец, заведующая музея и серьезная девушка смотритель в зале - татарки, а экскурсовод - русская. Все это мне рассказал охранник, когда я его спросил. Полный "интернационал". Однако экскурсии тут не проводятся из-за пандемии и я прошелся по музею один, без экскурсовода. Билет стоит около 100 рублей. Будете в Алупке, посетите музей обязательно. В подготовке материала использованы сведения из Википедии

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому