Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 22:46
Вчера букинг прекратил работу в РФ? А что теперь с незавершённым кешбеком ?
Фотоальбом

Музей мордовской народной культуры

Музей мордовской народной культуры — филиал Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени Эрьзи. Расположен в Саранске.

Музей был открыт в 1999 году.

Располагается музей в здании, являющемся памятником городской архитектуры начала XX века, построенном ещё до Октябрьской революции.
Располагается музей в здании, являющемся памятником городской архитектуры начала XX века, построенном ещё до Октябрьской революции.
Во время Гражданской войны здесь располагался мобилизационный отдел 1-й армии (Восточный фронт РККА), затем в нём находились Дом союзов, больница, Верховный суд Мордовской АССР, правление Мордовского отделения общества «Знание», правление Союза писателей Мордовии, научно-реставрационная мастерская
Во время Гражданской войны здесь располагался мобилизационный отдел 1-й армии (Восточный фронт РККА), затем в нём находились Дом союзов, больница, Верховный суд Мордовской АССР, правление Мордовского отделения общества «Знание», правление Союза писателей Мордовии, научно-реставрационная мастерская
Надпись на мордовском (мокшанском и эрзянском) языках. Мордва́ (мордви́ны, мордо́вцы) — финно-угорский народ, который делится на два субэтноса — мокша и эрзя. Эрзяне и мокшане имеют различное этническое самосознание, имеют свои литературные языки, существенные различия в антропологическом (расовом) типе, расселении, традиционном быте, материальной и духовной культуре
Надпись на мордовском (мокшанском и эрзянском) языках. Мордва́ (мордви́ны, мордо́вцы) — финно-угорский народ, который делится на два субэтноса — мокша и эрзя. Эрзяне и мокшане имеют различное этническое самосознание, имеют свои литературные языки, существенные различия в антропологическом (расовом) типе, расселении, традиционном быте, материальной и духовной культуре
В фондах музея более 3,5 тысяч экспонатов: мордовская национальная одежда, бытовые предметы, сельскохозяйственные орудия, иконы, деревянные скульптуры, книги и фотографии.
В фондах музея более 3,5 тысяч экспонатов: мордовская национальная одежда, бытовые предметы, сельскохозяйственные орудия, иконы, деревянные скульптуры, книги и фотографии.
Имеется несколько тематических залов, в которых посетители могут посмотреть экспонаты, посвящённые сезонным обрядам мордвы, мордовским праздникам, свадебным обычаям, быту мордовских женщин, жизни и воспитанию детей в мордовском селе. В выставочном зале музея регулярно проходят выставки творчества мордовских художников и изделий народного промысла.
Имеется несколько тематических залов, в которых посетители могут посмотреть экспонаты, посвящённые сезонным обрядам мордвы, мордовским праздникам, свадебным обычаям, быту мордовских женщин, жизни и воспитанию детей в мордовском селе. В выставочном зале музея регулярно проходят выставки творчества мордовских художников и изделий народного промысла.
Выше были картина 14-летней девочки из Детской художественной школы
Выше были картина 14-летней девочки из Детской художественной школы
ни мокшане, ни эрзяне мордвой себя не называют — само слово отсутствует в словарях этих народов и имеет грубый, уничижительный оттенок. И главное — отсутствует само понятие „мордовский язык“. Эрзяне и мокшане используют два разных языка, причём эрзяне и мокшане — т. н. „мордва“ — не понимают друг друга
ни мокшане, ни эрзяне мордвой себя не называют — само слово отсутствует в словарях этих народов и имеет грубый, уничижительный оттенок. И главное — отсутствует само понятие „мордовский язык“. Эрзяне и мокшане используют два разных языка, причём эрзяне и мокшане — т. н. „мордва“ — не понимают друг друга
В июле 1928 года на заседании Совета народных комиссаров по вопросу создания Эрзяно-Мокшанского округа Н. Г. Сурдин предложил назвать округ Мордовским, на основании того, что названия народов «мокша» и «эрзя» не на слуху, а «мордва» известно всем русскоговорящим. 16 июля 1928 года Всероссийский ЦИК и Совет Народных Комиссаров приняли решение о создании Мордовского округа в составе Средне-Волжской области. В 1990-е годы обнародована Декларация о государственном суверенитете Мокшанской и Эрзянской Советской Республики, однако переименование республики было отложено
В июле 1928 года на заседании Совета народных комиссаров по вопросу создания Эрзяно-Мокшанского округа Н. Г. Сурдин предложил назвать округ Мордовским, на основании того, что названия народов «мокша» и «эрзя» не на слуху, а «мордва» известно всем русскоговорящим. 16 июля 1928 года Всероссийский ЦИК и Совет Народных Комиссаров приняли решение о создании Мордовского округа в составе Средне-Волжской области. В 1990-е годы обнародована Декларация о государственном суверенитете Мокшанской и Эрзянской Советской Республики, однако переименование республики было отложено
Обычно первым упоминанием экзоэтнонима мордва считается его форма Mordens в итинерарии готского историка Иордана (VI век н. э.). В. В. Напольских при этом замечал, что нельзя быть полностью уверенными, что под иранским экзоэтнонимом mordens in Miscaris скрываются именно мокша и эрзя. В X веке этот экзоэтноним упоминается византийским императором Константином Багрянородным в форме Μορδια в качестве географического названия для локализации одной из пачинакитских (печенежских) фем
Обычно первым упоминанием экзоэтнонима мордва считается его форма Mordens в итинерарии готского историка Иордана (VI век н. э.). В. В. Напольских при этом замечал, что нельзя быть полностью уверенными, что под иранским экзоэтнонимом mordens in Miscaris скрываются именно мокша и эрзя. В X веке этот экзоэтноним упоминается византийским императором Константином Багрянородным в форме Μορδια в качестве географического названия для локализации одной из пачинакитских (печенежских) фем
Мокшанки. Этноним мордва в древнерусских летописях встречается с IX века, а к XII веку относится первое достоверное упоминание этнонима эрзя (персидский государственный деятель Рашид ад-Дин) и этнонима мокши (у фламандского путешественника Вильгельма де Рубрука).

"...К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно: Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Именно Татары вели их вместе с собою до вступления в Германию, поэтому Моксель очень одобряет Германцев, надеясь, что при их посредстве они ещё освободятся от рабства Татар… Среди них живут другие, именуемые Мердас, которых Латины называют Мердинис, и они — Сарацины.
— Гильом де Рубрук".  "Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука...", 1253 год
Мокшанки. Этноним мордва в древнерусских летописях встречается с IX века, а к XII веку относится первое достоверное упоминание этнонима эрзя (персидский государственный деятель Рашид ад-Дин) и этнонима мокши (у фламандского путешественника Вильгельма де Рубрука). "...К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно: Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Именно Татары вели их вместе с собою до вступления в Германию, поэтому Моксель очень одобряет Германцев, надеясь, что при их посредстве они ещё освободятся от рабства Татар… Среди них живут другие, именуемые Мердас, которых Латины называют Мердинис, и они — Сарацины. — Гильом де Рубрук". "Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука...", 1253 год
Наиболее раннее употребление этнонима мордва предположительно фиксируется в трактате «О происхождении и деяниях гетов» готского историка VI века Иордана. В нём среди народов Восточной Европы, которые якобы были покорены Германарихом к 375 году н. э., упоминается народ «морденс», который помимо близкого написания ассоциируется с мордвой
Наиболее раннее употребление этнонима мордва предположительно фиксируется в трактате «О происхождении и деяниях гетов» готского историка VI века Иордана. В нём среди народов Восточной Европы, которые якобы были покорены Германарихом к 375 году н. э., упоминается народ «морденс», который помимо близкого написания ассоциируется с мордвой
Эрзянки. В быту и духовной и бытовой культуре у мокши и эрзя прослеживаются значительные различия, а также наблюдается близость мокши к марийцам, а эрзя - к прибалтийским финнам
Эрзянки. В быту и духовной и бытовой культуре у мокши и эрзя прослеживаются значительные различия, а также наблюдается близость мокши к марийцам, а эрзя - к прибалтийским финнам
Эрзянки. К искусству мордва равнодушнее чуваш и черемис, у которых, например, многие предметы украшаются резьбой; только мордовские женщины не менее заботятся об украшении своего костюма и старательно вышивают свои рубашки и головные уборы. И, конечно, я отметил кучу монет - украшений на груди. Они как сороки. Монеты на груди любят все финно-угорские женщины. И даже в Эстонии и Псковской области
Эрзянки. К искусству мордва равнодушнее чуваш и черемис, у которых, например, многие предметы украшаются резьбой; только мордовские женщины не менее заботятся об украшении своего костюма и старательно вышивают свои рубашки и головные уборы. И, конечно, я отметил кучу монет - украшений на груди. Они как сороки. Монеты на груди любят все финно-угорские женщины. И даже в Эстонии и Псковской области
Эрзяне. Традиционный облик мокшанки подразумевает ношение рубашки и штанов, причём рубашка у неё спускается не до пят, как у эрзянки, а поддерживается у пояса; поверх рубашки эрзянка носит выбитый кафтан (шушпан), похожий на соответственный наряд черемиски. На голове эрзянки носят рогообразные круглые кокошники сороки, а у мокшанок головной убор ближе к черемисскому и заменяется иногда полотенцем или шалью, повязываемой в виде чалмы (головной убор мордовок значительно варьирует в каждой группе по местностям). Мокшанки не носят также «пулая» — назадника, украшенного бисером и длинной бахромой и распространённого у эрзянок.
Эрзяне. Традиционный облик мокшанки подразумевает ношение рубашки и штанов, причём рубашка у неё спускается не до пят, как у эрзянки, а поддерживается у пояса; поверх рубашки эрзянка носит выбитый кафтан (шушпан), похожий на соответственный наряд черемиски. На голове эрзянки носят рогообразные круглые кокошники сороки, а у мокшанок головной убор ближе к черемисскому и заменяется иногда полотенцем или шалью, повязываемой в виде чалмы (головной убор мордовок значительно варьирует в каждой группе по местностям). Мокшанки не носят также «пулая» — назадника, украшенного бисером и длинной бахромой и распространённого у эрзянок.
Почитайте. Очень любопытно
Почитайте. Очень любопытно
До принятия христианства мордовские земледельцы устраивали общественные моления-озксы, которые должны были отблагодарить богов за щедрость в этом году и заручиться их расположением на следующую весну. Главное место в молениях отводилось молодёжному празднику «Дом девичьего пива», продолжавшемуся более недели.
С принятием православия праздник стал приурочиваться к Покрову. Организаторами и главными действующими лицами праздника были девушки, достигшие брачного возраста. Они выбирали распорядительниц – «атаманок», готовили богатое угощение, варили пиво из свежего хмеля – главный атрибут праздника, на который приглашалась вся община, от мала до велика.
До принятия христианства мордовские земледельцы устраивали общественные моления-озксы, которые должны были отблагодарить богов за щедрость в этом году и заручиться их расположением на следующую весну. Главное место в молениях отводилось молодёжному празднику «Дом девичьего пива», продолжавшемуся более недели. С принятием православия праздник стал приурочиваться к Покрову. Организаторами и главными действующими лицами праздника были девушки, достигшие брачного возраста. Они выбирали распорядительниц – «атаманок», готовили богатое угощение, варили пиво из свежего хмеля – главный атрибут праздника, на который приглашалась вся община, от мала до велика.
Предметы связанные с праздником "Пивань кудо". Ритуалы праздника носили и обереговый, и развлекательный характер: девушки, собравшись в поле, благодарили богиню плодородия Норов аву; ходили по утрам провожать за околицу стадо, желая скоту уберечься от хищников и принести своим хозяевам больше молока, шерсти; в обрядовых песнях просили защиты от голода и болезней для всей общины. В то же время «Дом девичьего пива» был настоящим театральным зрелищем с музыкой, танцами, играми, ряжением.
Предметы связанные с праздником "Пивань кудо". Ритуалы праздника носили и обереговый, и развлекательный характер: девушки, собравшись в поле, благодарили богиню плодородия Норов аву; ходили по утрам провожать за околицу стадо, желая скоту уберечься от хищников и принести своим хозяевам больше молока, шерсти; в обрядовых песнях просили защиты от голода и болезней для всей общины. В то же время «Дом девичьего пива» был настоящим театральным зрелищем с музыкой, танцами, играми, ряжением.
 Молодые девушки, которые вышли замуж в течение года после Троицы одевали лучшие наряды, украшали головы венками и проходили по селу.
Молодые девушки, которые вышли замуж в течение года после Троицы одевали лучшие наряды, украшали головы венками и проходили по селу.
 У мордвы сохранились языческие поверья, которые по своей отрывочности и сбивчивости не позволяют восстановить точнее древнюю мордовскую мифологию. Известно, что мордва почитала много пасов (мокш. павас) — богов, ава — духов, отцов, кирьди — хранителей, которые представлялись антропоморфно и отчасти слились с русскими представлениями о домовых, водяных, леших и т. д. Предметами поклонения были также солнце, гром и молния, заря, ветер и т. д. Можно различить следы дуализма — антагонизма между Шкаем (небом) и Шайтаном, которыми созданы, между прочим, Алганжеи (носители болезней). У мордвы сохранились ещё местами моляны — остатки прежних языческих жертвоприношений, отчасти христианские праздники приурочены к ним
У мордвы сохранились языческие поверья, которые по своей отрывочности и сбивчивости не позволяют восстановить точнее древнюю мордовскую мифологию. Известно, что мордва почитала много пасов (мокш. павас) — богов, ава — духов, отцов, кирьди — хранителей, которые представлялись антропоморфно и отчасти слились с русскими представлениями о домовых, водяных, леших и т. д. Предметами поклонения были также солнце, гром и молния, заря, ветер и т. д. Можно различить следы дуализма — антагонизма между Шкаем (небом) и Шайтаном, которыми созданы, между прочим, Алганжеи (носители болезней). У мордвы сохранились ещё местами моляны — остатки прежних языческих жертвоприношений, отчасти христианские праздники приурочены к ним
Эрзянская свадьба. В свадебных обрядах и обычаях мордвы сохранились многие черты старины, отголоски старинного брачного и родового права. В давние времена практиковалось многожёнство. Нередко мальчиков женили на взрослых девушках, чтобы взять в дом работницу
Эрзянская свадьба. В свадебных обрядах и обычаях мордвы сохранились многие черты старины, отголоски старинного брачного и родового права. В давние времена практиковалось многожёнство. Нередко мальчиков женили на взрослых девушках, чтобы взять в дом работницу
Моление о лошадях.  Раськень Озкс.

 О начале Раськень Озкса узнаёт всё селение, ведь праздник начинается протяжным трубным звуком торама, эрзянского музыкального инструмента.

На опушке леса неподалёку от села, рядом с курганом, устанавливается огромная эрзянская свеча. Высота этого воскового изваяния может достигать трёх метров. Рядом с курганом разжигается костёр. Его пламя считается священным, а потому люди поджигают от него родовые свечи, что приносят с собой. 

Жрица, следящая за ходом празднования, вместе со своими помощницами подносит пламя к фитилю главной свечи народа (называется она раськень штатол). Люди кладут дары божествами предкам. В качестве подношений чаще всего используются хлеб и мёд. Кульминационной частью действа становится моление верховному богу-творцу. Но самым ярким моментом праздника остаётся хоровод
Источник: <a rel="nofollow noreferrer noopener" onclick="AddGoToLog(this, '');" href="https://musaget.ru/rasken-ozks-vsenarodnyy-prazdnik-molenie-erzyan" class="ext_link" target="_blank">https://musaget.ru/...</a>
Моление о лошадях. Раськень Озкс. О начале Раськень Озкса узнаёт всё селение, ведь праздник начинается протяжным трубным звуком торама, эрзянского музыкального инструмента. На опушке леса неподалёку от села, рядом с курганом, устанавливается огромная эрзянская свеча. Высота этого воскового изваяния может достигать трёх метров. Рядом с курганом разжигается костёр. Его пламя считается священным, а потому люди поджигают от него родовые свечи, что приносят с собой. Жрица, следящая за ходом празднования, вместе со своими помощницами подносит пламя к фитилю главной свечи народа (называется она раськень штатол). Люди кладут дары божествами предкам. В качестве подношений чаще всего используются хлеб и мёд. Кульминационной частью действа становится моление верховному богу-творцу. Но самым ярким моментом праздника остаётся хоровод Источник: https://musaget.ru/...
Переживанием родового быта является также культ предков, остатки которого можно видеть в подробностях погребальных обычаев, поминок. Интересным является сохранившийся вплоть до XX века обычай при основании нового кладбища первого покойника хоронить стоя и с посохом в руках. После чего его дух становился хозяином погоста (калмонь кирди — «покровитель кладбища» или калмо-ава — «мать кладбища»)
Переживанием родового быта является также культ предков, остатки которого можно видеть в подробностях погребальных обычаев, поминок. Интересным является сохранившийся вплоть до XX века обычай при основании нового кладбища первого покойника хоронить стоя и с посохом в руках. После чего его дух становился хозяином погоста (калмонь кирди — «покровитель кладбища» или калмо-ава — «мать кладбища»)
Атрибуты сельских молений "Радонь штатол" (Родовая свеча). Как раньше, так и в настоящее время с помощью родовой свечи старейшины проводили моления-озксы, просили у Инешкипаза (Верховного Бога эрзян) и Шкая (Верховного Бога мокшан) здоровья, счастья, добра, тёплых дождей, богатого урожая, благополучия и многое другое.
Атрибуты сельских молений "Радонь штатол" (Родовая свеча). Как раньше, так и в настоящее время с помощью родовой свечи старейшины проводили моления-озксы, просили у Инешкипаза (Верховного Бога эрзян) и Шкая (Верховного Бога мокшан) здоровья, счастья, добра, тёплых дождей, богатого урожая, благополучия и многое другое.
Покров баба — обряд, совершаемый мордвой на праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября). Пожилая женщина надевала вывернутую наизнанку шубу, иногда маску (шамафкс — м., чамакс — э.), которая изготавливалась из бумаги или полотна с прорезями для глаз и рта; обувалась в лапти, на шею вешала пучок пеньки, из неё же делала бороду. Покров баба «объезжала» на метле все дома селения, проводила ею по стенам и потолку, как бы выметая из жилища тараканов и сверчков. В некоторых местах она «ездила» на палке, используя для выметания банный веник. Им же она наказывала непослушных детей и ленивых женщин.
Покров баба — обряд, совершаемый мордвой на праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября). Пожилая женщина надевала вывернутую наизнанку шубу, иногда маску (шамафкс — м., чамакс — э.), которая изготавливалась из бумаги или полотна с прорезями для глаз и рта; обувалась в лапти, на шею вешала пучок пеньки, из неё же делала бороду. Покров баба «объезжала» на метле все дома селения, проводила ею по стенам и потолку, как бы выметая из жилища тараканов и сверчков. В некоторых местах она «ездила» на палке, используя для выметания банный веник. Им же она наказывала непослушных детей и ленивых женщин.
Уже в первой половине XVII века мокшане и эрзяне переселяются за Волгу, а в XVIII веке широко расселяются по Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниям.

Оставшиеся на прежних местах жители постепенно подвергались обрусению, в основном из-за насильственного массового крещения (особенно в середине XVIII века). Новообращённые часто не понимали новой религии, а ревностные язычники срывали с себя кресты и уничтожали иконы; тогда против них отправлялись войска, и виновные жестоко наказывались, в частности приговаривались за святотатство к сожжению. Попытки воскресить «старую веру», хотя и в иной, проникнутой уже христианскими понятиями форме, повторились у эрзян в начале XIX века, приведя к крестьянским волнениям среди терюхан («Кузя-бог»)
Уже в первой половине XVII века мокшане и эрзяне переселяются за Волгу, а в XVIII веке широко расселяются по Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниям. Оставшиеся на прежних местах жители постепенно подвергались обрусению, в основном из-за насильственного массового крещения (особенно в середине XVIII века). Новообращённые часто не понимали новой религии, а ревностные язычники срывали с себя кресты и уничтожали иконы; тогда против них отправлялись войска, и виновные жестоко наказывались, в частности приговаривались за святотатство к сожжению. Попытки воскресить «старую веру», хотя и в иной, проникнутой уже христианскими понятиями форме, повторились у эрзян в начале XIX века, приведя к крестьянским волнениям среди терюхан («Кузя-бог»)
За Волгой ассимиляция шла медленнее, чем на исконных землях мордвы. В то же время среди эрзян получают распространение православные секты «Людей Божиих», «Собеседников», «Молокан» и др. Селения утеряли свои прежние названия и их нельзя отличить от русских. Самобытность мокшан сохранилась на севере Пензенской губернии, в Краснослободском, Наровчатском и Инсарском уездах; но и здесь группы их селений подвергаются внешнему влиянию, чему благоприятствуют улучшение путей сообщения, вырубка лесов, отхожие промыслы и распространение школ.
За Волгой ассимиляция шла медленнее, чем на исконных землях мордвы. В то же время среди эрзян получают распространение православные секты «Людей Божиих», «Собеседников», «Молокан» и др. Селения утеряли свои прежние названия и их нельзя отличить от русских. Самобытность мокшан сохранилась на севере Пензенской губернии, в Краснослободском, Наровчатском и Инсарском уездах; но и здесь группы их селений подвергаются внешнему влиянию, чему благоприятствуют улучшение путей сообщения, вырубка лесов, отхожие промыслы и распространение школ.
Все скульптуры на фото выше не глиняные, а деревянные
Все скульптуры на фото выше не глиняные, а деревянные
Роштувань куд — (мокшанское), Роштовань кудо (эрзянское) («Рождественский дом»), национальный земледельческий праздник плодородия, приуроченный к зимнему солнцевороту. Праздник начинался вечером, в сочельник, продолжался 10—14 ночей. Его обрядовые действа посвящались духам-покровителям домашних животных, птиц, пчёл, злаков и священных деревьев. Колядующим парням и девушкам жители села делали пожертвования в виде продуктов и денег, которыми первые расплачивались за предоставляемый для проведения обряда дом. По народным поверьям, чем больше людей сходилось в нём, тем действеннее становились просьбы к покровителям. Поэтому хозяева считали за честь и хорошим предзнаменованием выбор их дома. Магическое значение придавалось праздничным нарядам. Приходить сюда небрежно одетым было плохой приметой. Во время праздника девушки менялись одеждой.
Роштувань куд — (мокшанское), Роштовань кудо (эрзянское) («Рождественский дом»), национальный земледельческий праздник плодородия, приуроченный к зимнему солнцевороту. Праздник начинался вечером, в сочельник, продолжался 10—14 ночей. Его обрядовые действа посвящались духам-покровителям домашних животных, птиц, пчёл, злаков и священных деревьев. Колядующим парням и девушкам жители села делали пожертвования в виде продуктов и денег, которыми первые расплачивались за предоставляемый для проведения обряда дом. По народным поверьям, чем больше людей сходилось в нём, тем действеннее становились просьбы к покровителям. Поэтому хозяева считали за честь и хорошим предзнаменованием выбор их дома. Магическое значение придавалось праздничным нарядам. Приходить сюда небрежно одетым было плохой приметой. Во время праздника девушки менялись одеждой.
Затем исполнялись протяжные молебные песни (шкайморот — мокшанские, пазморот — эрзянские), обращенные к духам-покровителям с просьбой о ниспослании обильного урожая, увеличении семьи и приплода домашних животных. Их поэтические тексты представляли собой лаконичные формулы традиционных заговоров. Во многих сёлах первая ночь в доме посвящалась духу — покровителю свиней. Под или после пения молебных песен старикам и пастухам подавали обрядовую еду — варёную свинину, старейшему (озатя — мокшанское, эрзянское) — голову свиньи. Плясавшим девушкам оказывали почести и уважение: дома в период праздника их старались кормить лучше, освобождали от работы. Характерными были ритуальные пляски с поднятыми вверх руками, символизировавшие дерево и обращение к солнцу. Наигрыши и пляски чередовались с плясовыми песнями, загадками стариков на аграрные темы (реликт архаичного обряда инициаций), развёрнутыми диалогами присутствовавших с ряжеными, которым, по традиции, можно было исполнять песни и разыгрывать сцены эротического характера (функция — плодородие). Обычай снимать избы на время праздника существовал в мордовских сёлах до 1950-х гг.
Затем исполнялись протяжные молебные песни (шкайморот — мокшанские, пазморот — эрзянские), обращенные к духам-покровителям с просьбой о ниспослании обильного урожая, увеличении семьи и приплода домашних животных. Их поэтические тексты представляли собой лаконичные формулы традиционных заговоров. Во многих сёлах первая ночь в доме посвящалась духу — покровителю свиней. Под или после пения молебных песен старикам и пастухам подавали обрядовую еду — варёную свинину, старейшему (озатя — мокшанское, эрзянское) — голову свиньи. Плясавшим девушкам оказывали почести и уважение: дома в период праздника их старались кормить лучше, освобождали от работы. Характерными были ритуальные пляски с поднятыми вверх руками, символизировавшие дерево и обращение к солнцу. Наигрыши и пляски чередовались с плясовыми песнями, загадками стариков на аграрные темы (реликт архаичного обряда инициаций), развёрнутыми диалогами присутствовавших с ряжеными, которым, по традиции, можно было исполнять песни и разыгрывать сцены эротического характера (функция — плодородие). Обычай снимать избы на время праздника существовал в мордовских сёлах до 1950-х гг.
В XIX веке исследователи отмечали, что мордва живёт лучше других народностей в тех же местностях; в Саратовской губернии, например, задолженность её меньше, чем чуваш, русских и татар. Во внешнем быту мордвы, её жилищах, способах земледелия и т. д. сохранилось мало оригинального, хотя в старину мордовские селения и избы отличались от русских большей разбросанностью и постановкой избы посреди двора или, если и на улицу, то окнами только в сторону двора. К специально-мордовским промыслам принадлежат в некоторых местностях, производства поташа, конопляного масла, домашних сукон (любимый цвет мордвы — белый).
В XIX веке исследователи отмечали, что мордва живёт лучше других народностей в тех же местностях; в Саратовской губернии, например, задолженность её меньше, чем чуваш, русских и татар. Во внешнем быту мордвы, её жилищах, способах земледелия и т. д. сохранилось мало оригинального, хотя в старину мордовские селения и избы отличались от русских большей разбросанностью и постановкой избы посреди двора или, если и на улицу, то окнами только в сторону двора. К специально-мордовским промыслам принадлежат в некоторых местностях, производства поташа, конопляного масла, домашних сукон (любимый цвет мордвы — белый).
Сундук-ларь для хранения одежды
Сундук-ларь для хранения одежды
Лапти с деревянными колодками для хождения в непогоду по мокрому лесу
Лапти с деревянными колодками для хождения в непогоду по мокрому лесу
Костюм невесты эрзянки
Костюм невесты эрзянки
Деревянная соломорезка
Деревянная соломорезка
Костюм женщины мокшанки
Костюм женщины мокшанки
Костюм женщины эрзянки
Костюм женщины эрзянки
Девочки деревни Дранкино на тамбовщине. Начало 20-го века
Девочки деревни Дранкино на тамбовщине. Начало 20-го века
Атрибуты связанные с купанием и пеленанием мордовских детей.
Атрибуты связанные с купанием и пеленанием мордовских детей.
Костюмы мордовских мальчиков
Костюмы мордовских мальчиков
Мордовские игрушки
Мордовские игрушки
В эрзянских селениях особо было развито черничество. Чернички — это молодые девушки с некоторым прошлым, покрывшиеся чёрным платком и навсегда отказавшиеся от замужества; они запираются в кельях, чтобы молиться и читать богоугодные книги. Однако у мордвы черники не пользуются лестной репутацией. Среди них выходили проповедники новых учений, поскольку сектантство очень было распространено среди мордвы
В эрзянских селениях особо было развито черничество. Чернички — это молодые девушки с некоторым прошлым, покрывшиеся чёрным платком и навсегда отказавшиеся от замужества; они запираются в кельях, чтобы молиться и читать богоугодные книги. Однако у мордвы черники не пользуются лестной репутацией. Среди них выходили проповедники новых учений, поскольку сектантство очень было распространено среди мордвы
Выставка художника Нордзина - отца женщины смотрителя одного из залов музея. В подготовке материала использованы сведения из Википедии
Выставка художника Нордзина - отца женщины смотрителя одного из залов музея. В подготовке материала использованы сведения из Википедии

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании Туров на Travelata.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому