Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 17:48
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?
Фотоальбом

Мордовский музей имени С. Д. Эрьзи. Часть 2 (творчество Эрьзи и Сычкова)

Мордо́вский республика́нский музе́й изобрази́тельных иску́сств и́мени С. Д. Э́рьзи — музей в городе Саранске, научно-исследовательское, научно-просветительское учреждение Поволжья.

Мордовский республиканский музей изобразительных искусств является обладателем самого крупного в мире собрания произведений выдающегося скульптора XX века Степана Дмитриевича Эрьзи (более 200 работ). Степан Дмитриевич родился 27 октября (8 ноября) 1876 года в эрзянском селе Баево Алатырского уезда Симбирской губернии в семье крестьянина. С 1902 по 1906 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Сергея Волнухина и Павла Трубецкого.
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств является обладателем самого крупного в мире собрания произведений выдающегося скульптора XX века Степана Дмитриевича Эрьзи (более 200 работ). Степан Дмитриевич родился 27 октября (8 ноября) 1876 года в эрзянском селе Баево Алатырского уезда Симбирской губернии в семье крестьянина. С 1902 по 1906 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Сергея Волнухина и Павла Трубецкого.
С 1906 по 1914 год скульптор жил в Италии и Франции. Мастер создал здесь произведения «Тоска» (1908), «Тюремный священник», «Последняя ночь» (1909), «Каменный век» (1911), «Марта» (1912). Участвуя в международных выставках в Венеции и Милане (1909), выставке «Осенний салон» в Париже (1912), получил мировое признание
С 1906 по 1914 год скульптор жил в Италии и Франции. Мастер создал здесь произведения «Тоска» (1908), «Тюремный священник», «Последняя ночь» (1909), «Каменный век» (1911), «Марта» (1912). Участвуя в международных выставках в Венеции и Милане (1909), выставке «Осенний салон» в Париже (1912), получил мировое признание
 В этот период своего творчества мастер стоял на пути революционного обновления искусства скульптуры, опираясь на достижения мирового искусства и народное творчество эрзянского народа. Автопортрет
В этот период своего творчества мастер стоял на пути революционного обновления искусства скульптуры, опираясь на достижения мирового искусства и народное творчество эрзянского народа. Автопортрет
Новый этап в развитии искусства Эрьзи начинается после Октябрьской революции 1917 года.
Новый этап в развитии искусства Эрьзи начинается после Октябрьской революции 1917 года.
Послереволюционное десятилетие стало одним из самых трудных в жизни Эрьзи, полным неожиданных поворотов и потрясений. Он с надеждой принял революцию и с энтузиазмом включился в Ленинский план монументальной пропаганды. Эрьзя вспоминает далее о том, что собственное мнение и свою позицию в искусстве он отстаивал перед любой властью. На Урале ему пришлось пережить наступление Колчака. И, может быть, только потому, что он не был облечён никакими правами, никакими полномочиями, он остался жив. Эрьзя вспоминает, что белые его знали, «…ценили мои произведения, меня самого, несмотря на то, что я резко защищал красных от обвинений белых…». Он также говорил, что в революционную эпоху, когда господствовала анархия, «… были те, кто разрушал, чтобы только разрушить… но были и люди высокой культуры, например Луначарский»
Послереволюционное десятилетие стало одним из самых трудных в жизни Эрьзи, полным неожиданных поворотов и потрясений. Он с надеждой принял революцию и с энтузиазмом включился в Ленинский план монументальной пропаганды. Эрьзя вспоминает далее о том, что собственное мнение и свою позицию в искусстве он отстаивал перед любой властью. На Урале ему пришлось пережить наступление Колчака. И, может быть, только потому, что он не был облечён никакими правами, никакими полномочиями, он остался жив. Эрьзя вспоминает, что белые его знали, «…ценили мои произведения, меня самого, несмотря на то, что я резко защищал красных от обвинений белых…». Он также говорил, что в революционную эпоху, когда господствовала анархия, «… были те, кто разрушал, чтобы только разрушить… но были и люди высокой культуры, например Луначарский»
 В поисках материала, лучших условий для работы и с желанием учить мастерству скульптуры новое поколение, он ездил по стране: с 1918 по 1921 год Эрьзя жил на Урале (в селе Мраморском и Екатеринбурге), с 1921 по 1922 год — в Новороссийске, Батуми (1922), Баку (1923—1925). За этот короткий период им был создан ряд монументальных произведений
В поисках материала, лучших условий для работы и с желанием учить мастерству скульптуры новое поколение, он ездил по стране: с 1918 по 1921 год Эрьзя жил на Урале (в селе Мраморском и Екатеринбурге), с 1921 по 1922 год — в Новороссийске, Батуми (1922), Баку (1923—1925). За этот короткий период им был создан ряд монументальных произведений
«Жертвы революции 1905 года» (1926)
«Жертвы революции 1905 года» (1926)
Женская фигура (Утро), 1926 год
Женская фигура (Утро), 1926 год
"Ева". На Урале и на Кавказе скульптор создал десятки произведений, в которых образы революционного народа и его вождей героизированы в духе классицистической традиции. Зритель, однако, не был готов воспринимать обнаженным «Великого кузнеца мира» и тем более произведения на библейские темы, — например, знаменитую «Еву» (1919) или барельеф «Иоанн Креститель» (1919), которые скульптор продолжал создавать, как бы не ведая никаких запретов. Со временем взаимодействия с властью осложнились тем, что главенствующее положение в культурной политике заняли представители левых течений в искусстве, отношение которых к творчеству Эрьзи было негативным. Только 30 лет спустя, в Аргентине, Эрьзя рассказал о пережитом в те годы Л. Орсетти:

«	Повсюду господствовали футуристы… В Екатеринбурге я видел, как футуристы уничтожили произведения искусства, которые были плохими по их мнению… и в музеях, и то, что дарили в музей коллекционеры произведений искусства, владельцы магазинов… В Екатеринбурге сожгли даже большую библиотеку….	»
"Ева". На Урале и на Кавказе скульптор создал десятки произведений, в которых образы революционного народа и его вождей героизированы в духе классицистической традиции. Зритель, однако, не был готов воспринимать обнаженным «Великого кузнеца мира» и тем более произведения на библейские темы, — например, знаменитую «Еву» (1919) или барельеф «Иоанн Креститель» (1919), которые скульптор продолжал создавать, как бы не ведая никаких запретов. Со временем взаимодействия с властью осложнились тем, что главенствующее положение в культурной политике заняли представители левых течений в искусстве, отношение которых к творчеству Эрьзи было негативным. Только 30 лет спустя, в Аргентине, Эрьзя рассказал о пережитом в те годы Л. Орсетти: « Повсюду господствовали футуристы… В Екатеринбурге я видел, как футуристы уничтожили произведения искусства, которые были плохими по их мнению… и в музеях, и то, что дарили в музей коллекционеры произведений искусства, владельцы магазинов… В Екатеринбурге сожгли даже большую библиотеку…. »
"Танец (Балерина)". Говоря о трудностях, которые испытывали скульпторы в послереволюционной России, Яков Тугендхольд отмечал, прежде всего, трудности материального характера — отсутствие отапливаемых мастерских, хороших материалов, дорогостоящие натуры. Эти трудности Эрьзя умел преодолевать, хотя их решение стоило ему очень больших материальных затрат. Главным препятствием в творчестве стали требования критики творить в духе революционного позитивизма, чтобы искусство приносило пользу в деле строительства нового мира. Эрьзя испытывал настоящий творческий кризис. Он пишет с Урала своему другу Г. Сутееву:

«	Неужели мне не дадут работать, где возможно. Просто мне опротивела вся жизнь; я прихожу временами в отчаяние… Такой жалкой жизнью жить не стоит, а, главное, не могу работать, а без скульптуры мне нет жизни.	»
"Танец (Балерина)". Говоря о трудностях, которые испытывали скульпторы в послереволюционной России, Яков Тугендхольд отмечал, прежде всего, трудности материального характера — отсутствие отапливаемых мастерских, хороших материалов, дорогостоящие натуры. Эти трудности Эрьзя умел преодолевать, хотя их решение стоило ему очень больших материальных затрат. Главным препятствием в творчестве стали требования критики творить в духе революционного позитивизма, чтобы искусство приносило пользу в деле строительства нового мира. Эрьзя испытывал настоящий творческий кризис. Он пишет с Урала своему другу Г. Сутееву: « Неужели мне не дадут работать, где возможно. Просто мне опротивела вся жизнь; я прихожу временами в отчаяние… Такой жалкой жизнью жить не стоит, а, главное, не могу работать, а без скульптуры мне нет жизни. »
"Леда и лебедь". Эмиграция была для Эрьзи вполне осознанным, хотя и трудным решением. С одобрения Луначарского осенью 1926 года Эрьзя уезжает в Париж в командировку для устройства своей персональной выставки. Однако он остаётся там почти на полгода, так как, кроме персональной, участвует ещё в IV выставке «Художественный мир» в Салоне Независимых. Обе выставки прошли успешно и принесли Эрьзе значительные средства. Получив приглашение устроить выставку в Монтевидео, он уезжает в Латинскую Америку и в результате в 1927 году поселяется в Аргентине.
"Леда и лебедь". Эмиграция была для Эрьзи вполне осознанным, хотя и трудным решением. С одобрения Луначарского осенью 1926 года Эрьзя уезжает в Париж в командировку для устройства своей персональной выставки. Однако он остаётся там почти на полгода, так как, кроме персональной, участвует ещё в IV выставке «Художественный мир» в Салоне Независимых. Обе выставки прошли успешно и принесли Эрьзе значительные средства. Получив приглашение устроить выставку в Монтевидео, он уезжает в Латинскую Америку и в результате в 1927 году поселяется в Аргентине.
Иоанн Креститель, 1928 год. Дерево (Кембрачо)
Иоанн Креститель, 1928 год. Дерево (Кембрачо)
"Александр Невский". Дерево (Кебрачо), 1931 год.
"Александр Невский". Дерево (Кебрачо), 1931 год.
"Моисей", 1932 год. Дерево (Альгарробо). С 1927 по 1950 год скульптор работал в Аргентине. Европейская известность позволяла ему надеяться, что в Новом Свете тоже можно добиться успеха. После парижской выставки Эрьзя привёз в Аргентину 30 своих работ с намерением показать их публике. Сразу же по прибытии скульптора в Аргентину, ведущие газеты Буэнос-Айреса опубликовали на видных местах большие статьи о творчестве, снабжая их репродукциями произведений мастера. Подчёркивается известность Эрьзи в Европе и сложности его отношений с новой властью в России. Так, местная газета на немецком языке «Deutsche la Plata Zeitung» считает, что сильная личность скульптора не восприняла ничего из революционного духа, но со своей страстью и темпераментом воплощает в пластике общечеловеческие идеалы.
"Моисей", 1932 год. Дерево (Альгарробо). С 1927 по 1950 год скульптор работал в Аргентине. Европейская известность позволяла ему надеяться, что в Новом Свете тоже можно добиться успеха. После парижской выставки Эрьзя привёз в Аргентину 30 своих работ с намерением показать их публике. Сразу же по прибытии скульптора в Аргентину, ведущие газеты Буэнос-Айреса опубликовали на видных местах большие статьи о творчестве, снабжая их репродукциями произведений мастера. Подчёркивается известность Эрьзи в Европе и сложности его отношений с новой властью в России. Так, местная газета на немецком языке «Deutsche la Plata Zeitung» считает, что сильная личность скульптора не восприняла ничего из революционного духа, но со своей страстью и темпераментом воплощает в пластике общечеловеческие идеалы.
"Аргентинка", 1941 год. Дерево (Кебрачо). лова скульптора о том, что русская революция не вдохнула в искусство новые формы, были вынесены в заголовок статьи. Газеты называют Эрьзю странником, а его жизнь — загадочной. Сразу же в некую причинную связь были поставлены обстоятельства его жизни, его происхождение и творчество.

Возникла почти легенда, устойчивый образ удивительного мастера, который некогда был «hombre de la vaca» — пастухом, что вызывало особую симпатию к скульптору как к человеку.
"Аргентинка", 1941 год. Дерево (Кебрачо). лова скульптора о том, что русская революция не вдохнула в искусство новые формы, были вынесены в заголовок статьи. Газеты называют Эрьзю странником, а его жизнь — загадочной. Сразу же в некую причинную связь были поставлены обстоятельства его жизни, его происхождение и творчество. Возникла почти легенда, устойчивый образ удивительного мастера, который некогда был «hombre de la vaca» — пастухом, что вызывало особую симпатию к скульптору как к человеку.
"Испанка", 1942 год. Кебрачо. Персональная выставка 1927 года была явлением новым для аргентинской скульптуры. Среди произведений, представленных на ней, соседствовали выполненные в рост фигуры революционных рабочих со знаменами, «Расстрел» и обнажённая женская натура — «Танец», «Во сне», «Леда и лебедь», «Ева», монументальные и лирические камерные портреты. Перешагнув порог своего пятидесятилетия, Эрьзя предстал перед зрителем во всей полноте своего человеческого опыта, сложности и глубины переживаний.
"Испанка", 1942 год. Кебрачо. Персональная выставка 1927 года была явлением новым для аргентинской скульптуры. Среди произведений, представленных на ней, соседствовали выполненные в рост фигуры революционных рабочих со знаменами, «Расстрел» и обнажённая женская натура — «Танец», «Во сне», «Леда и лебедь», «Ева», монументальные и лирические камерные портреты. Перешагнув порог своего пятидесятилетия, Эрьзя предстал перед зрителем во всей полноте своего человеческого опыта, сложности и глубины переживаний.
Первый поцелуй, 1940 год. Дерево (Кебрачо). Здесь впервые в скульптуре использовал южноамериканские породы деревьев. Многие пластические приёмы работы с ними были подсказаны мастеру резными деталями эрзянских изб, затейливым орнаментом деревянных долбленных традиционных сундуков — парей, предметов домашней утвари. Огромное воздействие на Эрьзю оказала сельва: он бывал в лесах Чако, в провинции Мисьонес, где велась разработка особо ценных пород древесины — альгарробо, урундай, кебрачо.
Первый поцелуй, 1940 год. Дерево (Кебрачо). Здесь впервые в скульптуре использовал южноамериканские породы деревьев. Многие пластические приёмы работы с ними были подсказаны мастеру резными деталями эрзянских изб, затейливым орнаментом деревянных долбленных традиционных сундуков — парей, предметов домашней утвари. Огромное воздействие на Эрьзю оказала сельва: он бывал в лесах Чако, в провинции Мисьонес, где велась разработка особо ценных пород древесины — альгарробо, урундай, кебрачо.
"Портрет боливийца", 1945 год. Дерево (Кебрачо). Скульптор не только стал покорителем кебрачо, как писала о нём аргентинская пресса, но и сделал зарисовки типов местного индейского населения; видел остатки древних поселений гуарани; не боялся путешествовать верхом и на лодках. Эрьзя трижды побывал в сельве в 1929 году, когда ему было 54 года, в 1937 году — в возрасте 62 года и в 1941 году — в 66 лет.
"Портрет боливийца", 1945 год. Дерево (Кебрачо). Скульптор не только стал покорителем кебрачо, как писала о нём аргентинская пресса, но и сделал зарисовки типов местного индейского населения; видел остатки древних поселений гуарани; не боялся путешествовать верхом и на лодках. Эрьзя трижды побывал в сельве в 1929 году, когда ему было 54 года, в 1937 году — в возрасте 62 года и в 1941 году — в 66 лет.
"Танец", 1948 год. Дерево (Кебрачо). Для постижения культуры Аргентины и традиций её народа каждая из этих длительных поездок имела огромное значение. Образ жизни индейцев сельвы, их верования и искусство, языческое по своей сути, привлекало Эрьзю. Это также сближало его с самыми значимыми тенденциями становящейся художественной культуры Аргентины. В лесах Гран Чако скульптор нашёл материал, заметно изменивший все его искусство. Он возвращается с целым запасом древесины кебрачо, которая покорила его своей плотностью, выразительной текстурой, многообразием природных окрасок — от белого и золотистого до тёмного, коричневого с красноватым оттенком. Тайны обработки этого дерева, которое даже индейцы называли «Ломай топор!», ему ещё предстояло открыть.
"Танец", 1948 год. Дерево (Кебрачо). Для постижения культуры Аргентины и традиций её народа каждая из этих длительных поездок имела огромное значение. Образ жизни индейцев сельвы, их верования и искусство, языческое по своей сути, привлекало Эрьзю. Это также сближало его с самыми значимыми тенденциями становящейся художественной культуры Аргентины. В лесах Гран Чако скульптор нашёл материал, заметно изменивший все его искусство. Он возвращается с целым запасом древесины кебрачо, которая покорила его своей плотностью, выразительной текстурой, многообразием природных окрасок — от белого и золотистого до тёмного, коричневого с красноватым оттенком. Тайны обработки этого дерева, которое даже индейцы называли «Ломай топор!», ему ещё предстояло открыть.
В 1950 году получил разрешение советского руководства на возвращение в СССР и в 1951 приехал на родину, привезя огромную коллекцию своих работ (180 скульптур из дерева, гипса, бронзы, мрамора — общей массой 175 тонн).
В 1950 году получил разрешение советского руководства на возвращение в СССР и в 1951 приехал на родину, привезя огромную коллекцию своих работ (180 скульптур из дерева, гипса, бронзы, мрамора — общей массой 175 тонн).
"Любовь". Дерево (Альгарробо). 1955 год. По возвращении художника в СССР правительство выделило ему мастерскую в Москве в районе Сокола — Песчаных улиц в подвале, где Эрьзя работал и устроил постоянную выставку своих работ. Чтобы посетить её, нужно было всегда отстоять длинную очередь. Автор, с редкой длинной бородой, как правило, сам провожал посетителей по подвалу.
"Любовь". Дерево (Альгарробо). 1955 год. По возвращении художника в СССР правительство выделило ему мастерскую в Москве в районе Сокола — Песчаных улиц в подвале, где Эрьзя работал и устроил постоянную выставку своих работ. Чтобы посетить её, нужно было всегда отстоять длинную очередь. Автор, с редкой длинной бородой, как правило, сам провожал посетителей по подвалу.
В 1956 году Эрьзя был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Художник скончался в Москве 24 ноября 1959 года. Похоронен в Саранске.  Посмертный слепок руки мастера
В 1956 году Эрьзя был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Художник скончался в Москве 24 ноября 1959 года. Похоронен в Саранске. Посмертный слепок руки мастера
В музее собраны также коллекции работ народного художника Мордовии, заслуженного деятеля искусств РСФСР Ф. В. Сычкова и академика портретной живописи И. К. Макарова. Оба они, как и С. Д. Эрьзя, — уроженцы Мордовии.
В музее собраны также коллекции работ народного художника Мордовии, заслуженного деятеля искусств РСФСР Ф. В. Сычкова и академика портретной живописи И. К. Макарова. Оба они, как и С. Д. Эрьзя, — уроженцы Мордовии.
Сбор вишни, 1930 год
Сбор вишни, 1930 год
Возвращение с сенокоса, 1911 год
Возвращение с сенокоса, 1911 год
Эрзянка, 1952 год
Эрзянка, 1952 год
Праздничный день
Праздничный день
Трудный переход, 1912 год
Трудный переход, 1912 год
Рим. Развалины, 1908 год
Рим. Развалины, 1908 год
Форнарина. Копия с картины Рафаэля., 1908 год
Форнарина. Копия с картины Рафаэля., 1908 год
Колизей, 1908 год
Колизей, 1908 год
Хрстославы, 1935 год
Хрстославы, 1935 год
С гор, 1910 год
С гор, 1910 год
Собираются в гости, 1940 год
Собираются в гости, 1940 год
Портрет В. Г. Кляйкиной, 1948 год
Портрет В. Г. Кляйкиной, 1948 год
Под рябиновым кустом, 1934 год
Под рябиновым кустом, 1934 год
Школьница-отличница, 1934 год
Школьница-отличница, 1934 год
Выходной день в колхозе
Выходной день в колхозе
Трактористки - мордовки, 1938 год
Трактористки - мордовки, 1938 год
Молодая, 1925 год
Молодая, 1925 год
Праздничный день, 1928 год
Праздничный день, 1928 год
Колхозный базар, 1936 год
Колхозный базар, 1936 год
Девушка в синем платке, 1935 год
Девушка в синем платке, 1935 год
Учительница - мордовка, 1937 год
Вядосвятие, 1916 год
Вядосвятие, 1916 год
Праздничный день. Подруги. Зима. 1941 год
Праздничный день. Подруги. Зима. 1941 год
Портрет в черном
Портрет в черном
Мяльщицы льна, 1905 год
Мяльщицы льна, 1905 год
Касаткин Н. А. "Константинополь. Святая София", 1910 год.  Любопытно что через сто лет Святыня Византии вновь недавно приобрела этот же исламский облик
Касаткин Н. А. "Константинополь. Святая София", 1910 год. Любопытно что через сто лет Святыня Византии вновь недавно приобрела этот же исламский облик
Коровин К. А. "Гурзуф", 1911 год
Коровин К. А. "Гурзуф", 1911 год
Творчество Ивана Макарова
Творчество Ивана Макарова
Портрет семьи Черемисиновых, 1882 год.
Портрет семьи Черемисиновых, 1882 год.
Две молодые мордовки, 1941 год. В подготовке материала использованы сведения из Википедии
Две молодые мордовки, 1941 год. В подготовке материала использованы сведения из Википедии

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому