Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 19:32
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?
Фотоальбом

В гости к М. Ю. Лермонтову в Тарханы на Рождество. Часть 1. «Герой того времени…»

STF-L09
14 36
Лермонтово — Россия Январь 2020

Тарханы — это уголок в глубине России, имеющий притягательную силу «культурного гнезда». Здесь, в имении своей бабушки Е. А. Арсеньевой, провел половину жизни великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841). Тарханы навсегда остались для него страной, где душа «чудесного искала»…

Тарха́ны — российский государственный музей-заповедник федерального значения, усадьба конца XVIII — начала XIX века, одно из наиболее известных лермонтовских мест России. Усадьба любимой бабушки поэта, Елизаветы Арсеньевой, урождённой Столыпиной. В Тарханах Лермонтов провёл свои детские годы. Усадьба расположена в селе Лермонтово (ранее это село называлось «Тарханы») Белинского района Пензенской области.

Официальное название — Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Лермонтовский музей-заповедник „Тарханы“».
Тарха́ны — российский государственный музей-заповедник федерального значения, усадьба конца XVIII — начала XIX века, одно из наиболее известных лермонтовских мест России. Усадьба любимой бабушки поэта, Елизаветы Арсеньевой, урождённой Столыпиной. В Тарханах Лермонтов провёл свои детские годы. Усадьба расположена в селе Лермонтово (ранее это село называлось «Тарханы») Белинского района Пензенской области. Официальное название — Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Лермонтовский музей-заповедник „Тарханы“».
Мы приехали сюда на автобусе по пути из Пензы в Тамбов, в полдень на Рождество 7 января 2021 года. В этом году исполняется 180 лет со дня гибели поэта. От Пензы сюда пару часов на автобусе, из Тамбова - четыре. Автобус Пенза-Тамбов останавливается на трассе и до села Лермонтово надо прошагать около километра от трассы.
Мы приехали сюда на автобусе по пути из Пензы в Тамбов, в полдень на Рождество 7 января 2021 года. В этом году исполняется 180 лет со дня гибели поэта. От Пензы сюда пару часов на автобусе, из Тамбова - четыре. Автобус Пенза-Тамбов останавливается на трассе и до села Лермонтово надо прошагать около километра от трассы.
В первый комплекс входят: Барский дом (восстановлен), Церковь Марии Египетской, Дом мельника, Людская изба (восстановлена), Дом ключника (восстановлен). Во второй комплекс входят: Склеп Арсеньевых-Лермонтовых с часовней над ним, Сельская церковь Михаила Архангела и Сторожка.
В первый комплекс входят: Барский дом (восстановлен), Церковь Марии Египетской, Дом мельника, Людская изба (восстановлена), Дом ключника (восстановлен). Во второй комплекс входят: Склеп Арсеньевых-Лермонтовых с часовней над ним, Сельская церковь Михаила Архангела и Сторожка.
 Цены на посещение разных объектов музейного комплекса. Раз уж мы смогли добраться сюда, то взяли единый билет на все экспозиции. На территории усадьбы действует Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», образованный в 1939 году. Его площадь составляет 196 га. В фондах музея числится около 29 тысяч единиц хранения, из них основного фонда — 14,5 тысяч единиц.
Цены на посещение разных объектов музейного комплекса. Раз уж мы смогли добраться сюда, то взяли единый билет на все экспозиции. На территории усадьбы действует Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», образованный в 1939 году. Его площадь составляет 196 га. В фондах музея числится около 29 тысяч единиц хранения, из них основного фонда — 14,5 тысяч единиц.
В административном здании музея к кассы находится коллекция посуды
В административном здании музея к кассы находится коллекция посуды
Согласно Википедии основана деревня в 1732—1736 гг. князем Я. П. Долгоруковым, перевезшим крестьян из Суздальского, Костромского и других уездов. По его имени село изначально назвали Яковлевским. После постройки церкви во имя Николая Чудотворца, также было известно как Никольское. В 1794 г. супруги Михаил Васильевич Арсеньев и его жена Елизавета Алексеевна купили в совместную собственность с. Никольское и построили усадьбу, в которой прошли детские и отроческие годы поэта М. Ю. Лермонтова. По другой версии Википедии Село Тарханы было основано в XVIII веке И. А. Нарышкиным, переселившим туда крепостных из числа фанатичных раскольников, а также «воров и головорезов» из своих московских и владимирских вотчин.

Во время пугачёвского восстания в село заходили отряды мятежников. Предусмотрительный староста села заранее сумел ублаготворить всех недовольных, раздав крестьянам почти весь барский хлеб, и поэтому не был повешен.
Согласно Википедии основана деревня в 1732—1736 гг. князем Я. П. Долгоруковым, перевезшим крестьян из Суздальского, Костромского и других уездов. По его имени село изначально назвали Яковлевским. После постройки церкви во имя Николая Чудотворца, также было известно как Никольское. В 1794 г. супруги Михаил Васильевич Арсеньев и его жена Елизавета Алексеевна купили в совместную собственность с. Никольское и построили усадьбу, в которой прошли детские и отроческие годы поэта М. Ю. Лермонтова. По другой версии Википедии Село Тарханы было основано в XVIII веке И. А. Нарышкиным, переселившим туда крепостных из числа фанатичных раскольников, а также «воров и головорезов» из своих московских и владимирских вотчин. Во время пугачёвского восстания в село заходили отряды мятежников. Предусмотрительный староста села заранее сумел ублаготворить всех недовольных, раздав крестьянам почти весь барский хлеб, и поэтому не был повешен.
Зайдем в первый объект музейного комплекса - дом мельника
Зайдем в первый объект музейного комплекса - дом мельника
В доме мельника просторно. Хорошая, добротная изба. Видимо мельник был вполне себе зажиточный. Впрочем, жители села Тарханы всегда не бедствовали. С 1800 г. за этим селом закрепляется народное название Тарханы (в конце XVIII века крестьяне села состояли на оброке и тарханили, то есть занимались, помимо земледелия, продажей меда, воска, сала, дегтя и овчины, скупая их в соседних населенных пунктах). Предприимчивая барыня, бабушка поэта, не терзала своих крепостных на барщине, а культивировала в них предпринимательские таланты. Она за фиксированный оброк отпускала крепостных "тарханить" (в советское время время это занятие называлось - спекуляция, а в нынешние дни - коммерция).
В доме мельника просторно. Хорошая, добротная изба. Видимо мельник был вполне себе зажиточный. Впрочем, жители села Тарханы всегда не бедствовали. С 1800 г. за этим селом закрепляется народное название Тарханы (в конце XVIII века крестьяне села состояли на оброке и тарханили, то есть занимались, помимо земледелия, продажей меда, воска, сала, дегтя и овчины, скупая их в соседних населенных пунктах). Предприимчивая барыня, бабушка поэта, не терзала своих крепостных на барщине, а культивировала в них предпринимательские таланты. Она за фиксированный оброк отпускала крепостных "тарханить" (в советское время время это занятие называлось - спекуляция, а в нынешние дни - коммерция).
Прошло двести лет, но судя по стоимости персонального гида - 2 000 рублей на группу!, местные жители продолжают тарханить (спекулировать). Теперь правда они тарханят не воском-салом-мёдом, а памятью своего земляка великого поэта. Слушайте, я уже побывал в Спасском-Лутовиново у Тургенева, в Ясной Поляне у Толстого, в Константиново у Есенина, в Ялте у Чехова. И там везде гид стоил вменяемых денег. И точно не 2 000 рублей. Например зимой 2017 года гид 1,5 часа водил меня одного по усадьбе Спасское-Лутовиново за копейки. В Ясной Поляне цены тоже покусывались, но там паломничество туристов всегда (поток). И поэтому каждый час набирается новая большая сборная группа, следовательно стоимость услуг гида делится на всех и получается недорого. Здесь в глубинке России в Лермонтово потока туристов нет даже на праздники, мы были вдвоем в гордом одиночестве. Но ведь и у Тургенева на орловщине нет большого тур-трафика. А цены там вменяемые. Да и даже если бы захотели бы в Тарханах раскошелиться на персонального гида, то всё равно сегодня выходной у экскурсоводов. Хорошо хоть музей открыт.
Прошло двести лет, но судя по стоимости персонального гида - 2 000 рублей на группу!, местные жители продолжают тарханить (спекулировать). Теперь правда они тарханят не воском-салом-мёдом, а памятью своего земляка великого поэта. Слушайте, я уже побывал в Спасском-Лутовиново у Тургенева, в Ясной Поляне у Толстого, в Константиново у Есенина, в Ялте у Чехова. И там везде гид стоил вменяемых денег. И точно не 2 000 рублей. Например зимой 2017 года гид 1,5 часа водил меня одного по усадьбе Спасское-Лутовиново за копейки. В Ясной Поляне цены тоже покусывались, но там паломничество туристов всегда (поток). И поэтому каждый час набирается новая большая сборная группа, следовательно стоимость услуг гида делится на всех и получается недорого. Здесь в глубинке России в Лермонтово потока туристов нет даже на праздники, мы были вдвоем в гордом одиночестве. Но ведь и у Тургенева на орловщине нет большого тур-трафика. А цены там вменяемые. Да и даже если бы захотели бы в Тарханах раскошелиться на персонального гида, то всё равно сегодня выходной у экскурсоводов. Хорошо хоть музей открыт.
До 1917 г. село центр Тарханской волости Чембарского уезда. В селе имелись 3 церкви (во имя Михаила Архангела, во имя Марии Египетской (1820 г.) и во имя Николая Чудотворца), школы земская и церковноприходская, кредитное товарищество, 7 ветряных мельниц, валяльное заведение, 3 кузницы, 4 лавки. Сейчас в селе проживает более 1 200 человек жителей!
До 1917 г. село центр Тарханской волости Чембарского уезда. В селе имелись 3 церкви (во имя Михаила Архангела, во имя Марии Египетской (1820 г.) и во имя Николая Чудотворца), школы земская и церковноприходская, кредитное товарищество, 7 ветряных мельниц, валяльное заведение, 3 кузницы, 4 лавки. Сейчас в селе проживает более 1 200 человек жителей!
Перед входом на территорию усадьбы стоит полиция и не пропускает с рюкзаками. Вещи надо оставлять вот в таких малюсеньких ящичках. Наши рюкзаки никак туда не помещались. Пришлось просить приглядеть за нашими вещами продавца в сувенирном отделе. Видимо туристы приезжают сюда на экскурсионных автобусах или на своих автомобилях. Им оставить в транспорте вещи не проблема. А такие как мы с рюкзаками приехавшие на рейсовых автобусах из Пензы или Тамбова тут редкость.
Перед входом на территорию усадьбы стоит полиция и не пропускает с рюкзаками. Вещи надо оставлять вот в таких малюсеньких ящичках. Наши рюкзаки никак туда не помещались. Пришлось просить приглядеть за нашими вещами продавца в сувенирном отделе. Видимо туристы приезжают сюда на экскурсионных автобусах или на своих автомобилях. Им оставить в транспорте вещи не проблема. А такие как мы с рюкзаками приехавшие на рейсовых автобусах из Пензы или Тамбова тут редкость.
На территории усадьбы находится столовая. Очень кстати. Ведь война войной, а обед - по расписанию. Мы оказались единственными посетителями столовой.
На территории усадьбы находится столовая. Очень кстати. Ведь война войной, а обед - по расписанию. Мы оказались единственными посетителями столовой.
Рождественское меню. Недорого и вкусно!
Рождественское меню. Недорого и вкусно!
Род Лермонтовых (по линии отца поэта) происходил из Шотландии и восходил к полумифическому барду-пророку Томасу Лермонту. В 1613 году один из представителей этого рода, поручик польской армии Георг (Джордж) Лермонт (около 1596—1633 или 1634 года), был взят в плен войсками князя Дмитрия Пожарского при капитуляции польско-литовского гарнизона крепости Белая и в числе прочих так называемых «бельских немцев» поступил на службу к царю Михаилу Фёдоровичу.
Род Лермонтовых (по линии отца поэта) происходил из Шотландии и восходил к полумифическому барду-пророку Томасу Лермонту. В 1613 году один из представителей этого рода, поручик польской армии Георг (Джордж) Лермонт (около 1596—1633 или 1634 года), был взят в плен войсками князя Дмитрия Пожарского при капитуляции польско-литовского гарнизона крепости Белая и в числе прочих так называемых «бельских немцев» поступил на службу к царю Михаилу Фёдоровичу.
Своим предполагаемым шотландским корням Лермонтов посвятил стихотворение «Желание» (1831). В юности Лермонтов ассоциировал свою фамилию с испанским государственным деятелем начала XVII века Франсиско Лермой. Эти фантазии отразились в написанном поэтом воображаемом портрете Лермы, а также в драме «Испанцы» (1830).

Прадед поэта Юрий Петрович Лермонтов закончил Сухопутный шляхетский кадетский корпус, с 1767 года — секунд-майор. Род Лермонтовых был состоятельным, но впоследствии пришёл в упадок.
Своим предполагаемым шотландским корням Лермонтов посвятил стихотворение «Желание» (1831). В юности Лермонтов ассоциировал свою фамилию с испанским государственным деятелем начала XVII века Франсиско Лермой. Эти фантазии отразились в написанном поэтом воображаемом портрете Лермы, а также в драме «Испанцы» (1830). Прадед поэта Юрий Петрович Лермонтов закончил Сухопутный шляхетский кадетский корпус, с 1767 года — секунд-майор. Род Лермонтовых был состоятельным, но впоследствии пришёл в упадок.
Отец поэта, также Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831), перед женитьбой на Марии Михайловне Арсеньевой вышел в отставку в чине пехотного капитана. По воспоминаниям, собранным чембарским краеведом П. К. Шугаевым (1855—1917), он «был среднего роста, редкий красавец и прекрасно сложён; в общем, его можно назвать в полном смысле слова изящным мужчиной; он был добр, но ужасно вспыльчив»
Отец поэта, также Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831), перед женитьбой на Марии Михайловне Арсеньевой вышел в отставку в чине пехотного капитана. По воспоминаниям, собранным чембарским краеведом П. К. Шугаевым (1855—1917), он «был среднего роста, редкий красавец и прекрасно сложён; в общем, его можно назвать в полном смысле слова изящным мужчиной; он был добр, но ужасно вспыльчив»
Дед поэта по материнской линии Михаил Васильевич Арсеньев (08.11.1768 — 02.01.1810), отставной гвардии поручик, женился в конце 1794 или начале 1795 года в Москве на Елизавете Алексеевне Столыпиной (1773—1845), после чего купил «почти за бесценок» у И. А. Нарышкина в Чембарском уезде Пензенской губернии село Тарханы, где прошли детские годы М. Ю. Лермонтова.
Дед поэта по материнской линии Михаил Васильевич Арсеньев (08.11.1768 — 02.01.1810), отставной гвардии поручик, женился в конце 1794 или начале 1795 года в Москве на Елизавете Алексеевне Столыпиной (1773—1845), после чего купил «почти за бесценок» у И. А. Нарышкина в Чембарском уезде Пензенской губернии село Тарханы, где прошли детские годы М. Ю. Лермонтова.
В Людской избе организованы видеоэкскурсии, посвящённые двум его произведениям — стихотворению «Бородино» и «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (посвящённой нравам времен Ивана Грозного).
В Людской избе организованы видеоэкскурсии, посвящённые двум его произведениям — стихотворению «Бородино» и «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (посвящённой нравам времен Ивана Грозного).
Заходим в Людскую избу
Заходим в Людскую избу
В "людской" проживали и работали незамужние крепостные девки и слуги. Посмотрите как здесь просторно и чисто! Не то что в тесных, прокопченых домиках остальных крепостных. Для наглядности туристам надо было в музее и дом простой крестьянской семьи поставить. Как только девка выходила замуж, то съезжала из этой "людской"
В "людской" проживали и работали незамужние крепостные девки и слуги. Посмотрите как здесь просторно и чисто! Не то что в тесных, прокопченых домиках остальных крепостных. Для наглядности туристам надо было в музее и дом простой крестьянской семьи поставить. Как только девка выходила замуж, то съезжала из этой "людской"
Девки крепостные водят хоровод. Начало 19-го века. Девки в сарафанах
Девки крепостные водят хоровод. Начало 19-го века. Девки в сарафанах
Игры в "людской" в свободные от работы часы
Игры в "людской" в свободные от работы часы
Вот так развлекались крепостные "в людской" по праздникам зимой. Понятно что все эти забавы зависели от характера и доброты помещика
Вот так развлекались крепостные "в людской" по праздникам зимой. Понятно что все эти забавы зависели от характера и доброты помещика
Исследователи полагают, что именно рассказы деда легли в основу известного стихотворения Лермонтова "Бородино". В районном музее хранятся фотографии усадьбы и фрагмент фриза барского дома, сожженного в 1917 г. М. В. Арсеньев «был среднего роста, красавец, статный собой, крепкого телосложения; он происходил из хорошей старинной дворянской фамилии». Любил устраивать разные развлечения и отличался некоторой эксцентричностью: выписал себе в имение из Москвы карлика.
Исследователи полагают, что именно рассказы деда легли в основу известного стихотворения Лермонтова "Бородино". В районном музее хранятся фотографии усадьбы и фрагмент фриза барского дома, сожженного в 1917 г. М. В. Арсеньев «был среднего роста, красавец, статный собой, крепкого телосложения; он происходил из хорошей старинной дворянской фамилии». Любил устраивать разные развлечения и отличался некоторой эксцентричностью: выписал себе в имение из Москвы карлика.
Е. А. Арсеньева была женщиной деспотичного, непреклонного характера, привыкшая повелевать; она отличалась замечательной красотой, происходила из старинного дворянского рода и представляла собой типичную личность помещицы старого закала, любившей при том высказать всякому в лицо правду, хотя бы самую горькую. Обладала недюжинным умом, силой воли и деловой хваткой. Происходила из знаменитого рода Столыпиных. Её отец Алексей Емельянович Столыпин несколько лет избирался Пензенским губернским предводителем дворянства. В его семье было 11 детей; Елизавета Алексеевна была первым ребёнком. Один из её родных братьев, Александр, служил адъютантом Суворова, двое других — Николай и Дмитрий — вышли в генералы; один стал сенатором и дружил со Сперанским, двое избирались предводителями губернского дворянства в Саратове и Пензе. Одна из её сестёр была замужем за московским вице-губернатором, другая — за генералом. В общем со стороны матери поэта, семья была не из простой, близкой к властьпридержащим
Е. А. Арсеньева была женщиной деспотичного, непреклонного характера, привыкшая повелевать; она отличалась замечательной красотой, происходила из старинного дворянского рода и представляла собой типичную личность помещицы старого закала, любившей при том высказать всякому в лицо правду, хотя бы самую горькую. Обладала недюжинным умом, силой воли и деловой хваткой. Происходила из знаменитого рода Столыпиных. Её отец Алексей Емельянович Столыпин несколько лет избирался Пензенским губернским предводителем дворянства. В его семье было 11 детей; Елизавета Алексеевна была первым ребёнком. Один из её родных братьев, Александр, служил адъютантом Суворова, двое других — Николай и Дмитрий — вышли в генералы; один стал сенатором и дружил со Сперанским, двое избирались предводителями губернского дворянства в Саратове и Пензе. Одна из её сестёр была замужем за московским вице-губернатором, другая — за генералом. В общем со стороны матери поэта, семья была не из простой, близкой к властьпридержащим
После рождения 17 (28) марта 1795 года единственной дочери Марии, Елизавета Алексеевна испытывала сложные отношения с супругом. Вследствие этого Михаил Васильевич сошёлся с соседкой по имению, помещицей Мансырёвой, муж которой длительное время находился за границей в действующей армии. 2 (14) января 1810 года, узнав во время рождественской ёлки, устроенной им для дочери, о возвращении мужа Мансырёвой домой, Михаил Васильевич принял яд. Елизавета Алексеевна, заявив: «собаке собачья смерть», вместе с дочерью на время похорон уехала в Пензу
После рождения 17 (28) марта 1795 года единственной дочери Марии, Елизавета Алексеевна испытывала сложные отношения с супругом. Вследствие этого Михаил Васильевич сошёлся с соседкой по имению, помещицей Мансырёвой, муж которой длительное время находился за границей в действующей армии. 2 (14) января 1810 года, узнав во время рождественской ёлки, устроенной им для дочери, о возвращении мужа Мансырёвой домой, Михаил Васильевич принял яд. Елизавета Алексеевна, заявив: «собаке собачья смерть», вместе с дочерью на время похорон уехала в Пензу
Михаил Васильевич (дед поэта по линии матери) был похоронен в семейном склепе в Тарханах.
Михаил Васильевич (дед поэта по линии матери) был похоронен в семейном склепе в Тарханах.
Копия рукописи написанная рукой М. Ю. Лермонтова
Копия рукописи написанная рукой М. Ю. Лермонтова
Рисунок сделанный рукой поэта
Рисунок сделанный рукой поэта
Копия картины Васнецова "Москва 16-го века. Торговые ряды".
Копия картины Васнецова "Москва 16-го века. Торговые ряды".
В. М. Васнецов. Иллюстрация к "Песне про Купца Калашникова", 1891 г. Фотография
В. М. Васнецов. Иллюстрация к "Песне про Купца Калашникова", 1891 г. Фотография
Елизавета Алексеевна (бабушка поэта) стала сама управлять своим имением. Крепостных, которых у неё было около 600 душ, держала в строгости — хотя, в отличие от других помещиков, никогда не применяла к ним телесных наказаний. Самым строгим наказанием у неё было выбрить половину головы у провинившегося мужика, или отрезать косу у крепостной.
Елизавета Алексеевна (бабушка поэта) стала сама управлять своим имением. Крепостных, которых у неё было около 600 душ, держала в строгости — хотя, в отличие от других помещиков, никогда не применяла к ним телесных наказаний. Самым строгим наказанием у неё было выбрить половину головы у провинившегося мужика, или отрезать косу у крепостной.
Она учила крестьянских детей.....латыни! Вообще в Тарханах при доброй барыне крепостные не бедствовали. Смотрительница музея рассказала нам что слышала от своей бабки, что ей рассказывали что особо зажиточные крестьяне могли накописть на занятиях тарханством (перепродажей) до 1 000 рублей!!! и выкупить себя из крепостных, чтобы не платить барыне оброк. Ну не хотели они на волю поскольку и так себя хорошо чувствовали за барыней, которая давала заработать. Не из таких ли "тарханщиков" пошли потом после отмены крепостного права купцы? Вообще что-то мне не вериться насчет заработков в 1 000 рублей. По штатам от 1816 года оклад российского офицера в год составлял:

полковника - 1200 руб.
подполковника - 900 руб.
капитана - 600 руб.
подпоручика - 510 руб.
Кроме окладов офицерам платили и ежегодные столовые деньги:

командиру полка - 1800 руб.
командиру роты - 360 руб.
младшему офицеру роты - 180 руб. С 1859 года пенсии "упорядочили" и стали назначать вне зависимости от оклада. Офицеры-пенсионеры получали в год:

полковник - 575 руб.
подполковник - 430 руб.
капитан - 230 руб.
подпоручик - 175 руб.  Много это или мало, можно судить по ценам тех лет:

лучшая квартира в Петербурге на лучшей улице - до 20 руб. в месяц
среднее жилье - до 1.3 руб. в месяц
фунт лучшего мяса - до 6 коп.
десяток яиц - 2 коп.
десяток апельсинов - 25 коп.
ведро водки - 15 коп.
бутылка шампанского - 1.5 руб.
Таким образом, младший офицер на прожитье (квартиру, еду и прислугу) тратил около 10 руб. в месяц. Если не пил шампанского...
Она учила крестьянских детей.....латыни! Вообще в Тарханах при доброй барыне крепостные не бедствовали. Смотрительница музея рассказала нам что слышала от своей бабки, что ей рассказывали что особо зажиточные крестьяне могли накописть на занятиях тарханством (перепродажей) до 1 000 рублей!!! и выкупить себя из крепостных, чтобы не платить барыне оброк. Ну не хотели они на волю поскольку и так себя хорошо чувствовали за барыней, которая давала заработать. Не из таких ли "тарханщиков" пошли потом после отмены крепостного права купцы? Вообще что-то мне не вериться насчет заработков в 1 000 рублей. По штатам от 1816 года оклад российского офицера в год составлял: полковника - 1200 руб. подполковника - 900 руб. капитана - 600 руб. подпоручика - 510 руб. Кроме окладов офицерам платили и ежегодные столовые деньги: командиру полка - 1800 руб. командиру роты - 360 руб. младшему офицеру роты - 180 руб. С 1859 года пенсии "упорядочили" и стали назначать вне зависимости от оклада. Офицеры-пенсионеры получали в год: полковник - 575 руб. подполковник - 430 руб. капитан - 230 руб. подпоручик - 175 руб. Много это или мало, можно судить по ценам тех лет: лучшая квартира в Петербурге на лучшей улице - до 20 руб. в месяц среднее жилье - до 1.3 руб. в месяц фунт лучшего мяса - до 6 коп. десяток яиц - 2 коп. десяток апельсинов - 25 коп. ведро водки - 15 коп. бутылка шампанского - 1.5 руб. Таким образом, младший офицер на прожитье (квартиру, еду и прислугу) тратил около 10 руб. в месяц. Если не пил шампанского...
Иллюстрация 1939 г. к роману М. Ю. Лермонтова "Вадим". Незавершённый роман Михаила Лермонтова, создававшийся в период 1832—1834 годов. В центре романа — «конфликт между титанической личностью и обществом, история мести героя за попранное в нем гражданское и человеческое достоинство». Действие происходит в середине 1770-х годов, в разгар восстания Пугачёва, в помещичьей усадьбе Палицыно и её окрестностях на берегу реки Суры (вероятнее всего в Пензенской провинции).

Один из нищих, просящих подаяние возле стен монастыря, молодой горбун Вадим, обращается к помещику Борису Петровичу Палицыну с просьбой взять его к себе на работу. Вадим становится слугой в имении Палицына и постепенно заслуживает доверие помещика. У Палицына воспитывается восемнадцатилетняя Ольга, дочь покойного помещика-соседа. Несмотря на пожилой возраст и почти на глазах у жены, Палицын пытается соблазнить Ольгу, однако ей удаётся отвергать его ухаживания. Однажды Вадим признаётся Ольге, что он её старший брат, а их отец-помещик когда-то был лучшим другом Палицына, но затем они поссорились, после чего Палицын стал сживать их отца со света. Лишившись имения и всего имущества, их отец умер, а Вадима приютили в монастыре, однако затем он, не найдя ни в ком сочувствия, решил стать нищим. Ольгу же в трёхлетнем возрасте взял на воспитание сам Палицын, скрыв правду об обстоятельствах смерти её отца. Вадим говорит Ольге о том, что он готовит страшную месть Палицыну и всей его семье, и Ольга соглашается помогать в этом Вадиму.
Иллюстрация 1939 г. к роману М. Ю. Лермонтова "Вадим". Незавершённый роман Михаила Лермонтова, создававшийся в период 1832—1834 годов. В центре романа — «конфликт между титанической личностью и обществом, история мести героя за попранное в нем гражданское и человеческое достоинство». Действие происходит в середине 1770-х годов, в разгар восстания Пугачёва, в помещичьей усадьбе Палицыно и её окрестностях на берегу реки Суры (вероятнее всего в Пензенской провинции). Один из нищих, просящих подаяние возле стен монастыря, молодой горбун Вадим, обращается к помещику Борису Петровичу Палицыну с просьбой взять его к себе на работу. Вадим становится слугой в имении Палицына и постепенно заслуживает доверие помещика. У Палицына воспитывается восемнадцатилетняя Ольга, дочь покойного помещика-соседа. Несмотря на пожилой возраст и почти на глазах у жены, Палицын пытается соблазнить Ольгу, однако ей удаётся отвергать его ухаживания. Однажды Вадим признаётся Ольге, что он её старший брат, а их отец-помещик когда-то был лучшим другом Палицына, но затем они поссорились, после чего Палицын стал сживать их отца со света. Лишившись имения и всего имущества, их отец умер, а Вадима приютили в монастыре, однако затем он, не найдя ни в ком сочувствия, решил стать нищим. Ольгу же в трёхлетнем возрасте взял на воспитание сам Палицын, скрыв правду об обстоятельствах смерти её отца. Вадим говорит Ольге о том, что он готовит страшную месть Палицыну и всей его семье, и Ольга соглашается помогать в этом Вадиму.
Между тем в округе уже ходят слухи о том, что Пугачёв поднял восстание и там, куда приходят его отряды, вешают помещиков. Вадим оказывается одним из значимых людей в окружении Белобородова, известным как «Красная шапка». Расквитаться с Палицыным он собирается после того, как пугачёвские отряды доберутся до их мест.

После службы в армии в имение возвращается Юрий, сын Палицына, и вскоре влюбляется в Ольгу, которая отвечает ему взаимностью, хотя и ощущает свою любовь как предательство Вадима. Узнав об этом, Вадим озлобляется ещё больше, понимая, что от него отвернулся единственный человек, который его любил и которого любил он. Когда Юрий с матерью и Ольгой посещают службу в монастыре, происходит первое нападение пугачёвцев. Всех помещиков, в том числе мать Юрия, растерзывают казаки и толпа, однако Юрию и Ольге удаётся скрыться. Борис Петрович в это время находится на охоте и ночует в домике вдовы-солдатки. Узнав о том, что казаки разыскивают помещика, солдатка прячет Палицына, а на следующий день её сын отводит помещика в лесную чащу, где находится Чёртово логовище — полузаброшенные подземные пещеры, в которых когда-то жители прятались от набегов захватчиков.
Между тем в округе уже ходят слухи о том, что Пугачёв поднял восстание и там, куда приходят его отряды, вешают помещиков. Вадим оказывается одним из значимых людей в окружении Белобородова, известным как «Красная шапка». Расквитаться с Палицыным он собирается после того, как пугачёвские отряды доберутся до их мест. После службы в армии в имение возвращается Юрий, сын Палицына, и вскоре влюбляется в Ольгу, которая отвечает ему взаимностью, хотя и ощущает свою любовь как предательство Вадима. Узнав об этом, Вадим озлобляется ещё больше, понимая, что от него отвернулся единственный человек, который его любил и которого любил он. Когда Юрий с матерью и Ольгой посещают службу в монастыре, происходит первое нападение пугачёвцев. Всех помещиков, в том числе мать Юрия, растерзывают казаки и толпа, однако Юрию и Ольге удаётся скрыться. Борис Петрович в это время находится на охоте и ночует в домике вдовы-солдатки. Узнав о том, что казаки разыскивают помещика, солдатка прячет Палицына, а на следующий день её сын отводит помещика в лесную чащу, где находится Чёртово логовище — полузаброшенные подземные пещеры, в которых когда-то жители прятались от набегов захватчиков.
Юрий, желая спасти и своего отца, и Ольгу, оставляет девушку в бане на окраине села, а затем возвращается за ней. По дороге его встречает его верный слуга Федосей, который предлагает привести Ольгу Юрию, чтобы не подвергать того опасности. Федосей выводит Ольгу из бани, но на пороге его убивает топором Вадим, который уверен, что расправляется с Юрием. Увидев, что он убил невинного человека, Вадим плачет. Тем временем Ольга убегает к Юрию и они вдвоём скрываются в лесу, случайно набредая на пещеры в Чёртовом логовище, где встречают Бориса Петровича.

Сын солдатки, который должен был приносить еду Палицыну, не приходит, и через сутки Юрий сам пробирается к ней в дом. В это время к солдатке в поисках Палицына приходит Вадим с казаками, и солдатка прячет Юрия в подполе. Казаки пытают солдатку и избивают её сына, но те не выдают местонахождения помещика.
Юрий, желая спасти и своего отца, и Ольгу, оставляет девушку в бане на окраине села, а затем возвращается за ней. По дороге его встречает его верный слуга Федосей, который предлагает привести Ольгу Юрию, чтобы не подвергать того опасности. Федосей выводит Ольгу из бани, но на пороге его убивает топором Вадим, который уверен, что расправляется с Юрием. Увидев, что он убил невинного человека, Вадим плачет. Тем временем Ольга убегает к Юрию и они вдвоём скрываются в лесу, случайно набредая на пещеры в Чёртовом логовище, где встречают Бориса Петровича. Сын солдатки, который должен был приносить еду Палицыну, не приходит, и через сутки Юрий сам пробирается к ней в дом. В это время к солдатке в поисках Палицына приходит Вадим с казаками, и солдатка прячет Юрия в подполе. Казаки пытают солдатку и избивают её сына, но те не выдают местонахождения помещика.
Написание романа условно датируется в пределах 1832—1834 годов, накануне поступления и по время обучения Лермонтова в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Учившийся вместе с Лермонтовым в Школе А. Меринский вспоминал, что однажды Лермонтов рассказал ему о плане начатого им романа: «Роман этот был из времён Екатерины II, основанный на истинном происшествии, по рассказам его бабушки. Не помню хорошо всего сюжета, помню только, что какой-то нищий играл значительную роль в этом романе...»
Написание романа условно датируется в пределах 1832—1834 годов, накануне поступления и по время обучения Лермонтова в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Учившийся вместе с Лермонтовым в Школе А. Меринский вспоминал, что однажды Лермонтов рассказал ему о плане начатого им романа: «Роман этот был из времён Екатерины II, основанный на истинном происшествии, по рассказам его бабушки. Не помню хорошо всего сюжета, помню только, что какой-то нищий играл значительную роль в этом романе...»
Отдельные эпизоды романа, действительно, восходят к устным преданиям о пугачёвщине в Пензенской губернии: родные поэта, соседские помещики и крепостные в Тарханах ещё хорошо помнили о событиях, связанных с восстанием, охватившим в том числе и Пензенскую губернию. Отряды Пугачёва заняли Пензу в августе 1774 года. Пугачёвцы побывали и в Тарханах, где хотели повесить управляющего Злынина, однако тот успел раздать крестьянам господский хлеб и таким образом избежал расправы. Среди дворян, убитых пугачёвцами, было немало родственников и знакомых бабушки Лермонтова
Отдельные эпизоды романа, действительно, восходят к устным преданиям о пугачёвщине в Пензенской губернии: родные поэта, соседские помещики и крепостные в Тарханах ещё хорошо помнили о событиях, связанных с восстанием, охватившим в том числе и Пензенскую губернию. Отряды Пугачёва заняли Пензу в августе 1774 года. Пугачёвцы побывали и в Тарханах, где хотели повесить управляющего Злынина, однако тот успел раздать крестьянам господский хлеб и таким образом избежал расправы. Среди дворян, убитых пугачёвцами, было немало родственников и знакомых бабушки Лермонтова
В романе заметно фабульное сходство с романом Пушкина «Дубровский» (два соседа-помещика дружат, однако затем из-за пустякового повода становятся врагами, и один сживает со света другого). По предположению Ираклия Андроникова, это связано с тем, что в основе этого сходства лежал один и тот же факт: судебная тяжба между тамбовскими помещиками С. П. Крюковым и И. Я. Яковлевым
В романе заметно фабульное сходство с романом Пушкина «Дубровский» (два соседа-помещика дружат, однако затем из-за пустякового повода становятся врагами, и один сживает со света другого). По предположению Ираклия Андроникова, это связано с тем, что в основе этого сходства лежал один и тот же факт: судебная тяжба между тамбовскими помещиками С. П. Крюковым и И. Я. Яковлевым
Черновик стихотворения "Атаман", написанный Лермонтовым
Черновик стихотворения "Атаман", написанный Лермонтовым
Рисунки Лермонтова
Рисунки Лермонтова
Поместье Юрия Петровича Лермонтова (отца поэта), Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии (в настоящее время — село Кропотово-Лермонтово Становлянского района Липецкой области) находилось по соседству с селом Васильевским, принадлежавшим роду Арсеньевых. Замуж за Юрия Петровича Марья Михайловна вышла, когда ей не было ещё и 17 лет, — как тогда говорили, «выскочила по горячке». Для Юрия Петровича это была блестящая партия, поскольку семья невесты обладала влиятельными родственными связями, которых у отставного капитана и провинциального помещика не было.
Поместье Юрия Петровича Лермонтова (отца поэта), Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии (в настоящее время — село Кропотово-Лермонтово Становлянского района Липецкой области) находилось по соседству с селом Васильевским, принадлежавшим роду Арсеньевых. Замуж за Юрия Петровича Марья Михайловна вышла, когда ей не было ещё и 17 лет, — как тогда говорили, «выскочила по горячке». Для Юрия Петровича это была блестящая партия, поскольку семья невесты обладала влиятельными родственными связями, которых у отставного капитана и провинциального помещика не было.
После свадьбы Лермонтовы поселились в Тарханах. 11 (23) октября в церкви Трёх Святителей у Красных ворот крестили новорождённого Михаила Лермонтова. Крёстной матерью стала бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она, недолюбливавшая зятя, настояла на том, чтобы мальчика назвали не Петром (как хотел отец), а Михаилом — в честь деда Михаила Васильевича Арсеньева. Первый биограф Михаила Лермонтова Павел Александрович Висковатый отмечал, что его мать Марья Михайловна была «одарена душою музыкальной». Она часто музицировала на фортепиано, держа маленького сына на коленях, и якобы от неё Михаил Юрьевич унаследовал «необычайную нервность свою». Е. А. Арсеньева всеми силами старалась поссорить молодых. Через третьих лиц, со слов Е. А. Арсеньевой, откровенно ненавидящей своего зятя, распространялись слухи о неверности Ю. П. Лермонтова, о его рукоприкладстве по отношению к жене, о чём написал П. А. Фролов в своей работе «Создание и крушение семьи Лермонтовых». Несмотря на все старания тёщи, супруги не разошлись и продолжали любить друг друга. В 1817 году Мария Лермонтова умерла от чахотки. Будущему поэту было тогда 3 года
После свадьбы Лермонтовы поселились в Тарханах. 11 (23) октября в церкви Трёх Святителей у Красных ворот крестили новорождённого Михаила Лермонтова. Крёстной матерью стала бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она, недолюбливавшая зятя, настояла на том, чтобы мальчика назвали не Петром (как хотел отец), а Михаилом — в честь деда Михаила Васильевича Арсеньева. Первый биограф Михаила Лермонтова Павел Александрович Висковатый отмечал, что его мать Марья Михайловна была «одарена душою музыкальной». Она часто музицировала на фортепиано, держа маленького сына на коленях, и якобы от неё Михаил Юрьевич унаследовал «необычайную нервность свою». Е. А. Арсеньева всеми силами старалась поссорить молодых. Через третьих лиц, со слов Е. А. Арсеньевой, откровенно ненавидящей своего зятя, распространялись слухи о неверности Ю. П. Лермонтова, о его рукоприкладстве по отношению к жене, о чём написал П. А. Фролов в своей работе «Создание и крушение семьи Лермонтовых». Несмотря на все старания тёщи, супруги не разошлись и продолжали любить друг друга. В 1817 году Мария Лермонтова умерла от чахотки. Будущему поэту было тогда 3 года
Бабушка поэта Елизавета Алексеевна Арсеньева страстно любила внука, который в детстве не отличался крепким здоровьем. Энергичная и настойчивая, она прилагала все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых. О чувствах и интересах отца ребёнка она не заботилась.

Лермонтов в юношеских произведениях весьма полно и точно воспроизводит события и действующих лиц своей личной жизни. В драме с немецким заглавием «Menschen und Leidenschaften» показан раздор между его отцом и бабушкой, а в поэме «Сашка» — интимные отношения отца с крепостной девушкой.
Бабушка поэта Елизавета Алексеевна Арсеньева страстно любила внука, который в детстве не отличался крепким здоровьем. Энергичная и настойчивая, она прилагала все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых. О чувствах и интересах отца ребёнка она не заботилась. Лермонтов в юношеских произведениях весьма полно и точно воспроизводит события и действующих лиц своей личной жизни. В драме с немецким заглавием «Menschen und Leidenschaften» показан раздор между его отцом и бабушкой, а в поэме «Сашка» — интимные отношения отца с крепостной девушкой.
Лермонтов-отец не имел средств воспитывать сына так, как того хотелось аристократической родне, и Арсеньева, имея возможность тратить на внука «по четыре тысячи в год на обучение разным языкам», взяла внука к себе с уговором воспитывать до 16 лет, сделать своим единственным наследником и во всём советоваться с отцом. Но последнее условие не выполнялось — даже свидания отца с сыном встречали непреодолимые препятствия со стороны Арсеньевой.
Лермонтов-отец не имел средств воспитывать сына так, как того хотелось аристократической родне, и Арсеньева, имея возможность тратить на внука «по четыре тысячи в год на обучение разным языкам», взяла внука к себе с уговором воспитывать до 16 лет, сделать своим единственным наследником и во всём советоваться с отцом. Но последнее условие не выполнялось — даже свидания отца с сыном встречали непреодолимые препятствия со стороны Арсеньевой.
Ребёнок с самого начала должен был осознавать противоестественность этого положения. Его детство протекало в поместье бабушки — в селе Тарханы Пензенской губернии. Мальчика окружали любовью и заботами.
Ребёнок с самого начала должен был осознавать противоестественность этого положения. Его детство протекало в поместье бабушки — в селе Тарханы Пензенской губернии. Мальчика окружали любовью и заботами.
В неоконченной юношеской «Повести» Лермонтов описывает детство Саши Арбенина, двойника самого автора. Саша с шестилетнего возраста обнаруживает склонность к мечтательности, страстное влечение ко всему героическому, величавому и бурному. Лермонтов родился болезненным и все детские годы страдал золотухой; но болезнь эта развила в ребёнке и необычайную нравственную энергию. Болезненное состояние ребёнка требовало так много внимания, что бабушка, ничего не жалевшая для внука, наняла для него доктора Ансельма Левиса (Леви) — еврея из Франции, главной обязанностью которого было лечение и врачебный надзор за Михаилом.
В неоконченной юношеской «Повести» Лермонтов описывает детство Саши Арбенина, двойника самого автора. Саша с шестилетнего возраста обнаруживает склонность к мечтательности, страстное влечение ко всему героическому, величавому и бурному. Лермонтов родился болезненным и все детские годы страдал золотухой; но болезнь эта развила в ребёнке и необычайную нравственную энергию. Болезненное состояние ребёнка требовало так много внимания, что бабушка, ничего не жалевшая для внука, наняла для него доктора Ансельма Левиса (Леви) — еврея из Франции, главной обязанностью которого было лечение и врачебный надзор за Михаилом.
В «Повести» признаётся влияние болезни на ум и характер героя: «он выучился думать… Лишённый возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе. Воображение стало для него новой игрушкой… В продолжение мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих подушек, он уже привыкал побеждать страданья тела, увлекаясь грёзами души… Вероятно, что раннее умственное развитие немало помешало его выздоровлению…»
В «Повести» признаётся влияние болезни на ум и характер героя: «он выучился думать… Лишённый возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе. Воображение стало для него новой игрушкой… В продолжение мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих подушек, он уже привыкал побеждать страданья тела, увлекаясь грёзами души… Вероятно, что раннее умственное развитие немало помешало его выздоровлению…»
Дорожный сундук М. Ю. Лермонтова с которым он впоследствии путешествовал
Дорожный сундук М. Ю. Лермонтова с которым он впоследствии путешествовал
Печная заслонка также оригинальная
Печная заслонка также оригинальная
Это раннее развитие стало для Лермонтова источником огорчений: никто из окружающих не только не был в состоянии пойти навстречу «грёзам его души», но даже и не замечал их. Здесь коренятся основные мотивы его будущей поэзии «разочарования». В угрюмом ребёнке растёт презрение к повседневной окружающей жизни.
Это раннее развитие стало для Лермонтова источником огорчений: никто из окружающих не только не был в состоянии пойти навстречу «грёзам его души», но даже и не замечал их. Здесь коренятся основные мотивы его будущей поэзии «разочарования». В угрюмом ребёнке растёт презрение к повседневной окружающей жизни.
Комната прислуги
Комната прислуги
Копии рисунков поэта на тему участия крестьян в Отечественной войне 1812 года
Копии рисунков поэта на тему участия крестьян в Отечественной войне 1812 года
10-летнего Михаила бабушка повезла на Кавказ, на воды. Здесь он встретил девочку лет девяти — и в первый раз у него проснулось необыкновенно глубокое чувство, оставившее память на всю жизнь; но сначала для него неясное и неразгаданное. Два года спустя поэт рассказывает о новом увлечении, посвящая ему стихотворение «К Гению»(1829).
10-летнего Михаила бабушка повезла на Кавказ, на воды. Здесь он встретил девочку лет девяти — и в первый раз у него проснулось необыкновенно глубокое чувство, оставившее память на всю жизнь; но сначала для него неясное и неразгаданное. Два года спустя поэт рассказывает о новом увлечении, посвящая ему стихотворение «К Гению»(1829).
Первая любовь неразрывно слилась с подавляющими впечатлениями от Кавказа. «Горы кавказские для меня священны»,— писал Лермонтов. Они объединили всё дорогое, что жило в душе поэта-ребёнка.
Первая любовь неразрывно слилась с подавляющими впечатлениями от Кавказа. «Горы кавказские для меня священны»,— писал Лермонтов. Они объединили всё дорогое, что жило в душе поэта-ребёнка.
С осени 1825 года начинаются более или менее постоянные учебные занятия Лермонтова, но выбор учителей — француз Capet и бежавший из Турции грек — был неудачен. Грек вскоре совсем бросил педагогические занятия и занялся скорняжным промыслом. Француз, очевидно, не внушил Лермонтову особенного интереса к французскому языку и литературе: в ученических тетрадях поэта французские стихотворения очень рано уступают место русским.
С осени 1825 года начинаются более или менее постоянные учебные занятия Лермонтова, но выбор учителей — француз Capet и бежавший из Турции грек — был неудачен. Грек вскоре совсем бросил педагогические занятия и занялся скорняжным промыслом. Француз, очевидно, не внушил Лермонтову особенного интереса к французскому языку и литературе: в ученических тетрадях поэта французские стихотворения очень рано уступают место русским.
Тем не менее, имея в Тарханах прекрасную библиотеку, Лермонтов, пристрастившийся к чтению, занимался под руководством учителей самообразованием и овладел не только европейскими языками (английских, немецких и французских писателей он читал в оригиналах), но и прекрасно изучил европейскую культуру в целом и литературу в частности.
Тем не менее, имея в Тарханах прекрасную библиотеку, Лермонтов, пристрастившийся к чтению, занимался под руководством учителей самообразованием и овладел не только европейскими языками (английских, немецких и французских писателей он читал в оригиналах), но и прекрасно изучил европейскую культуру в целом и литературу в частности.
Мы поднимаемся на второй этаж барского дома. Но это уже тема второго фотоальбома. Продолжение следует. В подготовке материала использованы сведения из Википедии
Мы поднимаемся на второй этаж барского дома. Но это уже тема второго фотоальбома. Продолжение следует. В подготовке материала использованы сведения из Википедии

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому