Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 12:13
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?
Фотоальбом

В гости к М. Ю. Лермонтову в Тарханы на Рождество. Часть 2. «Послушай, вспомни обо мне…»

Тарханы — это уголок в глубине России, имеющий притягательную силу… Детские и отроческие впечатления М.Ю. Лермонтова стали неиссякаемым… Музей-заповедник «Тарханы» бережно хранит мемориальные памятники и заповедные ландшафты…

В первом фотоальбоме мы с Вами прогулялись по первому этажу барского дома. А сейчас заглянем на второй...
В первом фотоальбоме мы с Вами прогулялись по первому этажу барского дома. А сейчас заглянем на второй...
Здесь комната самого М. Ю. Лермонтова. Пятнадцатилетним мальчиком он сожалеет, что не слыхал в детстве русских народных сказок: «в них, верно, больше поэзии, чем во всей французской словесности». Его пленяют загадочные, но мужественные образы отверженных человеческим обществом — корсаров, преступников, пленников, узников.
Здесь комната самого М. Ю. Лермонтова. Пятнадцатилетним мальчиком он сожалеет, что не слыхал в детстве русских народных сказок: «в них, верно, больше поэзии, чем во всей французской словесности». Его пленяют загадочные, но мужественные образы отверженных человеческим обществом — корсаров, преступников, пленников, узников.
Спустя два года после возвращения с Кавказа бабушка повезла Лермонтова в Москву, где в 1829—1832 годах сняла для проживания небольшой деревянный одноэтажный (с мезонином) особняк на Малой Молчановке. Она стала готовить внука к поступлению в университетский благородный пансион — сразу в 4-й класс. Учителями его были Зиновьев (преподаватель латинского и русского языка в пансионе) и француз Gondrot, бывший полковник наполеоновской гвардии. Последнего сменил в 1829 году англичанин Виндсон, познакомивший Лермонтова с английской литературой. После обучения М. Ю. Лермонтов овладел четырьмя языками, играл на четырёх музыкальных инструментах (семиструнной гитаре, скрипке, виолончели и фортепиано), увлекался живописью и даже владел техникой рукоделия.
Спустя два года после возвращения с Кавказа бабушка повезла Лермонтова в Москву, где в 1829—1832 годах сняла для проживания небольшой деревянный одноэтажный (с мезонином) особняк на Малой Молчановке. Она стала готовить внука к поступлению в университетский благородный пансион — сразу в 4-й класс. Учителями его были Зиновьев (преподаватель латинского и русского языка в пансионе) и француз Gondrot, бывший полковник наполеоновской гвардии. Последнего сменил в 1829 году англичанин Виндсон, познакомивший Лермонтова с английской литературой. После обучения М. Ю. Лермонтов овладел четырьмя языками, играл на четырёх музыкальных инструментах (семиструнной гитаре, скрипке, виолончели и фортепиано), увлекался живописью и даже владел техникой рукоделия.
В пансионе Лермонтов оставался около двух лет. Здесь, под руководством Мерзлякова и Зиновьева, прививался вкус к литературе: происходили «заседания по словесности», молодые люди пробовали свои силы в самостоятельном творчестве, существовал даже журнал «Улей», где появлялись первые стихотворения Лермонтова.
В пансионе Лермонтов оставался около двух лет. Здесь, под руководством Мерзлякова и Зиновьева, прививался вкус к литературе: происходили «заседания по словесности», молодые люди пробовали свои силы в самостоятельном творчестве, существовал даже журнал «Улей», где появлялись первые стихотворения Лермонтова.
Поэт горячо принялся за чтение; сначала он поглощён Шиллером, особенно его юношескими трагедиями; затем он принимается за Шекспира. В письме к родственнице «вступается за честь его», цитирует сцены из «Гамлета».
Поэт горячо принялся за чтение; сначала он поглощён Шиллером, особенно его юношескими трагедиями; затем он принимается за Шекспира. В письме к родственнице «вступается за честь его», цитирует сцены из «Гамлета».
Срок воспитания его под руководством бабушки приходил к концу. Отец часто навещал сына в пансионе, а отношения его с тёщей обострились до крайней степени. Борьба развивалась на глазах Михаила Юрьевича и подробно изображена в его юношеских драмах «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти», 1830) и «Странный человек» (1831). «У моей бабки, моей воспитательницы — жестокая распря с отцом моим, и это всё на меня упадёт», — говорит герой поэмы «Люди и страсти» Юрий Волин.
Срок воспитания его под руководством бабушки приходил к концу. Отец часто навещал сына в пансионе, а отношения его с тёщей обострились до крайней степени. Борьба развивалась на глазах Михаила Юрьевича и подробно изображена в его юношеских драмах «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти», 1830) и «Странный человек» (1831). «У моей бабки, моей воспитательницы — жестокая распря с отцом моим, и это всё на меня упадёт», — говорит герой поэмы «Люди и страсти» Юрий Волин.
Бабушка, ссылаясь на свою одинокую старость и взывая к чувству благодарности внука, отвоевала его у зятя, пригрозив, как и раньше, отписать всё своё движимое и недвижимое имущество в род Столыпиных, если внук по настоянию отца уедет от неё. Юрию Петровичу пришлось отступить, хотя отец и сын были привязаны друг к другу.
Бабушка, ссылаясь на свою одинокую старость и взывая к чувству благодарности внука, отвоевала его у зятя, пригрозив, как и раньше, отписать всё своё движимое и недвижимое имущество в род Столыпиных, если внук по настоянию отца уедет от неё. Юрию Петровичу пришлось отступить, хотя отец и сын были привязаны друг к другу.
В стихотворении «Ужасная судьба отца и сына…» (1831) Лермонтов написал: «Мы не нашли вражды один в другом, // Хоть оба стали жертвою страданья!». Отец, по-видимому, как никто другой понимал, насколько одарён его сын: именно об этом свидетельствует его предсмертное письмо сыну.
В стихотворении «Ужасная судьба отца и сына…» (1831) Лермонтов написал: «Мы не нашли вражды один в другом, // Хоть оба стали жертвою страданья!». Отец, по-видимому, как никто другой понимал, насколько одарён его сын: именно об этом свидетельствует его предсмертное письмо сыну.
Стихотворения этого времени — яркое отражение пережитого поэтом. У него появляется склонность к воспоминаниям: в настоящем, очевидно, немного отрады. «Мой дух погас и состарился», — говорит он, и только «смутный памятник прошедших милых лет» ему «любезен». Чувство одиночества переходит в беспомощную жалобу — депрессию; юноша готов окончательно порвать с внешним миром, создаёт «в уме своём» «мир иной и образов иных существованье», считает себя «отмеченным судьбой», «жертвой посреди степей», «сыном природы».
Стихотворения этого времени — яркое отражение пережитого поэтом. У него появляется склонность к воспоминаниям: в настоящем, очевидно, немного отрады. «Мой дух погас и состарился», — говорит он, и только «смутный памятник прошедших милых лет» ему «любезен». Чувство одиночества переходит в беспомощную жалобу — депрессию; юноша готов окончательно порвать с внешним миром, создаёт «в уме своём» «мир иной и образов иных существованье», считает себя «отмеченным судьбой», «жертвой посреди степей», «сыном природы».
Весной 1830 года благородный пансион был преобразован в гимназию, и Лермонтов оставил его. Лето он провёл в Середникове, подмосковном поместье брата бабушки, Столыпина.
Недалеко от Середникова жили другие родственники Лермонтова — Верещагины; Александра Верещагина познакомила его со своей подругой Екатериной Сушковой, также соседкой по имению. Сушкова, впоследствии Хвостова, оставила записки об этом знакомстве. Содержание их — настоящий «роман», распадающийся на две части: в первой — торжествующая и насмешливая героиня, Сушкова, во второй — холодный и даже жестоко мстительный герой, Лермонтов.
Недалеко от Середникова жили другие родственники Лермонтова — Верещагины; Александра Верещагина познакомила его со своей подругой Екатериной Сушковой, также соседкой по имению. Сушкова, впоследствии Хвостова, оставила записки об этом знакомстве. Содержание их — настоящий «роман», распадающийся на две части: в первой — торжествующая и насмешливая героиня, Сушкова, во второй — холодный и даже жестоко мстительный герой, Лермонтов.
Шестнадцатилетний «отрок», склонный к «сентиментальным суждениям», невзрачный, косолапый, с красными глазами, с вздёрнутым носом и язвительной улыбкой, менее всего мог казаться интересным кавалером для юных барышень. В ответ на его чувства ему предлагали «волчок или верёвочку», угощали булочками с начинкой из опилок. Сушкова много лет спустя после события изобразила поэта в недуге безнадёжной страсти и приписала себе даже стихотворение, посвящённое Лермонтовым другой девице — Вареньке Лопухиной, его соседке по московской квартире на Малой Молчановке: к ней он питал до конца жизни самое глубокое чувство, когда-либо вызванное в нём женщиной.
Шестнадцатилетний «отрок», склонный к «сентиментальным суждениям», невзрачный, косолапый, с красными глазами, с вздёрнутым носом и язвительной улыбкой, менее всего мог казаться интересным кавалером для юных барышень. В ответ на его чувства ему предлагали «волчок или верёвочку», угощали булочками с начинкой из опилок. Сушкова много лет спустя после события изобразила поэта в недуге безнадёжной страсти и приписала себе даже стихотворение, посвящённое Лермонтовым другой девице — Вареньке Лопухиной, его соседке по московской квартире на Малой Молчановке: к ней он питал до конца жизни самое глубокое чувство, когда-либо вызванное в нём женщиной.
В то же лето 1830 года внимание Лермонтова сосредоточилось на личности и поэзии Байрона; он впервые сравнивает себя с английским поэтом, сознаёт сходство своего нравственного мира с байроновским, посвящает несколько стихотворений польскому восстанию. Ввиду всего этого, увлечение поэта «черноокой» красавицей Сушковой, можно признавать таким всепоглощающим и трагическим, как его рисует сама героиня. Но это не мешало «роману» внести новую горечь в душу поэта; это докажет впоследствии его действительно жестокая месть — один из его ответов на людское бессердечие, легкомысленно отравлявшее его «ребяческие дни», гасившее в его душе «огонь божественный». В 1830 году Лермонтов написал стихотворение «Предсказание» («Настанет год, / России чёрный год, / Когда царей корона упадёт…»).
В то же лето 1830 года внимание Лермонтова сосредоточилось на личности и поэзии Байрона; он впервые сравнивает себя с английским поэтом, сознаёт сходство своего нравственного мира с байроновским, посвящает несколько стихотворений польскому восстанию. Ввиду всего этого, увлечение поэта «черноокой» красавицей Сушковой, можно признавать таким всепоглощающим и трагическим, как его рисует сама героиня. Но это не мешало «роману» внести новую горечь в душу поэта; это докажет впоследствии его действительно жестокая месть — один из его ответов на людское бессердечие, легкомысленно отравлявшее его «ребяческие дни», гасившее в его душе «огонь божественный». В 1830 году Лермонтов написал стихотворение «Предсказание» («Настанет год, / России чёрный год, / Когда царей корона упадёт…»).
В этом же году происходит знакомство поэта с Натальей Фёдоровной Ива́новой, — таинственной незнакомкой Н. Ф. И., чьи инициалы удалось раскрыть лермонтоведу Ираклию Андроникову, хотя впервые гипотеза об этом была высказана в 1914 году В. В. Каллашем. Ей посвящён так называемый «ивановский цикл» из приблизительно тридцати стихов. Отношения с Ивановой первоначально развивались иначе, чем с Сушковой, — Лермонтов впервые почувствовал взаимное чувство. Однако вскоре в их отношениях наступает непонятная перемена — пылкому, молодому поэту предпочитают более опытного и состоятельного соперника.
В этом же году происходит знакомство поэта с Натальей Фёдоровной Ива́новой, — таинственной незнакомкой Н. Ф. И., чьи инициалы удалось раскрыть лермонтоведу Ираклию Андроникову, хотя впервые гипотеза об этом была высказана в 1914 году В. В. Каллашем. Ей посвящён так называемый «ивановский цикл» из приблизительно тридцати стихов. Отношения с Ивановой первоначально развивались иначе, чем с Сушковой, — Лермонтов впервые почувствовал взаимное чувство. Однако вскоре в их отношениях наступает непонятная перемена — пылкому, молодому поэту предпочитают более опытного и состоятельного соперника.
К лету 1831 года в творчестве Лермонтова становится ключевой тема измены, неверности. Из «ивановского» цикла стихов явствует, насколько мучительно переживал поэт это чувство. В стихах, обращённых к Н. Ф. Ивановой, не содержится никаких прямых указаний на причины сердечной драмы двух людей, на первом месте лишь само чувство неразделённой любви, перемежающееся раздумьями о горькой судьбе поэта.
К лету 1831 года в творчестве Лермонтова становится ключевой тема измены, неверности. Из «ивановского» цикла стихов явствует, насколько мучительно переживал поэт это чувство. В стихах, обращённых к Н. Ф. Ивановой, не содержится никаких прямых указаний на причины сердечной драмы двух людей, на первом месте лишь само чувство неразделённой любви, перемежающееся раздумьями о горькой судьбе поэта.
Сердечные муки сопровождаются упрёками к своей неверной избраннице за то, что она крадёт его у Поэзии. В то же время именно поэтическое творчество способно обессмертить чувство любви:

«	
Но для небесного могилы нет.
Когда я буду прах, мои мечты,
Хоть не поймёт их, удивлённый свет
Благословит; и ты, мой ангел, ты
Со мною не умрёшь: моя любовь
Тебя отдаст бессмертной жизни вновь;
С моим названьем станут повторять
Твоё: на что им мёртвых разлучать?

»
Сердечные муки сопровождаются упрёками к своей неверной избраннице за то, что она крадёт его у Поэзии. В то же время именно поэтическое творчество способно обессмертить чувство любви: « Но для небесного могилы нет. Когда я буду прах, мои мечты, Хоть не поймёт их, удивлённый свет Благословит; и ты, мой ангел, ты Со мною не умрёшь: моя любовь Тебя отдаст бессмертной жизни вновь; С моим названьем станут повторять Твоё: на что им мёртвых разлучать? »
С сентября 1830 года Лермонтов числится своекоштным студентом Московского университета сначала на «нравственно-политическом отделении», потом на «словесном». Лермонтов не пробыл в университете и двух лет; выданное ему свидетельство говорит об увольнении «по прошению». Лермонтов, обнаружив начитанность сверх программы и одновременно незнание лекционного материала, вступил в пререкания с экзаменаторами; после объяснения с администрацией возле его фамилии в списке студентов появилась помета: лат. consilium abeundi («посоветовано уйти»). Он уехал в Санкт-Петербург с намерением снова поступить в университет, но ему отказались засчитать два года, проведённых в Московском университете, предложив поступить снова на 1-й курс. Лермонтова такое долгое студенчество не устраивало.
С сентября 1830 года Лермонтов числится своекоштным студентом Московского университета сначала на «нравственно-политическом отделении», потом на «словесном». Лермонтов не пробыл в университете и двух лет; выданное ему свидетельство говорит об увольнении «по прошению». Лермонтов, обнаружив начитанность сверх программы и одновременно незнание лекционного материала, вступил в пререкания с экзаменаторами; после объяснения с администрацией возле его фамилии в списке студентов появилась помета: лат. consilium abeundi («посоветовано уйти»). Он уехал в Санкт-Петербург с намерением снова поступить в университет, но ему отказались засчитать два года, проведённых в Московском университете, предложив поступить снова на 1-й курс. Лермонтова такое долгое студенчество не устраивало.
Под влиянием петербургских родственников, прежде всего Монго-Столыпина, наперекор собственным планам, Лермонтов поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Эта перемена карьеры отвечала и желаниям бабушки.

Лермонтов оставался в школе два «злополучных года», как он сам выражается. Накануне вступления в школу Лермонтов написал стихотворение «Парус»; «мятежный» парус, «просящий бури» в минуты невозмутимого покоя — это всё та же с детства неугомонная душа поэта. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта.  Невольное негодование охватило Лермонтова, и он «излил горечь сердечную на бумагу». Стихотворение «Смерть Поэта» (1837 г.). В порыве страстного гнева набросал заключительные 16 строк — «А вы, надменные потомки…».
Под влиянием петербургских родственников, прежде всего Монго-Столыпина, наперекор собственным планам, Лермонтов поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Эта перемена карьеры отвечала и желаниям бабушки. Лермонтов оставался в школе два «злополучных года», как он сам выражается. Накануне вступления в школу Лермонтов написал стихотворение «Парус»; «мятежный» парус, «просящий бури» в минуты невозмутимого покоя — это всё та же с детства неугомонная душа поэта. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Невольное негодование охватило Лермонтова, и он «излил горечь сердечную на бумагу». Стихотворение «Смерть Поэта» (1837 г.). В порыве страстного гнева набросал заключительные 16 строк — «А вы, надменные потомки…».
Последовал арест и судебное разбирательство, за которым наблюдал сам Император; за Лермонтова вступились пушкинские друзья, прежде всего Жуковский, близкий Императорской семье, кроме этого бабушка, имевшая светские связи, сделала всё, чтобы смягчить участь единственного внука. 27 февраля 1837 г. корнет Лермонтов был переведён «тем же чином», то есть прапорщиком, в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Поэт отправлялся в изгнание, сопровождаемый общим вниманием: здесь были и страстное сочувствие, и затаённая вражда.
Последовал арест и судебное разбирательство, за которым наблюдал сам Император; за Лермонтова вступились пушкинские друзья, прежде всего Жуковский, близкий Императорской семье, кроме этого бабушка, имевшая светские связи, сделала всё, чтобы смягчить участь единственного внука. 27 февраля 1837 г. корнет Лермонтов был переведён «тем же чином», то есть прапорщиком, в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Поэт отправлялся в изгнание, сопровождаемый общим вниманием: здесь были и страстное сочувствие, и затаённая вражда.
Первое пребывание Лермонтова на Кавказе длилось всего несколько месяцев. Благодаря хлопотам бабушки он был сначала переведён с возвращённым чином корнета в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, расположенный в Новгородской губернии, а потом — в апреле 1838 года — переведён в Лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк.
Первое пребывание Лермонтова на Кавказе длилось всего несколько месяцев. Благодаря хлопотам бабушки он был сначала переведён с возвращённым чином корнета в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, расположенный в Новгородской губернии, а потом — в апреле 1838 года — переведён в Лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк.
С полком Лермонтов проехал также по территории Азербайджана (Шуша (Нуха?), Куба, Шемахы). Несмотря на кратковременность службы на Кавказе, Лермонтов успел сильно измениться в нравственном отношении. Впечатления от природы Кавказа, жизни горцев, кавказский фольклор легли в основу многих произведений Лермонтова. Кавказ обновил давнишние грёзы; создаются «Демон» и «Мцыри». Будучи в Тифлисе, Лермонтов принялся учить «закавказский татарский» (азербайджанский) и кумыкский языки.
С полком Лермонтов проехал также по территории Азербайджана (Шуша (Нуха?), Куба, Шемахы). Несмотря на кратковременность службы на Кавказе, Лермонтов успел сильно измениться в нравственном отношении. Впечатления от природы Кавказа, жизни горцев, кавказский фольклор легли в основу многих произведений Лермонтова. Кавказ обновил давнишние грёзы; создаются «Демон» и «Мцыри». Будучи в Тифлисе, Лермонтов принялся учить «закавказский татарский» (азербайджанский) и кумыкский языки.
Вернувшись из первой ссылки, Лермонтов привёз массу новых поэтических произведений. После «Смерти поэта» он стал одним из самых популярных писателей в России, да и в свете его теперь воспринимают совсем иначе. Лермонтов вошёл в круг пушкинских друзей и наконец-то начинает печататься, почти каждый номер журнала А. А. Краевского «Отечественные записки» выходит с новыми стихотворениями поэта.
Вернувшись из первой ссылки, Лермонтов привёз массу новых поэтических произведений. После «Смерти поэта» он стал одним из самых популярных писателей в России, да и в свете его теперь воспринимают совсем иначе. Лермонтов вошёл в круг пушкинских друзей и наконец-то начинает печататься, почти каждый номер журнала А. А. Краевского «Отечественные записки» выходит с новыми стихотворениями поэта.
16 (28) февраля 1840 года Лермонтов был на балу у графини Лаваль, где поссорился с сыном французского посла Эрнестом Барантом, после чего последний вызвал поэта на дуэль.  По решению суда, принятого 13 (25) апреля, Лермонтов был переведён обратно на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк, фактически на передовую Кавказской войны, куда поэт выехал в первые числа мая. Свою роль сыграла и личная неприязнь Николая I к поэту, сохранившаяся ещё после первого суда над Лермонтовым. Фактически суд был вынужден по указу сверху вынести суровое решение: послать Лермонтова в одно из самых опасных мест войны. Вторая ссылка на Кавказ кардинальным образом отличалась от того, что ждало его на Кавказе несколькими годами раньше: тогда это была приятная прогулка, позволившая Лермонтову знакомиться с восточными традициями, фольклором, много путешествовать. Теперь же его прибытие сопровождалось личным приказом императора не отпускать поэта с первой линии и задействовать его в военных операциях. Прибыв на Кавказ, Лермонтов окунулся в боевую жизнь и на первых же порах отличился, согласно официальному донесению, «мужеством и хладнокровием». В стихотворении «Валерик» и в письме к Лопухину Лермонтов ни слова не говорит о своих подвигах.
16 (28) февраля 1840 года Лермонтов был на балу у графини Лаваль, где поссорился с сыном французского посла Эрнестом Барантом, после чего последний вызвал поэта на дуэль. По решению суда, принятого 13 (25) апреля, Лермонтов был переведён обратно на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк, фактически на передовую Кавказской войны, куда поэт выехал в первые числа мая. Свою роль сыграла и личная неприязнь Николая I к поэту, сохранившаяся ещё после первого суда над Лермонтовым. Фактически суд был вынужден по указу сверху вынести суровое решение: послать Лермонтова в одно из самых опасных мест войны. Вторая ссылка на Кавказ кардинальным образом отличалась от того, что ждало его на Кавказе несколькими годами раньше: тогда это была приятная прогулка, позволившая Лермонтову знакомиться с восточными традициями, фольклором, много путешествовать. Теперь же его прибытие сопровождалось личным приказом императора не отпускать поэта с первой линии и задействовать его в военных операциях. Прибыв на Кавказ, Лермонтов окунулся в боевую жизнь и на первых же порах отличился, согласно официальному донесению, «мужеством и хладнокровием». В стихотворении «Валерик» и в письме к Лопухину Лермонтов ни слова не говорит о своих подвигах.
В Доме Ключника и конторщика представлены экспозиции, посвящённые атмосфере, в которой Лермонтов жил в детстве (сцены из русского народного быта).
В Доме Ключника и конторщика представлены экспозиции, посвящённые атмосфере, в которой Лермонтов жил в детстве (сцены из русского народного быта).
Старый вяз, на котором устраивали качели для Лермонтова - мальчика. Вяз погиб в 1941 году во время бури. Сейчас остатки вяза здесь
Старый вяз, на котором устраивали качели для Лермонтова - мальчика. Вяз погиб в 1941 году во время бури. Сейчас остатки вяза здесь
Вещи найденные при раскопках дома ключника
Вещи найденные при раскопках дома ключника
Церковь Марии Египетской сохранилась с лермонтовских времен архитек­турно неизменной. На ее месте в конце XVIII века стоял первый помещичий дом, который построили супруги Арсеньевы – бабка и дед М. Ю. Лермонтова. В этот дом в конце 1814-го или начале 1815 года привезли родители из Москвы Мишу Лермонтова. Мария Михайловна Лермонтова (мать поэта) родилась 17 марта 1795 г., и ее покровитель­ницей была эта святая
Церковь Марии Египетской сохранилась с лермонтовских времен архитек­турно неизменной. На ее месте в конце XVIII века стоял первый помещичий дом, который построили супруги Арсеньевы – бабка и дед М. Ю. Лермонтова. В этот дом в конце 1814-го или начале 1815 года привезли родители из Москвы Мишу Лермонтова. Мария Михайловна Лермонтова (мать поэта) родилась 17 марта 1795 г., и ее покровитель­ницей была эта святая
В возрасте «полу­году» Михаил Юрьевич Лермонтов уже указан в тарханской исповедальной книге церкви Николая Чудо­творца.
В возрасте «полу­году» Михаил Юрьевич Лермонтов уже указан в тарханской исповедальной книге церкви Николая Чудо­творца.
Церковь в плане прямоугольная, имеет два портика – северный и южный, крыльцо с западного фасада. Под трапезной подвал, Отапливалась церковь с помощью калорифера, устроенного в подвале с северо-западной части здания.
Церковь в плане прямоугольная, имеет два портика – северный и южный, крыльцо с западного фасада. Под трапезной подвал, Отапливалась церковь с помощью калорифера, устроенного в подвале с северо-западной части здания.
Церковь Марии Египетской строилась как теплый придел к приходской церкви
Церковь Марии Египетской строилась как теплый придел к приходской церкви
Сначала роман «Герой нашего времени» существовал в виде отдельных глав, напечатанных как самостоятельные повести в журнале «Отечественные записки». Но вскоре вышел роман, дополненный новыми главами и получивший таким образом завершённость.

Первое издание произведения было быстро раскуплено, и почти сразу появилась критика на него. Почти все, кроме Белинского, сошлись во мнении о том, что Лермонтов в образе Печорина изобразил самого себя, и что такой герой не может являться героем своего времени.
Сначала роман «Герой нашего времени» существовал в виде отдельных глав, напечатанных как самостоятельные повести в журнале «Отечественные записки». Но вскоре вышел роман, дополненный новыми главами и получивший таким образом завершённость. Первое издание произведения было быстро раскуплено, и почти сразу появилась критика на него. Почти все, кроме Белинского, сошлись во мнении о том, что Лермонтов в образе Печорина изобразил самого себя, и что такой герой не может являться героем своего времени.
Зимой 1840—1841 годов, оказавшись в отпуске в Петербурге, Лермонтов пытался выйти в отставку, мечтая полностью посвятить себя литературе, но не решился сделать это, так как бабушка была против, она надеялась, что её внук сможет сделать себе карьеру и не разделяла его увлечения литературой. Поэтому весной 1841 года он был вынужден возвратиться в свой полк на Кавказ.
Зимой 1840—1841 годов, оказавшись в отпуске в Петербурге, Лермонтов пытался выйти в отставку, мечтая полностью посвятить себя литературе, но не решился сделать это, так как бабушка была против, она надеялась, что её внук сможет сделать себе карьеру и не разделяла его увлечения литературой. Поэтому весной 1841 года он был вынужден возвратиться в свой полк на Кавказ.
Уезжал из Петербурга он с тяжёлыми предчувствиями — сначала в Ставрополь, где стоял Тенгинский полк, потом в Пятигорск. Он жаловался приятелям что чувствует скорую свою смерть. Из-за этих предчувствий Лермонтов уклонился от прямого следования в часть (на чем неоднократно настойчиво настаивало командование) на театр военных действий с горцами. Но как оказалось смерти он не обманул, она ждала его в мирном курорте Пятигорске. В Пятигорске произошла его ссора с майором в отставке Николаем Мартыновым. Впервые Лермонтов познакомился с Мартыновым в школе гвардейских подпрапорщиков, которую Мартынов закончил на год позже Лермонтова. В 1837 году Лермонтов, переведённый из гвардии в Нижегородский полк за стихи «На смерть поэта», и Мартынов, отправлявшийся на Кавказ, две недели провели в Москве, часто завтракая вместе у Яра. Лермонтов посещал московский дом родителей Мартынова. Впоследствии современники считали, что прототипом княжны Мери была Наталья Соломоновна — сестра Мартынова.
Уезжал из Петербурга он с тяжёлыми предчувствиями — сначала в Ставрополь, где стоял Тенгинский полк, потом в Пятигорск. Он жаловался приятелям что чувствует скорую свою смерть. Из-за этих предчувствий Лермонтов уклонился от прямого следования в часть (на чем неоднократно настойчиво настаивало командование) на театр военных действий с горцами. Но как оказалось смерти он не обманул, она ждала его в мирном курорте Пятигорске. В Пятигорске произошла его ссора с майором в отставке Николаем Мартыновым. Впервые Лермонтов познакомился с Мартыновым в школе гвардейских подпрапорщиков, которую Мартынов закончил на год позже Лермонтова. В 1837 году Лермонтов, переведённый из гвардии в Нижегородский полк за стихи «На смерть поэта», и Мартынов, отправлявшийся на Кавказ, две недели провели в Москве, часто завтракая вместе у Яра. Лермонтов посещал московский дом родителей Мартынова. Впоследствии современники считали, что прототипом княжны Мери была Наталья Соломоновна — сестра Мартынова.
Мартынов служил в кавалергардах, перешёл на Кавказ, в линейный казачий полк и только что оставил службу. Он был очень хорош собой и с блестящим светским образованием. Нося по удобству и привычке черкесский костюм, он утрировал вкусы горцев и, само собой разумеется, тем самым навлекал на себя насмешки товарищей, между которыми Лермонтов по складу ума своего был неумолимее всех. Пока шутки эти были в границах приличия, всё шло хорошо, но вода и камень точит, и, когда Лермонтов позволил себе неуместные шутки в обществе дам…, шутки эти показались обидны самолюбию Мартынова, и он скромно заметил Лермонтову всю неуместность их. Но жёлчный и наскучивший жизнью человек не оставлял своей жертвы, и, когда они однажды сошлись в доме Верзилиных, Лермонтов продолжал острить и насмехаться над Мартыновым, который, наконец, выведенный из терпения, сказал, что найдёт средство заставить молчать обидчика. В советское время утверждалось что по приказу Николая Первого жандармское управление (во главе с их шефом Бенкендорфом) провело целую "спецоперацию" чтобы устроить эту дуэль и устранить таким образом мятежного поэта. В 30-50-е годы прошлого века было принято во всех грехах винить преступный царский режим. А в настоящее время все с точностью наоборот. Недавно уже договорились до того что представляют всех декабристов неуравновешенными прожигателями жизни и светскими повесами. Прослушав спектакли советского лермонтоведа Андроникова у Вас сложится мнение что Лермонтов особенно и не задирал Мартынова и что всему виной происки царских жандармов и сволочной характер закомплексованного Мартынова. Однако в последние годы литературоведы утверждают что дуэль явилось результатом сложного  насмешливого характера Лермонтова и уязвимости закомплексованного обидчивого Мартынова. Ну и, конечно, всё из-за женщин!
Мартынов служил в кавалергардах, перешёл на Кавказ, в линейный казачий полк и только что оставил службу. Он был очень хорош собой и с блестящим светским образованием. Нося по удобству и привычке черкесский костюм, он утрировал вкусы горцев и, само собой разумеется, тем самым навлекал на себя насмешки товарищей, между которыми Лермонтов по складу ума своего был неумолимее всех. Пока шутки эти были в границах приличия, всё шло хорошо, но вода и камень точит, и, когда Лермонтов позволил себе неуместные шутки в обществе дам…, шутки эти показались обидны самолюбию Мартынова, и он скромно заметил Лермонтову всю неуместность их. Но жёлчный и наскучивший жизнью человек не оставлял своей жертвы, и, когда они однажды сошлись в доме Верзилиных, Лермонтов продолжал острить и насмехаться над Мартыновым, который, наконец, выведенный из терпения, сказал, что найдёт средство заставить молчать обидчика. В советское время утверждалось что по приказу Николая Первого жандармское управление (во главе с их шефом Бенкендорфом) провело целую "спецоперацию" чтобы устроить эту дуэль и устранить таким образом мятежного поэта. В 30-50-е годы прошлого века было принято во всех грехах винить преступный царский режим. А в настоящее время все с точностью наоборот. Недавно уже договорились до того что представляют всех декабристов неуравновешенными прожигателями жизни и светскими повесами. Прослушав спектакли советского лермонтоведа Андроникова у Вас сложится мнение что Лермонтов особенно и не задирал Мартынова и что всему виной происки царских жандармов и сволочной характер закомплексованного Мартынова. Однако в последние годы литературоведы утверждают что дуэль явилось результатом сложного насмешливого характера Лермонтова и уязвимости закомплексованного обидчивого Мартынова. Ну и, конечно, всё из-за женщин!
Я слушал в аудиокниге отрывки из воспоминаний очевидцев дуэли. Если бы не некомпетентность секундантов (молодых оболтусов), которые провели поединок вопреки всем правилам дуэльного кодекса, если бы не благородство поэта и не неуравновешенность Мартынова, то этот поединок мог бы закончится менее трагично. Фактически секунданты своей некомпетентностью убили поэта. Впрочем, легко убить человека, который сам лез на рожон.
Я слушал в аудиокниге отрывки из воспоминаний очевидцев дуэли. Если бы не некомпетентность секундантов (молодых оболтусов), которые провели поединок вопреки всем правилам дуэльного кодекса, если бы не благородство поэта и не неуравновешенность Мартынова, то этот поединок мог бы закончится менее трагично. Фактически секунданты своей некомпетентностью убили поэта. Впрочем, легко убить человека, который сам лез на рожон.
В своих воспоминаниях П. П. Вяземский, со слов флигель-адъютанта полковника Лужина, отметил, что Николай I отозвался об этом, сказав: «Собаке — собачья смерть». Однако после того, как великая княгиня Мария Павловна «вспыхнула и отнеслась к этим словам с горьким укором», император, выйдя в другую комнату к тем, кто остался после богослужения (дело происходило после воскресной литургии), объявил: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит»
В своих воспоминаниях П. П. Вяземский, со слов флигель-адъютанта полковника Лужина, отметил, что Николай I отозвался об этом, сказав: «Собаке — собачья смерть». Однако после того, как великая княгиня Мария Павловна «вспыхнула и отнеслась к этим словам с горьким укором», император, выйдя в другую комнату к тем, кто остался после богослужения (дело происходило после воскресной литургии), объявил: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит»
Тело поэта покоилось в пятигорской земле 250 дней. 21 января 1842 года Е. А. Арсеньева обратилась к императору с просьбой на перевозку тела внука в Тарханы. Получив Высочайшее позволение, 27 марта 1842 года слуги бабушки поэта увезли прах Лермонтова в свинцовом и засмолённом гробу в семейный склеп села Тарханы.
Тело поэта покоилось в пятигорской земле 250 дней. 21 января 1842 года Е. А. Арсеньева обратилась к императору с просьбой на перевозку тела внука в Тарханы. Получив Высочайшее позволение, 27 марта 1842 года слуги бабушки поэта увезли прах Лермонтова в свинцовом и засмолённом гробу в семейный склеп села Тарханы.
В пасхальную неделю 21 апреля (3 мая) 1842 скорбный кортеж прибыл в Тарханы. Доставленный из Пятигорска гроб с телом Лермонтова был установлен на двое суток для последнего прощания в церкви Михаила Архангела
В пасхальную неделю 21 апреля (3 мая) 1842 скорбный кортеж прибыл в Тарханы. Доставленный из Пятигорска гроб с телом Лермонтова был установлен на двое суток для последнего прощания в церкви Михаила Архангела
 23 апреля (5 мая) 1842 в фамильной часовне-усыпальнице состоялось погребение, рядом с могилами матери и деда. Часовня была построена бабушкой поэта специально для похорон внука. Фамильный склеп существовал раньше
23 апреля (5 мая) 1842 в фамильной часовне-усыпальнице состоялось погребение, рядом с могилами матери и деда. Часовня была построена бабушкой поэта специально для похорон внука. Фамильный склеп существовал раньше
Памятник и могила Михаила Васильевича Арсеньева (деда поэта по материнской линии). Тот что принял яд в 1810 году
Памятник и могила Михаила Васильевича Арсеньева (деда поэта по материнской линии). Тот что принял яд в 1810 году
Марья Михайловна (мама поэта) была похоронена своей матерью в 1817 году в том же склепе, что и её отец Михаил Васильевич. Её памятник, установленный в часовне, построенной над склепом, венчает сломанный якорь — символ несчастной семейной жизни. На памятнике надпись: «Под камнем сим лежит тело Марьи Михайловны Лермонтовой, урождённой Арсеньевой, скончавшейся 1817 года февраля 24 дня, в субботу; житие её было 21 год и 11 месяцев и 7 дней».
Марья Михайловна (мама поэта) была похоронена своей матерью в 1817 году в том же склепе, что и её отец Михаил Васильевич. Её памятник, установленный в часовне, построенной над склепом, венчает сломанный якорь — символ несчастной семейной жизни. На памятнике надпись: «Под камнем сим лежит тело Марьи Михайловны Лермонтовой, урождённой Арсеньевой, скончавшейся 1817 года февраля 24 дня, в субботу; житие её было 21 год и 11 месяцев и 7 дней».
Горе бабушки, потерявшей единственного внука не поддаётся описанию. Елизавета Алексеевна пережила внука Михаила всего на 4 года.
Горе бабушки, потерявшей единственного внука не поддаётся описанию. Елизавета Алексеевна пережила внука Михаила всего на 4 года.
Елизавета Алексеевна Арсеньева, пережившая своего мужа, дочь, зятя и внука, также похоронена в этом склепе. Памятника у неё нет. Село Тарханы с деревней Михайловской после смерти Елизаветы Алексеевны Арсеньевой перешло, по духовному завещанию, к её брату Афанасию Алексеевичу Столыпину, а затем к сыну последнего — Алексею Афанасьевичу.
Елизавета Алексеевна Арсеньева, пережившая своего мужа, дочь, зятя и внука, также похоронена в этом склепе. Памятника у неё нет. Село Тарханы с деревней Михайловской после смерти Елизаветы Алексеевны Арсеньевой перешло, по духовному завещанию, к её брату Афанасию Алексеевичу Столыпину, а затем к сыну последнего — Алексею Афанасьевичу.
1 декабря 1974 года рядом с часовней Арсеньевых, благодаря стараниям известного советского лермонтоведа Ираклия Андроникова и 2-го секретаря Пензенского обкома КПСС Георга Мясникова, был перезахоронен и отец поэта Юрий Петрович Лермонтов (его прах перенесли из села Шипово Липецкой области)
1 декабря 1974 года рядом с часовней Арсеньевых, благодаря стараниям известного советского лермонтоведа Ираклия Андроникова и 2-го секретаря Пензенского обкома КПСС Георга Мясникова, был перезахоронен и отец поэта Юрий Петрович Лермонтов (его прах перенесли из села Шипово Липецкой области)
К 1829 году относятся первый очерк «Демона» и стихотворение «Монолог» (1829), предвещающее «Думу». Поэт отказывается от своих вдохновений, сравнивая свою жизнь с осенним днём, и рисует «измученную душу» Демона, живущего без веры, с презрением и равнодушием ко «всему на свете». Немного спустя, оплакивая отца, он себя и его называет «жертвами жребия земного»: «ты дал мне жизнь, но счастья не дал!..»
К 1829 году относятся первый очерк «Демона» и стихотворение «Монолог» (1829), предвещающее «Думу». Поэт отказывается от своих вдохновений, сравнивая свою жизнь с осенним днём, и рисует «измученную душу» Демона, живущего без веры, с презрением и равнодушием ко «всему на свете». Немного спустя, оплакивая отца, он себя и его называет «жертвами жребия земного»: «ты дал мне жизнь, но счастья не дал!..»
 Рядом с часовней-склепом церковь Михаила Архангела. Строили церковь в течении 13-х лет, с 1826 по 1839 годы
Рядом с часовней-склепом церковь Михаила Архангела. Строили церковь в течении 13-х лет, с 1826 по 1839 годы
Внутри церкви
Внутри церкви
В 16:00 церковь и все музейные здания в Тарханах закрывались. До автобуса на Тамбов ещё 1,5 часа и их надо было как-то убить
В 16:00 церковь и все музейные здания в Тарханах закрывались. До автобуса на Тамбов ещё 1,5 часа и их надо было как-то убить
Прогулялись по улочке села. Местный Дом Культуры. Традиционно в первые выходные июля в Тарханах проводится всероссийский Лермонтовский праздник, в котором принимают участие деятели культуры и искусства. В эти дни организуются специальные автобусные маршруты из Пензы, чтобы все почитатели творчества М. Ю. Лермонтова могли посетить этот праздник.  "Послушай, вспомни обо мне....".
Прогулялись по улочке села. Местный Дом Культуры. Традиционно в первые выходные июля в Тарханах проводится всероссийский Лермонтовский праздник, в котором принимают участие деятели культуры и искусства. В эти дни организуются специальные автобусные маршруты из Пензы, чтобы все почитатели творчества М. Ю. Лермонтова могли посетить этот праздник. "Послушай, вспомни обо мне....".
Памятник погибшим села Лермонтово в Великую Отечественную войну. Кафе закрыты. Мы вышли на трассу и решили попытать счастья и тормознуть попутку до райцентра Белинский. Ведь до автобуса на Тамбов целый час. Сегодня Рождество и нам сразу повезло. Поголосовав 10 минут нас подобрала семейная пара ехавшая из Пензы в Белинский. Они всю дорогу удивлялись как это мы можем путешествовать с рюкзаками и без машины. А вот так!
Памятник погибшим села Лермонтово в Великую Отечественную войну. Кафе закрыты. Мы вышли на трассу и решили попытать счастья и тормознуть попутку до райцентра Белинский. Ведь до автобуса на Тамбов целый час. Сегодня Рождество и нам сразу повезло. Поголосовав 10 минут нас подобрала семейная пара ехавшая из Пензы в Белинский. Они всю дорогу удивлялись как это мы можем путешествовать с рюкзаками и без машины. А вот так!
Нас любезно высадили у приличного кафе в Белинском. Где мы успели поужинать и ещё по пути на автовокзал прогулялись немного по Белинскому (бывший Чембар). Основан Чембар в начале XVIII века. 17 мая 1948 года Чембар был переименован в Белинский в честь литературного критика и публициста Виссариона Белинского (1811—1848), детские годы которого (с 1816 по 1829) прошли в Чембаре. Последний раз Белинский приезжал в Чембар в 1830 году. Он был знаком и дружен с Лермонтовым. В Чембаре бывали писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, И. И. Лажечников, долгое время жили П. И. Замойский (Зевалкин), художник Л. М. Жемчужников, гос. деятель М. М. Сперанский.  Эх, жаль интереснейший музей Белинского сегодня закрыт. Да и всё равно нет времени на его посещение
Нас любезно высадили у приличного кафе в Белинском. Где мы успели поужинать и ещё по пути на автовокзал прогулялись немного по Белинскому (бывший Чембар). Основан Чембар в начале XVIII века. 17 мая 1948 года Чембар был переименован в Белинский в честь литературного критика и публициста Виссариона Белинского (1811—1848), детские годы которого (с 1816 по 1829) прошли в Чембаре. Последний раз Белинский приезжал в Чембар в 1830 году. Он был знаком и дружен с Лермонтовым. В Чембаре бывали писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, И. И. Лажечников, долгое время жили П. И. Замойский (Зевалкин), художник Л. М. Жемчужников, гос. деятель М. М. Сперанский. Эх, жаль интереснейший музей Белинского сегодня закрыт. Да и всё равно нет времени на его посещение
 В 1914 был построен Народный дом им. Белинского на средства, собранные по всероссийской подписке. Город Чембар-Белинский неоднократно упоминается в мемуарах русского писателя И. И. Лажечникова, в сборнике «В. Г. Белинский в воспоминаниях современников» и мемуарах советских авторов И. Л. Андроникова, П. И. Замойского, И. Г. Эренбурга, Г. В. Мясникова («Страницы из дневника»). В поэме Лермонтова «Черкесы» упомянут «Чембар за дубом». Его бабушка, Е. А. Арсеньева, неоднократно упоминала город в частной переписке. Чембар также отмечен в повести Ю. А. Кузнецова (Арбекова) «Уездная история». На автовокзале в магазинчике накупили горячих, вкусных и поразительно дешевых пирожков и пиццы. Даже в нашем Липецке такие дороже. Разговорились с продавщицей от нечего делать. Та посетовала на тяжелую жизнь в райцентре и на зарплату....8 000 рублей (100 долларов в месяц). Впрочем и в нашем областном Липецке за такую работу платят больше всего на 2000-3000 рублей. Ещё долго доказывала нам что согласно постановлению 2018 года в таких забытым Богом городках мужчины официально не зарегистрированные у работодателя уходят на пенсию не в 65, а в 70 лет!!!  Что-то тут не так. Неужели законы разные в зависимости от удаленности от Москвы? В Тамбов мы прибыли и заселились в частный дом ближе к 23:00. Но это уже совсем другая история...
В 1914 был построен Народный дом им. Белинского на средства, собранные по всероссийской подписке. Город Чембар-Белинский неоднократно упоминается в мемуарах русского писателя И. И. Лажечникова, в сборнике «В. Г. Белинский в воспоминаниях современников» и мемуарах советских авторов И. Л. Андроникова, П. И. Замойского, И. Г. Эренбурга, Г. В. Мясникова («Страницы из дневника»). В поэме Лермонтова «Черкесы» упомянут «Чембар за дубом». Его бабушка, Е. А. Арсеньева, неоднократно упоминала город в частной переписке. Чембар также отмечен в повести Ю. А. Кузнецова (Арбекова) «Уездная история». На автовокзале в магазинчике накупили горячих, вкусных и поразительно дешевых пирожков и пиццы. Даже в нашем Липецке такие дороже. Разговорились с продавщицей от нечего делать. Та посетовала на тяжелую жизнь в райцентре и на зарплату....8 000 рублей (100 долларов в месяц). Впрочем и в нашем областном Липецке за такую работу платят больше всего на 2000-3000 рублей. Ещё долго доказывала нам что согласно постановлению 2018 года в таких забытым Богом городках мужчины официально не зарегистрированные у работодателя уходят на пенсию не в 65, а в 70 лет!!! Что-то тут не так. Неужели законы разные в зависимости от удаленности от Москвы? В Тамбов мы прибыли и заселились в частный дом ближе к 23:00. Но это уже совсем другая история...

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому