Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 16:04
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?
Фотоальбом

Музей "Дача Шаляпина" в Кисловодске...

В Кисловодске, недалеко от вокзала среди вековых елей и сосен расположен оригинальный особняк стиля модерн, постройки 1903 года. Дом, который в городе-курорте все знают как дачу Шаляпина. Величайший артист мирового оперного театра Фёдор Иванович Шаляпин этот дорогой особняк снимал для своей семьи. Старожилы Кисловодска помнят летние вечера 1917 года, когда из раскрытых окон гостиной лился голос оперного певца…

Сегодня в особняке размещается литературно-музыкальный музей «Дача Шаляпина», который является своеобразным культурным центром. Здесь проводятся ежегодные «Шаляпинские сезоны» с участием знаменитых басов, детские музыкальные фестивали, литературно-музыкальные программы, кинодни, встречи, экскурсии.
Сегодня в особняке размещается литературно-музыкальный музей «Дача Шаляпина», который является своеобразным культурным центром. Здесь проводятся ежегодные «Шаляпинские сезоны» с участием знаменитых басов, детские музыкальные фестивали, литературно-музыкальные программы, кинодни, встречи, экскурсии.
Федор Иванович Шаляпин вел активную творческую, светскую и гастрольную жизнь. Со своими концертами он выступал во многих городах и странах, дворянских усадьбах и концертных залах. В кисловодском особняке, построенном в причудливом стиле модерн, он неоднократно выступал, однако, эта «дача» никогда не принадлежала ему по праву собственности. Почему же тогда это место получило такое название?
Федор Иванович Шаляпин вел активную творческую, светскую и гастрольную жизнь. Со своими концертами он выступал во многих городах и странах, дворянских усадьбах и концертных залах. В кисловодском особняке, построенном в причудливом стиле модерн, он неоднократно выступал, однако, эта «дача» никогда не принадлежала ему по праву собственности. Почему же тогда это место получило такое название?
Необычное строение, расположившееся рядом с железнодорожным вокзалом и красиво виднеющееся вдалеке со смотровых площадок курортного парка, изначально было построено в качестве гостевого дома. Предприимчивый кисловодский купец Михаил Ушаков задумал построить рядом со своим домом отдельный флигель, который можно было бы сдавать посетителям курорта в аренду. Будущий гостевой дом было решено построить в стиле модерн, обильно декорировав здание из белого камня причудливыми башенками и цветными витражами в окнах.  Строительство завершилось в 1903 году. Вероятно, в этом же году дом принял своих первых постояльцев. Существуют сведения, согласно которым, над внутренней отделкой особняка трудились величайшие художники того времени. Так, росписи в доме принадлежат кисти брата знаменитого русского художника Сергея Коровина, Константина Алексеевича Коровина, а камин в одной из комнат был создан по проекту самого Николая Константиновича Рериха.
Необычное строение, расположившееся рядом с железнодорожным вокзалом и красиво виднеющееся вдалеке со смотровых площадок курортного парка, изначально было построено в качестве гостевого дома. Предприимчивый кисловодский купец Михаил Ушаков задумал построить рядом со своим домом отдельный флигель, который можно было бы сдавать посетителям курорта в аренду. Будущий гостевой дом было решено построить в стиле модерн, обильно декорировав здание из белого камня причудливыми башенками и цветными витражами в окнах. Строительство завершилось в 1903 году. Вероятно, в этом же году дом принял своих первых постояльцев. Существуют сведения, согласно которым, над внутренней отделкой особняка трудились величайшие художники того времени. Так, росписи в доме принадлежат кисти брата знаменитого русского художника Сергея Коровина, Константина Алексеевича Коровина, а камин в одной из комнат был создан по проекту самого Николая Константиновича Рериха.
В 1917 году кумир светского общества того времени, известный оперный бас Федор Шаляпин, арендовал этот дом для себя и своей семьи. Перец проживал здесь с июля по конец сентября 1917 года. Официальных концертов певец в своей арендованной даче не давал, но сохранились воспоминания отдыхающих, которые проходя мимо дома слышали из окон красивый голос Шаляпина. Вполне возможно, что они становились свидетелями семейных концертов или камерных мероприятий, который певец проводил в тесном кругу друзей. Здесь он планировал построить уютный дом, в котором он с семьей мог бы отдыхать от столичного шума и вдохновляться окружающей атмосферой. Однако, планам Федора Ивановича помешали известные события 1917 года. Вскоре после революции он эмигрировал за границу, а его концерт в августе 1917 года стал последним в Кисловодске мероприятием, на котором голос певца звучал вживую.
В 1917 году кумир светского общества того времени, известный оперный бас Федор Шаляпин, арендовал этот дом для себя и своей семьи. Перец проживал здесь с июля по конец сентября 1917 года. Официальных концертов певец в своей арендованной даче не давал, но сохранились воспоминания отдыхающих, которые проходя мимо дома слышали из окон красивый голос Шаляпина. Вполне возможно, что они становились свидетелями семейных концертов или камерных мероприятий, который певец проводил в тесном кругу друзей. Здесь он планировал построить уютный дом, в котором он с семьей мог бы отдыхать от столичного шума и вдохновляться окружающей атмосферой. Однако, планам Федора Ивановича помешали известные события 1917 года. Вскоре после революции он эмигрировал за границу, а его концерт в августе 1917 года стал последним в Кисловодске мероприятием, на котором голос певца звучал вживую.
Памятник Ф. И. Шаляпину
Памятник Ф. И. Шаляпину
Одним из самых загадочных экспонатов, находящимся в фондах музея является картина известного советского художника Николая Васильевича Овечкина «Мир гения». Полотно, символически изображающее Шаляпина в окружении его предшественников, современников и потомков, очень необычно. На картине фигурирует около 50 четко прорисованных персонажей, а сам великий певец предстает на картине лишь силуэтом, почти призрачным изображением. Почему так получилось?
Одним из самых загадочных экспонатов, находящимся в фондах музея является картина известного советского художника Николая Васильевича Овечкина «Мир гения». Полотно, символически изображающее Шаляпина в окружении его предшественников, современников и потомков, очень необычно. На картине фигурирует около 50 четко прорисованных персонажей, а сам великий певец предстает на картине лишь силуэтом, почти призрачным изображением. Почему так получилось?
Дело в том, что художник скончался, не дописав самый главный элемент картины. «Призрачного» Шаляпина и сейчас могут увидеть все посетители музея. Кстати, дирекцией «Дачи Шаляпина» было принято однозначное решение: картина дописана не будет.
Дело в том, что художник скончался, не дописав самый главный элемент картины. «Призрачного» Шаляпина и сейчас могут увидеть все посетители музея. Кстати, дирекцией «Дачи Шаляпина» было принято однозначное решение: картина дописана не будет.
Сын крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина (1837—1901), представителя древнего вятского рода Шаляпиных (Шелепиных). Мать Шаляпина Евдокия Михайловна (в девичестве Прозорова, 1845—1891) была крестьянкой из деревни Дудинской (ныне Дудинцы) Куменской волости Вятской губернии. Иван Яковлевич и Евдокия Михайловна повенчались 27 января 1863 года в Преображенской церкви села Вожгалы.
Сын крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина (1837—1901), представителя древнего вятского рода Шаляпиных (Шелепиных). Мать Шаляпина Евдокия Михайловна (в девичестве Прозорова, 1845—1891) была крестьянкой из деревни Дудинской (ныне Дудинцы) Куменской волости Вятской губернии. Иван Яковлевич и Евдокия Михайловна повенчались 27 января 1863 года в Преображенской церкви села Вожгалы.
 В детстве Шаляпин был певчим в церковном хоре. Мальчиком его отдали на обучение сапожному делу к Н. А. Тонкову, затем В. А. Андрееву. Получил начальное образование в частной школе Ведерниковой, затем учился в Четвёртом приходском училище в Казани, позже — в Шестом городском начальном двухклассном училище. В мае 1885 года Шаляпин окончил училище, получив высший балл. В том же году отец устроил Фёдора учеником в открывшееся ремесленное училище в Арске. «Мне думалось, — вспоминал Шаляпин, — что я еду в какую-то прекрасную страну, и тихо радовался, что уезжаю из Суконной слободы, где жизнь становилась всё тяжелее для меня»
В детстве Шаляпин был певчим в церковном хоре. Мальчиком его отдали на обучение сапожному делу к Н. А. Тонкову, затем В. А. Андрееву. Получил начальное образование в частной школе Ведерниковой, затем учился в Четвёртом приходском училище в Казани, позже — в Шестом городском начальном двухклассном училище. В мае 1885 года Шаляпин окончил училище, получив высший балл. В том же году отец устроил Фёдора учеником в открывшееся ремесленное училище в Арске. «Мне думалось, — вспоминал Шаляпин, — что я еду в какую-то прекрасную страну, и тихо радовался, что уезжаю из Суконной слободы, где жизнь становилась всё тяжелее для меня»
Началом своей артистической карьеры сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова на должность статиста. 29 марта 1890 года состоялось первое выступление Шаляпина — он исполнил партию Зарецкого в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин был хористом опереточной антрепризы В. Б. Серебрякова.
Началом своей артистической карьеры сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова на должность статиста. 29 марта 1890 года состоялось первое выступление Шаляпина — он исполнил партию Зарецкого в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин был хористом опереточной антрепризы В. Б. Серебрякова.
19 сентября 1890 года Шаляпин переехал из Казани в Уфу и начинал работать в хоре опереточной труппы под руководством С. Я. Семёнова-Самарского. Получил сольную партию Стольника в опере Монюшко «Галька», заменив случайно заболевшего артиста. Этот дебют выдвинул 17-летнего Шаляпина, которому изредка стали поручать небольшие оперные партии, например, Феррандо в «Трубадуре». Однажды Шаляпин упал на сцене, сев мимо стула — с тех пор он всю жизнь зорко следил за креслами на сцене, опасаясь вновь промахнуться.
19 сентября 1890 года Шаляпин переехал из Казани в Уфу и начинал работать в хоре опереточной труппы под руководством С. Я. Семёнова-Самарского. Получил сольную партию Стольника в опере Монюшко «Галька», заменив случайно заболевшего артиста. Этот дебют выдвинул 17-летнего Шаляпина, которому изредка стали поручать небольшие оперные партии, например, Феррандо в «Трубадуре». Однажды Шаляпин упал на сцене, сев мимо стула — с тех пор он всю жизнь зорко следил за креслами на сцене, опасаясь вновь промахнуться.
В следующем году Шаляпин выступил в партии Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского. Ему было предложено место в Уфимском земстве, однако начинающий певец примкнул к приехавшей в Уфу украинской труппе Г. И. Деркача. Странствования с ней привели его в Тифлис, где ему впервые удалось серьёзно заняться своим голосом, благодаря певцу Дмитрию Усатову. Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки пения и вообще принял в его жизни большое участие. Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу Людвигова-Форкатти и Любимова. Шаляпин прожил в Тифлисе год, исполняя в опере первые басовые партии.
В следующем году Шаляпин выступил в партии Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского. Ему было предложено место в Уфимском земстве, однако начинающий певец примкнул к приехавшей в Уфу украинской труппе Г. И. Деркача. Странствования с ней привели его в Тифлис, где ему впервые удалось серьёзно заняться своим голосом, благодаря певцу Дмитрию Усатову. Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки пения и вообще принял в его жизни большое участие. Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу Людвигова-Форкатти и Любимова. Шаляпин прожил в Тифлисе год, исполняя в опере первые басовые партии.
В 1893 году он перебрался в Москву, а в 1894 году — в Санкт-Петербург, где пел в «Аркадии» в оперной труппе Лентовского. Зимой 1894—1895 годов Шаляпин выступал в оперном товариществе в Панаевском театре, в труппе Зазулина.
В 1893 году он перебрался в Москву, а в 1894 году — в Санкт-Петербург, где пел в «Аркадии» в оперной труппе Лентовского. Зимой 1894—1895 годов Шаляпин выступал в оперном товариществе в Панаевском театре, в труппе Зазулина.
Прекрасный голос начинающего артиста и в особенности выразительная музыкальная декламация вместе с правдивой игрой обратили на него внимание критики и публики. В 1895 году Шаляпин был принят дирекцией Императорских театров в состав Санкт-Петербургской оперной труппы.
Прекрасный голос начинающего артиста и в особенности выразительная музыкальная декламация вместе с правдивой игрой обратили на него внимание критики и публики. В 1895 году Шаляпин был принят дирекцией Императорских театров в состав Санкт-Петербургской оперной труппы.
На сцене Мариинского театра он с успехом пел партии Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно) и Руслана («Руслан и Людмила» М. И. Глинки).
На сцене Мариинского театра он с успехом пел партии Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно) и Руслана («Руслан и Людмила» М. И. Глинки).
Камин "Рериха"
Меценат С. И. Мамонтов, державший в то время оперный театр в Москве, заметив в Шаляпине выдающееся дарование, уговорил его перейти в свою труппу. Шаляпин пел в мамонтовской «Частной русской опере» в 1896—1899 годах, и за эти четыре сезона приобрёл громкую известность. Здесь он развился в художественном смысле и развернул свой сценический талант, исполнив ряд сольных партий. Благодаря тонкому пониманию русской музыки вообще и новейшей в частности, он индивидуально и глубоко правдиво создал ряд значительных образов в таких произведениях русских композиторов, как «Псковитянка» (Иван Грозный), «Садко» (Варяжский гость) и «Моцарт и Сальери» (Сальери) Н. А. Римского-Корсакова; «Русалка» (Мельник) А. С. Даргомыжского; «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) М. И. Глинки; «Борис Годунов» (Борис Годунов) и «Хованщина» (Досифей) М. П. Мусоргского.
Меценат С. И. Мамонтов, державший в то время оперный театр в Москве, заметив в Шаляпине выдающееся дарование, уговорил его перейти в свою труппу. Шаляпин пел в мамонтовской «Частной русской опере» в 1896—1899 годах, и за эти четыре сезона приобрёл громкую известность. Здесь он развился в художественном смысле и развернул свой сценический талант, исполнив ряд сольных партий. Благодаря тонкому пониманию русской музыки вообще и новейшей в частности, он индивидуально и глубоко правдиво создал ряд значительных образов в таких произведениях русских композиторов, как «Псковитянка» (Иван Грозный), «Садко» (Варяжский гость) и «Моцарт и Сальери» (Сальери) Н. А. Римского-Корсакова; «Русалка» (Мельник) А. С. Даргомыжского; «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) М. И. Глинки; «Борис Годунов» (Борис Годунов) и «Хованщина» (Досифей) М. П. Мусоргского.
 В то же время он работал и над ролями в иностранных операх; так, роль Мефистофеля в опере Ш. Гуно «Фауст» получила в его передаче яркое, сильное и своеобразное освещение.
В то же время он работал и над ролями в иностранных операх; так, роль Мефистофеля в опере Ш. Гуно «Фауст» получила в его передаче яркое, сильное и своеобразное освещение.
В автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин характеризует эти годы творческой жизни как важнейшие: «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента».
В автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин характеризует эти годы творческой жизни как важнейшие: «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента».
В 1899 году Шаляпин вновь поступил на службу в Императорские театры — на этот раз он пел в Москве, в Большом театре, где пользовался громадным успехом.
В 1899 году Шаляпин вновь поступил на службу в Императорские театры — на этот раз он пел в Москве, в Большом театре, где пользовался громадным успехом.
В революцию 1905 года жертвовал сборы от своих выступлений рабочим. Его выступления с народными песнями («Дубинушка» и др.) порой превращались в политические демонстрации. В 1907—1908 годах гастролировал в США и Аргентине.

С 1914 года выступал в частных оперных антрепризах С. И. Зимина в Москве и А. Р. Аксарина в Петрограде.
В революцию 1905 года жертвовал сборы от своих выступлений рабочим. Его выступления с народными песнями («Дубинушка» и др.) порой превращались в политические демонстрации. В 1907—1908 годах гастролировал в США и Аргентине. С 1914 года выступал в частных оперных антрепризах С. И. Зимина в Москве и А. Р. Аксарина в Петрограде.
В 1915 году состоялся дебют Шаляпина в кино, он исполнил роль Ивана Грозного в исторической кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный» (по драме Льва Мея «Псковитянка»).
В 1915 году состоялся дебют Шаляпина в кино, он исполнил роль Ивана Грозного в исторической кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный» (по драме Льва Мея «Псковитянка»).
Во время Первой мировой войны певец открыл на собственные средства два лазарета для раненых солдат, не оповещая общественность о своей благотворительности. Юрист М. Ф. Волькенштейн (он много лет вёл финансовые дела Шаляпина), вспоминал: «Если б только знали, сколько через мои руки прошло денег Шаляпина для помощи тем, кто в этом нуждался!»
Во время Первой мировой войны певец открыл на собственные средства два лазарета для раненых солдат, не оповещая общественность о своей благотворительности. Юрист М. Ф. Волькенштейн (он много лет вёл финансовые дела Шаляпина), вспоминал: «Если б только знали, сколько через мои руки прошло денег Шаляпина для помощи тем, кто в этом нуждался!»
С 1918 года Шаляпин — художественный руководитель бывшего Мариинского театра. В том же году он первым получил звание Народного артиста Республики.
С 1918 года Шаляпин — художественный руководитель бывшего Мариинского театра. В том же году он первым получил звание Народного артиста Республики.
С июля 1922 года Шаляпин — на гастролях за границей, в частности в США, где его американским импресарио был Соломон Юрок. Певец уехал вместе со своей второй женой — Марией Валентиновной. Его долгое отсутствие вызывало подозрения и отрицательное отношение в Советской России; так, в 1926 году В. В. Маяковский в «Письме к Горькому» писал:

"...Или жить вам,
как живёт Шаляпин,
раздушёнными аплодисментами оляпан?
Вернись
теперь
такой артист
назад
на русские рублики —
я первый крикну:
— Обратно катись,
народный артист Республики!..."
С июля 1922 года Шаляпин — на гастролях за границей, в частности в США, где его американским импресарио был Соломон Юрок. Певец уехал вместе со своей второй женой — Марией Валентиновной. Его долгое отсутствие вызывало подозрения и отрицательное отношение в Советской России; так, в 1926 году В. В. Маяковский в «Письме к Горькому» писал: "...Или жить вам, как живёт Шаляпин, раздушёнными аплодисментами оляпан? Вернись теперь такой артист назад на русские рублики — я первый крикну: — Обратно катись, народный артист Республики!..."
В 1927 году сборы от одного из своих концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов, что было представлено 31 мая 1927 года в журнале «ВСЕРАБИС» неким С. Симоном как поддержка белогвардейцев. 24 августа 1927 года Постановлением Совнаркома РСФСР он был лишён звания Народного артиста и права возвращаться в СССР. Такое решение обосновывалось тем, что он не желал «вернуться в Россию и обслужить тот народ, звание артиста которого было ему присвоено» или, согласно другим источникам, тем, что он якобы жертвовал деньги эмигрантам-монархистам.
В 1927 году сборы от одного из своих концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов, что было представлено 31 мая 1927 года в журнале «ВСЕРАБИС» неким С. Симоном как поддержка белогвардейцев. 24 августа 1927 года Постановлением Совнаркома РСФСР он был лишён звания Народного артиста и права возвращаться в СССР. Такое решение обосновывалось тем, что он не желал «вернуться в Россию и обслужить тот народ, звание артиста которого было ему присвоено» или, согласно другим источникам, тем, что он якобы жертвовал деньги эмигрантам-монархистам.
«Предложения о восстановлении Ф. И. Шаляпину посмертно звания Народного артиста Республики» рассматривались ЦК КПСС и Верховным Советом РСФСР в 1956 году, но не были приняты. Постановление 1927 года было отменено через 63 года после смерти певца. 10 июня 1991 года Совет Министров РСФСР принял Постановление № 317, предписывающее

Отменить постановление Совнаркома РСФСР от 24 августа 1927 года «О лишении Ф. И. Шаляпина звания „Народный артист“» как необоснованное.
«Предложения о восстановлении Ф. И. Шаляпину посмертно звания Народного артиста Республики» рассматривались ЦК КПСС и Верховным Советом РСФСР в 1956 году, но не были приняты. Постановление 1927 года было отменено через 63 года после смерти певца. 10 июня 1991 года Совет Министров РСФСР принял Постановление № 317, предписывающее Отменить постановление Совнаркома РСФСР от 24 августа 1927 года «О лишении Ф. И. Шаляпина звания „Народный артист“» как необоснованное.
В конце лета 1932 года Шаляпин снялся в кино, исполнив главную роль в фильме Георга Пабста «Приключения Дон Кихота» по одноимённому роману Сервантеса. Фильм был снят сразу на двух языках — английском и французском, с двумя составами актёров. Музыку к фильму написал Жак Ибер, натурные съёмки проходили близ Ниццы. В 1935—1936 годах Шаляпин вместе с аккомпаниатором Жоржем де Годзинским отправился в свои последние гастроли — на Дальний Восток. В Маньчжурии, Китае и Японии он дал 57 концертов.
В конце лета 1932 года Шаляпин снялся в кино, исполнив главную роль в фильме Георга Пабста «Приключения Дон Кихота» по одноимённому роману Сервантеса. Фильм был снят сразу на двух языках — английском и французском, с двумя составами актёров. Музыку к фильму написал Жак Ибер, натурные съёмки проходили близ Ниццы. В 1935—1936 годах Шаляпин вместе с аккомпаниатором Жоржем де Годзинским отправился в свои последние гастроли — на Дальний Восток. В Маньчжурии, Китае и Японии он дал 57 концертов.
Весной 1937 года у Шаляпина был обнаружен лейкоз. 12 апреля 1938 года, на 66-м году жизни, он скончался в Париже на руках жены.
Весной 1937 года у Шаляпина был обнаружен лейкоз. 12 апреля 1938 года, на 66-м году жизни, он скончался в Париже на руках жены.
Похоронен на парижском кладбище Батиньоль (25-й дивизион). На могильной плите сделана надпись: «Здесь покоится Фёдор Шаляпин, гениальный сын земли русской».
Похоронен на парижском кладбище Батиньоль (25-й дивизион). На могильной плите сделана надпись: «Здесь покоится Фёдор Шаляпин, гениальный сын земли русской».
После переговоров с бароном Эдуардом фон Фальц-Фейном и советским писателем Юлианом Семёновым Фёдор Фёдорович Шаляпин разрешил перенесение праха отца из Франции в Россию, о чём 24 декабря 1982 года в Вадуце, в резиденции барона Эдуарда Фальц-Фейна, в присутствии хозяина и Юлиана Семёнова был составлен соответствующий документ. После смерти Фёдора Фёдоровича барон выкупил фамильные реликвии Шаляпиных, которые остались в Риме, и подарил их Дому-музею Шаляпина в Санкт-Петербурге. Церемония перезахоронения состоялась на Новодевичьем кладбище в Москве 29 октября 1984 года без участия Фальц-Фейна. Два года спустя там был установлен надгробный памятник работы скульптора А. Елецкого и архитектора Ю. Воскресенского.
После переговоров с бароном Эдуардом фон Фальц-Фейном и советским писателем Юлианом Семёновым Фёдор Фёдорович Шаляпин разрешил перенесение праха отца из Франции в Россию, о чём 24 декабря 1982 года в Вадуце, в резиденции барона Эдуарда Фальц-Фейна, в присутствии хозяина и Юлиана Семёнова был составлен соответствующий документ. После смерти Фёдора Фёдоровича барон выкупил фамильные реликвии Шаляпиных, которые остались в Риме, и подарил их Дому-музею Шаляпина в Санкт-Петербурге. Церемония перезахоронения состоялась на Новодевичьем кладбище в Москве 29 октября 1984 года без участия Фальц-Фейна. Два года спустя там был установлен надгробный памятник работы скульптора А. Елецкого и архитектора Ю. Воскресенского.
В столовой скатерть на которой расписались знаменитости
В столовой скатерть на которой расписались знаменитости
Посмотрите, Лев Лещенко расписался в 1989 г.
Посмотрите, Лев Лещенко расписался в 1989 г.
Любимые кушания Ф. И. Шаляпина
Любимые кушания Ф. И. Шаляпина
Шаляпин был дважды женат. Со своей первой женой, итальянской балериной Иолой Торнаги Шаляпин познакомился в Нижнем Новгороде. Они обвенчались в церкви села Гагино в 1898 году. В этом браке у Шаляпина родилось шестеро детей: Игорь (умер в возрасте 4 лет), Борис, близнецы Фёдор и Татьяна, Ирина (1900—1978) и Лидия.
Шаляпин был дважды женат. Со своей первой женой, итальянской балериной Иолой Торнаги Шаляпин познакомился в Нижнем Новгороде. Они обвенчались в церкви села Гагино в 1898 году. В этом браке у Шаляпина родилось шестеро детей: Игорь (умер в возрасте 4 лет), Борис, близнецы Фёдор и Татьяна, Ирина (1900—1978) и Лидия.
Состоя в браке, Фёдор Иванович сблизился с Марией Валентиновной Петцольд, у которой уже было двое детей от первого брака. У них родилось три дочери: Марфа (1910—2003), Марина (1912—2009) и Дасия (1921—1977). Фактически, у Шаляпина появилась вторая семья, а первый брак не был расторгнут. Одна семья жила в Москве, вторая — в Петрограде, и между собой они не общались. Брак Марии Валентиновны и Шаляпина был оформлен официально в одной из русских церквей в Праге, во время его сольных гастролей, предположительно 10 ноября 1927 года.

Из детей Шаляпина дольше всех прожила Марина, которая скончалась на 98-м году жизни
Состоя в браке, Фёдор Иванович сблизился с Марией Валентиновной Петцольд, у которой уже было двое детей от первого брака. У них родилось три дочери: Марфа (1910—2003), Марина (1912—2009) и Дасия (1921—1977). Фактически, у Шаляпина появилась вторая семья, а первый брак не был расторгнут. Одна семья жила в Москве, вторая — в Петрограде, и между собой они не общались. Брак Марии Валентиновны и Шаляпина был оформлен официально в одной из русских церквей в Праге, во время его сольных гастролей, предположительно 10 ноября 1927 года. Из детей Шаляпина дольше всех прожила Марина, которая скончалась на 98-м году жизни
Согласно распространённой точке зрения, свою популярность Шаляпин снискал не столько как певец, сколько как выдающийся артист, мастер перевоплощения и художественного слова. Высокий, статный, с выразительными чертами лица, с пронзительным взглядом, Шаляпин производил неизгладимое впечатление в своих лучших трагических ролях (Мельник, Борис Годунов, Мефистофель, Дон Кихот). Шаляпин потрясал зрителей неистовым темпераментом, выпевал каждую ноту, находил очень точные и искренние интонации для каждого слова песни, был абсолютно органичен и достоверен на сцене.
Согласно распространённой точке зрения, свою популярность Шаляпин снискал не столько как певец, сколько как выдающийся артист, мастер перевоплощения и художественного слова. Высокий, статный, с выразительными чертами лица, с пронзительным взглядом, Шаляпин производил неизгладимое впечатление в своих лучших трагических ролях (Мельник, Борис Годунов, Мефистофель, Дон Кихот). Шаляпин потрясал зрителей неистовым темпераментом, выпевал каждую ноту, находил очень точные и искренние интонации для каждого слова песни, был абсолютно органичен и достоверен на сцене.
"Борис Годунов"
"Борис Годунов"
Талант Шаляпина не ограничивался музыкальной и актёрской деятельностью. Фёдор Шаляпин был замечательным рисовальщиком, пробовал себя в живописи и в скульптуре. Сохранилось множество портретов, автопортретов, рисунков и карикатур его работы. Проявлял большие литературные способности, демонстрируя в своих письменных произведениях большой и сметливый природный ум, незаурядное чувство юмора, цепкую наблюдательность.

Максим Горький отговорил Шаляпина от политической деятельности и членства в какой-либо политической партии, считая, что он не должен растрачивать свой талант на партийную суету
Талант Шаляпина не ограничивался музыкальной и актёрской деятельностью. Фёдор Шаляпин был замечательным рисовальщиком, пробовал себя в живописи и в скульптуре. Сохранилось множество портретов, автопортретов, рисунков и карикатур его работы. Проявлял большие литературные способности, демонстрируя в своих письменных произведениях большой и сметливый природный ум, незаурядное чувство юмора, цепкую наблюдательность. Максим Горький отговорил Шаляпина от политической деятельности и членства в какой-либо политической партии, считая, что он не должен растрачивать свой талант на партийную суету
Не все могли попасть на концерты Шаляпина в Кисловодске. Билеты были дороги, часть вырученных средств от них поступали на благотворительные цели. Но артист был настолько популярен, что толпа собиралась прямо перед "Дачей Шаляпина". И тогда Федор Иванович выходил вот на этот балкон и давал бесплатно ещё один концерт для горожан!
Не все могли попасть на концерты Шаляпина в Кисловодске. Билеты были дороги, часть вырученных средств от них поступали на благотворительные цели. Но артист был настолько популярен, что толпа собиралась прямо перед "Дачей Шаляпина". И тогда Федор Иванович выходил вот на этот балкон и давал бесплатно ещё один концерт для горожан!
Рассказывают что однажды городовой в Кисловодске оштрафовал Шаляпина "за нарушение общественного порядка". Шаляпин шел по улице и слишком громко пел
Рассказывают что однажды городовой в Кисловодске оштрафовал Шаляпина "за нарушение общественного порядка". Шаляпин шел по улице и слишком громко пел
Домашняя молельня
Домашняя молельня
Источник: Википедия и <a rel="nofollow noreferrer noopener"  href="https://vadimrazumov.ru/197817.html" class="ext_link" target="_blank">https://vadimrazumov.ru/197817.html</a>
Источник: Википедия и https://vadimrazumov.ru/197817.html

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому