Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 11:22
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?
Фотоальбом

Усадьба художника-передвижника Н. А. Ярошенко "БЕЛАЯ ВИЛЛА" в Кисловодске...

В этом городе искали вдохновение многие художники, поэты, писатели и музыканты...

Никола́й Алекса́ндрович Яроше́нко (1846 —  1898) — русский живописец и портретист, член Товарищества Передвижников. Дядя известного революционера Бориса Савинкова.
Никола́й Алекса́ндрович Яроше́нко (1846 — 1898) — русский живописец и портретист, член Товарищества Передвижников. Дядя известного революционера Бориса Савинкова.
Родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье отставного генерал-майора Александра Михайловича Ярошенко (1807—1876), который хотел, чтобы старший сын продолжил военную карьеру и не придавал особого значения художественному таланту мальчика. Мать — Любовь Васильевна (урожденная Мищенко; 1822—1890), была дочерью отставного поручика.

В 1855 году 9-летнего Николая определили в Полтавский кадетский корпус, по окончании которого в 1863 году он поступил в петербургское Павловское пехотное училище. Обучение будущий военный инженер в 1867 году продолжил в Михайловской артиллерийской академии и одновременно стал посещать Академию художеств. Он также брал частные уроки рисования, работал в мастерской Адриана Марковича Волкова (1829—1873) и посещал вечерние классы школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской
Родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье отставного генерал-майора Александра Михайловича Ярошенко (1807—1876), который хотел, чтобы старший сын продолжил военную карьеру и не придавал особого значения художественному таланту мальчика. Мать — Любовь Васильевна (урожденная Мищенко; 1822—1890), была дочерью отставного поручика. В 1855 году 9-летнего Николая определили в Полтавский кадетский корпус, по окончании которого в 1863 году он поступил в петербургское Павловское пехотное училище. Обучение будущий военный инженер в 1867 году продолжил в Михайловской артиллерийской академии и одновременно стал посещать Академию художеств. Он также брал частные уроки рисования, работал в мастерской Адриана Марковича Волкова (1829—1873) и посещал вечерние классы школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской
Ещё в Полтаве его учителем живописи был бывший крепостной Иван Кондратьевич Зайцев (1805—1887).

Окончив с отличием Артиллерийскую академию в 1869 году, Николай Ярошенко получил назначение на патронный завод в Санкт-Петербурге, где прослужил более 20 лет.

В 1874 году экстерном окончил Академию художеств. За годы обучения сблизился с художниками-передвижниками и писателями из журнала «Отечественные записки». На «субботах» в его квартире собирался цвет интеллигенции.

В 1875 году Ярошенко дебютировал на 4-й Передвижной выставке с картиной «Невский проспект». Годом позже он вступил в члены Товарищества и сразу же был избран в правление. Оставался его ведущим представителем вместе с Иваном Николаевичем Крамским. Более 10 лет Ярошенко после смерти учителя был его преемником и выразителем его идей. Крамского называли «разумом» передвижничества, а Ярошенко — его «совестью»
Ещё в Полтаве его учителем живописи был бывший крепостной Иван Кондратьевич Зайцев (1805—1887). Окончив с отличием Артиллерийскую академию в 1869 году, Николай Ярошенко получил назначение на патронный завод в Санкт-Петербурге, где прослужил более 20 лет. В 1874 году экстерном окончил Академию художеств. За годы обучения сблизился с художниками-передвижниками и писателями из журнала «Отечественные записки». На «субботах» в его квартире собирался цвет интеллигенции. В 1875 году Ярошенко дебютировал на 4-й Передвижной выставке с картиной «Невский проспект». Годом позже он вступил в члены Товарищества и сразу же был избран в правление. Оставался его ведущим представителем вместе с Иваном Николаевичем Крамским. Более 10 лет Ярошенко после смерти учителя был его преемником и выразителем его идей. Крамского называли «разумом» передвижничества, а Ярошенко — его «совестью»
В 1874 году женился на Марии Павловне Невротиной, курсистке, бестужевке, общественной деятельнице. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Первые кавказские пейзажи, которые художник писал во время свадебного путешествия, вызвали восторг публики. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Поэтому, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»
В 1874 году женился на Марии Павловне Невротиной, курсистке, бестужевке, общественной деятельнице. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Первые кавказские пейзажи, которые художник писал во время свадебного путешествия, вызвали восторг публики. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Поэтому, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»
Оценка музея Станиславом Говорухиным
Оценка музея Станиславом Говорухиным
В 1885 году Ярошенко купил в Кисловодске дом, названный «Белой Виллой», где семья проводила лето. К ним приезжали многочисленные друзья и гости — писатели, артисты, учёные, частые гости «ярошенковских суббот» в Петербурге: Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев, Владимир и Анна Чертковы, актриса Полина Стрепетова.

Не забывали коллегу и художники Репин, Нестеров, Ге, Дубовской, Касаткин, Куинджи
В 1885 году Ярошенко купил в Кисловодске дом, названный «Белой Виллой», где семья проводила лето. К ним приезжали многочисленные друзья и гости — писатели, артисты, учёные, частые гости «ярошенковских суббот» в Петербурге: Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев, Владимир и Анна Чертковы, актриса Полина Стрепетова. Не забывали коллегу и художники Репин, Нестеров, Ге, Дубовской, Касаткин, Куинджи
В 1892 году по состоянию здоровья Николай Александрович Ярошенко, исполнив мечту отца и повторив его путь, вышел в отставку в чине генерал-майора.

В 1897 году, несмотря на туберкулёз трахеи, Ярошенко отправился в путешествие по России и миру: Поволжье, Италия, Сирия, Палестина, Египет. Из странствий он привёз множеством картин, эскизов, этюдов, портретов и графических работ.
В 1892 году по состоянию здоровья Николай Александрович Ярошенко, исполнив мечту отца и повторив его путь, вышел в отставку в чине генерал-майора. В 1897 году, несмотря на туберкулёз трахеи, Ярошенко отправился в путешествие по России и миру: Поволжье, Италия, Сирия, Палестина, Египет. Из странствий он привёз множеством картин, эскизов, этюдов, портретов и графических работ.
У Ярошенко собирался укрыться Лев Толстой, когда планировал свой первый побег из Ясной Поляны. Радушные хозяева пристроили к своему пятикомнатному дому несколько флигелей, а с росписью в технике фресок Помпеи помогли сами гости дачи. На «Белой Вилле» Ярошенко жил и работал до самой смерти.
У Ярошенко собирался укрыться Лев Толстой, когда планировал свой первый побег из Ясной Поляны. Радушные хозяева пристроили к своему пятикомнатному дому несколько флигелей, а с росписью в технике фресок Помпеи помогли сами гости дачи. На «Белой Вилле» Ярошенко жил и работал до самой смерти.
Умер в Кисловодске 26 июня (8 июля) 1898 года от сердечного приступа, на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. Художник бежал чтобы картина не намокла. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Через год на его могиле был установлен памятник — бронзовый бюст художника на чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета — друг художника Л. В. Позен
Умер в Кисловодске 26 июня (8 июля) 1898 года от сердечного приступа, на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. Художник бежал чтобы картина не намокла. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Через год на его могиле был установлен памятник — бронзовый бюст художника на чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета — друг художника Л. В. Позен
По воспоминаниям М. В. Фофановой, В. И. Ленин очень высоко ценил картины Ярошенко. По указанию Владимира Ульянова уже в 1918 году в Кисловодске, где Ярошенко жил и работал последние десять лет своей жизни, был основан музей его имени и проведено чествование памяти художника. Но вскоре Кисловодск был временно захвачен белогвардейцами, музей ликвидирован, а многие экспонаты расхищены. 11 марта 1962 года Кисловодский художественный музей Н. А. Ярошенко открыл свои двери для первых посетителей.
По воспоминаниям М. В. Фофановой, В. И. Ленин очень высоко ценил картины Ярошенко. По указанию Владимира Ульянова уже в 1918 году в Кисловодске, где Ярошенко жил и работал последние десять лет своей жизни, был основан музей его имени и проведено чествование памяти художника. Но вскоре Кисловодск был временно захвачен белогвардейцами, музей ликвидирован, а многие экспонаты расхищены. 11 марта 1962 года Кисловодский художественный музей Н. А. Ярошенко открыл свои двери для первых посетителей.
"В монастыре". Н. А. Ярошенко
"В монастыре". Н. А. Ярошенко
"Украинка"
"Украинка"
Картина Ярошенко "Всюду жизнь". Содержанием жанровых картин художника служили преимущественно «мотивы гражданской скорби». Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко — «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка» (прототипом для картины стала Анна Дитерихс), «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм».
Картина Ярошенко "Всюду жизнь". Содержанием жанровых картин художника служили преимущественно «мотивы гражданской скорби». Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко — «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка» (прототипом для картины стала Анна Дитерихс), «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм».
Заключенный
Заключенный
"Хор", 1894 год
"Хор", 1894 год
"Бакинец", 1896 г.
"Бакинец", 1896 г.
"Горец верхом"
"Горец верхом"
"Песни о былом", 1894 г.
"Песни о былом", 1894 г.
"Старик-еврей", 1896 г
"Старик-еврей", 1896 г
"Сфинкс"
"Сфинкс"
Войдем теперь во Флигель 1. Здесь экспозиция художников-передвижников. Здесь хранятся 108 предметов живописи и графики Ярошенко, 170 работ художников-передвижников.
Войдем теперь во Флигель 1. Здесь экспозиция художников-передвижников. Здесь хранятся 108 предметов живописи и графики Ярошенко, 170 работ художников-передвижников.
Передвижники в 1885 г. Н. А. Ярошенко стоит третий справа в военной форме капитана.
Передвижники в 1885 г. Н. А. Ярошенко стоит третий справа в военной форме капитана.
Передвижники на фото
Передвижники на фото
Художник Маковский А. В. "У входа Киево-Печёрской Лавры", 1917 год
Художник Маковский А. В. "У входа Киево-Печёрской Лавры", 1917 год
Правление передвижников. Ярошенко был большим ревнителем выставок картин передвижников в провинции. Эти выставки становились крупным общественным событием. 15-я выставка передвижников объездила 14 городов. Выставки, прошедшие после кончины Ярошенко, когда его друг Дубовской стал во главе Товарищества, также были приняты с воодушевлением. 28 января 1899 года XXIV выставка Товарищества передвижных художественных выставок прошла в Смоленске в залах Дворянского собрания. Под влиянием И. Е. Репина в её организации принимала участие М. К. Тенишева. На выставке было представлено 180 картин художников-реалистов: А. М. Васнецова, Н. А. Касаткина, И. И. Левитана, В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, И. Е. Репина, И. И. Шишкина и других, в том числе уроженца Смоленщины Н. П. Богданова-Бельского. Закрытие выставки состоялось 3 февраля. За неделю её посетили тысячи смолян. А 12 февраля выставка открылась в Зале Дворянского собрания Калуги. Картина Н. А. Ярошенко «Кратер Везувия», представленная тогда, хранится в фондах Калужского областного художественного музея.
Правление передвижников. Ярошенко был большим ревнителем выставок картин передвижников в провинции. Эти выставки становились крупным общественным событием. 15-я выставка передвижников объездила 14 городов. Выставки, прошедшие после кончины Ярошенко, когда его друг Дубовской стал во главе Товарищества, также были приняты с воодушевлением. 28 января 1899 года XXIV выставка Товарищества передвижных художественных выставок прошла в Смоленске в залах Дворянского собрания. Под влиянием И. Е. Репина в её организации принимала участие М. К. Тенишева. На выставке было представлено 180 картин художников-реалистов: А. М. Васнецова, Н. А. Касаткина, И. И. Левитана, В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, И. Е. Репина, И. И. Шишкина и других, в том числе уроженца Смоленщины Н. П. Богданова-Бельского. Закрытие выставки состоялось 3 февраля. За неделю её посетили тысячи смолян. А 12 февраля выставка открылась в Зале Дворянского собрания Калуги. Картина Н. А. Ярошенко «Кратер Везувия», представленная тогда, хранится в фондах Калужского областного художественного музея.
Страшным ударом для Ярошенко стал фактический распад Товарищества. Репин, Куинджи и другие вернулись в реформированную Академию, мотивируя это возможностью учить там слушателей реалистическому искусству. «Стены-то не виноваты!» — оправдывался Репин. «Дело не в стенах, — возражал Ярошенко, — а в измене идеалам Товарищества!». В гневе Ярошенко пишет картину «Иуда» с фотографии некогда горячо любимого А. И. Куинджи
Страшным ударом для Ярошенко стал фактический распад Товарищества. Репин, Куинджи и другие вернулись в реформированную Академию, мотивируя это возможностью учить там слушателей реалистическому искусству. «Стены-то не виноваты!» — оправдывался Репин. «Дело не в стенах, — возражал Ярошенко, — а в измене идеалам Товарищества!». В гневе Ярошенко пишет картину «Иуда» с фотографии некогда горячо любимого А. И. Куинджи
Богданов-Бельский. "Крестьянские дети"
Богданов-Бельский. "Крестьянские дети"
Якоби. "Типы Танжера", 1879 г.
Якоби. "Типы Танжера", 1879 г.
Лебедев. "Портрет рабочего", 1875 г.
Лебедев. "Портрет рабочего", 1875 г.
Прянишников. "Сирота", 1880 г.
Прянишников. "Сирота", 1880 г.
Максимов. "Все в прошлом"
Максимов. "Все в прошлом"
Мясоедов. "Историческая сцена", 1899 г.
Мясоедов. "Историческая сцена", 1899 г.
Маковский. "Не припомню", 1913 год
Маковский. "Не припомню", 1913 год
Коровин. "Крестьянин"
Коровин. "Крестьянин"
Киселев. "Двор. Ницца", 1890 г.
Киселев. "Двор. Ницца", 1890 г.
Лебедев. "В вагоне"
Лебедев. "В вагоне"
Нестеров. "Девушка в белом".
Нестеров. "Девушка в белом".
Дубовский. "Дорога в горах"
Дубовский. "Дорога в горах"
Васнецов. "Река Ольховка", 1895 г.
Васнецов. "Река Ольховка", 1895 г.
Касаткин. "Признание", 1928 г.
Касаткин. "Признание", 1928 г.
Лансере. "Джигит на лошади"
Лансере. "Джигит на лошади"
Заковский. "Переправа"
Заковский. "Переправа"
Ольховский. "Кисловодск", 1880-е годы
Ольховский. "Кисловодск", 1880-е годы
Волков. "Белая вилла", 2004 год
Волков. "Белая вилла", 2004 год
Савин. "Вологда. Из прошлого", 2007 год
Савин. "Вологда. Из прошлого", 2007 год
Шишкин. "Сосновый лес", 1879 год
Шишкин. "Сосновый лес", 1879 год
Селюцкий. "Симфония моря", 1980 г.
Селюцкий. "Симфония моря", 1980 г.
Селюцкий. "На берегу", 1979 г.
Селюцкий. "На берегу", 1979 г.
Селюцкий. "На крейсере"
Селюцкий. "На крейсере"
Карташов. "На Мойке", 1952 год
Карташов. "На Мойке", 1952 год
В подготовке материала использованы сведения из Википедии
В подготовке материала использованы сведения из Википедии

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому