IMG_20211101_155216.jpg
В августе 1917 года уехал в Казань, оставив семью в Царевококшайске, и поступил в Казанский университет на историко-филологический факультет, однако проучился там совсем немного, так как университет был вскоре закрыт пришедшими к власти большевиками. А. Е. Котомкин работал как театральный рецензент; опубликовал историческую драму «Ян Гус», ранее запрещённую цензурой; весной 1918 года принял участие в создании Казанского губернского Союза увечных воинов и стал одним из его руководителей, а также главным редактором печатного органа Союза — литературно-общественного журнала «К Свету».
В сентябре 1918 года А. Е. Котомкин покинул Казань вместе с труппой Казанского театра, прибыл в Челябинск, и оттуда вместе с белыми частями в Сибирь, на территории, подвластные Колчаку. В военных действиях не участвовал, так как не считал возможным лично применять оружие против своего народа. Руководил передвижным театром и сам участвовал в концертах для Чехословацкого корпуса и колчаковских военнослужащих. В Иркутске, на спектакле по своей драме «Ян Гус», поставленному по случаю приезда президента Чехословакии Т. Масарика, получил личное приглашение Масарика приехать в Прагу. Участвовал с начала декабря 1919 года в Великом Сибирском ледяном походе под командованием генерала Каппеля
На похоронах генерала Владимира Каппеля в Чите 22 февраля 1920 года прочитал своё стихотворение «На смерть Каппеля». Весной 1920 года Александр Ефимович в звании подполковника прибыл во Владивосток в качестве официального посланника атамана Семёнова. Во время своего творческого вечера в театре познакомился с учительницей Ниной Петровной Шкляевой, которая согласилась стать его женой. Почти сразу же они отправились в Европу — в конце 1920 года прибыли в Болгарию, а с начала 1921 года поселились в Чехословакии, в Праге, в районе Горние Мокропсы. Здесь Александр Ефимович читал лекции; в сборнике «Славяне и Восток» опубликовал драму «Сатанисты». Русский Камерный театр поставил его пьесу «Ян Гус». После премьеры спектакля, состоявшейся на сцене Чехословацкого Национального театра 6 июля 1922 года А. Е. Котомкину было присвоено звание «Почетный гражданин Праги». Летом 1926 года Котомкины выехали из Праги в Париж. Здесь Александр Ефимович начал выступать как гусляр-складатель; пел свои стихи под гусли. Ездил с концертами по городам Франции, пел на благотворительных вечерах, в различных эмигрантских обществах и кружках. Записал пластинку совместно с исполнительницей русских песен Юлией Кутыриной, племянницей И. С. Шмелёва. Выпустил в 1927 году сборник стихотворений «За Россию», а в 1930 году — небольшую книгу воспоминаний «О чехословацких легионерах в Сибири. 1918—1920». Участвовал в работе Парижского Союза увечных русских воинов. Семья жила очень бедно; часто переезжали в поисках более удобной и дешёвой квартиры и сменили в Париже более 20 адресов. Нина Петровна зарабатывала подённой работой, так как для работы по специальности требовалось французское гражданство, которое ни Александр Ефимович, ни Нина Петровна принципиально не хотели принимать. Нина Петровна опубликовала в русском журнале свой «Дневник сельской учительницы» («Современные записки» № 46 за 1931 год). Она также много времени отдавала добровольной работе в русской церкви Трёх Святителей на улице Петель. Котомкины организовывали детские православные праздники (Рождество, Пасха), ставили спектакли для русских детей, сами придумывали и шили костюмы.
В 1938 году Александр Ефимович отправился с концертами в турне по Европе, не смог вернуться во Францию из-за начавшейся войны и вскоре был задержан немецкими властями и интернирован в лагерь для перемещённых лиц в Дании. В 1945 году его нашла в этом лагере бывшая фрейлина Гертруд фон Поэль и помогла перебраться в Гамбург. Здесь Александр Ефимович прожил до своей смерти в 1964 года; последние годы жил в небольшом семейном пансионе под Гамбургом. Некоторое время работал в Берлинском институте исследования звука, но основным заработком были концерты. Выступал в ресторанах, клубах, выступал как уличный гусляр. Переписывался с женой и дочерью, которые оставались во время войны во Франции и принимали участие в движении Сопротивления, а в 1954 году вернулись на Родину. Для самого Александра Ефимовича возвращение домой в то время было невозможно из-за его участия в белом движении и крайней антибольшевистской направленности многих стихов. В своих стихах, поэмах и пьесах А. Е. Котомкин часто обращался к истории славян, долгое время исповедовал идею объединения славянских народов. Главной темой его творчества всегда была Россия. В подготовке материала использованы сведения из Википедии
Вознесенская церковь в Царевококшайске была построена в 1756 году, во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны, старанием и на средства купца Ивана Андреевича Пчелина, дом которого («Дом Пчелина») находился рядом с храмом.