Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 21:45
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?
Фотоальбом

Музей марийской сказки «Сереброзубая Пампалче»

В гостях у сказки…

Марийцы – один из древнейших народов. Сохранить свои традиции и яркую уникальность им помогли во многом и удивительно красивые марийские сказки. Красочные и разнообразные по содержанию, полные поэзии и мудрости – эти сказки отражают многовековую историю марийского народа. Герои сказок – добрые, смелые и честные люди. Охотники и рыбаки, воины и земледельцы. В любое время они готовы помочь ближнему, заступиться за обиженного, будь то человек или даже лесной зверь
Марийцы – один из древнейших народов. Сохранить свои традиции и яркую уникальность им помогли во многом и удивительно красивые марийские сказки. Красочные и разнообразные по содержанию, полные поэзии и мудрости – эти сказки отражают многовековую историю марийского народа. Герои сказок – добрые, смелые и честные люди. Охотники и рыбаки, воины и земледельцы. В любое время они готовы помочь ближнему, заступиться за обиженного, будь то человек или даже лесной зверь
Здание музея марийской сказки
Здание музея марийской сказки


Залы музея разделена на зоны, каждая из которых посвящена определенной сказке, легенде или традиции. Пейзажи и локации переданы яркими красками, стены залов расписаны в ручную. В постоянной экспозиции — подвижные куклы и предметы быта, с помощью которых экскурсоводы знакомят гостей с культурой марийской сказки в игровой форме.
Залы музея разделена на зоны, каждая из которых посвящена определенной сказке, легенде или традиции. Пейзажи и локации переданы яркими красками, стены залов расписаны в ручную. В постоянной экспозиции — подвижные куклы и предметы быта, с помощью которых экскурсоводы знакомят гостей с культурой марийской сказки в игровой форме.
В фойе музея детские поделки на марийские темы
В фойе музея детские поделки на марийские темы
В давние времена в марийском лесном краю жил на берегу реки Вятки бедный старик охотник. Была у него одна отрада, одна радость в жизни — его дочь, прекрасная, как луна, Сереброзубая Пампалче. Старик бил диких зверей, ловил рыбу, а дочь собирала в лесу ягоды.

Однажды утром ушёл старик на озеро, а Сереброзубая Пампалче отправилась в лес.
В давние времена в марийском лесном краю жил на берегу реки Вятки бедный старик охотник. Была у него одна отрада, одна радость в жизни — его дочь, прекрасная, как луна, Сереброзубая Пампалче. Старик бил диких зверей, ловил рыбу, а дочь собирала в лесу ягоды. Однажды утром ушёл старик на озеро, а Сереброзубая Пампалче отправилась в лес.
Не знала Пампалче, не ведала, что в это самое время захотелось её отцу пить; наклонился он над озером и коснулся воды губами. Вдруг пошли по озеру чёрные волны, забурлила вода и высунулась из тёмной глубины огромная чёрная ручища. Схватила чёрная ручища старика за бороду и потянула его в озеро. Испугался старик, стал просить грозного Водяного владыку:

— О великий грозный Водяной владыка! Не губи ты меня, отпусти домой!

Отвечал старику Водяной владыка:

— Я отпущу тебя домой и позволю тебе ловить рыбу во всех моих озёрах, если отдашь за меня замуж свою дочь Сереброзубую Пампалче!

Заплакал старик и согласился отдать свою дочь Сереброзубую Пампалче замуж за Водяного владыку:

— Отдам, отдам! Приезжай завтра, привози двенадцать пайданов браги, двенадцать пайданов пива, и отпразднуем свадьбу.

Отпустила чёрная ручища старикову бороду.

— Смотри не позабудь своего обещания! — сказал Водяной владыка. — Жди меня завтра в гости.
Не знала Пампалче, не ведала, что в это самое время захотелось её отцу пить; наклонился он над озером и коснулся воды губами. Вдруг пошли по озеру чёрные волны, забурлила вода и высунулась из тёмной глубины огромная чёрная ручища. Схватила чёрная ручища старика за бороду и потянула его в озеро. Испугался старик, стал просить грозного Водяного владыку: — О великий грозный Водяной владыка! Не губи ты меня, отпусти домой! Отвечал старику Водяной владыка: — Я отпущу тебя домой и позволю тебе ловить рыбу во всех моих озёрах, если отдашь за меня замуж свою дочь Сереброзубую Пампалче! Заплакал старик и согласился отдать свою дочь Сереброзубую Пампалче замуж за Водяного владыку: — Отдам, отдам! Приезжай завтра, привози двенадцать пайданов браги, двенадцать пайданов пива, и отпразднуем свадьбу. Отпустила чёрная ручища старикову бороду. — Смотри не позабудь своего обещания! — сказал Водяной владыка. — Жди меня завтра в гости.
Поплёлся старик домой. Идёт, спотыкается и думает горькую думу.

Дома спрашивает его Пампалче:

— Отчего ты невесел, батюшка?

Тут старик расплакался и сказал:

— Обещал я, дорогая моя доченька, отдать тебя замуж за Водяного владыку. Завтра придёт он сюда и заберёт тебя в своё подводное царство.

Плачет старик, а дочь его утешает:

— Не горюй, отец! Уйду я от Водяного владыки к моей старшей сестре, что живёт за дальними лесами на высокой горе.
Поплёлся старик домой. Идёт, спотыкается и думает горькую думу. Дома спрашивает его Пампалче: — Отчего ты невесел, батюшка? Тут старик расплакался и сказал: — Обещал я, дорогая моя доченька, отдать тебя замуж за Водяного владыку. Завтра придёт он сюда и заберёт тебя в своё подводное царство. Плачет старик, а дочь его утешает: — Не горюй, отец! Уйду я от Водяного владыки к моей старшей сестре, что живёт за дальними лесами на высокой горе.
Переоделась Пампалче в самую плохую одежду, какая только нашлась у неё, залепила свои серебряные зубы еловой смолой, заткнула за пояс острый топор и попрощалась с отцом.

— Дочь моя, — сказал ей на прощание отец, — пусть беда обойдёт тебя стороной, пусть не встретятся тебе ни враг, ни Водяной владыка!

Поклонилась Пампалче отцу, обняла его и тронулась в далёкий путь — за дальние леса, к старшей сестре своей.

Идёт Пампалче по тёмному лесу, идёт по топкому болоту, днём просит солнышко указать ей прямую дорогу, тёмной ночью просит ясный месяц осветить ей путь. Красное солнышко ей дорогу указывает, месяц ночью путь освещает.
Переоделась Пампалче в самую плохую одежду, какая только нашлась у неё, залепила свои серебряные зубы еловой смолой, заткнула за пояс острый топор и попрощалась с отцом. — Дочь моя, — сказал ей на прощание отец, — пусть беда обойдёт тебя стороной, пусть не встретятся тебе ни враг, ни Водяной владыка! Поклонилась Пампалче отцу, обняла его и тронулась в далёкий путь — за дальние леса, к старшей сестре своей. Идёт Пампалче по тёмному лесу, идёт по топкому болоту, днём просит солнышко указать ей прямую дорогу, тёмной ночью просит ясный месяц осветить ей путь. Красное солнышко ей дорогу указывает, месяц ночью путь освещает.
На второй день услышала Пампалче, как рога трубят, и увидела она вдали Водяного владыку.

Едет он на чёрном, словно коршун, жеребце, по обеим сторонам его идут юноши в белых кафтанах и несут зелёные берёзовые ветви.

Ту-у, ту-у! — громко трубит Водяной владыка в золотой рог, так громко, что деревья дрожат и птицы замолкают.

Зарылась Пампалче в мох, и Водяной владыка, не заметив её, проехал мимо. Поднялась Пампалче и пошла дальше. Повстречались ей молодые девушки в зелёных свадебных плащах и обшитых блёстками свадебных платках.

— Куда идёте, сестрицы? — спрашивает их Пампалче.

А девушки отвечают ей песней:

Идём за невестой,

За красивой невестой с серебряными зубами,

Красивой, как луна.

Есть у нас двенадцать пайданов браги,

Есть у нас двенадцать пайданов пива,

Идём за Сереброзубой Пампалче,

Чтобы увезти её к Водяному владыке.

— Идите, идите, — говорит им Пампалче. — Она вас давно поджидает. — А сама пошла дальше.
На второй день услышала Пампалче, как рога трубят, и увидела она вдали Водяного владыку. Едет он на чёрном, словно коршун, жеребце, по обеим сторонам его идут юноши в белых кафтанах и несут зелёные берёзовые ветви. Ту-у, ту-у! — громко трубит Водяной владыка в золотой рог, так громко, что деревья дрожат и птицы замолкают. Зарылась Пампалче в мох, и Водяной владыка, не заметив её, проехал мимо. Поднялась Пампалче и пошла дальше. Повстречались ей молодые девушки в зелёных свадебных плащах и обшитых блёстками свадебных платках. — Куда идёте, сестрицы? — спрашивает их Пампалче. А девушки отвечают ей песней: Идём за невестой, За красивой невестой с серебряными зубами, Красивой, как луна. Есть у нас двенадцать пайданов браги, Есть у нас двенадцать пайданов пива, Идём за Сереброзубой Пампалче, Чтобы увезти её к Водяному владыке. — Идите, идите, — говорит им Пампалче. — Она вас давно поджидает. — А сама пошла дальше.
Обратите внимание что ступни ног идущих людей повернуты в другую сторону. Это неспроста. В марийской сказке небесная дева остается в доме земного жениха, но потом начинает грустить по небу. ... В некоторых преданиях овдами мог именоваться целый лесной народец, у которого были крылья и повернутые назад ступни, что означало принадлежность к нечистой силе: когда этот народ справлял свои свадьбы, свадебные поезда двигались по рекам — «дорогам овды»
Обратите внимание что ступни ног идущих людей повернуты в другую сторону. Это неспроста. В марийской сказке небесная дева остается в доме земного жениха, но потом начинает грустить по небу. ... В некоторых преданиях овдами мог именоваться целый лесной народец, у которого были крылья и повернутые назад ступни, что означало принадлежность к нечистой силе: когда этот народ справлял свои свадьбы, свадебные поезда двигались по рекам — «дорогам овды»
Идёт Пампалче по лесу, а навстречу ей плетётся, ковыляет старуха, такая старая, что уже вся мохом обросла.

— Куда идёшь, бабушка? — спросила Пампалче старуху.

Старуха пошамкала и запела глухим голосом:

Иду за невестой,

За красивой невестой с серебряными зубами,

Румяной, как спелая клубника,

Светлой, как солнце.
Идёт Пампалче по лесу, а навстречу ей плетётся, ковыляет старуха, такая старая, что уже вся мохом обросла. — Куда идёшь, бабушка? — спросила Пампалче старуху. Старуха пошамкала и запела глухим голосом: Иду за невестой, За красивой невестой с серебряными зубами, Румяной, как спелая клубника, Светлой, как солнце.
Засмеялась Пампалче, и отвалилась у неё с зубов еловая смола.

Сердито взглянула на неё старуха:

— А-а! Я узнала тебя! Ты — Сереброзубая Пампалче! — закричала старуха и вцепилась в Пампалче своими костлявыми пальцами.

Вырвалась Пампалче и побежала.
Засмеялась Пампалче, и отвалилась у неё с зубов еловая смола. Сердито взглянула на неё старуха: — А-а! Я узнала тебя! Ты — Сереброзубая Пампалче! — закричала старуха и вцепилась в Пампалче своими костлявыми пальцами. Вырвалась Пампалче и побежала.
Бежит Пампалче, летит, словно птица, а старуха не отстаёт от неё ни на шаг, потому что это была не просто старуха, а злая ведьма Вувер-кува.

Добежала Пампалче до дальнего леса, до высокой горы, нет у неё уже сил бежать дальше, а Вувер-кува вот-вот настигнет и схватит её.

Залезла Пампалче на высокую сосну и запела:

Ой, сестрица, сестрица,

Спусти мне шёлковую лестницу!

А то поймает меня Вувер-кува,

Отдаст в жёны Водяному владыке.

Подбежала Вувер-кува к сосне, отломила свой костлявый палец, выдернула один свой кривой зуб, сделала топор и стала рубить под корень сосну, на которой сидела Пампалче.

— Ой, сестрица, сестрица! — громко поёт Пампалче.

А сестра отвечает ей с горы:

— Подожди, сестрица, я шёлковый клубок разматываю.
Бежит Пампалче, летит, словно птица, а старуха не отстаёт от неё ни на шаг, потому что это была не просто старуха, а злая ведьма Вувер-кува. Добежала Пампалче до дальнего леса, до высокой горы, нет у неё уже сил бежать дальше, а Вувер-кува вот-вот настигнет и схватит её. Залезла Пампалче на высокую сосну и запела: Ой, сестрица, сестрица, Спусти мне шёлковую лестницу! А то поймает меня Вувер-кува, Отдаст в жёны Водяному владыке. Подбежала Вувер-кува к сосне, отломила свой костлявый палец, выдернула один свой кривой зуб, сделала топор и стала рубить под корень сосну, на которой сидела Пампалче. — Ой, сестрица, сестрица! — громко поёт Пампалче. А сестра отвечает ей с горы: — Подожди, сестрица, я шёлковый клубок разматываю.
В это время вышел из лесу медведь. Жалко ему стало Пампалче, подошёл он к Вувер-куве и говорит ей:

— Дай я порублю сосну, а ты отдохни.

Отдала Вувер-кува топор медведю, а сама легла под куст и заснула.

Медведь взял топор и забросил его в озеро.

Проснулась Вувер-кува — нет ни медведя, ни топора, только круги по озеру идут. Рассердилась старуха, одним глотком выпила всю воду из озера, достала со дна топор и принялась сама рубить сосну.
В это время вышел из лесу медведь. Жалко ему стало Пампалче, подошёл он к Вувер-куве и говорит ей: — Дай я порублю сосну, а ты отдохни. Отдала Вувер-кува топор медведю, а сама легла под куст и заснула. Медведь взял топор и забросил его в озеро. Проснулась Вувер-кува — нет ни медведя, ни топора, только круги по озеру идут. Рассердилась старуха, одним глотком выпила всю воду из озера, достала со дна топор и принялась сама рубить сосну.
Пошёл по лесу страшный шум и стук, задрожала высокая сосна, и Пампалче запела ещё громче:

Ой, сестрица, сестрица,

Спусти шёлковую лестницу!

А то поймает меня Вувер-кува,

Отдаст в жёны Водяному владыке.

А сестра снова отвечает ей с высокой горы:

— Подожди, сестрица, я шёлковую лестницу плету.
Пошёл по лесу страшный шум и стук, задрожала высокая сосна, и Пампалче запела ещё громче: Ой, сестрица, сестрица, Спусти шёлковую лестницу! А то поймает меня Вувер-кува, Отдаст в жёны Водяному владыке. А сестра снова отвечает ей с высокой горы: — Подожди, сестрица, я шёлковую лестницу плету.
Затрещала сосна, стала валиться, но тут спустилась сверху шёлковая лестница, схватилась за неё Сереброзубая Пампалче и поднялась на высокую гору, к старшей сестре своей.

А злая Вувер-кува осталась ни с чем.

Как увидели звери лесные, что Сереброзубая Пампалче спаслась, обрадовались — пустились в пляс. Запели в зелёных ветвях голосистые птицы, а с высокой горы, отвечая им, весело запела Пампалче:

По блестящей шёлковой лестнице

Поднялась я на высокую гору —

Не поймает меня Вувер-кува,

Не отдаст меня в жёны Водяному владыке.
Затрещала сосна, стала валиться, но тут спустилась сверху шёлковая лестница, схватилась за неё Сереброзубая Пампалче и поднялась на высокую гору, к старшей сестре своей. А злая Вувер-кува осталась ни с чем. Как увидели звери лесные, что Сереброзубая Пампалче спаслась, обрадовались — пустились в пляс. Запели в зелёных ветвях голосистые птицы, а с высокой горы, отвечая им, весело запела Пампалче: По блестящей шёлковой лестнице Поднялась я на высокую гору — Не поймает меня Вувер-кува, Не отдаст меня в жёны Водяному владыке.
Трехголовый дракон (аналог славянского Змея Горыныча). На самом деле марийский дракон должен быть с человеческими головами, но от этого натурализма устроителям пришлось отказаться, так как дети пугались
Трехголовый дракон (аналог славянского Змея Горыныча). На самом деле марийский дракон должен быть с человеческими головами, но от этого натурализма устроителям пришлось отказаться, так как дети пугались
Богатыри земли марийской Чоткар, Чумбылат, Камай. Посмотрите на доспехи крайнего слева. Впервые вижу кольчугу из деревянных пластин. Такую часто использовали марийские всадники. Только там пластины крепились не вверху, а внизу. Чтобы при поражении копьем пехотинца снизу вверх, острие соскальзывало вверх и не травмировало наездника
Богатыри земли марийской Чоткар, Чумбылат, Камай. Посмотрите на доспехи крайнего слева. Впервые вижу кольчугу из деревянных пластин. Такую часто использовали марийские всадники. Только там пластины крепились не вверху, а внизу. Чтобы при поражении копьем пехотинца снизу вверх, острие соскальзывало вверх и не травмировало наездника
Из всех 12 марийских героев Мамич-Бердей наиболее значительная фигура. Его по праву можно назвать великим сыном марийского народа. Масштабы его деятельности и задачи, которые он перед собой ставил, впечатляют. После падения Казанского ханства в 1552 году, он впервые объединил марийцев, живших на левом берегу Волги и несколько лет, успешно противостоял ратям Московского царства. К началу 1556 года Мамич-Бердею удалось взять под контроль всё левобережье Волги. Казань находилась в блокаде. В марте Мамич-Бердей переправился на правый берег Волги, пытаясь склонить на свою сторону здешних марийцев и чувашей. Здесь он был пленён и 21 марта доставлен в Москву. После допросов, на которых присутствовали бояре и Иван Грозный, сотенного князя скорее всего казнил: Луговые марийцы сложили оружие только в 1557 году. 


Другой герой - ПОЛТЫШ.
Легендарный князь Малмыжского края, живший в XVI веке. Его резиденция находилась в городе Малмыж у реки Вятки. По преданиям это быта укрепленная крепость, окружённая широким рвом и высоким валом с дубовым частоколом. Полтышу довелось жить в суровые времена, когда царь Иван Грозный завоевывал Казанское ханство и весь Волго-Вятский край быт охвачен войной. Малмыжский князь, в то время уже старик, принял решение не подчиняться победителю, предпочитая лучше погибнуть свободным в бою. Первую волну наступавших врагов ему удаюсь отразить. Однако во второй раз против него были посланы более значительные силы. Полтыш с войском укрылся за стенами Малмыжа, подготовившегося к долгой осаде. Несмотря на огонь пушек, многочисленные штурмы, крепость не сдавалась. Осаждённые тщетно ждали, что соседние марийские князя придут им на помощь. Б городе заканчивалась еда. Было решено попытаться вырваться из окружения. В ожесточённом сражении, длившемся до полудня, Полтыш был смертельно ранен, но марийцам удалось уйти в леса. Малмыж был сожжён дотла. Согласно преданию, князь был похоронен в лодке на небольшом озере возле Малмыжа. Говорят, что раз в год ночью, Полтыш является на высоком берегу реки Шошмы, а к нему стекаются души погибших в бою.
Из всех 12 марийских героев Мамич-Бердей наиболее значительная фигура. Его по праву можно назвать великим сыном марийского народа. Масштабы его деятельности и задачи, которые он перед собой ставил, впечатляют. После падения Казанского ханства в 1552 году, он впервые объединил марийцев, живших на левом берегу Волги и несколько лет, успешно противостоял ратям Московского царства. К началу 1556 года Мамич-Бердею удалось взять под контроль всё левобережье Волги. Казань находилась в блокаде. В марте Мамич-Бердей переправился на правый берег Волги, пытаясь склонить на свою сторону здешних марийцев и чувашей. Здесь он был пленён и 21 марта доставлен в Москву. После допросов, на которых присутствовали бояре и Иван Грозный, сотенного князя скорее всего казнил: Луговые марийцы сложили оружие только в 1557 году. Другой герой - ПОЛТЫШ. Легендарный князь Малмыжского края, живший в XVI веке. Его резиденция находилась в городе Малмыж у реки Вятки. По преданиям это быта укрепленная крепость, окружённая широким рвом и высоким валом с дубовым частоколом. Полтышу довелось жить в суровые времена, когда царь Иван Грозный завоевывал Казанское ханство и весь Волго-Вятский край быт охвачен войной. Малмыжский князь, в то время уже старик, принял решение не подчиняться победителю, предпочитая лучше погибнуть свободным в бою. Первую волну наступавших врагов ему удаюсь отразить. Однако во второй раз против него были посланы более значительные силы. Полтыш с войском укрылся за стенами Малмыжа, подготовившегося к долгой осаде. Несмотря на огонь пушек, многочисленные штурмы, крепость не сдавалась. Осаждённые тщетно ждали, что соседние марийские князя придут им на помощь. Б городе заканчивалась еда. Было решено попытаться вырваться из окружения. В ожесточённом сражении, длившемся до полудня, Полтыш был смертельно ранен, но марийцам удалось уйти в леса. Малмыж был сожжён дотла. Согласно преданию, князь был похоронен в лодке на небольшом озере возле Малмыжа. Говорят, что раз в год ночью, Полтыш является на высоком берегу реки Шошмы, а к нему стекаются души погибших в бою.
ИДЕН.
В давние времена на берегу реки Шыгыр, что впадает в реку Уфу, родился марийский богатырь Иден. Вырос он огромным — голова его достигала небес, в день съедал до трёх быков. Славен он был как защитник марийцев. Когда пришла пора умирать, предсказал Иден соплеменникам, что с юга идут орды кочевников. Защиту от них мощно будет найти на севере, потому что скоро там появится новый богатырь Султан. Горе охватило марийцев: кочевники близки и уже нет времени укрыться от них. Умирающий богатырь, видя беду сородичей, согласился последний раз сослужить им, предложив перебраться по нему, как по мосту, на север, через речки, леса и овраги, через большую реку Ош (Белую). Для того чтобы тело стало твёрдым наполнили богатыря кровью пяти быков: для туловища, рук и ног. Однако не хватило одного быка для левой руки, и богатырь наполнил её тремя бочками медовухи. Распластался богатырь по земле и испустил дух. Марийцы пошли по нему. Те, кто шли по правой руке, благополучно перешли реку Ош. Левая же рука не выдержала, лопнула, а марийцы, шедшие по ней, утонули в разлившейся медовухе. С тех пор на этом месте течёт река Бирь. Говорят, что от горя сжалась у богатыря ладонь правой руки, так сильно, что выступила кровь, окропившая землю, и здесь появилась гора, называемая Красной.
ИДЕН. В давние времена на берегу реки Шыгыр, что впадает в реку Уфу, родился марийский богатырь Иден. Вырос он огромным — голова его достигала небес, в день съедал до трёх быков. Славен он был как защитник марийцев. Когда пришла пора умирать, предсказал Иден соплеменникам, что с юга идут орды кочевников. Защиту от них мощно будет найти на севере, потому что скоро там появится новый богатырь Султан. Горе охватило марийцев: кочевники близки и уже нет времени укрыться от них. Умирающий богатырь, видя беду сородичей, согласился последний раз сослужить им, предложив перебраться по нему, как по мосту, на север, через речки, леса и овраги, через большую реку Ош (Белую). Для того чтобы тело стало твёрдым наполнили богатыря кровью пяти быков: для туловища, рук и ног. Однако не хватило одного быка для левой руки, и богатырь наполнил её тремя бочками медовухи. Распластался богатырь по земле и испустил дух. Марийцы пошли по нему. Те, кто шли по правой руке, благополучно перешли реку Ош. Левая же рука не выдержала, лопнула, а марийцы, шедшие по ней, утонули в разлившейся медовухе. С тех пор на этом месте течёт река Бирь. Говорят, что от горя сжалась у богатыря ладонь правой руки, так сильно, что выступила кровь, окропившая землю, и здесь появилась гора, называемая Красной.
ЧОТКАР.
Легендарный богатырь, живший в незапамятные времена. Родился Чоткар в семье охотника. Рано возмужал. Отличался бесстрашием и огромной силой: один на один выходил драться с медведем, ударом кулака мог сломать сосну, вырвать с корнем столетний дуб. В те далёкие времена вторглись в марийские земли степные кочевники. Чоткар собрал войско и отразил нашествие степняков. После этого марийцы поняли, что объединившись, можно одолеть любого врага. Всю свою долгую жизнь богатырь посвятил защите родного народа и даже после смерти восставал из могилы и оказывал помощь марийцам в борьбе с неприятелями. Но однажды потревожили покой Чоткара понапрасну, без причины, и богатырь, обидевшись. более не откликался на призывы соплеменников. Но есть у марийцев вера, что когда покинут их силы, и отчаяние поселится в их сердцах, воспрянет Чоткар ото сна и поведёт марийцев к счастливой жизни. КАМАЙ.
Легендарный предводитель (князь) марийцев, населявших земли значительной пасти нынешних Сернурского и Куженерского районов Республики Марий Эл. В древности в этом краю жили удмурты. По мере роста численности марийцев между двумя народами стали возникать конфликты из-за земли. Предположительно в первой половине XVI века удмуртский князь Одо собрал войско с намерением изгнать марийцев, объединившихся в ответ на угрозу под предводительством Камая. Оба воинства сошлись, приготовившись к битве. Камай, стремясь избежать кровопролития, предложил решить конфликт в единоборстве и вызвал на бой князя Одо. «Если победит богатырь Одо», — сказал Камай. — то марийцы навсегда уйдут из этих мест, но если я одержу победу, то пусть удмурты покинут этот край». Согласится Одо. В жестокой схватке победу одержал Камай, и удмуртам пришлось уйти. Камай прославится как герой. Когда он умер, то марийцы его обожествили, как своего Покровителя. Ещё в XIX — начале XX века марийцы-горняки, добывавшие камень для изготовления жерновов в каменоломнях «Нолькинский камень» раз в год приносили Камай-Юм о (Богу Камаю) в жертву зайца. Марийцы верили, что он является в образе старика. Рядом с деревней Нур-Сола (Сернурский район) есть место, называемое Камай-Саҥга (Лоб Камая). Считается, что в полдень, или в полночь на этом месте появляются видения.
ЧОТКАР. Легендарный богатырь, живший в незапамятные времена. Родился Чоткар в семье охотника. Рано возмужал. Отличался бесстрашием и огромной силой: один на один выходил драться с медведем, ударом кулака мог сломать сосну, вырвать с корнем столетний дуб. В те далёкие времена вторглись в марийские земли степные кочевники. Чоткар собрал войско и отразил нашествие степняков. После этого марийцы поняли, что объединившись, можно одолеть любого врага. Всю свою долгую жизнь богатырь посвятил защите родного народа и даже после смерти восставал из могилы и оказывал помощь марийцам в борьбе с неприятелями. Но однажды потревожили покой Чоткара понапрасну, без причины, и богатырь, обидевшись. более не откликался на призывы соплеменников. Но есть у марийцев вера, что когда покинут их силы, и отчаяние поселится в их сердцах, воспрянет Чоткар ото сна и поведёт марийцев к счастливой жизни. КАМАЙ. Легендарный предводитель (князь) марийцев, населявших земли значительной пасти нынешних Сернурского и Куженерского районов Республики Марий Эл. В древности в этом краю жили удмурты. По мере роста численности марийцев между двумя народами стали возникать конфликты из-за земли. Предположительно в первой половине XVI века удмуртский князь Одо собрал войско с намерением изгнать марийцев, объединившихся в ответ на угрозу под предводительством Камая. Оба воинства сошлись, приготовившись к битве. Камай, стремясь избежать кровопролития, предложил решить конфликт в единоборстве и вызвал на бой князя Одо. «Если победит богатырь Одо», — сказал Камай. — то марийцы навсегда уйдут из этих мест, но если я одержу победу, то пусть удмурты покинут этот край». Согласится Одо. В жестокой схватке победу одержал Камай, и удмуртам пришлось уйти. Камай прославится как герой. Когда он умер, то марийцы его обожествили, как своего Покровителя. Ещё в XIX — начале XX века марийцы-горняки, добывавшие камень для изготовления жерновов в каменоломнях «Нолькинский камень» раз в год приносили Камай-Юм о (Богу Камаю) в жертву зайца. Марийцы верили, что он является в образе старика. Рядом с деревней Нур-Сола (Сернурский район) есть место, называемое Камай-Саҥга (Лоб Камая). Считается, что в полдень, или в полночь на этом месте появляются видения.
ЧУМБЫЛАТ.
Легендарный вождь и военачальник, живший приблизительно в ХIII — XIV веках. Стоял во главе союза марийцев, населявших бассейны рек Немца и Пижма, с центром, находившемся в районе города Советска Кировской области (в прошлом — Кукарка). Отличался богатырской силой, суровостью и мудростью. Под его началом марийские рати не знали поражений. В боевых доспехах, на коне, во главе своих воинов беспощадно крушил он врагов, осмелившихся вторгнутся в пределы подвластных ему земель. Долгая была жизнь у Чумбылата, но пришла пора умирать. Легенда гласит, что со слезами собрались вокруг него марийцы. Чумбалат же утешал их «Не плачьте, я и мёртвый буду вам помогать. Когда станет плохо, подойдите к моей могиле и громко скажите: «Чумбылат, вставай! Пришёл враг!..». Я встану оборонять вас». Его торжественно похоронили в полном боевом облачении вместе с конём на горе, что высится на берегу реки Немды. С тех пор называют её марийцы Чумбылат-Курык (Гора Чумбылата), а русские — Чимбулатов Камень. Велика была слава героя, и не было марийца, кто не знал бы о нём. Не обманул вождь соплеменников, откликался на их зов: выезжал из горы на своём любимом коне Чумбылат, круша неприятеля. Однажды, дети, балуясь, стали вызывать богатыря. Чумбылат, увидев, что беспокоят его из озорства, пообещал более не являться на зов о помощи. Но все же не оставил богатырь совсем марийцев без покровительства, и чтущим его он придаёт сил и хранит от зла. ОНАР.
Согласно мифологическим представлениям до появления человека на земле жили великаны — онары. Они якобы спустились с небес, чтобы упорядочить жизнь на земле. По некоторым представлениям они являлись предками марийцев. Онар обладал огромным ростом и могучей силой. Был такой величины, что до его колен едва доходили верхушки самых высоких деревьев. На его ладони мог поместиться пахарь с лошадью и сохой. Там, где он спал, оставалось углубление в земле от его головы, заполнявшееся водой и становившееся озером, а где высыпал из обуви забившуюся землю, возникали холмы. У Онара были доспехи из металла, но они не воевали, по крайней мере в землях, населённых марийцами.
ЧУМБЫЛАТ. Легендарный вождь и военачальник, живший приблизительно в ХIII — XIV веках. Стоял во главе союза марийцев, населявших бассейны рек Немца и Пижма, с центром, находившемся в районе города Советска Кировской области (в прошлом — Кукарка). Отличался богатырской силой, суровостью и мудростью. Под его началом марийские рати не знали поражений. В боевых доспехах, на коне, во главе своих воинов беспощадно крушил он врагов, осмелившихся вторгнутся в пределы подвластных ему земель. Долгая была жизнь у Чумбылата, но пришла пора умирать. Легенда гласит, что со слезами собрались вокруг него марийцы. Чумбалат же утешал их «Не плачьте, я и мёртвый буду вам помогать. Когда станет плохо, подойдите к моей могиле и громко скажите: «Чумбылат, вставай! Пришёл враг!..». Я встану оборонять вас». Его торжественно похоронили в полном боевом облачении вместе с конём на горе, что высится на берегу реки Немды. С тех пор называют её марийцы Чумбылат-Курык (Гора Чумбылата), а русские — Чимбулатов Камень. Велика была слава героя, и не было марийца, кто не знал бы о нём. Не обманул вождь соплеменников, откликался на их зов: выезжал из горы на своём любимом коне Чумбылат, круша неприятеля. Однажды, дети, балуясь, стали вызывать богатыря. Чумбылат, увидев, что беспокоят его из озорства, пообещал более не являться на зов о помощи. Но все же не оставил богатырь совсем марийцев без покровительства, и чтущим его он придаёт сил и хранит от зла. ОНАР. Согласно мифологическим представлениям до появления человека на земле жили великаны — онары. Они якобы спустились с небес, чтобы упорядочить жизнь на земле. По некоторым представлениям они являлись предками марийцев. Онар обладал огромным ростом и могучей силой. Был такой величины, что до его колен едва доходили верхушки самых высоких деревьев. На его ладони мог поместиться пахарь с лошадью и сохой. Там, где он спал, оставалось углубление в земле от его головы, заполнявшееся водой и становившееся озером, а где высыпал из обуви забившуюся землю, возникали холмы. У Онара были доспехи из металла, но они не воевали, по крайней мере в землях, населённых марийцами.
ПАШКАН.
Легендарный богатырь, живший в XVI веке в деревне Юлъял (ныне село Сидельниково Звениговского района Республики Марий Эл). Он отличался высоким ростом и огромной силой. Как говорит предание, у него была лошадь, настолько быстрая, что за два часа могла проскакать от Юлъяла до Казани и обратно. Пашкан не раз ходил на Казань вместе с московскими войсками. Согласно легенде, он самонадеянно вознамерился верхом на лошади взобраться на крепостные стены Казани. Опешившие от такой наглости татары решили наказать его и выставили против него пятьдесят всадников. Пашкан повернул лошадь и ускакал от погони. Думая, что оторвался от преследователей, он спешился передохнуть. Однако татарские всадники не отставали. Пашкан вновь вскочил в седло и поскакал ещё быстрее. Не доезжая немного до Юлъяла, его лошадь завязла в озере, а погоня приближалась. Пашкан успел сказать землякам, что пришёл его последний час и просил своих сородичей помнить о нём. Только он сказал это, как налетели преследователи и в ожесточённой, но неравной схватке богатырь пал. Узнав о гибели своего богатыря, марийцы решили отомстить. Татары, расположившиеся после погони и схватки на отдых, были все перебиты. Марийцы не забыли о Пашкане и почитали его как духа-покровителя — Керемета. Место, где он погиб, до сих пор называется Пашкан-керемет.

АКПАРС.
Один из легендарные старейшин «Горной стороны» (правобережье ВОЛГИ между реками Сура и Свияга), живший в середине XVI века. Участвовал во взятии Казани в 1552 году. Согласно легендам, Акпарс подал царю идею сделать подкоп под стены Казани. Чтобы измерить расстояние, он. играл на гуслях грустную мелодию, храбро дошёл до стен кремля. Осажденные, очарованные музыкой, не стреляли в него, и Акпарс живым вернулся обратно. Когда подкоп был готов, в него заложили заряд, но порох долго не взрывался, и вспыльчивый царь, подозревал предательство, готов был казнить старейшину, и туч прогремел взрыв. В стене образовался пролом, в него ринулись войска Ивана Грозного. Казань была взята. В честь победы был устроен пир, на котором царь одарил Акпарса золотой чашей, а также оделил его земельным пожалованием. Б исторических документах XVI — XVIII веков упоминается Акпарсова сотня. Возможно, это именно то владение, что было пожаловано марийскому старейшине Акпарсу.
ПАШКАН. Легендарный богатырь, живший в XVI веке в деревне Юлъял (ныне село Сидельниково Звениговского района Республики Марий Эл). Он отличался высоким ростом и огромной силой. Как говорит предание, у него была лошадь, настолько быстрая, что за два часа могла проскакать от Юлъяла до Казани и обратно. Пашкан не раз ходил на Казань вместе с московскими войсками. Согласно легенде, он самонадеянно вознамерился верхом на лошади взобраться на крепостные стены Казани. Опешившие от такой наглости татары решили наказать его и выставили против него пятьдесят всадников. Пашкан повернул лошадь и ускакал от погони. Думая, что оторвался от преследователей, он спешился передохнуть. Однако татарские всадники не отставали. Пашкан вновь вскочил в седло и поскакал ещё быстрее. Не доезжая немного до Юлъяла, его лошадь завязла в озере, а погоня приближалась. Пашкан успел сказать землякам, что пришёл его последний час и просил своих сородичей помнить о нём. Только он сказал это, как налетели преследователи и в ожесточённой, но неравной схватке богатырь пал. Узнав о гибели своего богатыря, марийцы решили отомстить. Татары, расположившиеся после погони и схватки на отдых, были все перебиты. Марийцы не забыли о Пашкане и почитали его как духа-покровителя — Керемета. Место, где он погиб, до сих пор называется Пашкан-керемет. АКПАРС. Один из легендарные старейшин «Горной стороны» (правобережье ВОЛГИ между реками Сура и Свияга), живший в середине XVI века. Участвовал во взятии Казани в 1552 году. Согласно легендам, Акпарс подал царю идею сделать подкоп под стены Казани. Чтобы измерить расстояние, он. играл на гуслях грустную мелодию, храбро дошёл до стен кремля. Осажденные, очарованные музыкой, не стреляли в него, и Акпарс живым вернулся обратно. Когда подкоп был готов, в него заложили заряд, но порох долго не взрывался, и вспыльчивый царь, подозревал предательство, готов был казнить старейшину, и туч прогремел взрыв. В стене образовался пролом, в него ринулись войска Ивана Грозного. Казань была взята. В честь победы был устроен пир, на котором царь одарил Акпарса золотой чашей, а также оделил его земельным пожалованием. Б исторических документах XVI — XVIII веков упоминается Акпарсова сотня. Возможно, это именно то владение, что было пожаловано марийскому старейшине Акпарсу.
В импровизированном макете марийской избы прячутся герои других марийских сказок. Баба с дедом что на старости лет слепили себе "мальчика-с-пальчика"
В импровизированном макете марийской избы прячутся герои других марийских сказок. Баба с дедом что на старости лет слепили себе "мальчика-с-пальчика"
Домовые в поверьях ассоциировались с чертями-ия
Домовые в поверьях ассоциировались с чертями-ия
Домовой
Домовой
Луговые мари
Луговые мари
Герои других сказок
Герои других сказок
Марийские священные рощи (мар. Кӱсото) — природно-ландшафтные памятники, используемые в качестве места проведения ритуалов марийской традиционной религии. Располагаются недалеко от деревни на возвышенных местах посреди полей в виде зелёного островка. Марийские рощи обычно огорожены и имеют три входа: с восточной стороны — для ввода жертвенных животных, с южной стороны — для принесения ключевой воды и с запада — для входа всех участников моления. В центре рощи располагаются почитаемые деревья, возле которых устанавливаются своеобразные алтари (шаге), устроенные из жердей, покрытых пихтовыми лапами; разводится огонь
Марийские священные рощи (мар. Кӱсото) — природно-ландшафтные памятники, используемые в качестве места проведения ритуалов марийской традиционной религии. Располагаются недалеко от деревни на возвышенных местах посреди полей в виде зелёного островка. Марийские рощи обычно огорожены и имеют три входа: с восточной стороны — для ввода жертвенных животных, с южной стороны — для принесения ключевой воды и с запада — для входа всех участников моления. В центре рощи располагаются почитаемые деревья, возле которых устанавливаются своеобразные алтари (шаге), устроенные из жердей, покрытых пихтовыми лапами; разводится огонь
Неожиданно "дверь" в священную рощу открывается и мы попадаем внутрь (в следующую комнату).
Неожиданно "дверь" в священную рощу открывается и мы попадаем внутрь (в следующую комнату).
Священные рощи в сознании верующих марийцев выступают посредниками людей в общении с божествами и Богом «Ош Поро Кугу Юмо» (добрый великий светлый Бог), символизируют устремленность вышнему к миру. Эти почитаемые рощи выполняют роль связующего звена между земными и небесными мирами. Марийцы рассматривают священную рощу как сакральную территорию, в пределах которой возможен контакт человека с Богом
Священные рощи в сознании верующих марийцев выступают посредниками людей в общении с божествами и Богом «Ош Поро Кугу Юмо» (добрый великий светлый Бог), символизируют устремленность вышнему к миру. Эти почитаемые рощи выполняют роль связующего звена между земными и небесными мирами. Марийцы рассматривают священную рощу как сакральную территорию, в пределах которой возможен контакт человека с Богом
В качестве посредника в общении людей с Богом в священных рощах выступают специально выбранные деревья «онапу» (дерево-господин или место, где восседает гость-господин), возле которого совершается моление с жертвоприношениями домашних животных и птиц
В качестве посредника в общении людей с Богом в священных рощах выступают специально выбранные деревья «онапу» (дерево-господин или место, где восседает гость-господин), возле которого совершается моление с жертвоприношениями домашних животных и птиц
Знак родового дерева (Еш пушеҥге). Каждая семья привлекает силы родовых деревьев. Чем они крепче, тем сильнее молодая семья
Знак родового дерева (Еш пушеҥге). Каждая семья привлекает силы родовых деревьев. Чем они крепче, тем сильнее молодая семья
Солнце (Кече). Знак добра, дающий жизнь всему живому на земле. Символ плодородия, оберег
Солнце (Кече). Знак добра, дающий жизнь всему живому на земле. Символ плодородия, оберег
Мать солнце
Мать солнце
Древо жизни (лось)
Древо жизни (лось)
Оберег мужской силы (Oрма). Знак зрелости мужчины, его способности воспроизводить
Оберег мужской силы (Oрма). Знак зрелости мужчины, его способности воспроизводить
Знак гармонии
Знак гармонии
В подготовке материала использованы сведения из Википедии
В подготовке материала использованы сведения из Википедии

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому