Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 21:45
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?
Фотоальбом

В сердце древнего Самарканда. Регистан...

Самаркандская площадь является самым известным регистаном благодаря расположенному на ней знаменитому архитектурному ансамблю 15–17 веков, центром которого являются медресе Улугбека (1417—1420 гг.), медресе Шердор (1619—1636 гг.) и медресе Тилля-Кари (1646—1660 гг.). Ансамбль из трёх медресе является уникальным примером искусства градостроительства и замечательным образцом архитектурного оформления главной площади города. Является одним из ярчайших примеров исламской архитектуры. В 2001 г. этот ансамбль вместе с другими древними историческими зданиями Самарканда был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Хотя Самарканд славится зодчеством Тимуридов, ко временам Тамерлана здесь не относится ничего, а Шер-Дор и Тилля-Кари и вовсе 17 век

Медресе Улугбека является старейшим медресе на площади Регистан и было возведено в 1417—1420 гг. правителем государства Тимуридов и учёным-астрономом Улугбеком. Возведение этого сооружения, а чуть позже и обсерватории, принесло Самарканду славу одного из главных центров науки средневекового Востока.

Медресе было построено в западной части площади Регистан, напротив него несколькими годами позже была возведена ханака Улугбека, а северная сторона была занята караван-сараем. Два последних сооружения простояли около двух столетий, а потом на их месте в начале XVII века появились дошедшие до наших дней медресе Шердор и медресе Тилля-Кари. Здание обращено к площади величественным восточным порталом с высокой стрельчатой аркой, над которой находится мозаичное панно с геометрическим орнаментом, выполненное из цветных кирпичиков, поливной и резной керамики
Медресе Улугбека является старейшим медресе на площади Регистан и было возведено в 1417—1420 гг. правителем государства Тимуридов и учёным-астрономом Улугбеком. Возведение этого сооружения, а чуть позже и обсерватории, принесло Самарканду славу одного из главных центров науки средневекового Востока. Медресе было построено в западной части площади Регистан, напротив него несколькими годами позже была возведена ханака Улугбека, а северная сторона была занята караван-сараем. Два последних сооружения простояли около двух столетий, а потом на их месте в начале XVII века появились дошедшие до наших дней медресе Шердор и медресе Тилля-Кари. Здание обращено к площади величественным восточным порталом с высокой стрельчатой аркой, над которой находится мозаичное панно с геометрическим орнаментом, выполненное из цветных кирпичиков, поливной и резной керамики
 Медресе Шердор было построено на месте ханаки Улугбека, возникшей в 1424 г. в восточной части площади напротив медресе Улугбека. К началу XVII века ханака наряду с другими зданиями площади обветшала и пришла в негодность. По распоряжению узбекского  правителя Самарканда Ялангтуша Бахадура было начато строительство медресе Шердор и Тилля-Кари. Медресе Шердор (медресе «с тиграми», «Обитель львов») было возведено зодчим по имени Абдул-Джаббар, мастер декора Мухаммед Аббас. Медресе Шердор почти зеркально повторяет стоящее напротив медресе Улугбека, хотя и в искажённых пропорциях. Его отличает непомерно большой по размеру купол, что могло послужить причиной постепенного разрушения здания уже через несколько десятков лет после его сооружения
Медресе Шердор было построено на месте ханаки Улугбека, возникшей в 1424 г. в восточной части площади напротив медресе Улугбека. К началу XVII века ханака наряду с другими зданиями площади обветшала и пришла в негодность. По распоряжению узбекского правителя Самарканда Ялангтуша Бахадура было начато строительство медресе Шердор и Тилля-Кари. Медресе Шердор (медресе «с тиграми», «Обитель львов») было возведено зодчим по имени Абдул-Джаббар, мастер декора Мухаммед Аббас. Медресе Шердор почти зеркально повторяет стоящее напротив медресе Улугбека, хотя и в искажённых пропорциях. Его отличает непомерно большой по размеру купол, что могло послужить причиной постепенного разрушения здания уже через несколько десятков лет после его сооружения
 Стены медресе покрыты цитатами из Корана, на входном портале изображён герб Самарканда — барсы с солнцем на спине, в центре арки помещена свастика, а наверху особым арабским шрифтом записано «Господь Всемогущ!». Украшение наружных и внутренних фасадов выполнены из глазурованного кирпича, мозаичных наборов и росписей с обилием позолоты. Отделка медресе Шердор заметно уступает в изысканности медресе Улугбека, возведённому в XV веке, на который пришелся «золотой век» архитектуры Самарканда. Тем не менее, гармония больших и малых форм, изящный рисунок мозаики, монументальность, чёткость симметрии — все это ставит медресе в один ряд с лучшими архитектурными памятниками города.

Символ льва и солнца пришёл из тюркской сельджукидской традиции (XII век). Он встречается на монетах тюркской династии Сельджукидов, откуда был заимствован монголами, а позднее Тамерланом и его потомками — бабуридами Индии. Это был астрологический и зодиакальный символ
Стены медресе покрыты цитатами из Корана, на входном портале изображён герб Самарканда — барсы с солнцем на спине, в центре арки помещена свастика, а наверху особым арабским шрифтом записано «Господь Всемогущ!». Украшение наружных и внутренних фасадов выполнены из глазурованного кирпича, мозаичных наборов и росписей с обилием позолоты. Отделка медресе Шердор заметно уступает в изысканности медресе Улугбека, возведённому в XV веке, на который пришелся «золотой век» архитектуры Самарканда. Тем не менее, гармония больших и малых форм, изящный рисунок мозаики, монументальность, чёткость симметрии — все это ставит медресе в один ряд с лучшими архитектурными памятниками города. Символ льва и солнца пришёл из тюркской сельджукидской традиции (XII век). Он встречается на монетах тюркской династии Сельджукидов, откуда был заимствован монголами, а позднее Тамерланом и его потомками — бабуридами Индии. Это был астрологический и зодиакальный символ
Медресе Тилля-Кари было возведено в северной части площади через десять лет после медресе Шердор на месте караван-сарая 1420-х годов. Главный фасад квадратного в плане здания симметричен и состоит из центрального портала и двухъярусных фронтальных крыльев с арочными нишами и угловыми башнями. Просторный двор застроен по периметру небольшими жилыми кельями, худжрами. С западной стороны двора расположено купольное здание мечети с двумя смежными галереями на столбах.
Медресе Тилля-Кари было возведено в северной части площади через десять лет после медресе Шердор на месте караван-сарая 1420-х годов. Главный фасад квадратного в плане здания симметричен и состоит из центрального портала и двухъярусных фронтальных крыльев с арочными нишами и угловыми башнями. Просторный двор застроен по периметру небольшими жилыми кельями, худжрами. С западной стороны двора расположено купольное здание мечети с двумя смежными галереями на столбах.
Здание медресе богато отделано мозаикой и майоликой с геометрическим и растительным орнаментом. В декорации интерьера обильно использована позолота, что и дало название медресе, означающее — «отделанное золотом». В мечети позолочены михраб и минбар, поверхность стен и сводов покрыты росписью кундаль с обильным применением золота.

На протяжении всей своей истории медресе Тилля-Кари было не только местом обучения студентов, но и выполняло роль соборной мечети.
Здание медресе богато отделано мозаикой и майоликой с геометрическим и растительным орнаментом. В декорации интерьера обильно использована позолота, что и дало название медресе, означающее — «отделанное золотом». В мечети позолочены михраб и минбар, поверхность стен и сводов покрыты росписью кундаль с обильным применением золота. На протяжении всей своей истории медресе Тилля-Кари было не только местом обучения студентов, но и выполняло роль соборной мечети.
Зайдем теперь внутрь медресе Улугбека вместе с гидом. Все постройки Регистана ныне сочетают роли музея и сувенирного базара
Зайдем теперь внутрь медресе Улугбека вместе с гидом. Все постройки Регистана ныне сочетают роли музея и сувенирного базара
К началу ХХ века самаркандское медресе лежало в руинах облупленным и одноэтажным, и нынешний облик - результат десятилетий советской реставрации. Само Улугбек-медресе. Его размер 81 на 51 метр, при том что двор всего-то 30 на 30
К началу ХХ века самаркандское медресе лежало в руинах облупленным и одноэтажным, и нынешний облик - результат десятилетий советской реставрации. Само Улугбек-медресе. Его размер 81 на 51 метр, при том что двор всего-то 30 на 30
Старинные фотографии конца 19-го века
Старинные фотографии конца 19-го века
Реставрационные работы по спасению падающего минарета медресе Улугбека. 1930 год
Реставрационные работы по спасению падающего минарета медресе Улугбека. 1930 год
Вот так проходила реставрация. Минарет падал, но его фундамент укрепляли
Вот так проходила реставрация. Минарет падал, но его фундамент укрепляли
Фактически, хан-учёный Улугбек строил и не медресе, а полноценный университет, где светским наукам уделялось едва ли не больше времени, чем богословию. В конце концов, Улугбек сам был астроном, его открытия (в первую очередь карта звёздного неба) не потеряли актуальности и ныне, и в свободное от государственных дел время всемогущий хан сам приходил читать лекции
Фактически, хан-учёный Улугбек строил и не медресе, а полноценный университет, где светским наукам уделялось едва ли не больше времени, чем богословию. В конце концов, Улугбек сам был астроном, его открытия (в первую очередь карта звёздного неба) не потеряли актуальности и ныне, и в свободное от государственных дел время всемогущий хан сам приходил читать лекции
Внутри медресе теперь миллион лавочек
Внутри медресе теперь миллион лавочек
Жаль у меня только ручная кладь. Нож в качестве сувенира не привезти
Жаль у меня только ручная кладь. Нож в качестве сувенира не привезти
Солнечные часы. Что же ещё должно быть в медресе Улугбека?
Солнечные часы. Что же ещё должно быть в медресе Улугбека?
Здесь показано как изготавливается шелковое полотно. Коконы лежат в тарелке
Здесь показано как изготавливается шелковое полотно. Коконы лежат в тарелке
С экспонатам под стеклом, тимуридскими изразцами и керамикой, соседствуют вещи на продажу
Напоминает азербайджанское "бута". Знак языка пламени в зороастризме
Напоминает азербайджанское "бута". Знак языка пламени в зороастризме
Посмотрите на форму специальных ножниц
Посмотрите на форму специальных ножниц
Гид закончил часовую экскурсию по трем памятникам Регистана. Мы теперь имеем возможность вернутся в медресе Улугбека и не торопясь пройтись по музейной экспозиции "История образования в Самарканде"
Гид закончил часовую экскурсию по трем памятникам Регистана. Мы теперь имеем возможность вернутся в медресе Улугбека и не торопясь пройтись по музейной экспозиции "История образования в Самарканде"
Вечером студенты учились освещая келью вот такой масляной лампой 19 - начала 20 веков
Вечером студенты учились освещая келью вот такой масляной лампой 19 - начала 20 веков
Среди преподавателей медресе были Казызаде Руми (дословно "Сын судьи Румейский" - он прибыл из Малой Азии и учил астрономии и математике Улугбека), его коллеги Каши и Кушчи (первый - создатель теории десятичных дробей), историк и описатель Тимуридской державы Фасих Хавафи... По легенде, последний пришёл сюда странствующим дервишем, работал на строительстве медресе, и как-то услышал разговор проходивших мимо Улугбека и других учёных о том, что ректором надо бы назначить человека, сведущего во всех науках. Оборванец тут же подошёл к ним и сказал, что он тут такой есть, и пустился в такие научные дебри, что кроме самого Улугбека и Казызаде никто из учёных мужей его просто не понял. Во всяком случае, первым ректором Улугбек действительно назначил Хавафи
Среди преподавателей медресе были Казызаде Руми (дословно "Сын судьи Румейский" - он прибыл из Малой Азии и учил астрономии и математике Улугбека), его коллеги Каши и Кушчи (первый - создатель теории десятичных дробей), историк и описатель Тимуридской державы Фасих Хавафи... По легенде, последний пришёл сюда странствующим дервишем, работал на строительстве медресе, и как-то услышал разговор проходивших мимо Улугбека и других учёных о том, что ректором надо бы назначить человека, сведущего во всех науках. Оборванец тут же подошёл к ним и сказал, что он тут такой есть, и пустился в такие научные дебри, что кроме самого Улугбека и Казызаде никто из учёных мужей его просто не понял. Во всяком случае, первым ректором Улугбек действительно назначил Хавафи
Алишер Навои (1441-1501) - известный узбекский поэт. среди учеников был персидский поэт-мистик Абдурахман Джами, а отдельные лекции слушал и Алишер Навои (в основном учившийся в Герате) - для Узбекистана они примерно как для нас Лермонтов и Пушкин соответственно, но только Джами писал на персидском, а Навои - на узбекском
Алишер Навои (1441-1501) - известный узбекский поэт. среди учеников был персидский поэт-мистик Абдурахман Джами, а отдельные лекции слушал и Алишер Навои (в основном учившийся в Герате) - для Узбекистана они примерно как для нас Лермонтов и Пушкин соответственно, но только Джами писал на персидском, а Навои - на узбекском
Наставники и ученики в медресе Улугбека
Наставники и ученики в медресе Улугбека
Мирзо Улугбек
Мирзо Улугбек
Изображение Мирзо Улугбека на тарелке
Изображение Мирзо Улугбека на тарелке
Со средневековой европейской гравюры. Вот так по мнению европейцев выглядел Мирзо Улугбек! Просто они не видели его никогда
Со средневековой европейской гравюры. Вот так по мнению европейцев выглядел Мирзо Улугбек! Просто они не видели его никогда
Бюст Улугбека реконструкции М. М. Герасимова 1942 года
Бюст Улугбека реконструкции М. М. Герасимова 1942 года
Ян Гевелий. Польский астроном
Ян Гевелий. Польский астроном
Карта созвездий на потолке
Карта созвездий на потолке
Макет обсерватории Мирзо Улугбека
Макет обсерватории Мирзо Улугбека
Часть обсерватории Улугбека, дошедшая до наших дней
Часть обсерватории Улугбека, дошедшая до наших дней
Вот так выглядел этот архитектурный ансамбль ровно 100 лет назад. Затем начались долгие десятилетия реставрационных работ
Вот так выглядел этот архитектурный ансамбль ровно 100 лет назад. Затем начались долгие десятилетия реставрационных работ
Фрагмент архитектурного декора. 19-й - начало 20-го века
Фрагмент архитектурного декора. 19-й - начало 20-го века
Коран из самаркандской бумаги. Калиграф Эргашев написал на самаркандской бумаге в стиле письма сульс арабского алфавита, украшенный позолотой
Коран из самаркандской бумаги. Калиграф Эргашев написал на самаркандской бумаге в стиле письма сульс арабского алфавита, украшенный позолотой
Вакф - документ землепользования эпохи Тимуридов
Вакф - документ землепользования эпохи Тимуридов
Великий шелковый путь и карта распространения самаркандской бумаги по всему миру
Великий шелковый путь и карта распространения самаркандской бумаги по всему миру
Каламдон-пенал. Вторая половина 19-го века
Каламдон-пенал. Вторая половина 19-го века
Теперь мы находимся во втором медресе. Медресе Шердор (1619-1636)
Теперь мы находимся во втором медресе. Медресе Шердор (1619-1636)
Шердор чуть-чуть уступает медресе Улугбека в размерах (70 на 56 метров), но его кельи (коих тут 50) были одноместные, масштаб здания совершенно не соразмерен числу студентов, это в чистом виде дом-памятник
Шердор чуть-чуть уступает медресе Улугбека в размерах (70 на 56 метров), но его кельи (коих тут 50) были одноместные, масштаб здания совершенно не соразмерен числу студентов, это в чистом виде дом-памятник
Медресе Шердор
Медресе Шердор
Шердор больше медресе Улугбека, но уступает ему совершенством отделки
Шердор больше медресе Улугбека, но уступает ему совершенством отделки
Теперь переходим в третье медресе, Тилля-Кари. Строительство медресе Тилля-Кари
Теперь переходим в третье медресе, Тилля-Кари. Строительство медресе Тилля-Кари
Напоминает цепочку созвездий или звездное небо.  Третье медресе Тилля-Кари строилось позже других и не входило в кош, поэтому выглядит совершенно иначе. Более того, чисто по размерам (75 на 75 метров) оно крупнее хивинского медресе Мухаммеда Амина... но опять же не является "крупнейшим медресе Туркестана", так как и не совсем медресе - фактически это была Джума-мечеть с учебным корпусом при ней, построенная взамен грандиозной тамерлановой Биби-Ханум (1399-1405), к тому времени пришедшей в аварийное состояние
Напоминает цепочку созвездий или звездное небо. Третье медресе Тилля-Кари строилось позже других и не входило в кош, поэтому выглядит совершенно иначе. Более того, чисто по размерам (75 на 75 метров) оно крупнее хивинского медресе Мухаммеда Амина... но опять же не является "крупнейшим медресе Туркестана", так как и не совсем медресе - фактически это была Джума-мечеть с учебным корпусом при ней, построенная взамен грандиозной тамерлановой Биби-Ханум (1399-1405), к тому времени пришедшей в аварийное состояние
Внутри мечети теперь целый музей
Внутри мечети теперь целый музей
По сторонам медресе находились кельи средневековых студентов
По сторонам медресе находились кельи средневековых студентов
Джума-мечеть и медресе называются позолоченными
Джума-мечеть и медресе называются позолоченными
Звездное небо?  Это наверное самый роскошный интерьер в Средней Азии
Звездное небо? Это наверное самый роскошный интерьер в Средней Азии
Специально оставлен нереставрированный участок. Чтобы было понятно как было и как стало
Специально оставлен нереставрированный участок. Чтобы было понятно как было и как стало
Выходим из мечети-медресе. Мы вновь во внутреннем дворе в многочисленных сувенирных  лавочках. На ковре изображена сцена учебы средневековых студентов в медресе...
Выходим из мечети-медресе. Мы вновь во внутреннем дворе в многочисленных сувенирных лавочках. На ковре изображена сцена учебы средневековых студентов в медресе...
Зайдем в лавку каллиграфа в медресе Тилля-Кари
Зайдем в лавку каллиграфа в медресе Тилля-Кари
Внутренний дворик Тилля-Кари
Внутренний дворик Тилля-Кари
И здесь теперь также сувенирные лавки
И здесь теперь также сувенирные лавки
Вот тут мы купили магнитик на деревянной основе. Цена вопроса 3 доллара
Вот тут мы купили магнитик на деревянной основе. Цена вопроса 3 доллара
Эти камни помнят туфли Улугбека. Источник Википедия и сайт: <a rel="nofollow noreferrer noopener" onclick="AddGoToLog(this, '');" href="https://varandej.livejournal.com/784937.html" class="ext_link" target="_blank">https://varandej.livejournal.com/784937.html</a>
Эти камни помнят туфли Улугбека. Источник Википедия и сайт: https://varandej.livejournal.com/784937.html

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому