Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 11:42
Вчера букинг прекратил работу в РФ? А что теперь с незавершённым кешбеком ?
Фотоальбом

Шахи-Зинда в Самарканде

Шахи-Зинда — памятник средневековой архитектуры в Самарканде, ансамбль мавзолеев Караханидской и Тимуридской знати. Дошедший до нас комплекс состоит из одиннадцати мавзолеев, последовательно пристраивавшихся друг к другу в течение XIV–XV веков. Тем не менее, в ходе раскопок на восточном склоне городища Афросиаб были обнаружены остатки мавзолеев XI–XII веков. В 2001 г. ансамбль мавзолеев Шахи Зинда вместе с другими древними постройками Самарканда включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Такое ощущение что накренившийся памятник архитектуры сейчас упадет
Такое ощущение что накренившийся памятник архитектуры сейчас упадет
Ансамбль Шахи Зинда был основан тюркской династией Караханидов и в дальнейшем формировался на протяжении 9 веков и включает более двадцати сооружений XI—XIV и XIX веков. До XVI века назывался Мазар шаха, имея ввиду Кусам ибн Аббаса. С XVI века стал известен под названием Шох-и Зинда — «живой царь». По поздней легенде, двоюродный брат пророка Мухаммеда, Кусам ибн Аббас, пришел в Самарканд с небольшим войском для утверждения ислама. Во время одного из набегов язычников Кусам ибн Аббас был поражён стрелой, но сумел скрыться от глаз неверных в образовавшейся расщелине (по другой версии, в колодце), где и живёт по сей день. Поскольку в древности арабские захоронения не декорировали цветной плиткой и росписями, оформлять помещение для паломников, прибывших к могиле Кусама, пришлось в позднее время, и роспись стен напоминает декор помещений в стиле модерн и в неорусском стиле
Ансамбль Шахи Зинда был основан тюркской династией Караханидов и в дальнейшем формировался на протяжении 9 веков и включает более двадцати сооружений XI—XIV и XIX веков. До XVI века назывался Мазар шаха, имея ввиду Кусам ибн Аббаса. С XVI века стал известен под названием Шох-и Зинда — «живой царь». По поздней легенде, двоюродный брат пророка Мухаммеда, Кусам ибн Аббас, пришел в Самарканд с небольшим войском для утверждения ислама. Во время одного из набегов язычников Кусам ибн Аббас был поражён стрелой, но сумел скрыться от глаз неверных в образовавшейся расщелине (по другой версии, в колодце), где и живёт по сей день. Поскольку в древности арабские захоронения не декорировали цветной плиткой и росписями, оформлять помещение для паломников, прибывших к могиле Кусама, пришлось в позднее время, и роспись стен напоминает декор помещений в стиле модерн и в неорусском стиле
Стоимость посещения для иностранцев - 3 доллара
Стоимость посещения для иностранцев - 3 доллара
Входной портал комплекса является самым новым его сооружением. Внутренние здания ансамбля делятся на нижнюю, среднюю и верхнюю группы, которые соединены между собой арочно-купольными проходами — чартаками.
Входной портал комплекса является самым новым его сооружением. Внутренние здания ансамбля делятся на нижнюю, среднюю и верхнюю группы, которые соединены между собой арочно-купольными проходами — чартаками.
Старейшие сооружения ансамбля, от которых сохранились только основания и надгробия, датируются эпохой тюркской династии Караханидов (XI—XII вв.). Подавляющее большинство построек относятся к эпохе Тимуридов (XIV—XV вв.), а перестройки XVI—XIX вв. практически не повлияли на композицию и внешний вид комплекса. Мавзолеи имеют бирюзовую отделку или покрыты темно-синей плиткой с цветочными орнаментами
Старейшие сооружения ансамбля, от которых сохранились только основания и надгробия, датируются эпохой тюркской династии Караханидов (XI—XII вв.). Подавляющее большинство построек относятся к эпохе Тимуридов (XIV—XV вв.), а перестройки XVI—XIX вв. практически не повлияли на композицию и внешний вид комплекса. Мавзолеи имеют бирюзовую отделку или покрыты темно-синей плиткой с цветочными орнаментами
Шахи-Зинда — единственный в Самарканде археолого-архитектурный памятник, в котором, включая культурные напластования Афрасиаба, отразилась почти 25-вековая история города
Шахи-Зинда — единственный в Самарканде археолого-архитектурный памятник, в котором, включая культурные напластования Афрасиаба, отразилась почти 25-вековая история города
Двухкупольный мавзолей 15-го века
Двухкупольный мавзолей 15-го века
Внутри двухкупольного мавзолея
Внутри двухкупольного мавзолея
Мавзолей Эмир-заде — архитектурный памятник в Самарканде, входящий в ансамбль Шахи-Зинда. Построен в 1386 году в эпоху Амира Темура.
Мавзолей Эмир-заде — архитектурный памятник в Самарканде, входящий в ансамбль Шахи-Зинда. Построен в 1386 году в эпоху Амира Темура.
Оставшаяся надпись читается следующим образом:

«Высокое указание [на возведение] возвышенного здания и прочного сооружения, предохранённого от разрушений, сделал Амир великий и почтенный … в благословенном Аллахом месяце шавваль года семьсот восемьдесят восьмого (2—30 ноября 1386 года)».
Оставшаяся надпись читается следующим образом: «Высокое указание [на возведение] возвышенного здания и прочного сооружения, предохранённого от разрушений, сделал Амир великий и почтенный … в благословенном Аллахом месяце шавваль года семьсот восемьдесят восьмого (2—30 ноября 1386 года)».
Мавзолей Эмир-заде уже много лет таит тайну захороненной здесь личности. Склеп никогда не вскрывался. Учёным имя захороненного лица неизвестно. Однако в «Зафар-наме» есть сведения о некоем Эмир-заде, названном племянником Амира Темура. Более информации о нём нет, но традиция приписывает мавзолею именно это имя. Архитектурное решение интерьера выполнено в строго классическом стиле — три ниши на каждой стене вместо одной и дополнительный шестнадцатигранник под куполом придают мавзолею лёгкость и стройность. Строгий интерьер в светлых тонах, покрытый белым ганчем, отличается от более мрачных по цвету, перегруженных тяжёлым керамическим декором интерьеров более ранних мавзолеев (например, мавзолея Шади-Мульк-ака). На щековых стенах портала имеются по шесть картушей, выложенных из рельефных майоликовых плит. В них квадратным куфи зашифрованы надписи, напоминающие по очертаниям обычный геометрический узор. Это надпись, в которой удалось угадать повторяющиеся в трёх картушах фрагменты из Корана (112: 1-4), и в остальных трёх — шахада: «Нет Бога, кроме Аллаха, Мухаммад — посланник Аллаха».
Мавзолей Эмир-заде уже много лет таит тайну захороненной здесь личности. Склеп никогда не вскрывался. Учёным имя захороненного лица неизвестно. Однако в «Зафар-наме» есть сведения о некоем Эмир-заде, названном племянником Амира Темура. Более информации о нём нет, но традиция приписывает мавзолею именно это имя. Архитектурное решение интерьера выполнено в строго классическом стиле — три ниши на каждой стене вместо одной и дополнительный шестнадцатигранник под куполом придают мавзолею лёгкость и стройность. Строгий интерьер в светлых тонах, покрытый белым ганчем, отличается от более мрачных по цвету, перегруженных тяжёлым керамическим декором интерьеров более ранних мавзолеев (например, мавзолея Шади-Мульк-ака). На щековых стенах портала имеются по шесть картушей, выложенных из рельефных майоликовых плит. В них квадратным куфи зашифрованы надписи, напоминающие по очертаниям обычный геометрический узор. Это надпись, в которой удалось угадать повторяющиеся в трёх картушах фрагменты из Корана (112: 1-4), и в остальных трёх — шахада: «Нет Бога, кроме Аллаха, Мухаммад — посланник Аллаха».
Мавзолей Шади-Мульк-ака — первая постройка времени правления Амира Темура в Самарканде, шедевр строительного и декоративного искусства своей эпохи. Год строительства мавзолея — 773 г. Х. (1371—1372 гг.). Возрождение Самарканда при Амире Темуре нашло закономерное отражение в судьбе главной святыни города — некрополе Шахи-Зинда, который предстаёт в новом архитектурно-художественном образе. Происходит решительная реконструкция караханидского некрополя. На месте караханидских усыпальниц возводятся царские гробницы родни Амира Темура по женской линии (сестёр, племянниц, жены, а возможно и не одной), мавзолеи крупных военачальников его армии. На боковых стенках входной ниши размещены замечательные резные панно, изображающие пышные букеты цветов в фигурных вазах. Всё это выполнено из резной поливной терракоты, а панно, пояс с надписью и тимпан — над аркой портала с оригинальным крупным орнаментом из виноградных лоз — из расписной майолики. В отделке помещения преобладает майолика. Ею украшены все поверхности от панели до зенита купола.
Мавзолей Шади-Мульк-ака — первая постройка времени правления Амира Темура в Самарканде, шедевр строительного и декоративного искусства своей эпохи. Год строительства мавзолея — 773 г. Х. (1371—1372 гг.). Возрождение Самарканда при Амире Темуре нашло закономерное отражение в судьбе главной святыни города — некрополе Шахи-Зинда, который предстаёт в новом архитектурно-художественном образе. Происходит решительная реконструкция караханидского некрополя. На месте караханидских усыпальниц возводятся царские гробницы родни Амира Темура по женской линии (сестёр, племянниц, жены, а возможно и не одной), мавзолеи крупных военачальников его армии. На боковых стенках входной ниши размещены замечательные резные панно, изображающие пышные букеты цветов в фигурных вазах. Всё это выполнено из резной поливной терракоты, а панно, пояс с надписью и тимпан — над аркой портала с оригинальным крупным орнаментом из виноградных лоз — из расписной майолики. В отделке помещения преобладает майолика. Ею украшены все поверхности от панели до зенита купола.
Главный фасад с портальной входной нишей на оси покрыт резной поливной терракотой зелено-бирюзового тона отдельными вставками расписной майолики. Зелено-бирюзовый тон, игра света и тени, тонко моделированные резные детали придают лёгкость и ажурность фасаду. Портал необыкновенно богат и изыскан в разработке деталей. Угловые стройные колонны покрыты мелкой, как бы ажурной резьбой, в основании пилонов портала — панели, каждая из которых разбита на три квадратных декоративных панно с геометрическим орнаментом.

Щёки и щипец портальной ниши сплошь заполнены расписными майоликовыми панно или резной поливной терракотой.

Вертикальные декоративные «дорожки» в облицовке главного фасада украшены эпиграфическим и геометрическим орнаментом — характерный приём для мавзолеев XIV в.

Вертикальные «дорожки» упираются в панно с фигурой трёхлопастного модахиля. Тимпан над входной аркой заполнен традиционными круглыми дисками на фоне растительного узора
Главный фасад с портальной входной нишей на оси покрыт резной поливной терракотой зелено-бирюзового тона отдельными вставками расписной майолики. Зелено-бирюзовый тон, игра света и тени, тонко моделированные резные детали придают лёгкость и ажурность фасаду. Портал необыкновенно богат и изыскан в разработке деталей. Угловые стройные колонны покрыты мелкой, как бы ажурной резьбой, в основании пилонов портала — панели, каждая из которых разбита на три квадратных декоративных панно с геометрическим орнаментом. Щёки и щипец портальной ниши сплошь заполнены расписными майоликовыми панно или резной поливной терракотой. Вертикальные декоративные «дорожки» в облицовке главного фасада украшены эпиграфическим и геометрическим орнаментом — характерный приём для мавзолеев XIV в. Вертикальные «дорожки» упираются в панно с фигурой трёхлопастного модахиля. Тимпан над входной аркой заполнен традиционными круглыми дисками на фоне растительного узора
Мавзолей Шади-Мульк-ака представляет собой характерное для последней четверти XIV в. мемориальное здание портально-купольного типа с ребристым куполом-порталом во всю ширину передней стены. Наружный купол в зените покрыт оригинальным декоративным навершием. Внутренний купол мавзолея с арочным восьмигранным ярусом в основании чрезвычайно вытянут по сравнению с приземистыми куполами ранних мавзолеев XIV в., имеет высокую стрелу подъёма двухцентровой кривой, резко отличается пропорциями от куполов предшествующий поры.
Мавзолей Шади-Мульк-ака представляет собой характерное для последней четверти XIV в. мемориальное здание портально-купольного типа с ребристым куполом-порталом во всю ширину передней стены. Наружный купол в зените покрыт оригинальным декоративным навершием. Внутренний купол мавзолея с арочным восьмигранным ярусом в основании чрезвычайно вытянут по сравнению с приземистыми куполами ранних мавзолеев XIV в., имеет высокую стрелу подъёма двухцентровой кривой, резко отличается пропорциями от куполов предшествующий поры.
Интерьер мавзолея Шади-Мульк-ака отличает пышная отделка. От пола до зенита купола мавзолей внутри покрыт расписной майоликой и резной поливной терракотой. Майолика, почти лишённая рельефа, насыщена яркими тонами росписи по глубоко синему тону. Внутренняя скуфья купола покрыта гуртами из восьми секций с каплевидными медальонами внутри.

Секции сходятся в зените, образуя две восьмиконечные звезды, вписанные одна в другую
Интерьер мавзолея Шади-Мульк-ака отличает пышная отделка. От пола до зенита купола мавзолей внутри покрыт расписной майоликой и резной поливной терракотой. Майолика, почти лишённая рельефа, насыщена яркими тонами росписи по глубоко синему тону. Внутренняя скуфья купола покрыта гуртами из восьми секций с каплевидными медальонами внутри. Секции сходятся в зените, образуя две восьмиконечные звезды, вписанные одна в другую
В цокольной части под полом мавзолея расположены две погребальные камеры (археологически не обследованы), вытянутые по оси север-юг. Одна, в центре мавзолея, по наружным замерам равна 2,5 × 1,2 м; другая, у западной стены, 1,5 × 3,6 м. Судя по внешним габаритам, ширина внутренней полости была в пределах 70-75 см в первом случае и 1 м во втором. Высота камер около 1,3-1,4 м. Это не фамильный склеп, а две погребальные камеры, которые соответствуют историческим данным о захоронении в мавзолее племянницы Темура — Улджай Шади-Мульк-ака и её матери, сестры Темура, — Туркан-ака. Снаружи в задней стене устроена глухая ниша со стрельчатой аркой. Это молитвенная ниша типа михраба, которую устраивали перед могилами согласно ритуалу, описанному в «Малой Кандие», где рекомендовано обратиться лицом к могиле и спиной к Кибле. Мавзолей по праву считается одной из жемчужин ансамбля Шахи-Зинда. Его строителями, как следует из надписи на портале, были самаркандские мастера Шамс ад-Дин и Барр ад-Дин, имена которых написаны на плоских поисках сталактитов в нише портала. Другой мастер — бухарский гончар Зайн ад-Дин тоже оставил своё имя на базе резной колонки северного пилона. Трогательна и одновременно скорбна надпись от имени матери, посвящённая безвременно умершей дочери — племяннице Темура, которая гласит:

«Это сад, в котором погребено сокровище счастья; это гробница, в которой затерялась драгоценная жемчужина, в которой с грацией нашла прибежище [обладающая] станом кипариса. Средство успокоения в том, чтобы [нам] быть вдвоём под землёй, подобно тому, как Сулейман унесён был ветром с той, которая была драгоценным камнем печати и счастья». Одна из надписей содержит назидание, к примеру:

«Искренней верности тленного мира не жди. Не жди, что свод и кровля сделаются куполом неба».
В цокольной части под полом мавзолея расположены две погребальные камеры (археологически не обследованы), вытянутые по оси север-юг. Одна, в центре мавзолея, по наружным замерам равна 2,5 × 1,2 м; другая, у западной стены, 1,5 × 3,6 м. Судя по внешним габаритам, ширина внутренней полости была в пределах 70-75 см в первом случае и 1 м во втором. Высота камер около 1,3-1,4 м. Это не фамильный склеп, а две погребальные камеры, которые соответствуют историческим данным о захоронении в мавзолее племянницы Темура — Улджай Шади-Мульк-ака и её матери, сестры Темура, — Туркан-ака. Снаружи в задней стене устроена глухая ниша со стрельчатой аркой. Это молитвенная ниша типа михраба, которую устраивали перед могилами согласно ритуалу, описанному в «Малой Кандие», где рекомендовано обратиться лицом к могиле и спиной к Кибле. Мавзолей по праву считается одной из жемчужин ансамбля Шахи-Зинда. Его строителями, как следует из надписи на портале, были самаркандские мастера Шамс ад-Дин и Барр ад-Дин, имена которых написаны на плоских поисках сталактитов в нише портала. Другой мастер — бухарский гончар Зайн ад-Дин тоже оставил своё имя на базе резной колонки северного пилона. Трогательна и одновременно скорбна надпись от имени матери, посвящённая безвременно умершей дочери — племяннице Темура, которая гласит: «Это сад, в котором погребено сокровище счастья; это гробница, в которой затерялась драгоценная жемчужина, в которой с грацией нашла прибежище [обладающая] станом кипариса. Средство успокоения в том, чтобы [нам] быть вдвоём под землёй, подобно тому, как Сулейман унесён был ветром с той, которая была драгоценным камнем печати и счастья». Одна из надписей содержит назидание, к примеру: «Искренней верности тленного мира не жди. Не жди, что свод и кровля сделаются куполом неба».
Мавзолей Ширин-бика-ака, 1385/86 г.
Мавзолей Ширин-бика-ака, 1385/86 г.
Внутри мавзолея Ширин-бика-ака, сестры Тимура
Внутри мавзолея Ширин-бика-ака, сестры Тимура
Неизвестный мавзолей. Еще толком не отреставрирован
Неизвестный мавзолей. Еще толком не отреставрирован
Мавзолей «Безымянный-1» (работы усто Алима Насафи). В 90-е годы XIV в. окончательно застраивается вся западная сторона «средней группы» ансамбля Шахи-Зинда в пределах крепостной стены городища Афросиаб. К этому времени полностью были уничтожены остатки строений XI—XII вв. На территории медресе Кусамийа выстраивается три портально-купольных гробницы: мавзолей «Безымянный-1» (работы усто Алима Насафи), «Безымянный-2» и эмира Бурундука.

Все три мавзолея 90-х годов XIV в., стояли свободными от пристроек, на расстоянии нескольких метров друг от друга. Раскопками установлено, что между ними не было других гробниц в XIV—XV вв
Мавзолей «Безымянный-1» (работы усто Алима Насафи). В 90-е годы XIV в. окончательно застраивается вся западная сторона «средней группы» ансамбля Шахи-Зинда в пределах крепостной стены городища Афросиаб. К этому времени полностью были уничтожены остатки строений XI—XII вв. На территории медресе Кусамийа выстраивается три портально-купольных гробницы: мавзолей «Безымянный-1» (работы усто Алима Насафи), «Безымянный-2» и эмира Бурундука. Все три мавзолея 90-х годов XIV в., стояли свободными от пристроек, на расстоянии нескольких метров друг от друга. Раскопками установлено, что между ними не было других гробниц в XIV—XV вв
В зданиях четко выражен процесс эволюции инженерных конструкций. Кубическое основание венчал двойной внутренний и внешний купол на граненых барабанах. По своим архитектурным формам и декору мавзолей как бы подводит итоги развития раннетемуридской школы. Если рассматривать верхнюю часть здания, то до нас дошло только основание внешнего купола и восьмигранный барабан. П-образную раму портала составляют не узкие орнаментальные полосы, как на ранних усыпальницах XIV в., а одна широкая дорожка из переплетающихся лент, которые образуют узор из вытянутых восьмиконечных звезд и крестовин — гирих, популярный с XI в. по сегодняшний день в мусульманских странах
В зданиях четко выражен процесс эволюции инженерных конструкций. Кубическое основание венчал двойной внутренний и внешний купол на граненых барабанах. По своим архитектурным формам и декору мавзолей как бы подводит итоги развития раннетемуридской школы. Если рассматривать верхнюю часть здания, то до нас дошло только основание внешнего купола и восьмигранный барабан. П-образную раму портала составляют не узкие орнаментальные полосы, как на ранних усыпальницах XIV в., а одна широкая дорожка из переплетающихся лент, которые образуют узор из вытянутых восьмиконечных звезд и крестовин — гирих, популярный с XI в. по сегодняшний день в мусульманских странах
Наиболее эффектен главный входной портал, облицованный рельефной майоликой. Резная терракота здесь полностью вытеснена. В декоративном убранстве пилонов совершенно новые композиции. Грани барабана облицованы плитами с геометрическим орнаментом из голубых и синих изразцов, выполненных гравировкой, имитирующей кирпичный набор. Узор представляет геометризованный куфи, где местами можно прочитать слово «Мухаммад». Боковые и задний фасады мавзолея облицованы парным шлифованным кирпичом в чередовании с голубыми «бантиками». В основании фасадов проходит панель из отдельных прямоугольных и квадратных панно
Наиболее эффектен главный входной портал, облицованный рельефной майоликой. Резная терракота здесь полностью вытеснена. В декоративном убранстве пилонов совершенно новые композиции. Грани барабана облицованы плитами с геометрическим орнаментом из голубых и синих изразцов, выполненных гравировкой, имитирующей кирпичный набор. Узор представляет геометризованный куфи, где местами можно прочитать слово «Мухаммад». Боковые и задний фасады мавзолея облицованы парным шлифованным кирпичом в чередовании с голубыми «бантиками». В основании фасадов проходит панель из отдельных прямоугольных и квадратных панно
Мавзолей Эмира Бурундука — архитектурный памятник в Самарканде, входящий в ансамбль Шахи-Зинда. Построен в 90-е годы XIV века. Мавзолей Эмира Бурундука — одна из наиболее скромных по изразцовому декору усыпальниц ансамбля Шахи-Зинда темуридовского времени. На здании не сохранилось ни даты постройки, ни других исторических надписей. По преданию, мавзолей принадлежит одному из сподвижников Амира Темура — эмиру Бурундуку, который много раз упомянут Шараф ад-Дином Йазди в «Зафар Наме» («Книга побед»).
Мавзолей Эмира Бурундука — архитектурный памятник в Самарканде, входящий в ансамбль Шахи-Зинда. Построен в 90-е годы XIV века. Мавзолей Эмира Бурундука — одна из наиболее скромных по изразцовому декору усыпальниц ансамбля Шахи-Зинда темуридовского времени. На здании не сохранилось ни даты постройки, ни других исторических надписей. По преданию, мавзолей принадлежит одному из сподвижников Амира Темура — эмиру Бурундуку, который много раз упомянут Шараф ад-Дином Йазди в «Зафар Наме» («Книга побед»).
Если предания верны и усыпальница действительно принадлежит эмиру Бурундуку, то это неудивительно, что здание отделывалось в несколько этапов. Длительные завоевательные походы Амира Темура в конце XIV — начале XV веков, политические смуты после его смерти, в которых активно участвовал Бурундук, на долгие годы отвлекали заказчика от строительных работ. Мавзолей эмира Бурундука выстроен на месте северо-восточного крыла медресе, которое окончательно было разобрано при возведении комплекса Туман-ака в начале XV века. Склеп мавзолея — самый просторный из всех склепов Шахи-Зинда в XIV веке. Это не автономная камера, выстроенная в отдельном котловане, как в ранних усыпальницах, а сложное по конфигурации помещение, где стены наземной части мавзолея продолжают стены склепа. Такая технология характерна для мавзолеев конца XIV — начала XV веков
Если предания верны и усыпальница действительно принадлежит эмиру Бурундуку, то это неудивительно, что здание отделывалось в несколько этапов. Длительные завоевательные походы Амира Темура в конце XIV — начале XV веков, политические смуты после его смерти, в которых активно участвовал Бурундук, на долгие годы отвлекали заказчика от строительных работ. Мавзолей эмира Бурундука выстроен на месте северо-восточного крыла медресе, которое окончательно было разобрано при возведении комплекса Туман-ака в начале XV века. Склеп мавзолея — самый просторный из всех склепов Шахи-Зинда в XIV веке. Это не автономная камера, выстроенная в отдельном котловане, как в ранних усыпальницах, а сложное по конфигурации помещение, где стены наземной части мавзолея продолжают стены склепа. Такая технология характерна для мавзолеев конца XIV — начала XV веков
Ворота-Дарвоза
Ворота-Дарвоза
Мавзолей Ходжи Ахмада. Построен в 40- е годы XIV века. В посвятительной надписи на портале упомянуто имя некоего Ходжи Ахмада, отчего появилось предположение, что этот человек и был погребен в мавзолее. Однако этот человек мог быть отцом или дедом покойного (покойной), поскольку средняя часть надписи утрачена
Мавзолей Ходжи Ахмада. Построен в 40- е годы XIV века. В посвятительной надписи на портале упомянуто имя некоего Ходжи Ахмада, отчего появилось предположение, что этот человек и был погребен в мавзолее. Однако этот человек мог быть отцом или дедом покойного (покойной), поскольку средняя часть надписи утрачена
Мавзолей Ходжи Ахмада представляет собой типичный для XIV века однокамерный портально-купольный тип здания с главным порталом во всю ширину передней стены, который был тиражирован в ансамбле в последующие десятилетия
Мавзолей Ходжи Ахмада представляет собой типичный для XIV века однокамерный портально-купольный тип здания с главным порталом во всю ширину передней стены, который был тиражирован в ансамбле в последующие десятилетия
Мавзолей и поминальная мечеть Туман-ака (1405 г.)
Мавзолей и поминальная мечеть Туман-ака (1405 г.)
Мавзолей одной из жен Тимура (а ведь было ещё и куча наложниц) Кутлуг-ака
Мавзолей одной из жен Тимура (а ведь было ещё и куча наложниц) Кутлуг-ака
Верхняя группа построек включает три стоящих напротив друг друга мавзолея, как бы состязающихся красотой облицовок и образующих очаровательный затененный дворик. Северная часть двора замыкается мавзолеем Ходжа-Ахмада, построенным ещё в дотимуровское время примерно в 1340-е годы. Восточная и западная стороны этого дворика окружены безымянным мавзолеем 1360—1361 гг. и мавзолеем Туман-ака начала XV века.
Верхняя группа построек включает три стоящих напротив друг друга мавзолея, как бы состязающихся красотой облицовок и образующих очаровательный затененный дворик. Северная часть двора замыкается мавзолеем Ходжа-Ахмада, построенным ещё в дотимуровское время примерно в 1340-е годы. Восточная и западная стороны этого дворика окружены безымянным мавзолеем 1360—1361 гг. и мавзолеем Туман-ака начала XV века.
Наверху и слева от архитектурного комплекса расположено кладбище. Мы немного по нему прогулялись
Наверху и слева от архитектурного комплекса расположено кладбище. Мы немного по нему прогулялись
Зороастрийские мотивы в отделке. В 2004—2005 гг. по распоряжению правительства Узбекистана комплекс Шахи-Зинда подвергся глобальной реставрации, во время которой забор улочки мавзолеев, возвышающийся по правой стороне дорожки, убрали для того, чтобы открыть пространство, на котором обнаружены мечеть, медресе раннего Средневековья (XI в.) и следы более ранних мавзолеев
Зороастрийские мотивы в отделке. В 2004—2005 гг. по распоряжению правительства Узбекистана комплекс Шахи-Зинда подвергся глобальной реставрации, во время которой забор улочки мавзолеев, возвышающийся по правой стороне дорожки, убрали для того, чтобы открыть пространство, на котором обнаружены мечеть, медресе раннего Средневековья (XI в.) и следы более ранних мавзолеев
На кладбище...
На кладбище...
Вид на ансамбль сверху с кладбища
Вид на ансамбль сверху с кладбища
Спускаться здесь, слева от комплекса по территории кладбища нелегко
Спускаться здесь, слева от комплекса по территории кладбища нелегко
Мы вновь у входной группы
Мы вновь у входной группы
Баня (хамам). Архитектурный памятник 15-го века
Баня (хамам). Архитектурный памятник 15-го века
В подготовке материала использованы сведения из Википедии
В подготовке материала использованы сведения из Википедии

Теги: Самостоятельные путешествия, Паломнические туры, Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании Туров на Travelata.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому