Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был 16 декабря 21:16
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?
Фотоальбом

Любопытный музей в старинном бухарском медресе...

STF-L09
12 23
Бухара — Узбекистан Январь 2022

Эй, муфтий, погляди… Мы умней и дельнее, чем ты.
Как с утра мы ни пьяны, мы все же трезвее, чем ты.
Кровь лозы виноградной мы пьем, ты же кровь своих ближних;
Сам суди, кто из нас кровожадней и злее, чем ты.

********

(Омар Хайям).

Здание медресе. Теперь здесь музей. Медресе́ (араб. مدرسة‎ [ма́драса], букв. «место учения», «место, где проходит обучение»; от араб. درس [да́раса] — «учить») — мусульманское религиозно-просветительское и учебное заведение второй ступени (после начальной). Выполняет функцию средней общеобразовательной школы и мусульманской духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное. В медресе поступают после окончания мектеба (мактаба) или домашней коранической школы. Выпускники медресе имеют право поступать в университет.

В средние века это был единственный высший общеобразовательный институт в исламском мире, где готовили служителей культа, учителей начальных школ, а также служащих государственного аппарата. Медресе заканчивали ведущие учёные Арабского мира
Здание медресе. Теперь здесь музей. Медресе́ (араб. مدرسة‎ [ма́драса], букв. «место учения», «место, где проходит обучение»; от араб. درس [да́раса] — «учить») — мусульманское религиозно-просветительское и учебное заведение второй ступени (после начальной). Выполняет функцию средней общеобразовательной школы и мусульманской духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное. В медресе поступают после окончания мектеба (мактаба) или домашней коранической школы. Выпускники медресе имеют право поступать в университет. В средние века это был единственный высший общеобразовательный институт в исламском мире, где готовили служителей культа, учителей начальных школ, а также служащих государственного аппарата. Медресе заканчивали ведущие учёные Арабского мира
Вход в музей платный. В первые века ислама функции медресе исполняла мечеть. Относительно времени и места возникновения медресе как самостоятельной организации ведутся дискуссии. Считается, что первые медресе начали функционировать в Мавераннахре и Хорасане.

К самым ранним медресе относится медресе в Бухаре, которое упомянуто в описании пожара Бухары 937 года. Первые попытки создания централизованной системы образования были сделаны при Аббасидах. Широко распространёно мнение, что медресе появились в государстве Сельджукидов (XI—XII вв.) в качестве реакции суннитов на создание Фатимидами-исмаилитами в Египте очагов пропаганды шиизма — Дворцов мудрости (Дар аль-хикма) и Домов науки (Дар аль-илм). Разветвленная сеть медресе помогла Сельджукидам популяризировать постулаты суннитского ислама. Прообразом медресе как государственного учреждения мог быть Дом мудрости (Байт аль-хикма) в Багдаде, основанный халифом Харун ар-Рашидом. В стенах Дома мудрости, более известного как Академия аль-Маамуна (813—833), переводились на арабский язык античные трактаты по философии, астрономии, медицине, механике и т. д.
Вход в музей платный. В первые века ислама функции медресе исполняла мечеть. Относительно времени и места возникновения медресе как самостоятельной организации ведутся дискуссии. Считается, что первые медресе начали функционировать в Мавераннахре и Хорасане. К самым ранним медресе относится медресе в Бухаре, которое упомянуто в описании пожара Бухары 937 года. Первые попытки создания централизованной системы образования были сделаны при Аббасидах. Широко распространёно мнение, что медресе появились в государстве Сельджукидов (XI—XII вв.) в качестве реакции суннитов на создание Фатимидами-исмаилитами в Египте очагов пропаганды шиизма — Дворцов мудрости (Дар аль-хикма) и Домов науки (Дар аль-илм). Разветвленная сеть медресе помогла Сельджукидам популяризировать постулаты суннитского ислама. Прообразом медресе как государственного учреждения мог быть Дом мудрости (Байт аль-хикма) в Багдаде, основанный халифом Харун ар-Рашидом. В стенах Дома мудрости, более известного как Академия аль-Маамуна (813—833), переводились на арабский язык античные трактаты по философии, астрономии, медицине, механике и т. д.
Абу́ Абдулла́х Джафа́р ибн Мухаммад Рудаки́ (перс. ابو عبد الله رودکی‎) — персидский поэт, певец, основоположник персидской литературы. Один из первых известных персидских поэтов, начавший сочинять стихи на новоперсидском языке. Считается «отцом персидской поэзии», который стоял у истоков литературы на этом языке. По преданию, сложил около 180 тыс. бейтов, из которых дошло около 1 тыс. Целиком сохранились 2 касыды («Мать вина» и «О старости») и около 40 рубаи
Абу́ Абдулла́х Джафа́р ибн Мухаммад Рудаки́ (перс. ابو عبد الله رودکی‎) — персидский поэт, певец, основоположник персидской литературы. Один из первых известных персидских поэтов, начавший сочинять стихи на новоперсидском языке. Считается «отцом персидской поэзии», который стоял у истоков литературы на этом языке. По преданию, сложил около 180 тыс. бейтов, из которых дошло около 1 тыс. Целиком сохранились 2 касыды («Мать вина» и «О старости») и около 40 рубаи
Место его рождения до 1940 года не было известно. По мнению одних родиной Рудаки являлась Бухара, другие считали Самарканд, третьи — селение Панджруд. На основе письменных свидетельств и общения с местными жителями, крупнейший таджикский писатель и литературовед Садриддин Айни пришёл к заключению, что родиной поэта является селение Рудак. Ему же удалось установить место захоронения поэта в кишлаке Панджруд. К какому социальному классу принадлежала семья Рудаки неизвестно. Но из одного бейта вытекает, что поэт был выходцем из низов и что ему пришлось претерпеть трудности:

"...[Носил] я чарыки, [ездил] на осле, а теперь достиг того,
Что признаю китайские сапоги и арабского коня..."
Место его рождения до 1940 года не было известно. По мнению одних родиной Рудаки являлась Бухара, другие считали Самарканд, третьи — селение Панджруд. На основе письменных свидетельств и общения с местными жителями, крупнейший таджикский писатель и литературовед Садриддин Айни пришёл к заключению, что родиной поэта является селение Рудак. Ему же удалось установить место захоронения поэта в кишлаке Панджруд. К какому социальному классу принадлежала семья Рудаки неизвестно. Но из одного бейта вытекает, что поэт был выходцем из низов и что ему пришлось претерпеть трудности: "...[Носил] я чарыки, [ездил] на осле, а теперь достиг того, Что признаю китайские сапоги и арабского коня..."
А. Т. Тагирджанов полагает, что отец поэта либо принадлежал к духовенству, либо был образованным человеком. Останавливая своё внимание на том, что к восьмилетнему возрасту Рудаки знал наизусть Коран, он высказывает предположение, что учить священную книгу поэт начал с 5-6 лет, поскольку выучить наизусть книгу на неизвестном языке «дело довольно сложное». По всей вероятности, необходимо было ежедневно по несколько часов читать ему, а делать это могли как родители ребёнка, так и кто-нибудь из жителей селения или его имам. Начиная с конца X века в литературе встречаются утверждения, что Рудаки был слеп от рождения.  По мнению видного советского антрополога М. М. Герасимова, восстановивший скульптурный портрет поэта по его останкам, Рудаки был ослеплён в зрелом возрасте: ему были выжжены глаза. В одном из своих стихотворений Рудаки говорит, что он прибыл в Бухару уже зрелым поэтом и состоятельным человеком:

"...Слуга твой с далёкого пути, на коне, юным и богатым
Прибыл к тебе, о благе твоём помышляя, блага тебе желая..."
А. Т. Тагирджанов полагает, что отец поэта либо принадлежал к духовенству, либо был образованным человеком. Останавливая своё внимание на том, что к восьмилетнему возрасту Рудаки знал наизусть Коран, он высказывает предположение, что учить священную книгу поэт начал с 5-6 лет, поскольку выучить наизусть книгу на неизвестном языке «дело довольно сложное». По всей вероятности, необходимо было ежедневно по несколько часов читать ему, а делать это могли как родители ребёнка, так и кто-нибудь из жителей селения или его имам. Начиная с конца X века в литературе встречаются утверждения, что Рудаки был слеп от рождения. По мнению видного советского антрополога М. М. Герасимова, восстановивший скульптурный портрет поэта по его останкам, Рудаки был ослеплён в зрелом возрасте: ему были выжжены глаза. В одном из своих стихотворений Рудаки говорит, что он прибыл в Бухару уже зрелым поэтом и состоятельным человеком: "...Слуга твой с далёкого пути, на коне, юным и богатым Прибыл к тебе, о благе твоём помышляя, блага тебе желая..."
Ахмад Дониш (перс. احمد دانش‎, тадж. Аҳмад Дониш, 1827—1897) — таджикский учёный, писатель, просветитель, философ, мыслитель и поэт, государственный деятель Бухарского эмирата. Глава кружка таджикских просветителей XIX века
Ахмад Дониш (перс. احمد دانش‎, тадж. Аҳмад Дониш, 1827—1897) — таджикский учёный, писатель, просветитель, философ, мыслитель и поэт, государственный деятель Бухарского эмирата. Глава кружка таджикских просветителей XIX века
Глава кружка таджикских просветителей XIX века. В середине 50-х годов XIX в. Дониш служил при дворе эмира Насруллы (1827—1860). Однако вскоре он приобрёл известность как учёный и даровитый литератор. Эмир Насрулла назначил его секретарём посольства, отправленного в 1857 году в Санкт-Петербург для установления дружественных отношений с Россией. Знакомство с русской культурой произвели на Дониша огромное впечатление и резко изменили его представления об устройстве общества и государства. Путешествие Дониша в 1869—1870 гг. в Россию в составе второго Бухарского посольства обогатило его новыми впечатлениями, наблюдениями и мыслями. После возвращения в 1874 году из третьей поездки в Санкт-Петербург Дониш написал трактат, в котором изложил программу реформы государственного устройства, и преподнёс своё сочинение эмиру. Однако эмир и его окружение, напуганные смелыми предложениями Дониша, вынудили его покинуть двор и, стараясь ограничить его влияние, назначили казием отдалённого района эмирата Гузара. Вдали от Бухары Дониш занимается творческой работой
Глава кружка таджикских просветителей XIX века. В середине 50-х годов XIX в. Дониш служил при дворе эмира Насруллы (1827—1860). Однако вскоре он приобрёл известность как учёный и даровитый литератор. Эмир Насрулла назначил его секретарём посольства, отправленного в 1857 году в Санкт-Петербург для установления дружественных отношений с Россией. Знакомство с русской культурой произвели на Дониша огромное впечатление и резко изменили его представления об устройстве общества и государства. Путешествие Дониша в 1869—1870 гг. в Россию в составе второго Бухарского посольства обогатило его новыми впечатлениями, наблюдениями и мыслями. После возвращения в 1874 году из третьей поездки в Санкт-Петербург Дониш написал трактат, в котором изложил программу реформы государственного устройства, и преподнёс своё сочинение эмиру. Однако эмир и его окружение, напуганные смелыми предложениями Дониша, вынудили его покинуть двор и, стараясь ограничить его влияние, назначили казием отдалённого района эмирата Гузара. Вдали от Бухары Дониш занимается творческой работой


В 1880—1889 годы он завершает своё главное произведение «Редкостные события». Нравоучительные и философско-этические рассказы, путевые заметки о путешествиях в Россию, включённые в это сочинение, отражали его просветительские идеи. Слава Дониша как учёного, писателя, смелого критика эмирата и толкователя догм ислама ещё больше укрепилась среди передовой общественности Бухары, в его честь слагались касыды, его превозносили как главу учёных видные литераторы. Занявший престол Сеид-Абдул-Ахад-Хан (1885—1910) был вынужден вызвать Дониша в Бухару и, чтобы оказать видимую милость учёному мужу, назначил его библиотекарем одного из знаменитых медресе. Но монаршие «милости» не подкупили Дониша, до конца жизни он оставался непримиримым критиком эмирата.
В 1880—1889 годы он завершает своё главное произведение «Редкостные события». Нравоучительные и философско-этические рассказы, путевые заметки о путешествиях в Россию, включённые в это сочинение, отражали его просветительские идеи. Слава Дониша как учёного, писателя, смелого критика эмирата и толкователя догм ислама ещё больше укрепилась среди передовой общественности Бухары, в его честь слагались касыды, его превозносили как главу учёных видные литераторы. Занявший престол Сеид-Абдул-Ахад-Хан (1885—1910) был вынужден вызвать Дониша в Бухару и, чтобы оказать видимую милость учёному мужу, назначил его библиотекарем одного из знаменитых медресе. Но монаршие «милости» не подкупили Дониша, до конца жизни он оставался непримиримым критиком эмирата.
Осознанием необходимости перемен Дониш опередил своё время. Он выдвинул идею ограничения прав абсолютного монарха путём создания совещательного органа по примеру европейских парламентов, предлагал также создать министерства и упорядочить органы местного управления. Но при этом он не мог отказаться и от поддержки тех традиционных форм управления государством, которые были выработаны в течение многих веков мусульманскими правителями и мусульманской юриспруденцией. Ахмад Дониш, оказал огромное влияние на развитие передовой общественно-политической мысли народов Средней Азии конца XIX и начала XX в., на развитие реалистической литературы. С. Айни, переживший «духовную революцию» после знакомства с произведениями Дониша, назвал его «яркой утренней звездой на тёмном горизонте Бухарского эмирата»
Садридди́н Айни́ (тадж. Садриддин Айнӣ, настоящее имя Садридди́н Саи́д-Муродзо́да; 1878—1954) — таджикский и узбекский советский писатель, общественный деятель и учёный, автор трудов по истории и литературе народов Средней Азии. Основоположник таджикской советской литературы и один из зачинателей узбекской советской литературы. Герой Таджикистана (1998, посмертно).
Садридди́н Айни́ (тадж. Садриддин Айнӣ, настоящее имя Садридди́н Саи́д-Муродзо́да; 1878—1954) — таджикский и узбекский советский писатель, общественный деятель и учёный, автор трудов по истории и литературе народов Средней Азии. Основоположник таджикской советской литературы и один из зачинателей узбекской советской литературы. Герой Таджикистана (1998, посмертно).
Родился 15 апреля 1878 в селе Сактар (ныне Гиждуванский район, Бухара), в зажиточной крестьянской семье. Мать его происходила из села Махалаи Боло Шафирканского тумана (ныне Бухарской области Республики Узбекистан). В 1890 г. во время эпидемии холеры почти одновременно умерли его отец и мать.

Айни учился в бухарском медресе Кукельдаш. Был близко знаком с видными бухарскими интеллектуалами, среди которых были Садри Зиё, домулла Икрамча и др. Садриддин Айни был участником движения просветителей — джадидов.
Родился 15 апреля 1878 в селе Сактар (ныне Гиждуванский район, Бухара), в зажиточной крестьянской семье. Мать его происходила из села Махалаи Боло Шафирканского тумана (ныне Бухарской области Республики Узбекистан). В 1890 г. во время эпидемии холеры почти одновременно умерли его отец и мать. Айни учился в бухарском медресе Кукельдаш. Был близко знаком с видными бухарскими интеллектуалами, среди которых были Садри Зиё, домулла Икрамча и др. Садриддин Айни был участником движения просветителей — джадидов.
Фотография спины С. Айни после избиения 75 ударов палками. Снимок сделан после Февральской революции 13 апреля 1917 года в Новобухарской больнице
Фотография спины С. Айни после избиения 75 ударов палками. Снимок сделан после Февральской революции 13 апреля 1917 года в Новобухарской больнице
Эмирская бухарская тюрьма в крытом проходе Арка. Сюда был заключен С. Айни в апреле 1917 года
Эмирская бухарская тюрьма в крытом проходе Арка. Сюда был заключен С. Айни в апреле 1917 года
Здание лечебницы в г. Кагане. Здесь лечился С. Айни после вызволения из бухарской тюрьмы (эмирского зиндана)
Здание лечебницы в г. Кагане. Здесь лечился С. Айни после вызволения из бухарской тюрьмы (эмирского зиндана)
Принимал участие в установлении Советской власти в Бухаре. В советское время занимался в основном литературной деятельностью. Составил впервые антологию таджикского национального творчества «Образцы таджикской литературы».

С 14 апреля 1951 года — академик и первый президент АН Таджикской ССР. Депутат ВС СССР 3—4 созывов (с 1950 года).

Айни был в числе организаторов Самаркандского государственного университета в 1927 году, который тогда назывался академией.
Принимал участие в установлении Советской власти в Бухаре. В советское время занимался в основном литературной деятельностью. Составил впервые антологию таджикского национального творчества «Образцы таджикской литературы». С 14 апреля 1951 года — академик и первый президент АН Таджикской ССР. Депутат ВС СССР 3—4 созывов (с 1950 года). Айни был в числе организаторов Самаркандского государственного университета в 1927 году, который тогда назывался академией.
Его основные труды: «Одина» (опубликован в 1924), «Дохунда» (опубликован в 1930), «Рабы» (1934), «Смерть ростовщика» (1939) «Воспоминания» («Бухара»; 1949—1954). Повесть «Одина» считается началом новой таджикской литературы. Писатель Д. Икрами говорил «Все мы вышли из „Одины“..» «Дохунда» знаменует дальнейшее развитие автора в русле соцреализма. Если Одина пассивный герой, то Дохунда активный участник революции. «Рабы» — первый таджикский роман, рисующий жизнь Средней Азии от начала XIX века до 30-х годов XX века. В «Смерти ростовщика» создан колоритный образ ханжи и скряги Кори Ишкамба, сравнимый с Гобсеком, Плюшкиным, Иудушкой Головлёвым, и в то же время имеющий национальные таджикские черты.

Первый роман Садриддина Айни «Рабы» («Куллар») был опубликован в 1934 году в Ташкенте на узбекском языке и в 1935 году на таджикском языке в Душанбе.
Его основные труды: «Одина» (опубликован в 1924), «Дохунда» (опубликован в 1930), «Рабы» (1934), «Смерть ростовщика» (1939) «Воспоминания» («Бухара»; 1949—1954). Повесть «Одина» считается началом новой таджикской литературы. Писатель Д. Икрами говорил «Все мы вышли из „Одины“..» «Дохунда» знаменует дальнейшее развитие автора в русле соцреализма. Если Одина пассивный герой, то Дохунда активный участник революции. «Рабы» — первый таджикский роман, рисующий жизнь Средней Азии от начала XIX века до 30-х годов XX века. В «Смерти ростовщика» создан колоритный образ ханжи и скряги Кори Ишкамба, сравнимый с Гобсеком, Плюшкиным, Иудушкой Головлёвым, и в то же время имеющий национальные таджикские черты. Первый роман Садриддина Айни «Рабы» («Куллар») был опубликован в 1934 году в Ташкенте на узбекском языке и в 1935 году на таджикском языке в Душанбе.
«Воспоминания» представляют по существу собрание новелл о детстве, юности автора и дают широкую картину жизни бухарского общества на рубеже веков. Они получили высокою оценку писателей СССР, например, Леонида Леонова, Константина Федина, а также иранских писателей. За книгу «Воспоминания» (часть I, II) Садриддин Айни была присуждена Сталинская премия в 1950 году.
«Воспоминания» представляют по существу собрание новелл о детстве, юности автора и дают широкую картину жизни бухарского общества на рубеже веков. Они получили высокою оценку писателей СССР, например, Леонида Леонова, Константина Федина, а также иранских писателей. За книгу «Воспоминания» (часть I, II) Садриддин Айни была присуждена Сталинская премия в 1950 году.
Высоко оценивали творчество устода также Самуил Маршак, Антанас Венцлова. Луи Арагон сравнивал его с Джеком Лондоном и Киплингом. Украинский писатель и литературный критик Иван Дзюба написал исследование об Айни. На Каирской конференции писателей Азии и Африки 1962 году он поставлен в один ряд с такими классиками востока как Рабиндранат Тагор, Лу Синь, Таха Хусейн. Произведения Айни переведены на русский, украинский, белорусский, литовский, польский, чешский, французский, урду.
Высоко оценивали творчество устода также Самуил Маршак, Антанас Венцлова. Луи Арагон сравнивал его с Джеком Лондоном и Киплингом. Украинский писатель и литературный критик Иван Дзюба написал исследование об Айни. На Каирской конференции писателей Азии и Африки 1962 году он поставлен в один ряд с такими классиками востока как Рабиндранат Тагор, Лу Синь, Таха Хусейн. Произведения Айни переведены на русский, украинский, белорусский, литовский, польский, чешский, французский, урду.
Работал над составлением антологии «Образцы таджикской литературы», включавшей в себя лучшие образцы поэзии, начиная от Рудаки и до начала XX века. Этим изданием Айни доказывал существование самостоятельной таджикской нации, её истории и культуры в своём споре с пантюркистами. Сам писатель говорил, что «произведение на основе исторических фактов сорвало завесу с происков и домогательств пантюркистов и наложило на них печать молчания…». Вместе с тем, ещё в 1914 году С. Айни осуждал неуместное использование термина сарт и предлагал применять термины туркестанец или узбек вместо него.
Работал над составлением антологии «Образцы таджикской литературы», включавшей в себя лучшие образцы поэзии, начиная от Рудаки и до начала XX века. Этим изданием Айни доказывал существование самостоятельной таджикской нации, её истории и культуры в своём споре с пантюркистами. Сам писатель говорил, что «произведение на основе исторических фактов сорвало завесу с происков и домогательств пантюркистов и наложило на них печать молчания…». Вместе с тем, ещё в 1914 году С. Айни осуждал неуместное использование термина сарт и предлагал применять термины туркестанец или узбек вместо него.
Пантюркизм имел в начале двадцатых годов поддержку сверху, так как СССР был заинтересован в хороших отношениях с кемалистской Турцией. Это не значит, что Айни «не принял» Советской власти, хотя подобные обвинения в его адрес и выдвигались, например Н. И. Бухариным. Участник того самого знаменитого мистического вскрытия гробницы Тамерлана в 1941 году (за день до начала войны с Германией), а также могилы основоположника классической поэзии фарси Рудаки. Встречался с И. В. Сталиным, М. Горьким, Я. Коласом, Ю. Фучиком, С. П. Бородиным. Умер 15 июля 1954 года в Сталинабаде (ныне Душанбе, Таджикистан).
Пантюркизм имел в начале двадцатых годов поддержку сверху, так как СССР был заинтересован в хороших отношениях с кемалистской Турцией. Это не значит, что Айни «не принял» Советской власти, хотя подобные обвинения в его адрес и выдвигались, например Н. И. Бухариным. Участник того самого знаменитого мистического вскрытия гробницы Тамерлана в 1941 году (за день до начала войны с Германией), а также могилы основоположника классической поэзии фарси Рудаки. Встречался с И. В. Сталиным, М. Горьким, Я. Коласом, Ю. Фучиком, С. П. Бородиным. Умер 15 июля 1954 года в Сталинабаде (ныне Душанбе, Таджикистан).
Фотография памятника Максиму Горькому и Садриддину Айни в Душанбе
Фотография памятника Максиму Горькому и Садриддину Айни в Душанбе
Памятники Максима Горького и Садриддина Айни на стеле здания Союза писателей Таджикистана
Памятники Максима Горького и Садриддина Айни на стеле здания Союза писателей Таджикистана
Портрет Фитрата. Абдурауф Фитрат (1886, Бухара — 5 октября 1938, Ташкент) — узбекский и советский историк, филолог, переводчик, писатель, драматург и поэт, один из основоположников современной узбекской литературы, один из известных представителей среднеазиатского джадидизма, первый узбек, получивший учёное звание профессор (1926).

Сторонник национально-просветительского движения джадидов. Образование получил в Турции. До революции принимал участие в движении за независимость от России, находился под наблюдением полиции. Также в 1915 году он становится главой левого крыла младобухарцев, и станет одним из главных идеологов и лидеров данного движения. После Февральской революции в 1917 году, в Бухарском эмирате ухудшается обстановка для него и его единомышленников, и он переезжает в Самарканд. В Самарканде до марта 1918 года работает редактором в газете «Хуррият». В 1917 году Фитрат став главным редактором самаркандской газеты «Хуррият» приглашает сотрудничать в эту газету просветителя, муфтия Махмудходжу Бехбуди, оставившего значительный след в развитии литературы и просвещения в регионе. После этого уезжает в Ташкент, и в течение двух лет работает переводчиком в представительстве Эмирата Афганистан, одновременно в это время основывает литературно-образовательное общество «Чигатой гурунги», начинает издавать журнал «Тонг» (узб. Tong, слоганом которого становится его любимая и известная фраза «Если в мозгу ничего не изменится, то не стоит ожидать других изменений!)».
В годы революции и гражданской войны был активным участником младобухарской партии, дружил с Ф. Ходжаевым. В январе 1918 года составил программу младобухарской партии, названную «Проект реформы в Бухаре». В ней отстаивался принцип реорганизации государственного строя эмирата по «младотурецкому» образцу путём превращения абсолютной монархии в конституционную, она предусматривала также осуществление в Бухаре ряд мер в сфере правосудия.

В период эмиграции в Ташкенте Фитрат вступил в ряды Бухарской коммунистической партии и входил в состав ЦК БКП, избранного на 1 съезде в июне 1919 года. После победы Бухарской революции Фитрат занимал различные должности: заведовал вакуфным управлением, назира (министра) иностранных дел (1922), просвещения (1923) и заместителя председателя Совета Труда БНСР (1923).

В июне 1923 года, снят с поста председателя СТО БНСР, официальная формулировка гласила: «За злоупотребление властью и присвоение народного добра».

После снятия со всех постов Фитрат уезжает в Москву преподавать в Институте восточных языков, где он активно занимается литературной деятельностью. Через год в 1924 году Фитрат получает звание профессора. В этот период он много пишет и публикует. Его труды приобретают известность в Европе.

В дальнейшем неоднократно подвергался репрессиям как «пантюркист». В 1937 году был арестован органами НКВД.

Включен в «Сталинские списки» от 28 марта 1938 года

Выездной сессией Военной коллеги Верховного суда СССР 5 октября 1938 года в Ташкенте приговорен к расстрелу, расстрелян в тот же день.

В 1962 году был посмертно реабилитирован
Портрет Фитрата. Абдурауф Фитрат (1886, Бухара — 5 октября 1938, Ташкент) — узбекский и советский историк, филолог, переводчик, писатель, драматург и поэт, один из основоположников современной узбекской литературы, один из известных представителей среднеазиатского джадидизма, первый узбек, получивший учёное звание профессор (1926). Сторонник национально-просветительского движения джадидов. Образование получил в Турции. До революции принимал участие в движении за независимость от России, находился под наблюдением полиции. Также в 1915 году он становится главой левого крыла младобухарцев, и станет одним из главных идеологов и лидеров данного движения. После Февральской революции в 1917 году, в Бухарском эмирате ухудшается обстановка для него и его единомышленников, и он переезжает в Самарканд. В Самарканде до марта 1918 года работает редактором в газете «Хуррият». В 1917 году Фитрат став главным редактором самаркандской газеты «Хуррият» приглашает сотрудничать в эту газету просветителя, муфтия Махмудходжу Бехбуди, оставившего значительный след в развитии литературы и просвещения в регионе. После этого уезжает в Ташкент, и в течение двух лет работает переводчиком в представительстве Эмирата Афганистан, одновременно в это время основывает литературно-образовательное общество «Чигатой гурунги», начинает издавать журнал «Тонг» (узб. Tong, слоганом которого становится его любимая и известная фраза «Если в мозгу ничего не изменится, то не стоит ожидать других изменений!)». В годы революции и гражданской войны был активным участником младобухарской партии, дружил с Ф. Ходжаевым. В январе 1918 года составил программу младобухарской партии, названную «Проект реформы в Бухаре». В ней отстаивался принцип реорганизации государственного строя эмирата по «младотурецкому» образцу путём превращения абсолютной монархии в конституционную, она предусматривала также осуществление в Бухаре ряд мер в сфере правосудия. В период эмиграции в Ташкенте Фитрат вступил в ряды Бухарской коммунистической партии и входил в состав ЦК БКП, избранного на 1 съезде в июне 1919 года. После победы Бухарской революции Фитрат занимал различные должности: заведовал вакуфным управлением, назира (министра) иностранных дел (1922), просвещения (1923) и заместителя председателя Совета Труда БНСР (1923). В июне 1923 года, снят с поста председателя СТО БНСР, официальная формулировка гласила: «За злоупотребление властью и присвоение народного добра». После снятия со всех постов Фитрат уезжает в Москву преподавать в Институте восточных языков, где он активно занимается литературной деятельностью. Через год в 1924 году Фитрат получает звание профессора. В этот период он много пишет и публикует. Его труды приобретают известность в Европе. В дальнейшем неоднократно подвергался репрессиям как «пантюркист». В 1937 году был арестован органами НКВД. Включен в «Сталинские списки» от 28 марта 1938 года Выездной сессией Военной коллеги Верховного суда СССР 5 октября 1938 года в Ташкенте приговорен к расстрелу, расстрелян в тот же день. В 1962 году был посмертно реабилитирован
"История династии менгитов". Рукопись на арабском языке. Бухара
"История династии менгитов". Рукопись на арабском языке. Бухара
По русски это называется "келья". В исламе подобные помещения называются худжра, располагаются они в духовных училищах (медресе) и обителях отшельников
По русски это называется "келья". В исламе подобные помещения называются худжра, располагаются они в духовных училищах (медресе) и обителях отшельников
Занятия в Бухарской школе (медресе)
Занятия в Бухарской школе (медресе)
Педагоги в медресе получали жалованье, студенты обеспечивались жильём и питанием. Медресе основывали также египетский султан Салах ад-Дин (Саладин), зангидский правитель Нур ад-Дин (сер. XII века)
Педагоги в медресе получали жалованье, студенты обеспечивались жильём и питанием. Медресе основывали также египетский султан Салах ад-Дин (Саладин), зангидский правитель Нур ад-Дин (сер. XII века)
Медресе получили особенно важное институциональное значение (нараду с вакуфами) как инструмент идеологического подавления в тех регионах, где новоприбывшая мусульманская военная элита была вынуждена бороться с остатками хорошо укоренившихся, но экономически слабых христианских институтов (к примеру, в отбитой у византийцев Анатолии, где после 1071 года сформировался Сельджукский султанат).

Медресе и библиотеки при них существовали обычно на частные пожертвования (вакф)
Медресе получили особенно важное институциональное значение (нараду с вакуфами) как инструмент идеологического подавления в тех регионах, где новоприбывшая мусульманская военная элита была вынуждена бороться с остатками хорошо укоренившихся, но экономически слабых христианских институтов (к примеру, в отбитой у византийцев Анатолии, где после 1071 года сформировался Сельджукский султанат). Медресе и библиотеки при них существовали обычно на частные пожертвования (вакф)
Система мусульманского образования на протяжении многих веков была самой передовой, она оказала влияние на становление системы колледжей в средневековой Западной Европе. Однако позднее медресе не могли конкурировать с европейской системой образования. В Новое время медресе пришли в упадок. Мусульманские реформаторы предпринимали попытки перестроить принципы функционирования медресе. В последней трети XIX—XX веках стали обновляться методика преподавания, а также традиционный набор изучаемых в них предметов и учебников (см. Джадидизм). Только во второй трети XX века часть медресе вошла в состав университетов
Система мусульманского образования на протяжении многих веков была самой передовой, она оказала влияние на становление системы колледжей в средневековой Западной Европе. Однако позднее медресе не могли конкурировать с европейской системой образования. В Новое время медресе пришли в упадок. Мусульманские реформаторы предпринимали попытки перестроить принципы функционирования медресе. В последней трети XIX—XX веках стали обновляться методика преподавания, а также традиционный набор изучаемых в них предметов и учебников (см. Джадидизм). Только во второй трети XX века часть медресе вошла в состав университетов
В связи с реорганизацией системы народного образования, проведённой в 1960-е годы во многих странах ислама, сложились два основных типа медресе: светского характера, представляющие собой среднюю или высшую общеобразовательную школу, входящую в систему народного образования, и медресе чтения Корана, готовящие служителей религии. Кроме государственных и конфессиональных, действует небольшое число частных платных медресе. В светских медресе изучение Корана обязательно
В связи с реорганизацией системы народного образования, проведённой в 1960-е годы во многих странах ислама, сложились два основных типа медресе: светского характера, представляющие собой среднюю или высшую общеобразовательную школу, входящую в систему народного образования, и медресе чтения Корана, готовящие служителей религии. Кроме государственных и конфессиональных, действует небольшое число частных платных медресе. В светских медресе изучение Корана обязательно
Во время религиозных гонений в СССР были закрыты все мусульманские школы — за исключением бухарского медресе Мири-Араб и ташкентского Барак-хана (с 1971 Исламский университет). В них велась подготовка кадров мусульманского духовенства.

После распада СССР в странах СНГ стала восстанавливаться сеть медресе
Во время религиозных гонений в СССР были закрыты все мусульманские школы — за исключением бухарского медресе Мири-Араб и ташкентского Барак-хана (с 1971 Исламский университет). В них велась подготовка кадров мусульманского духовенства. После распада СССР в странах СНГ стала восстанавливаться сеть медресе
Главными предметами изучения и преподавания являются:

рецитация Корана (таджвид) и его толкование (тафсир),
исламское предание (хадис) и история,
арабский язык и литература,
исламское право (фикх),
исламское вероучение (акида и калам),
некоторые прикладные дисциплины (математика, астрономия, медицина).
Обучение велось в форме лекций, также обучение строится на вопросах-ответах между учителями и учениками.

В Османской империи составлялись государственные программы обучения в медресе.

В средние века медресе были не только очагами мусульманского богословия, но имели и определённое культурное значение.
Главными предметами изучения и преподавания являются: рецитация Корана (таджвид) и его толкование (тафсир), исламское предание (хадис) и история, арабский язык и литература, исламское право (фикх), исламское вероучение (акида и калам), некоторые прикладные дисциплины (математика, астрономия, медицина). Обучение велось в форме лекций, также обучение строится на вопросах-ответах между учителями и учениками. В Османской империи составлялись государственные программы обучения в медресе. В средние века медресе были не только очагами мусульманского богословия, но имели и определённое культурное значение.
Как тип архитектурного сооружения медресе сложилось на востоке мусульманского мира в X—XII веках (медресе Фарджек в Бухаре, X век, не сохранилось); Низамие в Харгирде, Иран, XII век). С XII—XIII веков медресе строились на Ближнем Востоке (медресе ан-Нурия аль-Кубра в Дамаске, XII век, Мустансирия в Багдаде, XIII век), с XIII—XIV веков — на севере Африки (медресе Саффарин в Фесе, XIII век, Хасана в Каире, XIV век).

При общей типологии медресе различных областей отличаются друг от друга по планировке и конструкциям. В медресе Средней Азии мечеть и аудитория расположены в корпусе здания, по обе стороны портала (находящегося на оси главного фасада), в Сирии и Египте они занимают открытые во двор лоджии. В Малой Азии дворик медресе обычно покрывается большим куполом. В Азии перекрытиями служат своды, в Северной Африке — стропильные крыши с черепичными кровлями. Медресе украшаются резьбой по стуку, камню и дереву, а также резной терракотой и поливными плитками. К числу выдающихся образцов мирового зодчества принадлежат медресе Бу-Инания в Фесе (XIV век), Улугбека в Бухаре (XV век), Мири-Араб в Бухаре (XVI век).
Как тип архитектурного сооружения медресе сложилось на востоке мусульманского мира в X—XII веках (медресе Фарджек в Бухаре, X век, не сохранилось); Низамие в Харгирде, Иран, XII век). С XII—XIII веков медресе строились на Ближнем Востоке (медресе ан-Нурия аль-Кубра в Дамаске, XII век, Мустансирия в Багдаде, XIII век), с XIII—XIV веков — на севере Африки (медресе Саффарин в Фесе, XIII век, Хасана в Каире, XIV век). При общей типологии медресе различных областей отличаются друг от друга по планировке и конструкциям. В медресе Средней Азии мечеть и аудитория расположены в корпусе здания, по обе стороны портала (находящегося на оси главного фасада), в Сирии и Египте они занимают открытые во двор лоджии. В Малой Азии дворик медресе обычно покрывается большим куполом. В Азии перекрытиями служат своды, в Северной Африке — стропильные крыши с черепичными кровлями. Медресе украшаются резьбой по стуку, камню и дереву, а также резной терракотой и поливными плитками. К числу выдающихся образцов мирового зодчества принадлежат медресе Бу-Инания в Фесе (XIV век), Улугбека в Бухаре (XV век), Мири-Араб в Бухаре (XVI век).
Ранние медресе обычно не имели жилых помещений. Вероятно, во второй половине XI века появились комнаты для преподавателей и студентов. В XII—XIII веках получил развитие тип здания, основу которого составил квадратный или прямоугольный в плане двор с учебными, молитвенными, жилыми и хозяйственными помещениями по сторонам; часть или всё пространство двора занимал сад.

Жилые комнаты обычно располагались на верхних этажах либо в зонах между айванами, служившими аудиториями и летней молельней (на стороне киблы); учебные залы и библиотека устраивались в угловых помещениях и по сторонам входа. С XII—XIII века египетские и сирийские медресе нередко составляли единый комплекс с усыпальницей основателя (Медресе-мечеть султана Хасана в Каире, 1356—1363; ан-Нурия в Дамаске, 1172). На Западе мусульманского мира медресе отличались камерностью и детально разработанным многоцветным декором дворовых интерьеров и фасадов (Медресе Аттарин в Фесе, 1325). Медресе стали неотъемлемой частью мусульманской культуры, городской и сельской архитектуры. К числу наиболее известных исторических медресе относятся также аль-Азхар в Каире, аз-Зейтун в Тунисе, Мири-Араб в Бухаре, Мисбахия в Марокко, Бу-Инания в Фесе.  В подготовке материала использованы сведения из Википедии
Ранние медресе обычно не имели жилых помещений. Вероятно, во второй половине XI века появились комнаты для преподавателей и студентов. В XII—XIII веках получил развитие тип здания, основу которого составил квадратный или прямоугольный в плане двор с учебными, молитвенными, жилыми и хозяйственными помещениями по сторонам; часть или всё пространство двора занимал сад. Жилые комнаты обычно располагались на верхних этажах либо в зонах между айванами, служившими аудиториями и летней молельней (на стороне киблы); учебные залы и библиотека устраивались в угловых помещениях и по сторонам входа. С XII—XIII века египетские и сирийские медресе нередко составляли единый комплекс с усыпальницей основателя (Медресе-мечеть султана Хасана в Каире, 1356—1363; ан-Нурия в Дамаске, 1172). На Западе мусульманского мира медресе отличались камерностью и детально разработанным многоцветным декором дворовых интерьеров и фасадов (Медресе Аттарин в Фесе, 1325). Медресе стали неотъемлемой частью мусульманской культуры, городской и сельской архитектуры. К числу наиболее известных исторических медресе относятся также аль-Азхар в Каире, аз-Зейтун в Тунисе, Мири-Араб в Бухаре, Мисбахия в Марокко, Бу-Инания в Фесе. В подготовке материала использованы сведения из Википедии

Теги: Самостоятельные путешествия, Паломнические туры, Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому