Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 11:36
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?
Фотоальбом

Апрельские сумерки 2017 года в Царицыно....

Госуда́рственный исто́рико-архитекту́рный, худо́жественный и ландша́фтный музе́й-запове́дник «Цари́цыно» — одно из самых больших музейно-выставочных учреждений города Москвы и крупнейший музей-заповедник в городе.

Он включает в себя Царицынский дворцово-парковый ансамбль с комплексом дворцовых построек, Царицынскими прудами и пейзажным парком.

Сюда я попал поздно вечером после посещения музейного комплекса Коломенское:

https://acvazul-v2010.tourister.ru/photoalbum/32263

Времени на осмотр этого архитектурного чуда у меня было совсем немного, часа полтора.

На входе в парк с метро "Царицыно". Первые попытки придать Царицынскому ансамблю музейный статус относятся к 1960-м годам (тогда некоторые баженовские сооружения в Царицыне были взяты государством под охрану как памятники архитектуры). В середине 1970-х рассматривались первые проекты реставрационно-восстановительных работ, но из-за сложности задач их реализация затянулась на долгие годы.
На входе в парк с метро "Царицыно". Первые попытки придать Царицынскому ансамблю музейный статус относятся к 1960-м годам (тогда некоторые баженовские сооружения в Царицыне были взяты государством под охрану как памятники архитектуры). В середине 1970-х рассматривались первые проекты реставрационно-восстановительных работ, но из-за сложности задач их реализация затянулась на долгие годы.
При входе карта музея заповедника.
В феврале 1984 года по распоряжению Совета Министров СССР был образован Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Некоторые постройки Царицынского дворцового комплекса планировалось использовать как экспозиционные помещения музея. В середине 1980-х началась масштабная научная реставрация зданий и сооружений Царицынского ансамбля.
При входе карта музея заповедника. В феврале 1984 года по распоряжению Совета Министров СССР был образован Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Некоторые постройки Царицынского дворцового комплекса планировалось использовать как экспозиционные помещения музея. В середине 1980-х началась масштабная научная реставрация зданий и сооружений Царицынского ансамбля.
На другой берег Царицынских прудов переходим по живописным мостикам.
Царицынские и Борисовский пруды являются старейшими и крупнейшими по площади и протяженности в Москве. Их общая площадь около 180 га. На берегах прудов — пляжи и места отдыха москвичей.
На другой берег Царицынских прудов переходим по живописным мостикам. Царицынские и Борисовский пруды являются старейшими и крупнейшими по площади и протяженности в Москве. Их общая площадь около 180 га. На берегах прудов — пляжи и места отдыха москвичей.
Вечер и все уже покидают территорию заповедника, я же иду своим путем толпе навстречу
Вечер и все уже покидают территорию заповедника, я же иду своим путем толпе навстречу
 Сами пруды образовались после строительства на небольших речках Городня, Язвенка и Черепишка двух плотин. Уровень воды в прудах в настоящее время поддерживается с помощью поверхностных речных и грунтовых вод. Поступление воды в Верхний Царицынский пруд происходит по Царицынскому ручью (река Язвенка) и по Бирюлёвскому ручью (река Черепишка).
Сами пруды образовались после строительства на небольших речках Городня, Язвенка и Черепишка двух плотин. Уровень воды в прудах в настоящее время поддерживается с помощью поверхностных речных и грунтовых вод. Поступление воды в Верхний Царицынский пруд происходит по Царицынскому ручью (река Язвенка) и по Бирюлёвскому ручью (река Черепишка).
Царицынские пруды, имевшие ранее название Верхний и Нижний Шипиловский, были созданы к середине XVII века. В это время усадьбой владели бояре Стрешневы.
На плотинах были построены мельницы. Царицынские пруды до XX века пользовались популярностью у любителей рыбной ловли. В прудах водились лещ, судак, щука.
Царицынские пруды, имевшие ранее название Верхний и Нижний Шипиловский, были созданы к середине XVII века. В это время усадьбой владели бояре Стрешневы. На плотинах были построены мельницы. Царицынские пруды до XX века пользовались популярностью у любителей рыбной ловли. В прудах водились лещ, судак, щука.
На берегах Язвенки ранее находилась деревня Орехово и село Царицыно. Изначально река Язвенка называлась «Язва». Первые упоминания реки встречаются в 60-х годах XVIII века. Название реки Язвенки, возможноо, происходит от слова «язва» — щель. Протяжённость реки Язвенки — примерно 6 км.
На берегах Язвенки ранее находилась деревня Орехово и село Царицыно. Изначально река Язвенка называлась «Язва». Первые упоминания реки встречаются в 60-х годах XVIII века. Название реки Язвенки, возможноо, происходит от слова «язва» — щель. Протяжённость реки Язвенки — примерно 6 км.
Речка Черепишка (Бирюлёвский ручей) берёт начало в западной части Бирюлёвского дендропарка и протекает вдоль Липецкой улицы Москвы. Длина реки 3 км. В настоящее время Черепишка впадает в Верхний Царицынский пруд.
Речка Черепишка (Бирюлёвский ручей) берёт начало в западной части Бирюлёвского дендропарка и протекает вдоль Липецкой улицы Москвы. Длина реки 3 км. В настоящее время Черепишка впадает в Верхний Царицынский пруд.
В 1921 году на Царицынских прудах работала Опытная озерная станция, ученые которой изучали биологию жизни рыб, а также занимающаяся зарыблением водоемов Московской губернии. Из этих прудов отправлялись в подмосковные озера Сенеж, Круглое и Долгое мальки леща. В годы Великой Отечественной войны на прудах выращивали для фронта в промышленных масштабах водоплавающую птицу.
В 1921 году на Царицынских прудах работала Опытная озерная станция, ученые которой изучали биологию жизни рыб, а также занимающаяся зарыблением водоемов Московской губернии. Из этих прудов отправлялись в подмосковные озера Сенеж, Круглое и Долгое мальки леща. В годы Великой Отечественной войны на прудах выращивали для фронта в промышленных масштабах водоплавающую птицу.
В 2005—2006 годах на прудах проводились масштабные мероприятия по их расчистке. Проводилась очистка дна, укрепление берегов, устройство прогулочных дорожек. Проводились археологические раскопки, которые определили места существовавших здесь XIX веке лодочных пристаней. Пристани были восстановлены на прежних местах по гравюрам XIX века и облицованы белым камнем.
В 2005—2006 годах на прудах проводились масштабные мероприятия по их расчистке. Проводилась очистка дна, укрепление берегов, устройство прогулочных дорожек. Проводились археологические раскопки, которые определили места существовавших здесь XIX веке лодочных пристаней. Пристани были восстановлены на прежних местах по гравюрам XIX века и облицованы белым камнем.
В 1992 году завершилась реставрация Фигурного моста, длившаяся семь лет. Краснокирпичный мост, возведённый по принципу виадука, декорирован богато и разнообразно: необычная кирпичная кладка образует геометрические рельефы, по бокам — белокаменные георгиевские кресты. Высокий парапет в обрамлении узких стрельчатых проёмов соединяет полукруглые башенки, которые завершаются декором «ласточкин хвост» на мотив стен Московского Кремля. При создании Фигурного моста Баженов проявил себя как глубокий знаток допетровской московской архитектуры и яркий стилизатор: все детали разнообразного и красочного убранства моста находят аналогии в постройках XVI—XVII веков.
В 1992 году завершилась реставрация Фигурного моста, длившаяся семь лет. Краснокирпичный мост, возведённый по принципу виадука, декорирован богато и разнообразно: необычная кирпичная кладка образует геометрические рельефы, по бокам — белокаменные георгиевские кресты. Высокий парапет в обрамлении узких стрельчатых проёмов соединяет полукруглые башенки, которые завершаются декором «ласточкин хвост» на мотив стен Московского Кремля. При создании Фигурного моста Баженов проявил себя как глубокий знаток допетровской московской архитектуры и яркий стилизатор: все детали разнообразного и красочного убранства моста находят аналогии в постройках XVI—XVII веков.
Фигурный мост, построенный в 1776—1778 годах по проекту Баженова, является продолжением Берёзовой перспективы, идущей от Большого моста через овраг к Малому и Среднему дворцам, соединяя её северную и южную части. Баженов выбрал необычайно выигрышное местоположение для постройки: мост, расположенный на крутом склоне холма, скрывает панораму центральной части дворцового комплекса. Такое расположение обеспечивает эффект внезапности раскрытия дворцовой панорамы перед взором посетителя, проходящего под мостом.
Фигурный мост, построенный в 1776—1778 годах по проекту Баженова, является продолжением Берёзовой перспективы, идущей от Большого моста через овраг к Малому и Среднему дворцам, соединяя её северную и южную части. Баженов выбрал необычайно выигрышное местоположение для постройки: мост, расположенный на крутом склоне холма, скрывает панораму центральной части дворцового комплекса. Такое расположение обеспечивает эффект внезапности раскрытия дворцовой панорамы перед взором посетителя, проходящего под мостом.
Кажущиеся мощными снаружи, башни моста изнутри теряют вид боевого сооружения; разрезанные проходом, они представляют собой декоративные экседры. "Его красивая арка, облепленная деревьями и эффектно перекинутая через дорогу, кажется отзвуком тревожных рыцарских времён; Фигурный мост — самая убедительная часть Царицына: здесь становится понятной неосуществившаяся мечта Баженова о романтичном замке над озером среди вечных деревьев, замке с цепью старых легенд, грезящихся в детских сказках о спящих красавицах, о злых королях и юных принцах…"
Кажущиеся мощными снаружи, башни моста изнутри теряют вид боевого сооружения; разрезанные проходом, они представляют собой декоративные экседры. "Его красивая арка, облепленная деревьями и эффектно перекинутая через дорогу, кажется отзвуком тревожных рыцарских времён; Фигурный мост — самая убедительная часть Царицына: здесь становится понятной неосуществившаяся мечта Баженова о романтичном замке над озером среди вечных деревьев, замке с цепью старых легенд, грезящихся в детских сказках о спящих красавицах, о злых королях и юных принцах…"
Вид с Фигурного моста на пруды
Вид с Фигурного моста на пруды
Вид с фигурного моста во внутреннюю сторону дворцового ансабля
Вид с фигурного моста во внутреннюю сторону дворцового ансабля
Постройки имеют ряд интересных архитектурных особенностей, в них выявилось то, что иногда называют баженовской «поэзией геометрии» — формы зданий решены с особой выдумкой. Третий Кавалерский корпус отличается планировкой с круглым залом, который выходит наружу в виде полуротонды.
Постройки имеют ряд интересных архитектурных особенностей, в них выявилось то, что иногда называют баженовской «поэзией геометрии» — формы зданий решены с особой выдумкой. Третий Кавалерский корпус отличается планировкой с круглым залом, который выходит наружу в виде полуротонды.
Третий Кавалерский корпус (иногда именуемый Дворцом с круглой залой) по своему стилю и оформлению сильно отличается от двух других и близок к Малому дворцу; изящная постройка, возведённая в 1776—1779 годах, увенчана башенкой-бельведером. Императрица придавала особое значение этому строению: только в чертежах Третьего Кавалерского корпуса есть её собственноручные правки. Корпус построен на холме, на том самом месте, откуда Екатерина II в летнюю ночь 1775 года любовалась фейерверками на Царицынских прудах.  В Третьем корпусе располагался  первый царицынский музей (закрытый в 1937 году) и сельский клуб. В 1998—2003 годах  закончилась реставрация Третьего корпуса (ныне используется как выставочный зал и для размещения экскурсионных служб музея).
Третий Кавалерский корпус (иногда именуемый Дворцом с круглой залой) по своему стилю и оформлению сильно отличается от двух других и близок к Малому дворцу; изящная постройка, возведённая в 1776—1779 годах, увенчана башенкой-бельведером. Императрица придавала особое значение этому строению: только в чертежах Третьего Кавалерского корпуса есть её собственноручные правки. Корпус построен на холме, на том самом месте, откуда Екатерина II в летнюю ночь 1775 года любовалась фейерверками на Царицынских прудах. В Третьем корпусе располагался первый царицынский музей (закрытый в 1937 году) и сельский клуб. В 1998—2003 годах закончилась реставрация Третьего корпуса (ныне используется как выставочный зал и для размещения экскурсионных служб музея).
В 1994 году музей открылся для посетителей: в отреставрированном Втором кавалерском корпусе разместились первая экспозиция, знакомившая с основными коллекциями музея. В 1995 году завершилась реставрация Первого кавалерского корпуса (используется как административное здание музея) и закончены десятилетние работы по восстановлению Большого («Готического») моста через овраг. Шедевр отечественного мостового строительства, Большой мост через овраг (иногда его называют Готическим мостом) строился в 1778—1784 годах с перерывами. Баженову не удалось здесь полностью воплотить свой авторский замысел: парапет у моста появился лишь в начале XIX века и отличался от задуманного архитектором.
В 1994 году музей открылся для посетителей: в отреставрированном Втором кавалерском корпусе разместились первая экспозиция, знакомившая с основными коллекциями музея. В 1995 году завершилась реставрация Первого кавалерского корпуса (используется как административное здание музея) и закончены десятилетние работы по восстановлению Большого («Готического») моста через овраг. Шедевр отечественного мостового строительства, Большой мост через овраг (иногда его называют Готическим мостом) строился в 1778—1784 годах с перерывами. Баженову не удалось здесь полностью воплотить свой авторский замысел: парапет у моста появился лишь в начале XIX века и отличался от задуманного архитектором.
Большой мост через овраг — самый крупный из сохранившихся мостов XVIII века. Он обладает уникальными художественными особенностями; мост производит впечатление цельности и гармоничности, массивная конструкция мастерски декорирована и визуально облегчена. Здесь в полной мере представлен баженовский «театр архитектуры»: утилитарное сооружение оформлено «не по статусу» богато. Стрельчатые арки центральной части моста имитируют порталы готических соборов; люкарны, розетты, орнаментальный пояс-зигзаг под карнизом создают неповторимую выразительную декорацию. Ряд декоративных деталей моста образно выражают масонские идеи Баженова: к символике масонов относятся солнечные лучи, обрамляющие полукруглые арки (намёк на Всевидящее Око — христианский символ, ставший также одним из главных масонских символов) и скрещённые мечи в квадратах, символизирующие верность масонскому братству и справедливость.
Большой мост через овраг — самый крупный из сохранившихся мостов XVIII века. Он обладает уникальными художественными особенностями; мост производит впечатление цельности и гармоничности, массивная конструкция мастерски декорирована и визуально облегчена. Здесь в полной мере представлен баженовский «театр архитектуры»: утилитарное сооружение оформлено «не по статусу» богато. Стрельчатые арки центральной части моста имитируют порталы готических соборов; люкарны, розетты, орнаментальный пояс-зигзаг под карнизом создают неповторимую выразительную декорацию. Ряд декоративных деталей моста образно выражают масонские идеи Баженова: к символике масонов относятся солнечные лучи, обрамляющие полукруглые арки (намёк на Всевидящее Око — христианский символ, ставший также одним из главных масонских символов) и скрещённые мечи в квадратах, символизирующие верность масонскому братству и справедливость.
Местность, ставшая впоследствии Царицыном, известна с конца XVI века как вотчина царицы Ирины, сестры Бориса Годунова, под названием село Богородское. В 1633 году пустошь Чёрная Грязь (так стало именоваться Богородское) перешла во владение бояр Стрешневых, родственников супруги первого царя из династии Романовых, Михаила Фёдоровича. В 1684 году боярин Иван Фёдорович Стрешнев уступил село Чёрная Грязь своему внуку, Алексею Васильевичу Голицыну (сыну князя Василия Голицына, фаворита царевны Софьи). После низложения Софьи имущество князя Василия Голицына и его сына было конфисковано. Пётр I по окончании Прутского похода в 1712 году пожаловал Чёрную Грязь и близлежащие селения князю Дмитрию Кантемиру, молдавскому господарю, союзнику России в противостоянии с Турцией, вынужденному переселиться в Россию. Вместе с ним в России осели около шестисот верных Кантемиру молдавских воинов с жёнами и детьми; они поселились в сёлах Чёрная Грязь, Сабурово, Булатниково.
Местность, ставшая впоследствии Царицыном, известна с конца XVI века как вотчина царицы Ирины, сестры Бориса Годунова, под названием село Богородское. В 1633 году пустошь Чёрная Грязь (так стало именоваться Богородское) перешла во владение бояр Стрешневых, родственников супруги первого царя из династии Романовых, Михаила Фёдоровича. В 1684 году боярин Иван Фёдорович Стрешнев уступил село Чёрная Грязь своему внуку, Алексею Васильевичу Голицыну (сыну князя Василия Голицына, фаворита царевны Софьи). После низложения Софьи имущество князя Василия Голицына и его сына было конфисковано. Пётр I по окончании Прутского похода в 1712 году пожаловал Чёрную Грязь и близлежащие селения князю Дмитрию Кантемиру, молдавскому господарю, союзнику России в противостоянии с Турцией, вынужденному переселиться в Россию. Вместе с ним в России осели около шестисот верных Кантемиру молдавских воинов с жёнами и детьми; они поселились в сёлах Чёрная Грязь, Сабурово, Булатниково.
Весной 1775 года императрица Екатерина II, проезжая во время прогулки из Коломенского по территории Чёрной Грязи, была очарована красотами поместья и без промедлений выкупила его у князя Сергея Дмитриевича Кантемира. Здесь проводились былы устроенные  Потемкиным, фаворитом Екатерины. Затем императрица поручила известному архитектору Баженову постороить здесь комплекс дворцов. Финансирование на строительство поступало так нерегулярно, что архитектор был вынужден тратить свои деньги, влез в долги, заложил дом. В 1785 году императрица проинспектировала завершенное строительство и недовольная отстранила Баженова. Многие уверены что истинной причиной монаршего гнева была принадлежность архитектора к масонам и его контакты с нелюбимым Екатериной Павлом Петровичем.
Весной 1775 года императрица Екатерина II, проезжая во время прогулки из Коломенского по территории Чёрной Грязи, была очарована красотами поместья и без промедлений выкупила его у князя Сергея Дмитриевича Кантемира. Здесь проводились былы устроенные Потемкиным, фаворитом Екатерины. Затем императрица поручила известному архитектору Баженову постороить здесь комплекс дворцов. Финансирование на строительство поступало так нерегулярно, что архитектор был вынужден тратить свои деньги, влез в долги, заложил дом. В 1785 году императрица проинспектировала завершенное строительство и недовольная отстранила Баженова. Многие уверены что истинной причиной монаршего гнева была принадлежность архитектора к масонам и его контакты с нелюбимым Екатериной Павлом Петровичем.
Также, связывают царицынскую драму с эволюцией мировоззрения императрицы. В 1775 году ей было 46 лет, она ещё разделяла некоторые демократические идеалы Эпохи Просвещения, была терпима к инакомыслию. Спустя десять лет Екатерина стала ощущать себя исключительной самодержавной правительницей. Её беспокоили умонастроения внутри России, а также кризис королевской власти во Франции, обернувшийся революцией четырьмя годами позднее. Для утверждения образа своей абсолютной власти Царицыно, построенное Баженовым, — увеселительный «каприз» — никак не подходило. «Самодержице Всероссийской» нужен был другой дворец, большой, просторный, единый и величественный.
Также, связывают царицынскую драму с эволюцией мировоззрения императрицы. В 1775 году ей было 46 лет, она ещё разделяла некоторые демократические идеалы Эпохи Просвещения, была терпима к инакомыслию. Спустя десять лет Екатерина стала ощущать себя исключительной самодержавной правительницей. Её беспокоили умонастроения внутри России, а также кризис королевской власти во Франции, обернувшийся революцией четырьмя годами позднее. Для утверждения образа своей абсолютной власти Царицыно, построенное Баженовым, — увеселительный «каприз» — никак не подходило. «Самодержице Всероссийской» нужен был другой дворец, большой, просторный, единый и величественный.
Достраивал комплекс уже другой архитектор - Казаков. Очевидно было, что Екатерина II в конце 1780-х потеряла интерес к своей подмосковной затее: ассигнований на реализацию проекта выделялось недостаточно. После 1785 года она была в Москве лишь однажды, да и то проездом, — в 1787 году, возвращаясь из своего знаменитого путешествия по присоединённому Крыму. Возможно, Екатерина уже была готова полностью отказаться от Царицына — потребность в подмосковном «Царском Селе» ощущалась всё менее, — но на завершении строительства ненавязчиво настаивал Григорий Потёмкин, вызвавшийся профинансировать долгострой.
И всё же в 1790 году строительство дворца было остановлено — предположительно, из-за финансовых затруднений, вызванных новой русско-турецкой войной. А в октябре 1791 года внезапно умер князь Потёмкин-Таврический, вдохновитель царицынского замысла.
Достраивал комплекс уже другой архитектор - Казаков. Очевидно было, что Екатерина II в конце 1780-х потеряла интерес к своей подмосковной затее: ассигнований на реализацию проекта выделялось недостаточно. После 1785 года она была в Москве лишь однажды, да и то проездом, — в 1787 году, возвращаясь из своего знаменитого путешествия по присоединённому Крыму. Возможно, Екатерина уже была готова полностью отказаться от Царицына — потребность в подмосковном «Царском Селе» ощущалась всё менее, — но на завершении строительства ненавязчиво настаивал Григорий Потёмкин, вызвавшийся профинансировать долгострой. И всё же в 1790 году строительство дворца было остановлено — предположительно, из-за финансовых затруднений, вызванных новой русско-турецкой войной. А в октябре 1791 года внезапно умер князь Потёмкин-Таврический, вдохновитель царицынского замысла.
Большой Царицынский дворец.Тем не менее в 1793 году, через семь лет после закладки нового дворца, Екатерина II вернулась к царицынскому строительству, но в изначальный казаковский проект были внесены существенные изменения. По её распоряжению высота дворца была уменьшена на один этаж. Архитектору пришлось спешно готовить новый проект, — с учётом того, что дворец был наполовину возведён. Изменение высоты здания привело к тому, что силуэт его стал несколько расплывчатым; нарушение первоначальных пропорций повлияло на архитектурную связность частей дворца. Однако уменьшение высоты здания позволило его лучшим образом вписать в существующую баженовскую застройку, но полной гармоничной взаимосвязи достичь не удалось.
Большой Царицынский дворец.Тем не менее в 1793 году, через семь лет после закладки нового дворца, Екатерина II вернулась к царицынскому строительству, но в изначальный казаковский проект были внесены существенные изменения. По её распоряжению высота дворца была уменьшена на один этаж. Архитектору пришлось спешно готовить новый проект, — с учётом того, что дворец был наполовину возведён. Изменение высоты здания привело к тому, что силуэт его стал несколько расплывчатым; нарушение первоначальных пропорций повлияло на архитектурную связность частей дворца. Однако уменьшение высоты здания позволило его лучшим образом вписать в существующую баженовскую застройку, но полной гармоничной взаимосвязи достичь не удалось.
В 1794 году был разобран так называемый Большой Кавалерский корпус — баженовский дворец, занимавший центральное место в его комплексе из трёх дворцов, — один из тех, что вызвал неудовольствие императрицы в 1785 году. («Негодный» дворец, таким образом, простоял девять лет). Возможно, Матвей Казаков рассматривал различные варианты включения баженовского дворца в новую планировку; а разобрали его, вероятно, на стройматериалы, — в связи с желанием императрицы как можно скорее завершить многолетнее строительство. На его месте Казаков, в соответствии с канонами классицистического оформления площадей, планировал установить обелиск.
В 1794 году был разобран так называемый Большой Кавалерский корпус — баженовский дворец, занимавший центральное место в его комплексе из трёх дворцов, — один из тех, что вызвал неудовольствие императрицы в 1785 году. («Негодный» дворец, таким образом, простоял девять лет). Возможно, Матвей Казаков рассматривал различные варианты включения баженовского дворца в новую планировку; а разобрали его, вероятно, на стройматериалы, — в связи с желанием императрицы как можно скорее завершить многолетнее строительство. На его месте Казаков, в соответствии с канонами классицистического оформления площадей, планировал установить обелиск.
В ноябре 1796 года Екатерина Великая внезапно скончалась. К этому моменту строительство Большого царицынского дворца вчерне завершилось, здание было покрыто временной крышей, начались внутренние отделочные работы — к моменту прекращения всех работ в Царицыне 17 помещений дворца имели паркетные полы и отделку потолков. В остававшихся баженовских постройках за всё предшествующее десятилетие внутренней отделкой не занимались. Новый император Павел I после коронации в марте 1797 года посетил Царицыно — оно ему не приглянулось. В июне того же года последовал указ «в селе Царицыне никаких строений не производить». В дальнейшем обустройство царицынских построек так и не возобновилось, и жилой императорской резиденцией дворцовый ансамбль, долго и трудно строившийся Василием Баженовым и Матвеем Казаковым, так и не стал.
В ноябре 1796 года Екатерина Великая внезапно скончалась. К этому моменту строительство Большого царицынского дворца вчерне завершилось, здание было покрыто временной крышей, начались внутренние отделочные работы — к моменту прекращения всех работ в Царицыне 17 помещений дворца имели паркетные полы и отделку потолков. В остававшихся баженовских постройках за всё предшествующее десятилетие внутренней отделкой не занимались. Новый император Павел I после коронации в марте 1797 года посетил Царицыно — оно ему не приглянулось. В июне того же года последовал указ «в селе Царицыне никаких строений не производить». В дальнейшем обустройство царицынских построек так и не возобновилось, и жилой императорской резиденцией дворцовый ансамбль, долго и трудно строившийся Василием Баженовым и Матвеем Казаковым, так и не стал.
Недостроенная царская резиденция довольно быстро пришла в запустение, уже в начале XIX века постройки стали разрушаться и зарастать зеленью наподобие классических руин. За время короткого правления Павла здесь не проводилось никаких работ; лишённый должного ухода, стал засыхать кантемировский «геометрический сад». В начале царствования Александра I царицынский парк стал доступен для гуляний. Внук Екатерины в этом следовал примеру бабушки: в её царствование императорские сады и парки также были открыты для «благородной публики»
Недостроенная царская резиденция довольно быстро пришла в запустение, уже в начале XIX века постройки стали разрушаться и зарастать зеленью наподобие классических руин. За время короткого правления Павла здесь не проводилось никаких работ; лишённый должного ухода, стал засыхать кантемировский «геометрический сад». В начале царствования Александра I царицынский парк стал доступен для гуляний. Внук Екатерины в этом следовал примеру бабушки: в её царствование императорские сады и парки также были открыты для «благородной публики»
Первое десятилетие XIX века в Царицыне связаны с деятельностью П. С. Валуева, начальника «Кремлёвской экспедиции строений», и И. В. Еготова, ученика Баженова и Казакова, с 1803 года являвшегося директором «Кремлёвской чертёжной экспедиции». Под руководством Ивана Еготова завершилось формирование пейзажного парка: на месте нескольких деревянных баженовских были построены каменные парковые павильоны и беседки («Миловида», «Нерастанкино», «Храм Цереры»), обустроены аллеи, дорожки и мостики; на царицынских прудах были оформлены искусственные острова. С этих пор Царицыно обретает свой романтический ореол и становится популярным у москвичей местом пикников, конных и пеших прогулок.
Первое десятилетие XIX века в Царицыне связаны с деятельностью П. С. Валуева, начальника «Кремлёвской экспедиции строений», и И. В. Еготова, ученика Баженова и Казакова, с 1803 года являвшегося директором «Кремлёвской чертёжной экспедиции». Под руководством Ивана Еготова завершилось формирование пейзажного парка: на месте нескольких деревянных баженовских были построены каменные парковые павильоны и беседки («Миловида», «Нерастанкино», «Храм Цереры»), обустроены аллеи, дорожки и мостики; на царицынских прудах были оформлены искусственные острова. С этих пор Царицыно обретает свой романтический ореол и становится популярным у москвичей местом пикников, конных и пеших прогулок.
Александр Павлович иногда бывал в Царицыне; в его присутствии и при его участии устраивалась рыбная ловля в царицынских прудах. Однако о возрождении царицынских дворцов Александр I не помышлял.
За годы царствования Николая I в судьбе Царицына ничего не изменилось. В 1856 году, в начале царствования Александра II, специальным указом в Царицыне и Коломенском было дозволено пить чай гуляющей публике. В царицынском парке появились временные чайные домики; помимо этого, под них также приспособили некоторые баженовские строения. Наконец, в 1860 году, после ревизии, признавшей, что содержание имения не приносит существенных доходов, Царицыно было передано из ведомства, управлявшего царским имуществом, в Департамент уделов. Тем самым Царицыно перестало быть личной собственностью императорской фамилии. Став собственностью казны, Царицыно должно было приносить доход. Сначала предполагалось продать все постройки на снос и разбор за 82 000 рублей, но покупателя слава Богу не нашлось. Одновременно по решению Московской удельной конторы часть царицынских земель была отдана в аренду под дачную застройку. В 1870-х годах возник целый дачный посёлок Новое Царицыно. В разные годы здесь снимали дачи или гостили у друзей и родственников многие знаменитости.Общее состояние бесхозных дворцовых построек неуклонно ухудшалось. Заброшенное оранжерейное хозяйство пошло под снос; некоторые здания и павильоны эпизодически эксплуатировались и тогда подвергались косметическому ремонту, но большая часть построек по-прежнему находилась в запустении. В 1880 году случилось частичное обрушение кровли Большого Царицынского дворца.
Александр Павлович иногда бывал в Царицыне; в его присутствии и при его участии устраивалась рыбная ловля в царицынских прудах. Однако о возрождении царицынских дворцов Александр I не помышлял. За годы царствования Николая I в судьбе Царицына ничего не изменилось. В 1856 году, в начале царствования Александра II, специальным указом в Царицыне и Коломенском было дозволено пить чай гуляющей публике. В царицынском парке появились временные чайные домики; помимо этого, под них также приспособили некоторые баженовские строения. Наконец, в 1860 году, после ревизии, признавшей, что содержание имения не приносит существенных доходов, Царицыно было передано из ведомства, управлявшего царским имуществом, в Департамент уделов. Тем самым Царицыно перестало быть личной собственностью императорской фамилии. Став собственностью казны, Царицыно должно было приносить доход. Сначала предполагалось продать все постройки на снос и разбор за 82 000 рублей, но покупателя слава Богу не нашлось. Одновременно по решению Московской удельной конторы часть царицынских земель была отдана в аренду под дачную застройку. В 1870-х годах возник целый дачный посёлок Новое Царицыно. В разные годы здесь снимали дачи или гостили у друзей и родственников многие знаменитости.Общее состояние бесхозных дворцовых построек неуклонно ухудшалось. Заброшенное оранжерейное хозяйство пошло под снос; некоторые здания и павильоны эпизодически эксплуатировались и тогда подвергались косметическому ремонту, но большая часть построек по-прежнему находилась в запустении. В 1880 году случилось частичное обрушение кровли Большого Царицынского дворца.
Но надо отдать должное Советской власти, этот дворцовый комплекс посвящённый "проклятому царизму" не снесли, даже начали реставрацию в 1927 году. Видимо, рука не поднялась на эту красоту. Новую жизнь получил Хлебный дом: в начале 1920-х годов здесь стихийно возникли коммуналки, которые просуществовали вплоть до 1970-х годов. В 1939 году был закрыт храм на территории дворцово-паркового ансамбля; в здании была оборудована трансформаторная подстанция. В 1936 году по заданию Моссовета архитекторы М. О. Барщ и Г. А. Зундблат разработали проект приспособления царицынского ансамбля под дом отдыха. Реализации этих планов помешала Великая Отечественная война
Но надо отдать должное Советской власти, этот дворцовый комплекс посвящённый "проклятому царизму" не снесли, даже начали реставрацию в 1927 году. Видимо, рука не поднялась на эту красоту. Новую жизнь получил Хлебный дом: в начале 1920-х годов здесь стихийно возникли коммуналки, которые просуществовали вплоть до 1970-х годов. В 1939 году был закрыт храм на территории дворцово-паркового ансамбля; в здании была оборудована трансформаторная подстанция. В 1936 году по заданию Моссовета архитекторы М. О. Барщ и Г. А. Зундблат разработали проект приспособления царицынского ансамбля под дом отдыха. Реализации этих планов помешала Великая Отечественная война
 Баженовский Малый дворец, построенный в 1776—1778 годах, стал естественным завершением холма, повторив его форму. Здесь проявилось высокое мастерство архитектора, нашедшего точные пропорции и формы, чтобы идеально вписать постройку в ландшафт. В небольшом сооружении, размерами напоминающее парковый павильон, не сразу угадывается дворец: лишь великолепная белокаменная эмблема с вензелем императрицы в лучах славы, венчающая фасад, говорит об особом предназначении постройки. Здание имеет вытянутые, в готических формах, стрельчатые завершения окон. Дворец строился, вероятно, для развлечений Екатерины II в особо приближённом кругу
Баженовский Малый дворец, построенный в 1776—1778 годах, стал естественным завершением холма, повторив его форму. Здесь проявилось высокое мастерство архитектора, нашедшего точные пропорции и формы, чтобы идеально вписать постройку в ландшафт. В небольшом сооружении, размерами напоминающее парковый павильон, не сразу угадывается дворец: лишь великолепная белокаменная эмблема с вензелем императрицы в лучах славы, венчающая фасад, говорит об особом предназначении постройки. Здание имеет вытянутые, в готических формах, стрельчатые завершения окон. Дворец строился, вероятно, для развлечений Екатерины II в особо приближённом кругу
Полюбуемся украшениями "Оперного дома". Оперный дом — одна из лучших построек Баженова не только в Царицыне, но и в его творческом наследии; его нередко сравнивают с гигантским резным ларцом для драгоценностей. Масонство Баженова нашло явное отражение в царицынских постройках. Декор многих зданий, загадочные кружевные каменные узоры отчётливо напоминают масонские шифры и эмблемы. Царицыно нередко именуют «архитектурным справочником» масонской символики XVIII века; само построение ансамбля, его планировку иногда считают также неким масонским шифром.
Полюбуемся украшениями "Оперного дома". Оперный дом — одна из лучших построек Баженова не только в Царицыне, но и в его творческом наследии; его нередко сравнивают с гигантским резным ларцом для драгоценностей. Масонство Баженова нашло явное отражение в царицынских постройках. Декор многих зданий, загадочные кружевные каменные узоры отчётливо напоминают масонские шифры и эмблемы. Царицыно нередко именуют «архитектурным справочником» масонской символики XVIII века; само построение ансамбля, его планировку иногда считают также неким масонским шифром.
 Дворец возводился в 1776—1778 годах и предназначался, вероятно, для небольших официальных приёмов, проведения придворных церемоний, а также для театральных представлений и придворных увеселений Екатерины II.  Парапет, венчающий дворец, по сравнению парапетами других царицынских построек особенно сложен по рисунку, наряден и очень высок; с южного и северного фасадов в него включены замечательные по своей графичности контурные белокаменные двуглавые орлы, подчёркивающие официальный статус здания. С восточной стороны в его центральной части имеется декоративный рисунок, напоминающий театральный занавес, со звёздами, кругами и планетарными знаками, намекающими на масонство архитектора. К масонской символике в оформлении дворца также относят декоративные детали второго этажа наподобие обелисков с заострёнными штырями — «лестницы вольных каменщиков»
Дворец возводился в 1776—1778 годах и предназначался, вероятно, для небольших официальных приёмов, проведения придворных церемоний, а также для театральных представлений и придворных увеселений Екатерины II. Парапет, венчающий дворец, по сравнению парапетами других царицынских построек особенно сложен по рисунку, наряден и очень высок; с южного и северного фасадов в него включены замечательные по своей графичности контурные белокаменные двуглавые орлы, подчёркивающие официальный статус здания. С восточной стороны в его центральной части имеется декоративный рисунок, напоминающий театральный занавес, со звёздами, кругами и планетарными знаками, намекающими на масонство архитектора. К масонской символике в оформлении дворца также относят декоративные детали второго этажа наподобие обелисков с заострёнными штырями — «лестницы вольных каменщиков»
Довольно крупное здание протяжённой формы производит впечатление цельности; оно наиболее сложно декорировано среди сохранившихся царицынских построек Баженова. За счёт тщательно проработанного декора его формы кажутся лёгкими, устремлёнными ввысь. В 1996 году первые музейные выставки прошли в восставшем из руин Малом дворце, а в отреставрированном Оперном доме (Среднем дворце) состоялись первые концерты. Оперный дом в течение 10 последующих лет являлся главным концертным и выставочным залом музея-заповедника.
Довольно крупное здание протяжённой формы производит впечатление цельности; оно наиболее сложно декорировано среди сохранившихся царицынских построек Баженова. За счёт тщательно проработанного декора его формы кажутся лёгкими, устремлёнными ввысь. В 1996 году первые музейные выставки прошли в восставшем из руин Малом дворце, а в отреставрированном Оперном доме (Среднем дворце) состоялись первые концерты. Оперный дом в течение 10 последующих лет являлся главным концертным и выставочным залом музея-заповедника.
Виноградные ворота не имеют прямых аналогов среди построек в других императорских резиденциях, как по художественным качествам, так и по смысловым. Баженову здесь удалось соединить трудно сочетаемые вещи: торжественность триумфальной арки и лиричность парковой «затеи». В этом соединении усматривают ещё один пример царицынского «театра архитектуры». На триумфальный характер ворот недвусмысленно указывают барельефы трубящих Слав; сами ворота воспринимаются в единстве с Оперным домом, южный фасад которого украшают двуглавые орлы. Стилистически ворота близки Фигурному мосту: ряд деталей в декоре обеих построек перекликаются
Виноградные ворота не имеют прямых аналогов среди построек в других императорских резиденциях, как по художественным качествам, так и по смысловым. Баженову здесь удалось соединить трудно сочетаемые вещи: торжественность триумфальной арки и лиричность парковой «затеи». В этом соединении усматривают ещё один пример царицынского «театра архитектуры». На триумфальный характер ворот недвусмысленно указывают барельефы трубящих Слав; сами ворота воспринимаются в единстве с Оперным домом, южный фасад которого украшают двуглавые орлы. Стилистически ворота близки Фигурному мосту: ряд деталей в декоре обеих построек перекликаются
Изначально Виноградные ворота имели богатое скульптурное убранство: по описи 1825 года известно, что декор ворот включал в себя 4 вазы, 2 фигуры купидонов и 2 изваяния мопсов. Но уже к середине XIX века убранство было полностью утрачено; до наших дней дошла одна собака из керамики, найденная случайно в 1927 году во время ремонтных работ (ныне находится в Музее архитектуры имени Щусева). В остальном ворота полностью сохранили свой изначальный архитектурный облик. В 1998—2000 годах проведена реставрация Фигурных (Виноградных) ворот.
Изначально Виноградные ворота имели богатое скульптурное убранство: по описи 1825 года известно, что декор ворот включал в себя 4 вазы, 2 фигуры купидонов и 2 изваяния мопсов. Но уже к середине XIX века убранство было полностью утрачено; до наших дней дошла одна собака из керамики, найденная случайно в 1927 году во время ремонтных работ (ныне находится в Музее архитектуры имени Щусева). В остальном ворота полностью сохранили свой изначальный архитектурный облик. В 1998—2000 годах проведена реставрация Фигурных (Виноградных) ворот.
Также проводилась экологическая реабилитация Царицынских прудов, реконструкция плотин, восстановление лодочных пристаней в их исторических местах (по проекту группы архитекторов под началом А. Н. Оболенского); воссоздан Оранжерейный пруд.
Также проводилась экологическая реабилитация Царицынских прудов, реконструкция плотин, восстановление лодочных пристаней в их исторических местах (по проекту группы архитекторов под началом А. Н. Оболенского); воссоздан Оранжерейный пруд.
На Среднем Царицынском пруду, в обрамлении восстановленного острова-подковы, в 2007 году был открыт светодинамический фонтан — крупнейший в Москве.
На Среднем Царицынском пруду, в обрамлении восстановленного острова-подковы, в 2007 году был открыт светодинамический фонтан — крупнейший в Москве.
Также планируется восстановить грот, существовавший в XIX веке вблизи павильона «Миловида». «Миловида» возведена в 1803 (или 1804) году и заменила собой пришедший в ветхость прежний деревянный павильон Баженова. Ко временам Баженова восходит и пасторальное название (от «милый вид»).
Также планируется восстановить грот, существовавший в XIX веке вблизи павильона «Миловида». «Миловида» возведена в 1803 (или 1804) году и заменила собой пришедший в ветхость прежний деревянный павильон Баженова. Ко временам Баженова восходит и пасторальное название (от «милый вид»).
Павильон вполне оправдывает своё поэтическое наименование: к пруду ведёт широкая просека, от павильона открывается обширный, редкий по прелести вид, восторженно описанный Тургеневым в «Накануне». "Белоснежная на тёмном фоне зелени «Миловида» кажется одним из тех ясных античных видений, которые грезились Клоду Лоррену и Гюберу Роберу"
— писал исследователь подмосковных усадеб Ю. И. Шамурин в 1912 году.  Свод галереи поддерживают колонны тосканского ордера.
Павильон вполне оправдывает своё поэтическое наименование: к пруду ведёт широкая просека, от павильона открывается обширный, редкий по прелести вид, восторженно описанный Тургеневым в «Накануне». "Белоснежная на тёмном фоне зелени «Миловида» кажется одним из тех ясных античных видений, которые грезились Клоду Лоррену и Гюберу Роберу" — писал исследователь подмосковных усадеб Ю. И. Шамурин в 1912 году. Свод галереи поддерживают колонны тосканского ордера.
Декор свода выполнен в технике гризайль; снаружи павильон украшают фигуры сфинксов, медальоны, статуи вакханки и сидящих богинь Авроры и Венеры.
Декор свода выполнен в технике гризайль; снаружи павильон украшают фигуры сфинксов, медальоны, статуи вакханки и сидящих богинь Авроры и Венеры.
Изначально скульптурное убранство было богаче, но со временем дельфины, вазы и бюсты были утрачены.
Изначально скульптурное убранство было богаче, но со временем дельфины, вазы и бюсты были утрачены.
Садовую декорацию в классицистическом стиле отличают уравновешенные пропорции. «Миловида» гармонирует с окружением: архитектор с большим искусством включил павильон в композицию парка. К «Миловиде» сходятся множество аллей, в том числе Утренняя дорожка и так называемый «Глухой проспект» (один из «лучей» парка кантемировой усадьбы); расположение павильона рассчитано на бесконечное разнообразие визуальных впечатлений и смену контрастных «садовых сцен».
Садовую декорацию в классицистическом стиле отличают уравновешенные пропорции. «Миловида» гармонирует с окружением: архитектор с большим искусством включил павильон в композицию парка. К «Миловиде» сходятся множество аллей, в том числе Утренняя дорожка и так называемый «Глухой проспект» (один из «лучей» парка кантемировой усадьбы); расположение павильона рассчитано на бесконечное разнообразие визуальных впечатлений и смену контрастных «садовых сцен».
Во времена дачного бума в Царицыне декоративная постройка использовалась как чайный домик; в соседней роще, получившей название «Миловидовой», нередко играл духовой оркестр. В дальнейшем павильон пришёл в запустение. Реставрационные работы проводились в конце 1920-х и в 1958—1961 годах. В 1992 году в павильоне случился пожар, серьёзно повредивший «Миловиду». Реставрация 2006—2007 годов, проведённая коллективом реставратором под руководством М. Д. Голубина, вернула павильону тот облик, который существовал на протяжении XIX века.
Во времена дачного бума в Царицыне декоративная постройка использовалась как чайный домик; в соседней роще, получившей название «Миловидовой», нередко играл духовой оркестр. В дальнейшем павильон пришёл в запустение. Реставрационные работы проводились в конце 1920-х и в 1958—1961 годах. В 1992 году в павильоне случился пожар, серьёзно повредивший «Миловиду». Реставрация 2006—2007 годов, проведённая коллективом реставратором под руководством М. Д. Голубина, вернула павильону тот облик, который существовал на протяжении XIX века.
"Башня-руина", 1804-1805 гг. Возникновение самой романтичной царицынской парковой постройки продиктовано модой, существовавшей в конце XVIII — начале XIX веков на сооружение в парках и садах искусственных руин.
"Башня-руина", 1804-1805 гг. Возникновение самой романтичной царицынской парковой постройки продиктовано модой, существовавшей в конце XVIII — начале XIX веков на сооружение в парках и садах искусственных руин.
Предание связывает возникновение Башни-руины с судьбой авантюристки, известной как княжна Тараканова. Помните фильм "Царская охота" с кумиром всех советских женщин Ерёменко? Когда граф Алексей Орлов по заданию Екатерины II отправился в Италию на поиски и поимку княжны, с ним на корабле был некий художник, делавший во время поездки зарисовки достопримечательностей. Миссия останавливалась на Ионических островах и здесь художник набросал несколько эскизов с развалинами древней крепости. После его возвращения в Петербург с рисунками ознакомилась императрица, и они ей так понравились, что Екатерина распорядилась возвести в Царицыне руину с бельведером по одному из этих набросков.
Предание связывает возникновение Башни-руины с судьбой авантюристки, известной как княжна Тараканова. Помните фильм "Царская охота" с кумиром всех советских женщин Ерёменко? Когда граф Алексей Орлов по заданию Екатерины II отправился в Италию на поиски и поимку княжны, с ним на корабле был некий художник, делавший во время поездки зарисовки достопримечательностей. Миссия останавливалась на Ионических островах и здесь художник набросал несколько эскизов с развалинами древней крепости. После его возвращения в Петербург с рисунками ознакомилась императрица, и они ей так понравились, что Екатерина распорядилась возвести в Царицыне руину с бельведером по одному из этих набросков.
Башню при постройке специально "состарили". Сооружение, имитирующее развалины крепостной стены с угловой башней, возведено на крутом холме в месте излучины Верхнего Царицынского пруда. Строительным материалом послужил грубо обработанный камень, сложенный нарочито небрежно; имеются фрагментарные вставки из красного кирпича.
Башню при постройке специально "состарили". Сооружение, имитирующее развалины крепостной стены с угловой башней, возведено на крутом холме в месте излучины Верхнего Царицынского пруда. Строительным материалом послужил грубо обработанный камень, сложенный нарочито небрежно; имеются фрагментарные вставки из красного кирпича.
Ранее считалось, что строительство Башни-руины связано с деятельностью Баженова в Царицыне; однако по современным сведениям музея-заповедника «Царицыно» она построена в 1804—1805 годах, и предполагаемым автором является Иван Еготов. Необычный силуэт Башни-руины удачно вписан в окружающий ландшафт, а с её смотровой площадки открываются живописные панорамы парка.
Ранее считалось, что строительство Башни-руины связано с деятельностью Баженова в Царицыне; однако по современным сведениям музея-заповедника «Царицыно» она построена в 1804—1805 годах, и предполагаемым автором является Иван Еготов. Необычный силуэт Башни-руины удачно вписан в окружающий ландшафт, а с её смотровой площадки открываются живописные панорамы парка.
До середины XIX века башню венчал бельведер, сложенный также из грубого камня, но впоследствии был утрачен и не восстанавливался. За особенности лестницы, ведущей к площадке, сооружение прозвали «чёртовой лестницей» или «чёртовой горой»: по ней легко было взобраться, но нелегко спуститься. Московские газеты конца XIX века сообщали о травмах, полученных здесь подвыпившими посетителями
До середины XIX века башню венчал бельведер, сложенный также из грубого камня, но впоследствии был утрачен и не восстанавливался. За особенности лестницы, ведущей к площадке, сооружение прозвали «чёртовой лестницей» или «чёртовой горой»: по ней легко было взобраться, но нелегко спуститься. Московские газеты конца XIX века сообщали о травмах, полученных здесь подвыпившими посетителями
К концу XX века постройка превратилась в настоящую руину. Реставрационные работы проводились в 2006—2007 годах; лестница башни обрела перила — теперь спуск со смотровой площадки стал безопасным
К концу XX века постройка превратилась в настоящую руину. Реставрационные работы проводились в 2006—2007 годах; лестница башни обрела перила — теперь спуск со смотровой площадки стал безопасным
Русалочий остров примечателен аркой-руиной, возведённой, вероятно, одновременно с павильоном «Нерастанкино» и тем же архитектором — Иваном Еготовым. Постройка имитирует фрагмент некой древней белокаменной аркады и является вторым в Царицынском парке сооружением в жанре искусственных руин. Ранее арка имела небольшую башенку с вымпелом, но уже к середине XIX века её лишилась. Сам остров при сооружении арки был разделён протокой на два таким образом, что опоры арки располагались на разных островах.
Русалочий остров примечателен аркой-руиной, возведённой, вероятно, одновременно с павильоном «Нерастанкино» и тем же архитектором — Иваном Еготовым. Постройка имитирует фрагмент некой древней белокаменной аркады и является вторым в Царицынском парке сооружением в жанре искусственных руин. Ранее арка имела небольшую башенку с вымпелом, но уже к середине XIX века её лишилась. Сам остров при сооружении арки был разделён протокой на два таким образом, что опоры арки располагались на разных островах.
По замыслу устроителей, это было одним из самых романтичных мест парка: любителям лодочных катаний, проплывающим под аркой-руиной, открывалась далёкая живописная перспектива на венчавший холм павильон «Нерастанкино». Второе название арки — «Русалкины ворота» — связано, вероятно, как раз с романтичным образом постройки. Протока существовала до конца XIX века и впоследствии исчезла. Арка-руина к 1980-м годам представляла собою не имитацию, а самую настоящую руину. Реставрационные работы в 2006—2007 годах вернули павильону и арке их исторический облик
По замыслу устроителей, это было одним из самых романтичных мест парка: любителям лодочных катаний, проплывающим под аркой-руиной, открывалась далёкая живописная перспектива на венчавший холм павильон «Нерастанкино». Второе название арки — «Русалкины ворота» — связано, вероятно, как раз с романтичным образом постройки. Протока существовала до конца XIX века и впоследствии исчезла. Арка-руина к 1980-м годам представляла собою не имитацию, а самую настоящую руину. Реставрационные работы в 2006—2007 годах вернули павильону и арке их исторический облик
По мостику к Царицынским и Борисовским прудам
По мостику к Царицынским и Борисовским прудам
До начала XX века было принято считать, что нынешний «Храм Цереры» построен Баженовым в 1780-е годы, и, вероятно, в самом деле был одним из первых парковых сооружений подобного рода в России. Однако современные исследования подтверждают, что существующая беседка возведена в 1805 году Иваном Еготовым, заменившим обветшавшую деревянную постройку Баженова. Как выглядел баженовский «Храм Цереры» — неизвестно, но, вероятно, Еготов в общих чертах повторил предшественника.
До начала XX века было принято считать, что нынешний «Храм Цереры» построен Баженовым в 1780-е годы, и, вероятно, в самом деле был одним из первых парковых сооружений подобного рода в России. Однако современные исследования подтверждают, что существующая беседка возведена в 1805 году Иваном Еготовым, заменившим обветшавшую деревянную постройку Баженова. Как выглядел баженовский «Храм Цереры» — неизвестно, но, вероятно, Еготов в общих чертах повторил предшественника.
 Круглая купольная беседка-ротонда с восемью колоннами ионического ордера отличается особой стройностью, изяществом и совершенством пропорций. Такому восприятию способствует интересный архитектурный приём: колонны на 5 см наклонены к центру беседки. Местоположение беседки не случайно. На этом холме в июне 1775 года располагался шалаш, в котором отдыхала Екатерина II и её двор; с этого холма императрица наблюдала за праздником сенокоса, устроенным Григорием Потёмкиным. Праздник проходил на соседнем поле, которое и сейчас можно увидеть от беседки. С тем праздником связано и посвящение парковой постройки Церере — богине плодородия. Потемкин сам брал в руки косу и косил, чем приводил в восторг Екатерину.
Круглая купольная беседка-ротонда с восемью колоннами ионического ордера отличается особой стройностью, изяществом и совершенством пропорций. Такому восприятию способствует интересный архитектурный приём: колонны на 5 см наклонены к центру беседки. Местоположение беседки не случайно. На этом холме в июне 1775 года располагался шалаш, в котором отдыхала Екатерина II и её двор; с этого холма императрица наблюдала за праздником сенокоса, устроенным Григорием Потёмкиным. Праздник проходил на соседнем поле, которое и сейчас можно увидеть от беседки. С тем праздником связано и посвящение парковой постройки Церере — богине плодородия. Потемкин сам брал в руки косу и косил, чем приводил в восторг Екатерину.
Изначально в беседке стояла статуя богини, но она была утрачена в середине XIX века. С тех пор у постройки появилось второе название «Золотой сноп» — по золочёным колосьям, украшающим купол беседки. В 1927 году появилась новая Церера, привезённая из подмосковной усадьбы Лукино, но и она исчезла в 1940-е годы. Ныне в беседке установлена скульптура работы Александра Бурганова. В 2003 году реставрирована парковая беседка «Храм Цереры».
Изначально в беседке стояла статуя богини, но она была утрачена в середине XIX века. С тех пор у постройки появилось второе название «Золотой сноп» — по золочёным колосьям, украшающим купол беседки. В 1927 году появилась новая Церера, привезённая из подмосковной усадьбы Лукино, но и она исчезла в 1940-е годы. Ныне в беседке установлена скульптура работы Александра Бурганова. В 2003 году реставрирована парковая беседка «Храм Цереры».
Интересными парковыми постройками являются Гротесковые мостики в южной части парка, изрезанной узким и глубоким извилистым оврагом.
Интересными парковыми постройками являются Гротесковые мостики в южной части парка, изрезанной узким и глубоким извилистым оврагом.
Мостики сооружены для удобства подхода к беседке «Храм Цереры» от павильона «Нерастанкино» примерно в одно время с беседкой и павильоном и также (предположительно) по проекту Еготова. Своё название мостики получили из-за грубо обработанного камня («гротеска»), который использовался для возведения мостиков в качестве декоративных вставок в краснокирпичную кладку. 2006—2007 году отреставрирован павильон «Нерастанкино», гротесковые мостики (руководитель работ — архитектор-реставратор М. Д. Голубин). В то же время в пейзажном парке вновь появилась садовая скульптура: установлены несколько статуй работы А. Н. Бурганова.
Мостики сооружены для удобства подхода к беседке «Храм Цереры» от павильона «Нерастанкино» примерно в одно время с беседкой и павильоном и также (предположительно) по проекту Еготова. Своё название мостики получили из-за грубо обработанного камня («гротеска»), который использовался для возведения мостиков в качестве декоративных вставок в краснокирпичную кладку. 2006—2007 году отреставрирован павильон «Нерастанкино», гротесковые мостики (руководитель работ — архитектор-реставратор М. Д. Голубин). В то же время в пейзажном парке вновь появилась садовая скульптура: установлены несколько статуй работы А. Н. Бурганова.
Павильон «Нерастанкино», построенный в 1803—1804 годах по проекту И. В. Еготова, отмечает ещё одну ключевую обзорную точку: он сориентирован на пологий и протяжённый спуск холма к Верхнему пруду, завершающийся живописной луговиной; на самом пруду обустроен искусственный остров с аркой-руиной, которая образует с павильоном эффектную визуальную связку. С начала XIX века за павильоном закрепилось второе название Храм меланхолии, — видимо, из-за особой лиричности раскрывающихся здесь пейзажных сцен. Само название «Нерастанкино» обычно связывают с фразой «не расстанешься», имея в виду, что чувствительной душе трудно расстаться с красотами здешних мест. Однако на одной из карт Царицына 1816 года этот павильон обозначен как «Миростанкино». Возможно, таково было исходное название; его смысл, особенно в контексте расположенных неподалёку курганах-могильниках, заключается в намёке на бренность человеческого существования.
Павильон «Нерастанкино», построенный в 1803—1804 годах по проекту И. В. Еготова, отмечает ещё одну ключевую обзорную точку: он сориентирован на пологий и протяжённый спуск холма к Верхнему пруду, завершающийся живописной луговиной; на самом пруду обустроен искусственный остров с аркой-руиной, которая образует с павильоном эффектную визуальную связку. С начала XIX века за павильоном закрепилось второе название Храм меланхолии, — видимо, из-за особой лиричности раскрывающихся здесь пейзажных сцен. Само название «Нерастанкино» обычно связывают с фразой «не расстанешься», имея в виду, что чувствительной душе трудно расстаться с красотами здешних мест. Однако на одной из карт Царицына 1816 года этот павильон обозначен как «Миростанкино». Возможно, таково было исходное название; его смысл, особенно в контексте расположенных неподалёку курганах-могильниках, заключается в намёке на бренность человеческого существования.
«Нерастанкино» представляет собой постройку в канонах строгого классицизма в виде открытого зала с боковыми нишами, увенчанного небольшим куполом, и с колоннами тосканского ордера. Павильон отделан таким образом, что штукатурка не скрывает текстуру кирпичной кладки. Декор минимален: только четыре вазы-урны в боковых экседрах. Декоративный павильон имел некоторое практическое применение: в нём посетители парка могли найти садовые кресла для отдыха.Склон холма, спускающегося от павильона к пруду, во время проживания Екатерины II в Царицыне летом 1775 года стал местом для одной её увеселительной затеи. Здесь был устроен «воздушный театр» (то есть театр под открытым небом) и была поставлена комическая опера. Красивые пейзажи стали натуральной декорацией; императрица, вероятно, знала об особых акустических свойствах местности и выбрала склон не случайно. По одной из легенд, по случаю постановки спектакля к искусственному острову (ныне известному как «Русалочий») прорыли подземный ход от холма, где сейчас находится беседка «Храм Цереры»; по нему на остров проходили занятые в спектакле крепостные девушки, чтобы неожиданно появиться по ходу представления.
«Нерастанкино» представляет собой постройку в канонах строгого классицизма в виде открытого зала с боковыми нишами, увенчанного небольшим куполом, и с колоннами тосканского ордера. Павильон отделан таким образом, что штукатурка не скрывает текстуру кирпичной кладки. Декор минимален: только четыре вазы-урны в боковых экседрах. Декоративный павильон имел некоторое практическое применение: в нём посетители парка могли найти садовые кресла для отдыха.Склон холма, спускающегося от павильона к пруду, во время проживания Екатерины II в Царицыне летом 1775 года стал местом для одной её увеселительной затеи. Здесь был устроен «воздушный театр» (то есть театр под открытым небом) и была поставлена комическая опера. Красивые пейзажи стали натуральной декорацией; императрица, вероятно, знала об особых акустических свойствах местности и выбрала склон не случайно. По одной из легенд, по случаю постановки спектакля к искусственному острову (ныне известному как «Русалочий») прорыли подземный ход от холма, где сейчас находится беседка «Храм Цереры»; по нему на остров проходили занятые в спектакле крепостные девушки, чтобы неожиданно появиться по ходу представления.
Скульптура богини Дриады работы Александра Бурганова
Скульптура богини Дриады работы Александра Бурганова
Восстановительно-реставрационные работы начались с особым размахом и скоростью после того, как в 2005 году Царицынский комплекс был передан в городскую собственность. В 2005—2007 годах проведена полная реконструкция Царицынского парка по проекту группы ландшафтных архитекторов во главе с М. Р. Мориной; восстановлены и благоустроены аллеи и дорожки, расчищены самосевные заросли, кустарниковые чащобы, вырублен сухостой.
Восстановительно-реставрационные работы начались с особым размахом и скоростью после того, как в 2005 году Царицынский комплекс был передан в городскую собственность. В 2005—2007 годах проведена полная реконструкция Царицынского парка по проекту группы ландшафтных архитекторов во главе с М. Р. Мориной; восстановлены и благоустроены аллеи и дорожки, расчищены самосевные заросли, кустарниковые чащобы, вырублен сухостой.
Самая крупная сохранившаяся постройка Баженова в Царицыно возводилась в короткие сроки, в 1784—1785 годах. Своё второе название корпус получил по двум горельефам-эмблемам в виде каравая с солонкой, украшающим фасады, развёрнутые к парадной части царицынского ансамбля. Над ними размещается вензель из букв «Х» и «С» (хлеб-соль); «С» выполнена в форме калача, а «Х» напоминает скрещённые линейки — намёк на принадлежность к масонству Баженова (в качестве масонских символов использовались инструменты строителей и архитекторов). Кухонный корпус получил постоянную железную кровлю в 1787—1788 годах, когда строительством Царицына уже руководил Матвей Казаков. По своей форме кровля с тех пор отличается от первоначального варианта: Баженов проектировал Кухонный корпус с плоской крышей.
Самая крупная сохранившаяся постройка Баженова в Царицыно возводилась в короткие сроки, в 1784—1785 годах. Своё второе название корпус получил по двум горельефам-эмблемам в виде каравая с солонкой, украшающим фасады, развёрнутые к парадной части царицынского ансамбля. Над ними размещается вензель из букв «Х» и «С» (хлеб-соль); «С» выполнена в форме калача, а «Х» напоминает скрещённые линейки — намёк на принадлежность к масонству Баженова (в качестве масонских символов использовались инструменты строителей и архитекторов). Кухонный корпус получил постоянную железную кровлю в 1787—1788 годах, когда строительством Царицына уже руководил Матвей Казаков. По своей форме кровля с тех пор отличается от первоначального варианта: Баженов проектировал Кухонный корпус с плоской крышей.
В здании ярко проявился баженовский «театр архитектуры»: прозаические кухни скрываются под маской дворца. Хлебный дом уникален, ему присущ редкий по цельности и гармоничности художественный образ. Общее декоративное решение делает его похожим на североитальянские палаццо; одновременно Хлебный дом похож и на неприступные средневековые арсеналы и имеет черты сходства с за́мками. Со стороны парадных фасадов отсутствуют входы: они расположены с другой, непарадной стороны здания и ведут во внутренний двор, в котором, в свою очередь, имеются лестницы в помещения Кухонного корпуса. Такое решение обеспечивало бы незаметность хозяйственной жизни для обитателей дворцов.
В здании ярко проявился баженовский «театр архитектуры»: прозаические кухни скрываются под маской дворца. Хлебный дом уникален, ему присущ редкий по цельности и гармоничности художественный образ. Общее декоративное решение делает его похожим на североитальянские палаццо; одновременно Хлебный дом похож и на неприступные средневековые арсеналы и имеет черты сходства с за́мками. Со стороны парадных фасадов отсутствуют входы: они расположены с другой, непарадной стороны здания и ведут во внутренний двор, в котором, в свою очередь, имеются лестницы в помещения Кухонного корпуса. Такое решение обеспечивало бы незаметность хозяйственной жизни для обитателей дворцов.
В 2006 году завершились реставрация и реконструкция под музейно-выставочные нужды «Хлебного дома». Здание приобрело стеклянный купол над внутренним двором, превратившим его в атриум; «Хлебный дом» стал основным зданием для музейных коллекций. В Атриуме Хлебного Дома установлен небольшой оргáн фирмы GlÖtter Gets (масса 2.5 тонны, 3 мануала(2 клавиатуры для игры руками и 1 ножной мануал), 12 регистров, мощность мотора 75 Вт). Орган имеет акустическое звучание, электромотор приводит в действие меха для нагнетания воздуха. Среди музыкальных инструментов музея Царицыно также можно отметить рояли (Steinway and sons - массой 520 кг, Boston - массой 270 кг. и др.), двухмануальные клавесины современного изготовления выполненные по старинным технологиям, арфу, контрабас, литавры и т.д.
В 2006 году завершились реставрация и реконструкция под музейно-выставочные нужды «Хлебного дома». Здание приобрело стеклянный купол над внутренним двором, превратившим его в атриум; «Хлебный дом» стал основным зданием для музейных коллекций. В Атриуме Хлебного Дома установлен небольшой оргáн фирмы GlÖtter Gets (масса 2.5 тонны, 3 мануала(2 клавиатуры для игры руками и 1 ножной мануал), 12 регистров, мощность мотора 75 Вт). Орган имеет акустическое звучание, электромотор приводит в действие меха для нагнетания воздуха. Среди музыкальных инструментов музея Царицыно также можно отметить рояли (Steinway and sons - массой 520 кг, Boston - массой 270 кг. и др.), двухмануальные клавесины современного изготовления выполненные по старинным технологиям, арфу, контрабас, литавры и т.д.
Второй Кавалерский корпус. Второй и Первый Кавалерские корпуса, построенные в 1784—1785 годах, вероятно, предназначались для дворцовой прислуги. Они имеют общие черты в оформлении — портики с изящными кирпичными колоннами и фронтоны-кокошники со сходным рисунком. Декор фронтонов с композициями из звёзд, трилистников и лучей, вероятно, содержит намёк на масонскую символик. В процессе реставрационных работ 1988—2003 годов зданиям вернули их первоначальный облик.
Второй Кавалерский корпус. Второй и Первый Кавалерские корпуса, построенные в 1784—1785 годах, вероятно, предназначались для дворцовой прислуги. Они имеют общие черты в оформлении — портики с изящными кирпичными колоннами и фронтоны-кокошники со сходным рисунком. Декор фронтонов с композициями из звёзд, трилистников и лучей, вероятно, содержит намёк на масонскую символик. В процессе реставрационных работ 1988—2003 годов зданиям вернули их первоначальный облик.
Декоративное сооружение, расположенное между Хлебным домом и Большим дворцом, построено Баженовым в 1784—1785 годах в виде галереи, прерывающейся в середине аркой с шипами. Оно не несёт на себе никакой функциональной нагрузки. Когда-то предполагалось, что галерея должна была служить для связи Кухонного корпуса и дворца (например, для подачи блюд к столу), но в этих зданиях отсутствуют выходы непосредственно в галерею и они никогда не существовали. Общий силуэт арки-галереи напоминает сказочную декорацию. Необычны опоры арки — они богато украшены пирамидальными пинаклями, колоннами и белокаменными сердечками. Массивные башенки выглядят не столько опорами, сколько самостоятельными сооружениями; от этого лёгкое завершение арки, напоминающее терновый венец, смотрится как бы парящим в воздухе. Отмечается, что эта арка — единственный в русской дореволюционной архитектуре пример перекрытия аркой в виде свободной дуги, не имеющей сверху нагрузки. Арка-галерея стала первым объектом, с которого началась реставрация царицынского ансамбля в 1985 году; реставрация галереи длилась 7 лет
Декоративное сооружение, расположенное между Хлебным домом и Большим дворцом, построено Баженовым в 1784—1785 годах в виде галереи, прерывающейся в середине аркой с шипами. Оно не несёт на себе никакой функциональной нагрузки. Когда-то предполагалось, что галерея должна была служить для связи Кухонного корпуса и дворца (например, для подачи блюд к столу), но в этих зданиях отсутствуют выходы непосредственно в галерею и они никогда не существовали. Общий силуэт арки-галереи напоминает сказочную декорацию. Необычны опоры арки — они богато украшены пирамидальными пинаклями, колоннами и белокаменными сердечками. Массивные башенки выглядят не столько опорами, сколько самостоятельными сооружениями; от этого лёгкое завершение арки, напоминающее терновый венец, смотрится как бы парящим в воздухе. Отмечается, что эта арка — единственный в русской дореволюционной архитектуре пример перекрытия аркой в виде свободной дуги, не имеющей сверху нагрузки. Арка-галерея стала первым объектом, с которого началась реставрация царицынского ансамбля в 1985 году; реставрация галереи длилась 7 лет
Строившийся с перерывами в течение 1786—1796 годов на месте разобранных баженовских корпусов, дворец в чём-то повторял замысел Баженова: его основу составляют два равных крыла, квадратных в плане, предполагавшихся для покоев Екатерины II (правое крыло) и цесаревича Павла (левое). Оба крыла соединены средней частью, которая снаружи выглядит главным элементом здания — монументальным и величественным. Однако, если посмотреть на дворец в плане, станет очевидным, что середина дворца довольно узкая, и по сути представляет собой галерею, соединяющую главные объёмы. В августе 2007 года завершилась самая большая стройка на территории музея-заповедника — восстановление Большого Царицынского дворца. За два года живописная руина, постепенно разрушавшаяся последние двести лет, превратилась в современный музейно-выставочный комплекс. 2 сентября 2007 года, в День города, состоялось торжественное открытие реконструированного дворцового ансамбля. В церемонии принимали участие мэр Москвы Ю. М. Лужков и Президент В. В. Путин.
Строившийся с перерывами в течение 1786—1796 годов на месте разобранных баженовских корпусов, дворец в чём-то повторял замысел Баженова: его основу составляют два равных крыла, квадратных в плане, предполагавшихся для покоев Екатерины II (правое крыло) и цесаревича Павла (левое). Оба крыла соединены средней частью, которая снаружи выглядит главным элементом здания — монументальным и величественным. Однако, если посмотреть на дворец в плане, станет очевидным, что середина дворца довольно узкая, и по сути представляет собой галерею, соединяющую главные объёмы. В августе 2007 года завершилась самая большая стройка на территории музея-заповедника — восстановление Большого Царицынского дворца. За два года живописная руина, постепенно разрушавшаяся последние двести лет, превратилась в современный музейно-выставочный комплекс. 2 сентября 2007 года, в День города, состоялось торжественное открытие реконструированного дворцового ансамбля. В церемонии принимали участие мэр Москвы Ю. М. Лужков и Президент В. В. Путин.
Дворец, несмотря на яркие псевдоготические черты (башни, стрельчатые арки) по своему решению близок канонам классицизма: строгая симметрия, трёхчастное деление фасадов, общее спокойствие и уравновешенность пропорций, монументальность и некоторая тяжеловесность деталей (полуколонн по углам башен, сандриков, лоджий боковых корпусов). В шатровых завершениях башен присутствуют черты, восходящие к башням Московского Кремля.
Дворец, несмотря на яркие псевдоготические черты (башни, стрельчатые арки) по своему решению близок канонам классицизма: строгая симметрия, трёхчастное деление фасадов, общее спокойствие и уравновешенность пропорций, монументальность и некоторая тяжеловесность деталей (полуколонн по углам башен, сандриков, лоджий боковых корпусов). В шатровых завершениях башен присутствуют черты, восходящие к башням Московского Кремля.
Во многом Большой Царицынский дворец демонстрирует иной подход к решению задачи постройки загородной резиденции «в готическом вкусе»: по сравнению с баженовским проектом, здесь посредством классицистических решений проявилась «державная мощь» и отсутствуют лёгкость и игривость. Готика и «московское барокко» перестали быть частями творческого синтеза для выработки особого, неповторимого стиля, оставшись элементами тщательно проработанного декора
Во многом Большой Царицынский дворец демонстрирует иной подход к решению задачи постройки загородной резиденции «в готическом вкусе»: по сравнению с баженовским проектом, здесь посредством классицистических решений проявилась «державная мощь» и отсутствуют лёгкость и игривость. Готика и «московское барокко» перестали быть частями творческого синтеза для выработки особого, неповторимого стиля, оставшись элементами тщательно проработанного декора
На выходе из музейного комплекса три невзрачных одноэтажных однотипных здания. В одной из них сейчас виноградная оранжерея
На выходе из музейного комплекса три невзрачных одноэтажных однотипных здания. В одной из них сейчас виноградная оранжерея
Здание виноградной галереи. Почти бегом завершаю свою экскурсию.  Выйти можно к другому метро, так как территория музея заповедника огромная. Что очень удобно, зайти с одного метро, погулять и нырнуть рядом в другое у другого выхода. Ещё успел в метро, доехать до Курского вокзала и даже поужинать перед поездом в кафе у вокзала. 
Утром понедельника прибыл в родной город и сразу на работу.

Вот так и завершился трехдневный вояж в столицу.
За это время посещены: Кремль, Нехорошая квартира на Патриарших, Новодевичий монастырь и кладбище, Бородинская панорама, Поклонная гора, Коломенский и Царицынский музеи-заповедники.
В подготовке материала помогла незаменимая Википедия.
Здание виноградной галереи. Почти бегом завершаю свою экскурсию. Выйти можно к другому метро, так как территория музея заповедника огромная. Что очень удобно, зайти с одного метро, погулять и нырнуть рядом в другое у другого выхода. Ещё успел в метро, доехать до Курского вокзала и даже поужинать перед поездом в кафе у вокзала. Утром понедельника прибыл в родной город и сразу на работу. Вот так и завершился трехдневный вояж в столицу. За это время посещены: Кремль, Нехорошая квартира на Патриарших, Новодевичий монастырь и кладбище, Бородинская панорама, Поклонная гора, Коломенский и Царицынский музеи-заповедники. В подготовке материала помогла незаменимая Википедия.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому