Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 19:04
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?
Фотоальбом

К 200-летию рождения Айвазовского. Феодосия

Я вскользь упоминал о картинной галерее Айвазовского в Феодосии:

https://acvazul-v2010.tourister.ru/photoalbum/33576

Ованнес (Иван) Константинович Айвазовский родился в армянской семье купца Геворка (Константина) и Рипсиме Айвазян 17 (29) июля 1817 года в Феодосии.

Говорят, что горожане пожаловались на юного Ованнеса феодосийскому градоначальнику Казначееву за то что мальчик разрисовал углём стены домов. Градоначальник обратил внимание на юное дарование и за свои деньги дал ему возможность получить образование.

После окончания феодосийского уездного училища Айвазовский был зачислен в симферопольскую гимназию при помощи Казначеева, который в то время уже был поклонником таланта будущего художника. Затем Айвазовский был принят за казённый счёт в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга.

Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. Первоначально он учился в пейзажном классе у Максима Воробьёва. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому маринисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и представил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Александру Ивановичу Зауервейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауервейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Ввиду особых успехов Айвазовского в учении, было принято необычное для академии решение — выпустить Айвазовского из академии на два года раньше положенного срока и послать его на эти два года в Крым для самостоятельных работ, а после этого — в командировку за границу на шесть лет
Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. Первоначально он учился в пейзажном классе у Максима Воробьёва. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому маринисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и представил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Александру Ивановичу Зауервейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауервейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Ввиду особых успехов Айвазовского в учении, было принято необычное для академии решение — выпустить Айвазовского из академии на два года раньше положенного срока и послать его на эти два года в Крым для самостоятельных работ, а после этого — в командировку за границу на шесть лет
В 1930 г. у дома художника был установлен памятник работы скульптора И. Я. Гинцбурга, каменный постамент исполнил известный феодосийский мастер Яни Фока. На пьедестале лаконичная надпись: «Феодосия — Айвазовскому». Первоначально открытие памятника предполагалось приурочить к 1917 году — столетию со дня рождения Айвазовского, но революционные события отодвинули этот срок.
В 1930 г. у дома художника был установлен памятник работы скульптора И. Я. Гинцбурга, каменный постамент исполнил известный феодосийский мастер Яни Фока. На пьедестале лаконичная надпись: «Феодосия — Айвазовскому». Первоначально открытие памятника предполагалось приурочить к 1917 году — столетию со дня рождения Айвазовского, но революционные события отодвинули этот срок.
Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета. Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью, участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши», написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Картину приобрёл русский император Николай I и, покровительствуя молодому таланту, пожелал использовать его для изображения подвигов флота. В конце лета 1839 года вернулся в Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство. В это же время сблизился с кругом Карла Брюллова и Михаила Глинки. В июле 1840 года Айвазовский и его товарищ по пейзажному классу Академии Василий Штернберг отправились в Рим. По дороге они останавливались в Венеции и Флоренции. В Венеции Иван Константинович познакомился с Гоголем. картина на тему сотворения мира под названием «Хаос» была куплена папой Григорием XVI, который также наградил Айвазовского золотой медалью.
Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета. Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью, участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши», написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Картину приобрёл русский император Николай I и, покровительствуя молодому таланту, пожелал использовать его для изображения подвигов флота. В конце лета 1839 года вернулся в Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство. В это же время сблизился с кругом Карла Брюллова и Михаила Глинки. В июле 1840 года Айвазовский и его товарищ по пейзажному классу Академии Василий Штернберг отправились в Рим. По дороге они останавливались в Венеции и Флоренции. В Венеции Иван Константинович познакомился с Гоголем. картина на тему сотворения мира под названием «Хаос» была куплена папой Григорием XVI, который также наградил Айвазовского золотой медалью.
В целом, творчеству Айвазовского в Италии сопутствовал успех, как критики (в частности, о его работах высоко отозвался Уильям Тёрнер), так и коммерческий. За свои картины он получил золотую медаль Парижской академии художеств. В начале 1842 года Айвазовский через Швейцарию и долину Рейна отправился в Голландию, оттуда отплыл в Англию, а позже посетил Париж, Португалию и Испанию. В Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул, так что в парижских газетах появились сообщения о его гибели.
В целом, творчеству Айвазовского в Италии сопутствовал успех, как критики (в частности, о его работах высоко отозвался Уильям Тёрнер), так и коммерческий. За свои картины он получил золотую медаль Парижской академии художеств. В начале 1842 года Айвазовский через Швейцарию и долину Рейна отправился в Голландию, оттуда отплыл в Англию, а позже посетил Париж, Португалию и Испанию. В Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул, так что в парижских газетах появились сообщения о его гибели.
В 1843 году Айвазовский совершил поездку на остров Мальта. От этой поездки сохранилось несколько превосходных зарисовок. Одна из них легла в основу картины, написанной, по-видимому, уже по возвращении на родину.

Главный город и порт романтического островного рыцарского государства привлек художника возможностью изобразить воду и множество разнообразных судов и суденышек, сконцентрированных в оживленной гавани: здесь и стопушечный военный корабль, и шхуны, и яхты, и шлюпки, а также небольшой пароход, подобный тому, который курсировал с 1830-х годов вдоль побережья родного художнику Крыма.

Композиционный прием — изображение города силуэтом со стороны моря — впоследствии неоднократно использовался Айвазовским для больших полотен, фиксирующих виды русских приморских городов.
В 1843 году Айвазовский совершил поездку на остров Мальта. От этой поездки сохранилось несколько превосходных зарисовок. Одна из них легла в основу картины, написанной, по-видимому, уже по возвращении на родину. Главный город и порт романтического островного рыцарского государства привлек художника возможностью изобразить воду и множество разнообразных судов и суденышек, сконцентрированных в оживленной гавани: здесь и стопушечный военный корабль, и шхуны, и яхты, и шлюпки, а также небольшой пароход, подобный тому, который курсировал с 1830-х годов вдоль побережья родного художнику Крыма. Композиционный прием — изображение города силуэтом со стороны моря — впоследствии неоднократно использовался Айвазовским для больших полотен, фиксирующих виды русских приморских городов.
Ла-Валлетта — главный город островного государства Мальта. Назван по имени великого магистра ордена Св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийского) Жана де Лаваллетта. Основан в 1566, с 1800 — британское владение.

Айвазовский посетил Мальту в конце 1843 — начале 1844. Картина, по всей вероятности, была написана на основе сделанных во время путешествия зарисовок в Париже, где художник оставался с начала 1844 до июня.
Ла-Валлетта — главный город островного государства Мальта. Назван по имени великого магистра ордена Св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийского) Жана де Лаваллетта. Основан в 1566, с 1800 — британское владение. Айвазовский посетил Мальту в конце 1843 — начале 1844. Картина, по всей вероятности, была написана на основе сделанных во время путешествия зарисовок в Париже, где художник оставался с начала 1844 до июня.
 Осенью 1844 года, в возрасте 27 лет, художник вернулся в Россию. В 1844 году Айвазовский становится живописцем Главного морского штаба России, а с 1847 — профессором Петербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта. После завершения осенью 1845 года плаванья с адмиралом Литке, Айвазовский обратился в Главный морской штаб и Академию художеств с просьбой продлить пребывание в Крыму для окончания начатых работ; и получил разрешение остаться до следующего мая. Но в том же году Айвазовский начинает строительство своего дома на городской набережной и обосновывается в Феодосии. Айвазовский много путешествовал, часто, иногда по нескольку раз в год, уезжал в Петербург, но домом своим считал Феодосию. «Мой адрес — всегда в Феодосии», сообщал он в письме Павлу Михайловичу Третьякову
Осенью 1844 года, в возрасте 27 лет, художник вернулся в Россию. В 1844 году Айвазовский становится живописцем Главного морского штаба России, а с 1847 — профессором Петербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта. После завершения осенью 1845 года плаванья с адмиралом Литке, Айвазовский обратился в Главный морской штаб и Академию художеств с просьбой продлить пребывание в Крыму для окончания начатых работ; и получил разрешение остаться до следующего мая. Но в том же году Айвазовский начинает строительство своего дома на городской набережной и обосновывается в Феодосии. Айвазовский много путешествовал, часто, иногда по нескольку раз в год, уезжал в Петербург, но домом своим считал Феодосию. «Мой адрес — всегда в Феодосии», сообщал он в письме Павлу Михайловичу Третьякову
Георгиевский монастырь, основанный в 891 году, был объектом внимание всех путешественников. Монастырь привлекал необыкновенным месторасположением близ живописного мыса Фиолент и тем, что в этих святых местах, по преданию, побывали Андрей Первозванный, Св Климентий, Кирилл и Мефодий. В 1820 году монастырь посетил А. С. Пушкин. Айвазовский провел в районе Севастополя всю осень 1845 года, где, по его словам «наслаждался природой, видя одно из лучших мест в Европе». Художник любил украшать свои пейзажи эффектами лунного света. С этой целью он разработал новый прием передачи бликов на воде. Отдельные рельефные мазки на первом плане, как правило, соединялись у горизонта в сплошную золотистую поверхность, и море оживало. Автор выделил светом луны постройки монастыря. Крымская природа, некогда пленившая И. К. Айвазовского, запечатлена в одном из самых лирических его произведений.
Георгиевский монастырь, основанный в 891 году, был объектом внимание всех путешественников. Монастырь привлекал необыкновенным месторасположением близ живописного мыса Фиолент и тем, что в этих святых местах, по преданию, побывали Андрей Первозванный, Св Климентий, Кирилл и Мефодий. В 1820 году монастырь посетил А. С. Пушкин. Айвазовский провел в районе Севастополя всю осень 1845 года, где, по его словам «наслаждался природой, видя одно из лучших мест в Европе». Художник любил украшать свои пейзажи эффектами лунного света. С этой целью он разработал новый прием передачи бликов на воде. Отдельные рельефные мазки на первом плане, как правило, соединялись у горизонта в сплошную золотистую поверхность, и море оживало. Автор выделил светом луны постройки монастыря. Крымская природа, некогда пленившая И. К. Айвазовского, запечатлена в одном из самых лирических его произведений.
В 1848 году в Феодосии Айвазовский пишет картину "Чесменский бой". Картина посвященная исторической победе русского военного флота в Чесменском бою 24—26 июня (5—7 июля) 1770 года.
Наглядно описывает морское сражение между русскими и турецкими флотами. В глубине бухты видны тонущие горящие корабли, разлетающиеся от взрыва обломки мачт. Поднимающееся пламя с ало-сизым дымом смешивается с облаками, а свет луны озаряет адское смешение огня и воды. На переднем плане, темным силуэтом высится флагман русского флота Три иерарха, к которому, подходит шлюпка с экипажем брандера Д. С. Ильина. В воде видны турецкие моряки, которые цепляются за обломки кораблей, чтобы не утонуть.
В 1848 году в Феодосии Айвазовский пишет картину "Чесменский бой". Картина посвященная исторической победе русского военного флота в Чесменском бою 24—26 июня (5—7 июля) 1770 года. Наглядно описывает морское сражение между русскими и турецкими флотами. В глубине бухты видны тонущие горящие корабли, разлетающиеся от взрыва обломки мачт. Поднимающееся пламя с ало-сизым дымом смешивается с облаками, а свет луны озаряет адское смешение огня и воды. На переднем плане, темным силуэтом высится флагман русского флота Три иерарха, к которому, подходит шлюпка с экипажем брандера Д. С. Ильина. В воде видны турецкие моряки, которые цепляются за обломки кораблей, чтобы не утонуть.
Айвазовский интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, руководил раскопками более 90 курганов (часть найденных в них предметов хранится в Эрмитаже). На свои средства и по собственному проекту построил на горе Митридат новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П. С. Котляревского (здание музея взорвали отступающие из Крыма советские войска в 1941 году; мемориал также был утрачен). За заслуги перед археологией Иван Константинович был избран действительным членом Одесского общества истории и древностей.
Айвазовский интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, руководил раскопками более 90 курганов (часть найденных в них предметов хранится в Эрмитаже). На свои средства и по собственному проекту построил на горе Митридат новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П. С. Котляревского (здание музея взорвали отступающие из Крыма советские войска в 1941 году; мемориал также был утрачен). За заслуги перед археологией Иван Константинович был избран действительным членом Одесского общества истории и древностей.
Айвазовский был инициатором строительства железной дороги «Феодосия — Джанкой», построенной в 1892 году. Она до сих пор действует, ходят электрички, только вот кто на них ездит - ума не приложу. Он Выступал за расширение Феодосийского порта, публиковал открытые письма, где обосновывал преимущества строительства порта в Феодосии. В итоге в 1892—1894 годах в Феодосии был построен самый большой в Крыму торговый порт.
Картина "Первый поезд в Феодосии", 1892 года. Обратите внимание на знаменитую лунную дорожку на море
Айвазовский был инициатором строительства железной дороги «Феодосия — Джанкой», построенной в 1892 году. Она до сих пор действует, ходят электрички, только вот кто на них ездит - ума не приложу. Он Выступал за расширение Феодосийского порта, публиковал открытые письма, где обосновывал преимущества строительства порта в Феодосии. В итоге в 1892—1894 годах в Феодосии был построен самый большой в Крыму торговый порт. Картина "Первый поезд в Феодосии", 1892 года. Обратите внимание на знаменитую лунную дорожку на море
Писал маринист картины на библейские и исторические темы. Писал Айвазовский и портреты, но, не считая себя отличным портретистом, художник брался писать лишь близких ему людей. Так были написаны портреты бабушки, родителей, жены и брата Габриэла, градоначальника Феодосии Казначеева, генерала Лорис-Меликова и флотоводца Лазарева. Карьера Айвазовского была очень успешной. Художник был награждён многими орденами и получил чин действительного тайного советника (II класс табели о рангах), что соответствовало званию адмирала. В 1864 году ему было пожаловано потомственное дворянство.
Писал маринист картины на библейские и исторические темы. Писал Айвазовский и портреты, но, не считая себя отличным портретистом, художник брался писать лишь близких ему людей. Так были написаны портреты бабушки, родителей, жены и брата Габриэла, градоначальника Феодосии Казначеева, генерала Лорис-Меликова и флотоводца Лазарева. Карьера Айвазовского была очень успешной. Художник был награждён многими орденами и получил чин действительного тайного советника (II класс табели о рангах), что соответствовало званию адмирала. В 1864 году ему было пожаловано потомственное дворянство.
В 1886 году Феодосия испытывала сильную нехватку воды. «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс. ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника», — так писал в своем обращении к городской думе Иван Айвазовский в 1887 году. Субашский источник находился в имении Шах-Мамай, неподалеку от Старого Крыма, в 25 верстах от Феодосии. В 1887 году были начаты работы по прокладке водопровода, благодаря которому вода пришла в город.
В 1886 году Феодосия испытывала сильную нехватку воды. «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс. ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника», — так писал в своем обращении к городской думе Иван Айвазовский в 1887 году. Субашский источник находился в имении Шах-Мамай, неподалеку от Старого Крыма, в 25 верстах от Феодосии. В 1887 году были начаты работы по прокладке водопровода, благодаря которому вода пришла в город.
В 1848 году Иван Константинович женился. Его первой женой стала Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было четыре дочери: Елена, Мария, Александра и Жанна. Из-за нежелания Айвазовского жить в столице, Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году. Примечательно, что несколько внуков Айвазовского также стали известными художниками. Вторая жена — Анна Никитична (Мкртичевна) Саркисова-Бурназян (1856—1944), армянка. Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её мужа, известного феодосийского купца, в 1882 году. Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича. Спустя год они поженились. Анна Бурназян была на 40 лет моложе своего мужа.  В галерее хранится портрет Анны Никитичны, написанный Айвазовским. Айвазовский говорил, что его женитьба с Анной в 1882 ещё больше «приблизил его со своей нацией», имея в виду армянскую нацию. Анна Никитична пережила своего мужа на 44 года и умерла в Симферополе во время немецкой оккупации Крыма.
В 1848 году Иван Константинович женился. Его первой женой стала Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было четыре дочери: Елена, Мария, Александра и Жанна. Из-за нежелания Айвазовского жить в столице, Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году. Примечательно, что несколько внуков Айвазовского также стали известными художниками. Вторая жена — Анна Никитична (Мкртичевна) Саркисова-Бурназян (1856—1944), армянка. Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её мужа, известного феодосийского купца, в 1882 году. Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича. Спустя год они поженились. Анна Бурназян была на 40 лет моложе своего мужа. В галерее хранится портрет Анны Никитичны, написанный Айвазовским. Айвазовский говорил, что его женитьба с Анной в 1882 ещё больше «приблизил его со своей нацией», имея в виду армянскую нацию. Анна Никитична пережила своего мужа на 44 года и умерла в Симферополе во время немецкой оккупации Крыма.
В наше время не утихает интерес к работам художника. Они постоянно продаются на различных аукционах. Например, в 2008 на аукционе «Сотбис» два полотна Айвазовского, «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи», были проданы за $2,4 млн. Полотна посвящены помощи США России в 90-х годах XIX века и подарены автором музею Corcoran Gallery в Вашингтоне.
Аукцион Christie’s в 2004 году продал «Исаакиевский собор в морозный день» за 1,125 млн фунтов стерлингов. На этом же аукционе в июне 2009 года продано две небольшие марины (за £32 тыс. и £49 тыс.) и два больших полотна (за £421 тыс. и £337 тыс.).
В 2007 году на аукционе «Кристис» картина «Корабль у скал Гибралтара» была продана за 2,708 миллиона фунтов стерлингов, что являлось рекордом для картин Айвазовского на тот момент. 24 апреля 2012 года на аукционе Sotheby’s картина Айвазовского 1856 года «Вид Константинополя и Босфора» была продана за 3,2 млн фунтов стерлингов.
В наше время не утихает интерес к работам художника. Они постоянно продаются на различных аукционах. Например, в 2008 на аукционе «Сотбис» два полотна Айвазовского, «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи», были проданы за $2,4 млн. Полотна посвящены помощи США России в 90-х годах XIX века и подарены автором музею Corcoran Gallery в Вашингтоне. Аукцион Christie’s в 2004 году продал «Исаакиевский собор в морозный день» за 1,125 млн фунтов стерлингов. На этом же аукционе в июне 2009 года продано две небольшие марины (за £32 тыс. и £49 тыс.) и два больших полотна (за £421 тыс. и £337 тыс.). В 2007 году на аукционе «Кристис» картина «Корабль у скал Гибралтара» была продана за 2,708 миллиона фунтов стерлингов, что являлось рекордом для картин Айвазовского на тот момент. 24 апреля 2012 года на аукционе Sotheby’s картина Айвазовского 1856 года «Вид Константинополя и Босфора» была продана за 3,2 млн фунтов стерлингов.
Картины Айвазовского часто становятся предметами хищения. Ниже приведён далеко не полный список краж картин художника:
В 1992 году из Сочинского художественного музея украдены 14 картин различных художников. Среди украденных две работы Айвазовского: «Вид Константинополя» и «Встреча солнца. Море». В 1996 году эти картины были сняты сотрудниками английской полиции с торгов аукционов Кристи и Сотбис. По результатам следственных действий и оперативных мероприятий 13 из 14 похищенных картин были возвращены сочинскому музею (не найдена картина Кустодиева «Крыши»).
В 1997 году из частной коллекции в Москве похищена картина Айвазовского «Вечер в Каире» (1871). В мае 2015 года картина «всплыла» на лондонском аукционе Сотбис.
В 2001 году из Ташкентского музея искусств, вместе с рядом картин других авторов, была похищена картина Айвазовского «Закат в степи» (1888). Преступник задержан спустя 3 месяца, похищенные картины после двухлетней реставрации возвращены в музей.
В 2002 году, из Новосибирской картинной галереи была украдена картина Айвазовского «Корабль на мели» (1872). Картина не найдена.
В 2003 году из Астраханской картинной галереи имени Бориса Кустодиева похищена картина «Восход» (1856) (в 1999 году картину забрали из музея под видом реставрации, а в 2003 году с «реставрации» вернулась подделка). Подлинник картины не найден. Подделка по решению суда уничтожена.
В начале 2014 года из Киргизского национального музея изобразительного искусства украдена картина Айвазовского «Морской пейзаж в Крыму» (1866).
9 июля 2015 года из Тарусской картинной галереи похищены 3 картины, среди которых работа Айвазовского «Море у острова Капри». В августе преступники задержаны, похищенные картины изъяты.
Картины Айвазовского часто становятся предметами хищения. Ниже приведён далеко не полный список краж картин художника: В 1992 году из Сочинского художественного музея украдены 14 картин различных художников. Среди украденных две работы Айвазовского: «Вид Константинополя» и «Встреча солнца. Море». В 1996 году эти картины были сняты сотрудниками английской полиции с торгов аукционов Кристи и Сотбис. По результатам следственных действий и оперативных мероприятий 13 из 14 похищенных картин были возвращены сочинскому музею (не найдена картина Кустодиева «Крыши»). В 1997 году из частной коллекции в Москве похищена картина Айвазовского «Вечер в Каире» (1871). В мае 2015 года картина «всплыла» на лондонском аукционе Сотбис. В 2001 году из Ташкентского музея искусств, вместе с рядом картин других авторов, была похищена картина Айвазовского «Закат в степи» (1888). Преступник задержан спустя 3 месяца, похищенные картины после двухлетней реставрации возвращены в музей. В 2002 году, из Новосибирской картинной галереи была украдена картина Айвазовского «Корабль на мели» (1872). Картина не найдена. В 2003 году из Астраханской картинной галереи имени Бориса Кустодиева похищена картина «Восход» (1856) (в 1999 году картину забрали из музея под видом реставрации, а в 2003 году с «реставрации» вернулась подделка). Подлинник картины не найден. Подделка по решению суда уничтожена. В начале 2014 года из Киргизского национального музея изобразительного искусства украдена картина Айвазовского «Морской пейзаж в Крыму» (1866). 9 июля 2015 года из Тарусской картинной галереи похищены 3 картины, среди которых работа Айвазовского «Море у острова Капри». В августе преступники задержаны, похищенные картины изъяты.
В 1880 году художник открывает в своём доме выставочный зал. Иван Константинович выставлял в нём свои картины, которые не должны были покинуть Феодосию, а также недавно завершённые работы. Этот год официально считается годом создания Феодосийской картинной галереи, которую художник завещал родному городу.Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского — музей маринистической живописи. Состоит из двух корпусов по адресу ул. Галерейная, 2 (основная экспозиция, работы И. К. Айвазовского) и ул. Галерейная, 4 (Дом сестры художника: картины И. К. Айвазовского на мифологическую и библейскую темы, научный отдел галереи «Русская и современная марина»). Картины Айвазовского находятся в лучших музеях мира. В то же время многие провинциальные музеи России также обладают картинами художника, но, как правило, менее выдающимися. Часть картин находится в частных собраниях
В 1880 году художник открывает в своём доме выставочный зал. Иван Константинович выставлял в нём свои картины, которые не должны были покинуть Феодосию, а также недавно завершённые работы. Этот год официально считается годом создания Феодосийской картинной галереи, которую художник завещал родному городу.Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского — музей маринистической живописи. Состоит из двух корпусов по адресу ул. Галерейная, 2 (основная экспозиция, работы И. К. Айвазовского) и ул. Галерейная, 4 (Дом сестры художника: картины И. К. Айвазовского на мифологическую и библейскую темы, научный отдел галереи «Русская и современная марина»). Картины Айвазовского находятся в лучших музеях мира. В то же время многие провинциальные музеи России также обладают картинами художника, но, как правило, менее выдающимися. Часть картин находится в частных собраниях
Одно из сражений Русско-турецкой войны, которое произошло близ острова Хиос в Средиземном море. Русская эскадра, которую возглавлял Алексей Орлов, одержала победу над вдвойне превосходящими силой турками. На картине изображен ключевой момент боя — столкновение кораблей «Святой Евстафий» и «Бурдж-у-Зафера». Картина 1848 года
Одно из сражений Русско-турецкой войны, которое произошло близ острова Хиос в Средиземном море. Русская эскадра, которую возглавлял Алексей Орлов, одержала победу над вдвойне превосходящими силой турками. На картине изображен ключевой момент боя — столкновение кораблей «Святой Евстафий» и «Бурдж-у-Зафера». Картина 1848 года
«Бриг „Меркурий“, атакованный двумя турецкими кораблями». На картине изображён исторический эпизод победы российского брига «Меркурий» над превосходящими силами турецкой эскадры во время патрулирования турецкого пролива Босфор в Чёрном море.
События, изображённые на картине, произошли 14 мая 1829 года, когда бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта А. И. Казарского из-за слабого ветра не смог уйти от погони и был настигнут двумя самыми крупными и быстроходными кораблями в турецкой эскадре. На одном из турецких кораблей находился адмирал (капудан-паша) турецкого флота и российский бриг был вынужден вступить в бой, имея на борту 18 орудий против 200 орудий противника.
Решение вступить в бой было принято на офицерском совете и было поддержано матросами брига. Во время противостояния, продолжавшегося два часа, «Меркурию» удалось своим огнём повредить опоры, поддерживающие одну из мачт «Реал-бея», мачта рухнула за борт, и корабль потерял ход и возможность маневрировать и вести бой. Оставшись один на один с другим турецким кораблём «Селимие», российский бриг смог нанести примерно такие же повреждения, как и «Реал-бею», мачта рухнула и корабль был вынужден уйти из боя. «Меркурий» получил очень тяжёлые повреждения, но при этом потерял всего 4 человека из экипажа. Бриг благополучно вернулся в Севастополь.
«Бриг „Меркурий“, атакованный двумя турецкими кораблями». На картине изображён исторический эпизод победы российского брига «Меркурий» над превосходящими силами турецкой эскадры во время патрулирования турецкого пролива Босфор в Чёрном море. События, изображённые на картине, произошли 14 мая 1829 года, когда бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта А. И. Казарского из-за слабого ветра не смог уйти от погони и был настигнут двумя самыми крупными и быстроходными кораблями в турецкой эскадре. На одном из турецких кораблей находился адмирал (капудан-паша) турецкого флота и российский бриг был вынужден вступить в бой, имея на борту 18 орудий против 200 орудий противника. Решение вступить в бой было принято на офицерском совете и было поддержано матросами брига. Во время противостояния, продолжавшегося два часа, «Меркурию» удалось своим огнём повредить опоры, поддерживающие одну из мачт «Реал-бея», мачта рухнула за борт, и корабль потерял ход и возможность маневрировать и вести бой. Оставшись один на один с другим турецким кораблём «Селимие», российский бриг смог нанести примерно такие же повреждения, как и «Реал-бею», мачта рухнула и корабль был вынужден уйти из боя. «Меркурий» получил очень тяжёлые повреждения, но при этом потерял всего 4 человека из экипажа. Бриг благополучно вернулся в Севастополь.
На картине Айвазовского бриг зажат между двумя турецкими кораблями, и корабли идут курсом фордевинд, что является несомненным плюсом для линейных кораблей с их преимущественно прямыми парусами. Такой расклад вряд ли оставляет «Меркурию» какие-либо шансы на выживание, поэтому, согласно ряду мнений, не может быть исторически достоверным. Однако, возможно, что такое положение было выбрано автором для придания излишнего трагизма ситуации, для акцента именно на безнадёжности положения брига.
На картинах других художников эти же корабли изображены идущими в бакштаг, что даёт бригу с бо́льшим процентом косых парусов выигрыш в манёвренности.
На картине Айвазовского бриг зажат между двумя турецкими кораблями, и корабли идут курсом фордевинд, что является несомненным плюсом для линейных кораблей с их преимущественно прямыми парусами. Такой расклад вряд ли оставляет «Меркурию» какие-либо шансы на выживание, поэтому, согласно ряду мнений, не может быть исторически достоверным. Однако, возможно, что такое положение было выбрано автором для придания излишнего трагизма ситуации, для акцента именно на безнадёжности положения брига. На картинах других художников эти же корабли изображены идущими в бакштаг, что даёт бригу с бо́льшим процентом косых парусов выигрыш в манёвренности.
Айвазовский на протяжение всей жизни много путешествовал. Художник побывал во многих странах Европы, неоднократно ездил в Константинополь, бывал и на Кавказе. Из каждой из своих поездок художник привозил темы для новых картин; так, например, после посещения Египта, куда Айвазовский ездил на открытие Суэцкого канала, была написана картина с довольно неожиданным для творчества художника сюжетом — «Великая пирамида в Гизе».
В 1892 году художник в возрасте 75 лет вместе с женой посетил Соединенные Штаты Америки, после чего им была написана картина Ниагарский водопад.
Айвазовский на протяжение всей жизни много путешествовал. Художник побывал во многих странах Европы, неоднократно ездил в Константинополь, бывал и на Кавказе. Из каждой из своих поездок художник привозил темы для новых картин; так, например, после посещения Египта, куда Айвазовский ездил на открытие Суэцкого канала, была написана картина с довольно неожиданным для творчества художника сюжетом — «Великая пирамида в Гизе». В 1892 году художник в возрасте 75 лет вместе с женой посетил Соединенные Штаты Америки, после чего им была написана картина Ниагарский водопад.
 5 октября на Малаховом кургане был смертельно ранен Владимир Алексеевич Корнилов. Позже Айвазовский пишет картину "Малахов курган - место, где был смертельно ранен адмирал Корнилов".
Нa картине «Малахов курган» изображена широкая панорама Севастополя, открывающаяся с Малахова кургана. На первом плане запечатлен своеобразный памятник — крест, выложенный из ядер, указывающий место, где был смертельно ранен адмирал В. Корнилов.
У памятника — два ветерана, пришедшие поклониться великой святыне. Настрой картины глубоко лиричен и печален. Это подчеркивают мастерски изображенные лучи заходящего далеко за морем солнца. Оно золотит отдельные дома города, окутанного вечерней дымкой. 
Картины севастопольского цикла неоднократно экспонировались на различных выставках, а полученный с них сбор поступал на благотворительные цели.
5 октября на Малаховом кургане был смертельно ранен Владимир Алексеевич Корнилов. Позже Айвазовский пишет картину "Малахов курган - место, где был смертельно ранен адмирал Корнилов". Нa картине «Малахов курган» изображена широкая панорама Севастополя, открывающаяся с Малахова кургана. На первом плане запечатлен своеобразный памятник — крест, выложенный из ядер, указывающий место, где был смертельно ранен адмирал В. Корнилов. У памятника — два ветерана, пришедшие поклониться великой святыне. Настрой картины глубоко лиричен и печален. Это подчеркивают мастерски изображенные лучи заходящего далеко за морем солнца. Оно золотит отдельные дома города, окутанного вечерней дымкой. Картины севастопольского цикла неоднократно экспонировались на различных выставках, а полученный с них сбор поступал на благотворительные цели.
На протяжении всей жизни Айвазовский сохранял эмоционально-возвышенное восприятие окружающего мира. Но со временем его живопись становилась более сдержанной, а сочетание красок – более мягким. Одной из лучших работ художника 90-х годов стала картина «Прибой у крымских берегов», изображающая холодный ненастный день. Холст был написан в 1892 году.

Ровная линия горизонта разделяет полотно на две части – две стихии, столь любимые живописцем - небо и море. Низкие тучи нависают над бушующим морем. Для выразительного изображения небес художник использует серебристо-голубые, синие и даже свинцово-серые тона. Несмотря на непогоду, в самой вышине сквозь расходящиеся в стороны тучи пробивается солнечный свет, окрашивающий небо в нежно-розовый цвет. 

Оливково-охристые волны с ажурными кружевами пены на полупрозрачных от дневного света гребнях с шумом накатывают на влажный пологий берег, ритмично сменяя друг друга. На волнах качаются корабли, стоящие на рейде. Их паруса спущены, но вымпелы и флаги развеваются на ветру. У самого берега кружат встревоженные прибоем чайки. На картине Айвазовским запечатлен лишь миг, но кажется, что полотно наполнено движением - облаков на небе, волн, с шумом набегающих на песок, шхун, кренящихся от холодного сырого ветра, чаек, носящихся над морем. Серебристая гамма, использованная живописцем, помогает ему передать сдержанную красоту и величие морской стихии.
На протяжении всей жизни Айвазовский сохранял эмоционально-возвышенное восприятие окружающего мира. Но со временем его живопись становилась более сдержанной, а сочетание красок – более мягким. Одной из лучших работ художника 90-х годов стала картина «Прибой у крымских берегов», изображающая холодный ненастный день. Холст был написан в 1892 году. Ровная линия горизонта разделяет полотно на две части – две стихии, столь любимые живописцем - небо и море. Низкие тучи нависают над бушующим морем. Для выразительного изображения небес художник использует серебристо-голубые, синие и даже свинцово-серые тона. Несмотря на непогоду, в самой вышине сквозь расходящиеся в стороны тучи пробивается солнечный свет, окрашивающий небо в нежно-розовый цвет. Оливково-охристые волны с ажурными кружевами пены на полупрозрачных от дневного света гребнях с шумом накатывают на влажный пологий берег, ритмично сменяя друг друга. На волнах качаются корабли, стоящие на рейде. Их паруса спущены, но вымпелы и флаги развеваются на ветру. У самого берега кружат встревоженные прибоем чайки. На картине Айвазовским запечатлен лишь миг, но кажется, что полотно наполнено движением - облаков на небе, волн, с шумом набегающих на песок, шхун, кренящихся от холодного сырого ветра, чаек, носящихся над морем. Серебристая гамма, использованная живописцем, помогает ему передать сдержанную красоту и величие морской стихии.
К теме кораблекрушения Иван Константинович обращался в разные годы творчества (наиболее известные «Кораблекрушения» 1843 и 1876 голов, последнюю Вы видите на этом фото. Главный посыл, который несет в себе тематика этих картин  — беспомощность человека перед могуществом природы. Подобные мысли, Айвазовский находит, конечно, в творчестве немецких романтиков, которые также в своих литературных исканиях уделяли много места морской стихии, месту человека в природе. Здесь человек напрямую зависим от природы, он не царь, как принято было считать до этого, а всего лишь песчинка в море… У Айвазовского немало вариаций на эту тему: и трагических, и со счастливой надеждой спасения.
К теме кораблекрушения Иван Константинович обращался в разные годы творчества (наиболее известные «Кораблекрушения» 1843 и 1876 голов, последнюю Вы видите на этом фото. Главный посыл, который несет в себе тематика этих картин — беспомощность человека перед могуществом природы. Подобные мысли, Айвазовский находит, конечно, в творчестве немецких романтиков, которые также в своих литературных исканиях уделяли много места морской стихии, месту человека в природе. Здесь человек напрямую зависим от природы, он не царь, как принято было считать до этого, а всего лишь песчинка в море… У Айвазовского немало вариаций на эту тему: и трагических, и со счастливой надеждой спасения.
«Башня на скале у Босфора», 1859 год — одна из картин Айвазовского, написанная в привычном его стиле, так, что море на ней – главный персонаж, занимает больше всех места и больше всех внимания требует к себе.
Взгляд буквально притягивается им – зеленые волны пенятся, накатывают на высокий каменистый берег, и в волнах бьется корабль – словно раненая птица, пытается уплыть от берега, избежать смерти на скалах, но не может. Стихия сильнее – тянет, рвет, паруса падают и комкаются рваными тряпками. В шлюпке спасаются матросы – все смотрят на корабль, он был им и домом и другом, но тот уже погибает и им его уже не спасти.
Одинокий человек стоит на камнях у кромки прибоя – может быть, матрос, раньше других бросившийся в волны и выплывший, может быть, кто-то чужой, лишний, услышавший стоны бьющегося о скалы дерева. Старая башня лениво взирает на развернувшуюся у её подножия драму. На холме вдалеке светится чистой, сияющей белизной город – высокий башни, шпили, ладные домики. И всю картину заливают золотые лучи рассветного солнца.
Оно огромно. Оно выплывает из-за горизонта, окрашивая небо в золото, город в белизну, а море – в изумрудный блеск. Волны полны золотом, смешавшись с синевой, оно становится изумрудом.
Одновременно очень динамичная и драматичная, и очень светлая картина – это сочетание кажется почти циничным, однако мир именно таков. Не все тонут в дождливые ночи, не всегда погода подходит под происходящие события, и морю все равно, когда бросать на скалы утлую скорлупку, творение человеческих рук – ранним летним утром или осенним днем.
Морю безразлично, потому что такова его природа. Бесконечно отстраненное, мудрое и изменчивое, оно точит берег, потому что «Капля камень точит». Когда-нибудь на месте скал у Босфора будет плескаться бескрайнее море – также, как было в начале времен.
http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-ivana-ajvazovskogo-bashni-na-skale-u-bosfora/
«Башня на скале у Босфора», 1859 год — одна из картин Айвазовского, написанная в привычном его стиле, так, что море на ней – главный персонаж, занимает больше всех места и больше всех внимания требует к себе. Взгляд буквально притягивается им – зеленые волны пенятся, накатывают на высокий каменистый берег, и в волнах бьется корабль – словно раненая птица, пытается уплыть от берега, избежать смерти на скалах, но не может. Стихия сильнее – тянет, рвет, паруса падают и комкаются рваными тряпками. В шлюпке спасаются матросы – все смотрят на корабль, он был им и домом и другом, но тот уже погибает и им его уже не спасти. Одинокий человек стоит на камнях у кромки прибоя – может быть, матрос, раньше других бросившийся в волны и выплывший, может быть, кто-то чужой, лишний, услышавший стоны бьющегося о скалы дерева. Старая башня лениво взирает на развернувшуюся у её подножия драму. На холме вдалеке светится чистой, сияющей белизной город – высокий башни, шпили, ладные домики. И всю картину заливают золотые лучи рассветного солнца. Оно огромно. Оно выплывает из-за горизонта, окрашивая небо в золото, город в белизну, а море – в изумрудный блеск. Волны полны золотом, смешавшись с синевой, оно становится изумрудом. Одновременно очень динамичная и драматичная, и очень светлая картина – это сочетание кажется почти циничным, однако мир именно таков. Не все тонут в дождливые ночи, не всегда погода подходит под происходящие события, и морю все равно, когда бросать на скалы утлую скорлупку, творение человеческих рук – ранним летним утром или осенним днем. Морю безразлично, потому что такова его природа. Бесконечно отстраненное, мудрое и изменчивое, оно точит берег, потому что «Капля камень точит». Когда-нибудь на месте скал у Босфора будет плескаться бескрайнее море – также, как было в начале времен. http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-ivana-ajvazovskogo-bashni-na-skale-u-bosfora/
Картина «Ледяные горы» или «Ледяные горы в Антарктиде» написана Иваном Айвазовским в 1870 году. Данная картина считается самой первой в мире (!) с изображением полярных льдов. В центре сюжета картины - экспедиция Ф. Беллинсгаузена в 1820 году, в результате которой и была открыта Антарктида. Айвазовский, конечно, не был на этом корабле, морской пейзаж со льдами и айсбергами является плодом его воображения, однако написана картина так реалистично и так детализировано, что может показаться, что художник присутствовал здесь лично и рисовал с натуры. Создавать картину ему помогал участник той самой экспедиции М. Лазарев, с которым Айвазовский был дружен.

Картина, как торжественный символ открытия нового материка, наполнена сиянием. Особое чарующее спокойствие завораживает зрителя, относит его в область почти сказочной таинственности. В Антарктиде царит полярная ночь, но снег и льды освещают всё вокруг, являясь как бы сами по себе источниками света. Корабль стоит в живописной бухте. Совсем рядом с ним дрейфует айсберг, который похож на высокую гору. Вся картина пропитана не только призрачным светом, но и особыми красками.
Картина «Ледяные горы» или «Ледяные горы в Антарктиде» написана Иваном Айвазовским в 1870 году. Данная картина считается самой первой в мире (!) с изображением полярных льдов. В центре сюжета картины - экспедиция Ф. Беллинсгаузена в 1820 году, в результате которой и была открыта Антарктида. Айвазовский, конечно, не был на этом корабле, морской пейзаж со льдами и айсбергами является плодом его воображения, однако написана картина так реалистично и так детализировано, что может показаться, что художник присутствовал здесь лично и рисовал с натуры. Создавать картину ему помогал участник той самой экспедиции М. Лазарев, с которым Айвазовский был дружен. Картина, как торжественный символ открытия нового материка, наполнена сиянием. Особое чарующее спокойствие завораживает зрителя, относит его в область почти сказочной таинственности. В Антарктиде царит полярная ночь, но снег и льды освещают всё вокруг, являясь как бы сами по себе источниками света. Корабль стоит в живописной бухте. Совсем рядом с ним дрейфует айсберг, который похож на высокую гору. Вся картина пропитана не только призрачным светом, но и особыми красками.
Айвазовский был в первую очередь маринист. Зачастую сюжет картины является лишь предлогом для написания морских волн, как, например, на картине «Наполеон на острове Святой Елены», где фигура Наполеона занимает ничтожно малое пространство на холсте. Метод работы художника заключался в том, что он не писал своих картин с натуры, а восстанавливал их по памяти, с помощью схематичных рисунков.
Айвазовский был в первую очередь маринист. Зачастую сюжет картины является лишь предлогом для написания морских волн, как, например, на картине «Наполеон на острове Святой Елены», где фигура Наполеона занимает ничтожно малое пространство на холсте. Метод работы художника заключался в том, что он не писал своих картин с натуры, а восстанавливал их по памяти, с помощью схематичных рисунков.
"Группа облаков", 1889 год. Айвазовский создал многочисленные вариации на тему облаков: зимних, летних, утренних, вечерних. Он всматривался в их фо разработал свои приемы для воспроизведения перистых, кучевых облаков или грозовых туч.
Импровизируя, написал это неповторимое небо, которое господствует на полотне и на котором очень торжественно смотрится «роскошное виденье чудных снов». Удивительно разнообразное сочетание цветов использовал художник в их написании. Небо, облака, море неподвижны, словно позируют, но остро ощущается внутренняя энергия природы. При всей простоте сюжета произведение воспринимается как эпическое. А вот пловец изображён нереалистично. Плывёт так неправдоподобно быстро для человека, что волны расходятся как от скоростного катера
"Группа облаков", 1889 год. Айвазовский создал многочисленные вариации на тему облаков: зимних, летних, утренних, вечерних. Он всматривался в их фо разработал свои приемы для воспроизведения перистых, кучевых облаков или грозовых туч. Импровизируя, написал это неповторимое небо, которое господствует на полотне и на котором очень торжественно смотрится «роскошное виденье чудных снов». Удивительно разнообразное сочетание цветов использовал художник в их написании. Небо, облака, море неподвижны, словно позируют, но остро ощущается внутренняя энергия природы. При всей простоте сюжета произведение воспринимается как эпическое. А вот пловец изображён нереалистично. Плывёт так неправдоподобно быстро для человека, что волны расходятся как от скоростного катера
"Гроза", 1889 год. Произведение выполнено в широкой и энергичной манере. Минимальными средствами художник добился потрясающего живописного эффекта. Больше века прошло со времени написания картины. Но до сих пор тревожит душу свет луны, поражает и слепит глаза свет молнии. Айвазовскому удалось создать впечатление мимолетности вспышки, молния не застыла в небе, еще мгновение — и она исчезнет...
Ярким примером воплощения в живописи сюжета, который требовал работы воображения, а не непосредственного наблюдения натуры, служит находящаяся в мастерской картина «Путешествие Посейдона по морю» (1894). Сюжет ее связан с древнегреческим мифом о боге морей Посейдоне. Грозные валы расступаются перед стремительно несущейся по морю колесницей Посейдона, в которую впряжена четверка резвых коней. Морского бога и его супругу богиню Амфитриду сопровождают обитающие в волнах нереиды, наяды, трубят в морские раковины тритоны... Вспышки молний в левой части полотна оживляют его темно-зеленый колорит.
Ярким примером воплощения в живописи сюжета, который требовал работы воображения, а не непосредственного наблюдения натуры, служит находящаяся в мастерской картина «Путешествие Посейдона по морю» (1894). Сюжет ее связан с древнегреческим мифом о боге морей Посейдоне. Грозные валы расступаются перед стремительно несущейся по морю колесницей Посейдона, в которую впряжена четверка резвых коней. Морского бога и его супругу богиню Амфитриду сопровождают обитающие в волнах нереиды, наяды, трубят в морские раковины тритоны... Вспышки молний в левой части полотна оживляют его темно-зеленый колорит.
В 1884 году Айвазовский путешествовал по Волге, желая своими глазами увидеть мотивы, которые стали популярными в творчестве многих русских художников.
«От Волги я в восхищении», — писал певец моря. Ему были привычны широкие водные просторы, поэтому он без напряжения справился с передачей величавого, плавного течения красавицы реки. В представлении россиян Волга — матушка, Волга — труженица. Такого же мнения придерживался Айвазовский. Он заполнил небольшой участок реки гружеными пароходами, лодками, баржами, т. е. коснулся в этом произведении темы труда, которая почти не разрабатывалась им в морских пейзажах.
В 1884 году Айвазовский путешествовал по Волге, желая своими глазами увидеть мотивы, которые стали популярными в творчестве многих русских художников. «От Волги я в восхищении», — писал певец моря. Ему были привычны широкие водные просторы, поэтому он без напряжения справился с передачей величавого, плавного течения красавицы реки. В представлении россиян Волга — матушка, Волга — труженица. Такого же мнения придерживался Айвазовский. Он заполнил небольшой участок реки гружеными пароходами, лодками, баржами, т. е. коснулся в этом произведении темы труда, которая почти не разрабатывалась им в морских пейзажах.
Широко известна картина «Наводнение в Судаке» (1897 год). Стихийное бедствие художник мог наблюдать, непосредственно находясь на своей даче. Интересно, что незадолго до того как мы сами прибыли в Судак, в августе 2017 года было такое же наводнение и на том же месте. Даже машины уплывали. Столетия идут, а всё остаётся так же. Стихия......
Широко известна картина «Наводнение в Судаке» (1897 год). Стихийное бедствие художник мог наблюдать, непосредственно находясь на своей даче. Интересно, что незадолго до того как мы сами прибыли в Судак, в августе 2017 года было такое же наводнение и на том же месте. Даже машины уплывали. Столетия идут, а всё остаётся так же. Стихия......
Описание картины дано ниже
"Возвращение со свадьбы", 1891 год. Иван Константинович знаменит в основном своими морскими пейзажами и сражениями, но этим его творчество не ограничивалось. Художник создал серию портретов крымских прибрежных городов, изображал степи Украины, которые наблюдал во время многочисленных поездок из Феодосии в Петербург.
"Возвращение со свадьбы", 1891 год. Иван Константинович знаменит в основном своими морскими пейзажами и сражениями, но этим его творчество не ограничивалось. Художник создал серию портретов крымских прибрежных городов, изображал степи Украины, которые наблюдал во время многочисленных поездок из Феодосии в Петербург.
Согласно античным мифам богов Олимпа отделяет от простых смертных пелена тумана. Никто, из живущих на земле, не видел «пристанище богов». Айвазовский же предоставил нам такую возможность: побродить среди богов на священной горе. 
На фоне древнегреческих архитектурных сооружений, в ожидании Венеры, собрались боги вокруг Зевса, которого легко узнать по внушительной златокудрой голове, величественной царственной позе, кроме того перед его фигурой изображен орел, считающийся символом главного бога. Рядом с Зевсом нежится Гера, его жена. Тяжелые, золотые украшения у нее на шее, в ушах, на голове. Гера покровительница семьи и брака, но ей приписывали многочисленные отрицательные черты – ревность, мстительность, даже жестокость. 
Справа от этой центральной пары, за скамьей – Афина, более почитаемая в древнем мире. Она покровительница воинов и праведных войн. Афине, как истинной красавице не очень повезло с мужьями, которых ей предопределила судьба. По одной версии она была женой сильного, талантливого, хромого бога, покровителя кузнечного дела Вулкана, по другой версии – женой Ареса – бога неправедных войн, может быть, именно он изображен в золотом шлеме слева в глубине картины. 
За фигурой Афины – «быстрый, как мысль» Гермес, покровитель путешественников, торговли, ораторов и даже воров, и красавец Аполлон. 
В толпе угадывается легендарный Геракл, которого боги взяли на Олимп за великие подвиги. 
Несколько особняком стоит Посейдон, равный по красоте своему брату Зевсу. Это благодаря действиям его трезубца в эту минуту на море такая тишь и благодать. Рядом его жена Амфитрита в накидке, радующей благородством синего цвета, и две из ее пятидесяти сестер – нереиды со сложными прическами. Не случайно, только этим красавицам уделил столько внимания художник. Он много раз путешествовал по морям и океану, а нереиды покровительствуют мореплавателям, от них зависит насколько счастливым окажется плавание, их нельзя сердить. 
Первоначально на картине Посейдону отводилось место в море, но художник записал левую часть картины, сосредоточив все внимание на богине любви и красоты. Со временем нижний слой краски проступил. При внимательном знакомстве угадываются очертания фигуры Посейдона. Ожидается, что с годами изображение будет явственнее. Тогда мы будем видеть сразу двух Посейдонов на одной картине.
По легенде Венера – олицетворение красоты и вечности – не была представлена богам обнаженной. Родившуюся из легкой и белоснежной пены морской Венеру, легкий ветерок перенес на остров Кипр, где ее одели в златотканую одежду, голову украсили венком из благоухающих цветов и только тогда дивную богиню повели на Олимп.
Согласно античным мифам богов Олимпа отделяет от простых смертных пелена тумана. Никто, из живущих на земле, не видел «пристанище богов». Айвазовский же предоставил нам такую возможность: побродить среди богов на священной горе. На фоне древнегреческих архитектурных сооружений, в ожидании Венеры, собрались боги вокруг Зевса, которого легко узнать по внушительной златокудрой голове, величественной царственной позе, кроме того перед его фигурой изображен орел, считающийся символом главного бога. Рядом с Зевсом нежится Гера, его жена. Тяжелые, золотые украшения у нее на шее, в ушах, на голове. Гера покровительница семьи и брака, но ей приписывали многочисленные отрицательные черты – ревность, мстительность, даже жестокость. Справа от этой центральной пары, за скамьей – Афина, более почитаемая в древнем мире. Она покровительница воинов и праведных войн. Афине, как истинной красавице не очень повезло с мужьями, которых ей предопределила судьба. По одной версии она была женой сильного, талантливого, хромого бога, покровителя кузнечного дела Вулкана, по другой версии – женой Ареса – бога неправедных войн, может быть, именно он изображен в золотом шлеме слева в глубине картины. За фигурой Афины – «быстрый, как мысль» Гермес, покровитель путешественников, торговли, ораторов и даже воров, и красавец Аполлон. В толпе угадывается легендарный Геракл, которого боги взяли на Олимп за великие подвиги. Несколько особняком стоит Посейдон, равный по красоте своему брату Зевсу. Это благодаря действиям его трезубца в эту минуту на море такая тишь и благодать. Рядом его жена Амфитрита в накидке, радующей благородством синего цвета, и две из ее пятидесяти сестер – нереиды со сложными прическами. Не случайно, только этим красавицам уделил столько внимания художник. Он много раз путешествовал по морям и океану, а нереиды покровительствуют мореплавателям, от них зависит насколько счастливым окажется плавание, их нельзя сердить. Первоначально на картине Посейдону отводилось место в море, но художник записал левую часть картины, сосредоточив все внимание на богине любви и красоты. Со временем нижний слой краски проступил. При внимательном знакомстве угадываются очертания фигуры Посейдона. Ожидается, что с годами изображение будет явственнее. Тогда мы будем видеть сразу двух Посейдонов на одной картине. По легенде Венера – олицетворение красоты и вечности – не была представлена богам обнаженной. Родившуюся из легкой и белоснежной пены морской Венеру, легкий ветерок перенес на остров Кипр, где ее одели в златотканую одежду, голову украсили венком из благоухающих цветов и только тогда дивную богиню повели на Олимп.
В 1898 году Айвазовский написал картину “Среди волн”, которая стала вершиной его творчества. Художник изобразил бушующую стихию — грозовое небо и бурное море, покрытое волнами, как бы кипящими в столкновении одна с другой.
В 1898 году Айвазовский написал картину “Среди волн”, которая стала вершиной его творчества. Художник изобразил бушующую стихию — грозовое небо и бурное море, покрытое волнами, как бы кипящими в столкновении одна с другой.
Огромное полотно мариниста "От штиля к урагану", 1892 год. Обратите внимание как слева направо меняется море. Это как жизнь человека, но только в обратном порядке - от урагана к штилю. Между тем жизнь величайшего мариниста Айвазовского медленно но верно клонилась к закату, к штилю.....
Огромное полотно мариниста "От штиля к урагану", 1892 год. Обратите внимание как слева направо меняется море. Это как жизнь человека, но только в обратном порядке - от урагана к штилю. Между тем жизнь величайшего мариниста Айвазовского медленно но верно клонилась к закату, к штилю.....
Перед самой смертью Айвазовский написал картину «Морской залив»; а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной. В общей сложности за свою жизнь Айвазовский написал больше 6000 картин и устроил порядка 125 персональных выставок в России и за рубежом.  А вот тут есть над чем призадуматься. Если разделить всё это количество картин на годы жизни мариниста, то получится, что он писал одну картину в среднем за 3 - 4 дня. Даже если принять во внимание воспоминания современников что живописец работал очень быстро, то все равно разве такое возможно? А ведь когда-то надо было ещё и путешествовать, заниматься делами и т. д. Невольно закрадывается мысль о талантливых подмастерьях, что могли работать под присмотром Айвазовского в подвалах его дома. Но это просто мои мысли, версии и ничего более
Перед самой смертью Айвазовский написал картину «Морской залив»; а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной. В общей сложности за свою жизнь Айвазовский написал больше 6000 картин и устроил порядка 125 персональных выставок в России и за рубежом. А вот тут есть над чем призадуматься. Если разделить всё это количество картин на годы жизни мариниста, то получится, что он писал одну картину в среднем за 3 - 4 дня. Даже если принять во внимание воспоминания современников что живописец работал очень быстро, то все равно разве такое возможно? А ведь когда-то надо было ещё и путешествовать, заниматься делами и т. д. Невольно закрадывается мысль о талантливых подмастерьях, что могли работать под присмотром Айвазовского в подвалах его дома. Но это просто мои мысли, версии и ничего более
Иван Константинович Айвазовский умер 19 апреля (2 мая по новому стилю) 1900 года в своем родном городе Феодосия, в возрасте 82 лет. В соответствии с его завещанием Айвазовский был похоронен во дворе феодосийской средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса).
Иван Константинович Айвазовский умер 19 апреля (2 мая по новому стилю) 1900 года в своем родном городе Феодосия, в возрасте 82 лет. В соответствии с его завещанием Айвазовский был похоронен во дворе феодосийской средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса).
Далее в соседнем корпусе, втором или доме сестры продолжение экскурсии. Портрет знаменитого Максимилиана Волошина, поэта и художника конца серебряного века. Но об этом интереснейшем человеке я расскажу в материале, посвященном Коктебелю
Далее в соседнем корпусе, втором или доме сестры продолжение экскурсии. Портрет знаменитого Максимилиана Волошина, поэта и художника конца серебряного века. Но об этом интереснейшем человеке я расскажу в материале, посвященном Коктебелю
Во второй день мы посетили открытую на 200-летие рождения мариниста виртуальную выставку "Ожившие полотна Айвазовского". Вход свободный.
Во второй день мы посетили открытую на 200-летие рождения мариниста виртуальную выставку "Ожившие полотна Айвазовского". Вход свободный.
Под волшебную музыку на экране оживают полотна великого художника. На экране демонстрируются полотна в движении, динамике. Все они идут в хронологическом порядке и на экране синхронно следует текст описывающий всю долгую жизнь этого великого человека
Под волшебную музыку на экране оживают полотна великого художника. На экране демонстрируются полотна в движении, динамике. Все они идут в хронологическом порядке и на экране синхронно следует текст описывающий всю долгую жизнь этого великого человека
Ощущение какого-то волшебства не покидает зрителей
Ощущение какого-то волшебства не покидает зрителей
Кругом на четырёх экранах кипит жизнь. И море, море, море.....
Кругом на четырёх экранах кипит жизнь. И море, море, море.....
Обязательно посетите. Не пожалеете............
Обязательно посетите. Не пожалеете............

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому