P8214684.JPG
Согласно античным мифам богов Олимпа отделяет от простых смертных пелена тумана. Никто, из живущих на земле, не видел «пристанище богов». Айвазовский же предоставил нам такую возможность: побродить среди богов на священной горе.
На фоне древнегреческих архитектурных сооружений, в ожидании Венеры, собрались боги вокруг Зевса, которого легко узнать по внушительной златокудрой голове, величественной царственной позе, кроме того перед его фигурой изображен орел, считающийся символом главного бога. Рядом с Зевсом нежится Гера, его жена. Тяжелые, золотые украшения у нее на шее, в ушах, на голове. Гера покровительница семьи и брака, но ей приписывали многочисленные отрицательные черты – ревность, мстительность, даже жестокость.
Справа от этой центральной пары, за скамьей – Афина, более почитаемая в древнем мире. Она покровительница воинов и праведных войн. Афине, как истинной красавице не очень повезло с мужьями, которых ей предопределила судьба. По одной версии она была женой сильного, талантливого, хромого бога, покровителя кузнечного дела Вулкана, по другой версии – женой Ареса – бога неправедных войн, может быть, именно он изображен в золотом шлеме слева в глубине картины.
За фигурой Афины – «быстрый, как мысль» Гермес, покровитель путешественников, торговли, ораторов и даже воров, и красавец Аполлон.
В толпе угадывается легендарный Геракл, которого боги взяли на Олимп за великие подвиги.
Несколько особняком стоит Посейдон, равный по красоте своему брату Зевсу. Это благодаря действиям его трезубца в эту минуту на море такая тишь и благодать. Рядом его жена Амфитрита в накидке, радующей благородством синего цвета, и две из ее пятидесяти сестер – нереиды со сложными прическами. Не случайно, только этим красавицам уделил столько внимания художник. Он много раз путешествовал по морям и океану, а нереиды покровительствуют мореплавателям, от них зависит насколько счастливым окажется плавание, их нельзя сердить.
Первоначально на картине Посейдону отводилось место в море, но художник записал левую часть картины, сосредоточив все внимание на богине любви и красоты. Со временем нижний слой краски проступил. При внимательном знакомстве угадываются очертания фигуры Посейдона. Ожидается, что с годами изображение будет явственнее. Тогда мы будем видеть сразу двух Посейдонов на одной картине.
По легенде Венера – олицетворение красоты и вечности – не была представлена богам обнаженной. Родившуюся из легкой и белоснежной пены морской Венеру, легкий ветерок перенес на остров Кипр, где ее одели в златотканую одежду, голову украсили венком из благоухающих цветов и только тогда дивную богиню повели на Олимп.
Я вскользь упоминал о картинной галерее Айвазовского в Феодосии:
https://acvazul-v2010.tourister.ru/photoalbum/33576
Ованнес (Иван) Константинович Айвазовский родился в армянской семье купца Геворка (Константина) и Рипсиме Айвазян 17 (29) июля 1817 года в Феодосии.
Говорят, что горожане пожаловались на юного Ованнеса феодосийскому градоначальнику Казначееву за то что мальчик разрисовал углём стены домов. Градоначальник обратил внимание на юное дарование и за свои деньги дал ему возможность получить образование.
После окончания феодосийского уездного училища Айвазовский был зачислен в симферопольскую гимназию при помощи Казначеева, который в то время уже был поклонником таланта будущего художника. Затем Айвазовский был принят за казённый счёт в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга.